Распоряжение Правительства Республики Мордовия
от 15 декабря 2008 г. N 1059-р
В целях осуществления единой государственной политики в сфере информатизации Республики Мордовия:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года" (далее - Программа).
2. Определить Мининформнауки Республики Мордовия государственным заказчиком - координатором Программы.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 1 400 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Мининформнауки Республики Мордовия в установленном порядке разработать проект Программы и внести его в Правительство Республики Мордовия.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра науки, информатизации и новых технологий Республики Мордовия В.А. Нечаева.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Волков |
Концепция
Республиканской целевой программы "Формирование информационного
общества в Республике Мордовия в период до 2015 года"
(утв. распоряжением Правительства Республики Мордовия
от 15 декабря 2008 г. N 1059-р)
Концепция Республиканской целевой программы "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с поручениями Главы Республики Мордовия от 21 июля 2008 г. и Председателя Правительства Республики Мордовия от 31 июля 2008 г., а также Концепцией региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. N 1024-р, Федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. N 1355-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. N 502), Типовой программой развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 871-р, Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р, Концепцией административной реформы Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2008 г. N 157-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 221), Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212, Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-3 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года", проектом Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на период 2008-2012, постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 12 апреля 2007 г. N 150, от 28 апреля 2008 г. N 174).
Глава 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Республики Мордовия
Комплекс проблем, на решение которых направлена Программа, напрямую связан с повышением эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения задач социально-экономического развития Республики Мордовия.
ИКТ сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых для республики сфер деятельности: государственного и муниципального управления, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, обеспечения безопасности населения, бизнеса, общественной жизни. Без решения проблем эффективного широкомасштабного использования ИКТ, развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных систем сегодня невозможно успешно решить ни одну из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Мордовия. В качестве целей Программы выступают:
повышение качества жизни населения Республики Мордовия за счет широкомасштабного использования ИКТ в социальной сфере, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также в повседневной жизни;
повышение эффективности системы государственного и муниципального управления в Республике Мордовия, повышение доступности и качества государственных услуг для населения и бизнеса, а также открытости органов государственной власти на основе использования ИКТ;
рост экономики, уровня жизни населения и бюджетных доходов за счет развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, использования ИКТ в экономике и стимулирования развития ИКТ-сектора.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года обозначены следующие приоритетные направления государственной политики по развитию инфотелекоммуникационной инфраструктуры:
развитие телекоммуникационной сети органов государственной власти и органов местного самоуправления;
развитие сетевых беспроводных технологий WiFi и WiMAX в сельской местности;
развитие высокоскоростного Интернета в районных центрах и селах республики;
строительство информационного центра управления регионом (ИЦУР) в составе центра обработки данных, ситуационного центра, центра обработки вызовов (call-центр);
развитие рынка и снижение стоимости телекоммуникационных услуг на основе привлечения в регион на конкурентной основе ведущих компаний телекоммуникационного рынка;
создание и развитие "Системы 112" - обеспечение вызовов экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе Единых дежурно-диспетчерских служб местного самоуправления;
создание общественных центров доступа к информационным ресурсам, в т.ч. к сети Интернет;
предоставление новых высокотехнологичных услуг связи населению и бизнесу;
развитие цифрового телерадиовещания;
развитие региональных Интернет-ресурсов;
развитие информационно-телекоммуникационных сегментов в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения;
создание и развитие сети мобильной связи 3-го поколения стандарта 3G.
Таким образом, цели и задачи Программы полностью соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Мордовия, закрепленным в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года.
Глава 2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Наиболее эффективной формой решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия представляется реализация республиканской целевой программы, скоординированной с программами во взаимосвязанных областях, принятыми как на федеральном, так и на республиканском уровне, при обязательном значительном участии органов государственной власти Республики Мордовия и межведомственной координации.
