Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к решению областного Совета
от 24 сентября 1991 г. N 180/323
Временные рекомендации
местным советам народных депутатов по разгосударствлению муниципальной собственности
Целью настоящих рекомендаций является оказание методической и практической помощи местным Советам народных депутатов в осуществлении мер по приватизации муниципальной собственности.
Рекомендации разработаны в соответствии с "Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде" и Законами ССР "О кооперации в СССР", "О собственности в СССР", "О предприятиях в СССР", "О налогах с предприятий, объединений и организаций", Законами РСФСР "О собственности в РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", другими законодательными актами, а также с учетом проектов нормативных документов по приватизации, рассматриваемых Верховным Советом и Советом Министров РСФСР.
I. Общие положения
1. Разгосударствление собственности - важное условие стимулирования предпринимательской деятельности, преодоления монополизма в производстве, создания условий для развития конкуренции производителей.
2. Дифференциация форм хозяйствования в составе муниципальной собственности должна быть обоснованной. При этом необходимо учитывать отраслевые особенности различных типов предприятий, объединений, местные условия и другие факторы.
Представляется целесообразным ориентироваться на широкое развитие арендных отношений путем передачи в аренду коллективам (в том числе с последующим выкупом) магазинов, предприятий общественного питания и других предприятий и организаций местного хозяйства.
Возможен выкуп имущества в собственность семьи или отдельных граждан.
3. Основными объектами разгосударствления и приватизации являются: предприятия (основные и оборотные фонды), здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, включая проектную документацию. Под объектами муниципальной собственности понимаются предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, подразделения предприятий, организаций как единые хозяйственные комплексы и другое имущество, переданное в муниципальную собственность.
4. Основными принципами приватизации являются: добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства, местных Советов и потребителей.
5. Эффективность приватизации собственности должна проявляться в более производительном труде на основе улучшения его организации и управления, экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов, создании условий, способствующих внедрению достижений научно - технического прогресса, улучшения качества товаров и услуг, расширения их ассортимента и повышения культуры обслуживания населения.
6. Разгосударствление предприятий не должно ограничивать их возможностей в приобретении материальных ресурсов как на основе использования действующих форм материально - технического обеспечения, так и на основе развития рыночных отношений.
II. Формы и методы разгосударствления собственности. аренда государственного и муниципального предприятия
7. Законодательной основой для аренды предприятия без права выкупа, имущества или с правом его выкупа являются: "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде" и соответствующее постановление Верховного Совета СССР о порядке их введения в действие от 23 ноября 1989 года, Закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" от 14 июня 1990 года и соответствующие законодательные и нормативные акты РСФСР.
8. При сдаче в аренду имущества предприятия и при окончании срока аренды проводится его инвентаризация. Для этого создается инвентаризационная комиссия, в состав которой рекомендуется включать представителя арендодателя, организации арендаторов (арендного предприятия), специалистов финансовых и банковских органов, юристов и др.
Комиссия определяет остаточную стоимость передаваемого в аренду имущества на основе баланса, а также устанавливает рыночную цену с учетом условий, которые могут влиять на повышение или понижение фактической стоимости (изменение цен и тарифов, рыночная конъюнктура и т. д.).
На основе данных инвентаризации и оценки имущества составляется акт передачи или приемки основных производственных и непроизводственных фондов, товарно - материальных ценностей, денежных средств и расчетов.
9. За арендованное имущество вносится арендная плата. Часть прибыли, включаемой в арендную плату, определяется на основе арендного процента по отношению к установленной договором стоимости имущества и не должна превышать размеров платежей (налогов) арендного предприятия в бюджет. Арендный процент определяется в зависимости от срока аренды аналогично порядку, установленному при получении кредитов банка (краткосрочных или долгосрочных).
Учитывая, что в настоящее время действуют различные процентные ставки, целесообразно рекомендовать инвентаризационным комиссиям вносить предложения о минимальном банковском проценте.
10. Арендная плата может предусматриваться в договоре аренды с распределением по годам в различных вариантах, в том числе в виде:
абсолютной суммы (с выделением сумм амортизации на полное восстановление: средств, передаваемых для ремонта, арендного процента);
процентов отчислений (нормативов) от амортизации, от средств ремонтного фонда, от прибыли (дохода);
на основе комбинированного метода: на первые годы (от 2 до 5 лет) фиксируется абсолютная сумма (в том числе по ее составным частям), а на последующие - процент (норматив), в том числе по ее составным частям.
