Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением главы
администрации области
от 12 апреля 1995 г. N 196
Комплексная территориальная программа
"Создание и развитие подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) Челябинской области"
Председатель Комитета по Начальник штаба по делам
чрезвычайным ситуациям гражданской обороны и
администрации Челябинской и чрезвычайным ситуациям
области Челябинской области
В.Ячменев полковник Г.Подтесов
г.Челябинск
Паспорт
комплексной территориальной программы
1.Наименование программы Создание и развитие подсистемы Российской
системы предупреждения и действий в
чрезвычайных ситуациях (РСЧС) Челябинской
области
2.Дата принятия решения о Распоряжение главы администрации N 27 от
разработке программы 29.03.94 г.
3.Дата утверждения
программы
4.Заказчик Комитет по чрезвычайным ситуациям админис-
5.Исполнитель и соиспол- трации области
нители (разработчики) штаб области по делам ГО и ЧС
6.Перечень целевых программ, 1.Обучение населения, подготовка специа-
входящих в комплексную листов, органов местного управления
программу области и аварийно-спасательных сил к
действиям в чрезвычайных ситуациях
2.Создание территориального звена автома-
тизированной информационно-управляющей
системы предупреждения и действий в
чрезвычайных ситуациях (АИУС РСЧС) в
области.
3.Охрана лесов от пожаров.
4.Оснащение аварийно-спасательных сил
области техническими средствами.
7.Сроки и этапы реали- 1994-1997 годы
зации программы
8.Основные программные Подготовка командно-начальствующего
мероприятия (задания) состава, аварийно-спасательных формиро-
ваний в области, предупреждения и ликви-
дации последствий чрезвычайных ситуаций.
Обучение действиям в чрезвычайных ситуа-
циях студентов ВУЗов, учащихся школ, ПТУ,
средних специальных учебных заведений,
населения, не занятого в сфере обслужи-
вания и производства.
Создание учебно-материальной базы системы
подготовки и обучения.
Создание и ввод в действие областного
технического кризисного центра (ТКЦ),
информационно-аналитического центра при
штабе по делам ГО и ЧС, абонентских пунк-
тов ТЗ АИУС РСЧС в городах и районах.
Укрепление действующих служб, а также
создание новых подразделений по оператив-
ному обнаружению и тушению лесных пожаров
с обеспечением их материально-техническими
средствами в соответствии с нормативами.
Обеспечение аварийно-спасательных
формирований техническими средствами.
9.Ожидаемые конечные Повышение готовности органов управления и
результаты реализации сил РСЧС, населения к действиям по предуп-
программы реждению чрезвычайных ситуаций и ликвида-
ции их последствий.
Повышение эффективности системы подготовки
специалситов и населения к действиям в
чрезвычайных стиуациях.
Создание в области территориального звена
АИУС РСЧС, во всех населенных пунктах,
расположенных в 30-км зоне действующих
объектов атомной энергетики, химически
опасных объектов автоматизированных
информационных пунктов для постоянного
извещения населения о радиационной и
химической обстановке.
Стабилизация и постепенное снижение числа
случаев возникновения лесных пожаров от
антропогенных источников.
Улучшение оснащения аварийно-спасательных
формирований техническими средствами.
10.Объемы и источники Всего 42539,5 млн. руб.
финансирования (без в том числе:
учета затрат на - за счет федерального бюджета - 31838,0
реализацию целевых млн. руб.;
программ) - за счет местного бюджета - 10701,5 млн. р.
11.Контроль за выполнением Штаб по делам ГО и ЧС области
комплексной программы и Контроль 2 раза в год.
целевых программ ее Результаты проверок представляются началь-
составляющих нику гражданской обороны области, предсе-
дателю Комитета по чрезвычайным ситуациям,
начальнику Уральского регионального центра
Перечень
основных документов, использованных при разработке комплексной программы "Создание и развитие подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) Челябинской области"
1. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. N 261 "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях".
2. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1992 г. N 912 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
3. Постановление Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763 "О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики".
4. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 1992 г. N 1026 "Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации".
5. Указ Президента Российской Федерации "О гражданской обороне" N 643 от 8 мая 1993 г.
6. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 11 мая 1993 г. N 444 "О федеральной системе сейомологических наблюдений и прогноза землетрясения".
7. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. N 886 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации".
