Решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 марта 2016 г. по делу N А49-11378/2015
город Пенза |
|
22 марта 2016 г. |
Дело N А49-11378/2015 |
Резолютивная часть решения оглашена 21 марта 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 22 марта 2016 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Колдомасовой Л.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозовой Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Медцентр-УЗИ" (ИНН - 5836643042, ОГРН - 1105836004361) к ЗАО "МАКС-М" (ИНН - 7702030351, ОГРН - 1027739099772), третьи лица: Министерство здравоохранения Пензенской области (ИНН - 5836012921, ОГРН - 1025801361035) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области (ИНН - 5835004660, ОГРН - 1025801217397), о взыскании 114669 руб. 90 коп.,
при участии в заседании: от истца представителя Григорьева А.В. (доверенность от 10.06.15),
от ответчика директора филиала в г.Пензе Мальцева В.А. (доверенность от 01.01.16 N 31 (мед)),
от третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области представителя Меренкова С.В. (доверенность от 11.01.16 N 08-35/007),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Медцентр-УЗИ" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу "Медицинская акционерная страховая компания" (далее - Страховая компания) о взыскании 114669 руб. 90 коп. стоимости оказанной медицинской помощи.
Определением от 05.10.15 заявление принято к производству суда и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, а определением от 10.11.15 по ходатайству ответчика - к рассмотрению по правилам искового производства.
Определениями суда от 10.12.15 и от 18.01.16 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены соответственно Министерство здравоохранения Пензенской области и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области (т.1 л.д.99-100, 113-114).
В обоснование исковых требований истец сослался на положения статей 4, 14, 16, 37 и 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статей 309, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на пункт 4.1 договора на оказание и оплату медицинской помощи N 113/14-1 от 01.09.14. По мнению истца, Страховая компания необоснованно отказала в оплате по счету N 1507-01/113 от 07.08.15 одного из пяти законченных случаев медицинской помощи, оказанной в июле 2015 года. Оказанная медицинская помощь включена в территориальную программу обязательного медицинского страхования и предоставлена по направлению лечащего врача. По мнению истца, наличие для проведения процедуры экстракорпорального оплодотворения (далее - ЭКО) направления Комиссии по отбору пациентов для проведения процедуры ЭКО не предусмотрено законодательством.
В письменном отзыве по делу Страховая компания с заявленными требованиями не согласилась, считая обоснованным отказ от оплаты одного законченного случая применения метода ЭКО, поскольку медицинская помощь оказана в отсутствие направления Министерства здравоохранения Пензенской области. Данный случай отклонен на основании акта медико-экономического контроля от 14.08.15 N 1014 исходя из условий Тарифного соглашения о стоимости медицинской помощи, предоставляемой по Территориальной программе обязательного медицинского страхования Пензенской области в 2015 году, с учетом дополнений от 25.05.15, с которыми Общество было ознакомлено. Решения Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в силу пункта 15 Приложения N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 28.02.11 N 158н, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации (т.1 л.д.63-68).
В письменных отзывах на иск Министерство здравоохранения Пензенской области (далее - Минздрав Пензенской области) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области (далее - Территориальный фонд) с требованиями истца не согласились по основаниям, приведенным в них (т.1 л.д.104-106, 126-129). По мнению третьих лиц, Страховая компания по результатам медико-экономического контроля в соответствии с Тарифным соглашением к Территориальной программе обязательного медицинского страхования в Пензенской области в 2015 году правомерно применила к истцу санкцию в виде неоплаты 100% стоимости за 1 случай медицинской помощи, поскольку данная помощь оказана в отсутствие направления, выданного Комиссией Минздрава Пензенской области.
Третье лицо Минздрав Пензенской области для участия в деле не явилось. О времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Представители истца, ответчика и третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области не возражали против рассмотрения дела в отсутствие данного лица.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьего лица Минздрава Пензенской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, приведенным в иске и предыдущих судебных заседаниях, и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве по делу и предыдущих судебных заседаниях, и просил в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области с заявленными требованиями не согласился по основаниям, приведенным в отзыве по делу и предыдущих судебных заседаниях, и просил в удовлетворении требований истца отказать. Дополнительно в обоснование своей позиции сослался на решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.03.16 N А49-13410/2015.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и третьих лиц, арбитражный суд приходит к следующему.
Между Обществом и Страховой компанией 01.09.14 заключен договор N 113/14-1 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - Договор N 113/14-1).
