Распоряжение Правительства Республики Мордовия
от 26 февраля 2006 г. N 135-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Мордовия на период до 2010 года, разработанную Минздравом Республики Мордовия.
2. Рекомендовать администрациям муниципальных образований в Республике Мордовия при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения руководствоваться положениями Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Мордовия на период до 2010 года.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В.Волков |
Концепция
развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Мордовия на период до 2010 года
(утв. распоряжением Правительства Республики Мордовия
от 26 февраля 2006 г. N 135-р)
1. Общее положение
Система здравоохранения в Республике Мордовия в сложных социально-экономических условиях минувшего десятилетия в целом выполнила возложенные на нее задачи и, сохранив государственный характер, объем и качество бесплатной медицинской помощи, обеспечила тем самым реализацию конституционного права населения республики на охрану здоровья. Этому способствовала реализация Концепции развития здравоохранения Республики Мордовия на 1998-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 3 февраля 1998 г. N 32.
Изменение демографических, культурных и социально-экономических условий требует адекватного преобразования лечебно-профилактических учреждений в современные оздоровительные комплексы.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации определена первостепенная задача по обеспечению доступности и качества медицинской помощи, возрождению профилактики заболеваний.
Решение этой задачи предполагает существенную модернизацию здравоохранения.
Современная идеология охраны здоровья, конкретные задания, обозначенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения требуют принятия новой концепции по развитию отрасли здравоохранения и адаптации ее к современным условиям.
Отрасль здравоохранения является одним из приоритетных направлений в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.
Концепция развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Мордовия на период до 2010 года (далее именуется - Концепция) определяет цель государственной политики в области здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребности населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагает государство и граждане.
В Концепцию включены мероприятия по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов охраны здоровья населения.
2. Характеристика состояния отрасли здравоохранения
и здоровья населения Республики Мордовия
Наиболее острыми проблемами здравоохранения являются низкий уровень рождаемости, высокий уровень общей смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста, в результате несчастных случаев, отравлений и травм, отрицательный естественный прирост населения.
Реализация Концепции развития здравоохранения Республики Мордовия на 1998-2005 годы позволила добиться улучшения некоторых показателей здоровья. Снизился уровень младенческой и материнской смертности. В 2004 году уровень младенческой смертности составил 10,4 на 1000 детей, родившихся живыми (Российская Федерация - 11,5).
По итогам работы за 2004 год на 5,4 процента снизилась инфекционная заболеваемость, в том числе на 2,2 процента первичная заболеваемость туберкулезом, на 25 процентов заболеваемость ВИЧ-инфекцией, стабилизировалась общая смертность на уровне 17,1 на 1000 населения. На 6,5 процента возросла доступность врачебной помощи для населения.
Вместе с тем в республике продолжает сохраняться неблагоприятная динамика по показателям здоровья населения. В настоящее время общая смертность превышает рождаемость в 2 раза. Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности умерших составляет 23 процента. Сегодня в республике доля людей старше 65 лет составляет 14,2 процента, а детей до 15 лет - 20 процентов.
В течение года у населения республики регистрируется более 1,0 млн. различных заболеваний, основными из них являются болезни органов дыхания (39,3 процента), болезни системы кровообращения (11,9 процента), органов пищеварения (8,9 процента).
Ежегодно в республике впервые признаются инвалидами около 10 тысяч человек. Основными причинами первичной инвалидности являются болезни системы кровообращения (37,5 процента), болезни органов дыхания (2,8 процента), психические расстройства (3,7 процента), злокачественные новообразования (18,5 процента), болезни костно-мышечной и соединительной ткани (10,6 процента).
Для реального улучшения состояния здоровья должны проводиться социальные и экономические реформы здравоохранения, конечной целью которых является улучшение благополучия населения.
Здравоохранение Республики Мордовия представлено государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, организациями здравоохранения иных форм собственности, медицинская деятельность которых регламентируется лицензиями.
Медицинскую помощь населению оказывают 63 учреждения стационарного типа, из них 13 больниц и 7 диспансеров, 60 амбулаторно-поликлинических учреждений, в том числе 38 самостоятельных, 6 стоматологических поликлиник, а также 25 станций и отделений скорой медицинской помощи.
В стационарных учреждениях развернуто 10347 коек. Обеспеченность койками круглосуточного пребывания на 10 тысяч населения составляет 109,9 (в Приволжском федеральном округе - 101,9, в Российской Федерации - 99,3). В амбулаторно-поликлинических учреждениях функционируют 48 дневных стационаров с общим коечным фондом 1098 коек, обеспеченность на 10 тысяч населения составила 12,7 (в Приволжском федеральном округе в 2003 г. - 8,7).
Преобразование кадровой политики и системы подготовки медицинских работников повысило профессиональный уровень медицинских кадров.
В отрасли работает 3932 врача и 9964 средних медицинских работника, обеспеченность которыми составляет 44,9 и 113,7 на 10 тысяч населения соответственно.
В течение года зарегистрировано 8,0 млн.посещений к врачам (включая профилактические и к зубным врачам) и осуществлено около 250 тысяч госпитализаций.
Проводимая в соответствии с Концепцией развития здравоохранения Республики Мордовия на 1998-2005 годы реформа здравоохранения достигла определенных результатов.