8. Постановлление Совета Министров - Правительства РФ от 8 октября 1993 г. N 1005 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "МАЯК" и сбросов радиоактивных отходов в р.Теча.
9. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 11 октября 1993 г. "Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по комплексному решению проблемы радиоактивных отходов и ее персонального состава".
10. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1993 г. N 1257 "Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию и ее состава".
11. Совместная программа мер Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности и Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предупреждению техногенных аварий и снижению мастшабов возможных чрезвычайных ситуаций на объектах химического комплекса.
12. Постановление Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11 октября 1993 г. N 6 "О состоянии трубопроводного транспорта России и мерах по предупреждению аварийности на нем".
13. Директива Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и иликвидации последствий стихийных бедствий от 16 августа 1993 года N 22-1675 о ходе выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. N 261 по вопросам создания и функционирования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и ее территориальных подсистем.
14. Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 года N 457 "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
15. Директива Уральского регионального центра по делам ГО и ЧС от 25.03.94 г. N 211/21/449 "О разработке целевых программ".
16. Постановление администрации области N 27 от 29.03.94 г. "О разработке комплексной программы по созданию и развитию подсистемы РСЧС Челябинской области".
Краткая харктеристика Челябинской области и возможная обстановка в
случае производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
Челябинская область занимает площадь 87,9 тыс. кв. км (0,5% от общей площади Российской Федерации), протяженностью с запада на восток 400 км, с севера на юг - 500 км.
Область граничит на севере - со Свердловской областью, на востоке - с Курганской областью и Кустанайской областью республики Казахстан, на западе с республикой Башкортостан.
По состоянию на 01.01.94 года численность населения области составляет 3632,1 тыс. человек, в том числе: городского - 2755,5 тыс. человек, сельского - 639,9 тыс.человек. Из них трудоспособного - 2046,5 тыс.человек.
Средняя плотность населения 40 человек на 1 квадратный километр.
На территории области расположено:
1. 27 городов, в том числе областного подчинения - 20. 8 городов отнесены к группам по гражданской обороне (ГО).Из них: первой группы - 2, третьей группы - 6.
Общая численность населения категорированных городов - 2356 тыс.человек.
2. Основные отрасли промышеленности:
- металлургия (черная и цветная) - 28 предприятий, тяжелое машиностроение - 4 предприятия, автомобильное сельскохозяйственное машиностроение - 97 предприятий, производство металлических конструкций и изделий - 140 предприятий, лесная и деревообрабатывающая промышленность - 600 предприятий, производство стройматериалов - 244 предприятия, легкая и пищевая - 588 предприятий, угольная - 16 предприятий.
- энергетики представлена 6 тепловыми электростанциями, 9 блоксекциями предприятий общей мощностью 5,726 млн.кВт/час. Протяженность линий электропередачи напряжением 0,4 - 500 кВ. 63755 км.
683 промышленных объекта отнесены к категории по ГО. Среди них объектов особой важности - 23, первой категории - 26, второй категории - 74. Общая численность рабочих и служащих на объектах, отнесенных к категории по ГО составляет 951,9 тыс. человек, а наибольшая работающая смена (НРС) 390,3 тыс. человек, в том числе на объектах особой важности 76,0 тыс. чел. (НРС - 27,3 тыс. чел.).
3. В области 11 высших учебных заведений, школ и лицеев 1113, профессионально-технических училищ 120 и 72 средних специальных учебных заведений с общей численностью обучающихся 609,5 тыс. человек.
4. На территории области находится 19 населенных пунктов, в которых размещены 61 объект, производящий или использующий в производстве сильнодействующие отравляющие вещества (СДЯВ). Из 19 химически опасных городов: первой степени опасности - 11, третьей степени опасности - 3. 4 города с населением 123,8 тыс. человек отнесены к особо опасным по отравляющим веществам.
Из общего числа химически опасных объектов: объектов первой степени опасности - 18, второй степени опасности - 6, третьей степени - 27 и четвертой степени - 10.
Общее количество СДЯВ составляет 3,0 тыс. тонн (используемых и хранимых), в том числе - 1,175 тыс.тонн, аммиак - 1,377 тыс.тонн.
По территории области транспортируется транзитом 49 видов сильнодействующих ядовитых веществ. Общая площадь зон возможного химического заражения - 67,41 тыс. кв. км с населением - 2680 чел. и возможными потерями - 1300 человек.
