В целях реализации Закона Челябинской области "О промышленной политике", рассмотрев проект Концепции промышленной политики Челябинской области на 2008-2012 годы, Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию промышленной политики Челябинской области на 2008-2012 годы.
2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Кимайкин С.И.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Клепова Ю.В.
Председатель Правительства Челябинской области |
П.И. Сумин |
Утверждена постановлением
Правительства Челябинской области
от 13 ноября 2008 г. N 369-П
Концепция
промышленной политики Челябинской области на 2008-2012 годы
I. Введение
Настоящая Концепция промышленной политики Челябинской области на 2008-2012 годы (далее именуется - Концепция) разработана в соответствии со статьей 5 Закона Челябинской области от 27.11.2003 г. N 197-ЗО "О промышленной политике в Челябинской области". Требования, предъявляемые на современном этапе к функционированию промышленного комплекса, являются основанием для формирования положений промышленной политики и выработки действий по реализации мер государственной поддержки.
Закон Челябинской области от 27.11.2003 г. N 197-ЗО "О промышленной политике в Челябинской области" определяет промышленную политику как систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленного комплекса, исходя из социально-экономических интересов Челябинской области.
Концепция является основой промышленной политики Челябинской области на 2008-2012 годы. Концепция содержит:
1) цель и задачи;
2) анализ состояния промышленного комплекса Челябинской области;
3) основные направления и государственная поддержка развития промышленного комплекса Челябинской области;
4) ожидаемые основные результаты реализации Концепции;
5) механизм и контроль реализации Концепции.
В дальнейшем, исходя из сформулированных требований к Концепции и изменений социально-экономической ситуации, Концепция подлежит регулярному уточнению и актуализации.
Основой разработки Концепции являются:
1) Закон Челябинской области от 05.01.2000 г. N 100-ЗО "О внутриобластной производственной кооперации";
2) Закон Челябинской области от 27.11.2003 г. N 197-ЗО "О промышленной политике в Челябинской области";
3) Закон Челябинской области от 26.05.2005 г. N 383-ЗО "О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области";
4) Закон Челябинской области от 24.11.2005 г. N 422-ЗО "О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков";
5) Закон Челябинской области от 27.03.2008 г. N 250-ЗО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области";
6) стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 29.05.2007 г. N 177;
7) энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 г. N 1234-р;
8) план мероприятий по развитию легкой промышленности на 2006-2008 годы, утвержденный приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 07.12.2006 г. N 372;
9) стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 г. N 890;
10) основные направления развития энергетики Челябинской области на период до 2015 года, утвержденные постановлением Губернатора Челябинской области от 27.06.2007 г. N 212;
11) областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2008-2010 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 23.08.2007 г. N 774;
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 30 апреля 2009 г. N 1708 Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 23 августа 2007 г. N 774 "О принятии областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2008-2010 годы" признано утратившим силу
12) областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2006-2008 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 22.09.2005 N 1851 (с изменениями от 27.03.2008 г. N 1084);
13) Положение о предоставлении субсидий муниципальным образованиям Челябинской области на создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (инновационных бизнес-инкубаторов), утвержденное постановлением Правительства Челябинской области от 17.04.2008 г. N 93-П;
Постановлением Правительства Челябинской области от 20 апреля 2011 г. N 119-П постановление Правительства Челябинской области от 17 апреля 2008 г. N 93-П признано утратившим силу
14) Порядок предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности за счет средств областного бюджета, утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 22.05.2008 г. N 135-П;
Постановлением Правительства Челябинской области от 20 августа 2009 г. N 186-П постановление Правительства Челябинской области от 22 мая 2008 г. N 135-П признано утратившим силу
15) Порядок предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства за счет средств областного бюджета, утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 15.05.2008 г. N 123-П;
16) постановление Губернатора Челябинской области от 25.09.2000 г. N 385 "О предоставлении статуса уполномоченного коммерческого банка по финансовому обеспечению и развитию внутриобластной и межрегиональной кооперации";
17) постановления Губернатора Челябинской области от 14 февраля 2000 г. N 73 "О повышении эффективности взаимодействия учреждений начального профессионального образования и организаций области по подготовке рабочих и специалистов";
18) статистические материалы крупнейших предприятий Челябинской области и их прогнозные показатели.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 10 июня 2010 г. N 126 постановление Губернатора Челябинской области от 25 сентября 2000 г. N 385 признано утратившим силу
Постановлением Губернатора Челябинской области от 11 февраля 2010 г. N 45 постановление Губернатора Челябинской области от 14 февраля 2000 г. N 73 признано утратившим силу
II. Цель и задачи Концепции
Цель Концепции - создание условий для развития промышленного комплекса Челябинской области на основе инновационного обновления промышленных предприятий, обеспечивающего эффективное использование ресурсов и повышение качества продукции и услуг.
Задачи Концепции:
1) увеличение объема и ассортимента конкурентоспособной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках;
2) повышение эффективности использования ресурсов в промышленном комплексе Челябинской области;
3) рост валового регионального продукта Челябинской области;
4) совершенствование управления на предприятиях, внедрение современных систем управления качеством, прогрессивных методов организации производства;
5) обеспечение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций в промышленный комплекс;
6) развитие производственной инфраструктуры промышленности;
7) повышение экологической безопасности производств.
III. Анализ состояния промышленного комплекса Челябинской области
Экономику Южного Урала в значительной степени определяет промышленное производство, а ее основой являются металлургический и машиностроительный комплексы, доля которых в промышленности составляет около 80 процентов. Металлургические предприятия производят 30,8 процента всероссийского выпуска стали, 27 процентов проката, 15,4 процента стальных труб. В различных секторах экономики заняты около 1700 тыс. человек или 48 процентов населения Челябинской области.
Промышленный комплекс является базовым звеном экономики, влияющим на социально-экономическое состояние Челябинской области. Промышленными предприятиями производится более 43 процентов валового регионального продукта, который составил 536 млрд. рублей в 2007 году. В промышленности Южного Урала работают более 35 процентов от общего числа занятых в экономике области.
В составе промышленного комплекса более 477 крупных и средних предприятий различных форм собственности.
За период с 2000 по 2007 год промышленные предприятия Челябинской области работали стабильно, увеличивая объемы производства.
"Доля промышленности в валовом региональном продукте"
"Индекс промышленного производства Челябинской области за 2000-2007 год"
1. Структура промышленного комплекса
В соответствии с введением с 1 января 2005 года общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее именуется - ОКВЭД), принятым постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2004 г. N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД", промышленный комплекс разделен на следующие виды деятельности:
1) добыча полезных ископаемых;
2) обрабатывающие производства, в том числе:
а) текстильное и швейное производство;
б) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
в) производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов);
г) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
д) производство транспортных средств и оборудования;
е) металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
ж) производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов;
з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
и) прочие обрабатывающие производства;
3) производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Основу промышленного комплекса Челябинской области составляют обрабатывающие производства, доля которых в структуре отгрузки товаров промышленными предприятиями в 2007 году составила 92,2 процента.
