С целью организации деятельности спортивных школ, подведомственных Минспорту РМ, в соответствии с письмом Федерального агентства по физической культуре и спорту Российской Федерации от 12.12.2006 г. N СК-0210/3685 и постановлением Правительства Республики Мордовия от 29.10.2008 г. N 491 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений Республики Мордовия в области физической культуры и спорта" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации деятельности спортивных школ, подведомственных Министерству спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия.
2. Довести настоящий приказ до сведения руководителей государственных учреждений физической культуры и спорта.
3. Опубликовать настоящий приказ и прилагаемое Положение на сайте Министерства спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия в сети Интернет.
Министр |
В.Г. Киреев |
Положение
об организации деятельности спортивных школ, подведомственных Министерству спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия
Настоящие Положение разработано в целях оказания содействия в организации деятельности специализированных детско-юношеских спортивных школ всех наименований (СДЮСШ), специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (далее по тексту - спортивная школа), а также других учреждений осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в т. ч. школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), центров олимпийской подготовки (ЦОП), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.
1. Организационные основы
1.1. Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей.
Спортивная школа, как правило, создается в виде образовательного учреждения дополнительного образования детей и в этом случае, в части организации образовательного процесса должна руководствоваться законодательством в сфере образования.
В соответствии со ст. 28 - 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" к вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в сфере образования относятся:
- формирование, определение и осуществление политики в области образования;
- обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;
- разработка и реализация целевых программ в области образования;
- установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
- создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений;
- разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
- установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
- установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
- установление общих принципов финансирования образовательных услуг, норм труда и нормативов его оплаты в образовательных учреждениях;
- установление требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
- установление государственных образовательных стандартов;
- формирование бюджетов в части расходов на образование;
- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
1.2. В соответствии со ст. 32 Закона "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Спортивным школам, являющихся учреждениями дополнительного образования детей необходимо руководствоваться Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233 (с последующими изменениями и дополнениями).
1.3. Непосредственно к компетенции спортивной школы, как образовательного учреждения относятся следующие вопросы:
- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
- привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;
- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
- подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
- использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;
- разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
- разработка программы деятельности спортивной школы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
- разработка и утверждение по согласованию с органами местного
- самоуправления годовых календарных планов;
- установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
- установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;
- разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
- разработка и принятие правил внутреннего распорядка спортивной школы, иных локальных актов;
- самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
- осуществление текущего контроля за физическим развитием и успеваемостью по реализуемым программам обучающихся;
- создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
- содействие деятельности тренерскому совету и методическим объединениям;
- координация в спортивной школе деятельности общественных организаций (объединений), в т. ч. физкультурно-спортивных организаций (федераций по видам спорта, спортивных обществ);
- осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения;
Спортивная школа, как образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
1.4. В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спортивная школа является субъектом физкультурно-спортивного движения и в части организации физкультурно-спортивной деятельности соответственно руководствуется законодательством в сфере физической культуры и спорта.
К данным вопросам, по которым спортивная школа обязана руководствоваться законодательством в сфере физической культуры и спорта относятся следующие:
- участие спортивной школой в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
- участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта;
- ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;
- осуществление физического воспитания детей;
- организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;
- формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
- установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;
- реализация установленных (в т. ч. федеральных) нормативов финансирования физической культуры и спорта;
- установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
- использование в работе Всероссийского реестра видов спорта;
- применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
- участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
- предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (форма 5-ФК).
1.5. Спортивные школы призваны:
а) вовлекать максимально возможное число детей в систематическое занятие спортом, выявлять их склонность и пригодность для дальнейших занятий спортом, воспитывать устойчивый интерес к ним;
б) формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;
в) обеспечить повышение уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.
1.6. Структурные подразделения спортивной школы рекомендуется создавать в виде отделений (отделов) по виду (видам) спорта или этапу подготовки.
