21 декабря 2011 г.
Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области" на 2011-2015 годы.
2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Федечкин Д.Н.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Челябинской области Грачева О.Н.
Председатель Правительства |
М.В. Юревич |
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 16 марта 2011 г. N 69-П
Областная целевая программа
"Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области"
на 2011-2015 годы
21 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2012 г. N 162-П в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области"
на 2011-2015 годы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области" на 2011-2015 годы (далее именуется - Программа) |
Основание и дата принятия решения о разработке Программы |
- |
распоряжение Губернатора Челябинской области от 24.03.2010 г. N 309-р "О создании рабочей группы"; постановление Правительства Челябинской области от 22.11.2007 г. N 256-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" |
Государственный заказчик Программы |
- |
Правительство Челябинской области |
Государственный заказчик-координатор Программы |
- |
Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области |
Основные разработчики Программы |
- |
Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области; Министерство здравоохранения Челябинской области; Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области; Министерство экономического развития Челябинской области |
Исполнители мероприятий Программы |
- |
Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области; Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области; Министерство здравоохранения Челябинской области |
Цель Программы |
- |
социально-экономическая реабилитация территорий Челябинской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (далее именуются - пострадавшие районы), и обеспечение безопасных условий проживания населения в населенных пунктах, расположенных по периметру Восточно-Уральского радиоактивного следа (далее именуется - ВУРС), вдоль реки Теча и в зоне влияния федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Маяк" (далее именуется - ФГУП "ПО "Маяк") |
Задачи Программы |
- |
реализация комплекса мероприятий по обеспечению условий радиационно безопасной жизнедеятельности населения и социально-экономического развития территорий, подвергшихся радиационному воздействию; реализация комплекса мер в сфере защиты здоровья населения, проживающего в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, в пойме реки Теча, а также в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк"; развитие систем контроля за радиационной обстановкой в населенных пунктах Челябинской области, расположенных по периметру ВУРСа, в пойме реки Теча, а также в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк"; реализация информационной политики по вопросам преодоления последствий радиационных аварий, обеспечения радиационной безопасности населения и социальной защиты граждан определенных федеральным законодательством категорий |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- |
ввод в эксплуатацию объектов коммунального назначения, дорожного хозяйства; обследование детей, проживающих в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча и в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк"; приобретение медицинского оборудования и инвентаря для участковых больниц, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов населенных пунктов, расположенных в муниципальных районах и городских округах, пострадавших вследствие радиоактивного загрязнения; издание информационного материала; проведение общественных мероприятий |
Сроки реализации |
- |
20112015 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах - 341 394,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий,* - 69 100,0 тыс. рублей; областного бюджета - 111 594,2 тыс. рублей, за счет средств, полученных за переработку облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов (далее именуется - ОТВС),**- 160 700,0 тыс. рублей; объем финансирования в 2011 году - 156 400,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий, - 11 200,0 тыс. рублей, областного бюджета - 25 000,0 тыс. рублей, за счет средств, полученных за переработку ОТВС, - 120 200,0 тыс. рублей; объем финансирования в 2012 году - 46 500,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий, - 13 800,0 тыс. рублей, областного бюджета - 5 000,0 тыс. рублей, за счет средств, полученных за переработку ОТВС, - 27 700,0 тыс. рублей; объем финансирования в 2013 году - 49 400,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий, - 11 600,0 тыс. рублей, областного бюджета - 25 000,0 тыс. рублей, за счет средств, полученных за переработку ОТВС, - 12 800,0 тыс. рублей; объем финансирования в 2014 году - 39 400,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий, - 14 400,0 тыс. рублей, областного бюджета - 25 000,0 тыс. рублей; объем финансирования в 2015 году - 49 694,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий, - 18 100,0 тыс. рублей, областного бюджета - 31 594,2 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
повышение качества жизни населения: 8 населенных пунктов за счет обеспечения питьевой водой 5 732 человек; 5 населенных пунктов за счет формирования сети внутрипоселковых дорог; 1 населенного пункта за счет его газификации, что позволит в дальнейшем газифицировать 300 домов, школу, клуб; 10 населенных пунктов за счет повышения качества оказания и увеличения количества медицинских услуг; снижение хронической патологии (в том числе онкологической) и детской инвалидизации путем выявления заболеваний на ранних стадиях и своевременного оказания медицинской помощи населению, проживающему в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча; обеспечение радиационной безопасности населения путем своевременного принятия решений за счет получения достоверной оперативной информации о динамике радиационных параметров атмосферного воздуха, водных объектов, источников питьевого водоснабжения на территориях, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча, в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк"; снижение социально-психологической напряженности населения, проживающего на территории пострадавших районов, за счет предоставления достоверной информации о современном радиационном воздействии на окружающую среду, о мерах по преодолению последствий радиационных аварий, о предоставлении социальных гарантий определенным категориям граждан путем ежегодного издания около 500 экземпляров сборников, брошюр и других информационных материалов, организации и проведения тематических теле- и радиопередач и общественных мероприятий. |
* средства для Челябинской области предусмотрены в федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" (далее именуется - ФЦП); ** средства предусмотрены в Специальной экологической программе реабилитации радиационно загрязненных участков территории Челябинской области на 2011-2015 годы (далее именуется - СЭП) |
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. В основе государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности одним из приоритетных направлений является реабилитация территорий Российской Федерации, на которых сложилась неблагополучная радиационная обстановка в результате радиационных аварий и инцидентов, развитие систем комплексного мониторинга условий безопасного проживания в районах, пострадавших вследствие радиоактивного загрязнения, а также проведение радиационно-эпидемиологических мероприятий для оценки состояния здоровья лиц, подвергшихся радиационному воздействию.
В Уральском регионе значимое радиационное воздействие на население оказали авария 1957 года на производственном объединении "Маяк" (далее именуется - ПО "Маяк") и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча в период 1949-1956 годов, в результате которых произошло радиоактивное загрязнение определенных территорий Челябинской области и облучение повышенными дозами радиации населения, проживающего на этих территориях.
2. Одним из основных направлений в области правового решения проблем территорий и населения, пострадавших от радиационных воздействий, является разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ.
Начиная с 1992 года задачи по преодолению последствий радиационных аварий в Челябинской области решаются в рамках федеральных, а с 2003 года и областных целевых программ по радиационной и социальной реабилитации населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие аварий на ПО "Маяк".
В 2006-2010 годах на территории Челябинской области выполнялись мероприятия федеральных и областных целевых программ (далее именуются - целевые программы). Их финансирование составило 490,7 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 212,9млн. рублей (43 процента от объема выделенных средств);
за счет средств областного бюджета - 200,7 млн. рублей (41 процент);
за счет средств, полученных ФГУП "ПО "Маяк" за переработку ОТВС и перечисленных в областной бюджет,- 77,1 млн. рублей (16 процентов).