За период реформирования число стационарных коек сократилось на 24,9 процента, закрыто и реструктуризировано 15 участковых больниц и 18 амбулаторий, причем в наибольшей мере эта тенденция коснулась маломощных больниц. Одновременно получили развитие стационарозамещающие технологии. Так, число мест в дневных стационарах составило 25,3 на 10 тысяч населения при уменьшении количества коек в круглосуточных стационарах до 109,9 на 10 тысяч населения.
Реформирование амбулаторно-поликлинической помощи позволило организовать 59 общеврачебных практик, центры амбулаторной эндоскопической хирургии, диабетологический, липидный, перинатальный и другие дневные стационары и стационары на дому.
На основе реализации республиканских целевых программ внедрены высокотехнологичные методы диагностики и лечения, в том числе компьютерная и ядерная магниторезонансная томография, ультразвуковая и компьютерная диагностика заболеваний в офтальмологии, лазерная и эндоскопическая хирургия, литотрипсия, эндопротезирование крупных суставов, кардиохирургические операции, имплантация интраокулярных линз из полимерных материалов, органосохраняющие операции при глаукоме с использованием лазера, лазерная дискоэктомия.
Освоение вышеуказанных и других современных методов диагностики и лечения дало возможность сократить сроки диагностики и пребывания в стационаре, число послеоперационных осложнений и объем лекарственной помощи, снизить заболеваемость с временной и стойкой утратой трудоспособности и рационально использовать денежные средства.
Реализация мероприятий по развитию и укреплению материально-технической базы позволила обеспечить строительство новых объектов здравоохранения, реконструкцию и капитальный ремонт функционирующих корпусов, газификацию учреждений здравоохранения.
За последние годы велось строительство 36 объектов здравоохранения, в том числе 25 в сельской местности, на которых освоено 738,8 млн.рублей, из них сдан в эксплуатацию 21 объект, в том числе 6 лечебных корпусов центральных районных больниц, лечебный корпус больницы скорой медицинской помощи, пищеблоки в Атяшевской, Ковылкинской и Старошайговской центральных районных больницах, 3 поликлиники.
За счет средств инвестиционных программ велось строительство 6 крупных объектов здравоохранения, в том числе Республиканской клинической больницы, лечебных корпусов Республиканского противотуберкулезного и Республиканского онкологического диспансеров, Комсомольской и Теньгушевской центральных районных больниц, и реконструкция Республиканской детской больницы N 1 под межрайонный перинатальный центр.
Однако материально-техническая база ряда учреждений здравоохранения нуждается в укреплении. Износ основных фондов в здравоохранении составляет около 42 процентов, укомплектованность компьютерной техникой лечебно-профилактических учреждений составляет не более 30 процентов.
Расходы консолидированного бюджета Республики Мордовия на финансирование здравоохранения составляют 4,55 процента валового внутреннего продукта.
3. Цель и задачи Концепции
Цель Концепции - улучшение качества и доступности медицинской помощи населению на основе повышения структурной эффективности системы здравоохранения и возрождения профилактической направленности в здравоохранении.
Современная концепция модернизации системы здравоохранения предполагает системное направление усилий и ресурсов на финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение процесса реструктуризации здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью на основе приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, профилактики, укрепления службы охраны материнства и детства, совершенствования подготовки и переподготовки специалистов в соответствии с потребностями отрасли, улучшения лекарственного обеспечения граждан, развития медицинской науки.
Все это преследует одну стратегическую цель - улучшение состояния здоровья населения, создание основ устойчивого экономического и духовного развития Мордовии, обеспечение высокого качества жизни, укрепления и развития генофонда нации.
Основными задачами Концепции являются:
обеспечение системного подхода в вопросах повышения качества жизни, формирования здорового образа жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения;
формирование и внедрение единой стратегии реструктуризации системы оказания медицинской помощи на территории Республики Мордовия;
информативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реструктуризации отдельных служб здравоохранения (амбулаторно-поликлинической, стационарной и службы скорой медицинской помощи);
внедрение эффективной системы управления здравоохранением;
реализация на территории республики единого подхода к техническому и технологическому обеспечению учреждений здравоохранения;
внедрение интенсивных технологий лечения и реабилитации в целях сокращения сроков восстановления утраченного здоровья населения;
удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи;
совершенствование механизмов финансового обеспечения процесса оказания медицинской помощи;
совершенствование планирования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров здравоохранения;
усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья здорового человека;
поддержка медицинской науки и ее ориентация на решение проблем доступности и качества медицинской помощи;
совершенствование системы лекарственного обеспечения населения;
обеспечение информационного сопровождения реструктуризации системы здравоохранения.
4. Основные направления реализации Концепции
Основными направлениями реализации Концепции являются:
обеспечение целостного подхода к управлению здравоохранением в республике, сочетающего преимущества "вертикального" и "горизонтального" механизмов принятия решений, проведение единой государственной политики и повышение ответственности всех органов власти за реализацию принятых решений;
совершенствование организации медицинской помощи и системы лекарственного обеспечения на основе проведения структурной перестройки системы здравоохранения;
определение и реализация государственных гарантий по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи;
совершенствование системы финансирования, обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения;
повышение качества медицинской помощи и усиление мер по защите прав пациента и медицинских работников на основе совершенствования правового регулирования в сфере здравоохранения;
повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки;
повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.
