Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Администрации города
от 12 мая 2011 г. N 2802
Паспорт
городской целевой Программы
Наименование субъекта
бюджетного планирования
Первый заместитель Главы Администрации города Котова Н.П.
Главный распорядитель средств бюджета
Управление здравоохранения Администрации города Челябинска,
Управление капитального строительства Администрации города Челябинска
Наименование органа
местного самоуправления, утвердившего программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего правового акта:
Распоряжение Администрации города Челябинска от "12" мая 2011 г. N 2802
Наименование программы
Городская целевая программа модернизации здравоохранения Челябинска на 2011 - 2012 годы (далее - Программа)
Номер и дата учета
в Управлении экономики Администрации города Челябинска
от 12 мая 2011 г. N 2802
Цель Программы
- улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению г. Челябинска
Задачи Программы:
- укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
- поэтапный переход до 2013 года к включению в тарифы обязательного медицинского страхования расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.
Целевые индикаторы и показатели:
- младенческая смертность;
- материнская смертность;
- смертность населения в трудоспособном возрасте от болезней сердечно- сосудистой системы, от злокачественных новообразований, от травм;
- удовлетворенность населения медицинской помощью;
- число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет;
- число случаев смерти от инфаркта миокарда в возрасте до 65 лет;
- число случаев смерти от инсульта в возрасте до 65 лет;
- рождаемость;
- площадь отремонтированных помещений (кв.м);
- количество учреждений здравоохранения, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствие с порядками оказания медицинской помощи.
Характеристика программных мероприятий
I. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений:
1) проведение капитального ремонта;
2) оснащение медицинским оборудованием;
II. Поэтапный переход до 2013 года к включению в тарифы обязательного медицинского страхования расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в 2011 - 2012 годах.
Объемы и источники финансирования
Программа реализуется в 2011 - 2012 годах за счет средств федерального бюджета и бюджета города.
Общий объем финансирования Программы в 2011 - 2012 годах составит 3973306,7 тыс. рублей, из них за счет:
средств федерального бюджета - 2706089,8 тыс. рублей;
средств бюджета города - 1267216,9;
в том числе по годам:
2011 год - 2325322,9 тыс. рублей, из них за счет:
средств федерального бюджета - 1676246,0 тыс. рублей;
средств бюджета города - 649076,9 тыс. рублей;
2012 год - 1647983,8 тыс. рублей, из них за счет:
средств федерального бюджета - 1029843,8 тыс. рублей;
средств бюджета города - 618140,0 тыс. рублей.
Ожидаемые результаты реализации
программы и показатели социально-экономической эффективности
к 2013 году
1. Снизить показатель младенческой смертности с 4,85 случаев на 1000 родившихся живыми в 2010 году до 4,78 к 2012 году, удержать показатель на 8,2 случаев на 1000 родившихся живыми к 2013 году, учитывая переход в январе 2012 года на критерии живорожденности Всемирной организации здравоохранения (учет как живорожденных детей с массой тела от 500 грамм с 22-23 недели гестации).
2. Снизить показатель материнской смертности с 7,3 случаев на 100 тыс. родившихся живыми детей в 2010 году до 7,0 к 2013 году.
3. Снизить показатель смертности населения в трудоспособном возрасте (случаев на 1000 человек):
от болезней системы кровообращения с 1,4 в 2010 году до 1,39 случая к 2013 году,
от злокачественных новообразований с 1,0 в 2010 году до 0,8 случая к 2013 году,
от травм и отравлений с 1,5 в 2010 году до 1,49 случая к 2013 году.
4. Снизить число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет (на 100 тыс. населения) с 712,1 в 2010 году до 708,8 к 2013 году.
5. Снизить число случаев смерти от инфаркта миокарда до 65 лет (на 100 тыс. населения) с 23,3 в 2010 году до 23,28 к 2013 году.
6. Снизить число случаев смерти от инсульта до 65 лет (на 100 тыс. населения) с 40,75 в 2010 году до 40,55 к 2013 году.
7. Повысить рождаемость с 12,2 случаев на 1000 человек в 2010 году до 12,7 к 2013 году.
8. Увеличить удовлетворенность населения города Челябинска медицинской помощью с 48 процентов в 2010 году до 68,5 к 2013 году.
9. Произвести капитальный ремонт помещений площадью 73764,458 кв. метров к 2013 году.
10. Увеличить количество учреждений здравоохранения, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствие с порядками оказания медицинской помощи до 11 единиц к 2013 году.
Заместитель Главы |
Е.И. Летягин |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и иных мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации, и направленных на модернизацию здравоохранения в городе Челябинске.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановлением Правительства Челябинской области N 313-П от 15.12.2010 "Об областной целевой Программе модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011 - 2012 годы".
Анализ
медико-демографической ситуации в городе Челябинске
Деятельность здравоохранения города Челябинска направлена на сохранение и укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости и преждевременной смертности, повышение доступности и качества медицинской помощи, улучшение демографической ситуации.
С 2006 года в городе Челябинске наблюдаются заметные позитивные изменения медико-демографической ситуации по основным показателям:
- увеличение рождаемости на 13,8% (с 11,2 случаев на 1000 человек в 2006 году до 12,2 в 2010 году);
- снижение смертности на 15,6% (с 14,9 случаев в 2006 году до 12,58 в 2010 году);
- естественный прирост населения (с -3,7 в 2006 году до +0,17 в 2010 году).
Впервые за последние 19 лет за счёт снижения общей смертности и роста рождаемости естественный прирост населения составил положительную величину +0,17.
Во многом положительная динамика связана с демографической политикой и мероприятиями, реализованными в национальном проекте "Здоровье".