В соответствии с указанными целевыми программами на территории Челябинской области в 2006-2010 годах реализованы запланированные мероприятия и получены следующие основные результаты:
1) введены в эксплуатацию:
2 учреждения здравоохранения: корпус лечебный медсанчасти в городе Касли на 130 коек и детское отделение районной больницы в селе Аргаяш на 60 коек и 150 посещений в смену;
объекты коммунального строительства:
51 километр газовых сетей в населенных пунктах Красноармейского, Кунашакского, Аргаяшского районов;
24,6 километра водовода в населенных пунктах Красноармейского и Каслинского районов;
2) проведены защитные мероприятия на площади 1000 гектаров на сельскохозяйственных угодьях в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, для получения "чистой" сельхозпродукции;
3) проведено комплексное радиологическое обследование 81 озера, которые расположены на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (2 озера не пригодны для рыбохозяйственной деятельности (Большой и Малый Игиш), для 10 водоемов необходима организация радиационного контроля за получаемой продукцией);
4) ежегодно проводился радиационный мониторинг концентрации техногенных радионуклидов в подземных источниках питьевого водоснабжения 15 населенных пунктов, расположенных в зоне потенциального влияния подземной линзы озера Карачай (в 88 процентах исследованных источников зарегистрированы высокие значения суммарной альфа-активности, в одном населенном пункте - превышение суммарной бета-активности);
5) приобретено:
свыше 12 единиц физиотерапевтического оборудования для 13 медицинских учреждений населенных пунктов, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча и в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк";
6 автоматизированных комплексов для обследования детей для центральных больниц Аргаяшского, Каслинского, Красноармейского, Кунашакского, Сосновского районов и города Кыштыма;
рентгеновский комплекс для маммографии для городской больницы города Кыштыма;
271 единица техники и специализированного оборудования для предупреждения, локализации и тушения пожаров в лесах на территориях, загрязненных радионуклидами;
6) силами выездной поликлиники Областной детской клинической больницы оказана медицинская помощь свыше 12000 детей, проживающих в 20 населенных пунктах пострадавших районов, по результатам обследования более 1 000 детей направлены на лечение в Областную детскую клиническую больницу;
7) проводилась информационная работа с населением по наиболее актуальным вопросам в области обеспечения радиационной безопасности, социальной защиты граждан, пострадавших от радиационного воздействия, реализации мероприятий целевых программ, преодоления последствий радиационных аварий, издано около 5000 экземпляров тематической печатной продукции.
Мероприятия целевых программ осуществлялись в районах, пострадавших от радиоактивного загрязнения, прежде всего, в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча, а также в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк".
Комплекс мер, реализуемых в рамках целевых программ, включал мероприятия, направленные на повышение благосостояния населения (газификация и водоснабжение населенных пунктов, улучшение медицинского обслуживания), а также на обеспечение радиационной безопасности населения определенных территорий, в том числе за счет снижения внешнего и внутреннего облучения населения (обеспечение питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиНа, обеспечение "чистыми" сенокосами и пастбищами).
В ходе реализации программ определилась необходимость постоянной информационной работы с населением, целью которой является доведение до сведения каждого гражданина достоверной информации по вопросам обеспечения радиационной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий, социальной защиты определенных категорий граждан с использованием разнообразных форм информирования: слушания, семинары, конференции, конкурсы.
Практика реализации целевых программ показала необходимость проведения такой работы среди граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча, а также в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк", в том числе среди учителей и старшеклассников, медицинских работников, представителей органов местного самоуправления и средств массовой информации. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить более высокий уровень жизни и безопасные условия проживания населения пострадавших районов.
Очевидно, что долговременный характер и масштабы последствий радиационных аварий не позволяют говорить о полном решении всех проблемных социально-значимых вопросов в рамках целевых программ до 2010 года.
3. Последствия радиационных аварий и инцидентов, имевших место на производственном объединении "Маяк", в настоящее время определяются следующими факторами:
наличие повышенных радиационных рисков и негативных последствий для здоровья населения;
загрязнение долгоживущими радионуклидами цезия и стронция с периодом полураспада около 30 лет, что негативно сказывается на радиационно-гигиенической ситуации (сверхнормативное загрязнение продукции сельского и лесного хозяйства радионуклидами);
масштабами и неоднородностью радиоактивного загрязнения.
В этих условиях требуется продолжение следующих работ, связанных с обеспечением безопасных условий проживания населения и повышения качества его жизни:
проведение мониторинга радиационной обстановки в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, в пойме реки Теча, а также в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк";
развитие инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения, включая полный охват населения территорий, подвергшихся радиационному воздействию, устойчивыми источниками газоснабжения и водоснабжения;
реализация комплекса мероприятий по оказанию адресной медицинской помощи населению, в том числе детскому, проживающему в населенных пунктах муниципальных районов и городских округов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
информационная работа с населением.
Снижение уровня социальной напряженности населения, проживающего на этих территориях, должно сопровождаться информационными мероприятиями по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения.
Решение проблемы преодоления последствий радиационных аварий на ПО "Маяк" программно-целевым методом обосновано, прежде всего:
социальной значимостью проблемы и её комплексным характером;
необходимостью межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также необходимостью концентрации усилий и ресурсов (федерального и региональных бюджетов) на приоритетных направлениях работ по реабилитации территорий и обеспечению условий безопасного проживания населения;
необходимостью создания условий для целевого и адресного использования ресурсов с целью решения задач по преодолению последствий радиационных аварий на ПО "Маяк" по приоритетным направлениям и обеспечения радиационной безопасности Челябинской области;
долговременным характером и масштабами радиоактивного загрязнения территорий.
Программно-целевой метод создает условия для достижения мультипликативного эффекта при использовании средств ресурсного обеспечения Программы.
Раздел II. Основные цели и задачи Программы
4. Программа направлена на достижение следующих целей:
социально-экономическая реабилитация пострадавших районов и обеспечение безопасных условий проживания населения в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, в пойме реки Теча, а также в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк".
Условиями эффективного достижения указанных целей является достижение следующих задач:
реализация комплекса мероприятий по обеспечению условий радиационно-безопасной жизнедеятельности населения и социально-экономического развития территорий, подвергшихся радиационному воздействию;
реализация комплекса мер в сфере защиты здоровья населения, проживающего в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, в пойме реки Теча, а также в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк";
развитие систем комплексного мониторинга условий безопасного проживания населения, проживающего в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, в пойме реки Теча, а также в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк";
реализация информационной политики по вопросам преодоления последствий радиационных аварий, обеспечения радиационной безопасности населения и социальной защиты граждан определенных категорий.
5. В результате реализации программных мероприятий за счет средств федерального и областного бюджетов предполагается:
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 г. N 464-П в подпункт 1 пункта 5 настоящей Программы внесены изменения
1) выполнить работы по строительству водопровода в поселке Красный Партизан Каслинского муниципального района (3,4 километра), селе Тюбук Каслинского муниципального района (3 километра), селе Татарская Караболка Кунашакского муниципального района (10 километров), селе Большой Куяш Кунашакского муниципального района (10 километров);
2) завершить работы по строительству газопровода в селе Татарская Караболка Кунашакского муниципального района (32,99 километра);
3) организовать работу по ежегодному обновлению 5 единиц медицинского оборудования и инвентаря для медицинских учреждений населенных пунктов пострадавших муниципальных районов и городских округов;
4) обеспечить ежегодное оказание медицинской помощи детям в количестве 1100 человек, проживающим в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, в пойме реки Теча, а также в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк";
5) обеспечить проведение онкоскрининга населения, проживающего в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, в пойме реки Теча, а также в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" (15 000 человек ежегодно);
6) обеспечить контроль качества питьевой воды по радиационному фактору подземных источников питьевого водоснабжения в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк";
7) обеспечить регулярное получение достоверной информации о радиационной обстановке на территории Челябинской области, том числе на территориях, пострадавших вследствие радиоактивного загрязнения;
8) обеспечить ежегодное издание тематических информационных материалов тиражом около 500 экземпляров.
