Принят постановлением Законодательного собрания N 492 от 25 февраля 1999 г.
Глава I. Общие положения (ст.1 - 3)
Глава II. Состав, структура и организация деятельности
контрольно-счетной палаты (ст.4 - 10)
Глава III. Полномочия контрольно-счетной палаты (ст.11 - 23)
Глава IV. Заключительные положения (ст.24 - 27)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Статус контрольной-счетной палаты Челябинской области
Контрольно-счетная палата Челябинской области является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым законодательным (представительным органом государственной власти области (далее - законодательным (представительным) органом области).
В своей деятельности контрольно-счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законодательством области и настоящим Законом.
Для решения задач, определенных действующим законодательством, контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Контрольно-счетная палата является юридическим лицом, имеет гербовую печать и официальный бланк со своим наименованием.
Местонахождение контрольно-счетной палаты - город Челябинск.
Статья 2. Основные задачи контрольно-счетной палаты
Основными задачами контрольно-счетной палаты являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением областного бюджета, бюджетов областных внебюджетных фондов, за расходованием иных финансовых ресурсов, поступающих в область, по объемам, структуре и целевому назначению;
- выявление фактов незаконного, нерационального и неэффективного использования средств областного бюджета органами государственной власти области, органами местного самоуправления, организациями;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей областного бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств областного бюджета в банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
- контроль за доходами от использования, распоряжения, приватизации и продажи государственной собственности области;
- финансовый контроль за доходами от внешнеэкономической деятельности и обоснованностью валютных расходов;
- контроль по согласованию с соответствующими органами за целевым использованием федеральных средств, поступающих в область, в том числе для финансирования целевых программ;
- контроль за расходованием средств областных внебюджетных фондов и иных средств, направляемых в местные бюджеты;
- контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области по поручению законодательного (представительного) органа власти;
- регулярное представление в законодательный (представительный) орган области и Губернатору области информации о результатах проводимых контрольных мероприятий.
Статья 3. Принципы деятельности контрольно-счетной палаты
Принципами деятельности контрольно-счетной палаты являются законность, объективность, независимость, гласность.
Глава II. Состав, структура и организация деятельности Контрольно-счетной палаты
Статья 4. Состав и структура контрольно-счетной палаты
Контрольно-счетная палата состоит из председателя, заместителя председателя, аудиторов, аппарата контрольно-счетной палаты.
Структуру контрольно-счетной палаты утверждает законодательный (представительный) орган области.
Статья 5. Председатель контрольно-счетной палаты
Председатель контрольно-счетной палаты назначается законодательным (представительным) органом области по представлению президиума законодательного (представительного) органа области и по согласованию с Губернатором области сроком на 5 лет из числа граждан Российской Федерации, имеющих высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, права не менее 5 лет. Решение о назначении председателя контрольно-счетной палаты принимается законодательным (представительным) органом области большинством голосов от общего числа депутатов.
Председатель контрольно-счетной палаты:
- осуществляет руководство деятельностью контрольно-счетной палаты и организует ее работу в соответствии с настоящим Законом, регламентом контрольно-счетной палаты и положением об ее аппарате;
- представляет кандидатуры для назначения на должности заместителя председателя контрольно-счетной палаты и аудиторов;
- формирует аппарат сотрудников контрольно-счетной палаты из числа специалистов;
- представляет контрольно-счетную палату в органах государственной власти области, а также в федеральных контрольных органах;
- представляет в законодательный (представительный) орган области отчеты о работе контрольно-счетной палаты;
- издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата контрольно-счетной палаты, заключает договоры.
Председатель контрольно-счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях законодательного (представительного) органа области, его комитетов и комиссий, а также органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления при рассмотрении любых вопросов.
Председатель контрольно-счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, законодательного (представительного) органа области и представительных органов местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 6. Заместитель председателя контрольно-счетной палаты
Заместитель председателя контрольно-счетной палаты назначается на должность законодательным (представительным) органом области по представлению президиума законодательного (представительного) органа области и по согласованию с Губернатором области сроком на 5 лет из числа граждан Российской Федерации, имеющих высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, права не менее 5 лет. Решение о назначении заместителя председателя контрольно-счетной палаты принимается законодательным (представительным) органом области большинством голосов от общего числа депутатов.
Заместитель председателя контрольно-счетной палаты исполняет в отсутствие председателя контрольно-счетной палаты его функции, по поручению председателя контрольно-счетной палаты представляет контрольно-счетную палату в органах государственной власти области.
