Указ Главы Республики Мордовия
от 24 ноября 2003 г. N 157-УГ
"Об основных направлениях бюджетной политики
Республики Мордовия на 2004 г."
В соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Республики Мордовия, Законом Республики Мордовия "О бюджетном процессе в Республике Мордовия" постановляю:
1. Утвердить Основные направления бюджетной политики Республики Мордовия на 2004 г.
2. Настоящий Указ подлежит официальному опубликованию.
и.о. Главы Республики Мордовия -
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В.Д. Волков |
Основные направления
бюджетной политики Республики Мордовия на 2004 г.
(утв. Указом Главы Республики Мордовия
от 24 ноября 2003 г. N 157-УГ)
Основные направления бюджетной политики на 2004 г. подготовлены в соответствии с Законом Республики Мордовия "О бюджетном процессе в Республике Мордовия" и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2004 г." и являются основой при составлении и принятии Закона Республики Мордовия "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2004 г."
Основные цели и задачи бюджетной политики
Основной целью бюджетной политики Республики Мордовия на 2004 г. является повышение уровня благосостояния населения и обеспечение устойчивых темпов экономического роста на основе стабильного и сбалансированного функционирования бюджетной системы.
Основными задачами бюджетной политики Республики Мордовия в 2004 г. являются:
первоочередное финансирование расходов на содержание социальной сферы и приоритетных направлений экономического развития Республики Мордовия;
безусловное выполнение Республикой Мордовия принятых финансовых обязательств;
ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
повышение качества бюджетного планирования;
продолжение работы по совершенствованию налоговой системы;
применение конкурсных принципов распределения бюджетных ресурсов;
повышение эффективности управления государственным имуществом Республики Мордовия;
повышение бюджетной дисциплины при использовании бюджетных средств.
Бюджетная политика в области доходов
Бюджетная политика в области доходов в 2004 г. призвана обеспечивать эффективное функционирование налоговой системы, повышение эффективности управления государственным имуществом Республики Мордовия.
Консолидированный бюджет Республики Мордовия на 2004 г. должен быть сформирован в соответствии с положениями бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия. Особое внимание следует уделить следующим изменениям в бюджетном и налоговом законодательстве, вступающим в силу с 2004 г.
В целях повышения эффективности налоговой системы с 1 января 2004 г. отменяется налог с продаж.
В связи с принятием очередной главы Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на имущество организаций" произойдут отдельные изменения порядка уплаты указанного налога, в том числе сужение объектов налогообложения, увеличение налоговых ставок, существенное сокращение налоговых льгот, устанавливаемых на федеральном уровне.
С 1 января 2004 г. вступает в силу переработанная глава Налогового кодекса, регулирующая порядок уплаты единого сельскохозяйственного налога.
Признаются утратившими силу ряд ряд неэффективных региональных и местных налогов, которые обеспечивают минимальные суммы поступлений.
Органам государственной власти Республики Мордовия необходимо своевременно разработать и принять соответствующие нормативные акты, связанные с уплатой налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес и ряда других налогов, с тем, чтобы обеспечить их применение с 1 января 2004 г.
В целях продолжения политики, реализуемой в республике на протяжении ряда последних лет, необходимо сохранить механизм стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, увеличивающих объемы реализации производимой продукции (работ, услуг) и привлекающих средства (в том числе иностранных инвесторов) для реализации инвестиционных проектов, в форме предоставления льгот по уплате налогов и сборов при условии выполнения текущих налоговых обязательств.
В рамках совершенствования налогового администрирования требуется продолжать работу по снижению накопившейся налоговой задолженности юридических лиц перед республиканским бюджетом Республики Мордовия, реализации мер в рамках мероприятий по реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по пеням и штрафам при условии уплаты соответствующей организацией текущих налоговых платежей.
В 2004 г. необходимо обеспечить увеличение доходной базы республиканского бюджета Республики Мордовия за счет роста поступлений от использования государственного имущества Республики Мордовия. С этой целью следует обеспечить максимально эффективное управление государственными активами и установление жесткого контроля со стороны государственных органов Республики Мордовия за их использованием.
Бюджетная политика в области расходов
Бюджетная политика в области расходов в 2004 г. будет строиться на основе обеспечения полного финансирования обязательств, принятых на себя органами государственной власти Республики Мордовия, ориентации бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов.
Главной задачей бюджетной политики остается приоритетное финансирование отраслей социального блока.
Решение социальных проблем предстоит обеспечить в условиях относительного снижения фискальной нагрузки на экономику. Соответственно социально значимые цели должны достигаться при оптимальном использовании бюджетных средств и других ресурсов Республики Мордовия.
При разработке республиканского бюджета объеме обеспечено выполнение решений по увеличению с 1 октября 2003 г. в 1,33 раза заработной платы работников бюджетной сферы.
В 2004 г. произойдут изменения механизма финансирования общеобразовательных учреждений. За счет средств местных бюджетов будут финансироваться хозяйственные расходы указанных учреждений, не связанные непосредственно с реализацией государственного стандарта общего образования. Расходы органов местного самоуправления по выплате заработной платы работникам общеобразовательных учреждений, по осуществлению компенсационных выплат за книгоиздательскую продукцию, по финансированию затрат на организацию учебного процесса будут производиться за счет средств субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Бюджетная политика в жилищном секторе будет сосредоточена на решении жилищных проблем отдельных категорий граждан и групп населения. Приоритетным направлением является разработка мер по формированию финансовых механизмов оказания государственной поддержки нуждающимся в улучшении жилищных условий молодым семьям, жителям села, малообеспеченным категориям населения. Основной формой оказания государственной поддержки будет выделение жилищных субсидий, предполагающих оплату части стоимости или приобретения жилья на долевой основе с получателем субсидии.