"Структура промышленного комплекса Челябинской области"
"Структура отгрузки товаров обрабатывающих производств в 2007 году"
"Структура промышленного производства Челябинской области в 1990-2004 годах (в фактически действовавших ценах в процентах к итогу)"
"Структура промышленного производства Челябинской области по видам экономической деятельности в 2005-2007 годах (в фактически действовавших ценах в процентах к итогу)"
2. Металлургический комплекс
"Производство и стоимость отгруженной продукции металлургического комплекса Челябинской области"
Основные тенденции развития металлургического комплекса:
1) основной вклад в промышленное производство Челябинской области вносит металлургический комплекс, доля которого с начала 90-х годов XX века увеличилась с 43 до 68 процентов. С 2005 по 2007 годы также происходит рост объемов производства, но, вместе с тем, происходит изменение структуры промышленного комплекса Челябинской области, наблюдается снижение доли металлургии с 61 процента до 55,5 процента (учет по видам экономической деятельности). Перераспределение происходит за счет опережающего роста в экономике Южного Урала сферы торговли и ремонта техники (с 209,8 млрд. рублей в 2005 году до 440,3 млрд. рублей в 2007 году), машиностроения (с 47,9 млрд. рублей до 89,8 млрд. рублей), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (с 40,8 млрд. рублей до 85,4 млрд. рублей), роста доли малого бизнеса;
2) объем промышленного производства в металлургическом комплексе Челябинской области в 2007 году составил 428,8 млрд. рублей (в 2000 году составил 91,5 млрд. рублей). В 2007 году на предприятиях черной металлургии Челябинской области произведено 13,4 млн. тонн чугуна, 20,0 млн. тонн стали и 17,1 млн. тонн металлопроката. По производству чугуна, ферросплавов, стали, горячекатаного проката и холоднокатаного листового проката в 2007 году по отношению к 2006 году темп роста составил около 130 процентов, по производству чугунных и стальных труб - около 150 процентов. Увеличилось производство цветных металлов в 1,27 раза;
3) спрос на металлопродукцию обеспечен необходимостью технического перевооружения изношенных основных фондов отраслей экономики, обновления железнодорожного транспорта, сельскохозяйственной техники, энергетического оборудования, расширения производства автомобилей, освоения новых месторождений нефти и газа, строительства трубопроводов, жилищного строительства; растущей потребностью со стороны оборонно-промышленного комплекса (далее именуется - ОПК). Рост оборота предприятий металлургического комплекса во многом обусловлен ростом цен на готовую продукцию (с 2003 по 2008 годы цены на трубную заготовку росли в среднем на 27,2 процента в год, сляб - на 18,2 процента, горячекатаный лист - на 19,1 процента, холоднокатаный лист - 14,9 процента). Причины - рост цен на железорудное сырье, кокс, электроэнергию, газ, транспортные услуги. В прогнозах - дальнейшее увеличение цен на сырье для металлургических компаний;
4) экспортная направленность металлургического комплекса постепенно изменяется в сторону внутреннего рынка. Есть основание считать потенциал роста металлургического комплекса высоким вследствие низкого внутреннего потребления металлопродукции. При этом возможности увеличения производства стали за счет имеющихся мощностей во многом исчерпаны. Дальнейший рост производства может быть реализован при инвестировании в модернизацию существующих и строительство новых высокотехнологичных мощностей, в развитие минерально-сырьевой базы. Важным условием развития металлургии является возрастание требований к качеству готовой продукции со стороны металлопотребляющих отраслей;
5) в Челябинской области для решения указанных задач имеются все предпосылки успешного развития металлургических предприятий: наличие достаточно крупного научно-производственного потенциала, обеспечивающего производство практически всей номенклатуры выпускаемой продукции, наличие спроса на продукцию металлургического комплекса на внутреннем и внешнем рынках, идущая модернизация основных фондов ведущих металлургических компаний Челябинской области.
Крупнейшие металлургические предприятия Челябинской области:
1) открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат";
2) открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат";
3) открытое акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод";
4) открытое акционерное общество "Златоустовский металлургический завод";
5) открытое акционерное общество "Ашинский металлургический завод";
6) открытое акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат";
7) открытое акционерное общество "Комбинат "Магнезит";
8) закрытое акционерное общество "Кыштымский медеэлектролитный завод";
9) закрытое акционерное общество "Карабашмедь";
10) открытое акционерное общество "Челябинский цинковый завод";
11) открытое акционерное общество "Уфалейникель".
Основные проблемы металлургического комплекса:
1) отсутствие собственной ресурсной базы в Челябинской области ставит предприятия в зависимость от внешних поставщиков сырья. За последние 10 лет не было разведано ни одного крупного месторождения, и в недалеком будущем металлургический комплекс может остаться без собственной сырьевой базы. Хотя месторождения всех дефицитных видов сырья имеются, но низкая рентабельность и высокие риски, связанные с их освоением, приводят к отсутствию инвестиций в разработку новых месторождений;
2) большую долю экспорта российских предприятий черной (более 45 процентов) и цветной металлургии (90 процентов) составляет продукция с низкой добавленной стоимостью (руда, чугун, слитки, слябы и заготовка для переката). Импортные поставки металлопродукции (включая металл в машинах и оборудовании) превысили 20 процентов емкости внутреннего рынка;
3) дефицит высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических работников;
4) рост вредного влияния на экологическую обстановку в Челябинской области вследствие морального износа производственных фондов.
Необходимые мероприятия по развитию металлургического комплекса:
1) разработка новых месторождений в рамках инвестиционного проекта Уральского федерального округа "Урал Промышленный - Урал Полярный" (прогнозные ресурсы залежей на Приполярном и Полярном Урале оцениваются следующим образом: железных руд - 3,9 млрд. тонн, бокситов - 21,5 млн. тонн, марганцевых руд - 47 млн. тонн, хромовых руд - 240 млн. тонн, меди и цинка - 16,2 млн. тонн);
2) приобретение угольных и рудных сырьевых активов;
3) усиление положения на внутреннем и внешнем рынках благодаря повышению качества продукции, проведению маркетинговых исследований и выработке рыночной стратегии;
4) организация качественной логистики;
5) внедрение инновационных технологий;
6) внедрение энергосберегающих технологий и расширение собственной энергетической базы;
7) ускорение структурных преобразований с выводом неэффективных мощностей или диверсификацией производств;
8) обеспечение промышленных предприятий кадрами требуемой квалификации и в достаточном количестве;
9) изыскание инвестиций на модернизацию производства;
10) повышение эффективности экспорта продукции;
11) снижение негативного воздействия на окружающую среду в районах размещения предприятий путем технического перевооружения.
3. Машиностроительный комплекс
"Производство и стоимость отгруженной продукции машиностроительного комплекса Челябинской области"
Основные тенденции развития машиностроительного комплекса
На конец 2007 года машиностроительный и оборонно-промышленный комплексы Челябинской области объединяют около 200 крупных и средних предприятий. Общая численность занятых в указанных комплексах составляет около 150 тыс. человек или 39 процентов от занятых в промышленном секторе.
Объем производства машиностроительными предприятиями в 2007 году составил 89,8 млрд. рублей (2000 год - 20,3 млрд. рублей). Рост объема производства в сравнении с 2006 годом составил 149,5 процента. Основной вклад, более 80 процентов от всего машиностроительного комплекса, в производство машиностроительной продукции Южного Урала в последние годы вносили предприятия оборонно-промышленного комплекса, автомобилестроения, строительно-дорожные и приборостроения. Во многом это результат деятельности таких предприятий как: открытое акционерное общество "Автомобильный завод "Урал", общество с ограниченной ответственностью "ЧТЗ-УРАЛТРАК", федеральное государственное унитарное предприятие "Миасский машиностроительный завод", федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк", федеральное государственное унитарное предприятие "Приборостроительный завод", город Трехгорный, промышленная группа "Метран", открытое акционерное общество "Завод "Теплоприбор".