Настоящая Концепция предусматривает проведение масштабных мероприятий, направленных на преодоление структурных диспропорций и повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.
Необходимость реструктуризации во многом диктуется объективными процессами - расширением потребностей населения в медицинской помощи, растущим использованием новых эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств, повышением удельного веса пожилого населения, растущей стоимостью медицинской помощи при ограниченности финансовых и материальных ресурсов, которыми располагает система здравоохранения.
Целью реструктуризации системы здравоохранения является повышение ее экономической и медико-социальной эффективности, способствующей созданию более благоприятных условий для удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи.
Реструктуризация системы здравоохранения - это комплексный процесс, охватывающий все стороны функционирования отрасли. Она обеспечивается постоянной перегруппировкой ресурсов внутри и между звеньями, этапами и уровнями медицинской помощи для использования клинически эффективных и наименее затратных решений с учетом меняющихся потребностей в медицинских услугах и развития клинической практики и медицинских технологий.
Основные подходы комплексной реструктуризации системы здравоохранения Республики Мордовия заключаются в следующем:
перенос части объемов оказания медицинской помощи из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно-поликлинический;
повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи;
расширение функций первичного звена за счет рационального перераспределения объема и спектра специализированной амбулаторной помощи и передачи некоторых из них в сектор первичной медико-санитарной помощи;
увеличение объемов использования стационарозамещающих технологий: дневные стационары, центры амбулаторной хирургии, стационары на дому;
перенос части объемов оказания медицинской помощи из учреждений, оказывающих третичную (высокотехнологичную и дорогостоящую) медицинскую помощь, в учреждения, оказывающие вторичную (специализированную медицинскую помощь) медицинскую помощь;
организация централизованных медицинских служб, способных эффективно использовать дорогостоящую диагностическую и лечебную технику и кадровый потенциал;
отказ от мелких отделений центральных районных больниц и организация межрайонных центров специализированной лечебно-диагностической помощи;
централизация системы оказания скорой медицинской помощи;
разработка на научной основе новых организационных моделей, диагностических, лечебно-профилактических технологий;
дальнейшее развитие системы управления и формирования кадрового потенциала с помощью рационального планирования подготовки и трудоустройства кадров, использования современных образовательных технологий;
усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивизации к его сохранению.
5. Совершенствование системы управления
Совершенствование системы управления здравоохранением является важнейшим фактором в проведении реструктуризации отрасли здравоохранения и повышении ее эффективности.
Особенно остро проблема управления здравоохранением возникла при реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основе разграничения полномочий между органами государственной власти необходимо определить роль и место органов управления здравоохранением на каждом уровне, а также правильные пути координации всей системы охраны здоровья населения Республики Мордовия.
В ряду главных управленческих механизмов предусматривается:
внедрение эффективной системы анализа и стратегического похода к планированию и осуществлению реструктуризации;
создание на уровне Правительства Республики Мордовия межведомственного органа по координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации государственной политики в области здравоохранения;
межсекторальный подход к охране здоровья населения;
управление лекарственным обеспечением;
обеспечение на территории республики единого подхода к техническому и технологическому обеспечению отрасли;
инвестиционная политика;
совершенствование нормативно-правовой базы реформирования здравоохранения;
развитие системы управления качеством медицинской помощи.
Набор этих механизмов позволит значительно повлиять на повышение эффективности деятельности как отдельных медицинских организаций, так и системы здравоохранения в целом. Они призваны способствовать принятию согласованных и рациональных решений о реструктуризации отрасли, обоснованию планов строительства и реконструкции медицинских организаций, повышению качества медицинской помощи.
Основными подходами к внедрению стратегического планирования являются:
формирование республиканских целевых программ по развитию отрасли и повышению структурной эффективности;
разработка финансово-экономических моделей реструктуризации системы здравоохранения;
формирование государственных и муниципальных заказов учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи населению республики.
Основная роль в организации медицинской помощи населению будет принадлежать местным органам самоуправления. В то же время необходимо создать условия для проведения единого курса на реструктуризацию отрасли как части общей политики охраны здоровья населения на территории Республики Мордовия, базируясь на четком разграничении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, а также механизмов координации их действий.
В целях усиления координации деятельности исполнительных органов государственной власти предполагается создание Комиссии по охране здоровья граждан при Правительстве Республики Мордовия.
Заключение многосторонних соглашений между органами государственного и муниципального управления по вопросам здравоохранения и формирование заказов медицинским организациям позволит конкретизировать общие показатели реализации Республиканской программы государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи населению республики.
6. Совершенствование системы финансирования здравоохранения
Одной из основных задач совершенствования финансирования здравоохранения является обеспечение на всей территории Республики Мордовия возможности реализации Республиканской программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия, бесплатной медицинской помощи.
Стратегическим направлением развития системы финансирования здравоохранения является создание одноканальной системы финансирования отрасли, предусматривающей передачу всех средств на финансирование Республиканской программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи в Мордовский республиканский фонд обязательного медицинского страхования.
