Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 8 октября 2003 г. N 3-17/2003
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2004 г. N 15-Г03-9 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Республики Мордовия, рассмотрев в открытом судебном заседани в г. Саранск дело по заявлению Прокурора Республики Мордовия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий со дня принятия решения судом пунктов 1, 3 статьи 2, статей 7, 8 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2002 г. N 63-3 "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности категории "А" и муниципальных служащих в Республике Мордовия" и утвержденных им Положений 1, 2, 4, 6, установил:
По-видимому, в тексте вышеприведенного абзаца допущена опечатка. Дату Закона N 63-З следует читать "от 27 декабря 2002 г."
Прокурор Республики Мордовия обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий со дня принятия решения судом пунктов 1, 3 статьи 2, статей 7, 8 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2002 г. N 63-3 "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности категории "А" и муниципальных служащих в Республике Мордовия" и утвержденных им Положений 1, 2, 4, 6, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Пунктом 1 статьи 2 Закона РМ установлено, что должностные оклады должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления г. Саранска, районов г. Саранска, муниципальных образований Ковылкино и Рузаевка, районов Республики Мордовия устанавливаются согласно приложению N 1 к настоящему закону в зависимости от занимаемой должности, а также от распределения районов по группам оплаты труда согласно приложению N 2 к Закону РМ. Пунктом 3 статьи 2 Закона РМ установлено, что должностные оклады должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления сел, поселков, сельсоветов устанавливаются согласно приложению N 4 к Закону в зависимости от занимаемой должности, а также от численности населения соответствующего муниципального образования. Приложением N 2 к Закону РМ районы Республики Мордовия распределены на 4 группы по оплате труда в зависимости от среднего коэффициента напряженности работы.
В заявлении указано, что изложенные нормы противоречат статьям 3 и 129 Трудового кодекса РФ, исключающим возможность получения преимуществ в трудовых правах в зависимости от места жительства, от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.
Статьей 7 Закона РМ установлено, что плановый фонд оплаты труда должностных лиц, муниципальных служащих органов местного самоуправления состоит из 2 частей: 1 - фонд гарантированных выплат, для должностных лиц органов местного самоуправления, составляющий 60 % месячного планового денежного содержания, а для муниципальных служащих - состоящий из средств, предназначенных для выплаты должностных окладов, надбавок к должностным окладам за выслугу лет и квалификационный разряд; 2 - фонд стимулирования, для должностных лиц органов местного самоуправления, составляющий 40 % месячного планового денежного содержания, а для муниципальных служащих состоящий из средств, предназначенных для выплаты надбавок к должностным окладам за особые условия муниципальной службы и плановой премии. Статьей 8 Закона РМ определено, что сумма средств, направляемая в общий фонд стимулирования для выплаты премий, надбавок за особые условия работы, особые условия муниципальной службы должностным лицам и муниципальным служащим органов местного самоуправления, рассчитывается в зависимости от выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с Положением о порядке исчисления средств общего фонда стимулирования, предназначенного для выплаты премий, надбавок за особые условия работы, особые условия муниципальной службы должностным лицам и муниципальным служащим органов местного самоуправления (приложение N 6 к Закону РМ). Приложением N 6 к Закону РМ установлено, что сумма средств, направляемая в общий фонд стимулирования для выплаты премий по итогам работы, надбавок за особые условия работы, особые условия муниципальной службы должностным лицам и муниципальным служащим органов местного самоуправления районов, города Саранск, муниципальных образований Ковылкино и Рузаевка, исчисляются в зависимости от выполнения прогноза собственных доходов консолидированного бюджета районов, города Саранск, муниципальных образований Ковылкино и Рузаевка в определенных размерах. Средства, направляемые в общий фонд стимулирования, исчисляется, кроме того, в зависимости от сохранности поголовья скота в целом по территории муниципального образования по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Прокурор считает, что изложенные нормы предусматривают возможность уменьшения или увеличения средств, направленных на выплату муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности, в зависимости от выполнения прогнозных показателей, социально-экономического развития муниципального образования, поэтому противоречат статьям 65, 68, 223, 228 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, оспариваемые нормы нарушают трудовые права должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих Республики Мордовия, гарантированные статьями 9, 56, 132 Трудового кодекса РФ.