Крупнейшие машиностроительные предприятия Челябинской области:
1) открытое акционерное общество "Автомобильный завод УРАЛ";
2) общество с ограниченной ответственностью "ЧТЗ-УРАЛТРАК";
3) закрытое акционерное общество "Механоремонтный комплекс";
4) открытое акционерное общество "Челябинский кузнечно-прессовый завод";
5) "Челябинский электровозоремонтный завод" филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Крупнейшие предприятия оборонно-промышленного комплекса Челябинской области:
1) федеральное государственное унитарное предприятие "Златоустовский машиностроительный завод";
2) федеральное государственное унитарное предприятие "Миасский машиностроительный завод";
3) федеральное государственное унитарное предприятие "Усть-Катавский вагоностроительный завод";
4) федеральное государственное унитарное предприятие "Приборостроительный завод", город Трехгорный;
5) федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк";
6) федеральное государственное унитарное предприятие "Ракетный федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт теоретической физики имени академика Е.И. Забабахина".
Основные проблемы машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов Челябинской области:
1) снижение уровня спроса на продукцию машиностроительных предприятий в результате появления на рынке аналогичной продукции зарубежных компаний, в том числе из Китая;
2) моральный и физический износ основных фондов предприятий, достигший критической отметки;
3) технологическое отставание от передовых стран, в первую очередь, в станкостроительной сфере;
4) многолетнее отсутствие системной промышленной политики и, как следствие, несовершенство законодательно-нормативной базы развития отрасли;
5) утрата рядом промышленных предприятий кредитной и инвестиционной привлекательности;
6) неурегулированность вопроса о правах собственности и статусе земельных участков под промышленными объектами;
7) отток квалифицированных специалистов из сферы промышленного производства и научно-технической деятельности;
8) дефицит высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических работников;
9) несвоевременное обеспечение предприятий ОПК государственными оборонными заказами.
Необходимые мероприятия в машиностроительном и оборонно-промышленном комплексах Челябинской области:
1) внедрение передовых технологий и оборудования, современных методов и систем управления на базе информационных технологий, подъем технического уровня и эффективности производства;
2) активное развитие инновационной деятельности;
3) привлечение долгосрочных инвестиций;
4) реструктуризация и оптимизация производственных мощностей;
5) воссоздание системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров;
6) использование мирового опыта в области управления и интеграция в международную экономическую систему, внедрение международных стандартов качества;
7) продвижение конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
8) развитие экспортного потенциала отечественного машиностроения, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции иностранных компаний;
9) создание необходимых условий для улучшения экономической деятельности предприятий, работающих в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
10) техническое перевооружение предприятий ОПК при непосредственной поддержке государства;
11) отстаивание интересов работников предприятий ОПК в части формирования норматива по заработной плате в цене государственного оборонного заказа, соответствующего уровню оплаты труда на промышленных предприятиях Челябинской области.
4. Комплекс легкой промышленности
Основные тенденции развития
Анализ работы предприятий легкой промышленности показывает рост объема производства с 739,5 млн. рублей в 2000 году до 3,1 млрд. рублей в 2007 году. Крупные предприятия комплекса, имея технологические преимущества перед конкурентами, создали эффективную сбытовую сеть в Челябинской области и стране в целом, что позволило сократить сроки реализации продукции, снизить потери, а грамотно спланированная ценовая политика позволила занять устойчивые позиции на межрегиональном рынке.
Основной вклад в развитие комплекса легкой промышленности внесли следующие предприятия: закрытое акционерное общество "Обувная фирма "Юничел", закрытое акционерное общество "Зюраткуль", закрытое акционерное общество "Пеплос", общество с ограниченной ответственностью "Магнитогорская обувная фабрика".
Основные проблемы комплекса легкой промышленности:
1) незащищенность внутреннего рынка от экспансии импортного дешевого и некачественного товара;
2) недостаток собственных оборотных средств, большая доля устаревшего технологического оборудования;
3) высокий уровень налогообложения, высокие тарифы на топливно-энергетические ресурсы и таможенные пошлины на импорт оборудования, сырья и материалов;
4) устаревшие методы руководства в управлении деятельностью организации;
5) сокращение поставок сырья из среднеазиатских республик;
6) низкая конкурентоспособность продукции ввиду несоответствия мировым требованиям к качеству, дизайну и ассортименту.
"Производство и стоимость отгруженной продукции комплекса легкой промышленности Челябинской области"
Необходимые мероприятия по развитию комплекса легкой промышленности:
1) принятие мер по регулированию импорта продукции легкой промышленности и ужесточение мер законности ее ввоза;
2) обеспечение отечественным товаропроизводителям равноценных конкурентных условий с иностранными производителями на внутреннем рынке;
3) налаживание экономических связей и восстановление сырьевой базы предприятий;
4) повышение инвестиционной привлекательности предприятий;
5) продвижение продукции путем участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории России и за ее пределами.
5. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Основные тенденции развития
Анализ энергетического комплекса показал, что потребление электроэнергии по области растет вследствие увеличения объемов производства. В 2006 году по отношению к 2005 году рост потребления составил 6 процентов, в 2007 году к 2006 году - 3,1 процента. Выработка электроэнергии в 2007 году составила 29342,0 млн. кВт.ч. при общем потреблении 35961,9 млн. кВт.ч., дефицит по генерации составил 6 619,9 млн. кВт.ч.
В целом энергосистема Челябинской области работает надежно и обеспечивает слаженную работу предприятий, хозяйств и социальной сферы. Этому в немалой степени способствует Соглашение "О взаимодействии по реализации мероприятий энергетических компаний для обеспечения надежного электроснабжения и создания условий по присоединению к электрическим сетям потребителей Челябинской области" от 25.12.2006 г. N 45, заключенное между российским открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "ЕЭС России" (далее именуется - РАО "ЕЭС России") и Правительством Челябинской области. В нем определены первоочередные мероприятия по строительству и реконструкции генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры с объемом инвестиций более 61 млрд. рублей. Для стабильного развития энергосистемы Челябинской области постановлением Губернатора Челябинской области от 27.06.2007 г. N 212 утверждены "Основные направления развития энергетики Челябинской области на период до 2015 года". Их целью является определение путей и условий наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала топливно-энергетического комплекса для надежного обеспечения хозяйства Челябинской области соответствующим объемом энергетических ресурсов.
"Собственное производство тепловой и электрической энергии в Челябинской области"
Реализация мероприятий "Основных направлений развития энергетики Челябинской области на период до 2015 года" и вышеназванного Соглашения позволила в 2007 году увеличить выработку электроэнергии на территории области на 4,2 процента.
В апреле 2007 года Правительством Российской Федерации одобрена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики в Российской Федерации до 2020 года, в которую включен проект строительства Южно-Уральской атомной электростанции.
С реализацией первоочередных мероприятий по строительству и реконструкции генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры проблемы с обеспечением электроэнергией потребителей Челябинской области будут решены.
Проблемы энергетического комплекса:
1) недостаточность генерирующих мощностей для производства электрической энергии Челябинской области: в 2007 году из общего объема потребленной электроэнергии 18,4 процента получено с оптового рынка;
2) высокий износ энергетического оборудования;
3) появление зон неравномерного интенсивного роста потребления электроэнергии, возникновение пиковых нагрузок;
4) отсутствие электросетевых ресурсов для новых потребителей. С 2004 года электросетевой комплекс работает в условиях дефицита пропускной способности линий электропередач и подстанций, что создает технические ограничения для подключения новых потребителей.
Необходимые мероприятия по развитию энергетического комплекса:
1) создание резерва мощностей, обеспечивающего энергобезопасность Челябинской области и увеличение полезного отпуска электроэнергии;
2) внедрение энергосберегающих технологий;
3) обеспечение сбалансированного развития генерации и сетевой инфраструктуры;
4) реализация соглашения между РАО "ЕЭС России" и Правительством Челябинской области по обеспечению надежного электроснабжения и взаимодействию при угрозе возникновения нарушений электроснабжения;
5) снижение уровня рисков техногенных аварий и ущерба от перебоев в электроснабжении области;
6) реализация плана мероприятий по развитию энергетики Челябинской области до 2015 года;
7) строительство Южно-Уральской атомной электростанции;
8) развитие альтернативной и малой энергетики.