Одна из серьёзных и актуальных проблем современного развития города - высокий уровень смертности, который в 2010 году составил 12,6 случаев на 1000 человек (число умерших - 13 774 чел).
Первые пять ранговых мест в структуре причин смертности населения города в 2010 году по прежнему занимают болезни системы кровообращения, новообразования, травмы и отравления, болезни органов пищеварения и болезни органов дыхания.
Несмотря на меры, принимаемые здравоохранением города по снижению смертности, остается сложной ситуация со смертностью населения от болезней системы кровообращения.
Учитывая вышеизложенное, актуальным является продолжение развития медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также, учитывая недостаточную динамику снижения смертности от онкозаболеваний, улучшение медицинской помощи пациентам с онкопатологией.
Основными направлениями работы учреждений здравоохранения города Челябинска в 2010 году явились реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", выполнение плана мероприятий по улучшению демографической ситуации, проведение мероприятий по укреплению первичного звена, повышению доступности высокотехнологичной помощи, усилению профилактической направленности в здравоохранении, улучшение качества медицинской помощи.
Средства, предоставленные на реализацию программы модернизации здравоохранения, будут направлены на совершенствование оказания и организации медицинской помощи по всем видам заболеваний и в целом будут способствовать улучшению медико-демографической ситуации в городе.
Реформирование инфраструктуры здравоохранения г. Челябинска
Реформирование инфраструктуры здравоохранения г. Челябинска направлено на формирование рациональной сети медицинских учреждений в городе, результатом которой должно стать повышение качества и доступности оказания медицинской помощи.
Задачами формирования рациональной сети являются:
1) совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, позволяющее перевести на этот этап часть случаев стационарного лечения без ущерба для качества услуг;
2) приоритетное развитие первичного звена здравоохранения (участковой службы), усиление профилактической направленности его деятельности и координирующей роли в системе медицинской помощи;
3) широкое внедрение института врача общей практики;
4) оптимизация объемов стационарной помощи за счет сокращения необоснованных госпитализаций, интенсификации лечебно-диагностического процесса, дифференциации коечного фонда по степени интенсивности оказания стационарной помощи, развития стационарозамещающих технологий.
Формирование рациональной сети системы здравоохранения предусматривает комплекс организационных, управленческих, финансово-экономических мероприятий, разработанных на основе следующих основных принципов:
1) использование модели общей врачебной практики. Развитие института врача общей практики будет обеспечиваться как путем привлечения молодых врачей, получивших образование по специальности общая врачебная практика, так и, главным образом, путем переобучения участковых терапевтов во врачей общей практики. Предусматривается постепенное освоение ими отдельных функций узких специалистов, расширение круга обязанностей и повышение ответственности за здоровье постоянно обслуживаемого населения. Формирование рациональной сети системы здравоохранения предусматривает существенное повышение роли общих врачебных практик, перемещение на этот уровень до 70 - 80 процентов случаев лечения, снижение на этой основе нагрузки на узких специалистов и стационары;
2) развитие форм оказания медицинской помощи, альтернативной дорогостоящей стационарной помощи (дневные стационары). В соответствии с показателями Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи формирование рациональной сети системы здравоохранения нацеливает на перемещение части объемов стационарной помощи на амбулаторный этап и ускоренный рост стационарозамещающих технологий. Это обеспечивается не формальным переводом части коек стационаров в койки дневного пребывания, а созданием и расширением дневных стационаров, прежде всего в амбулаторных учреждениях.
Реализация этих принципов в рамках программы модернизации позволит обеспечить оптимизацию использования имеющихся ресурсов с одновременным повышением медицинской и социальной эффективности деятельности медицинских организаций на территории города.
Методика
формирования рациональной сети медицинской помощи
В городе Челябинске общая врачебная практика внедрена в 1995 году.
Развитие офисов врачей общей практики позволит приблизить медицинскую помощь непосредственно к пациенту, увеличивая доступность медицинской помощи; позволит повысить качество оказания медицинской помощи врачами первичного медицинского звена. За время своей деятельности в городе Челябинске общая врачебная практика доказала свою эффективность и рациональность: снизился уровень госпитализации в круглосуточные стационарные отделения, уменьшилось количество вызовов скорой медицинской помощи к хроническим больным.
Количество участков, обслуживаемых врачами общей практики в городе Челябинске с 2001 года увеличилось с 23 до 76; количество офисов с 3 до 12; обеспеченность врачами общей практики увеличилась соответственно с 0,2 до 0,76, то есть возросла в 3,8 раза. Врачи общей практики оказывают медицинскую помощь 120832 пациентам, что составляет 14,1% от взрослого населения города.
Заболеваемость и смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний, включены Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 года N 825 в Перечень показателей для оценки эффективности органов местного самоуправления, учитывая данные статистики. Болезни системы кровообращения занимают:
- второе место среди причин обращаемости населения в поликлинику, после болезней органов дыхания (по г. Челябинску - 15,4%);
- первое место в структуре причин смертности населения г. Челябинска (50,2%);
- первое место среди причин больничной летальности;
- первое место среди причин первичного выхода на инвалидность (на 10 000 населения - 36,3).
Отмечается неуклонный рост заболеваемости населения болезнями системы кровообращения (общая заболеваемость за 10 лет выросла на 80%; первичная на 16,4%;).
Оказание квалифицированной медицинской помощи на современном уровне больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями может существенно повлиять на демографическую ситуацию в городе.