Прокурор просил пункты 1, 3 статьи 2, статьи 7, 8 Закона РМ от 24.12.2002 N 63-3 "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности категории "А" и муниципальных служащих в Республике Мордовия" и утвержденные им Приложения 1, 2, 4, 6 признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий со дня принятия.
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Мордовия А. требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно объяснил, что абзац 2 пункта 1 статьи 2 Закона РМ от 24.12.2002 N 63-3 "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности категории "А" и муниципальных служащих в Республике Мордовия" противоречит статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления".
В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия М. заявленные требования поддержала в части признания противоречащими пунктов 3 и статьи 7 и статьи 8 указанного выше закона и объяснила, что указанные нормы не соответствуют требованиям ст. 144 Трудового кодекса РФ, закрепляющей, что порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат, финансируемых из местного бюджета, устанавливаются органами местного самоуправления.
Установление зависимости выплаты надбавок к должностным окладам должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих за особые условия работы и премий по итогам работы от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, является ограничением и дискриминацией трудовых прав, что запрещается статьями 3, 132 Трудового кодекса РФ.
Представитель Государственного Собрания Республики Мордовия М. заявление прокурора не признала, суду объяснила, что оспариваемые прокурором нормы не противоречат федеральному законодательству, приняты в рамках полномочий субъекта Российской Федерации.
Представители Главы Республики Мордовия С. и П. заявление прокурора не признали и объяснили, что оспариваемые прокурором нормы определяют лишь общие принципы оплаты труда муниципальных служащих Республики Мордовия, конкретные размеры должностных окладов, надбавок и выплат устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению в части признания недействующим абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Закона РМ от 24 декабря 2002 г. N 63-3 "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности категории "А" и муниципальных служащих в Республике Мордовия", в остальной части - не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в силу части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Оспариваемые прокурором Республики Мордовия нормы закона Республики Мордовия "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности категории "А" и муниципальных служащих в Республике Мордовия" регулируют порядок определения денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности категории "А", и муниципальных служащих в Республике Мордовия. Указанные правоотношения регулируются законодательством о муниципальной службе и трудовым законодательством.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).
На момент принятия решения вопросы муниципальной службы в Российской Федерации регулируются федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
Указанные федеральные законы по вопросам оплаты труда муниципальных служащих предусмотрели следующее.
В соответствии со статьями 7, 15 и 16 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальный служащий исполняет обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Муниципальному служащему гарантируются денежное вознаграждение и иные выплаты. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, все вопросы денежного содержания муниципальных служащих федеральный законодатель отнес к ведению субъекта Российской Федерации.
В свою очередь статья 26 Закона Республики Мордовия от 8.06.1999 N 30-3 "О муниципальной службе в Республике Мордовия" предусматривает, что денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия муниципальной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.
Аналогичная норма содержится в статье 1 закона Республики Мордовия "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности категории "А" и муниципальных служащих в Республике Мордовия".
Таким образом, исходя из того, что оспариваемые прокурором абзац 1 пункта 1 статьи 2, статьи 7 и 8 закона Республики Мордовия "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности категории "А" и муниципальных служащих в Республике Мордовия" определяют порядок установления должностных окладов должностных лиц и муниципальных служащих, состав планового фонда оплаты труда и порядок формирования общего фонда стимулирования, то есть регулируют вопросы, отнесенные к ведению субъекта Российской Федерации, они не противоречат указанным выше федеральным законам.
Ссылка прокурора в заявлении и в судебном заседании на противоречие оспариваемых положений нормам Трудового и Бюджетного кодексов РФ не принимается во внимание по следующим основаниям.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 2 закона Республики Мордовия "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности категории "А" и муниципальных служащих в Республике Мордовия" установлено, что должностные оклады должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления г. Саранска, районов г. Саранска, муниципальных образований Ковылкино и Рузаевка, районов Республики Мордовия устанавливаются согласно приложению N 1 к настоящему закону в зависимости от занимаемой должности, а также от распределения районов по группам оплаты труда согласно приложению N 2 к Закону РМ. Пунктом 3 статьи 2 этого же закона установлено, что должностные оклады должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления сел, поселков, сельсоветов устанавливаются согласно приложению N 4 к Закону в зависимости от занимаемой должности, а также от численности населения соответствующего муниципального образования. Приложением N 2 к Закону РМ районы Республики Мордовия распределены на 4 группы по оплате труда в зависимости от среднего коэффициента напряженности работы.