"Динамика производства, потребления и передачи электроэнергии в Челябинской области (млн. кВт.ч.)"
6. Добыча полезных ископаемых и производство строительных материалов
Основные тенденции развития
В Челябинской области действуют около 200 горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, отрабатывающих многочисленные месторождения бурого угля, черных и цветных металлов, золота, нерудного сырья и стройматериалов. Кроме того, на территории области отрабатывается ряд месторождений, являющихся сырьевой базой предприятий Республики Башкортостан, Оренбургской и Свердловской областей. Продукция горнодобывающих и перерабатывающих предприятий Челябинской области направляется во многие регионы России и СНГ, а по производству огнеупоров, графита, талька, гранулированного кварца, цинка, формовочных песков, флюсов, феррохрома, каолинов область занимает ведущее место на Урале и в России.
По состоянию на 1 января 2008 года государственным балансом учтены следующие полезные ископаемые: уголь - 502 млн. тонн, железные руды - 848126 тыс. тонн, марганцевые руды - 67,9 тыс. тонн, медь - 2170,8 тыс. тонн, цинк - 2322,3 тыс. тонн, никель - 136, 8 тыс. тонн, кобальт - 6024 тонны, титан - 20686 тыс. тонн, ниобий - 5535 тонн, золото - 236,1 тонны, фосфорит - 833 тыс. тонн, каолин - 31328 тыс. тонн, барит - 1564,3 тыс. тонн, гранулированный кварц - 2076,2 тыс. тонн, молочно-белый жильный кварц - 166,9 тыс. тонн, прозрачный жильный кварц - 5,4 тыс. тонн, кристаллосырье - 2660,9 тонны, пьезооптический кварц - 38,2 тонны, горный хрусталь для плавки - 1127,1 тонны и огранки - 0,4 тонны, слюда-вермикулит - 3227 тыс. тонн, графит - 972,5 тыс. тонн, тальк - 30715 тыс. тонн, магнезит - 142989 тыс. тонн, кварцит - 170535 тыс. тонн, флюсовый известняк - 1034633 тыс. тонн, металлургический доломит - 192057 тыс. тонн, формовочный материал - 87594 тыс. тонн, огнеупорные глины - 205992 тыс. тонн, цементное сырье - 479029 тыс. тонн, гипс и ангидрит - 26118 тыс. тонн.
При условии комплексного, последовательного и непрерывного проведения работ по геологическому изучению недр перспективы выявления месторождений основных полезных ископаемых до глубин 200 метров оцениваются как благоприятные.
Челябинская область является лидером по добыче и переработке минерального сырья для производства строительных материалов. На территории области действует более 100 малых и средних предприятий, ведущих добычу, переработку минерального сырья для производства строительного щебня, строительного песка и керамических изделий; Челябинская область обеспечивает строительным сырьем районы Сибири, Урала, Поволжья и Центральной России.
На территории области ведутся широкомасштабные работы по поиску, оценке и разведке месторождений строительного сырья как за счет средств предприятий, так и за счет средств областного бюджета. Ежегодный прирост запасов строительного сырья составляет: по строительному камню - 150 млн. куб. метров, по строительному песку - 3,0 млн. куб. метров, по кирпичным глинам - 500 тыс. куб. метров. Потенциал недр Челябинской области по строительному минеральному сырью практически неограничен. Крупнейшие горнодобывающие предприятия Челябинской области:
1) открытое акционерное общество "Челябинская угольная компания";
2) открытое акционерное общество "Южуралзолото Группа Компаний";
3) открытое акционерное общество "Комбинат "Магнезит";
4) открытое акционерное общество "Александрийская горно-рудная компания";
5) открытое акционерное общество "Уфалейникель";
6) открытое акционерное общество "Кварц";
7) открытое акционерное общество "Вишневогорский горно обогатительный комбинат";
8) общество с ограниченной ответственностью "Регионснабсбыт".
Крупнейшие предприятия Челябинской области по производству строительных материалов:
1) филиал открытого акционерного общества "Лафаржцемент";
2) открытое акционерное общество "Катавский цемент";
3) общество с ограниченной ответственностью ПКО "ЧелСи";
4) закрытое акционерное общество "Челябинский завод ЖБИ-1";
5) закрытое акционерное общество "Челябинский завод ЖБИ-2";
6) открытое акционерное общество "Завод металлоконструкций" город Челябинск;
7) открытое акционерное общество "Магнитострой";
8) открытое акционерное общество "Кемма";
9) закрытое акционерное общество "Челябинский завод эффективного строительного кирпича".
"Добыча угля и железной руды в Челябинской области"
"Производство строительных материалов в Челябинской области"
Основные проблемы минерально-ресурсного комплекса Челябинской области:
1) интенсивная эксплуатация недр в течение 250 лет привела к их истощению по ряду полезных ископаемых - железу, алюминию, редким металлам; добыча полезных ископаемых не компенсируется приростом их запасов;
2) по мере освоения месторождений ухудшаются горно-геологические условия добычи полезных ископаемых, что влечет за собой удорожание стоимости сырья и снижение его конкурентоспособности;
3) использование устаревшего оборудования не позволяет максимально извлекать полезные компоненты, увеличивает потери в недрах и в отходах горнодобывающего производства;
4) несовершенство законодательства о недропользовании не стимулирует предприятия инвестировать средства в геологоразведочные работы и развитие собственной сырьевой базы;
5) действующее природоресурсное законодательство (Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации) ограничивает, а в ряде случаев препятствует проведению работ по геологическому изучению недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых;
6) кадровый дефицит инженерно-технических работников горногеологических специальностей.
Необходимые мероприятия по развитию минерально-ресурсного комплекса Челябинской области:
1) реализация комплексного плана геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы Челябинской области на 2007-2010 годы, целью которого является восполнение запасов полезных ископаемых, извлекаемых из недр, и обеспечение минеральным сырьем горнодобывающих организаций и предприятий перерабатывающего промышленного комплекса Челябинской области на ближайшую и долгосрочную перспективу. Данная цель достигается при условии последовательного и непрерывного геологического изучения недр и проведения геологоразведочных работ, обеспечивающих расширенное (или, как минимум, компенсирующее) воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов;
2) совершенствование законодательства о недропользовании в направлении стимулирования предприятий для развития собственной сырьевой базы;
3) совершенствование природоресурсного законодательства в направлении учета взаимных интересов пользователей различных видов природных ресурсов - лесных, водных, земельных, ресурсов недр;
4) решение вопросов технического перевооружения горнодобывающих предприятий и кадрового обеспечения специалистами горно-геологического профиля;
5) повышение степени переработки минерального сырья;
6) использование современной передовой техники для комплексного использования минерального сырья и извлечения полного состава полезных компонентов.
IV. Основные направления и государственная поддержка развития
промышленного комплекса Челябинской области
1. Развитие инновационной деятельности в Челябинской области
Нормативная база по поддержке и развитию инновационной деятельности:
1) Закон Челябинской области от 26.05.2005 г. N 383-ЗО "О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области";
2) областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2008-2010 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 23.08.2007 г. N 774;
3) Положение о предоставлении субсидий муниципальным образованиям Челябинской области на создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (инновационных бизнес-инкубаторов), утвержденное постановлением Правительства Челябинской области от 17.04.2008 г. N 93-П;
4) Порядок предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности за счет средств областного бюджета, утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 22.05.2008 г. N 135-П;
5) Закон Челябинской области от 24.11.2005 г. N 422-ЗО "О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков".