Открытие межрайонного кардиологического отделения в МУЗ ГКБ N 3 (для больных с острым коронарным синдромом и острым инфарктом миокарда) в соответствии с современными требованиями позволит уменьшить летальность от острого инфаркта миокарда, снизить показатели смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Открытие межрайонного неврологического отделения (для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения) позволит снизить показатели смертности в трудоспособном возрасте от нарушений мозгового кровообращения, а, следовательно, снизить в целом смертность в популяции от болезней органов кровообращения, а также добиться снижения уровня заболеваемости со стойкой утратой трудоспособности в результате цереброваскулярных заболеваний.
Открытие данных отделений на базе МУЗ ГКБ N 3 оправданно, учитывая наличие подготовленных кадров, отработанной системы оказания медицинской помощи данной категории пациентов, наличие достаточных площадей и научного руководства кафедр медицинской академии по кардиологии, реаниматологии, неврологии.
В совокупности с мероприятиями по первичной и вторичной профилактике снизится смертность от сердечно-сосудистых заболеваний с 627,0 случаев на 100 тыс. населения в 2010 году до 626,0 в 2012 году и 616,0 в 2015 году; снизится уровень смертности от цереброваскулярных заболеваний с 287,0 случаев на 100 тысяч населения в 2009 году до 285,0 в 2012 году и 280,0 в 2015 году.
Актуальность проблемы инфекционных заболеваний для г. Челябинска объясняется тем, что область является эндемичной по клещевому энцефалиту и другим клещевым инфекциям, смертность от инфекционных заболеваний находится на шестом месте в структуре общей смертности всего населения и на пятом месте в структуре смертности трудоспособного населения. Открытие межрайонного инфекционного отделения в МУЗ ГКБ N 8 для оказания первичной медико-санитарной помощи жителям города Челябинска и муниципальных районов, прилегающих к Челябинску, а также специализированной (в том числе реанимационной) помощи для населения всех прикрепленных муниципальных образований согласно утвержденным показаниям для госпитализации; позволит снизить смертность от тяжелых форм инфекционных заболеваний с 26,0 в 2009 году до 25,1 в 2012 году и 23,8 в 2015 году.
Открытие межрайонного ожогового отделения необходимо, учитывая высокую вероятность возникновения техногенных катастроф. Предполагается расширить площади ожогового отделения за счет вынесения со второго этажа отделения анестезиологии и реанимации для ожоговых больных и операционного блока на третий этаж хирургического корпуса МУЗ ГКБ N 6. На освободившихся площадях планируется разместить блок для пострадавших от ожогов детей и ухаживающих за ними матерей с необходимыми функциональными помещениями (процедурной, молочной кухней, санитарной комнатой). Для приведения функциональных помещений ожогового отделения в соответствие нормам санитарных правил планируется капитальный ремонт двух этажей с модернизацией системы стерилизации, вентиляции, коммунальных сетей и электроснабжения. Также планируется оснащение ожогового отделения современным оборудованием.
В результате модернизации межрайонного ожогового отделения предполагается:
1) расширить отделение до 2400 квадратных метров;
2) повысить доступность и качество специализированной помощи и сделать возможным получение высокотехнологичной медицинской помощи пострадавшим взрослым и детям с термической травмой в Челябинской области, довести количество пролеченных больных до 1100 человек;
3) увеличить количество детей и взрослых, прошедших оперативную и консервативную реабилитацию с последствиями ожогов и травм с 153 до 350 (2013 год);
4) создать современные комфортные условия в стационаре для пребывания взрослых с термическими поражениями, а также детей с ухаживающими за ними родителями в соответствии с нормативами в одно-, двух- и трехместных палатах;
5) выделить для лечения детей отдельные помещения с необходимым набором функциональных кабинетов, разделить потоки больных и тем самым снизить вероятность развития внутрибольничной инфекции;
6) расширить отделение анестезиологии и реанимации для ожоговых больных до 9 коек;
7) создать современные условия для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, помощи пострадавшим с тяжелыми и критическими ожогами не только для города Челябинска, но и Челябинской области;
8) создать специализированный травмопункт и дневной стационар для больных с термической травмой и с последствиями ожогов с целью разгрузки дорогостоящей стационарной койки;
9) снизить за счет квалифицированного лечения ограниченных ожогов сроки амбулаторного лечения, уменьшить количество осложнений на амбулаторном этапе подготовки глубоких ожогов к оперативному закрытию;
10) снизить среднюю длительность пребывания больных на стационарной койке ожогового отделения за счет внедрения трехэтапной системы оказания специализированной помощи.
Открытие межрайонного пульмонологического отделения, соответствующего всем новым требованиям, на базе МУЗ ГКБ N 4, очень важно для жителей г. Челябинска, учитывая, что из года в год отмечается четкая тенденция к увеличению заболеваемости органов дыхания. Уровень заболеваемости значительно превышает показатели по Российской Федерации (общая заболеваемость по Российской Федерации - 222, по г. Челябинску - 393, первичная заболеваемость по Российской Федерации - 163, по г. Челябинску - 319 на 1000 человек (по обращаемости); в структуре причин обращения в поликлинику устойчиво занимают первое место (22,1%), в структуре смертности - четвертое место (4,7 %).
В связи с актуальностью проблемы, большой распространенностью заболеваний органов дыхания, высоким экономическим ущербом от этих заболеваний, создание специализированного пульмонологического отделения, объединяющего поликлинический и стационарный этапы, является своевременным и необходимым этапом в профилактике, ранней диагностике, адекватном лечении и своевременной реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания.
МУЗ ГКБ N 4 располагает возможностью размещения на своих площадях межрайонного пульмонологического отделения на 60 коек согласно требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10.