6. Кроме того, за счет средств, полученных за переработку ОТВС, предусматривается проведение следующих работ:
строительство и введение в эксплуатацию внутрипоселковых дорог в селе Бродокалмак Красноармейского муниципального района (6 километров), в селе Русская Теча Красноармейского муниципального района (6километров), в селе Нижнепетропавловское Красноармейского муниципального района (2 километра), в поселке Метлино Озерского городского округа (1,9 километра), в поселке Новогорный Озерского городского округа (1,3 километра);
строительство и ввод в эксплуатацию водопровода в селе Русская Теча Красноармейского муниципального района (10 километров), в селе Нижнепетропавловское Красноармейского муниципального района (2 километра), в поселке Метлино Озерского городского округа (1,9 километра), в поселке Новогорный Озерского городского округа (2 километра);
строительство и ввод в эксплуатацию канализационных сетей в поселке Новогорный Озерского городского округа (3 километра).
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 г. N 464-П в пункт 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Основные результаты реализации мероприятий Программы представлены в таблице 1.
Раздел III. Сроки реализации Программы
8. Срок реализации мероприятий Программы - 2011-2015 годы.
Раздел IV. Система программных мероприятий
Глава I. Обеспечение радиационной безопасности населения территорий, подвергшихся радиационному воздействию
9. В целях обеспечения условий радиационно-безопасной жизнедеятельности населения и социально-экономического развития территорий, подвергшихся радиационному воздействию, Программой предусматривается развитие инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, в пойме реки Теча, в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк".
Так, в отдельных населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча и в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк", до настоящего времени не решены вопросы газификации и обеспечения качественным питьевым водоснабжением.
Использование печного отопления в этих населенных пунктах при отсутствии газопроводов приводит к использованию древесины, заготовленной в лесах с повышенными уровнями загрязнения. В свою очередь, использование загрязненной древесины для хозяйственных нужд приводит к вторичному загрязнению этих территорий.
Отсутствие качественного водоснабжения приводит к использованию населением воды реки Теча для хозяйственных целей.
Для населенных пунктов в зоне ВУРСа используется вода поверхностных и подземных источников водоснабжения без необходимой водоподготовки. Сток и смыв в эти источники происходит с территории ВУРСа и Восточно-Уральского государственного заповедника, где плотности загрязнения отдельных территорий стронцием-90 значительно превышают значение 2 Ku/км2, являющееся критерием для отселения населения.
В связи с этим в Программу включены объекты капитального строительства систем газо- и водоснабжения в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, в зоне наблюдения ФГУП "ПО "Маяк", а также вдоль реки Теча.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 г. N 464-П в пункт 10 настоящей Программы внесены изменения
10. За счет средств федерального и областного бюджетов намечено:
строительство водопровода в поселке Красный Партизан Каслинского муниципального района (3,4 километра), в селе Тюбук Каслинского муниципального района (3 километра), в селе Татарская Караболка Кунашакского муниципального района (10 километров), в селе Большой Куяш Кунашакского муниципального района (10 километров);
продолжение работ по строительству газопровода в селе Татарская Караболка Кунашакского района (32,99 километра).
Строительство этих объектов предусмотрено при соблюдении долевого софинансирования из федерального и областного бюджетов.
11. Кроме того, за счет средств, полученных за переработку ОТВС, предполагается финансирование следующих работ:
по строительству внутрипоселковых дорог в селе Бродокалмак Красноармейского муниципального района (6 километров), в селе Русская Теча Красноармейского муниципального района (6 километров), в селе Нижнепетропавловское Красноармейского муниципального района (2 километра), в поселке Метлино Озерского городского округа (1,9 километра), в поселке Новогорный Озерского городского округа (1,3 километра);
по строительству водопровода в селе Русская Теча Красноармейского муниципального района (10 километров), селе Нижнепетропавловское Красноармейского муниципального района (2 километра), поселке Метлино Озерского городского округа (1,9 километра), поселке Новогорный Озерского городского округа (2 километра);
по строительству канализационных сетей в поселке Новогорный Озерского городского округа (3 километра).
Затраты на реализацию мероприятий представлены в таблице 1 приложения 1 к Программе.
Глава II. Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков первого и последующих поколений
12. Последствия радиационного воздействия на здоровье населения пострадавших районов и участников ликвидации последствий радиационных аварий, возможность их проявления через десятки лет после облучения и у последующих поколений определяют необходимость постоянного медицинского наблюдения за состоянием здоровья указанной категории граждан.
Отдаленность населенных пунктов, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча и в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк", от областного и районных центров не позволяет своевременно и на должном уровне оказывать медицинские услуги населению по месту жительства. В Программе предусматриваются мероприятия по расширению перечня медицинских услуг, предоставляемых населению на базе участковых больниц, амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов и повышения качества медицинского обслуживания за счет приобретения 10 единиц медицинского оборудования, расходного материала и инвентаря ежегодно. В результате этого планируется улучшить материально-техническую базу медицинских учреждений населенных пунктов Худайбердинское, Башакуль, Аязгулово Аргаяшского муниципального района, Багаряк, Тюбук Каслинского муниципального района, Бродокалмак, Русская Теча, Нижнепетропавловское Красноармейского муниципального района, Муслюмово, Новое Курманово, Татарская Караболка, Большой Куяш Кунашакского муниципального района, Саккулово, Теченское Сосновского муниципального района, Метлино, Новогорный Озерского городского округа.
Это позволит сократить сроки лечения на местах, увеличить период ремиссии, эффективно проводить профилактические мероприятия при заболеваниях сердечной и легочной систем, опорно-двигательного аппарата, а также обеспечить мобильность в оказании своевременной медицинской помощи.
13. Одной из первоочередных задач в сфере защиты здоровья населения является обеспечение здоровья детей путем повышения доступности и качества педиатрической помощи. Исполнение данного мероприятия позволит провести, начиная с 2011 года, углубленную диспансеризацию подростков, проживающих в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк", реки Теча и по периметру ВУРСа, необходимость проведения которой отмечена в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.
Работа по обследованию и лечению детей, проживающих на территории пострадавших районов, ведется силами специалистов выездной поликлиники Областной детской клинической больницы (далее именуется - ОДКБ) с 1996 года. Полученные результаты показали, что диспансерная группа детей составляет от 25 до 60 процентов от общей численности детей этих населенных пунктов. По итогам работы выездных бригад ОДКБ очевидно, что ежегодно до 10 процентов заболеваний, выявляемых у детей, диагностируется впервые. В консультативной помощи ежегодно нуждается более 1 000 детей и подростков.
В рамках Программы планируется продолжение работы по оказанию медицинской помощи детскому населению, проживающему в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча и в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк". Прежде всего, это касается детей, проживающих в населенных пунктах Муслюмово, Новое Курманово, Татарская Караболка, Большой Куяш Кунашакского муниципального района, Бродокалмак, Русская Теча, Нижнепетропавловское Красноармейского муниципального района, Касли, Тюбук, Багаряк Каслинского муниципального района, Худайбердинское, Башакуль, Аязгулово Аргаяшского муниципального района, Саккулово, Теченское Сосновского муниципального района, Метлино, Новогорный Озерского городского округа.
14. Для своевременного выявления предопухолевых состояний и злокачественных образований на ранних стадиях у граждан старше 18 лет, проживающих в Аргаяшском, Каслинском, Красноармейском, Кунашакском и Сосновском муниципальных районах, а также в Кыштымском городском округе, пострадавших от радиоактивного загрязнения, в рамках Программы предусматривается проведение онкоскрининга.
Данная работа включает в себя несколько этапов:
1) анкетирование граждан с использованием анкеты, разработанной сотрудниками Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена и Челябинского областного онкодиспансера;
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 г. N 464-П в подпункт 2 пункта 14 настоящей Программы внесены изменения
2) анализ анкет с целью выявления значимых признаков возможного онкозаболевания и составление группы риска из числа проинтервьюируемых граждан с указанием органов и систем, в которых выявлены изменения возможно опухолевого характера, а также ввод данных скрининга в электронную базу;
3) организация обследования и дообследования граждан из группы риска.