При складывающемся разделении полномочий различных уровней исполнительной власти в отношении оказания различных видов медицинской помощи переход на страховой принцип финансирования даст возможность преодолеть "искусственные перегородки" между отдельными видами медицинской помощи. Экономия, возникающая в одном секторе здравоохранения, будет свободно перемещаться в другой. Принцип "деньги следуют за пациентом" станет доминирующим.
Формирование одноканальной системы финансирования здравоохранения в стратегическом плане предполагает расширение состава Территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Республики Мордовия до уровня Республиканской программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, то есть включение в обязательное медицинское страхование и социально значимых видов помощи.
Принцип содержания медицинских организаций на основе сметного финансирования должен уступить принципу оплаты реальных услуг, оказываемых данными организациями.
Главное направление совершенствования ценообразования - формирование единого похода к созданию системы тарифов на медицинские услуги и формирование территориальных нормативов финансовых затрат.
Концентрация средств в фонде обязательного медицинского страхования позволит реализовать подушевой принцип распределения средств. Это даст определенную экономию в медицинских организациях, возникающую от сокращения излишних мощностей, то есть устранит действующую практику искусственного поддержания этих мощностей из-за опасений потери финансирования.
Перечисленные направления реформирования и реструктуризации могут быть осуществлены только при условии преодоления узкокорпоративных интересов руководителей учреждений и медицинских работников, а также сложившихся стереотипов потребления населением медицинских услуг.
Должен быть составлен финансово обеспеченный план оказания медицинской помощи населению республики с указанием объемов помощи, оказываемой федеральными, ведомственными медицинскими учреждениями, государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.
На уровне муниципального образования задача планирования заключается в формировании муниципального заказа - задания на оказание населению республики медицинских услуг, обеспечивающего реализацию Республиканской программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи.
При разработке системы оказания бесплатной медицинской помощи каждому медицинскому учреждению, участвующему в реализации Республиканской программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи, определяются объемы медицинской помощи отдельно для взрослого и детского населения, которые планируется оказать в муниципальных медицинских учреждениях данного образования, муниципальных медицинских учреждениях других территорий, в государственных учреждениях здравоохранения Республики Мордовия, в ведомственных лечебно-профилактических учреждениях. В пределах установленных квот планируется помощь, оказываемая в медицинских учреждениях федерального подчинения.
В сложных условиях проведения реформы в здравоохранении важное значение приобретают принципы программно-целевого планирования и финансирования отрасли, которое должно быть направлено на бесплатное лекарственное обеспечение пациентов в стационарах и значительное улучшение лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в амбулаторных условиях, на замену изношенного медицинского оборудования, ремонт зданий и сооружений, первостепенное приобретение необходимого оснащения первичного звена оказания медицинской помощи.
Концепция нацеливает руководителей лечебно-профилактических учреждений на поиск оптимальных форм, методов, дающих возможность при существующих условиях не только сохранить необходимый объем медицинских услуг, но и повысить их качество путем привлечения местных ресурсов и неиспользованных резервов.
В перспективе основными механизмами экономического планирования и финансирования бесплатной медицинской помощи населения Республики Мордовия должны стать:
сочетание социальной солидарности и справедливости при формировании финансового обеспечения государственных гарантий при оказании медицинской помощи. Обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий медицинской помощи и объемов финансирования;
одноканальное финансирование медицинских организаций, реализующих государственные и муниципальные задания в рамках программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи;
развитие межбюджетных взаимоотношений с целью выравнивания финансовых условий в муниципальных образованиях на выполнение государственных обязательств в сфере здравоохранения;
переход от затратного (сметного) принципа финансирования медицинских учреждений к финансированию, ориентированному на результат, подушевой принцип формирования финансовых средств на оказание медицинской помощи;
внедрение новых методов оплаты медицинской помощи, стимулирующих применение интенсивных технологий диагностики и лечения, повышение качества медицинской помощи;
переход на новые формы оплаты труда медицинских работников, введение системы материального стимулирования по конечным результатам деятельности;
экономическое стимулирование профилактической направленности здравоохранения;
дальнейшее развитие государственной инвестиционной политики, направленной на развитие материально-технической базы государственной и муниципальной систем здравоохранения, привлечение инвестиций в здравоохранение из негосударственных источников.
7. Развитие материально-технической базы
здравоохранения республики
Материально-техническая база ряда учреждений здравоохранения нуждается в укреплении. Из 125 учреждений здравоохранения 70 размещены в зданиях со сроком эксплуатации 25-100 лет. При нормативе 12 м2 на одну койку мы имеем 7 м2, что не соответствует санитарным нормам и правилам, утвержденным в Российской Федерации. Как следствие, имеет место уплотнение медицинских технологий в объемах и на площади, ненадлежащее оказание сервисных и бытовых услуг, в целом происходит нарушение требований санитарно-эпидемиологического режима. Износ основных фондов учреждений в среднем составляет около 55 процентов.
Находящееся в учреждениях здравоохранения медицинское оборудование имеет высокую степень износа. Многие приборы и аппараты неоднократно выработали свой ресурс и морально устарели, что не может гарантировать высокое качество обследований и эффективность лечения больных.