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждается также необходимостью выстраивания плана работ, как минимум, на среднесрочную перспективу, так как поставленные задачи связаны с развитием информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, человеческого потенциала, деловой среды, стимулируют создание и использование ИКТ в республике и не могут быть полностью реализованы в краткосрочном периоде, равно как не могут быть решены и простым увеличением финансирования, так как назрела необходимость разработки новых управленческих технологий, обеспечения качественного изменения нормативной правовой базы.
Применение программно-целевого метода при решении задач развития и использования ИКТ в Республике Мордовия позволит:
обеспечить концентрацию финансовых ресурсов, выделяемых из республиканского бюджета Республики Мордовия и привлекаемых из федерального бюджета и внебюджетных источников, при решении задач в области развития и использования ИКТ;
проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования ИКТ в целях совершенствования деятельности органов государственной власти Республики Мордовия;
повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и использование ИКТ, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий в области развития и использования ИКТ, реализуемых в рамках различных программ и проектов;
решить общесистемные проблемы информатизации Республики Мордовия;
обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области развития и использования ИКТ.
Глава 3. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации без использования
программно-целевого метода
Альтернативой использованию программно-целевого метода для решения задач развития и использования ИКТ в сфере государственного управления и социально-экономического развития Республики Мордовия является реализация мер на уровне отдельных органов государственной власти Республики Мордовия (ведомственный подход).
Вероятными последствиями при этом могут стать:
сохранение недостаточного уровня оснащенности органов государственной власти и органов местного самоуправления вычислительной техникой и телекоммуникациями;
отсутствие достаточного количества инструментов интерактивного взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и бизнесом;
недостаточное развитие интегрированных информационных систем и регистров, позволяющих исключить дублирование ввода информации и обеспечить эффективное взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем;
организация дополнительного согласования на межведомственном уровне вопросов взаимодействия ведомственных информационных систем (в том числе разграничение полномочий, финансирование, администрирование отдельных подсистем и др.) как между собой, так и с населением и организациями Республики Мордовия;
принятие Правительством Республики Мордовия решений по согласованному развитию и организации взаимодействия разрозненных ведомственных информационных систем, а также решение вопросов по распределению объемов финансирования на создание систем по государственным заказчикам в каждом отдельном случае;
отсутствие у государственных служащих необходимых знаний и навыков по использованию ИКТ, в том числе для работы в распределенных информационных системах;
сохранение незначительной доли органов государственной власти и особенно органов местного самоуправления, использующих электронную цифровую подпись, применение которой играет важную роль в расширении электронного документооборота в органах государственной власти, а также в обеспечении информационной безопасности их телекоммуникаций.
Таким образом, отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия повлечет разрозненность усилий республиканских органов государственной власти, снижение их ответственности, несистемное решение задач в этой области, низкую эффективность использования выделяемых из республиканского бюджета Республики Мордовия средств.
Глава 4. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы
Возможными вариантами решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия являются следующие:
1. Реализация мер по решению задач информатизации на уровне отдельных органов государственной власти Республики Мордовия (ведомственный подход).
Основное преимущество данного варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного программного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски данного варианта заключаются в том, что несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленных актуальных задач. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить задачу широкомасштабного внедрения ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия в необходимые сроки.
2. Реализация комплексного программно-целевого механизма формирования информационного общества в Республике Мордовия.
Основным преимуществом применения программно-целевого метода является реализация механизма государственной поддержки, направленной на решение задач в области развития и использования ИКТ, что позволит ускорить экономический рост и более эффективно решать социальные проблемы в республике.
Основные риски данного варианта связаны с длительностью и сложностью организационных процедур согласования, объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы.