Анализ ранее проведенной работы по онкоскринигу в Аргаяшском, Каслинском, Кунашакском муниципальных районах показал ее высокую эффективность: увеличилась выявляемость злокачественных новообразований, в том числе на I и II стадиях заболевания, что способствует, во-первых, эффективному лечению за более короткие сроки, во-вторых, увеличению продолжительности жизни таких пациентов после своевременного лечения.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 г. N 464-П в пункт 15 настоящей Программы внесены изменения
15. Таким образом, в целях оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в районах, пострадавших от радиоактивного загрязнения, Программой предусматривается:
организация работы по совершенствованию материально-технической базы участковых и поселковых больниц, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов за счет обновления медицинского оборудования и инвентаря (15 единиц);
организация медицинской помощи детям, проживающим в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа и вдоль реки Теча, а также в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" (3 300 человек);
проведение онкоскрининга взрослого населения, проживающего в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа и вдоль реки Теча, а также в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" (анкетирование 57 000 человек).
Затраты на реализацию мероприятий представлены в таблице 2 приложения 1 к Программе.
Глава III. Развитие системы радиационного мониторинга на территориях районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и комплексная оценка воздействия на население неблагоприятных факторов окружающей среды
16. Территориальная система радиационного мониторинга (далее именуется - ТСРМ) начала создаваться в начале 90-х годов в рамках федеральных целевых программ по радиационной и социальной реабилитации населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие аварий на производственном объединении "Маяк". В настоящее время ТСРМ включает несколько подсистем:
мониторинг источников радиоактивного загрязнения (локальные системы радиационно-опасных объектов);
мониторинг радиационного воздействия на человека (радиационно-гигиенический мониторинг, радиационный мониторинг питьевых подземных водоисточников в зоне загрязнения);
мониторинг окружающей природной среды (атмосферный воздух, реки Теча, Караболка).
Начиная с 2001 года, мониторинговые наблюдения по указанным направлениям ведутся за счёт средств областного бюджета в рамках областных целевых программ природоохранных мероприятий.
В соответствии с полномочиями органа исполнительной власти Челябинской области по организации контроля за радиационной обстановкой (статья 6 Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"), для определения уровня загрязнения природных сред на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, за счет дальнейшего развития систем комплексного мониторинга условий безопасного проживания на радиоактивно загрязненных территориях в рамках Программы планируется продолжить:
радиационный мониторинг атмосферного воздуха в целях получения оперативной информации о динамике радиационных параметров атмосферного воздуха как основного показателя текущей радиационной обстановки на радиоактивно загрязненных территориях и действующих ядерно и радиационно опасных объектах;
радиационный мониторинг рек Теча и Караболка в целях получения объективной информации о динамике гидрометрических и радиационных параметров на водных объектах, подверженных радиоактивному загрязнению;
радиационно-гигиенический (дозовый) мониторинг в населенных пунктах, расположенных на радиоактивно загрязненных реках Теча и Караболка, по периметру ВУРСа и в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк", в целях оценки состояния радиационной безопасности населения указанных территорий;
мониторинг концентрации техногенных радионуклидов в подземных источниках питьевого водоснабжения в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк", с целью оценки радиационного загрязнения подземных вод в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" (подземная линза озера Карачай) для предотвращения повышенного облучения населения техногенными радионуклидами.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997г. N 93 "О Порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий" определены полномочия субъекта Российской Федерации по ежегодному выпуску радиационно-гигиенических паспортов территорий Челябинской области (далее именуется - РГП).
В 1998-1999 годах в рамках федеральных целевых программ по радиационной и социальной реабилитации населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие аварий на производственном объединении "Маяк", составлены РГП территорий Каслинского, Кунашакского, Красноармейского, Сосновского, Аргаяшского муниципальных районов, Кыштымского городского округа. По прошествии 10 лет необходима комплексная оценка современной радиационной обстановки на указанных территориях и анализ эффективности проведенных практических мероприятий. В 2008 году за счет средств областного бюджета обновлен РГП Каслинского муниципального района. До настоящего времени не произведена радиационно-гигиеническая оценка населения закрытых административно-территориальных образований (далее именуются - ЗАТО) Челябинской области, которое испытывает максимальное текущее техногенное воздействие.
Паспортизация территорий позволяет в динамике оценить совокупное воздействие радиационного излучения на население от всех источников (техногенного, природного, медицинского), что, в свою очередь, позволяет органам государственной власти принимать обоснованные решения по обеспечению радиационной безопасности населения. В рамках настоящей Программы планируется завершить паспортизацию муниципальных образований, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также провести радиационно-гигиеническую паспортизацию трех ЗАТО, на территории которых расположены особо радиационно опасные объекты, по следующим направлениям:
комплексная радиационно-гигиеническая оценка воздействия радиационного фактора на население Челябинской области, используемая для составления радиационно-гигиенического паспорта территории Челябинской области, в целях обобщения и анализа информации о современных уровнях природного, техногенного и медицинского облучения населения;
радиационно-гигиеническая паспортизация территорий муниципальных образований, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и ЗАТО, на территории которых расположены особо радиационно опасные объекты, в целях оценки эффективности реабилитационных мероприятий, проведенных на радиоактивно загрязненных территориях, комплексной радиационно-гигиенической оценки воздействия радиационного фактора на население ЗАТО.
Затраты на реализацию мероприятий представлены в таблице 3 приложения 1 к Программе.
Глава IV. Информационное обеспечение населения
17. В целях реализации информационной политики по вопросам преодоления последствий радиационных аварий на основе развития системы информационных ресурсов по обеспечению радиационной безопасности населения в Программе предусматривается проведение информационно-разъяснительной работы среди пострадавшего населения и участников ликвидации последствий радиационных аварий, а также среди граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк", по периметру ВУРСа и вдоль реки Теча, в местах компактного проживания граждан, подпадающих под действие Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", а также их детей.
Планируется информировать граждан, органы местного самоуправления о текущей радиационной обстановке, о ходе реабилитационных работ, об ожидаемых последствиях радиационных аварий для здоровья граждан и мерах, направленных на его улучшение, о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Будут изданы информационные материалы, отражающие современную радиационную обстановку на территории пострадавших районов, результаты выполнения целевых программ по преодолению последствий радиационных аварий.
Предусматриваются проведение просветительской работы среди населения, подготовка и проведение конференций, семинаров, слушаний по вопросам радиационной безопасности населения пострадавших районов, подготовка и издание специальной литературы, аудио- и видеопродукции и ее распространение.
Проведение подобной работы планируется осуществить, прежде всего, среди граждан, проживающих в Кунашакском муниципальном районе (в том числе в населенных пунктах Кунашак, Халитово, Муслюмово и Татарская Караболка), Красноармейском муниципальном районе (в том числе в населенных пунктах Бродокалмак, Русская Теча и Нижнепетропавловское), Каслинском муниципальном районе (в том числе в населенных пунктах Касли, Багаряк и Тюбук), Аргаяшском муниципальном районе (в том числе в населенных пунктах Аргаяш, Худайбердинское и Башакуль), Сосновском муниципальном районе (в том числе в населенных пунктах Саккулово, Теченское), Озерском городском округе (в том числе в населенных пунктах Метлино и Новогорный и других.
Затраты на реализацию мероприятий представлены в таблице 4 приложения 1 к Программе.