Государственная поддержка инновационной деятельности в Челябинской области:
1) в соответствии с областной целевой программой "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2008-2010 годы предоставляются субсидии, в том числе:
а) на возмещение затрат субъектов инновационной деятельности на получение и поддержание в силе патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, получение лицензий на использование запатентованных изобретений, промышленных образцов, полезных моделей. Объем финансирования на 2008 год - 200 тыс. рублей;
б) на возмещение затрат субъектов инновационной деятельности, реализующих инновационные проекты, на участие в торгово-экономических миссиях, выставках, ярмарках, на оплату регистрационных сборов, аренды выставочных площадей и выставочного оборудования, транспортных расходов. Объем финансирования на 2008 год - 700 тыс. рублей;
2) в соответствии с Порядком предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности за счет средств областного бюджета субсидии предоставляются в виде возмещения части затрат на:
а) приобретение технологического оборудования для реализации инновационных проектов;
б) оплату выполненных работ (оказанных услуг) сторонних организаций, связанных с разработкой инновационных проектов;
в) уплату по процентам кредитов кредитным организациям;
г) уплату лизинговых платежей;
д) получение и поддержание в силе патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, получение лицензий на использование запатентованных изобретений, промышленных образцов, полезных моделей;
е) участие в торгово-экономических миссиях, выставках, ярмарках и других мероприятиях;
ж) разработку и реализацию инновационных проектов субъектов инновационной деятельности, созданных в предшествующем и текущем финансовых годах по программе "Старт", "Темп" Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
В целях активизации и стимулирования инновационных процессов, реализации государственной научно-технической и инновационной политики, развития венчурного инвестирования и содействия в создании региональной инновационной системы Челябинской области создан межведомственный координационный совет по вопросам инновационной деятельности Челябинской области (далее именуется - координационный совет), (распоряжение Правительства Челябинской области от 07.09.2004 г. N 9-рп). Координационный совет сформирован из представителей Законодательного Собрания Челябинской области, Правительства Челябинской области, представителей организаций, являющихся участниками инновационного процесса.
Распоряжением Правительства Челябинской области от 7 августа 2013 г. N 157-рп распоряжение Правительства Челябинской области от 7 сентября 2004 г. N 9-рп признано утратившим силу
Основными задачами координационного совета являются:
1) анализ действующей нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности, механизмов взаимодействия участников рынка инноваций;
2) анализ состояния дел в сфере инновационного предпринимательства, практики государственной поддержки и развития инновационной деятельности на территории Челябинской области;
3) подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы Российской Федерации и Челябинской области в сфере инноваций;
4) подготовка предложений по проектам программ, планов мероприятий по поддержке и развитию инновационной деятельности;
5) разработка механизмов взаимодействия органов государственной власти, промышленных предприятий, инвестиционных институтов, научных организаций, органов патентования и лицензирования и содействие их внедрению;
6) изучение и оценка предложений по реализации программ и планов по развитию инновационного предпринимательства в Челябинской области;
7) разработка механизмов предоставления государственной поддержки при реализации инновационных проектов государственного значения, направленных на создание наукоемкой конкурентоспособной продукции.
В целях информационной поддержки инновационной деятельности Министерством экономического развития Челябинской области создан интернет-сайт (www.chelreg-innov.ru).
Между Правительством Челябинской области и Государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий" планируется заключение соглашения о сотрудничестве в инновационной сфере. Задачей корпорации, уставной капитал которой составляет 130 млрд. рублей, является реализация инвестиционных проектов, обеспечивающих рост конкурентоспособности производства, в том числе в отраслях промышленности, имеющих высокий технологический потенциал. Инвестиционная деятельность корпорации фокусируется на финансировании начальной стадии коммерциализации, когда возможности привлечения частного капитала ограничены в силу высоких рисков, рыночной и технологической неопределенности.
2. Повышение инвестиционной привлекательности и
привлечение инвестиций в промышленный комплекс
Нормативная база по поддержке и развитию инвестиционной деятельности:
1) Закон Челябинской области от 27.03.2008 г. N 250-ЗО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области";
2) областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2006-2008 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 22.09.2005 г. N 1851 (с изменениями от 27.03.2008 г. N 1084);
3) Порядок предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства за счет средств областного бюджета, утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 15.05.2008 г. N 123-П;
4) Закон Челябинской области от 24.11.2005 г. N 422-ЗО "О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков".
Основные направления развития инвестиционной деятельности:
1) привлечение средств инвесторов для развития экономики области (создание каталога инвестиционных проектов Челябинской области, проведение ежегодных инвестиционных форумов, привлечение средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний);
2) привлечение из федерального бюджета финансовых средств на строительство объектов на территории Челябинской области в рамках федеральной адресной инвестиционной программы;
3) государственная поддержка за счет средств областного бюджета предприятий, реализующих инвестиционные проекты (компенсация части затрат на оплату процентов по кредитам коммерческих банков);
4) предоставление льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет, инвесторам, осуществляющим прямые инвестиции в экономику Челябинской области.
В соответствии с областной целевой Программой развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2006-2008 годы предоставляются субсидии, в том числе:
1) на возмещение затрат субъектов малого предпринимательства на уплату процентов по кредитам кредитных организаций, займам кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных кооперативов и лизинговых платежей по договорам лизинга. Объем финансирования на 2008 год - 10,5 млн. рублей;
2) на возмещение затрат субъектов малого предпринимательства по участию в торгово-экономических миссиях, выставках, ярмарках;
3) на возмещение затрат субъектов малого предпринимательства по оплате стоимости вознаграждения по банковской гарантии, по гарантии, представленной страховой организацией банку, иной кредитной организации, а также по оплате стоимости вознаграждения по договорам поручительства, заключенным с некоммерческими организациями, обеспечивающими исполнение обязательств.
3. Развитие электроэнергетических мощностей Челябинской области
Основные планируемые мероприятия:
1) совместно с РАО "ЕЭС России" разработана Программа первоочередных мер по строительству и реконструкции электроэнергетических мощностей на период 2006-2011 годов. Объем финансирования составит 61,2 млрд. рублей;
2) ввод генерирующих мощностей - 2170 МВт, в том числе:
энергоблок N 3 (180 МВт) Челябинской ТЭЦ-3 открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 10";
энергоблоки N 10, N 11 (660 МВт каждый) Троицкой ГРЭС открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии";
энергоблоки N 11, N 12 (225 МВт каждый) Южноуральской ГРЭС открытого акционерного общества "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии";
3) строительство и реконструкция электрических сетей на общую сумму 21,8 млрд. рублей (67 объектов электросетевого хозяйства);
4) строительство Южно-Уральской атомной электростанции мощностью 4600 МВт;
5) развитие генерирующих мощностей предприятий Челябинской области. Строительство газотурбинных станций (Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский электрометаллургический комбинат, Челябинский металлургический комбинат - 690 МВт);
6) развитие малой энергетики. Строительство мини-ТЭЦ с циркулирующим кипящим слоем (120 МВт). Использование альтернативных источников энергии (400 МВт);
7) реализация основных направлений энергосбережения в Челябинской области до 2010 года, энергопаспортизация муниципальных образований, установка средств учета и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов (в бюджетных организациях 100 процентов), снижение энергопотребления на 10-20 процентов;
8) оптимизация затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии;
9) согласование интересов предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса Челябинской области с экономическими и социальными интересами развития региона и муниципальных образований.