11. Размер арендной платы и ассигнований из бюджета, условия взимания в бюджет и финансирования из бюджета рекомендуется согласовывать с финансовыми органами до заключения договора аренды. Контроль за использованием дотаций, выделенных арендодателем за счет его или бюджетных средств, осуществляется арендодателем с привлечением финансовых и банковских органов.
Арендодатель может контролировать также целевое использование амортизационных отчислений от сданного в аренду имущества.
12. При сдаче имущества предприятия в аренду в условиях налогообложения сумма налога, исчисленного по ставкам, соответственно уменьшается на величину прибыли, включенную в арендную плату и перечисленную в бюджет.
13. При аренде имущества с выкупом в акте его инвентаризации приводится перечень выкупаемого имущества с указанием его остаточной стоимости по балансовым данным.
Уточняются взаимные расчеты с арендодателем, бюджетом и банками, составляется ликвидационный баланс.
14. Арендатор может единовременно или в рассрочку, полностью или частично выкупать арендованное имущество (в порядке, предусмотренном договором аренды).
15. Выкуп арендованного имущества может осуществляться за счет любых средств, имеющихся у арендованного предприятия в соответствии с действующим законодательством:
прибыли, остающейся в его распоряжении в условиях аренды;
амортизационных отчислений на приращенные за счет средств арендатора основные фонды;
выручки от реализации имущества, являющегося его собственностью;
средств, полученных от других предприятий и организаций;
кредитов государственных, коммерческих, кооперативных банков;
личных средств членов трудового коллектива и вкладов граждан, внесенных в имущество арендного предприятия, средств от продажи акций предприятий.
16. Средства от выкупа имущества, входящего в муниципальную собственность, перечисляются в местный бюджет.
17. После внесения в бюджет полной суммы выкупа, местный финансовый орган выдает трудовому коллективу или физическому лицу акт купли - продажи арендованного имущества.
18. При выкупе арендованного имущества арендное предприятие по решению трудового коллектива (не менее 2/3 голосов) может быть преобразовано в коллективное предприятие, кооператив, акционерное общество или иной вид предприятия, действующего на основе коллективной собственности.
19. Государственное предприятие и его подразделения могут быть сданы в аренду в порядке конкурса, который объявляется арендодателем или по его предложению комиссией по вопросам разгосударствления собственности при местном Совете народных депутатов. В конкурсе могут принимать участие трудовые коллективы муниципальных предприятий или их подразделений, в том числе предприятий и подразделений, сдаваемых в аренду, смешанные коллективы, включающие работников, не занятых на предприятии, сдаваемом в аренду, кооперативы и общественные организации, а также группы граждан, объединившихся в коллектив с целью аренды государственного предприятия.
При прочих равных условиях преимущественное право на аренду имеет трудовой коллектив сдаваемого в аренду предприятия.
20. Организация арендаторов, прошедшие по конкурсу, заключают с арендодателем договор аренды в порядке, установленном "Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде".
21. Основными юридическими документами для аренды государственного предприятия являются договор аренды (разрабатываемой совместно с профсоюзной организацией) и Устав арендного предприятия.
Арендное предприятие регистрируется как плательщик в бюджет в местном финансовом органе.
Акционирование имущества муниципальных предприятий
22. Преобразование предприятий в акционерные общества либо общества с ограниченной ответственностью является одной из форм разгосударствления собственности. При этом следует руководствоваться "Положением об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью" и "Положением о ценных бумагах", принятыми постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990г. N 590, "Положением об акционерных обществах", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990г. N 601.
23. Акционерное общество создается путем выпуска и продажи акций на всю стоимость имущества предприятий.
Для перехода на акционерную форму хозяйствования прежде всего необходима оценка экономической целесообразности такого перехода, решение трудового коллектива о переходе, подготовка учредительных документов.
Средства, полученные от продажи акций, поступают в соответствующий бюджет. При этом возможно сохранение за местным Советом контрольного пакета акций.
24. В числе материалов по переводу муниципального предприятия на акционерную форму должны быть: Устав, протокол собрания трудового коллектива, учредительный договор, положение о ревизионной комиссии, расчет размера Уставного капитала, расчеты основных технико - экономических показателей и ставки дивиденда, план эмиссии акций.
Продажа государственного имущества
25. Объекты продажи: небольшие магазины, павильоны, ларьки, киоски, кафе, парикмахерские, бани, ателье, мастерские и другие организации местного хозяйства.
Субъекты продажи: продавцы - горторги, райторги, тресты (в случае, когда продаваемое имущество находится на балансе последних), горрайбытуправления, горрайкоммунхозы и другие подразделения исполкомов местных Советов, которым подведомственны указанные предприятия.