Раздел V. Ресурсное обеспечение Программы
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 г. N 464-П в пункт 18 настоящей Программы внесены изменения
18. Общий объем финансирования Программы составляет 341 394,2 тыс. рублей, в том числе за счет:
средств, поступивших из федерального бюджета в виде субсидий, - 69 100,0 тыс. рублей, из них капитальные вложения - 69 100,0тыс. рублей;
средств областного бюджета - 111 594,2 тыс. рублей, из них субсидии местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства собственности муниципальных образований - 85 737,7 тыс. рублей;
средств, полученных за переработку ОТВС, - 160 700,0 тыс. рублей, из них субсидии местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства собственности муниципальных образований - 160 700,0 тыс. рублей. Для реализации мероприятий Программы эти средства будут выделяться из областного бюджета только при их поступлении в областной бюджет по заключенным контрактам с зарубежными государствами на переработку ОТВС.
Финансирование мероприятий ФЦП осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых Правительством Челябинской области (уполномоченным лицом) и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - государственным заказчиком ФЦП. Средства ФЦП на текущий год утверждаются в федеральном бюджете.
Объемы финансирования мероприятий Программы и источники финансирования приведены в приложениях 2 и 3 к Программе.
Раздел VI. Организация управления и механизм реализации Программы
19. Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее именуется - заказчик Программы).
Главными распорядителями средств областного бюджета (далее именуются - главные распорядители), предусмотренных на реализацию Программы, являются Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Министерство здравоохранения Челябинской области.
Главные распорядители несут ответственность за реализацию программных мероприятий, обеспечивают рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, ведут ежеквартальную и годовую отчетность в части закрепленных за ними мероприятий.
Главные распорядители в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют заказчику-координатору Программы отчет о ходе реализации мероприятий Программы в части закрепленных за ними мероприятий.
Главные распорядители несут ответственность за непредставление, несвоевременное представление и представление не в полном объеме отчетов о ходе реализации Программы в части закрепленных за ними мероприятий.
Мероприятия Программы реализуются в населенных пунктах муниципальных районов (городских округов), территории которых подверглись радиоактивному загрязнению, расположенных по периметру ВУРСа, в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и вдоль реки Теча (Аргаяшский, Каслинский, Красноармейский, Кунашакский, Сосновский муниципальные районы, Кыштымский и Озерский городские округа).
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, заключаемых в установленном порядке главными распорядителями с исполнителями определенных работ по Программе.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы заказчик Программы ежегодно уточняет целевые индикативные показатели ожидаемых результатов мероприятий Программы и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы.
20. Финансирование объектов коммунального назначения собственности муниципальных образований Челябинской области, включенных в Программу, осуществляется в форме предоставления местным бюджетам субсидий на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности (далее именуются - субсидии) Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в части средств, поступающих из федерального и областного бюджетов, Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в части средств, предусмотренных в СЭП.
21. Условиями предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на софинансирование капитального строительства объектов собственности муниципальных образований Челябинской области в части средств, главным распорядителем которых является Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, являются:
подготовка пояснительной записки с отражением изменения основных социально-экономических показателей развития муниципального образования после ввода объекта в эксплуатацию;
предоставление проектно-сметной документации на строительство объекта муниципальной собственности, если разработка проектно-сметной документации не предусмотрена Программой;
предоставление выписки из муниципального правового акта о местном бюджете с указанием объема ассигнований из местного бюджета, предусмотренного на реализацию аналогичной долгосрочной муниципальной целевой программы в очередном финансовом году;
предоставление копии муниципального правового акта об утверждении аналогичной долгосрочной муниципальной целевой программы (далее именуется - муниципальная программа) и муниципальной программы, предусматривающей объекты капитального строительства муниципальной собственности и объемы их финансирования из местного бюджета;
размещение в соответствии с законодательством Российской Федерации муниципального заказа на выполнение проектно-сметной документации по строительству объекта, если выполнение проектно-сметной документации предусмотрено мероприятиями Программы;
оформление в установленном законодательством Российской Федерации порядке муниципального контракта с победителем конкурса - исполнителем проектно-изыскательских работ;
получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство объекта, если проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации;
размещение в соответствии с законодательством Российской Федерации муниципального заказа на строительство объекта;
оформление в установленном законодательством Российской Федерации порядке муниципального контракта с победителем конкурса - исполнителем строительно-монтажных работ;
осуществление в период выполнения проектных и строительных работ перечисления бюджетных средств в соответствии с условиями муниципальных контрактов;
оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
предоставление Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области ежемесячного отчета о строительстве объекта по формам, предусмотренным в договоре о финансировании строительства (реконструкции) объекта.
22. Размер субсидии на софинансирование объектов капитального строительства собственности муниципального образования Челябинской области, выделяемой из областного бюджета бюджету муниципального образования на очередной финансовый год, определяется по следующей методике расчета:
С = О x Р / Рв, где
С - размер субсидии муниципальному образованию на софинансирование объекта капитального строительства на очередной финансовый год;
О - общий объем ассигнований из областного бюджета на софинансирование объектов капитального строительства собственности муниципальных образований Челябинской области, включенных в Программу, на очередной финансовый год;
Р - объем работ, подлежащих выполнению в очередном финансовом году на строительстве объекта собственности муниципального образования Челябинской области, получившего положительное заключение межведомственной комиссии по оценке и анализу объектов социальной и жилищной инфраструктуры, планируемых к проектированию и строительству на территории Челябинской области, созданной постановлением Губернатора Челябинской области от 19 мая 2003 г. N 210 "О межведомственной комиссии по оценке и анализу объектов социальной и жилищной инфраструктуры, планируемых к проектированию и строительству на территории Челябинской области";
Рв - общий объем работ, подлежащих выполнению в очередном финансовом году на строительстве объектов собственности муниципальных образований Челябинской области, получивших положительное заключение межведомственной комиссии по оценке и анализу объектов социальной и жилищной инфраструктуры, планируемых к проектированию и строительству на территории Челябинской области, созданной постановлением Губернатора Челябинской области от 19 мая 2003 г. N 210 "О межведомственной комиссии по оценке и анализу объектов социальной и жилищной инфраструктуры, планируемых к проектированию и строительству на территории Челябинской области".
При распределении бюджетных ассигнований на строительство объектов собственности муниципальных образований Челябинской области учитывается обеспеченность жителей муниципального образования соответствующими объектами, их техническое состояние.
23. Условиями предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на софинансирование капитального строительства объектов собственности муниципальных образований Челябинской области в части средств, полученных за переработку ОТВС в рамках СЭП, главным распорядителем которых является Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, являются:
включение в СЭП мероприятий, требующих реализации на территории муниципального образования;
предоставление субсидий для выполнения мероприятий СЭП в соответствии с Дополнительным соглашением от 21.04.2010г. N 1 к Соглашению между Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Правительством Челябинской области о разработке и организации выполнения (в том числе финансирования) специальных экологических программ, реализуемых на территории Челябинской области от 21.04.2009г.;
подготовка пояснительной записки с обоснованием целесообразности выполнения мероприятий и информацией об изменении показателей развития муниципального образования после ввода объекта в эксплуатацию;
разработка проектно-сметной документации на строительство объекта муниципальной собственности, если разработка предусмотрена СЭП;
предоставление проектно-сметной документации на строительство объекта муниципальной собственности, прошедшей экспертизу в соответствии с действующим законодательством;
предоставление выписки из муниципального правового акта о местном бюджете с указанием объема ассигнований из местного бюджета, предусмотренного на реализацию аналогичной долгосрочной муниципальной целевой программы в очередном финансовом году;
предоставление копии муниципального правового акта об утверждении аналогичной долгосрочной муниципальной целевой программы (далее именуется - муниципальная программа) и муниципальной программы, предусматривающей объекты капитального строительства муниципальной собственности и объемы их финансирования из местного бюджета;
обеспечение органами местного самоуправления размещения муниципального заказа и заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий, предусмотренных СЭП, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
предоставление Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области ежемесячного отчета о строительстве объекта по формам, предусмотренным в договоре о финансировании строительства объекта.