В целях дальнейшего развития материально-технической базы здравоохранения республики необходимо продолжить:
строительство и реконструкцию имеющейся базы учреждений здравоохранения, оснащение их медицинской техникой с учетом новых технологий и мягким инвентарем;
компьютеризацию системы здравоохранения;
выполнение мероприятий по противопожарной безопасности и санитарным правилам сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений;
дальнейшее развитие единого информационного пространства здравоохранения путем интеграции информационных систем всех субъектов здравоохранения, обязательного медицинского страхования и социальной защиты населения в единую информационно-аналитическую систему.
8. Стратегия развития амбулаторно-поликлинической помощи
Настоящей Концепцией предусмотрено дельнейшее приоритетное развитие амбулаторно-поликлинической помощи, перераспределение стационарных объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический уровень за счет увеличения числа и мощности сети дневных стационаров, развития специализированных центров, амбулаторной хирургии, хирургии одного дня. Доля коек дневного стационара должна составить 8,9 процента коечного фонда, число мест в дневных стационарах - не менее 18,1 на 10 тысяч населения.
В сложившейся ситуации необходимо резкое повышение приоритетности первичной медицинской помощи, в основе которой ведущую роль должна занять общая врачебная практика. Необходимо реформирование деятельности действующей участковой службы путем доведения до модели врача общей практики.
Врачи общей практики и участковые врачи должны стать координаторами медицинской помощи, оказываемой на других этапах.
Для функционального обеспечения этой категории врачей центрального звена системы здравоохранения целесообразно провести их организационное и финансовое отделение от специалистов узкого профиля в составе амбулаторно-поликлинических учреждений. Это позволит обеспечить персональную ответственность этих врачей за состояние здоровья прикрепленного населения, расширит их возможности влияния на организацию медицинской помощи, оказываемой их пациентам на других этапах. Размер оплаты труда участковых врачей и врачей общей практики должен зависеть, прежде всего, от показателей здоровья обслуживаемого населения, а также объемов стационарной и скорой медицинской помощи (оптимизация этих объемов является показателем эффективной работы первичного звена).
Необходимо предусмотреть повышение квалификации врачей общей практики, участковых врачей на циклах общего и тематического усовершенствования с целью повышения качества оказания медицинской помощи населению.
Укрепление первичного звена позволит высвободить специалистов узкого профиля от рутинных видов медицинской деятельности.
В целях обеспечения доступности и медико-экономической эффективности амбулаторной помощи необходимо осуществить расчет потребности населения в объемах этой помощи и дальнейшее формирование сети первичной медицинской помощи и многоуровневой сети амбулаторной помощи.
На этом уровне должно осуществляться лечение 80-90 процентов случаев всех заболеваний.
Основой развития амбулаторно-поликлинической помощи является укрепление материально-технической базы поликлинической сети, в том числе детских поликлиник и женских консультаций, оснащение их медицинским и лабораторным оборудованием, санитарным транспортом.
Важным разделом амбулаторно-поликлинической службы является усиление профилактической направленности. Планируется расширение диспансерного наблюдения за больными, организация дополнительной диспансеризации работающего населения, обследование новорожденных детей на выявление наследственных заболеваний, усиление профилактики ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С.
В рамках данного направления планируется проведение иммунизации населения против гепатита В, краснухи, полиомиелита и гриппа.
9. Основные направление реформирования
стационарной помощи
Наиболее важными направлениями реорганизации системы оказания стационарной помощи является оптимизация ее объемов за счет сокращения числа случаев необоснованных госпитализаций, интенсификации процесса оказания стационарной помощи, дифференциации коечного фонда по степени интенсивности лечебного и диагностического процессов.
На основе повышения ресурсного обеспечения, постоянного улучшения качества диагностики и лечения, нормативов Республиканской программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи осуществлять ежегодное планирование объемов стационарной помощи и формирование сети больничных организаций.
Расчетная мощность сети стационарной помощи должна быть распределена между тремя уровнями:
первичный уровень - оказание медицинской помощи в рамках базовых клинических профилей (общая терапия, общая педиатрия, общая хирургия, травматология, акушерско-гинекологический, инфекционный) в условиях участковых, центральных районных и городских больниц;
вторичный уровень - оказание специализированной стационарной помощи с применением широко распространенных технологий диагностики и лечения в условиях крупных центральных районных, городских больниц, межрайонных центров;
третичный уровень - оказание специализированной стационарной помощи с применением высокотехнологичных диагностических и лечебных технологий в условиях республиканских больниц и специализированных центров (в отдельных случаях - крупных городских больниц).
Потребность населения в том или ином виде специализированной помощи на первичном и вторичном уровнях позволяет сформировать структурное профильное подразделение мощностью не менее 25-30 коек.
Проводимые мероприятия предусматривают приведение коечного фонда стационаров в соответствие с рациональной больничной сетью, рациональное использование специализированных коек и интенсификацию процесса оказания стационарной помощи, доведение показателя обеспеченности стационарными койками круглосуточного пребывания до 105,8 коек на 10 тысяч населения к 2007 году и 103,0 койки на 10 тысяч населения к 2010 году.
Важнейшим условием повышения структурной эффективности является перераспределение коечного фонда больниц в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса на койки интенсивного лечения, койки восстановительного лечения и лечения больных с хроническими заболеваниями и койки сестринского ухода.