1.7. Количество учебных групп (секций) в отделении, а также количество специалистов (тренеров-преподавателей, хореографов, концертмейстеров и других) привлекаемых спортивной школой для работы с обучающимися (в т. ч. непосредственно в одном объединении (секции) определяется учреждением исходя из утвержденной учредителем сметы доходов и расходов.
1.8. Обоснованием открытия спортивной школы в виде СДЮСШОР, как правило, является необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) Республики Мордовия по олимпийским видам спорта.
Рекомендуемыми условиями функционирования СДЮСШОР является: наличие необходимой материально-технической базы по культивируемому виду спорта и организация работы СДЮСШОР на базе спортивного сооружения;
- наличие образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство), в т. ч. экспериментальных и авторских;
- наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию данных образовательных программ;
- наличие региональной системы соревнований по культивируемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяющей выполнять юным спортсменам установленные нормативные требования по видам спорта;
- традиционность и популярность данного вида спорта в регионе;
- наличие спортивных клубов, центров спортивной подготовки и команд мастеров в регионе, в которых могли бы продолжить спортивную деятельность обучающиеся СДЮСШОР.
2. Система многолетней спортивной подготовки
2.1. Спортивным школам рекомендуется организовывать образовательный и учебно-воспитательный процесс в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовкой обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.
2.2. Организационная структура многолетней спортивной подготовки основывается на реализации этапов подготовки в соответствии с таблицей N 1.
Таблица N 1
Этапы подготовки |
Основная задача этапа |
Период подготовки |
Физкультурно-спортивный клуб по месту жительства и учебы |
ДЮСШ |
СДЮС ШОР |
ШВСМ ЦОП |
Спортивно-оздоровительный |
Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности |
Весь период |
+ |
+ |
* |
|
Начальной подготовки |
Базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации |
до 3 лет |
+ |
+ |
+ |
|
Учебно-тренировочный |
Специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта |
до 5 лет |
* |
+ |
+ |
* |
Спортивного совершенствования |
Совершенствование спортивного мастерства |
до 3 лет |
|
* |
+ |
+ |
Высшего спортивного мастерства |
Реализация индивидуальных возможностей |
3 года и более(с учетом возрастного ценза) |
|
* |
* |
+ |
Условные обозначения: "+" - основные этапы подготовки "*" - рекомендуются при наличии условий и возможностей "-" - не рекомендуется
2.3. Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:
а) анализ физического развития и освоения спортивных навыков обучающимися;
б) сдача контрольных нормативов с целью комплектования объединений (секций);
в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
2.4. Для анализа и корректировки учреждениями своей деятельности рекомендуется использовать следующие критерии:
а) на спортивно-оздоровительном этапе:
- стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
- уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.
б) на этапе начальной подготовки:
- стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;
- динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;
- уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.
в) на учебно-тренировочном этапе:
- состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся.
- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.
г) на этапе спортивного совершенствования:
- уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
- зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства.
д) на этапе высшего спортивного мастерства:
- стабильность успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
- достижение результатов уровня сборных команд России.
3. Условия зачисления в спортивную школу, комплектование учебных групп и порядок перевода учащихся на каждый последующий год обучения
3.1. Занятия в спортивной школе проводятся по образовательным программам, разрабатываемых и утверждаемых учреждением на основе примерных программ по видам спорта допущенных Федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта и (или) образовательных программ, рекомендованных Федеральным органом управления в сфере образования.
Рекомендуемый минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) - СанПиН 2.4.4. 1251-03 (приложение N 2) утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27.
Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся - 18 лет (для учащейся молодежи - 21 год). Возраст спортсмена не ограничивается, если его спортивные результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства.
3.2. При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа может осуществлять набор детей более раннего возраста (начиная с детей четырехлетнего возраста). Условиями данного набора является:
наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или специальных курсов повышения квалификации.
3.3. Порядок зачисления обучающихся в группы спортивной подготовки, перевод из одной группы в другую определяется непосредственно учреждением и оформляется приказом директора спортивной школы.
3.4. Спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так из обучающихся не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.