Пунктом 1 заключенного договора Общество приняло на себя обязательство оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а Страховая компания - оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 3.1 Договора N 113/14-1 Общество вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании настоящего договора в соответствии с установленными тарифами.
Согласно пункту 4.1 Договора N 113/14-1 Страховая компания обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к настоящему договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет Общества на основании предъявленных Обществом счетов и реестров счетов, до 28 числа каждого месяца включительно.
В силу пунктов 5.1 и 5.2 Договора N 113/14-1 Общество обязуется обеспечить застрахованным лицам реализацию права на выбор медицинской организации и врача в соответствии с законодательством Российской Федерации, бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, перечень видов которой содержится в сведениях, предоставляемых в соответствии с пунктом 5.15 договора.
Пункт 10 Договора N 113/14-1 предусматривает возможность его продления на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за 30 дней до его окончания.
Во исполнение Договора N 113/14-1 Общество оказало в июле 2015 года медицинскую помощь 5-ти застрахованным лицам с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (КГС-12 (ЭКО)) и направила Страховой компании счет N1507_01/113 от 07.08.15 на оплату данной помощи на общую сумму 573349,5 руб. (т.1 л.д.120).
В ходе медико-экономического контроля установлено, что один случай медицинской помощи на сумму 114669,9 руб. не входит в территориальную программу обязательного медицинского страхования (код причины отказа - 61), о чем составлен соответствующий акт от 14.08.15 N 1014 (т.1 л.д.15). Данный акт послужил основанием к отказу в оплате одного случая проведения ЭКО.
Считая отказ в оплате медицинской помощи незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 21.11.11 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) к основными принципами охраны здоровья относятся в частности, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (пункт 1); приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи (пункт 2); недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункт 7).
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 323-ФЗ пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим федеральным законом.
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача (часть 1 статьи 21 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона N 323-ФЗ для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Аналогичные положения содержатся в пункте 13 Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.12 N 406н, в соответствии с которым выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи, выданному лечащим врачом.
Согласно части 2 статьи 55 Закона N 323-ФЗ порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 29.12.14 N 930н утвержден порядок организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы (далее - Порядок организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи), который устанавливает, что высокотехнологичная медицинская помощь по перечню видов, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказывается медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (пункт 6).
Исходя из пунктов 11 и 13 Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи медицинские показания к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи определяет лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, с учетом права на выбор медицинской организации. При наличии медицинских показаний лечащий врач оформляет направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
В силу пункта 15.2 Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи комплект документов, предусмотренных пунктами 13 и 14 данного порядка, представляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в случае оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 80 Закона N 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи.
В силу части 4 статьи 80 Закона N 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.14 N 1273 утверждена Программа гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Программа государственных гарантий).
Согласно разделу II Программы государственных гарантий в рамках названной программы бесплатно предоставляется, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Из раздела IV Программы государственных гарантий следует, что в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляются мероприятия по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий граждан, указанных в разделе III Программы, медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включенных в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи (раздел II).
Раздел V Программы государственных гарантий устанавливает, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий граждан, указанных в разделе III Программы, медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включенных в раздел II перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи.
Таким образом, применение вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) осуществляется в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования. При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи пациент имеет право на выбор медицинской организации и лечащего врача. Выбор медицинской организации для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению лечащего врача. Представление документов при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обусловлено только оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.10 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Медицинские организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящиеся за пределами территории Российской Федерации, вправе оказывать виды медицинской помощи застрахованным лицам, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, за счет средств обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования (часть 7 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 16 Закона N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
На основании части статьи 81 Закона N 323-ФЗ и в соответствии с Программой государственных гарантий постановлением Правительства Пензенской области от 24.12.14 N 905-пП утверждена Территориальная программа гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Территориальная программа). Данная программа содержит аналогичные Программе государственных гарантий требования в части оказания специализированной медицинской помощи.
Согласно разделу 2.3.2 Территориальной программы в рамках данной программы бесплатно застрахованным лицам осуществляются мероприятия по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий граждан, указанных в данном разделе программы, медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включенных в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Исходя из пункта 5.2.1 Территориальной программы при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача (с учетом согласия врача).