24. Расходование субсидий местным бюджетам осуществляется в соответствии с договорами о финансировании, заключенными между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и муниципальными образованиями Челябинской области или Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в соответствии с их полномочиями с указанием средств местного бюджета, предусмотренных на строительство объекта в текущем финансовом году, при выполнении условий, перечисленных в пунктах 21 и 23 Программы.
25. Органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области несут предусмотренную законодательством ответственность за нецелевое использование субсидий, предоставленных на финансирование объектов, включенных в Программу.
26. Государственный заказчик - координатор Программы направляет ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономического развития Челябинской области и Министерство финансов Челябинской области доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств на основе оценки эффективности использования бюджетных средств государственным заказчиком, определяемой в установленном порядке.
27. Основные сведения о результатах реализации Программы, выполнении целевых показателей, об объеме затраченных на выполнение целевой программы финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий публикуются государственным заказчиком - координатором Программы в средствах массовой информации и сети Интернет.
28. Ежегодное финансирование мероприятий Программы из областного бюджета осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на реализацию Программы Законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий год и плановый период.
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодной корректировке в пределах лимитов средств, предусмотренных Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и с учетом средств, поступивших из федерального бюджета.
Корректировка Программы предусматривает изменения и дополнения в перечне программных мероприятий, финансируемых из областного бюджета, а также в их финансовом обеспечении.
Государственный заказчик - координатор Программы организует работу по внесению изменений и дополнений в Программу на основании обоснованных предложений главных распорядителей.
Главные распорядители готовят ежеквартальные и годовые отчеты в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по использованию финансовых средств, выделяемых из областного бюджета для реализации мероприятий по утвержденным разделам Программы, на основании отчетных данных исполнителей мероприятий Программы.
Корректировка Программы осуществляется с учетом обоснованных предложений исполнителей мероприятий Программы.
Раздел VII. Ожидаемые результаты реализации Программы
29. Социально-экономический эффект от реализации Программы достигается за счет:
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 г. N 464-П в подпункт 1 пункта 29 настоящей Программы внесены изменения
1) повышения качества жизни населения
8 населенных пунктов за счет обеспечения качественной питьевой водой 5 732 человек;
5 населенных пунктов за счет формирования сети внутрипоселковых дорог;
1 населенного пункта за счет его газификации, что позволит в дальнейшем газифицировать 300 домов, школу, клуб;
10 населенных пунктов за счет повышения качества оказания и увеличения количества медицинских услуг;
2) снижения хронической патологии (в том числе онкологической) и детской инвалидизации путем выявления заболеваний на ранних стадиях и своевременного оказания медицинской помощи детскому и взрослому населению, проживающему в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча;
3) обеспечения радиационной безопасности населения путем своевременного принятия решений за счет получения достоверной оперативной информации о динамике радиационных параметров атмосферного воздуха, водных объектах, источников питьевого водоснабжения на территориях, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча, в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк";
4) снижения социально-психологической напряженности населения, проживающего на территории пострадавших районов, за счет предоставления достоверной информации о современном радиационном воздействии на окружающую среду, о мерах по преодолению последствий радиационных аварий, о предоставлении социальных гарантий определенным категориям граждан путем ежегодного издания около 500 экземпляров сборников, брошюр и других информационных материалов, организации и проведения тематических теле- и радиопередач, общественных мероприятий.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 г. N 464-П настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 1
к областной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных аварий на
производственном объединении "Маяк" и обеспечение
радиационной безопасности Челябинской области"
на 2011-2015 годы
Перечень мероприятий областной целевой программы
"Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области"
на 2011-2015 годы
21 декабря 2011 г.
I. Обеспечение радиационной безопасности населения территорий, подвергшихся радиационному воздействию
II. Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков первого и последующих поколений
|
|
|
Таблица 2 |
|||||
|
Мероприятие, источник финансирования |
Объем финансирования на капитальные вложения, тыс. рублей (в ценах 2010 года) |
Ожидаемые результаты за весь период |
|||||
2011 - 2015 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
2. |
Организация работ по проведению скринингового обследования для выявления злокачественных новообразований у граждан старше 18 лет, проживающих в населенных пунктах, расположенных на территориях муниципальных районов (городских округов) Челябинской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению |
|
|
|
|
|
|
формирование группы риска по онкологическому фактору из числа граждан (57 000 человек), проживающих в населенных пунктах, расположенных в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению |
|
всего
|
3 083,0 |
635,4 |
- |
635,4 |
863,4 |
948,8 |
|
|
в том числе: за счет средств областного бюджета |
3 083,0 |
635,4 |
- |
635,4 |
863,4 |
948,8 |
|
3. |
Совершенствование материально- технической базы медицинских учреждений, расположенных на территориях населенных пунктов муниципальных районов (городских округов) Челябинской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению |
|
|
|
|
|
|
совершенствование оказания медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, и их потомкам первого и последующих |
|
всего |
2 855,6 |
741,3 |
- |
- |
1 007,3 |
1 107,0 |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
за счет средств областного бюджета |
2 855,6 |
741,3 |
- |
- |
1 007,3 |
1 107,0 |
поколений за счет оснащения оборудованием и инвентарем медицинских учреждений определенных населенных пунктов (15 единиц) |
4. |
Организация медицинской помощи детям, проживающим в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча и в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" |
|
|
|
|
|
|
организация обследования детей (3 300 человек), проживающих в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча и в зоне влияния ФГУП "ПО"Маяк" |
|
всего |
3 398,0 |
882,1 |
- |
- |
1 198,6 |
1 317,3 |
|
|
в том числе: за счет средств областного бюджета |
3 398,0 |
882,1 |
- |
- |
1 198,6 |
1 317,3 |
|
|
Всего по разделу |
9 336,6 |
2 258,8 |
- |
635,4 |
3 069,3 |
3 373,1 |
|
|
в том числе: за счет средств областного бюджета |
9 336,6 |
2 258,8 |
- |
635,4 |
3 069,3 |
3 373,1 |
|
III. Развитие системы радиационного мониторинга на территориях районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и комплексная оценка воздействия на население неблагоприятных факторов окружающей среды
IV. Информационное обеспечение населения
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 г. N 464-П настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 2
к областной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных аварий на
производственном объединении "Маяк" и обеспечение
радиационной безопасности Челябинской области"
на 2011-2015 годы
Финансовое обеспечение областной целевой программы
"Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области"
на 2011-2015 годы
21 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 г. N 464-П настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 3
к областной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных аварий на
производственном объединении "Маяк" и обеспечение
радиационной безопасности Челябинской области"
на 2011-2015 годы
Источники финансирования областной целевой программы
"Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области"
на 2011-2015 годы
21 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 г. N 464-П настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 4
к областной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных аварий на
производственном объединении "Маяк" и обеспечение
радиационной безопасности Челябинской области"
на 2011-2015 годы
Финансово-экономическое обоснование
областной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области"
на 2011- 2015 годы
21 декабря 2011 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем затрат, тыс. рублей |
Расчет затрат, целевые индикативные показатели |
|||
содержание мероприятия |
цена единицы продукции х индекс-дефлятор*, тыс. рублей |
количество |
сумма за период, тыс. рублей |
|||
|
I. Обеспечение радиационной безопасности населения территорий, подвергшихся радиационному воздействию |
|||||
1. |
Предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства, расположенных на территориях муниципальных районов (городских округов) Челябинской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению |
154 837,7, в том числе: ОБ- 85 737,7 |
за счет выделенных средств будут выполнены работы по долевому строительству и подготовке ПСД: водопровода в поселке Красный Партизан Каслинского муниципального района (3,4 километра), селе Тюбук Каслинского муниципального района (3 километра), селе Татарская Караболка Кунашакского муниципального района (10 километров), селе Большой Куяш Кунашакского муниципального района (10 километров водопровода).