Оспаривая данные нормы, включая приложения N1, 2 и 4, прокурор исходил из того, что в силу статьи 3 Трудового кодекса РФ никто не может получать какие-либо преимущества в трудовых правах в зависимости от места жительства, от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.
Суд считает, что установление размера должностных окладов должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих Республики Мордовия в зависимости от численности населения соответствующего муниципального образования, а также в зависимости от среднего коэффициента напряженности работы соответствует требованиям части 2 статьи 129 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, что заработная плата зависит не только от квалификации работника, но и от сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. В данном случае такие критерии, как численность населения муниципального образования и средний коэффициент напряженности относятся к понятиям сложность, количество и условия выполняемой работы, и не являются ограничениями и дискриминацией в трудовых правах и свободах.
Указанные критерии учитывают особенности муниципальной службы на территории определенных муниципальных образований и не относятся к ограничениям в зависимости от места жительства муниципального служащего.
Оспаривая статьи 7 и 8 закона Республики Мордовия "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности категории "А" и муниципальных служащих в Республике Мордовия", предусматривающие плановый фонд оплаты труда и порядок формирования общего фонда стимулирования, а также приложение N 6, прокурор исходил из того, что данные нормы направлены на личное участие муниципальных служащих в увеличении поголовья скота и в осуществлении фискальных функций на территории муниципального образования.
Суд считает, что содержание оспариваемых норм, регулирующих порядок формирования фонда стимулирования, не обязывает муниципальных служащих выполнять должностные обязанности, не предусмотренные соответствующим трудовым договором.
Ссылка прокурора на то обстоятельство, что надбавка за особые условия муниципальной службы исходя из смысла этой надбавки должна носить постоянный характер и не может относиться к стимулирующим выплатам, также не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
Как указывалось выше, федеральные законы о муниципальной службе не регулируют вопросы о системе оплаты труда муниципальных служащих и не определяют виды и характер надбавок и доплат к их должностному окладу.
В свою очередь статья 144 Трудового кодекса РФ все виды доплат, надбавок, премий относит к стимулирующим выплатам. Таким образом, закон субъекта Российской Федерации вправе отнести доплату за особые условия муниципальной службы к выплатам стимулирующего характера.
Вместе с тем, суд считает, что абзац 2 пункта 1 статьи 2 закона Республики Мордовия "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности категории "А" и муниципальных служащих в Республике Мордовия" подлежит признанию недействующим, как противоречащий федеральному закону, по следующим основаниям.
Данная норма предусматривает, что должностные оклады должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления районов г. Саранска устанавливаются главой г. Саранска.
Как указывалось выше в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в РФ" размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Специфика данной ситуации состоит в том, что город Саранск как муниципальное образование имеет внутригородские муниципальные образования - районы города Саранска (Ленинский, Пролетарский, Октябрьский).
В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.
Таким образом, закрепление в законе субъекта Российской Федерации полномочий главы города по определению заработной платы муниципальных служащих внутригородских муниципальных образований противоречит указанной норме федерального закона.
Ссылка представителей Государственного собрания Республики Мордовия и Главы Республики Мордовия на отсутствие в городе Саранск внутригородских муниципальных образований опровергается уставом города Саранск.
Признавая указанную норму противоречащей федеральному закону, суд признает ее недействующей со дня принятия судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
заявление прокурора Республики Мордовия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий со дня принятия решения судом пунктов 1, 3 статьи 2, статей 7, 8 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2002 г. N 63-3 "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности категории "А" и муниципальных служащих в Республике Мордовия" и утвержденных им Положений 1, 2, 4, 6 удовлетворить частично.
Признать абзац 2 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2002 г. N 63-3 "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности категории "А" и муниципальных служащих в Республике Мордовия" недействующим со дня принятия решения.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 8 октября 2003 г. N 3-17/2003 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании