Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Программа
поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях Дубенского муниципального района на 2013 - 2018 годы
(утв. постановлением администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 27 мая 2013 г. N 343)
1. Общие положения
Основаниями для разработки Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях Д муниципального района на 2013 - 2018 годы (далее - Программа) являются:
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах;
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Программа разработана в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р.
Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений Дубенского муниципального района (далее - учреждения).
2. Цели и задачи Программы
Программа предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими муниципальных услуг (выполнения работ).
Достижение целей Программы требует решения следующих основных задач:
совершенствование системы оплаты труда руководителей учреждений и работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ), направленное на:
сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по Республике Мордовия;
устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;
совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установление указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют;
отмену стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок;
создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;
развитие кадрового потенциала работников учреждений;
создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597), Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761) и Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688).
Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать:
дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности;
установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, нормативными правовыми актами Дубенского муниципального района.
План мероприятий Программы на 2013 - 2018 годы приведен в приложении 1.
Примерная форма трудового договора с работником муниципального учреждения Дубенского муниципального района приведена в приложении 2.
Сводная таблица целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688, и средней заработной платы в Республике Мордовия приведена в приложении 3.
Форма отчета о ходе реализации мероприятий Программы приведена в приложении 4.
3. Мероприятия Программы
Совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по окладам (должностным окладам), компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера) предусматривается путем реализации ряда мероприятий.
Совершенствование установления окладов (должностных окладов) работников учреждений должно осуществляться исходя из более полного учета сложности труда работников при оплате их труда:
1) с учетом проводимой федеральными органами исполнительной власти актуализации:
профессионально-квалификационных требований к работникам, профессиональных квалификационных групп, устанавливаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
типовых норм труда, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804;
устанавливаемых Правительством Российской Федерации базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;
2) с учетом проводимой исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия актуализации:
норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами;
содержания трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
Установление компенсационных выплат должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.
Совершенствование системы стимулирующих выплат должно осуществляться исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) на основе:
введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретного муниципального учреждения Дубенского муниципального района и его работника;
установления соответствующих таким показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах (контрактах) с руководителями и работниками учреждений;
отмены неэффективных стимулирующих выплат;
использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей определение критериев эффективности их работы, и введения публичных рейтингов их деятельности.
Органы местного самоуправления Дубенского муниципального района должны обеспечить принятие соответствующих нормативных правовых актов и их актуализацию по мере принятия правовых актов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Мордовия в целях проведения единой государственной политики в отношении работников учреждений. В этих целях органами местного самоуправления Дубенского муниципального района будут приниматься нормативные правовые акты, соответствующие утверждаемым федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Мордовия правовым актам, принимаемым в рамках Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, а именно:
изменениям, вносимым в профессиональные квалификационные группы;
типовым нормам труда (изменениям, вносимым в типовые нормы труда);
методическим рекомендациям по разработке систем нормирования труда в учреждениях;
рекомендациям по оформлению трудовых отношений с работниками при введении эффективного контракта в части установления показателей, критериев и условий осуществления стимулирующих выплат.
На уровне учреждений локальными нормативными актами должны быть утверждены с учетом мнения представительного органа работников, а впоследствии актуализированы с учетом принимаемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия и органами местного самоуправления Дубенского муниципального района правовых актов:
системы нормирования труда в учреждении (по мере принятия федеральными органами исполнительной власти типовых норм труда, а также изменений, которые вносятся в типовые нормы труда) с учетом методических рекомендаций федеральных органов исполнительной власти по разработке систем нормирования труда в учреждениях;
изменения, вносимые в положения об оплате труда работников в части установления конкретных показателей (критериев) эффективности, условий и размеров стимулирующих выплат работникам.
С учетом указанных изменений в учреждениях будет проведена работа по заключению в установленном порядке дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками в форме эффективного контракта в целях уточнения показателей, критериев, условий и размеров осуществления стимулирующих выплат.
Мероприятия по обеспечению дифференциации оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, будут осуществляться на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников.
Формирование штатной численности учреждений следует проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости оказания муниципальных услуг (выполнения работ) на уровне качества, определенного государственными стандартами.
Изменение систем стимулирования должно включать упразднение постоянных выплат, формально классифицированных как стимулирующие, но реально не мотивирующих работников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с возможностью перераспределения средств на увеличение окладов работников и на реальные выплаты стимулирующего характера.
Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения в соответствии с планами, утверждаемыми исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, а также Администрацией Дубенского муниципального района, осуществляющей функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений в Дубенском муниципальном районе.
В рамках проведения мероприятий по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений образования формируется нормативная правовая база по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей. Порядок представления сведений устанавливается в соответствии с постановлением администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия.
С 2013 года предусматривается заключение трудовых договоров с руководителями учреждений на основе типовой формы, утверждаемой Правительством Российской Федерации и применяемой государственными и муниципальными учреждениями, в которой в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении ему стимулирующих выплат предусмотрено соотношение средней заработной платы работников возглавляемого им учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации с учетом достижения средних для отдельных категорий работников показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688.
Кроме того, в типовой форме трудового договора предусматривается конкретизация показателей и критериев оценки деятельности руководителя, размеров и условий назначения ему стимулирующих выплат, что будет способствовать повышению эффективности работы руководителя и обеспечению реализации целей и задач деятельности учреждения.
В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, и в рамках развития кадрового потенциала работников учреждений в 2013 - 2014 годах предполагается актуализация квалификационных требований к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем разработки профессиональных стандартов. Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов эффективного контракта. После актуализации квалификационных требований в рамках реализации Программы будут скорректированы трудовые обязанности работников в трудовых договорах, что станет одним из элементов понятия эффективного контракта при его введении.
Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки.
Мероприятия Программы направлены также на решение задачи по развитию кадрового потенциала учреждений.
При этом изменение условий труда, в том числе оплаты труда, норм труда, является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.
В целях решения задачи по достижению показателей повышения средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688, приведенных в приложении 3, Администрацией Дубенского муниципального района утверждаются разработанные в соответствии с настоящей Программой планы ("дорожные карты") изменений, направленные на повышение эффективности соответствующей отрасли, предусматривающие:
координацию Администрацией Дубенского муниципального района работы Управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального района, в том числе по достижению целевых показателей и индикаторов развития соответствующей отрасли, ежегодному уточнению параметров на очередной финансовый год и контролю за их выполнением;
определение динамики значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688, и средней заработной платы в Дубенском муниципальном районе в 2013 - 2018 годах;
выработку системы показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников в соответствующих сферах на основе разработанных федеральными органами исполнительной власти методических рекомендаций;
проведение мероприятий с учетом специфики отрасли по возможному привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, оптимизации штатной численности учреждений, а также по возможному привлечению средств от приносящей доход деятельности;
внедрение в учреждениях типовых норм труда, разработанных федеральными органами исполнительной власти;
обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом рекомендуемой предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения на уровне не более 40 процентов;
актуализацию квалификационных требований, предъявляемых к работникам по мере разработки федеральными органами исполнительной власти профессиональных стандартов, с учетом современных требований государственных стандартов качества государственных услуг (выполнения работ);
осуществление мероприятий по обеспечению соответствия работников обновленным квалификационным требованиям, в том числе на основе повышения квалификации и переподготовки работников;
организация мероприятий по представлению руководителем учреждения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей;
проведение мероприятий по внедрению независимой системы оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги, по мере разработки указанной системы оценки федеральными органами исполнительной власти;
проведение мероприятий по организации разъяснительной работы в трудовых коллективах, информационному сопровождению мероприятий Программы в части совершенствования системы оплаты труда соответствующих категорий работников.
При определении потребности в бюджетных ассигнованиях за счет бюджетов всех уровней на увеличение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в целях совершенствования системы оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688 учитывается нормативная численность работников для оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
При оценке соотношения заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688, и средней заработной платы по Республике Мордовия учитывается вся заработная плата, полученная работником за счет всех источников.
При выделении дополнительного финансирования за счет средств районного бюджета Дубенского муниципального района учитывается выполнение целевых индикаторов развития отраслей, установленных в "дорожных картах", утвержденных Администрацией Дубенского муниципального района, объем привлеченных средств за счет реорганизации неэффективных учреждений, иных источников и других мероприятий по оптимизации расходов, а также данные статистического наблюдения показателей заработной платы категорий работников, повышение оплаты труда которых определено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688, по итогам года.
Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688 для соответствующей категории работников.
Для мониторинга выполнения целевых значений индикаторов повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688, начиная с 2013 года введено федеральное статистическое наблюдение.
Средняя заработная плата по категориям работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688, за соответствующий период сопоставляется со средней заработной платой в Республике Мордовия за тот же период.
Оценка деятельности Администрации Дубенского муниципального района по достижению установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688 показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников и средней заработной платы в Республике Мордовия осуществляется по итогам года с учетом неравномерности динамики заработной платы в течение года.
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Работа по формированию нормативной правовой базы, предусмотренной мероприятиями Программы, а также организационные мероприятия будут проводиться Администрацией Дубенского муниципального района в пределах средств, предусмотренных на их текущую деятельность.
5. Этапы реализации Программы
Достижение целей Программы будет осуществлено в 3 этапа.
1 этап (2013 год):
формирование нормативной правовой базы для реализации Программы;
повышение оплаты труда категориям работников учреждений, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688;
обеспечение качественной и своевременной передачи сведений учреждениями при организации федерального статистического наблюдения в целях формирования официальной статистической информации о средней заработной плате категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688;
актуализация нормативной правовой базы для оценки эффективности труда работников;
заключение трудовых договоров в связи с введением эффективного контракта;
введение прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.
2 этап (2013 - 2015 годы):
актуализация показателей эффективности деятельности для учреждений, руководителей учреждений, работников учреждений в целях обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых муниципальных услуг (выполняемых работ);
заключение трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта;
актуализация квалификационных требований к работникам с учетом современных требований к качеству услуг.
3 этап (2016 - 2018 годы):
завершение работы по заключению трудовых договоров в связи с введением эффективного контракта;
обеспечение к 2018 году достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688, и средней заработной платы в Республике Мордовия.
В течение всех этапов будут проводиться мониторинги и статистическое наблюдение, предусмотренные планом мероприятий Программы.
6. Управление реализацией Программы
Система управления реализацией Программы базируется на принципах совместного участия представителей органов местного самоуправления, сторон социального партнерства, открытости и гласности при принятии управленческих решений.
Координатором реализации Программы является Управление по социальной работе администрации Дубенского муниципального района.
Управление по социальной работе администрации Дубенского муниципального района проводит мониторинг выполнения мероприятий, направленных на повышение оплаты труда работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688, в Дубенском муниципальном районе, итоги которого рассматриваются на коллегии администрации Дубенском муниципального района.
Координатор Программы один раз в квартал подготавливает доклад о ходе реализации Программы и направляет его Главе администрации Дубенского муниципального района.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании муниципальных услуг (выполнении работ);
внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании муниципальных услуг (выполнении работ);
повысить качество оказания муниципальных услуг (выполнения работ) в социальной сфере;
создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.