3.5. При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор рекомендуется производить по результатам сдачи контрольных нормативов.
Порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности.
3.6. На учебно-тренировочный этап, как правило, зачисляются только практически здоровые обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.
3.7. На этап спортивного совершенствования рекомендуется зачислять спортсменов, выполнивших норматив спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта - не ниже первого спортивного разряда.
3.8. На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации и показывающие стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России). Возраст обучающегося на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную спортивную школу на условиях письменного договора.
3.9. При формировании групп спортивной подготовки на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства рекомендуется согласовывать списки обучающихся (спортсменов) с соответствующими местными и региональными органами управления физической культурой и спортом в целях оптимального вовлечения данных спортсменов в физкультурно-спортивную деятельность по месту жительства и в регионе.
3.10. Обучающиеся спортивных школ, направленные для повышения спортивного мастерства в Центр Олимпийской подготовки, ШВСМ, команды мастеров по игровым видам спорта, по договору между данными организациями и спортивной школой могут выступать за ее команду в течение оговоренного срока (рекомендуемый - два года).
Спортивной школе рекомендуется в течение указанного срока сохранять за тренерами-преподавателями, руководящими работниками и специалистами ранее установленные надбавки (доплаты) за подготовку данных спортсменов.
3.11. Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяется с учетом техники безопасности в соответствии с образовательной программой.
При отсутствии в утвержденной образовательной программе нормативов по наполняемости учебных групп и максимальном объеме учебно-тренировочной нагрузки рекомендуется придерживаться параметров, приведенных в таблице N 2.
Таблица N 2
|
Период обучения (лет) |
Минимальная наполняемость групп (чел.) |
Максимальный количественный состав группы (чел) |
Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (час./нед.) |
Спортивно-оздоровительный |
весь период |
15 |
30 |
до 6 |
Начальной подготовки |
первый год |
15 |
30 |
6 |
|
второй год |
12 |
24 |
9 |
|
третий год |
12 |
24 |
9 |
Учебно-тренировочный |
первый год |
10 |
20 |
12 |
|
второй год |
10 |
20 |
12 |
|
третий год |
8 |
16 |
16 |
|
четвертый год |
8 |
16 |
18 |
|
пятый год |
8 |
16 |
18 |
Спортивного совершенствования |
до года |
6 |
12 |
24 |
|
свыше года |
6 |
12 |
28 |
Высшего спортивного мастерства |
весь период |
4 |
8 |
32 |
Примечания: 1. Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки.
2. Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, предусмотренный указанными режимами нагрузки (работы), начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки свыше двух лет, может быть сокращен не более чем на 25%.
3.12. При объединении в одну группу обучающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности рекомендуется не превышать разницу в уровне их спортивного мастерства свыше двух спортивных разрядов, а их количественный состав на этапе высшего спортивного мастерства- 8 человек, спортивного совершенствования - 12 человек, учебно-тренировочном - 16 человек (для занимающихся свыше двух лет) и 20 человек (для занимающихся свыше двух лет) с учетом правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
3.13. Перевод обучающихся (в т. ч. досрочно) в группу следующего года обучения или этапа спортивной подготовки рекомендуется проводить решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключения врача (медицинской комиссии).
Обучающимся, не выполнившим предъявляемые требования рекомендуется предоставлять возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.
3.14. В видах спорта, включенных в первую группу, кроме основного тренера-преподавателя могут привлекаться тренеры-преподаватели по смежным видам спорта (акробатике, хореографии и др.) при условии одновременной работы со спортсменами. Оплата их труда не должна суммарно превышать половины от размера норматива оплаты труда, предусмотренного для основного тренера-преподавателя.
Группы
видов спорта и минимальный возраст зачисления детей в учреждения спортивной направленности
Минимальный возраст приема в спортивную школу (лет) |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Олимпийские виды спорта | |||
6 |
Гимнастика спортивная (дев). Гимнастика художественная Фигурное катание на коньках |
|
|
7 |
Гимнастика спортивная (мальчики). Прыжки в воду Прыжки на батуте Синхронное плавание Фристайл |
|
Настольный теннис Теннис Плавание |
8 |
Горнолыжный спорт |
Баскетбол Футбол |
Бадминтон |
9 |
Биатлон Легкая атлетика (многоборья, метания, прыжки с шестом) Прыжки на лыжах с трамплина Парусный спорт Лыжное двоеборье |
Гандбол Волейбол Водное поло Софтбол Хоккей Хоккей на траве Бейсбол |
Конькобежный Легкая атлетика Лыжные гонки Шорт-трек |
10 |
Велоспорт Гребной слалом Конный спорт Современное пятиборье Санный спорт Стрельба пулевая Триатлон Фехтование |
|
Бокс Борьба вольная Борьба греко-римская Гребля академическая Гребля на байдарках и каноэ Дзюдо Тяжелая атлетика (юн.) Тхэквандо (ВТФ) |
11 |
Стрельба из лука Стрельба стендовая |
|
|
12 |
Бобслей |
|
Тяжелая атлетика (дев.) |
Неолимпийские виды спорта | |||
7 |
Акробатика Спортивные танцы Рок-н-ролл |
|
Аэробика Дартс Шейпинг Шахматы Шашки Ушу Рензю |
8 |
|
|
Спортивное ориентирование Спортивный туризм Гольф |
9 |
|
Рингбол Регби Хоккей с мячом Флорбол |
|
10 |
Альпинизм Буерный спорт Натурбан Полиатлон Триатлон Скалолазание Стрельба из арбалета |
|
Армреслинг Атлетизм Самбо Бильярд Гиревой Карате-до Айкидо Кекусенкай Кикбоксинг Контактное каратэ Пауэрлифтинг Тхеквондо (ИТФ) |
4. Организация учебно-тренировочного процесса
4.1. Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально.
4.2. Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель - в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.
4.3. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.
Обязательность работы по индивидуальным планам рекомендуется устанавливать на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
4.4. Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Содержание учебно-тренировочных занятий должно соответствовать утвержденным образовательным программам.
4.5. По всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя рекомендуется при необходимости привлекать дополнительно тренеров- преподавателей и других специалистов в пределах количества часов образовательной программы.
4.6. Для обеспечения круглогодичности учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха учащихся в период каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря.
Порядок привлечения работников спортивной школы к работе в оздоровительно-спортивных лагерях определяется в соответствии приложением N 1 "Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда" к приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. N 113. При проведении учебно-тренировочных сборов вне рамок оздоровительного лагеря привлечение работников к проведению мероприятия может производиться в соответствии с п. 8 указанного Приложения в том же порядке, как и при проведении туристских походов.
4.7. Продолжительность одного занятия в группах спортивно- оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю - четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день - трех академических часов.
4.8. Спортивной школе рекомендуется для подготовки обучающихся в личных и командных видах спортивных дисциплин, в том числе по игровым видам спорта проводить учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней к региональным и до 18 дней к всероссийским и международным соревнованиям.
4.9. Группы высшего спортивного мастерства могут работать в режиме постоянно действующих учебно-тренировочных сборов по подготовке к международным, всероссийским соревнованиям, матчевым встречам и международным турнирам продолжительностью до 100 дней для выявления и подготовки перспективных спортсменов, кандидатов в региональную сборную команду и до 250 дней для подготовки спортсменов, включенных в составы сборных команд Российской Федерации.
5. Медицинское обслуживание и контроль
5.1. Медицинское обеспечение обучающихся осуществляется спортивной школой в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.08.2001 г. N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры" и других нормативных актов, принимаемых федеральным органом управления в сфере здравоохранения.
5.2. В случае наличия в спортивной школе штатных медицинских работников рекомендуется возложить на них непосредственный медицинский контроль за учебно-тренировочным процессом и в период соревнований.
5.3. В целях предупреждения нарушения здоровья у обучающихся спортивных школ следует предусматривать:
а) диспансерное обследование не менее двух раз в год;
б) дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы;
в) контроль за использованием обучающимися фармакологических средств.