На успешное выполнение Программы и достижение поставленных целей могут повлиять также следующие внешние факторы и риски:
экономические риски, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в развитие региональной сферы ИКТ, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности Республики Мордовия, общей экономической ситуации в стране и в республике, благоприятного инвестиционного климата и т.д.;
организационные риски, связанные с проблемами координации деятельности большого числа государственных заказчиков и управления очень сложными проектами, требующими согласованной технической политики и перестройки административных процессов, и т.п.;
риски, связанные с "человеческим фактором", характерные для осваивания новых технологий;
технологические риски в решении отдельных задач.
Настоящая Концепция предполагает два возможных способа решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия с применением программно-целевого метода:
2.1. Реализация Программы при требуемых объемах финансирования.
При этом поставленные цели, задачи и целевые индикаторы Программы будут достигнуты.
2.2. Реализация Программы в уменьшенном объеме финансирования.
При ограниченном финансировании Программы средства из республиканского бюджета Республики Мордовия должны быть направлены на реализацию наиболее значимых программных мероприятий.
Учитывая, что формирование информационного общества носит комплексный характер и зависит от реализации всех его элементов (информационных систем (подсистем), инфраструктуры, нормативной правовой базы, человеческого фактора), к рискам, характерным для программно-целевого подхода в целом, при ограниченном финансировании Программы добавится невозможность реализации части программных мероприятий или их частичная реализация на конец срока реализации Программы и, как следствие, неполное достижение поставленных в Программе целей. При этом можно ожидать сохранения тенденций отставания республики по ряду показателей оценки внедрения и использования информационных технологий по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта, а именно реализации комплексного программного механизма формирования информационного общества в Республике Мордовия при условии финансирования в требуемых объемах.
Глава 5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Настоящая Концепция предполагает реализацию Программы в течение семи лет без выделения этапов по 7 основным направлениям (в соответствии с главой 11).
Глава 6. Предложения по целям и задачам Программы,
основным целевым индикаторам и показателям, позволяющим
оценивать ход реализации Программы по годам
В соответствии с главой 1 основными целями Программы являются:
повышение качества жизни населения Республики Мордовия за счет широкомасштабного использования ИКТ в социальной сфере, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также в повседневной жизни;
повышение эффективности системы государственного и муниципального управления в Республике Мордовия, повышение доступности и качества государственных услуг для населения и бизнеса, а также открытости органов государственной власти на основе использования ИКТ;
рост экономики, уровня жизни населения и бюджетных доходов за счет развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, использования ИКТ в экономике и стимулирования развития ИКТ-сектора.
Для достижения вышеуказанных целей необходимо решить следующие задачи:
развитие платформы электронного правительства, реализация государственных услуг в электронной форме и принципа "одного окна" для повышения эффективности функционирования систем государственного управления и местного самоуправления, а также повышения оперативности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
повышение качества медицинских услуг и уровня здоровья граждан на основе широкомасштабного использования ИКТ в деятельности врачей и медицинских учреждений, создания "электронного паспорта здоровья" и интегрированной системы управления здравоохранением;
повышение доступности и качества образования, уровня образованности граждан за счет внедрения современных ИКТ в систему образования и подготовки кадров;
обеспечение эффективного решения задач социальной защиты населения за счет создания и развития ИКТ-инфраструктуры и интегрированной системы социальной защиты, внедрения социальной карты гражданина;
повышение сохранности культурных ценностей, доступности услуг в сфере культуры на базе развития информационных систем сферы культуры, оцифровки культурного наследия и предоставления доступа к культурным ценностям через Интернет;
содействие развитию бизнеса за счет стимулирования использования технологий электронной коммерции предприятиями республики;
развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение качества услуг в этой сфере на основе создания единой системы управления жилищно-коммунальным комплексом и стимулирования использования ИКТ предприятиями ЖКХ;
содействие развитию транспортной инфраструктуры республики за счет создания и внедрения интеллектуальных транспортных систем, диспетчерского центра, системы управления развитием дорожного хозяйства и других систем в рамках региональной информационной системы управления транспортным комплексом и дорожным хозяйством Республики Мордовия;