Заместитель председателя контрольно-счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с настоящим Законом, регламентом и положением об аппарате контрольно-счетной палаты.
Заместитель председателя контрольно-счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, законодательного (представительного) органа области и представительных органов местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 7. Аудиторы контрольно-счетной палаты
Аудиторами контрольно-счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности контрольно-счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей областного бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности контрольно-счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов, устанавливается коллегией контрольно-счетной палаты.
Аудиторы контрольно-счетной палаты назначаются на должность законодательным (представительным) органом области сроком на 5 лет по представлению председателя контрольно-счетной палаты из числа граждан Российской Федерации, имеющих высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов, прошедших аттестацию в установленном порядке. Решение законодательного (представительного) органа области о назначении аудиторов контрольно-счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов.
При появлении вакантной должности аудитора контрольно-счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.
Аудиторы контрольно-счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой регламентом контрольно-счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.
Аудиторы контрольно-счетной палаты имею право по поручению председателя контрольно-счетной палаты присутствовать на заседаниях законодательного (представительного) органа области, его комитетов и комиссий а также органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Аудиторы контрольно-счетной палаты не могут быть депутатами Государственной Думы, законодательного (представительного) органа области и представительных органов местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 8. Регламент контрольно-счетной палаты
Внутренние вопросы деятельности контрольно-счетной палаты, распределение обязанностей между сотрудниками, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата, порядок ведения дел, подготови и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются регламентом контрольно-счетной палаты, утверждаемым ее коллегией.
Статья 9. Коллегия контрольно-счетной палаты
Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы контрольно-счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемый в законодательный (представительный) орган области и Губернатору области, образуется коллегия контрольно-счетной палаты. В ее состав входят председатель контрольно-счетной палаты, заместитель председателя контрольно-счетной палаты, аудиторы контрольно-счетной палаты.
Коллегия утверждает регламент контрольно-счетной палаты, штатное расписание и смету расходов на содержание контрольно-счетной палаты в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете, положение об аппарате контрольно-счетной палаты и содержание направлений деятельности аудиторов контрольно-счетной палаты.
Статья 10. Аппарат контрольно-счетной палаты
Аппарат контрольно-счетной палаты состоит из инспекторов-ревизоров контрольно-счетной палаты и иных штатных сотрудников.
В служебные обязанности инспекторов-ревизоров контрольно-счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции контрольно-счетной палаты.
Глава III. Полномочия Контрольно-счетной палаты
Статья 11. Сфера действия контрольных полномочий контрольно-счетной палаты
Контрольные полномочия контрольно-счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения области, на областные внебюджетные фонды, региональные отделения внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из областного бюджета или используют государственную собственность области либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством области налоговые и иные льготы и преимущества.
На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия контрольно-счетной палаты распространяются в части, связанной с получением. перечислением или использованием ими средств областного бюджета и областных внебюджетных фондов, государственной собственности области, а также в части предоставленных законодательством области налоговых и иных льгот и преимуществ.
Статья 12. Контроль за исполнением областного бюджета
Контрольно-счетная палата контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, целевое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с утвержденными показателями областного бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.
Статья 13. Контроль за внебюджетными фондами и валютными средствами
Контрольно-счетная палата контролирует формирование и использование средств областных внебюджетных и валютного фонда. контроль за деятельностью региональных отделений федеральных внебюджетных фондов осуществляется в части средств, остающихся в распоряжении области.
Статья 14. Контроль за поступлением и использованием средств от распоряжения и управления государственными имуществом
Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за:
- поступлением в областной бюджет и областные внебюджетные фонды и использованием средств, полученных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи), от управления объектами государственной собственности области;
- использование государственного имущества, деятельностью организаций, использующих средства областного бюджета и областных внебюджетных фондов и государственное имущество.
Статья 15. Предоставление информации по запросам контрольно-счетной палаты
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления областных внебюджетных фондов, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области, иные кредитно-финансовые учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять в установленных действующим законодательством случаях по запросам контрольно-счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
При проведении ревизий и проверок контрольно-счетная палата получает от проверяемых организаций, коммерческих банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.
По требованию контрольно-счетной палаты Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей в установленных действующим законодательством случаях необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные организации обязаны предоставлять по требованию контрольно-счетной палаты, а также предоставление искаженной и ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и области.