4. Развитие промышленного комплекса на основе кластерного подхода
Металлургический комплекс:
1) развитие кластеров на территориях концентрации наиболее крупных предприятий (города Челябинск и Магнитогорск);
2) обеспечение эффективного участия металлургических предприятий Челябинской области в инвестиционном проекте "Урал Промышленный - Урал Полярный" в целях решения стратегических вопросов сырьевой обеспеченности;
3) обеспечение разработки медных месторождений на территории Челябинской области в целях создания надежной системы поставок меднорудного сырья. Продукция медного кластера востребована предприятиями Челябинской области, в том числе на вновь создаваемых производствах и в машиностроительном кластере.
Машиностроительный комплекс и ОПК:
1) развитие кластера в приборостроении в городе Челябинске путем стимулирования разработок инновационных технологий и внедрения их в массовое производство;
2) создание новых производств, ориентированных на поставки сырья и продукции, производимой в металлургическом кластере Челябинской области;
3) развитие производства машин и оборудования, внедрение передовых технологий и использование потенциала оборонно-промышленного комплекса для производства продукции гражданского назначения;
4) перепрофилирование убыточных машиностроительных предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в составе машиностроительного кластера на имеющихся площадях;
5) реструктуризация оборонно-промышленного комплекса и отдельных предприятий через объединение их в корпорации, холдинги, концерны.
Энергетический комплекс:
1) развитие энергетического кластера путем формирования эффективной энергетической инфраструктуры;
2) основные направления развития: ввод новых генерирующих мощностей; создание и реконструкция электросетей; строительство Южно-Уральской атомной электростанции мощностью 4600 МВт; развитие генерирующих мощностей предприятий Челябинской области (690 МВт); развитие малой энергетики; строительство мини-ТЭЦ с циркулирующим кипящим слоем, использованием низкосортных бурых углей, шлама и отходов углеобогащения челябинского угля (120 МВт), реализация основных направлений энергосбережения в Челябинской области до 2010 года, энергопаспортизация муниципальных образований, установка средств учета и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов; согласование интересов предприятий топливно-энергетического комплекса с интересами развития Челябинской области и региона, оптимизация затрат.
5. Рост качества, повышение производительности труда
в промышленном комплексе Челябинской области
Государственная поддержка деятельности по повышению качества и конкурентоспособности предприятий Челябинской области осуществляется в соответствии с областной целевой Программой развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2006-2008 годы. Данная областная целевая Программа подразумевает предоставление субсидий, в том числе на возмещение затрат, связанных с оплатой услуг по сертификации и (или) другим формам подтверждения соответствия, разработке и (или) регистрации товарных знаков, знаков обслуживания. Объем финансирования в 2008 году составляет 300 тыс. рублей.
Внедрение системы менеджмента качества имеет следующие преимущества:
1) возрастание удовлетворенности и доверия потребителей в связи с полным соответствием их требованиям и запросам;
2) снижение эксплуатационных затрат путем снижения затрат на качество, а также рост эффективности в результате превалирования предупреждения над исправлением;
3) рост конкурентоспособности и прибыли в результате выпуска качественной продукции и снижения эксплуатационных расходов;
4) совершенствование передачи производственного опыта внутри компании;
5) повышение эффективности труда сотрудников.
Стимулирование промышленного комплекса к повышению качества продукции, внедрению эффективных методов управления качеством:
1) ежегодное вручение "Премии Губернатора Челябинской области по качеству в сфере промышленности";
2) конкурс "20 лучших товаров Челябинской области";
3) конкурс "100 лучших товаров России";
4) проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, конференций, "круглых столов" по вопросам обеспечения качества и повышения конкурентоспособности продукции и услуг.
Повышение производительности труда, характеризуя эффективность затрат труда в материальном производстве, определяется количеством продукции, производимой в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции. Индикативным показателем, характеризующим производительность труда, является выработка продукции на одного работника промышленно-производственного персонала в единицу времени, которая определяется как отношение объема продукции (работ, услуг) к среднесписочной численности персонала.
В целях повышения производительности труда необходимо проведение комплекса мероприятий:
1) мониторинг выполнения индикативных показателей по составляющим производительности труда в разрезе промышленных предприятий и отраслей с проведением соответствующих корректировок;
2) привлечение предприятий к реализации:
а) Закона Челябинской области от 26.05.2005 г. N 383-ЗО "О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области";
б) Закона Челябинской области от 27.03.2008 г. N 250-ЗО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области";
в) областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 23.08.2007 N 774;
г) областной целевой Программы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.09.2005 N 1851 (с изменениями от 27.03.2008 г. N 1084);
3) проведение работ по активизации участия предприятий во внедрении и сертификации систем менеджмента качества на соответствие международным стандартам;
4) организация и проведение тематических заседаний органами исполнительной власти Челябинской области совместно с Челябинским региональным объединением работодателей "ПРОМАСС", Южно-Уральской торгово-промышленной палатой, объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области", Ассоциацией оборонно-промышленных предприятий Челябинской области и других заинтересованных организаций по вопросам внедрения инноваций и повышения производительности труда;
5) развитие кооперации проведения субконтрактных работ между промышленными предприятиями и организациями Челябинской области. Привлечение предприятий к реализации Закона Челябинской области от 05.01.2000 г. N 100-ЗО "О внутриобластной производственной кооперации";
6) проведение инвентаризации свободных производственных мощностей и площадей для формирования предложений заинтересованным партнерам по размещению производства;
7) снижение производственных затрат на:
а) внедрение инновационных разработок и методов управления производством;
б) техническое перевооружение предприятий;
в) внедрение автоматизированных энерго- и ресурсосберегающих технологий;
г) развитие альтернативной и малой энергетики;
д) реструктуризацию и оптимизацию производственных мощностей;
8) проведение организационных работ по привлечению в Челябинскую область международных корпораций для открытия дочерних фирм и филиалов;
9) разработка и реализация программ по повышению квалификации руководящих кадров высшего и среднего звена предприятий Челябинской области в сфере менеджмента, маркетинга и финансов;
10) развитие на предприятиях Челябинской области системы внутрипроизводственного обучения, повышения квалификации работников, воссоздание системы сотрудничества с образовательными учреждениями.
Целью данных мероприятий является увеличение производительности труда на промышленных предприятиях Челябинской области.
Для достижения указанной цели в промышленности Челябинской области необходимо решить следующие задачи:
1) ежегодное увеличение объемов реализации продукции на каждом промышленном предприятии. При этом обеспечить улучшение качества производимой продукции и увеличение эффективности работы маркетинго-сбытовых служб;
2) проведение технологической модернизации промышленных предприятий;
3) диверсификация производственной деятельности предприятий и внедрение инновационных разработок. При этом доля новой и модернизированной продукции на промышленных предприятиях должна увеличиваться;
4) автоматизация производственной и управленческой деятельности, внедрение ERP, MRP и прочих IT пакетов;
5) повышение уровня менеджмента на промышленных предприятиях;
6) повышение качественных характеристик и конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями.
6. Содействие межрегиональному сотрудничеству
Действия по продвижению продукции и услуг предприятий Челябинской области на региональные рынки, развитие внутриобластной кооперации:
1) заключение и реализация Соглашений с субъектами Российской Федерации, протоколов и планов мероприятий о сотрудничестве (53 соглашения с субъектами Российской Федерации и 20 - с иностранными государствами по состоянию на 2008 год);
2) проведение областных и межрегиональных выставок, ярмарок, экономических миссий и видеоконференций;
3) создание системы информационной поддержки продвижения товаров и услуг предприятий Челябинской области на внешние рынки.