создание и развитие систем обеспечения охраны правопорядка, общественной безопасности, защиты населения и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций для повышения уровня безопасности жизнедеятельности в республике;
создание и развитие систем обеспечения информационной безопасности;
содействие решению экологических проблем и поддержка управления природными ресурсами на базе развития профильных информационных систем и кадастров;
создание условий для развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в республике, обеспечивающей предоставление государственных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам вне зависимости от места их проживания и места регистрации;
содействие развитию регионального сектора ИКТ, повышение его доли в общем объеме валового регионального продукта и структуре экспорта Республики Мордовия, повышение качества подготовки специалистов в области развития и использования ИКТ с учетом потребностей регионального рынка;
повышение уровня квалификации и подготовки работников органов государственной власти и бюджетных организаций в области использования ИКТ в профессиональной деятельности, развитие у населения навыков использования ИКТ;
обеспечение условий для проектирования организационной и информационно-технологической инфраструктуры взаимодействия органов государственной власти Республики Мордовия с гражданами, экономическими субъектами, другими органами государственной власти и местного самоуправления на базе развития архитектуры электронного региона;
формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное использование ИКТ в системах государственного управления и местного самоуправления, деятельности бюджетных организаций, а также поддержку развития рынка ИКТ в республике;
обеспечение организационной, научно-методической и информационной поддержки реализации Программы и процессов информатизации в республике.
В качестве целевых индикаторов и показателей реализации Программы на конец срока ее реализации могут выступить:
доля процедур государственных закупок, осуществляемых в электронной форме через Интернет, в общем числе госзакупок;
число персональных компьютеров в общеобразовательных учреждениях, используемых в учебном процессе;
доля лечебно-профилактических учреждений, использующих типовые медицинские информационные системы;
доля библиотек, имеющих доступ в Интернет на скорости 256 кбит/сек. и выше;
доля музеев, имеющих доступ в Интернет на скорости 256 кбит/сек. и выше;
доля органов государственной власти и подведомственных организаций, подключенных к телекоммуникационной сети органов государственной власти Республики Мордовия;
доля пользователей Интернет (годовая аудитория);
доля сектора ИКТ в ВРП;
доля сотрудников органов государственной власти, использующих электронную цифровую подпись;
доля руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, прошедших обучение или переподготовку в области управления и использования ИКТ в течение последних 3-х лет.
Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результативности реализации Программы могут уточняться в установленном порядке.
Глава 7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
В Республике Мордовия с 2005 года действует Республиканская комплексная целевая программа "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2010 года", утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 марта 2005 г. N 76. В последние два года объемы финансирования данной программы не превышают 0,1% от расходной части консолидированного бюджета Республики Мордовия.
См. Республиканскую целевую программу "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года", утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010 г. N 37
Анализ международного опыта показывает, что реальный результат, позволяющий осуществить существенный качественный скачок в использовании ИКТ, оптимизировать достижение социально-экономических результатов, проявляется при финансировании сферы информатизации из расчета не менее 2% от расходной части регионального бюджета. Данный факт отражен в докладе рабочей группы Президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросам реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации "О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации": "Немаловажным аспектом, который будет иметь большое значение при реализации Стратегии развития информационного общества в субъектах Российской Федерации, является адекватность объема финансирования, выделяемого на развитие и внедрение ИКТ. Сегодня мировой опыт свидетельствует о необходимости использования для определения объемов финансирования макроэкономических показателей. Минимальным для эффективной информатизации является показатель 1,5-2%, позволяющий обеспечить видимый прогресс в развитии и использовании ИКТ для достижения целей социально-экономического развития региона в среднесрочной перспективе".
Таким образом, ежегодное финансирование сферы ИКТ в Республике Мордовия должно составлять около 300-400 млн. рублей, что соответствует реализации Программы в требуемых объемах финансирования и не противоречит Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, в соответствии с которой к 2015 году рост объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом должен увеличиться не менее чем в 2,5 раза, то есть в среднем на 30% в год.