В рамках единой концепции финансовой политики в сфере обеспечения населения жильем должна быть продолжена работа по развитию системы ипотечного жилищного кредитования.
Бюджетная политика в области финансовой поддержки жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия в 2004 г. должна исходить из необходимости дальнейшего совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг. В соответствии с политикой, закладываемой на федеральном уровне и нашедшей свое проявление в нормах Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", необходимо стремиться к постепенной замене финансовой помощи, передаваемой организациям жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения возмещения расходов на содержание и ремонт жилья, оказание коммунальных услуг, субсидиями, предоставляемыми гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг.
В предстоящем финансовом году предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, должны ориентироваться на закрепленное на законодательном уровне положение об обязательном принятии мер, направленных на снижение издержек по содержанию и ремонту жилья и предоставлению указанных услуг.
В целях оптимизации бюджетных расходов следует продолжить работу по совершенствованию системы планирования, потребления и оплаты коммунальных услуг учреждениями бюджетной сферы, стимулированию в рамках реализации республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001-2005 гг." более экономного и эффективного использования энергоносителей.
Необходимо продолжить работу по государственной поддержке сельского хозяйства посредством предоставления субсидий, пособий и иных социально-экономических выплат, стимулирующих развитие сельскохозяйственного производства, а также по финансовому оздоровлению отрасли путем реструктуризации долгов сельскохозяйственных производителей перед республиканским бюджетом Республики Мордовия. Одним из важнейших направлений развития агропромышленного комплекса является совершенствование финансово-кредитных механизмов государственной поддержки, создание условий для доступности кредитов.
Должна быть проведена работа по инвентаризации организаций бюджетной сферы. Оптимальное соотношение между спросом на общественно значимые услуги, предоставляемые населению, и затратами бюджета на их предоставление является необходимым условием сохранения конкретных бюджетных учреждений.
Особое внимание следует уделить ужесточению порядка расходования бюджетных средств, предназначенных для осуществления закупок товаров (работ, услуг) в целях обеспечения республиканских нужд. Соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия должны обеспечить реальный конкурсный отбор поставщиков товаров (работ, услуг) для организаций бюджетной сферы, жесткий финансовый контроль за эффективностью расходования бюджетных средств. Грамотное применение конкурсных процедур позволит исключить завышение цен на товары и услуги, отказаться от приобретения тех, которые не соответствуют требованиям надлежащего качества.
Политика в области межбюджетных отношений
До введения в действие в полном объеме Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ключевым элементом совершенствования межбюджетных отношений в 2004 г. должна стать углубленная подготовка к четкому разграничению, начиная с 2006 года, доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы, что должно найти отражение в проекте республиканского бюджета Республики Мордовия на предстоящий финансовый год. Уже в настоящее время необходимо приступить к составлению реестров расходных обязательств, финансируемых из консолидированного бюджета Республики Мордовия.
Бюджетная политика и впредь будет направлена на увеличение бюджетной самодостаточности местных бюджетов, прежде всего бюджетов сел и поселков, служащих основой местного самоуправления, заинтересованности органов местного самоуправления в применении эффективных мер по сбору налоговых доходов. С этой целью значительная доля регулирующих доходов будет передана в местные бюджеты.
В 2004 г. политика в области межбюджетных отношений будет осуществляться с учетом сложившегося за последние годы в республике механизма предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям.
В 2004 г. в соответствии с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, в составе расходов республиканского бюджета Республики Мордовия будут предусмотрены расходы на предоставление органам местного самоуправления субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования. Средства субвенции должны будут направляться органами местного самоуправления на выплату заработной платы работникам общеобразовательных учреждений, на компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию, на финансирование части учебных расходов.
В 2004 г. дотация местным бюджетам будет предоставляться в зависимости от выполнения прогноза производственных показателей.
В целях обеспечения оптимальности принимаемых прогнозов, наращивания количественных и качественных параметров по определенному для начисления дотации кругу показателей размер плановой дотации на год будет устанавливаться муниципальным образованиям пропорционально проценту напряженности прогноза по конкретному показателю исходя из его доли в плановой сумме дотации.
Предполагается сохранить действующий механизм корректировки дотации, начисленной за выполнение основных показателей социально-экономического развития, на процент выполнения собственных доходов местных бюджетов и процент сохранности поголовья скота во всех категориях хозяйств.
Для оказания помощи муниципальным образованиям в реализации инвестиционных проектов по капитальному ремонту и строительству социально значимых объектов в составе расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на 2004 г. необходимо вновь образовать фонд софинансирования. Его средства должны предоставляться тем муниципальным образованиям, у которых отсутствует задолженность по социально значимым платежам из бюджета.
В целях обеспечения развития инфраструктуры муниципальных образований необходимо продолжить политику направления в местные бюджеты средств на финансирование инвестиционных программ, реализуемых на территории Республики Мордовия.
Указанные меры позволят обеспечить финансовую самостоятельность и ответственность органов местного самоуправления, повышение их заинтересованности в эффективном управлении финансами, поддержку экономического и социального развития территории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Мордовия от 24 ноября 2003 г. N 157-УГ "Об основных направлениях бюджетной политики Республики Мордовия на 2004 г."
Текст Указа опубликован в газете "Известия Мордовии" от 25 ноября 2003 г. N 177 (23.042)
Указом Главы Республики Мордовия от 24 февраля 2016 г. N 49-УГ настоящий Указ признан утратившим силу