5. В 2 населенных пунктах действуют 3 объекта ядерно-химического комплекса (Минатомэнергопрома), занятых радиохимическим производством, транспортировкой, переработкой, хранением и захоронением ядерного топлива радиоактивных отходов и отработанных ядерных материалов.
Прогнозируемая площадь радиоактивного загрязнения в результате возможной общей аварии на объектах ядерно - топливного комплекса может быть 984 кв. км, в том числе: с плотностью загрязнения от 1Кu/кв. км до 5 Кu/кв. км - 722 кв. км (14 населенных пунктов с населением 23,4 тыс. человек).
В 1948 г. на ПО "Маяк" (г.Озерск) был произведен пуск первого в стране промышленного реактора - воспроизводителя в составе комплекса по переработке оружейного плутония - 239. В 1949 г. здесь же пущена радиохимическое производство по переработке делящихся материалов.
В 1976 г. начата переработка отработанного ядерного топлива с атомных э/станций и атомных подводных лодок. В 1984 г. с целью создания замкнутого ядерного топливного цикла на территории ПО "Маяк" начато строительство ЮУ АЭС на быстрых нейтронах. В настоящее время реакторы - воспроизводители остановлены, строительство ЮУ АЭС заморожено, но радиохимическое производство продолжает функционировать.
С 1949 г. по 1956 г. по реке Теча осуществлялось постоянное удаление жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Всего за указанный период было сброшено в реку около 67 млн. куб. м общей бета-активностью около 2,75 млн.Кu.
В настоящее время ЖРО активностью более 1 Кu/л хранятся в ж/б емкостях. Всего накоплено 19 тыс. куб. м общей активностью 153 млн.Кu. Остальные ЖРО сбрасываются в озеро Карачай. Среднегодовой сброс составляет около 700 тыс.тонн, в озере накоплено около 120 млн.Кu.
Твердые радиоактивные отходы собираются в могильники. Их имеется около 200 общей площадью 30 га. Накоплено около 500 тыс.тонн твердых отходов.
В 1963г. создан государственный Челябинский специализированный комбинат "Родон" для обслуживания предприятий Челябинской, Курганской и Оренбургской областей по захоронению радиоактивных отходов. Комбинат имеет 8 хранилищ, общей емкостью 2031 куб.м радиоактивных отходов, занимает площадь 72 га. Суммарная активность захороненных здесь отходов на начало 1992г. составляла 31200 Кu. Основной поток отходов составляет радиоизотопная техника промышленного назначения.
В 1957г. в результате аварии в ПО "Маяк" (г.Озерск) радиоактивному загрязнению подверглась территория в 1 тыс. кв. км. На этой площади оно составило более 2 Кu/кв.км (по стронцию 90), из 23 населенных пунктов, оказавшихся в зоне загрязнения, было отселено 10160 человек.
В настоящее время на берегах р. Теча в пределах Челябинской области находится четыре населенных пункта с общим количеством населения 8 тыс.человек.
6. В области размещено взрывопасных объектов - 49, пожароопасных - 405, взрывопожароопасных - 71. Пожароопасные объекты расположены в 30 населенных пунктах, объекты, имеющие на хранении горюче-смазочные материалы, оснащены 814 резервуарами общей емкостью - 924300 куб. м.
Количество возможных сплошных пожаров - 32, их общая площадь - 3180 кв. км.
Около 27% территории области покрыто лесами, третья часть из них - хвойные леса, они представляют повышенную пожарную опасность. Только на территории лесов государственного лесного фонда в области ежегодно возникает от 200 до 690 лесных пожаров.
За последние 3 года зарегистрировано 1957 пожара, огнем пройдено 2843 гектара лесной площади. Убытки в 1993г. от лесных пожаров составили 17292 тыс.руб.
По территории области проходит:
- 12,78 тыс.км автомобильных дорог с твердым покрытием и 3191,6 км железных дорог;
- два газопровода протяженностью 1100 км, на них оборудовано 4 газокомпрессорных станции;
- четыре нефтепровода протяженностью 1234 км, на них оборудовано 5 нефтеперекачивающих станций;
- три продуктопровода протяженностью 388 км.