Статья 16. Ревизии и проверки
Контроль за своевременным исполнением областного бюджета, бюджетов областных внебюджетных фондов и иных финансовых ресурсов, поступающих в область, осуществляется в виде комплексных ревизий и тематических проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности.
Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются контрольно-счетной палатой.
В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются своевременность и полнота платежей между проверяемым объектом и областным бюджетом.
По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого должностные лица контрольно-счетной палаты несут персональную ответственность.
О результатах проведенных ревизий и проверок контрольно-счетная палата информирует законодательный (представительный) орган области, Губернатора области, руководителей соответствующих органов исполнительной власти, организаций. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.
При проведении ревизий и проверок должностные лица контрольно-счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).
Должностные лица контрольно-счетной палаты и привлеченные к ее работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизий и проверок, только при выполнении работ, поручаемых контрольно-счетной палатой.
Статья 17. Представление и предписание контрольно-счетной палаты
Контрольно-счетная палата по результатам проведенных ревизий и проверок направляет органам государственной власти области, органам местного самоуправления и руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного области ущерба и привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.
При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих ущерб области и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений контрольно-счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий контрольно-счетная палата имеет право давать должностным лицам проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания.
Представление или предписание должно быть рассмотрено в указанный в документе срок, если срок не указан, в течение месяца со дня получения.
Отменить предписание или внести в него изменения может коллегия контрольно-счетной палаты.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 18. Полномочия инспекторов-ревизоров контрольно-счетной палаты при проведении ревизий и проверок
Инспекторы-ревизоры контрольно-счетной палаты при выполнении своих должностных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право:
- беспрепятственно посещать государственные органы, организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- совместно с уполномоченными на это органами опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.
Руководители проверяемых объектов обязаны создавать необходимые условия для работы инспекторов-ревизоров контрольно-счетной палаты, проводящих проверку, предоставлять необходимые им помещения, средства транспорта, связь, обеспечивать техническое обслуживание и выполнение работ по делопроизводству.
Требования инспекторов-ревизоров контрольно-счетной палаты, связанные с исполнением ими своих обязанностей, являются обязательными для всех государственных органов и учреждений области, областных внебюджетных фондов, региональных отделений федеральных внебюджетных фондов, страховых компаний и других финансово-кредитных учреждений, их союзов, ассоциаций и иных объединений независимо от форм собственности.
Невыполнение законных требований инспекторов-ревизоров контрольно-счетной палаты, а также действия, препятствующие исполнению возложенных на них обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.
В соответствии с действующим законодательством инспекторы-ревизоры контрольно-счетной палаты несут ответственность за достоверность результатов проводимых ими ревизий и проверок, представляемых в законодательный (представительный) орган области к губернатору области или предаваемых гласности, а также за разглашение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Статья 19. Заключения контрольно-счетной палаты
Контрольно-счетная палата по поручению законодательного (представительного) органа области проводит финансовую и экономическую экспертизу и дает заключения по:
- проекту областного бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам областного государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита областного бюджета;
- проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Челябинской области;
- проектам законов и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение законодательного (представительного) органа области;
- проектам международных договоров Челябинской области, влекущих правовые последствия для областного бюджета;
- проектам программ, на финансирование которых используются средства областного бюджета.
По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, контрольно-счетная палата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:
- поручений законодательного (представительного) органа области. оформленных соответствующими постановлениями;
- запросов комитетов и комиссий законодательного (представительного) органа области;
- запросов депутатов законодательного (представительного) органа области;
- запросов Губернатора области;
- запросов органов местного самоуправления.
Решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения или об отказе в этом принимается коллегией контрольно-счетной палаты. В случае отказа председатель контрольно-счетной палаты возвращает запрос с указанием причин отказа.
Заключение контрольно-счетной палаты не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами государственной власти области.
Статья 20. Анализ результатов контрольных мероприятий
Контрольно-счетная палата систематически анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств областного бюджета.
На основе полученных данных контрольно-счетная палата разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы Челябинской области и представляет их на рассмотрение законодательного (представительного) органа области и Губернатора области.
Статья 21. Взаимодействие контрольно-счетной палаты с другими контрольными органами Челябинской области
Контрольные органы администрации Челябинской области, правоохранительные органы, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области и его контрольно-ревизионное управление, Государственная налоговая инспекция по Челябинской области, Управление федеральной службы налоговой полиции по Челябинской области и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля должны оказывать содействие деятельности контрольно-счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок.