Обеспечение населения койками интенсивного лечения должно составлять 36,7 на 10 тысяч населения, койками восстановительного лечения - 17,2, койками сестринского ухода - 15,6.
Сокращение средней длительности госпитализации достигается за счет четкого определения показаний к госпитализации, своевременной (с учетом критериев для выписки из стационара) передачи пациентов на лечение в амбулаторных условиях, в том числе в дневном стационаре.
Максимально четкое определение показаний к госпитализации является исходным условием рационального планирования стационарной помощи.
Частью стратегического плана реструктуризации является план мероприятий по оптимизации сети и мощности больничных учреждений, включающий:
оптимизацию сети участковых больниц и перевод части их в амбулатории общей врачебной практики;
организацию межрайонных центров для оказания отдельных видов специализированной помощи населению прикрепленных территорий;
перепрофилирование, уменьшение мощности больничных учреждений.
Приоритетным направлением развития специализированной помощи является удовлетворение потребности населения республики в высокотехнологичных видах медицинской помощи в области сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии и эндопротезировании, нейрохирургии, репродуктивных технологий, эндокринологии.
Планируется внедрение в практику работы специализированных медицинских учреждений новых медицинских технологий по диагностике, лечению и реабилитации различных заболеваний.
10. Охрана здоровья матерей и детей
Важнейшим стратегическим и приоритетным направлением охраны здоровья будущих поколений является охрана материнства и детства, обеспечение и защита полноценного развития ребенка с момента его рождения.
В настоящее время при общей положительной динамике наиболее социально значимых показателей охраны здоровья матерей и детей сохраняется ряд негативных тенденций. Растут показатели заболеваемости, ухудшается качество здоровья детей. Хронические болезни в детском возрасте имеют тенденции к распространению в более ранних возрастных группах. Ухудшается состояние здоровья подростков - будущих родителей. Растет распространенность среди детей и подростков социально обусловленных болезней: заболеваний, передаваемых половым путем, ВИЧ - инфекции, алкоголизма, наркомании, токсикомании. Низкими темпами снижается инвалидность среди детей и подростков. Не улучшаются показатели репродуктивного здоровья населения Республики Мордовия. За последние 10 лет численность детей в возрасте до 15 лет в Республике Мордовия сократилась на 70,3 тысячи и составляет на начало 2006 года 121,3 тысячи человек.
Положение детей имеет важнейшее значение для демографического развития, экономики, воспроизводства населения и трудовых ресурсов, оборонного потенциала, морального состояния общества и других процессов развития. Дети - главная ценность общества, самая ранимая его часть, нуждающаяся в защите от болезней, физических и психических травм.
Не существует никаких аспектов жизнедеятельности общества, которые не отражались бы (положительно или отрицательно) на состоянии здоровья детей.
В каждый возрастной период детства ребенок должен получить столько материальных, духовных и иных благ, сколько необходимо ему для выживания и полноценного здорового развития.
В свете происходящей в стране модернизации социальной сферы, в том числе здравоохранения, и реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся развитие учреждений здравоохранения, в том числе службы охраны здоровья матери и ребенка, их материально-техническое обеспечение, контроль за соблюдением стандартов оказания медицинской помощи, формирование расходов бюджетов на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи, разработка и утверждение программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, установление порядка и объема предоставляемых детскому и женскому населению мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.
Республика Мордовия осуществляет государственную политику в области охраны здоровья матерей и детей в соответствии с действующим законодательством и с учетом региональных особенностей.
Целью государственной политики в области охраны здоровья матерей и детей является сохранение и улучшение здоровья, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности, повышение качества и доступности медицинской помощи в республике.
Ключевыми задачами в области охраны здоровья матерей и детей в Республике Мордовия являются:
реализация государственных гарантий по обеспечению женщин и детей бесплатной и качественной медицинской помощью, сохранение доступности для детей и матерей базовых медицинских услуг и дорогостоящих видов медицинской помощи;
эффективное использование ресурсов здравоохранения;
обеспечение приоритетности финансирования государственных мер по охране здоровья матерей и детей, государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства;
реформирование организации медицинской помощи матерям и детям на основе внедрения современных организационных форм и стационарзамещающих технологий;
совершенствование качества медицинской помощи;
приоритетность профилактических работ в комплексе мер по охране здоровья;
осуществление мониторинга состояния здоровья матерей и детей;
обеспечение межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья детей;
содействие здоровому образу жизни;
профилактика детской инвалидности и медико-социальная реабилитация детей-инвалидов;
проведение информационных и образовательных мероприятий в области охраны здоровья матерей и детей;
пропаганда здорового образа жизни, в том числе репродуктивного, физического и психического здоровья.
Реализация положений Концепции в области охраны здоровья матерей и детей позволит прогнозировать основные результаты:
снижение материнской, младенческой и детской смертности;
снижение детской инвалидности;
преодоление демографического кризиса.
11. Направления и формы реорганизации
скорой медицинской помощи
Скорая медицинская помощь, как вид первичной медико-санитарной помощи, имеет свои особенности, к которым относятся: доступность (безотказный характер предоставления), определяющее значение фактора времени, диагностическая неопределенность (необходимость посиндромной диагностики и терапии), многопрофильность, этапность и преемственность оказания помощи между этапами, высокая ресурсоемкость.