Ежегодно выбросы в атмосферу вредных веществ на территории области составляют до 2355 тыс. тонн, они создают постоянную угрозу для населения вследствии загрязнения окружающей среды, 342 тыс. тонн выбрасывает в атмосферу автотранспорт.
Большинство потенциально опасных объектов, в том числе железнодорожных станций и узлов расположены в сложившихся зонах жилой застройки, что значительно увеличивает вероятность потерь населения в случае производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В результате аварии на гидротехнических сооружениях (Аргаяшское, Шершневское, Троицкое, Южно-Уральское, Верхнеуральское водохранилища, Поликарповский пруд) возможно сильное подтопление по всем зонам площадью 4,025 тыс. кв. км, количество населенных пунктов - 17 с населением 168 тыс.человек.
Велика опасность групповых инфекционных заболеваний. Очень тяжелой продолжает оставаться экологическая обстановка в области, она приближается к критическому рубежу по загрязнению вредными веществами, солями тяжелых металлов атмосферы, воды, почв.
В 1993г. на территории области произошло 35 чрезвычайных ситуаций (без учета аварий на автомобильных дорогах), в том числе 8 случаев крупных пожаров, 1 пожар на железнодорожном транспорте, 9 чрезвычайных ситуаций произошло при использовании и транспортировки СДЯВ, 6 стихийных бедствий, 3 тяжелых аварии на шахтах, приведшие к гибели людей, произошло 3 железнодорожные катастрофы, 2 аварии на радиационно опасных объектах, 2 случая инфекционных заболеваний.
В чрезвычайных ситуациях пострадало 270 человек, 32 человека погибли. Материальный ущерб без учета аварии на Копейской шахте "Центральная" составил около трех миллиардов рублей.
По сравнению с предыдущими годами число чрезвычайных ситуаций не уменьшается тяжесть их последствий не снижается.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.1992г. N 261 в Челябинской области создана территориальная подсистема РСЧС, состоящая из звеньев согласно административно территориальному делению и предназначенная для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба экономике от возможных аварий, катастроф стихийных бедствий.
Областная подсистема РСЧС включает:
1. Руководящий орган - Комитет по Чрезвычайным ситуациям области, комиссии по чрезвычайным ситуациям: областную, 28 районных, 24 городских.
2. Органы повседневного управления:
- дежурные службы комиссии по чрезвычайным ситуациям 53;
- дежурно - диспетчерские службы объектов экономики - 149, в том числе на объектах коммунально-технических - 52, химически опасных - 61, радиационно опасных - 3, пожароопасных - 30, гидротехнических сооружениях - 3;
- городские и районные штабы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - 52.
3. Силы и средства:
3.1. Сеть наблюдения и лабораторного контроля включает в себя 19 гидрометеостанций, четыре головных центра госсанэпиднадзора, 42 ветеринарных, бактериологических и агрохимических лабораторий, 48 санитарно-эпидемиологических станций городов и районов; 188 групп и звеньев специальной разведки, 829 постов радиационного и химического наблюдения, кроме того привлекаются около 500 формирований общей разведки, 6 разведывательных самолетов.
3.2. Ликвидации чрезвычайных ситуаций:
- военизированные и невоенизированные, противопожарные, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования ведомств и организаций - 48;
- невоенизированные аварийно-спасательные формирования объектов экономики - 216;
- учреждения и формирования службы экстренной помощи - 288;
- части и подразделения службы противопожарных и аварийно-спасательных работ УВД области - 50;
- восстановительные и пожарные поезда - 15;
- подразделения поисково - спасательных служб - 2.
3.3. Информационно - управляющая система:
- средства связи и передачи данных, система оповещения командно-начальствующего состава и сил РСЧС;
- пункты управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций - 19.
В современных экономических условиях вследствии ограниченных возможностей финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ не отвечает в полном объеме предъявляемым требованиям.
Главной целью комплексной территориальной программы, исходя из возможной обстановки, сложившейся в результате чрезвычайных ситуаций, является повышение роли областной подсистемы РСЧС, надежности защиты населения, готовности сил и средств области и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Основными задачами по реализации главной цели данной программы являются:
- совершенствование деятельности территориальной подсистемы РСЧС, выработка механизма привлечения органов управления, сил средств к решению задач предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в области;
- обеспечение качественной работы Комитета по чрезвычайным ситуациям, комиссий по ЧС в осуществлении территориальных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов экономики и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, системы связи и оповещения, сил и средств комиссий по чрезвычайным ситуациям к действиям в самой сложной обстановке;
- совершенствование технической оснащенности сил наблюдения, контроля и ликвидации последствий чрезвычайный ситуаций.