Таким образом, очевидно, что на текущий момент назрела необходимость увеличения объемов финансирования сферы ИКТ в Республике Мордовия, поскольку при текущих объемах финансирования данной сферы и темпах их наращивания для достижения ряда показателей, близких к среднероссийским значениям, в республике по некоторым важным направлениям использования ИКТ потребуются десятки лет.
Однако если учесть приведенные выше рекомендации, то объем годового финансирования сферы ИКТ в Республике Мордовия должен измениться резко скачком более чем в 10 раз, что не в полной мере соответствует реальным возможностям республиканского бюджета Республики Мордовия.
Настоящая Концепция предусматривает подход постепенного наращивания объемов финансирования сферы ИКТ в Республике Мордовия.
Из экспертного анализа доли расходов на ИКТ в бюджетах некоторых субъектов Российской Федерации в 2006-2007 годах:
Наименование субъекта Российской Федерации |
Доля расходов на ИКТ, в % от расходной части бюджета субъекта Российской Федерации (2007 год) |
Доля расходов на ИКТ, руб. на душу населения субъекта Российской Федерации (2007 год) |
Республика Татарстан |
1,91 |
450,54 |
Москва |
1,51 |
1 354,5 |
Санкт-Петербург |
0,76 |
483,25 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
0,57 |
433,23 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
0,64 |
578,85 |
Нижегородская область |
0,26 |
44,56 |
Республика Мордовия |
0,07 |
12,76 |
Республика Башкортостан |
0,06 |
10,51 |
Исходя из приведенного анализа настоящей Концепцией предусматривается установить объем финансирования начального этапа выполнения Программы (2009 год) в размере 70-80 млн. рублей, что составит около 0,3% от расходной части консолидированного бюджета Республики Мордовия, или 90-100 рублей на человека. В дальнейшем в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Республике Мордовия предусматривается наращивание объемов финансирования Программы минимум на 30% ежегодно.
В итоге, ежегодные объемы финансирования Программы на период 2009-2015 годов составят:
млн. рублей
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Итого |
80 |
105 |
135 |
175 |
228 |
297 |
380 |
1 400 |
Общий объем финансирования Программы на конец срока ее реализации составит 1,4 млрд. рублей, что соответствует реализации Программы в уменьшенных объемах финансирования.
При этом распределение средств в Программе должно быть осуществлено по всем направлениям, зафиксированным в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, на основе экспертного, а при разработке нормативов и ресурсного методов.
Предложения по финансированию Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия носят предельный (прогнозный) характер и ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующий год.
Для софинансирования Программы могут быть привлечены средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", других целевых программ, содержащих мероприятия по развитию и внедрению ИКТ, а также средства местных бюджетов и внебюджетных источников. Внебюджетные средства могут привлекаться за счет собственных средств организаций и спонсорских средств. Формы и условия участия в реализации мероприятий Программы федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Мордовия, организаций определяются соответствующими правовыми актами между ними и государственными заказчиками программных мероприятий. При наличии указанных актов привлекаемые средства учитываются в объемах финансирования Программы.
Глава 8. Предварительная оценка эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы
В качестве основных ожидаемых эффектов решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия программно-целевым методом могут быть указаны следующие:
рост удовлетворенности населения качеством получаемых государственных услуг и повышение его доверия к органам государственной власти (оцениваемые, в том числе по результатам регулярных социологических исследований);
достижение заданных показателей реализации стратегических целей социально-экономического развития Республики Мордовия и республиканских целевых программ, в реализацию которых существенный вклад вносит широкомасштабное использование ИКТ;
улучшение качества общего и профессионального образования и медицинского обслуживания;
рост безопасности жизни в республике;
повышение бюджетной эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств за счет осуществления в электронной форме регламентов реализации государственных функций и предоставления государственных услуг, сокращения времени и повышение качества принятия управленческих решений за счет использования ИКТ, исключения дублирования создаваемых информационных систем и обеспечения их эффективного взаимодействия;
снижение административных барьеров и транзакционных издержек для предприятий республики;
устойчивое развитие рынка информационных и коммуникационных технологий.
