Решение Арбитражного суда Пензенской области от 19 мая 2015 г. по делу N А49-2470/2015
г. Пенза |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А49-2470/2015 |
.
Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2015 года.
В полном объёме решение изготовлено 19 мая 2015 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Е.А. Стрелковой
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи А.В. Замятиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие" (ОГРН 1115837000586, ИНН 5837046200)
к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072),
об оспаривании предписания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Шеянова М.В. - представителя (доверенность от 27.10.2014 года),
от ответчика - Разливаловой О.А. - главного специалиста-эксперта (доверенность от 24.02.2015 года N 1-15-200),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об отмене предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - ответчик, Инспекция) от 18.02.2015 года N ПР-38.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на законность своих действий по включению в платёжные документы потребителям за декабрь 2014 года платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 01.10.2012 по 16.10.2012 года. Плата за тепловую энергию за данный период взыскана с заявителя в пользу ресурсоснабжающей организации решением Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-1555/2013. Судом установлено, что пробный пуск тепла в указанный период осуществлялся ресурсоснабжающей организацией в интересах потребителей, поэтому потреблённая в этот период тепловая энергия подлежит оплате потребителями.
Ответчик представил отзыв по делу, в котором полагает оспариваемое предписание законными и обоснованными, ссылаясь на статьи 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354. Ответчик полагает, что к оплате потребителям может быть выставлена плата лишь за тепловую энергию, потреблённую в отопительный период. Период с 01.10.2012 года по 16.10.2012 года не был отопительным периодом, поэтому потреблённая в этот период тепловая энергия не должна оплачиваться потребителями (л.д. 67-68).
В судебном заседании представитель заявителя представил письменное ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просил признать предписание N ПР-38 от 18.02.2015 года Госжилстройтехинспекции Пензенской области недействительным (л.д.110-111).
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял уточнение заявленных требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований с учётом уточнения по основаниям, изложенным в заявлении. Также он пояснил, что вопрос о правомерности начисления спорных сумм потребителям исследовался Ленинским районным судом по делу N 2-1438/15. Решением Ленинского районного суда от 07 апреля 2015 года начисление этой платы было признано правомерным.
Присутствующий в судебном заседании представитель ответчика возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве по делу.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Согласие" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1115837000586 (л.д.25-31).
20.01.2015 года в Инспекцию поступило обращение сетевого издания "Информационное агентство "Пенза-пресс" о предоставлении информации, в частности, о правомерности включения в счета потребителей за декабрь 2013 года и январь 2014 платы за пробный пуск тепла, осуществлённый в октябре 2012 года (л.д. 105).
На основании приказа руководителя Инспекции от 26.01.2015 года N ПУ-57 специалистами Инспекции была проведена внеплановая документарная проверка Общества с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 20.01.2015 года N 1-11/11-61 (л.д. 99). Проверкой установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 22 августа 2013 года по делу N 1555/2013 удовлетворены требования ресурсоснабжающей организации о взыскании с Общества задолженности по оплате за тепловую энергию за октябрь 2012 года, в том числе за период пробного пуска тепла. Общество, в свою очередь, произвело начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в период пробного пуска тепла с 01.10.2012 по 16.10.2012 года в платёжном документе за декабрь 2014 года по графе "Изменение стоимости, перерасчёт услуг" потребителям в многоквартирном доме N 6 по ул. Ворошилова в г. Пензе. Данный факт отражён в акте проверки N 93/1 от 18.02.2015 года (л.д.97-98).
По результатам проверки в адрес Общества выдано предписание от 18.02.2015 года N ПР-38, которым на Общество возложена обязанность произвести собственникам (пользователям) помещений многоквартирного дома N 6 по ул. Ворошилова снятие доначисленной платы в платёжном документе за декабрь 2014 года за коммунальную услугу по отоплению за период 01.10.2012 - 16.10.2012 года. Срок исполнения установлен 30.04.2015 года (л.д. 100).
Полагая, что предписание противоречит законодательству и нарушает его права, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением администрации города Пензы от 15.10.2012 года N 1260 начало отопительного период 2012-2013г.г. установлено с 16.10.2012 года (л.д. 85). Постановлением администрации города Пензы от 28.09.2012 года N 1201 владельцам источников тепла, теплоснабжающим, жилищно-эксплуатационным предприятиям и организациям рекомендовано приступить к пробному пуску тепла с 01.10.2012 года (л.д. 84). Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22 августа 2013 года по делу N А49-1555/2013 ресурсоснабжающей организацией с Общества взыскана задолженность за потреблённую в октябре 2012 года тепловую энергию, в том числе тепловую энергию, потреблённую в результате проведения пробных топок на источниках тепла с подачей теплоносителя в системы теплопотребления Общества в период 01.10.2012-16.10.2012 года. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2013 года и постановлением Федерального арбитражного уда Поволжского округа от 17 февраля 2014 года решение суда оставлено без изменения. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 мая 2014 года N ВАС-5836/14 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (л.д. 47-57).