Комплекс первоочередных мероприятий Территориальной
программы (комплексной) по развитию подсистемы РСЧС
Челябинской области
1. Создание и развитие территориальных звеньев автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ТЗ АИУС РСЧС)
1.1. Обеспечение программно-технического и информационного единства ТЗ АИУС РСЧС с территориальной компьютерной сетью.
1.2. Реконструкция и развитие областной системы централизованного оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.
1.3. Развитие системы связи и передача данных ТЗ АИУС РСЧС области.
1.4. Создание системы централизованного оповещения и вызова руководящего состава администрации области.
1.6. Создание во всех населенных пунктах, расположенных в 30-км зонах вокруг действующих объектов атомной энергетики автоматизированных информационных пунктов для постоянного извещения населения о радиационной опасности.
1.7. Проектирование и создание локальных сетей оповещения населения, проживающего вблизи химически-, взрыво-, пожароопасных объектов.
1.8. Создание информационного обеспечения для функционирования ТЗ АИУС РСЧС области.
2. Выявление, оценка и учет техногенных, природных и экологических факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
2.1. Уточнение объектов ядерно-топливного комплекса, объема запасов на них радиоактивных веществ (в т.ч. арсеналов и баз хранения).
2.2. Инвентаризация источников радиоактивного и ионизирующего излучения, радиоактивных веществ.
2.3. Уточнение мест захоронения радиоактивных отходов и отработанных ядерных материалов.
2.4. Уточнение объемов и условий хранения сильнодействующих ядовитых веществ и токсико-химических веществ 1 и 2 классов опасности.
2.5. Уточнение запасов взрыво-, пожароопасных веществ, условий их хранения.
2.6. Маршрутное обследование газо-, нефте-, продуктопроводов, их пересечение с автомобильными и железными дорогами.
2.7. Уточнение перечня потенциально опасных объектов, нуждающихся в физической защите и пожарной охране.
2.8. Классификация и паспортизация особо опасных производств, химически-, взрыво-, пожароопасных объектов экономики, административно-территориальных единиц.
2.9. Подготовка предложений по организации работ, связанных с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами.
2.10. Подготовка прогнозов о состоянии безопасности на предприятиях ядерно-топливного химического комплексов.
2.11. Уточнение существующих в настоящее время среднегодовых эквивалентных доз облучения жителей в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в 1957 году вследствии аварии на ПО "Маяк".
2.12. Проведение с участием госнадзора проверок осуществления мер по предупреждению залповых выбросов в атмосферу радиоактивных и отравляющих веществ, взрывоопасных и других вредных продуктов, создающих угрозу для населения и производственного персонала.
2.13. Техническая экспертиза потенциально опасных объектов и производств, внедрение системы их сертификации.
3. Проведение организационных, инженерно-технических мероприятий по снижению риска возникновения и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций.
3.1. Выдача технических условий на проектирование объектов различного назначения в строгом соответствии с требованиями СНиП 2.01.51.-90.
3.2. Планирование и проведение профилактических, противоэпидемических, противоэпизоотических, противоэпифитотических мероприятий.
3.3. Планирование и проведение профилактических ИТМ (противопожарных, противопаводковых и др.) в пределах административно-территориальных единиц.
3.4. Выполнение профилактических мероприятий по защите лесов от пожаров в составе общего комплекса лесозащитных и лесовосстановительных работ.
3.5. Вывод из эксплуатации экологически неблагополучного производства, проведение изыскательских и проектных работ.
3.6. Создание полигонов для хранения промышленных отходов с установкой термического обезвреживания особо опасных веществ, в т.ч. ядохимикатов, проведение изыскательских и проектных работ.
3.7. Создание кустовых систем хранения неутилизируемых отходов 1 и 2 классов опасности промышленных предприятий городов, определение необходимости проведения изыскательских и проектных работ.
3.8. Вынос нефтебазы (склада с легковоспламеняющимися веществами) за пределы городской застройки, определение конкретных объектов, проведение проектных работ.