С учетом заявленных целей и основных направлений формирования информационного общества в Республике Мордовия настоящей Концепцией предполагается оценка результативности Программы по следующим основным направлениям:
1. Повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти - предполагается исключение неэффективных расходов, составляющих до 10 процентов всех бюджетных средств, выделяемых на внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, за счет повышения результативности управления реализацией проектов создания государственных информационных систем, централизованного создания решений для совместного использования органами государственной власти, формирования типовых решений и их последующего свободного распространения в интересах органов государственной власти, а также исключения дублирования соответствующих разработок на уровне отдельных органов государственной власти.
2. Снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне составит до 25 процентов за счет обеспечения доступности государственных информационных ресурсов для заинтересованных органов государственной власти и интеграции государственных информационных систем, а также за счет развития межведомственной системы электронного документооборота.
3. Снижение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с сокращением времени получения ими государственных услуг и необходимой информации.
4. Обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия к власти и сокращение затрат времени на обеспечение доступа гражданам Республики Мордовия к информации о деятельности органов государственной власти за счет создания новых и модернизации действующих ведомственных web-сайтов, развития их информационного наполнения и функциональных возможностей, а также обеспечения тематического доступа к размещаемой на них информации.
5. Повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на управление за счет создания соответствующих информационных систем.
Глава 9. Предложения по участию республиканских органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы
В связи с тем, что информатизация имеет комплексный характер и процессы информатизации в том или ином виде затрагивают все организации, а также с целью отражения в Программе потребностей и перспектив развития различных отраслей экономики Республики Мордовия настоящей Концепцией предполагается привлечь к участию в разработке и реализации Программы органы государственной власти Республики Мордовия, Администрацию Главы Республики Мордовия, Аппарат Правительства Республики Мордовия, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Глава 10. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам Программы
Функции государственного заказчика - координатора Программы предполагается возложить на Мининформнауки Республики Мордовия, а функции государственных заказчиков программных мероприятий - на:
Администрацию Главы Республики Мордовия;
Аппарат Правительства Республики Мордовия;
Госкомимущество Республики Мордовия;
Госкомтрудзанятости Республики Мордовия;
Государственный комитет Республики Мордовия по организации торгов, ценовой и тарифной политике;
Госкомюст Республики Мордовия;
Главное управление МЧС России по Республике Мордовия;
Минжилкомхоз Республики Мордовия;
Минздрав Республики Мордовия;
Мининформнауки Республики Мордовия;
Минкультуры Республики Мордовия;
Минобразование Республики Мордовия;
Минпечати Республики Мордовия;
Минприроды Республики Мордовия;
Минпромтранс Республики Мордовия;
Минсельхозпрод Республики Мордовия;
Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия;
Минсоцзащиты Республики Мордовия;
Минэкономики Республики Мордовия;
МВД по Республике Мордовия;
Республиканскую архивную, службу Республики Мордовия.
Указанные государственные органы должны принять участие в разработке Программы.
Глава 11. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы
В Программе необходимо реализовать 7 основных направлений, в рамках каждого из которых обеспечивается выполнение комплекса взаимоувязанных программных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, сформулированных в Программе.
В качестве основных направлений реализации Программы выступают:
формирование "электронного правительства" в Республике Мордовия;
использование информационных и телекоммуникационных технологий для социально-экономического развития Республики Мордовия;
развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Республики Мордовия;
создание условий для развития конкурентоспособного сектора информационных и телекоммуникационных технологий в Республике Мордовия;
подготовка населения и профессиональных групп к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в Республике Мордовия;
реализация общесистемных и обеспечивающих мероприятий Программы в Республике Мордовия;
управление реализацией Программы.