Работа межрайонного пульмонологического отделения во взаимосвязи с консультативно-диагностическим центром и отделением торакальной хирургии позволит повысить эффективность и своевременность проводимых лечебных мероприятий, снизить уровень инвалидизации, удовлетворить потребности населения в более качественном лечении.
Организация межрайонного пульмонологического отделения на 60 коек и реанимационного отделения на 9 коек позволит снизить уровень первичного выхода на инвалидность на 10 тыс. человек (2010 год - 3,03 случая; 2011 год - 3,0 случая; 2012 год - 3,0 случая; 2015 год - 2,9 случая) и смертность от болезней органов дыхания с 50,1 случая на 100 тыс. человек в 2009 году до 48,1 в 2015 году.
Общий алгоритм
формирования рациональной сети медицинских учреждений
Для повышения эффективности оказания медицинской помощи общая мощность сети распределяется по уровням (этапам), характеризующимся, в первую очередь, степенью сложности используемых медицинских технологий.
В рамках программы модернизации для оказания медицинской помощи взрослому населению в г. Челябинске планируется:
на первичном муниципальном уровне - открытие 3 офисов общей врачебной практики (МУЗ ГКБ N 10; МУЗ ГБ N 14; МУЗ ГКП N 8);
на межмуниципальном уровне:
1) открытие консультативно-диагностического центра на базе МУЗ ГКБ N 4;
2) организация межрайонного кардиологического отделения на базе МУЗ ГКБ N 3;
3) организация межрайонного пульмонологического отделения на базе МУЗ ГКБ N 4;
4) организация межрайонного неврологического отделения на базе МУЗ ГКБ N 3;
5) организация межрайонного инфекционного отделения на базе МУЗ ГКБ N 8;
6) организация межрайонного ожогового отделения на базе МУЗ ГКБ N 6.
Формирование рациональной сети медицинских учреждений
N п/п |
Наименование учреждения |
Место расположение |
Мощность |
Население |
Сроки |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I. Муниципальный уровень (открытие офисов врачей общей практики) | ||||||
1. |
МУЗ ГКБ N 10 |
Офис врачей общей практики |
ул. Пограничная цокольный этаж жилого дома |
6 участков |
10 000 |
октябрь 2011 г |
2. |
МУЗ ГБ N 14 |
Офис врачей общей практики |
пос. Федоровка полуцокольный этаж жилого дома |
2 участка |
3 200 |
октябрь 2011 г. |
3. |
МУЗ ГП N 8 |
Офис врачей общей практики |
пос. Чурилово квартира в новом доме |
10 участков |
15 000 |
октябрь 2011 г. |
II. Муниципальный уровень (открытие дневных стационаров и стационаров на дому) | ||||||
4. |
МУЗ ГКБ N 1 |
Дневной стационар Стационар на дому |
Тополиная аллея пос. Шершни |
10 мест |
10 000 |
2012 г. |
5. |
МУЗ ГКБ N 3 |
Стационар на дому в офисе ВОП |
ул.Чичерина, 44а |
10 мест |
18 000 |
2012 г. |
6. |
МУЗ ГКБ N 5 |
Дневной стационар |
ул.Каслинская, 60а |
20 мест |
67 560 |
2012 г. |
7 |
МУЗ ГКБ N 6 |
Дневной стационар Стационар на дому |
ул.Румянцева, 31 |
10 мест |
46 000 |
2012 г. |
8 |
МУЗ ГКБ N 11 |
Стационар на дому в офисе ВОП |
ул.Энергетиков,16а |
5 |
11 000 |
2012 г. |
9. |
МУЗ ГБ N 14 |
Дневной стационар |
ул.Днепропетровская, 11 |
20 |
19 000 |
2012 г. |
10. |
МУЗ ГБ N 15 |
Дневной стационар |
ул.Доватора, 26 |
30 |
35 700 |
2011 г. |
11. |
МУЗ ГБ N 16 |
Дневной стационар |
ул.Суворова, 4 |
15 |
11 200 |
2012 г. |
III. Межмуниципальный уровень | ||||||
12. |
МУЗ ГКБ N 4 |
Консультативно-диагностический центр |
Островского, 81 1, 2, 3 этаж |
На 1000 посещений |
657,1 тыс. человек |
ноябрь 2012 г. |
Межрайонное пульмонологическое отделение |
Островского, 81 4 этаж |
На 60 коек |
-//- |
ноябрь 2012 г. |
||
13. |
МУЗ ГКБ N 3 |
Межрайонное кардиологическое отделение |
пр.Победы, 287 |
165 коек |
-//- |
ноябрь 2012 г. |
Межрайонное неврологическое отделение |
пр. Победы, 287 |
140 коек |
-//- |
ноябрь 2012 г. |
||
14. |
МУЗ ГКБ N 6 |
Межрайонное ожоговое отделение |
Медгородок |
60 коек |
-//- |
ноябрь 2012 г. |
15. |
МУЗ ГКБ N 8 |
Межрайонное инфекционное отделение |
пер.Передовой, 4 |
200 коек |
-//- |
ноябрь 2012 г. |
В рамках данной программы планируется совершенствование организации оказания медицинской помощи взрослому населению города с целью снижения смертности населения в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения с 1,4 в 2010 году до 1,39 случая (на 1000 человек) к 2013 году, повышение пятилетней выживаемости лиц, перенесших острый инфаркт миокарда с момента установления диагноза до 82,3%, приведение в соответствие с порядками оказания медицинской помощи деятельности межрайонных кардиологических, пульмонологических, неврологических отделений и оснащения медицинским оборудованием в соответствии с современными требованиями.