7. Развитие внутриобластной кооперации
Нормативная база по развитию производственной кооперации:
1) Закон Челябинской области от 05.01.2000 г. N 100-ЗО "О внутриобластной производственной кооперации";
2) постановление Губернатора Челябинской области от 25.09.2000 г. N 385 "О предоставлении статуса уполномоченного коммерческого банка по финансовому обеспечению и развитию внутриобластной и межрегиональной кооперации";
3) постановление Губернатора Челябинской области от 23.09.2007 г. N 259 "О составе координационного совета по выставочной деятельности";
Постановлением Губернатора Челябинской области от 19 августа 2013 г. N 294 постановление Губернатора Челябинской области от 23 августа 2007 г. N 259 признано утратившим силу
4) ежегодные постановления Губернатора Челябинской области об организации выставочно-конгрессной деятельности с перечнем мероприятий на текущий год для продвижения продукции предприятий и установления, кооперационных связей.
Формы содействия развитию производственной кооперации:
1) создание взаимосвязанных производств, интегрированных структур для выпуска конечной продукции на территории Челябинской области.
Цель: выпуск на территории области продукции с высокой добавленной стоимостью;
2) финансовое обеспечение развития внутриобластной кооперации. Цель: привлечение финансового капитала банков к созданию системы стабильных гарантированных расчетов между участниками кооперации;
3) информационное обеспечение развития внутриобластной и межрегиональной кооперации:
а) формирование информационной базы данных потребностей и продукции предприятий Челябинской области;
б) выпуск каталогов продукции предприятий Челябинской области, инвестиционных проектов, инновационных технологий и продукции;
в) создание мультимедийных презентаций промышленного потенциала Челябинской области и основных промышленных предприятий Челябинской области;
г) размещение на федеральном портале информации о предприятиях Челябинской области.
Направления развития производственной кооперации:
1) увеличение спроса крупных предприятий промышленного сектора на инновационную продукцию и технологии малых инновационных предприятий технопарков и бизнес-инкубаторов;
2) снижение издержек на содержание недозагруженных производств крупных промышленных предприятий;
3) технологическое перевооружение крупных промышленных предприятий Челябинской области за счет внедрения инновационных технологий малых инновационных предприятий;
4) обновление модельного ряда и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Проблемы развития производственной кооперации:
Закон Челябинской области от 05.01.2000 г. N 100-ЗО "О внутриобластной производственной кооперации" в полной мере не соответствует современным условиям развития:
1) наличие расхождений с требованиями антимонопольного законодательства в части исключения норм, создающих возможности ограничения (устранения) конкуренции;
2) необходима активизация работы по вовлечению во внутриобластную производственную кооперацию субъектов инновационной деятельности;
3) необходима адаптация закона к современным потребностям в части создания инфраструктуры производственной кооперации (развитие системы промышленной субконтракции).
Задачи по развитию производственной кооперации:
1) приведение Закона Челябинской области от 05.01.2000 г. N 100-ЗО "О внутриобластной производственной кооперации" в соответствие с федеральным законодательством;
2) развитие внутриобластной кооперации как инструмента создания и развития региональных кластеров в металлургии, машиностроении, стройиндустрии и других комплексах (в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 N 890);
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26 марта 2014 г. N 1949 постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 890 признано утратившим силу
3) развитие системы промышленной субконтракции; создание регионального центра, интегрированного в федеральную информационную систему;
4) продвижение инновационных технологий и продукции предприятий на внешний и внутренний рынки сбыта.
Примеры производственной кооперации:
1) в 2006 году объединены Магнитогорские метизный и калибровочный заводы в открытое акционерное общество "Магнитогорский метизно-калибровочный завод "ММК-МЕТИЗ", которое производит 25 процентов российских метизов. Вхождение заводов в группу предприятий открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" создало условия для технического перевооружения завода.
В настоящее время реализуется совместный проект "ММК-ЧТПЗ" по строительству толстолистового стана "5000" для производства труб большого диаметра;
2) в закрытое акционерное общество "Группа ЧТПЗ" входят и взаимодействуют следующие предприятия:
а) черной металлургии:
открытое акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод";
открытое акционерное общество "Первоуральский новотрубный завод";
торговый дом "Уралтрубосталь";
закрытое акционерное общество "ЧТПЗ-Мета";
б) цветной металлургии:
открытое акционерное общество "Челябинский цинковый завод";
Акжальский горнообогатительный комбинат;
The Brock Metal Company (Великобритания);
в) сервисный дивизион:
закрытое акционерное общество "ЧТПЗ - Комплексные трубные системы";
закрытое акционерное общество "Соединительные отводы трубопроводов";
открытое акционерное общество "Магнитогорский завод механомонтажных заготовок";
MSA a.s. (Чехия);
открытое акционерное общество "Трубодеталь";
3) в холдинг "Русская медная компания", производящий более 15 процентов российской меди, входят и взаимодействуют следующие предприятия:
а) открытое акционерное общество "Александрийская горнорудная компания";
б) закрытое акционерное общество "Карабашмедь";
в) закрытое акционерное общество "Кыштымский медеэлектролитный завод";
г) открытое акционерное общество "Уралгидромель" (Свердловская область);
д) закрытое акционерное общество "Новгородский металлургический завод".
Принято решение о строительстве в Челябинской области гидрометаллургического завода мощностью 100 тыс. тонн меди и 100 тыс. тонн цинка.
8. Формирование и реализация территориального заказа
В соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 11.02.2000 г. N 66 "Об утверждении положения о порядке формирования территориального заказа" Министерством экономического развития Челябинской области ежегодно проводится работа по формированию и реализации территориального заказа на конкретные виды товарно-сырьевых ресурсов.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 29 апреля 2013 г. N 125 постановление Губернатора Челябинской области от 11 февраля 2000 г. N 66 признано утратившим силу
Основные цели территориального заказа:
1) развитие внутриобластной и межрегиональной кооперации;
2) организация обеспечения предприятий и учреждений продукцией региональных поставщиков;
3) создание условий для более полной загрузки предприятий области;
4) объединение усилий предприятий области для более глубокой переработки сырья, материалов, комплектующих, выпуска конечной продукции на территории области.
Результатом реализации территориального заказа станет:
1) установление прямых контактов между поставщиками и потребителями продукции, что приведет к снижению себестоимости продукции;
2) повышение загрузки производственных мощностей предприятий;
3) увеличение числа рабочих мест и обеспечение занятости населения;
4) осуществление товарного кредитования предприятий-заказчиков в форме плановых платежей, отсрочки платежей;
5) повышение доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Территориальный заказ на продукцию машиностроения. Цель - увеличение загрузки предприятий машиностроения, развитие системы кооперации предприятий Челябинской области.
Основные поставщики (всего 30 предприятий):
1) общество с ограниченной ответственностью "ЧТЗ - УРАЛТРАК";
2) открытое акционерное общество "Челябинский кузнечно-прессовый завод";
3) открытое акционерное общество "Уралавтоприцеп";
4) открытое акционерное общество "Челябинский завод "Теплоприбор";
5) общество с ограниченной ответственностью "Уфалейский завод металлургического машиностроения";
6) общество с ограниченной ответственностью "Челябинское учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых";
7) торговый дом "Абразивные заводы Урала";
8) открытое акционерное общество "Электромашина";
9) открытое акционерное общество "Копейский машиностроительный завод";
10) открытое акционерное общество "Челябинский завод профнастила";
11) закрытое акционерное общество "Механоремонтный комплекс".
Основные потребители:
1) открытое акционерное общество "Автомобильный завод "Урал";
2) открытое акционерное общество "Федеральный научно-производственный центр "Станкомаш";
3) открытое акционерное общество "Златоустовский металлургический завод";
4) открытое акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод";
5) общество с ограниченной ответственностью "ЧТЗ - УРАЛТРАК";
6) открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат";
7) открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат";
8) Челябинский электровозоремонтный завод - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
9) закрытое акционерное общество "Механоремонтный комплекс";
10) открытое акционерное общество "Катавский цемент".