6. Учебно-спортивная база, штаты и финансирование
6.1. Спортивным школам при определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы рекомендуется руководствоваться "Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем" (приказ Госкомспорта России от 26 мая 2003 г. N 345) и "Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования" (приказ Госкомспорта России от 3 марта 2004 г. N 190/л).
6.2. В случае отсутствия собственных спортивных сооружений и оборудования в смете доходов и расходов спортивной школы должны быть предусмотрены расходы на арендную плату в размере согласно заключенным договорам.
6.3. В оперативном управлении спортивной школы может находиться оздоровительный лагерь для обеспечения учебно-тренировочного процесса и оздоровления юных спортсменов в каникулярное время.
При отсутствии у спортивной школы собственного оздоровительного лагеря рекомендуется предусмотреть финансирование расходов на оплату путевок в детские оздоровительные лагеря, проводящие профильные (спортивные) смены или на организацию и проведение учебно-тренировочных сборов (в т. ч. в виде полевого лагеря).
При определении количества обучающихся направляемых в спортивно-оздоровительный лагерь и периода нахождения их там следует руководствоваться образовательными программами и решением тренерского совета.
6.4. С учетом специфики работы и в целях эффективного обеспечения учебно-тренировочного процесса спортивные школы могут иметь специализированный автотранспорт.
6.5. Штатное расписание спортивной школы утверждается директором в пределах имеющегося фонда оплаты труда.
6.6. Количество ставок тренера-преподавателя (включая старшего), хореографа, концертмейстера и других необходимых в соответствии с образовательной программой специалистов определяется количеством групп и годовым объемом учебно-тренировочной нагрузки на все группы, а при нормативе оплаты труда в процентах за одного занимающегося и за подготовку высококвалифицированных спортсменов путем деления суммарного процента на 100.
6.7. Дополнительные ставки при наличии в оперативном управлении спортивной школы спортивных сооружений вводятся на основе расчета потребности в штатных единицах, согласованного с местным (региональным) органом управления по труду.
6.8. При расчете количества рабочих (специалистов) по тренингу спортивных животных (лошади, собаки) за основу рекомендуется брать единицу времени, необходимого для тренинга животного в соответствии с утвержденной учебной программой.
6.9. Финансирование участия обучающихся спортивных школ в подготовке и выступлениях на официальных соревнованиях детских, юношеских, молодежных сборных команд региона и муниципального образования, в том числе финансирование их подготовки и участия в официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях рекомендуется осуществлять за счет средств регионального и местных бюджетов по разделу "Спорт и физическая культура", других, не запрещенных законом источников в порядке, определяемом региональными и муниципальными органами управления физической культурой и спортом.
6.10. При использовании спортивными школами авторских программ финансирование реализации таких программ осуществляется учредителем в соответствии с индивидуальными нормативами.
Таблица N 3
Рекомендуемый перечень должностей спортивной школы
Наименование должностей |
Примечание |
Директор |
|
Заместитель директора по учебно-спортивной работе |
|
Заместитель директора по методической (научно-методической) работе |
|
Заместитель директора по спортивно-массовой работе |
|
Заместителя директора по безопасности |
|
Заместитель директора по хозяйственной части |
|
Заведующий отделением (начальник отдела) |
На каждое структурное подразделение |
Инструктор-методист (включая старшего) |
|
Тренер-преподаватель (включая старшего) |
|
Спортсмен-инструктор |
|
Педагог-психолог |
|
Педагог-организатор |
|
Юрист-консультант |
|
Врач |
|
Медсестра |
|
Массажист |
|
Главный бухгалтер |
|
Бухгалтер |
|
Кассир |
|
Секретарь-референт |
|
Заведующий хозяйством |
|
Заведующий складом |
|
Уборщик |
1 ставка на 500 кв. м. убираемой площади |
Рабочий по комплексному обслуживанию помещений |
1 ставка на 400 кв. м. обслуживаемой площади |
Дворник |
В соответствии с местными нормативами убираемой площади |
Сторож-вахтер |
В наличии отдельно стоящего здания 4 ставки - при круглосуточной охране 2, 3 ставки - при охране в ночное время и выходные дни |
7. Оплата труда
7.1. Форма и система оплаты труда, установление надбавок и доплат работникам спортивной школы регулируется непосредственно учреждением в соответствии с трудовым законодательством.