В результате реализации программы модернизации планируется снизить:
- смертность от сердечно-сосудистых заболеваний с 627,0 случаев на 100 тыс. населения в 2010 году до 626,0 в 2012 году и 616,0 в 2015 году;
- смертность населения в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения с 590,0 до 570,0(случаев на 100 тыс. населения);
- уровень смертности от цереброваскулярных заболеваний с 287,0 случаев на 100 тысяч населения в 2009 году до 285,0 в 2012 году и 280,0 в 2015 году.
- уровень смертности от тяжелых форм инфекционных заболеваний с 26,0 в 2009 году до 25,1 в 2012 году и 23,8 в 2015 году.
- уровень первичного выхода на инвалидность при бронхо-легочных болезнях на 10 тыс. населения (2010 год - 3,03; 2011 год - 3,0; 2012 год - 3,0; 2015- 2,9).
- смертность от болезней органов дыхания с 50,1 на 100 тыс. населения в 2009 году до 48,1 в 2015 году.
Основные направления
модернизации службы охраны здоровья матери и ребенка в г. Челябинске
Основной задачей работы службы родовспоможения и детства является обеспечение мероприятий по охране здоровья женщин и детей как основного репродуктивного потенциала. Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 года N 825 показатели материнской и младенческой смертности включены в Перечень показателей для оценки эффективности органов местного самоуправления. Не менее важным моментом в организации охраны здоровья матери и ребенка являются мероприятии по профилактике и снижению смертности и инвалидности детей от 0 до 18 лет.
Принимая во внимание, что число беременностей с врожденными пороками развития растет каждый год - с 198 в 2007 году до 327 в 2010 году, самой важной задачей пренатальной (дородовой) диагностики является своевременное выявление плодов с врожденной и наследственной патологией. В истекшем году врожденные пороки развития были диагностированы до родов в 275 случаях (84,1%), из которых прерывание беременности по показаниям со стороны плода было осуществлено в 151 случае (65,4%). Дальнейшее совершенствование службы пренатальной диагностики позволит снизить долю врожденных пороков развития в структуре младенческой смертности с 14% до 11%. С этой целью в программу модернизации включены межрайонных отделений пренатальной диагностики МУЗ ГКБ N 3, МУЗ ГКБ N 6, МУЗ ГКБ N 9. Основными причинами материнской смертности во всем мире является экстрагенитальная патология. Создание специализированных родильных домов по оказанию медицинской помощи беременным с сахарным диабетом (МУЗ ГКБ N 5) и заболеваниями сердечно-сосудистой системы (МУЗ ГКБ N 6) позволило за последние 15 лет не иметь в структуре причин смерти беременных женщин такую патологию, как пороки сердца и сахарный диабет. Так как у женщин с заболеваниями сердечно-сосудистой системы значительно чаще беременность осложняется поздним гестозом - 33%, кровотечением - 2%, а также в связи с тем, что у значительного числа рожениц (до 15%) показано досрочное родоразрешение операцией кесарева сечения, крайне важным является оснащение родильного дома МУЗ ГКБ N 6 следящей и дыхательной аппаратурой, реанимационным оборудованием в соответствии с порядком оказания медицинской помощи беременным с кардиологической патологией. Ежегодно количество родов в этом родовспомогательном учреждении растет и достигло в 2010 году 2495, среди них у 1097 (43,9%) женщин диагностировалась патология сердечно-сосудистой системы.
Ведущими причинами в структуре младенческой смертности ежегодно регистрируются болезни перинатального периода (31%) и врожденные пороки развития (14%), которые являются наиболее курабельными в плане снижения неонатальных потерь.
За 2010 год в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения города Челябинска родилось 17219 живых детей. Процент недоношенных детей в 2010 году составил 5,6 (966 младенцев), лечение данных пациентов требует оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
В 2012 году Правительством Российской Федерации запланирован переход на регистрацию живорождения у детей с массой более 500 грамм (экстремально низкой массой тела). Всего с экстремально низкой массой тела в городе Челябинске родилось в истекшем году 265 плодов, из которых только 43 (16,2%) ребенка пережили перинатальный период (свыше 7 дней после рождения). Внедрение современных протоколов реанимационной помощи новорожденным, приобретение дорогостоящего оборудование за средства родовых сертификатов позволили увеличить процент выживания этих детей в раннем неонатальном периоде в 2009 году с 41,5% до 68,5% в 2010 году. Тем не менее, при переходе на подсчет живорождения в соответствии с критериями Всемирной организации здравоохранения, количество детей, родившихся в результате преждевременных родов, увеличится до 9-12%, а показатель младенческой смертности - до 9,2 (предварительная расчетная цифра) случая на 1000 живорожденных (4,78 в 2010 году).
Существующий в городе коечный фонд для оказания помощи новорожденным не соответствует рекомендуемым нормативам приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2010 г. N 409н "Об утверждении порядка оказания неонатологической медицинской помощи". В настоящее время в городе имеется выраженный дефицит коек реанимации для новорожденных и их полноценной оснащенности (всего 41, потребность 68), коек патологии новорожденных (всего 120, потребность 170). Внедрение современных стандартов оказания реанимационной помощи новорожденным, внедрение порядков оказания медицинской помощи и оказание медицинской помощи при преждевременных родах в перинатальных центрах, увеличение коечного фонда реанимационных отделений и отделений выхаживания новорожденных позволит увеличить процент выживания детей и достичь показателей младенческой смертности в 2012 году не более 8,2 на 1000 живорожденных.
Для решения поставленных задач в программе модернизации запланировано организация межрайонного перинатального центра на базе МУЗ ГКБ N 10, увеличение коек реанимации новорожденных на базе МУЗ ГКБ N 6, МУЗ ГКБ N 1, МУЗ ДГКБ N 8; увеличение коек отделения патологии новорожденных со 120 до 165 (в МУЗ ГКБ N 6 - 20 коек, МУЗ ДГКБ N 8 - 25 коек).