Важными направлениями реструктуризации системы оказания скорой медицинской помощи являются:
снижение объемов скорой медицинской помощи за счет сокращения числа случаев необоснованных выездов и переадресации пациентов, не нуждающихся в экстренной помощи, в поликлиники;
вовлечение в процесс оказания скорой помощи (на уровне доврачебной) персонала служб жизнеобеспечения (милиция, инспекция по безопасности дорожного движения, пожарная служба и т.д.) и населения;
освобождение службы скорой медицинской помощи от несвойственных функций;
повышение эффективности использования ресурсов скорой помощи;
укрепление материально-технической базы службы скорой медицинской помощи, в том числе оснащение бригад скорой медицинской помощи современными транспортными средствами.
Следует предусмотреть замену оказания экстренной помощи врачебной бригадой скорой помощи вне лечебного учреждения максимально быстрой доставкой к месту оказания квалифицированной помощи в сопровождении фельдшера, оснащенного аппаратурой для поддержания жизненно важных функций во время транспортировки.
12. Организация медико-социальной помощи
гражданам старшего поколения, инвалидам
Организация медицинской помощи лицам пожилого возраста, ветеранам войн, инвалидам осуществляется в рамках Республиканской программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи и других республиканских целевых программ.
Дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
В рамках расширения социальной базы здравоохранения необходимо:
продолжить организацию клубов, школ взаимопомощи пациентов с хроническими заболеваниями (на примере школ для пациентов с сахарным диабетом, гипертонической болезнью);
совершенствовать систему организации медико-социальной помощи в медицинских организациях (палаты в стационарах, отделения медико-социальной реабилитации в поликлиниках).
13. Совершенствование лекарственного обеспечения
Важной задачей является обеспечение надлежащего качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, поступающих в лечебно-профилактические учреждения и аптечную сеть Республики Мордовия, и снижение уровня недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств.
Повышение эффективности использования средств на медикаменты позволит предоставить полноценную лекарственную помощь при стационарозамещающих технологиях, сделав их для пациентов более привлекательными, и обеспечить все контингенты населения, которым предусмотрено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение, необходимыми лекарственными препаратами. Именно это даст возможность существенно сократить уровень госпитализации, прежде всего, за счет предотвращения обострений хронических заболеваний.
Одним из перспективных направлений реформирования системы лекарственного обеспечения является реализация Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
Дополнительное лекарственное обеспечение существенно повышает доступность к современным эффективным лекарствам при оказании амбулаторной медицинской помощи отдельным категориям граждан, а также снижает потребность населения в необоснованной дорогостоящей стационарной медицинской помощи как источнике получения бесплатных лекарственных средств.
В целях рационального использования финансовых средств государственных и муниципальных учреждений здравоохранения закупки медикаментов необходимо осуществлять на основе конкурсных торгов. Это позволяет отобрать надежных поставщиков, гарантировать качество медикаментов и существенно снизить цены на лекарственные средства.
В реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам предусматривается:
на этапе амбулаторного лечения - упорядочение льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан, осуществление формирования в рамках государственных и муниципальных заказов перечней и объемов лекарственных средств для льготного обеспечения граждан и для лечения социально значимых заболеваний;
на этапе стационарного лечения - бесплатное лекарственное обеспечение в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных в Республиканской программе государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи.
Для функционирования фармацевтических организаций государственной формы собственности планируется провести реформирование Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Фармация", разработать систему кадрового обеспечения государственных, муниципальных и других фармацевтических организаций специалистами со средним и высшим фармацевтическим образованием, для проведения государственной политики в сфере обращения лекарственных средств на территории Республики Мордовия создать фармацевтический отдел при Министерстве здравоохранения Республики Мордовия.
Внедрение схемы лекарственного страхования через систему добровольного медицинского страхования может сделать доступной для большинства населения современные дорогостоящие препараты.
Необходимо усилить контроль за безопасностью лекарственных средств.
14. Развитие медицинской науки
Развитие медицинской науки должно быть направлено на улучшение качества оказания медицинской помощи населению Республики Мордовия. Основными задачами медицинской науки должны быть:
формирование стратегии сохранения и укрепления здоровья населения, разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными заболеваниями;
разработка новых методов профилактики, диагностики и лечения болезней, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни человека;
разработка новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением.
В условиях недостаточного финансирования медицинской науки необходимо сконцентрировать внимание ученых на наиболее приоритетных направлениях, способных в ближайшие сроки изменить состояние здоровья населения Республики Мордовия в лучшую сторону.
Для финансирования перспективных направлений, позволяющих получить быструю отдачу, необходимо использовать многоканальную систему финансирования с привлечением внебюджетных источников финансирования. Бюджетное финансирование научных разработок осуществлять на основе конкурсного выделения грантов.
Министерство здравоохранения Республики Мордовия совместно с ГОУВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева" должны определять приоритеты в научных разработках прикладного характера и координировать программы научного обеспечения охраны здоровья населения, способствовать внедрению достижений науки в практическое здравоохранение.
Единство науки и практики способно обеспечить здравоохранение не только новыми способами диагностики и лечения самых различных заболеваний, но и современными методами управления качеством в здравоохранении.