Покупатели: юридические лица (кооперативы, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, совместные предприятия, другие предприятия и организации), граждане СССР, а также иностранные компании и частные лица. Преимущество при прочих равных условиях отдается трудовым коллективам продаваемых предприятий. Покупатель должен иметь лицензию - право на хозяйственную деятельность, выдаваемую в установленном порядке.
26. Порядок продажи муниципального имущества зависит от выбранной формы продажи (конкурс, аукцион и т. п.) и определяется специальными положениями.
После уплаты установленной стоимости объекта и госпошлины оформляется акт купли - продажи.
27. Выручка от продажи государственного имущества поступает в бюджет. Покупатель уплачивает в бюджет госпошлину. Исполнительный комитет Совета народных депутатов может устанавливать в дальнейшем проданному предприятию рентные и иные платежи в зависимости от его местоположения, экологических требований, использования местного сырья и т. д. в соответствии с действующим законодательством.
28. Покупатель может получить кредит в банке для покупки государственного имущества. Выдача кредита на эти цели является прерогативой районных коммерческих банков, которые могут оказывать ему содействие путем подключения к выкупным операциям других предприятий и организаций района.
Объектом кредитования являются основные фонды предприятий.
Основанием для выдачи кредита является расчет эффективности и окупаемости объекта, по которому определяется срок кредитования и сумма ежегодного погашения задолженности банку.
29. При решении вопроса о продаже государственного имущества исполком местного Совета определяет направление хозяйственной деятельности по его использованию.
III. Оценка стоимости имущества предприятий, подлежащих разгосударствлению
30. Продажа муниципального имущества, как правило, осуществляется по рыночной цене.
31. Оценку стоимости имущества, подлежащего разгосударствлению, осуществляет инвентаризационная комиссия. В случае необходимости она проводит инвентаризацию имущества, проверяет реальность активов и пассивов статей баланса предприятия, составляет ликвидационный баланс, оценивает стоимость имущества, подлежащего продаже, и его переоценку (в случае необходимости).
32. Задача инвентаризационной комиссии - получить данные о структуре и стоимости основных фондов, нормируемых оборотных средств, незавершенного капитального строительства, оценить стоимость имущества, финансовое состояние и перспективы развития предприятия.
33. Стоимостной оценке подлежит все имущество предприятия, независимо от его состояния и степени физического и морального износа, включая объекты, временно находящиеся в капитальном ремонте, на консервации, в запасе, резерве или сданные во временное пользование.
34. Стоимость основных фондов оценивается с учетом фактического износа на основе балансовых данных. Нормируемые оборотные средства оцениваются по стоимости, отражаемой в бухгалтерском учете. Цена полностью самортизованных основных фондов устанавливается на основе экспертной оценки с учетом возможных условий их дальнейшей эксплуатации. В отдельных случаях может быть рассмотрена возможность передачи трудовому коллективу имущества безвозмездно.
35. Работа комиссии завершается составлением акта оценки стоимости имущества, к которому прилагаются необходимые документы (баланс предприятия, результаты инвентаризации, акты экспертизы, результаты расчетов повышения или понижения стоимости имущества и др.), подтверждающие выводы комиссии.
36. Рыночная цена реализуемого имущества определяется на основе акта оценки его стоимости с учетом месторасположения объекта, конъюнктуры рынка и ряда других факторов.
IV. Организация работы по осуществлению приватизации муниципальной собственности
37. Для проведения работы по разгосударствлению собственности сессия народных депутатов принимает соответствующее решение и определяет порядок его реализации.
38. При местном Совете народных депутатов создается комиссия по вопросам приватизации муниципальной собственности. В состав комиссии наряду с народными депутатами местного Совета могут быть включены представители комитета по управлением государственным имуществом финансовых, налоговых, банковских органов, общественных и других заинтересованных организаций. Целесообразно привлечь в комиссию научных работников и специалистов в области права, экономики, финансов.
Задачи и функции комиссии определяются исполкомом местного Совета и утверждаются сессией местного Совета народных депутатов.
39. Указанная комиссия создает и утверждает независимые инвентаризационные комиссии для учета и оценки имущества, подлежащего приватизации, вносит предложения о перечне предприятий, не подлежащих приватизации, дает рекомендации о формах приватизации отдельных предприятий путем сдачи их в аренду с правом выкупа, преобразовании муниципальной собственности в акционерную или иную форму собственности, продажи имущества, рассматривает возникающие спорные вопросы, оказывает методическую помощь, информирует сессию народных депутатов о ходе развития процесса приватизации муниципальной собственности.
Управляющий Делами
Челябинского исполкома
облсовета народных депутатов |
Л.С.Кудрявцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.