N п/п |
Наименование ЛПУ |
Количество коек реанимации новорожденных в 2010 году |
Количество коек реанимации новорожденных в 2012 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
МУЗ ГКБ N 10 |
9 |
12 |
2. |
МУЗ ГКБ N 6 |
2 |
6 |
3. |
МУЗ ГКБ N 1 |
6 |
9 |
4. |
МУЗ ДГКБ N 8 |
12 |
18 |
Результаты диспансеризации свидетельствуют: здоровье детей и подростков требует самого пристального внимания, так при поступлении в школу 30 - 35 процентов детей уже имеют отклонения в состоянии здоровья, к окончанию школы их процент увеличивается до 70. При этом сохраняется рост общей заболеваемости детей от 0 до 14 лет (с 2353,4 в 2001 году до 3395,4 в 2010г.). Высокие темпы прироста общей заболеваемости среди детского населения и подростков свидетельствуют о накоплении в популяции хронической патологии. Так, за пятилетний период распространенность ожирения возросла на 46,4 процента, артериальной гипертензии на 45,9 процента, бронхиальной астмы на 34,3 процента. Следствием увеличения детей с хронической патологией является высокий процент детей инвалидов (2296 детей имеют инвалидность на декабрь 2010 года). В структуре причин инвалидности детей и подростков в Российской федерации ведущее место занимает эндокринная патология, основной процент которой приходится на больных сахарным диабетом.
Кроме того, во всех странах мира, в том числе и в России, отмечается постоянный рост заболеваемости ревматическими болезнями (ювенильный ревматоидный артрит, системная красная волчанка, системная склеродермия, дерматомиозит и другие), являющимися важной медико-социальной проблемой, так как пациенты с ревмозаболеваниями наименее курабельны с высокими затратами на лечение, обеспечение жизнедеятельности и качество жизни. Необходимость организации межрайонного специализированного отделения оказания медицинской помощи детям с кардиологической и ревматологической патологией вызвана: ростом заболеваемости, в том числе первичной; потребностью в оказании детям с данной патологией высокотехнологичных методов лечения, генно-инженерной терапии. За последние 10 лет общее число ревматологических больных в кардиоревматологическом отделении МУЗ ДГКБ N 8 выросло на 262 процента, 15 процентов больных с ювенильным ревматоидным артритом нуждаются в применении высокотехнологичных методов генно-инженерной терапии.
Запланированная в рамках программы модернизации организация межрайонных (с учетом прикрепления населения близлежащих к городу территорий) эндокринологического и кардиоревматологического отделений в МУЗ ДГКБ N 8, внедрение на их базе высокотехнологичных способов лечения позволит не только улучшить качество обследования и лечения детей, но и снизить долю указанных заболеваний в структуре детской инвалидности.
Несмотря на отсутствие роста инфекционной заболеваемости населения города в целом, треть инфекционной патологии приходится на детей и подростков, среди которой инфекции, являющиеся составным компонентом детской смертности: нейроинфекции (менингиты, энцефалиты), инфекции органов дыхания, в том числе высокопатогенный грипп, гнойно-деструктивные пневмонии, кишечные инфекции с эксикозом (обезвоживанием), зачастую требующие проведения реанимационной терапии. Указанные факты объясняют необходимость создания на базе инфекционного корпуса МУЗ ДГКБ N 8 с отделением реанимации на 12 коек, межрайонного отделения оказания помощи детям с инфекционной патологией. Создание центра обеспечит доступность для пациентов с тяжелым течением заболевания современных методов бактериологических и паразитологических исследований, иммунологических исследований, нейрофизиологических и рентгенологических исследований, современных методов лечения (методов экстракорпоральной детоксикации).
Является немаловажным и рост детского, в том числе и дорожно-транспортного травматизма. В структуре смертности подростков идет ежегодное увеличение смертей от внешних причин (травм, отравлений, несчастных случаев).
Таким образом, создание межрайонного детского травматолого-ортопедического отделения в структуре МУЗ ГКБ N 9, организация после выписки из отделения долечивания пациентов в дневном стационаре ортопедо-травматологического профиля и стационаре на дому, последующая передача детей под диспансерное наблюдение детского городского амбулаторного ортопедо-травматологического отделения (детский травматологический пункт) позволит обеспечить этапность оказания помощи детям с ортопедо-травматологической патологией, повысить эффективность лечения и реабилитации детей, уменьшить инвалидизацию.
Помимо вышеперечисленных проблем на сегодняшний день в городе Челябинске отсутствует паллиативная помощь детям, не имеющим шансов на выздоровление: онкобольным (на декабрь 2010 года - 137 человек), не вышедшим из коматозного состояния более 30 суток, детям с тяжелыми формами неврологических заболеваний (детский церебральный паралич, гидроцефалия), тяжелыми врожденными пороками развития.
Исходя из вышесказанного в рамках программы модернизации акушерско-гинекологической и педиатрической служб города запланировано:
- создание межрайонного перинатального центра на базе МУЗ ГКБ N 10;
- дооснащение специализированного родильного дома для женщин с сердечно-сосудистой патологией на базе МУЗ ГКБ N 6;
- создание межрайонных отделений пренатальной диагностики на базах родильных домов МУЗ ГКБ N 3, 6, 9;
- увеличение коечного фонда отделений реанимации для новорожденных на базах родильного дома МУЗ ГКБ N 10, отделений реанимации новорожденных МУЗ ГКБ N 1, МУЗ ДГКБ N 8;
- увеличение коечного фонда отделений выхаживания новорожденных, в том числе и перенесших критическую ситуацию на базах МУЗ ДГКБ N 8, родильном доме МУЗ ГКБ N 6;
- создание межрайонных отделений для детей с кардиоревматологической и эндокринологической патологией на базе МУЗ ДГКБ N 8;
- создание межрайонного отделения инфекционной патологии с отделением реанимации;
- ремонт и переоснащение детского ортопедо-травматологического отделения на базе МУЗ ГКБ N 9;
- создание отделения хосписной помощи детям на базе МУЗ ГКБ N 9.