Средняя стоимость строительства 1 километра водопровода составляет 1 500 рублей. Объем финансирования по годам: 2011 год - 5 500,0 тыс. рублей; 2012 год - 1 890,0 тыс. рублей (ввод в эксплуатацию 10 километров водопровода); 2013 год - 16 768,4 тыс. рублей; 2014 год - 9 750,6 тыс. рублей; 2015 год - 14 500,0 тыс. рублей (ввод в эксплуатацию; 16,4 километра водопровода);
газопровода в селе Татарская Караболка Кунашакского муниципального района (32,99 километра).
Средняя стоимость строительства 1 километра газопровода составляет 1 700,0 рублей. Объем финансирования по годам: 2011 год - 12 753,7 тыс. рублей; 2012 год - 3 110,0 тыс. рублей (ввод в эксплуатацию 12,99 километра газопровода); 2013 год - 5 800,0 тыс. рублей; 2014 год - 7 400,0 тыс. рублей (ввод в эксплуатацию 8,0 километров газопровода); 2015 год - 8 265,0 тыс. рублей (ввод в эксплуатацию 12,0 километров газопровода) |
1 500,0х1,082 = 1 623,0 1 890,0
1 752,84х1,079=1 891,31 1 891,31х1,079=2 040,73 2 040,73х1,079=2 201,95
1 700,0х1,082 = 1 839,4 3 110,0
1 986,55х1,079=2 143,49 2 143,49х1,079=2 312,83
2 312,83х1,079=2 495,5 |
26,4 километра (долевое строительство)
32,99 километра (долевое строительство) |
5 500,0 1 890,0
16 768,4 9 750,6 14 500,0
12 753,7 3 110,0
5 800,0 7 400,0
8 265,0 |
|
II. Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков первого и последующих поколений |
|||||
2 |
Организация работ по проведению скринингового обследования для выявления злокачественных новообразований у граждан старше 18 лет, проживающих в населенных пунктах, расположенных на территориях муниципальных районов (городских округов) Челябинской области, пострадавших вследствие радиоактивного загрязнения |
3 083,0, в том числе: ОБ - 3 083,0 |
за счет выделенных средств будет проводиться анкетирование граждан старше 18 лет для формирования группы риска по онкологическому фактору среди граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению (57 000 человек). Средняя стоимость анкетирования, а также анализа анкет и ввода данных скрининга в электронную базу на одного человека составляет 40 рублей. Объем финансирования по годам: 2011 год - 635,4 тыс. рублей (анкетирование 15 000 человек); 2013 год - 635,4 тыс. рублей (анкетирование 12 000 человек); 2014 год - 863,4 тыс. рублей (анкетирование 15 000 человек); 2015 год - 948,8 тыс. рублей (анкетирование 15 000 человек) |
0,04х1, 059= 0,04236
635,4
0,05237х1,099=0,05756
0,05756х1,099=0,06325 |
15 000 человек 12 000 человек 15 000 человек 15 000 человек |
635,4
635,4
863,4
948,8 |
3. |
Совершенствование материально-технической базы медицинских учреждений, расположенных на территориях населенных пунктов муниципальных районов (городских округов) Челябинской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению |
2 855,6, в том числе: ОБ - 2 855,6 |
за счет выделенных средств будет приобретено 15 единиц медицинского оборудования и инвентаря для медицинских учреждений определенных населенных пунктов, что позволит сократить сроки лечения на местах, увеличить период ремиссии, эффективно проводить профилактические мероприятия при различных заболеваниях. Объем финансирования по годам: 2011 год - 741,3 тыс. рублей (5 единиц); 2014 год - 1 007,3 тыс. рублей (5 единиц); 2015 год - 1 107,0 тыс. рублей (5 единиц) |
140,0х1,059=148,26
166,8х1,099=183,314
201,463х1,099=221,408 |
5 единиц |
741,3
1 007,3
1 107,0 |
4. |
Организация медицинской помощи детям, проживающим в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча и в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" |
3 398,0, в том числе: ОБ -3 398,0 |
за счет выделенных средств будет проведено обследование детей (5500 человек), проживающих в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча и в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк". Средняя стоимость обследования одного ребенка составляет 757,2 рубля. Объем финансирования по годам: 2011 год - 882,1 тыс. рублей (обследование 1100 человек); 2014 год - 1 198,6 тыс. рублей (обследование 1100 человек); 2015 год - 1 317,3 тыс. рублей (обследование 1100 человек) |
0,7572х1,059=0,8019
0,9915х1,099=1,0897
1,0897х1,099= 1,1975 |
1 100 человек |
882,1
1 198,6
1 317,3 |
|
III. Развитие системы радиационного мониторинга на территориях районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и комплексная оценка воздействия на население неблагоприятных факторов окружающей среды |
|||||
5. |
Радиационный мониторинг атмосферного воздуха |
3 639,1, в том числе: ОБ -3 639,1 |
за счёт выделенных средств будет осуществляться радиационный мониторинг атмосферного воздуха. По результатам мониторинга будет составляться аналитический отчет о радиационной обстановке на территории Челябинской области в отчетном году (4 ежегодных аналитических отчета за весь период реализации программы). Средняя стоимость радиологических исследований, инструментальных измерений и анализ полученных результатов - 750,0 тыс. рублей в год (в ценах 2011 года). Объём финансирования по годам: 2011 год - 750,0 тыс. рублей (1 отчет); 2013 год - 750,0 тыс. рублей (1 отчет); 2014 год - 1 019,1 тыс. рублей (1 отчет); 2015 год - 1 120,0 тыс. рублей (1 отчет) |
750,0 750,0 927,3х1,099=1019,1 1019,1х1,099=1120,0 |
1 отчет |
750,0 750,0 1019,1 1120,0 |
6. |
Радиационный мониторинг рек Теча и Караболка |
2 060,9, в том числе ОБ - 2 060,9 |
за счёт выделенных средств будет осуществляться радиационный мониторинг рек Теча и Караболка для получения информации с 5 постов, в том числе оперативной, о динамике гидрометрических и радиационных параметров на радиоактивно загрязненных реках для принятия управленческих решений. Средняя стоимость наблюдения на одном контрольном створе в течение одного года составляет 107,0 тыс. рублей (в ценах 2011 года). Объём финансирования по годам: 2011 год - 535,0 тыс. рублей; 2014 год - 727,0 тыс. рублей; 2015 год - 798,9 тыс. рублей |
107,0 132,3х1,099=145,4 145,4х1,099=159,78 |
5 контрольных постов |
535,0 727,0 798,9 |
7. |
Проведение радиационно-гигиенического (дозового) мониторинга в населенных пунктах, расположенных на радиоактивно загрязненных реках Теча и Караболка, по периметру ВУРСа и в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" |
4 186,0, в том числе ОБ - 4 186,0 |
за счёт выделенных средств будет проводиться оценка состояния радиационной безопасности населения 11 населенных пунктов ежегодно. Средняя стоимость наблюдения в одном контрольном населенном пункте в течение одного года составляет 80,0 тыс. рублей (в ценах 2011 года). Объём финансирования по годам: 2011 год - 880,0 тыс. рублей (11 населенных пунктов); 2013 год - 796,2 тыс. рублей (11 населенных пунктов); 2014 год - 1 195,7 тыс. рублей (11 населенных пунктов); 2015 год - 1 314,1 тыс. рублей (11 населенных пунктов) |
80,0
72,38
98,91х1,099=108,7
108,7 х1,099=119,5 |
11 населенных пунктов |
880,0
796,2
1195,7
1314,1 |
8. |
Проведение мониторинга концентрации техногенных радионуклидов в подземных источниках питьевого водоснабжения в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" |
1 600,6, в том числе: ОБ -1 600,6 |