Общество, в свою очередь, произвело начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в период пробного пуска тепла с 01.10.2012 по 16.10.2012 года в платёжном документе за декабрь 2014 года по графе "Изменение стоимости, перерасчёт услуг" потребителям в многоквартирном доме N 6 по ул. Ворошилова в г. Пензе. Данное начисление Инспекция в оспариваемом предписании признала нарушение пунктов 5 и 42.1. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лица, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьёй 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги входит в структуру платы за жилое помещение. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как следует из норм статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги вносится собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах на основании платёжных документов, выставляемых, в частности, управляющими организациями.
Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2. статьи 155).
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 отопление является одним из видов коммунальных услуг и представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твёрдого топлива при наличии печного отопления.
Согласно пункту 42.1. Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учёта во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги, общей площади помещения и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил N 354 если тепловая энергия для нужд отопления помещений подаётся во внутренние инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный сезон в сроки, установленные уполномоченным органом.
Из смысла приведённых норм следует, что потребители тепловой энергии (собственники и наниматели помещений в многоквартирном жилом доме или в жилом доме) обязаны внести плату за отопление (оплатить количество потреблённой тепловой энергии) управляющей организации в составе коммунальных платежей. При этом приведённые нормы законодательства и нормативных правовых актов не содержат положения о том, что плата за отопление с потребителей взимается только за период отопительного периода. Выводы Инспекции основаны на неверном толковании вышеуказанных норм права. Пункт 5 Правил N 354 регулирует начало и окончание отопительного периода, но не содержит запрета на взыскание коммунальных платежей (платы за отопление) за пределами отопительного периода в случае фактической подачи потребителю этого коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 6.7. Правил учёта тепловой энергии и теплоносителя, утверждённых Минтопэнерго России 12.09.1995 года N Вк-4936, перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учёта тепловой энергии к эксплуатации, о чём составляется соответствующий акт.
Согласно пунктам 11.1, 11.2 и 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года N 115, при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надёжности теплоснабжения потребителей в установленные сроки выполняется комплекс соответствующих мероприятий, направленных на устранение нарушений в работе тепловых энергоустановок.
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами. Теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны: обеспечивать бесперебойную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надёжное теплоснабжение потребителей.
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленную тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учёта тепловой энергии (теплоносителя) (пункт 6 статьи 20 Закона "О теплоснабжении").
По смыслу приведённых выше норм потребители обязаны провести совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией испытания своих тепловых сетей на расчётную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь и наличие потенциала блуждающих токов, выполнить опрессовку на прочность и плотность водяных систем теплопотребления и т.д. Данные действия производятся в интересах потребителей.
Поскольку теплоснабжающая организация обязана провести проверку готовности к отопительному периоду путём пробной подачи тепловой энергии, потребитель обязан оплатить потреблённую тепловую энергию. Собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме стоимость потреблённой тепловой энергии оплачивается в форме коммунальных платежей (плата за отопление).
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 07 апреля 2015 года по делу N 2-1438/15 установлено, что затраты на пробные топки не учитывались при установлении тарифов на 2012 год (л.д. 112-15). Несмотря на то, что данное решение не является преюдициальным для настоящего дела, суд принимает его в качестве письменного доказательства в соответствии со статьёй 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доказательств, опровергающих данный факт, вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекцией не представлено.
Инспекцией также не установлено нарушение заявителем порядка исчисления размера спорных платежей, установленного пунктом 42.1 и формулой 2 приложения N 2 Правил N 354. Доказательств обратного в материалы дела Инспекцией не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что предписание Инспекции от 18.02.2015 года N ПР-38 противоречит законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку возлагает на него обязанности, не предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ограничивает возможности заявителя по взиманию с потребителей коммунальных платежей.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявителем при обращении в суд по платёжным поручениям от 27.02.2015 года N 149 и от 10.03.2015 года N 168 уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 года N 117 с изменениями, внесенными Информационным письмом от 11.05.2010 года N 139, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика в полном объеме, в связи с чем с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие" (ОГРН 1115837000586, ИНН 5837046200) удовлетворить полностью.
Признать недействительным, как противоречащее Жилищному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предписание Управления Государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области от 18 февраля 2015 года N ПР-38 и обязать Управление Государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие".
Взыскать с Управления Государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие" (ОГРН 1115837000586, ИНН 5837046200) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции (г. Самара) через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья |
Е.А. Стрелкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.