В связи с тем, что одним из основных направлений деятельности системы здравоохранения города Челябинска является работа по профилактике, раннему выявлению и оказанию специализированной медицинской помощи детскому и подростковому населению в части оснащения оборудованием в областную программу модернизации здравоохранения вошел межрайонный детский диагностический центр на базе МУЗ ДГП N 9.
Необходимо отметить, что указанные объекты вошли в программу модернизации Челябинской области не в полном объеме, а именно: отделения выхаживания новорожденных (90 коек) на базе МУЗ ГКБ N 10, на базе МУЗ ДГКБ N 8 (25 коек) в программе модернизации в части ремонтов, но не вошли в программу в части оснащения оборудованием; отделение выхаживания новорожденных на базе МУЗ ГКБ N 6 (20 коек), также как и 6 реанимационных коек для новорожденных указаны в программе модернизации здравоохранения Челябинской области без выделения денежных средств и возможны лишь при достраивании имеющегося на территории больницы корпуса для создания городского перинатального центра; детский диагностический центр на базе МУЗ ДГП N 9 вошел в программу в части оснащения оборудованием, без выделения средств на ремонт здания; отделение паллиативной помощи на базе МУЗ ГКБ N 9 без выделения средств на ремонт и оборудование.
Основные задачи
модернизации службы родовспоможения и детства города Челябинска:
1. Обеспечение совершенствования трехуровневой системы организации акушерско-гинекологической помощи путем расширения сети межрайонных перинатальных центров (МУЗ ГКБ N 10) и родильных домов, оказывающих специализированную медицинскую помощь (МУЗ ГКБ N 6).
2. Подготовка к переходу на оказание помощи детям с экстремально низкой массой тела: расширение коечного фонда реанимационных отделений для новорожденных, оснащение современной дыхательной аппаратурой и подготовка соответствующих специалистов (МУЗ ГКБ N 10, МУЗ ДГБ N 8, МУЗ ГКБ N 1).
3. Повышение эффективности пренатальной диагностики врожденных пороков развития плода, наследственных заболеваний и хромосомных аномалий путем совершенствования работы межрайонных отделений пренатальной диагностики и организации на базе этих отделений "клиники одного дня" (МУЗ ГКБ N 3,6, 9).
4. Организация детского консультативно-диагностического центра .
5. Организация детских специализированных кардиоревматологического, эндокринологического и инфекционного отделений, совершенствование оказания лечебно-диагностической и внедрение высокотехнологичной медицинской помощи.
6. Совершенствование системы реабилитации и восстановительного лечения женщин и детей.
Анализ и мероприятия
по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения г. Челябинска
В составе учреждений здравоохранения эксплуатируется 198 единиц зданий лечебного назначения общей площадью 461227 квадратных метров, из которых:
- 18 объектов 1929 - 1950 годов постройки;
- 92 объекта 1951 - 1970 годов постройки;
- 65 объектов 1971 - 1990 годов постройки;
- 23 объекта 1991 - 2010 годов постройки;
Объем отремонтированных площадей лечебного назначения от общей площади помещений, нуждающихся в нем, составляет 14 процентов.
Длительная эксплуатация объектов здравоохранения без проведения капитальных ремонтов оказала негативное воздействие на техническое состояние зданий учреждений. Увеличился физический и моральный износ зданий, приведший к неблагополучному техническому состоянию зданий и несоответствию эксплуатационных характеристик современным требованиям. Выделяемых ежегодно средств хватает лишь на проведение частичного текущего ремонта.
В период 2005 - 2009 годов на проведение ремонта и противопожарных мероприятий в учреждения здравоохранения выделено 386 249 тыс. рублей, в том числе средства предусмотренные городской целевой программой по реализации национального проекта "Здоровье" в г. Челябинске на 2006-2010 годы 78 972 тыс. руб.
В настоящее время закончено строительство главного корпуса детской многопрофильной больницы N 1 в Тракторозаводском районе (1-й пусковой комплекс на 90 коек) и строительство поликлиники детской городской больницы N 8 на 300 посещений в смену в Металлургическом районе.
В рамках Программы модернизации здравоохранения на период 2011 - 2012 годов предусматривается провести мероприятия по улучшению технического состояния и приведение в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, техническими регламентами учреждений здравоохранения города Челябинска на сумму 1 000 753,8 тыс. рублей.
После исполнения программных мероприятий площадь отремонтированных помещений составит 73764,458 кв. метров.
С целью предупреждения внутрибольничной инфекции и снижения уровня летальности в хирургических и реанимационных подразделениях стационаров предусмотрено размещение "Комплекса чистых помещений".
Стоимость работ по ремонту учреждений определена из расчета средней стоимости комплекса ремонтных работ за 1 квадратный метр ремонтируемой площади с учетом дефляторов по видам экономической деятельности, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации.
Оснащение медицинским
оборудованием учреждений здравоохранения города Челябинска
На территории города Челябинска на данный момент нет ни одного учреждения, которое по оснащению в полном объеме соответствовало бы принятым приказам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по порядкам оказания медицинской помощи.