за счёт выделенных средств будет проводиться оценка радиационного загрязнения 15 контрольных источников подземных вод в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" для предотвращения повышенного облучения техногенными радионуклидами населения. Усредненная стоимость наблюдения для одного контрольного источника в течение одного года (измерение суммарной альфа- и бета-активности, определение цезия-137, стронция-90, трития, расшифровка радионуклидного состава в случае превышения суммарной альфа- и бета-активности) составляет 27,7 тыс. рублей (в ценах 2011 года). Объём финансирования по годам: 2011 год - 415,5 тыс. рубля (питьевые источники в 15 населенных пунктах); 2014 год - 564,6 тыс. рубля (питьевые источники в 15 населенных пунктах); 2015 год - 620,5 тыс. рубля (питьевые источники в 15 населенных пунктах) |
27,7
34,245х1,099=37,64
37,64 х1,099=41,366 |
15 населенных пунктов |
415,5
564,6
620,5 |
9. |
Проведение комплексной радиационно-гигиенической оценки воздействия радиационного фактора на население Челябинской области для составления РГП территории Челябинской области |
1 213,0, в том числе: ОБ - 1 213,0 |
за счёт выделенных средств будет составляться ежегодный РГП территории Челябинской области с обобщением и анализом информации о современных уровнях природного, техногенного и медицинского облучения населения. Средняя стоимость оформления 1 РГП территории Челябинской области составляет 250 тыс. рублей (в ценах 2011 года). Объём финансирования годам: 2011 год - 250,0 тыс. рублей (1 РГП); 2013 год - 309,1 тыс. рубля (1 РГП); 2014 год - 339,7 тыс. рубля (1 РГП); 2015 год - 373,3 тыс. рубля (1 РГП) |
250,0 250,0 309,1х1,099=339,7 339,7х 1,099=373,3 |
1 РГП |
250,0 250,0 339,7 373,3 |
10. |
Проведение радиационно-гигиенической паспортизации территорий муниципальных образований Челябинской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и закрытых административно-территориальных образований Челябинской области, на территории которых расположены особо радиационно опасные объекты |
3 014,8, в том числе: ОБ -3 014,8 |
будут составлены 4 РГП, в том числе РГП Кунашакского, Сосновского муниципальных районов, Кыштымского, Озёрского городских округов. Средняя стоимость оформления 1 РГП административно-территориального образования составляет 700 тыс. рублей (в ценах 2011 года). Объём финансирования по годам: 2011 год - 1 400,0 тыс. рублей (РГП Кунашакского муниципального района и Озерского городского округа); 2014 год - 769,3 тыс. рубля (РГП Кыштымского городского округа); 2015 год - 845,5 тыс. рубля (РГП Сосновского муниципального района) |
700,0
700,0х1,099=769,3
769,3х1,099=845,5 |
4 РГП, в том числе:
2
1
1 |
1400,0
769,3
845,5 |
|
IV. Информационное обеспечение населения |
|||||
11. |
Подготовка и проведение конференций, слушаний, семинаров, подготовка теле- и радиопередач по проблемам обеспечения радиационной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий, социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию, издание тематической литературы, учебных пособий, аудио- и видеопродукции, ее распространение |
805,5 в том числе: ОБ - 805,5 |
подготовка, издание и распространение информационных материалов тиражом 500 экземпляров в год. Объем финансирования по годам: 2011 год - 257,0 тыс. рублей; 2014 год - 164,7 тыс. рублей; 2015 год - 383,8 тыс. рублей |
0,485х1,059= 0,514 164,7 0,6984х1,099=0,7675 |
500 экземпляров |
257,0 164,7 383,8 |
----------------------------
* при расчетах использованы индекс - дефляторы по состоянию на 01.12.2010 года
Приложение 5
к областной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных аварий на
производственном объединении "Маяк" и обеспечение
радиационной безопасности Челябинской области"
на 2011-2015 годы
Методика оценки эффективности
областной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области"
на 2011-2015 годы
Настоящая методика определяет принципы разработки и обоснования результативности и эффективности областной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области" на 2011-2015 годы (далее именуется - Программа).
Под результатами реализации Программы понимается повышение степени радиационной безопасности, повышение качества жизни и улучшение медицинского обслуживания населения, в том числе детского, проживающего в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, вдоль реки Теча и в зоне влияния ПО "Маяк", обеспечение органов государственной власти Челябинской области своевременной и достоверной информацией о радиационной обстановке на территории Челябинской области.
Под результативностью программных мероприятий и Программы в целом понимается мера соответствия ожидаемых результатов реализации Программы поставленной цели, степень приближения к этой цели, степень позитивного воздействия на социальные и экономические параметры развития районов, пострадавших от радиоактивного загрязнения. Под эффективностью понимается абсолютная и сравнительная экономическая выгодность выполнения комплекса программных мероприятий, реализуемых за счет бюджетных средств.
В Программе для оценки социально-экономической эффективности ее реализации используются следующие показатели:
коэффициент охвата населенных пунктов, расположенных в зоне потенциального влияния подземной линзы озера Карачай, для проведения мониторинга концентрации техногенных радионуклидов в подземных источниках питьевого водоснабжения - характеризует эффективность функционирования системы мониторинга в зоне потенциального влияния подземной линзы озера Карачай (равен отношению количества исследований в отчетном году к количеству исследований, предусмотренных в Программе, в процентах);
коэффициент охвата детского населения, проживающего в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча, услугами выездной поликлиники Областной детской клинической больницы - равен отношению осмотренных детей к количеству детей, планируемых к осмотру, в процентах);
коэффициент подключения населенных пунктов к объектам инфраструктуры - характеризует степень ввода газовых и водопроводных сетей (равен отношению фактически сданных коммунальных сетей в отчетном году к количеству запланированных к вводу объектов, в процентах).
Оценка эффективности использования бюджетных средств при реализации Программы осуществляется в соответствии с приложением 3 к Порядку разработки и реализации областных целевых программ, утвержденному постановлением Правительства Челябинской области от 22.11.2007 г. N 256-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Челябинской области от 16 марта 2011 г. N 69-П "Об областной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области" на 2011-2015 годы" (с изменениями и дополнениями)
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 30 марта 2011 г. N 74 (спецвыпуск N 21)
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 357-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Челябинской области от 12 декабря 2013 г. N 521-П
Постановление Правительства Челябинской области от 5 ноября 2013 г. N 434-П
Постановление Правительства Челябинской области от 25 июля 2013 г. N 139-П
Постановление Правительства Челябинской области от 15 февраля 2013 г. N 20-П
Постановление Правительства Челябинской области от 28 декабря 2012 г. N 738-П
Постановление Правительства Челябинской области от 21 декабря 2012 г. N 722-П
Постановление Правительства Челябинской области от 14 ноября 2012 г. N 618-П
Постановление Правительства Челябинской области от 20 июня 2012 г. N 304-П
Постановление Правительства Челябинской области от 18 апреля 2012 г. N 162-П
Постановление Правительства Челябинской области от 29 декабря 2011 г. N 507-П
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 29 ноября 2011 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 г. N 464-П