4. Развитие сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛХ), мониторинга и обнаружения чрезвычайных ситуаций техногенной и природной средах. Текущее прогнозирование возможных стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий, эпифитотий по результатам наблюдения.
4.1. Разработка и внедрение приборов и средств комплексного автоматического контроля за состоянием окружающей среды в системе "предприятие - территория".
4.2. Создание системы контроля за техническим состоянием особо опасных объектов и производств.
4.3. Разработка типовых сценариев возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с залповыми выбросами в атмосферу радиоактивных веществ, больших объемов взрывоопасных и вредных продуктов.
4.4. Строительство и оснащение химико-радиометрической лаборатории областного штаба по делам ГОЧС.
4.5. Разработка предложений по повышению эффективности государственного ведомственного контроля за ядерной и радиационной безопасностью на предприятиях, осуществляющих деятельность по обращению с радиоактивными отходами, отработанными ядерными материалами.
4.6. Оснащение автоматизированной аппаратурой радиационного наблюдения и лабораторного контроля территориальных штабов по делам ГОЧС и гидрометеостанций.
4.7. Создание системы сейсмологического наблюдения и прогноза землетрясений.
4.8. Развитие зональных центров госсанэпиднадзора, оснащение их средствами мониторинга состояния окружающей среды и охраны здо- ровья населения.
4.9. Развитие центров химизации и сельскохозяйственной радиологии, межрайонных и районных лабораторий.
4.10. Разработка и создание автоматизированной системы сбора и обработки данных наблюдения и лабораторного контроля, заключение договоров с учреждениями СНЛХ.
4.11. Создание и оборудование сети режимных скважин по контролю за состоянием и качеством эксплуатирующихся групповыми водозаборами пресных подземных вод.
5. Формирование государственного банка справочно-информационных данных и страхового фонда документации в интересах областной подсистемы РСЧС и ГО.
5.1. Создание и согласование с органами Госстатистики состава, объема и периодичности обновления банка справочно-информационных данных по вопросам ГО и чрезвычайных ситуаций.
5.2. Проведение работ по формированию страхового областного фонда, аварийных комплектов документации на микрофильмах.
6. Формирование структуры управления областной подсистемы управления РСЧС и ГО.
6.1. Определение функций и должностных полномочий органов областного и местного самоуправления, разработка типовых функциональных обязанностей должностных лиц по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
6.2. Проведение мероприятий по оптимизации организационно-штатной структуры территориальных органов управления подсистемы РСЧС и ГО, включая штабы по делам ГСЧС городов и районов.
6.3. Уточнение функций и полномочий должностных лиц органов управления подсистемы РСЧС и ГО (штабов по делам ГО и ЧС).
6.4. Создание постоянно действующего координационного совета областных надзорных, инспектирующих и контролирующих организаций при комиссии администрации области по чрезвычайным ситуациям.
6.5. Создание экологического совета областной комиссии по окружающей среде и природопользованию в составе ведущих ученых и специалистов, действующих в качестве постоянного консультативного органа. Председатель экологического совета включается в состав КЧС области.
7. Разработка нормативно-правовой базы функционирования областной подсистемы РСЧС и ГО.
7.1. Уточнения и переработка Положения об областной подсистеме РСЧС и Положения о Комиссии при администрации области по чрезвычайным ситуациям.
7.2. Разработка положения, определяющего порядок введения карантина, ограничения передвижения и установления обязанностей граждан и должностных лиц при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
7.3. Выработка механизма привлечения органов управления сил и средств к решению задач предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
7.4. Разработка и внедрение нормативов льготного налогообложения юридических и физических лиц по расходам, связанным с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, проведением мероприятий ГО, развитием областной подсистемы РСЧС и ГО.
7.5. Разработка и внедрение нормативов и порядка плоты (применение штрафных санкций) к юридическим и физическим лицам за риск создания чрезвычайной ситуации.
7.6. Разработка и внедрение льготных тарифов за пользование электроэнергией и теплом на бытовые нужды населению, проживающему в 30-км зоне вокруг АЭС, радиационно-химических комплексов.
7.7. Разработка Положения по координации деятельности областных инспектирующих, надзорных и контролирующих служб.