Для расчета заработной платы тренерам-преподавателям руководители спортивных школ ежегодно на начало учебного или календарного года утверждают тарификационные списки по установленной форме.
7.2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (с изменениями от 1 февраля 2005 г.) продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников спортивных школ устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям), в т. ч. хореографам, устанавливается в объеме 18 часов в неделю.
7.3. Рекомендуемые нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей за подготовку одного занимающегося (в процентах от ставки заработной платы) указаны в таблице N 4.
Таблица 4.
Этапы подготовки |
Период обучения (лет) |
Размер повышающего коэффициента оплаты труда тренера-преподавателя по спорту за подготовку за одного занимающегося (% от базового оклада) |
Максимальные режим учебно-тренировочной работы (час./неделя) |
||
|
|
Группы видов спорта |
|
||
|
|
I |
II |
III |
|
Спортивно-оздоровительный |
весь период |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
6 |
Начальной подготовки |
до года |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
6 |
свыше года |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
9 |
|
Учебно-тренировочной |
до 2-х лет |
6 |
4 |
5 |
12 |
свыше 2-х лет |
14 |
6 |
10 |
18 |
|
Спортивного совершенствования |
до года |
20 |
17 |
17 |
24 |
свыше года |
30 |
20 |
23 |
28 |
|
Высшего спортивного совершенствования |
весь период |
40 |
25 |
35 |
32 |
Примечание:
1. Виды спорта рекомендуется распределять по группам в следующем порядке:
а) к первой группе видов спорта относятся все олимпийские виды спорта (дисциплины), кроме игровых видов спорта,
б) ко второй группе видов спорта относятся олимпийские игровые виды спорта, а также не олимпийские виды спорта, получившие признание Международного олимпийского комитета (имеющие соответствующую классификацию во Всероссийском реестре видов спорта),
в) к третьей группе видов спорта относятся все другие виды спорта (дисциплины), включенные во Всероссийский реестр видов спорта.
7.4. Спортивным школам рекомендуется устанавливать работникам следующие повышающие коэффициенты к базовым окладам:
- повышающий коэффициент по занимаемой должности;
- персональный повышающий коэффициент;
- повышающий коэффициент за почетные звания;
- повышающий коэффициент по учреждению (структурному подразделению учреждения);
- повышающий коэффициент инструкторам-методистам, специалистам и служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса в размерах, предусмотренных в графах 4 и 5 таблицы N 5;
- повышающий коэффициент тренерам-преподавателям, передавшим своего спортсмена другому тренеру, за участие в подготовке высококвалифицированного спортсмена, вошедшего в состав сборной команды России и занявшего 1 - 6 места на официальных соревнованиях производятся в размерах, предусмотренных в графах 4 и 5 таблицы N 5;
- повышающий коэффициент тренерам-преподавателям за одного спортсмена в соответствии с этапом подготовки и периодом обучения;
- повышающий коэффициент тренерам-преподавателям за подготовку высококвалифицированного спортсмена в % от базового оклада устанавливается в соответствии с графой 3 таблицы N 5.
7.5. Повышающие коэффициенты тренерам-преподавателям и работникам рекомендуется устанавливать или со дня, показанного спортсменом результата или с начала учебного (финансового) года (соответственно сдвигая срок действия) и сохранять по пунктам 1.1 - 1.4, 2.1, 2.2 до проведения следующих официальных международных соревнований данного уровня (например, до следующих олимпийских игр или чемпионата мира), по пунктам 1.9, 2.6 - на весь период обучения в училище олимпийского резерва, по всем остальным пунктам в течение одного календарного года. (Данные параметры рекомендуется использовать для основания установления оплаты труда тренеру-преподавателю (другим педагогическим работникам) при тарификации).