"Динамика объемов территориального заказа"
9. Участие в инвестиционном проекте Уральского федерального округа
"Урал Промышленный - Урал Полярный"
Цель проекта - освоение минерально-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала в целях обеспечения сырьем промышленных предприятий Уральского федерального округа.
Задачи проекта:
1) радикальное улучшение сырьевой базы промышленности;
2) высвобождение за счет снижения цен на сырье ресурсов для модернизации металлургического и машиностроительного комплексов и создание на их базе конкурентоспособных производств;
3) совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры;
4) снижение рисков и ускорение развития региональных экономик;
5) развитие межрегиональной кооперации.
Участие Челябинской области в реализации проекта:
1) взаимодействие органов исполнительной власти Челябинской области с открытым акционерным обществом "Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный" (далее именуется - корпорация):
а) подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве от 20.12.2007 г. между Правительством Челябинской области и корпорацией;
б) в Министерстве промышленности и природных ресурсов Челябинской области 26 марта 2008 года создана рабочая группа для организации системной работы по вхождению предприятий Челябинской области в инвестиционный проект "Урал Промышленный - Урал Полярный";
в) принято постановление Правительства Челябинской области от 20.03.2008 г. N 69-П "О приобретении акций открытого акционерного общества "Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный" на сумму 200 млн. рублей;
г) 23 октября 2008 года заключен договор купли-продажи акций на сумму 200 млн. рублей между корпорацией и Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области.
2) участие промышленных предприятий Челябинской области в реализации инвестпроекта:
а) подтверждена заинтересованность во вложении инвестиций по освоению месторождений крупнейшими металлургическими предприятиями Челябинской области. Открытое акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат" ведет геологоразведку и разработку месторождений хромитов в Ямало-Ненецком автономном округе. На развитие инвестировано более 1,8 млрд. рублей. Планируемый объем инвестиций - около 3 млрд. рублей;
б) сформирован реестр промышленных предприятий Челябинской области (всего - 30) для участия в поставках техники и материалов по созданию транспортной и энергетической инфраструктуры Приполярного и Полярного Урала.
Вхождение в состав акционеров корпорации позволит Челябинской области:
1) участвовать в оптимизации использования бюджетного и внебюджетного финансирования в целях соблюдения необходимого баланса между интересами частного сектора и государства с максимально возможным эффектом для государства, в том числе и для Челябинской области;
2) контролировать весь диапазон рисков, связанных с проектом, на всем протяжении реализации проекта;
3) координировать инвестпроект в сфере природопользования, создания транспортной и энергетической инфраструктуры.
10. Регулирование трудовых отношений через систему социального партнерства
В целях обеспечения эффективного экономического развития Челябинской области, социальной и правовой защиты работников, роста их благосостояния, предотвращения трудовых конфликтов, действует региональное соглашение от 06.11.2007 г. между объединением организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Челябинской области", Челябинскими региональными объединениями работодателей "ПРОМАСС", "Союз промышленников и предпринимателей" и Правительством Челябинской области на 2008-2010 годы.
Стратегические направления социального партнерства:
1) регулирование социально-трудовых отношений на основе коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений;
2) содействие дальнейшему развитию социального партнерства в Челябинской области в соответствии с действующим законодательством;
3) совершенствование законодательной базы социального партнерства;
4) информационное и организационно-методическое обеспечение системы социального партнерства;
5) информирование через средства массовой информации о деятельности региональной, отраслевых и территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Регулирование трудовых отношений через систему социального партнерства предполагает следующие действия Правительства Челябинской области:
1) обеспечение реализации Концепции путем заключения соглашений и коллективных договоров;
2) развитие партнерства в сфере подготовки рабочих кадров для предприятий Челябинской области и повышения престижа рабочих профессий:
а) реализация постановления Губернатора Челябинской области от 14.02.2000 г. N 73 "О повышении эффективности взаимодействия учреждений начального профессионального образования и организаций области по подготовке рабочих и специалистов" в целях повышения соответствия уровня и качества профессиональной подготовки рабочих и специалистов в системе начального профессионального образования развитию регионального рынка труда, установления более тесных связей между учреждениями начального профессионального образования Челябинской области и работодателями;
б) проведение работы по привлечению образовательных учреждений, предприятий и организаций к участию в областной целевой Программе реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2005 N 1992;
в) проведение социальными партнерами конкурсов и соревнований среди представителей рабочих профессий в целях повышения их престижа:
всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мастера России", конкурсы профессионального мастерства "Мастера Южного Урала";
конкурс профессионального мастерства "Серебряная игла". Конкурс проводится среди специалистов по изготовлению швейных изделий;
социальные инициативы предприятий по проведению профессиональных конкурсов;
3) содействие профсоюзам в создании условий для эффективной деятельности.
V. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Основной результат реализации Концепции - инновационное обновление промышленного комплекса, обеспечивающее повышение его экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсосбережение и рост конкурентоспособности продукции в требуемых экономике России номенклатуре, качестве и объемах поставок как на внутренний, так и на внешний рынки.
Реализация Концепции позволит решить проблему кадрового обеспечения предприятий путем сотрудничества с образовательными учреждениями, повысить уровень межрегиональной кооперации: объем товарооборота с субъектами Российской Федерации возрастет в 2 раза. Ожидается рост конкурентоспособности предприятий Челябинской области за счет применения кластерного подхода к развитию экономики.
В условиях рыночной экономики возможны конъюнктурные колебания, возникновение незапланированных изменений как в реальном секторе, так и в мировой финансовой системе, в том числе и российской как ее составной части.
В целях достижения намеченных результатов Концепции промышленной политики Челябинской области на 2008-2012 годы необходимы согласованные действия законодательных и исполнительных органов власти, делового сообщества.
Распоряжением Губернатора Челябинской области от 14.10.2008 г. N 1709-р создана рабочая группа по предотвращению негативных последствий финансового кризиса на экономику Челябинской области. В целях обеспечения оперативных мер по снижению влияния мирового финансового кризиса на экономику Челябинской области принято постановление Правительства Челябинской области от 27.10.2008 г. N 358-П "Об антикризисных мерах в Челябинской области".
VI. Механизм и контроль реализации Концепции
Реализация Концепции и контроль осуществляется следующим механизмом:
1) утверждение, принятие Концепции Правительством Челябинской области и установление Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области контроля ее реализации. Реализация Концепции и контроль осуществляется механизмами нормативных актов, на основе которых разрабатывалась Концепция;
2) разработка и реализация ежегодных планов мероприятий с утверждением индикативных показателей, сроков, конкретных исполнителей и объемов финансирования в рамках областного и местных бюджетов;
3) мониторинг достижения индикативных показателей;
4) подведение итогов реализации ежегодных планов мероприятий по реализации Концепции;
5) корректировка (по мере необходимости) индикативных показателей и путей их достижения.
Заместитель Губернатора Челябинской области |
Ю.В. Клепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях создания условий для развития промышленного комплекса Челябинской области на основе инновационного обновления промышленных предприятий, обеспечивающего эффективное использование ресурсов и повышение качества продукции и услуг утверждена Концепция на 2008-2012 годы, которая определяет промышленную политику как систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленного комплекса, исходя из социально-экономических интересов Челябинской области.
Закреплены цели и задачи; анализ состояния промышленного комплекса Челябинской области; основные направления и государственная поддержка развития промышленного комплекса Челябинской области; ожидаемые основные результаты реализации Концепции, а также механизм и контроль реализации Концепции.
Постановление Правительства Челябинской области от 13 ноября 2008 г. N 369-П "О Концепции промышленной политики Челябинской области на 2008-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 16 декабря 2008 г., спецвыпуск N 10