В 2006 - 2009 годах была проведена определенная работа по дооснащению лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием для оказания населению города Челябинска качественной медицинской помощи. Приобретение медицинской техники осуществлялось за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Консолидированные расходы на медицинское оборудование за период 2006-2009 г.г. составили 1340207,3 тыс. рублей.
В настоящее время медицинское оборудование с износом более 75 процентов в среднем составляет до 60 процентов от общего количества имеющегося оборудования.
В рамках программы модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011 - 2012 годы с целью улучшения доступности получения населением Челябинской области специализированной медицинской помощи и в соответствии с порядками оказания медицинской помощи населению города Челябинска планируется израсходовать 1705336,0 тыс. рублей.
В целях улучшения оказания специализированной медицинской помощи планируется дооснастить существующие межрайонные специализированные отделения: ожоговое отделение на базе МУЗ ГКБ N 6 и инфекционное отделение на базе МУЗ ГКБ N 8, на общую сумму 46248,7 тыс. рублей.
В рамках программы модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011 - 2012 годы запланированы мероприятия по дооснащению службы родовспоможения и детства новым медицинским оборудованием.
Для оказания медицинской помощи беременным женщинам с патологией сердечно-сосудистой системы запланировано оснащение межрайонного специализированного родильного дома на базе МУЗ ГКБ N 6 на сумму 12500,0 тыс. рублей.
Также планируется организация детского клинико-диагностического центра и его оснащение современным компьютерным томографом, лабораторным, ультразвуковым и оборудованием для функциональной диагностики на базе МУЗ ДГП N 9 на сумму 202200,0 тыс. рублей.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью программы модернизации здравоохранения является улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению, увеличение продолжительности жизни населения г. Челябинска.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
- поэтапный переход до 2013 года к включению в тарифы обязательного медицинского страхования расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
2010 год* |
2011 год |
2012 год |
1. |
Младенческая смертность (случаев на 1000 родившихся живыми) |
4,85 |
4,78 |
8,2 |
2. |
Материнская смертность (случаев на 100 тыс. родившихся живыми детей) |
7,3 |
7,0 |
7,0 |
3. |
Смертность населения в трудоспособном возрасте (случаев на 1000 человек): |
|
|
|
|
от болезней системы кровообращения |
1,4 |
до 1,39 |
до 1,39 |
|
от злокачественных новообразований |
1,0 |
до 0,8 |
до 0,8 |
|
от травм и отравлений |
1,5 |
до 1,49 |
до 1,49 |
4. |
Удовлетворённость населения медицинской помощью (%) |
48 |
68,5 |
68,5 |
5. |
Число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет (на 100 тыс. населения) |
712,1 |
708,8 |
708,8 |
6. |
Число случаев смерти от инфаркта миокарда до 65 лет (на 100 тыс. населения) |
23,3 |
23,28 |
23,28 |
7. |
Число случаев смерти от инсульта до 65 лет (на 100 тыс. населения) |
40,75 |
40,55 |
40,55 |
8. |
Рождаемость (случаев на 1000 человек) |
12,2 |
12,7 |
12,7 |
9. |
Площадь отремонтированных помещений (кв.м.) |
|
44048,358 |
29716,1 |
10. |
Количество учреждений здравоохранения, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствие с порядками оказания медицинской помощи (единиц) |
|
11 |
11 |
* по данным Росстата (по состоянию на 31.12.2010 год)
4. Сроки реализации Программы
Городская целевая программа модернизации здравоохранения Челябинска реализуется в 2011 - 2012 годах.
5. Перечень и описание программных мероприятий
Мероприятия Программы направлены на реализацию поставленных задач. Основные программные мероприятия представлены в приложении 1 к Программе.
6. Ресурсное обеспечение программы
Источник финансирования |
2011 год (тыс. руб.) |
2012 год (тыс. руб.) |
Всего (тыс. руб.) |
Федеральный бюджет |
1676246,0 |
1029843,8 |
2706089,8 |
Бюджет города |
649076,9 |
618140,0 |
1267216,9 |
Всего |
2325322,9 |
1647983,8 |
3973306,7 |
Финансово-экономическое обоснование представлено в приложении 2 к Программе.
7. Организация управления и механизм реализации Программы
Управление здравоохранения Администрации города Челябинска:
1) несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств;
2) осуществляет текущее управление реализацией Программы;
3) определяет формирование организационно-финансового плана реализации Программы;
4) ежегодно уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые индикативные показатели ожидаемых результатов мероприятий Программы, затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей;
5) определяет механизм корректировки программных мероприятий и их ресурсное обеспечение в ходе реализации Программы;
6) определяет процедуры обеспечения публичности информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, программных мероприятий и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей;
7) несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное целевое использование бюджетных средств;
8) представляет информацию об исполнении Программы в Управление экономики Администрации города Челябинска и Комитет финансов города Челябинска за I полугодие, 9 месяцев, 12 месяцев текущего года.
9) Исполнители Программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделяемых для выполнения Программы.
10) Реализация Программы осуществляется на основе муниципальных контрактов (договоров) на поставку продукции для муниципальных нужд (услуг) в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
11) Управление здравоохранения Администрации города Челябинска на основе анализа выполнения мероприятий Программы и их эффективности в текущем году уточняет объем средств, необходимых для финансирования в очередном финансовом году, и предоставляет в установленном порядке проект бюджетной заявки на финансирование Программы за счет средств бюджета города в очередном финансовом году в Управление экономики Администрации города Челябинска и Комитет финансов города Челябинска.
Заместитель Главы |
Е.И. Летягин |
Заместитель Главы |
Е.И. Летягин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.