Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год подчеркивалось, что общество ждет от государства кардинального решения ключевой для всей страны проблемы - проблемы "сбережения народа", главным направлением в решении этой задачи были определены меры поддержки семьи, материнства и детства на всех уровнях власти.
Анализ статистических показателей последних лет позволяет сделать выводы о негативных тенденциях в сфере семейных отношений, о росте семейного неблагополучия как в целом по России, так и в Челябинской области. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Растущая детская безнадзорность является прямым следствием кризиса семьи и воспитательных институтов общества, поскольку большинство безнадзорных детей потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивающих минимально необходимые условия для жизнедеятельности и полноценного развития ребенка, допускавших жестокое обращение с детьми. В 2005 году количество необучающихся детей составило в Челябинской области 590 человек.
Одной из причин семейного неблагополучия является слабая экономическая самостоятельность семей, что порождает большое число семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в различных мерах социальной поддержки. По состоянию на 1 января 2005 года, в органах социальной защиты городов и районов Челябинской области состояло на учете около 231 тысячи малоимущих семей, в которых воспитывалось 361,4 тысячи несовершеннолетних детей. Число семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения.
Не уменьшается количество неблагополучных семей, родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей. В 2005 году было подготовлено и направлено в суд 1 845 материалов для решения вопроса о лишении родительских прав (в 2004 году - 1 718). Но данным правоохранительных органов, дети из таких семей в первую очередь становятся участниками или жертвами противоправных действий.
2. В последние годы государственная политика в отношении семей и детей группы риска претерпела существенные изменения. В Челябинской области ведется целенаправленная работа по оказанию помощи семьям и детям группы риска, предусматривающая деятельность органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области (далее - органы и учреждения системы профилактики), к которым относятся:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
органы управления социальной защитой населения;
органы управления образованием;
органы опеки и попечительства;
органы по делам молодежи;
органы управления здравоохранением;
органы службы занятости;
органы внутренних дел;
учреждения, создаваемые в данных органах для осуществления отдельных функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. С 2004 года в Саткинском муниципальном районе с целью предупреждения социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних реализуется комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая профилактическая программа "Семьи и дети группы риска", направленная на создание системы комплексного решения проблем семей и детей группы риска. Реализация этой программы показала свою эффективность и позволила в комплексе решать проблемы семей и детей группы риска, разрабатывать и внедрять новые технологии, формы и методы работы с этой категорией семей. За период реализации указанной программы снято с учета в базе данных семей группы риска 73 семьи, на 38 процентов сократилось определение детей в детские дома и увеличилось количество детей, взятых под опеку.
Успешный опыт межведомственного взаимодействия по работе с семьями и детьми группы риска, положительные результаты реализации программы в Саткинском муниципальном районе свидетельствуют о том, что только комплексный подход к решению проблем профилактики социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия дает необходимую эффективность совместной работы структур, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. В рамках реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год о государственной семейной политике и рекомендаций депутатских слушаний "Государственная политика по предупреждению семейного неблагополучия и социального сиротства в Челябинской области", утвержденных постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25 мая 2006 года N 141, с целью повышения эффективности проводимой в Челябинской области политики поддержки семьи, профилактики семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних, предотвращения социального сиротства было принято решение о разработке Программы, предусматривающей создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми группы риска в пяти муниципальных образованиях горнозаводской зоны Челябинской области:
Ашинском, Катав-Ивановском и Саткинском муниципальных районах, Златоустовском и Усть-Катавском городских округах.
При разработке Программы был учтен положительный опыт реализации программы "Семьи и дети группы риска" в Саткинском муниципальном районе, учитывались инициативы органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области о реализации комплексных программ деятельности по предотвращению семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних.
Программа является "пилотным" проектом и предусматривает комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности, расширение форм и методов профилактической работы с семьями и детьми группы риска в указанных муниципальных образованиях. Анализ реализации Программы в 2007 году позволит решить вопрос о целесообразности продления действия Программы и ее реализации в других муниципальных образованиях Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.