В силу пункта 5.2.4 Территориальной программы для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации Программы принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Таким образом, ни Законом N 323-ФЗ, ни Законом N 326-ФЗ, ни Программой государственных гарантий, ни Территориальной программой, ни Порядком выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.12 N 406н, ни Порядком организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы, утвержденным Приказом Минздрава России от 29.12.14 N 930н, не предусмотрено оказание специализированной медицинской помощи в виде процедуры ЭКО в плановой форме на основании направления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Следовательно, медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, участвующая в Территориальной программе и заключившая договор на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, обязана оказать застрахованному лицу медицинскую помощь по направлению лечащего врача и вправе получить оплату оказанной помощи в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком и третьими лицами, что Общество включено в реестр медицинских учреждений, участвующих в реализации Территориальной программы (реестровый N 54 раздела 2.3.4 Территориальной программы), и с ней заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (т.1 л.д.10-14, 131). Общество вправе оказывать медицинскую помощь в виде процедуры ЭКО. Пациенту Общества (т.1 л.д.119) оказана специализированная медицинская помощь (ЭКО) в плановом порядке по направлению лечащего врача. Оказанная медицинская помощь в виде процедуры ЭКО осуществлена Обществом в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных для данной организации (т.2 л.д.76-77). Тариф на оплату оказанной медицинской помощи соответствует тарифному соглашению к Территориальной программе (т.2 л.д.75).
Доказательства того, что выбор медицинской организации осуществлен против воли пациента, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах у Страховой компании отсутствовали основания для отказа в оплате оказанной медицинской помощи.
Ссылка ответчика на нарушение Обществом Территориальной программы отклоняется судом как ошибочная, поскольку данная программа не предусматривает оказание плановой специализированной медицинской помощи в виде процедуры ЭКО на основании заключения (направления, решения) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Довод ответчика о том, что данное условие предусмотрено пунктом 4.7.4 Тарифного соглашения к Территориальной программе в редакции от 25.05.15 (т.1 л.д.132-135), отклоняется судом, поскольку исходя из статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифным соглашением устанавливаются тарифы на оплату медицинской помощи, а не условия оказания медицинской помощи, к каковым относятся оказание процедуры ЭКО на основании решения Комиссии по отбору пациентов для процедуры ЭКО. Возможность установления тарифным соглашением условий оказания медицинской помощи не предусмотрено законодательством, в том числе Требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденными приказом ФФОМС от 18.11.14 N 200.
Ссылка Страховой компании на то, что приложением N 36 к тарифному соглашению к Территориальной программе предусмотрено в качестве основания для отказа в оплате медицинской помощи проведение процедуры ЭКО без направления, выданного Комиссией по отбору пациентов (т.2 л.д.1-21), не принимается судом, поскольку обязанность медицинских организаций оказывать медицинскую помощь в виде проведения процедуры ЭКО в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в плановой форме на основании направления, выданного Комиссией по отбору пациентов для проведения процедуры ЭКО, не предусмотрена федеральным законодательством.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Правила, устанавливаемые Территориальной программой, а также тарифным соглашением, принимаемым к данной программе, не могут противоречить требованиям федерального законодательства и не могут устанавливать ответственность за действия, обязанность по совершению которых не предусмотрена федеральным законодательством. При наличии противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, применяется федеральный закон.
Довод ответчика о том, что получение для проведения процедуры ЭКО направления Комиссии по отбору пациентов для проведения процедуры ЭКО установлено письмом Минздрава России от 27.02.15 N 15-0/10/2-1073 "О направлении граждан Российской Федерации для проведения процедуры ЭКО в 2015 году" (далее - Письмо N15-0/10/2-1073), отклоняется судом исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 763) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В силу пункта 10 Указа N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В рассматриваемом случае Письмо N N 15-0/10/2-1073 затрагивает права застрахованных граждан, нуждающихся в проведении процедуры ЭКО. Однако данное письмо не прошло в установленном порядке государственной регистрации и официальной публикации. В связи с чем не может применяться к спорным правоотношениям.
Ссылка третьего лица на решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.03.15 по делу N А49-13410/2015 не принимается судом на основании части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку судебный акт не вступил в законном силу, и он принят в отношении иных лиц, не участвующих в настоящем деле.
При таких обстоятельствах арбитражный суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При обращении в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 4440 рублей. На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Медицинская акционерная страхования компания" (ИНН - 7702030351, ОГРН - 1027739099772) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медцентр-УЗИ" (ИНН - 5836643042, ОГРН - 1105836004361) 114669 руб. 90 коп. стоимости оказанной медицинской помощи, а также 4440 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья |
Л.А.Колдомасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.