Предлагаемые сроки реализации Программы - 2009-2015 годы. Реализация Программы не предусматривает выделение отдельных этапов.
Глава 12. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Настоящая Концепция предполагает формирование программных мероприятий по трем основным направлениям:
1. Государственные заказчики программных мероприятий формируют предложения по перспективным направлениям развития своей сферы на основе применения информационно-коммуникационных технологий с указанием наименования, а также количественных и качественных оценок социальных и экономических результатов реализации предлагаемых программных мероприятий.
При разработке предложений возможно руководствоваться информацией, находящейся в открытом доступе, в том числе в сети Интернет, заключениями экспертов, основываться на результатах анализа выполнения федеральных и региональных целевых программ в различных областях, Республиканской комплексной целевой программы "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2010 года", Программы (в случае уточнения программных мероприятий).
Государственные заказчики программных мероприятий представляют проработанные предложения на рассмотрение и экспертизу государственному заказчику - координатору Программы для формирования обобщенного перечня программных мероприятий.
2. Государственный заказчик - координатор Программы формирует перечень программных мероприятий, носящих межведомственный характер, общесистемных и обеспечивающих программных мероприятий, мероприятий по управлению реализацией Программы с указанием наименования, а также количественных и качественных оценок социальных и экономических результатов реализации предлагаемых программных мероприятий. Данный перечень формируется с учетом норм, положений и направлений стратегий, концепций, программ, планов, положений развития информатизации Российской Федерации и Республики Мордовия, в их числе:
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р;
Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. N 1024-р, в которой определены принципы государственной политики в сфере региональной информатизации, а также цели и задачи региональной информатизации;
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. N 1355-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. N 502);
Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. N 328-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. N 931 "О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям";
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212;
Концепция административной реформы Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2008 г. N 157-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 221);
Положение об общероссийском государственном информационном центре, утвержденное приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 11 марта 2008 г. N 32;
Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р;
Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденная Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-3 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года";
проект Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на период 2008-2012 годы.
3. Государственный заказчик - координатор Программы в целях использования и развития результатов выполнения мероприятий и проектов информатизации Республики Мордовия до 2009 года формирует перечень программных мероприятий, запланированных, но не исполненных, в том числе по причине недофинансирования, в рамках Республиканской комплексной целевой программы "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2010 года". При этом возможно уточнение и оптимизация данных программных мероприятий в соответствии с требованиями и положениями современных нормативных правовых актов и социально-экономической ситуации в Республике Мордовия и Российской Федерации.
См. Республиканскую целевую программу "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года", утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010 г. N 37
Глава 13. Предложения, касающиеся возможных вариантов форм
и методов управления реализацией Программы
Управление и контроль за выполнением Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы в соответствии с разделом VII Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 12 апреля 2007 г. N 150, от 28 апреля 2008 г. N 174).
Формы и методы управления реализацией Программы основываются на разграничении функций между органами, осуществляющими функции по ее управлению, к которым относятся:
государственный заказчик-координатор Программы;
государственные заказчики программных мероприятий;
Координационный совет по информатизации Республики Мордовия.
Настоящей Концепцией предусматривается возможность создания или выбора на конкурсной основе организации для осуществления организационной поддержки экспертизы программных мероприятий.
Эффективная реализация Программы достигается путем создания . адекватного механизма по ее управлению, предусматривающего:
формирование системы нормативных документов, определяющих порядок реализации Программы;
регулярную адаптацию положений и мероприятий Программы с учетом результатов мониторинга ее реализации;
учет интересов государственных заказчиков программных мероприятий при принятии решений;
предоставление государственным заказчикам программных мероприятий необходимой и достаточной самостоятельности в процессе текущего управления реализацией Программы при одновременном осуществлении государственным заказчиком-координатором оперативного контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Мордовия от 15 декабря 2008 г. N 1059-р
Текст распоряжения официально опубликован не был