7.8. Заключение договоров и отработка пакета документов, регламентирующих действия и устанавливающих порядок взаимодействия территориальных дежурно-диспетчерских служб, дежурных диспетчеров потенциально опасных объектов.
7.9. Разработка механизма реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО "Маяк" и сбросов радиационных отходов в р.Теча.
8. Формирование сил и средств областной подсистемы РСЧС.
8.1. Определение состава сил и средств, необходимого для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, их группировка для предупреждения и ликвидации возможных аварий и катастроф на конкретных объектах представляющих определенную степень риска.
8.2. Создание и оснащение группы оперативного реагирования администрации (штаба по делам ГОЧС) области, организация постоянного дежурства, совершенствование базы размещения (пункта управления) областной администрации.
8.3. Дооснащение и развитие базы специализированной ВПЧ областной противопожарной аварийно - спасательной службы.
8.4. Заключение договоров с ведомственными профессиональными формированиями на привлечение их к спасательным и другим неотложным работам при чрезвычайных ситуациях:
- самолеты (вертолеты) разведки и санитарной помощи;
- силы и средства штабов ВГЧС;
- газоспасательные части;
- горноспасательный части.
8.5. Заключение договоров на поддержание в готовности медико-санитарных и автотранспортных формирований территориального предназначения.
8.6. Привлечение общественных организаций для решения задач по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей.
8.7. Развитие областной системы центров экстремальной медицинской помощи.
8.8. Создание и оснащение специальных подразделений для проведения дегазационных, дезактивационных и демеркуризакционных работ в помещениях и на территории области.
9. Подготовка органов управления, сил и средств областной подсистемы РСЧС и ГО
9.1. Разработка и уточнение планов действий органов управления сил и средств территориальных звеньев областной подсистемы РСЧС и ГО.
9.2. Разработка и уточнение пакета документов пункта управления администрации области на период действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
9.3. Разработка и доведение до исполнителей типовых сценариев развития возможных чрезвычайных ситуаций и оперативных планов по их ликвидации.
9.4. Обучение руководящего состава областной подсистемы РСЧС и населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
9.5. Проведение проверок, учений и тренировок с органами управления, силами и средствами областной подсистемы РСЧС, ее территориальными звеньями.
9.6. Проведение аттестования аварийно-спасательных формирований, руководящего состава и специалистов областной подсистемы РСЧС.
9.7. Разработка и введение в практику программ информирования населения о жизнедеятельности в сложных эколого-радиологических условиях и чрезвычайных ситуациях.
9.8. Создание и развитие на базе учебно-методического центра штаба ГОЧС научно-учебных лабораторий, кафедры управления в чрезвычайных ситуациях.
9.9. Разработка и внедрение автоматизированной системы обучения, учета и аттестации руководящего состава подсистемы РСЧС, специалистов и населения области.
9.10. Создание постоянно действующего учебно-практического детского городка "Остров выживания" в Курчатовском районе г. Челябинска.
10. Мероприятия по защите населения от риска возникновения чрезвычайных ситуаций
10.1. Содержание и обновление запаса средств индивидуальной защиты.
10.2. Обеспечение возможности приобретения населением средств дозиметрического контроля, индексации химического заражения и защиты от него.
10.3. Внедрение в практику выдачи и хранения средств индивидуальной защиты (аптечек индивидуальных, противогазов, респираторов, противорадиационных препаратов):
- на рабочих местах рабочих и служащих предприятий, производящих или использующих в производственном процессе радиоактивные или отравляющие вещества;
- на квартирах населения, проживающего в 30-км зоне действующих ядерно-химических объектов.
11. Создание условий для гарантированного обеспечения мероприятий подсистемы РСЧС и ГО финансовых, материально-техническими, продовольственными и медицинскими ресурсами.
11.1. Определение потребных резервов и запасов финансовых, материально-технических, продовольственных и медицинских ресурсов (чрезвычайных и резервных фондов), исходя из прогнозируемого риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
11.2. Создание местных чрезвычайных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов за счет местных бюджетов и внебюджетных источников для снижения дестабилизирующего воздействия чрезвычайных ситуаций локального характера.
11.3. Разработка оптимальной схемы размещения ресурсов для обеспечения действий органов управления и средств областной подсистемы РСЧС. первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.
11.4. Заключение договоров на создание, хранение и освежение областных чрезвычайных резервных фондов по их видам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.