7.6. Если в период действия установленного размера повышающего коэффициента тренерам-преподавателям и работникам, спортсмен улучшил спортивный результат, рекомендуется размер повышающего коэффициента соответственно увеличить и установить новое исчисление срока его действия.
7.7. Как правило, повышающие коэффициенты к базовым окладам руководителям, специалистам и служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса устанавливаются при условии их непосредственного участия в обеспечении учебно-тренировочного процесса не менее одного года.
Таблица N 5
8. Аттестация работников спортивных школ
8.1. Аттестация педагогических и руководящих работников спортивных школ осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия от 5 ноября 2008 г. N 313 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей, специалистов и служащих государственных учреждений физической культуры и спорта Республики Мордовия".
8.2. Непосредственно спортивная школа утверждает аттестационную комиссию для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию.
8.3. Для учета особенностей и специфики образовательной и физкультурно-спортивной деятельности при проведении аттестации рекомендуется:
- предоставлять полномочия по аттестации тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов спортивных школ аттестационной комиссии, создаваемой Министерством спорта, физической культуры и туризма РМ;
- взаимно признавать решения аттестационных комиссий по присвоению квалификационных категорий тренерам-преподавателям и инструкторам-методистам, образованных Министерством спорта, физической культуры и туризма РМ на основе требований к результатам работы аттестуемых.
9. Организация деятельности специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом
9.1. Специализированные классы (группы) по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом (далее - специализированные классы) являются совместной формой работы спортивных школ и общеобразовательных учреждений с целью обеспечения условий для рационального сочетания обучения с углубленным учебно-тренировочным процессом.
9.2. Специализированные классы открываются в образовательных учреждениях по договору со спортивной школой по согласованию с учредителями и при условии финансового обеспечения, наличия собственной или арендуемой спортивной базы.
9.3. Специализированные классы рекомендуется комплектовать из числа наиболее перспективных в спортивном отношении обучающихся, имеющих предварительную спортивную подготовку не менее одного года.
Как правило, комплектование специализированных классов осуществляется приемной комиссией, состав которой определяется в соответствии с договором между администрацией образовательного учреждения и спортивной школой. В состав комиссии обязательно включение представителя врачебно-физкультурного диспансера.
9.4. Обучающихся в специализированных классах в дни тренировочных занятий и период спортивно-оздоровительного лагеря рекомендуется обеспечивать питанием за счет бюджетных, а также привлеченных средств.
9.5. Обучающихся специализированных классов, не выполнивших требования по уровню спортивной подготовки, рекомендуется переводить в другие классы данного учреждения или другое образовательное учреждение только по окончании учебного года.
9.6. Режим учебного дня, расписание занятий и учебно-тренировочный процесс для специализированных классов устанавливаются администрацией образовательного учреждения совместно с администрацией спортивной школы.
9.7. Учебно-тренировочные занятия для обучающихся специализированных классов рекомендуется проводить не реже двух раз в день (не менее 10 раз в неделю).
При проведение 2-х разовых учебно-тренировочных занятий планирование первых уроков (занятий) по общеобразовательным предметам рекомендуется осуществлять в более позднее время от общеустановленного.
9.8. Оплата труда тренеров-преподавателей и других специалистов спортивного профиля, осуществляющих работу с обучающимися специализированных классов, как правило, производится за счет спортивной школы, им может быть установлена доплата за счет собственных или привлеченных средств общеобразовательного учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия от 17 ноября 2008 г. N 320 "Об утверждении Положения об организации деятельности спортивных школ, подведомственных Министерству спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства спорта и физической культуры Республики Мордовия от 29 января 2015 г. N 38 настоящий документ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства спорта и физической культуры Республики Мордовия от 26 ноября 2012 г. N 342
Приказ Министерства спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия от 19 сентября 2012 г. N 268
Приказ Министерства спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия от 25 июля 2012 г. N 211
Приказ Министерства спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия от 29 февраля 2012 г. N 54