15. Оптимизация кадрового обеспечения системы
здравоохранения Республики Мордовия
Перспективы развития здравоохранения Республики Мордовия в значительной мере зависят от обеспеченности, уровня и качества профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров, являющихся одним из основных ресурсов здравоохранения.
Важнейшей целью кадровой политики является дальнейшее развитие системы управления кадровыми ресурсами с помощью рационального планирования подготовки и трудоустройства кадров, использования современных образовательных технологий и мотиваций, позволяющих обеспечить органы и учреждения здравоохранения персоналом, способным максимально удовлетворить потребность населения в оказании высококачественной медицинской и лекарственной помощи.
Основными задачами кадровой политики являются:
дальнейшее развитие системы планирования кадров с учетом потребности отрасли, их рациональное и эффективное использование;
повышение профессионального уровня работников здравоохранения на основе расширения и совершенствования системы непрерывного образования;
повышение уровня образования работников здравоохранения;
приведение системы оплаты труда в соответствие со сложностью, количеством и качеством оказания медицинской помощи;
консолидация действий органов управления здравоохранением, органов исполнительной власти всех уровней по реализации комплексных мер по кадровому обеспечению отрасли;
развитие научных исследований и использование их в практическом здравоохранении с учетом необходимости выявления и устранения основных проблем кадрового обеспечения;
использование опыта субъектов Российской Федерации с целью выработки оптимальных подходов к решению кадровых проблем.
Необходим эффективный мониторинг по сбору, обработке и передаче информации по вакансиям специалистов с высшим и средним медицинским образованием для принятия своевременных управленческих решений на уровне Республики Мордовия по оказанию первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи.
Необходимо разработать систему государственного социального страхования профессиональной ответственности медицинских работников, а также обязательного личного страхования в случае, когда исполнение служебных обязанностей связано с угрозой жизни и здоровья.
Подготовке и закреплению специалистов соответствующего профиля и в необходимом количестве, особенно на селе, должны способствовать дальнейшее совершенствование форм целевого направления и контрактной подготовки кадров, предусматривающих заключение трехстороннего договора между обучающимся, образовательным учреждением и работодателем с предоставлением студентам и молодым специалистам определенных социальных гарантий.
Реализация поставленных задач направлена на обеспечение количественного и качественного состава работников системы здравоохранения.
16. Формирование здорового образа жизни.
Расширение социальной базы здравоохранения
Успех реализации Концепции во многом зависит от того, насколько она будет принята и поддержана населением. Для этого население должно стать осознанным партнером системы здравоохранения.
Следует акцентировать внимание граждан на повышении личной ответственности каждого за состояние собственного здоровья, привлекать представителей общественности к участию в формировании политики и создании программ по поддержанию и укреплению здоровья.
Ключевым моментом информационно-разъяснительной работы должно стать формирование потребности у человека быть здоровым.
Население должно в доступной форме получать информацию о вреде тех или иных факторов и о правильном использовании медицинских знаний.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и преждевременной смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.
Поскольку информация о проблемах здоровья должна быть современной и разнообразной, необходимо использовать профессиональные методы работы с общественным мнением.
Современная система медицинского просвещения должна строиться на создании в республике центра медицинской профилактики, координирующего и организующего работу профилактической направленности учреждений здравоохранения, образования, культуры.
Необходимо привлечение к работе по охране здоровья граждан общественных объединений по медицинским интересам, школ здоровья, развитие контактов с религиозными организациями в целях удовлетворения духовных и нравственных потребностей.
Стратегия формирования здорового образа жизни включает:
популяризацию здорового образа жизни через проведение физкультурно-спортивных мероприятий и их широкое освещение в средствах массовой информации;
обеспечение доступности большинству населения спортивно-оздоровительных учреждений, активизация работы по созданию физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов на предприятиях, в организациях, учебных заведениях, микрорайонах;
реализацию информационно-обучающих программ, направленных на формирование у человека ценности собственного здоровья и здоровья окружающих, с широким использованием средств массовой информации и созданием центров консультирования по вопросам правильного питания, адекватной физической активности и т.д.;
организацию производства и продажи экологически чистых и обогащенных биологически ценными ингредиентами продуктов питания, полезных для здоровья, на предприятиях пищевой промышленности республики, обеспечение их рекламы, продвижения в торговую сеть;
улучшение качества организованного питания для детей дошкольного и школьного возраста, внедрение новых технологий производства, форм и методов питания в школьных и дошкольных учреждениях;
внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и технологий обучения здоровью в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
17. Механизм реализации Концепции
Реализация приоритетных направлений в системе здравоохранения и сопутствующих мероприятий требует принятия новых нормативных правовых актов, намеченных в Концепции.
Реализация Концепции осуществляется на основе ежегодно разрабатываемых конкретных программ действий, Республиканской программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи, республиканских целевых программ и других практических мероприятий, предусматривающих объединение усилий законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности и самих граждан.
Управление реализацией Концепции осуществляет Министерство здравоохранения Республики Мордовия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Мордовия от 26 февраля 2006 г. N 135-р
Текст распоряжения опубликован в газете "Известия Мордовии" от 10 марта 2006 г. N 33 (23.486)