При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции контрольно-счетная палата взаимодействует с государственными контрольными органами, а также на договорной основе по согласованию с законодательным (представительным) органом области и в пределах средств, предусмотренных на содержание контрольно-счетной палаты, - с негосударственными аудиторскими службами, отдельными специалистами (экспертами).
Статья 22. Планирование работы контрольно-счетной палаты
Контрольно-счетная палата организует свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнение областного бюджета, областных внебюджетных фондов и других источников финансирования с учетом всех видов и направлений деятельности контрольно-счетной палаты.
Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ контрольно-счетной палаты подлежат поручения законодательного (представительного) органа области, запросы Губернатора области и органов местного самоуправления.
Годовой план работы контрольно-счетной палаты рассматривается коллегией контрольно-счетной палаты и утверждается законодательным (представительным) органом области.
Статья 23. Ответственность контрольно-счетной палаты и ее должностных лиц
За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами контрольно-счетной палаты своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Контрольно-счетная палата несет ответственность перед хозяйствующими субъектами за ущерб, причиненный им в результате неправомерных действий должностных лиц контрольно-счетной палаты, разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны, в соответствии с действующим законодательством.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 24. Гарантии правового статуса сотрудников контрольно-счетной палаты
Воздействие на должностных лиц контрольно-счетной палаты с целью воспрепятствовать исполнению ими своих служебных обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета либо распространение искаженной информации о выполнении ими служебных обязанностей влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Председатель контрольно-счетной палаты, заместитель председателя и аудиторы обладают гарантиями профессиональной независимости. Они могут быть досрочно освобождены от должности законодательным (представительным) органом области при принятии решения большинством голосов от общего числа депутатов по следующим основаниям:
а) нарушение ими законодательства Российской Федерации и области, а также совершение злоупотреблений по службе;
б) личное заявление об отставке;
в) признание их недееспособными по решению суда, вступившему в силу;
г) обвинительный приговор суда, вступивший в силу;
д) достижение ими возраста 65 лет.
Деятельность контрольно-счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском законодательного (представительного) органа области.
Статья 25. Материальное и социальное обеспечение сотрудников контрольно-счетной палаты
Средства на содержание контрольно-счетной палаты предусматриваются в областном бюджете и указываются отдельной строкой.
Должностные оклады сотрудников аппарата контрольно-счетной палаты устанавливаются по схеме должностных окладов работников аппарата законодательного (представительного) органа области.
Председателю контрольно-счетной палаты устанавливается ежемесячный оклад в размере должностного оклада первого заместителя председателя законодательного (представительного) органа области и соответствующих надбавок к этому окладу.
Заместителю председателя контрольно-счетной палаты устанавливается ежемесячный оклад в размере должностного оклада заместителя председателя законодательного (представительного) органа области и соответствующих надбавок к этому окладу.
Аудиторам контрольно-счетной палаты устанавливается ежемесячный оклад в размере должностного оклада руководителя управления аппарата законодательного (представительного) органа области и соответствующих надбавок к этому окладу.
На сотрудников контрольно-счетной палаты распространяются социальные гарантии и ограничения, предусмотренные для государственных служащих Федеральным законом "Об основах государственной службы в Российской Федерации", Законом области "О государственной службе в Челябинской области".
Статья 26. Информация о деятельности контрольно-счетной палаты
Контрольно-счетная палата регулярно представляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации.
Ежегодный отчет о работе контрольно-счетной палаты представляется а законодательный (представительный) орган области и Губернатору области и подлежит обязательному опубликованию.
Материалы по результатам проверок, связанные с сохранением государственной тайны, представляются законодательному (представительному) органу области на закрытых заседаниях и лично Губернатору области.
Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона области
Настоящий Закон области вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области |
П.И.Сумин |
N 65-ЗО от 25 февраля 1999 г. |
11 марта 1999 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 25 февраля 1999 г. N 65-ЗО "О Контрольно-счетной палате Челябинской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 8 апреля 1999 г. и в Ведомостях Законодательного собрания Челябинской области, выпуск N 1, январь - март 1999 г., с. 56 - 63
Законом Челябинской области от 24 ноября 2005 г. N 434-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 19 декабря 2002 г. N 128-ЗО
Закон Челябинской области от 29 августа 2002 г. N 102-ЗО
Закон Челябинской области от 31 мая 2001 г. N 11-ЗО