Постановление Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 16 июля 2013 г. N 341
"Об утверждении муниципальной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Краснослободского муниципального района на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. N 404 "О Государственной программе Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" и Уставом Краснослободского муниципального района постановляю:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий Краснослободского муниципального района на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (прилагается).
2. Контроль за выполнением Постановления возложить на первого заместителя главы администрации Краснослободского муниципального района Горбылева А.Н.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в районной газете "Краснослободский Вестник" и подлежит размещению на официальном сайте http://krasnoslobodsk.e-mordovia.ru администрации Краснослободского муниципального района.
Глава администрации |
Ю.В. Медянкин |
Паспорт
муниципальная целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Краснослободского муниципального района на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
(утв. постановлением администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 16 июля 2013 г. N 341)
Наименование Программы |
- |
муниципальная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Краснослободского муниципального района на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" |
Основной разработчик Программы |
- |
администрация Краснослободского муниципального района Республики Мордовия |
Цели и задачи Программы |
- |
основные цели Программы: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Основными задачами Программы являются: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности; поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий |
Важнейшие целевые индикаторы Программы |
- |
ввод (приобретение) 3,8 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 3,2 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов; ввод в действие 2,0 тыс. кв. метров плоскостных спортивных сооружений; ввод в действие учреждений культурно-досугового типа на 180 мест; ввод в действие 7 км распределительных газовых сетей; ввод в действие 14,0 км локальных водопроводов; реализация 4 проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2014 - 2020 годы I этап - 2014 - 2017 годы; II этап - 2018 - 2020 годы |
Основные мероприятия Программы |
- |
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры: а) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности; б) развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности; в) развитие газификации в сельской местности; г) развитие водоснабжения в сельской местности; д) грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 183,1 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 74,5 млн. рублей; средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации - 74,0 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 34,6 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
- |
улучшение жилищных условий - 57 сельских семей, в том числе 50 молодых семей и молодых специалистов; увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 2,0 тыс. кв. метров; улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 180 мест; повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности: газом - с 94,3% (2013 г.) до 95,2 процентов, водой - с 84,3% (2013 г.) до 85,5 процентов; повышение гражданской активности и участия граждан, проживающих в сельской местности в реализации общественно 4 проектов местных инициатив; повышение общественной значимости развития сельских территорий в общенациональных интересах и привлекательности сельской местности для комфортного проживания и приложения труда |
|
|
|
I. Характеристика проблемы
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также задачи по продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В ходе экономических преобразований в агропромышленном секторе района сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста.
Под сельской местностью (сельскими территориями) в настоящей Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района.
На территории Краснослободского муниципального района находится 73 сельских населенных пункта. Численность сельского населения составляет 15847 человек. В 6 населенных пунктах отсутствуют проживающие., в остальных 67 численность распределены таким образом:
до 20 человек проживающих в 18 населенных пунктах;
до 100 человек проживающих в 13 населенных пунктах,
до 200 человек проживающих в 8 населенных пунктах,
до 300 человек проживающих в 7 населенных пунктах,
до 400 человек проживающих в 4 населенных пунктах,
до 500 человек проживающих в 7 населенных пунктах,
до 600 человек проживающих в 2 населенных пунктах,
до 700 человек проживающих в 2 населенных пунктах,
до 800 человек проживающих в 2 населенных пунктах,
до 900 человек проживающих в 1 населенных пунктах,
свыше 1000 человек проживающих в 2 населенных пунктах.
Задачу по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства и обеспечению сырьем перерабатывающей промышленности Республики Мордовия, поставленную перед агропромышленным комплексом района, предусматривается решать в рамках муниципальной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснослободском районе Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации от 15 марта 2013 г. N 132.
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе: более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров нового формата и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Основными причинами сложившейся в течение нескольких десятилетий неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
В результате на селе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, прогрессирует обезлюдение сельских территорий, преобладает низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры.
Интегральный эффект от негативного социально-экономического развития сельских территорий выражается в сокращении количества сельских населенных пунктов - по сравнению с 1989 годом 12 сел и деревень. Количество сельских населенных с численность проживающих менее 100 человек увеличился с 33 до 37 пунктов, свыше 1000 уменьшилось с 5 до 2, без проживающего населения составляет 6 населенных пунктов. Населенные пункты с населением до 20 человек составляют 20 процентов.
Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры способствует обезлюдению и запустению сельских территорий, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения.
Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2 - 3 раза ниже городского уровня.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В общеобразовательных учреждениях, требующих капитального ремонта обучается более 774 сельских учащихся.
Требуют капитального ремонта и учреждения культурно-досугового типа.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала агропромышленного комплекса.
Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном уровне.
Показателем результативности использования программно-целевого подхода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Краснослободского района Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы, которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.
Объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2006 - 2011 годах, несмотря на неблагоприятные погодные условия 2010 г., увеличился на 15,1% и достиг в действующих ценах объема 820,8 млн. рублей (в 2005 г. - 678,4 млн. рублей).
Сельскохозяйственные угодья составляют 90294 га. Доля обрабатываемой пашни 95 процентов.
На 1 января 2013 г. в районе осуществляют производственно-хозяйственную деятельность 14 сельскохозяйственных предприятия. Функционируют 11 крестьянских (фермерских) хозяйств. Доля производства продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в общем объеме сельскохозяйственного производства района составляет 2,8 процента. Насчитывается более 2,6 тыс. личных подсобных хозяйств населения, их доля в объеме производства: молока - 20%, мяса - 25%.
Сельскохозяйственными предприятиями производится зерна - 100%, мяса - 75%, молока - 80%. В хозяйствах населения выращивается 100% картофеля и овощей.
Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является животноводство - 62% (молочно-мясное скотоводство, свиноводство). Отрасль растениеводства производит 38% валовой продукции. Выращиваются зерновые и кормовые культуры.
За период реализации Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по Краснослободскому району Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы построены: молочный комплекс на 1000 коров в ООО "Альянс", кумысная ферма в ООО "Подкова", свинокомплекс на 1248 т свинины в год в ООО "Селищинское", животноводческий комплекс мясного направления на 150 голов коров со шлейфом в ООО "Рассвет"; реконструированы животноводческие помещения в СХПК "Дружба", в СХПК "Прогресс", в СХПК "Новокарьгинский".
По состоянию на 1 января 2013 г. в районе насчитывается 23486 головы крупного рогатого скота, в том числе 8511 коров. Поголовье свиней составляет 11173 головы.
Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий в ООО "Селищинское" существенно возросли объемы производства свинины - в 2,9 раза (392 т в 2005 г. и 1135 т в 2011 г.).
Активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий (в 2006 - 2012 годах введено в эксплуатацию 4505,4 кв. метров жилья).
Несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций. По сравнению с 2005 годом в 2,8 раза увеличилась среднемесячная зарплата работников сельского хозяйства и составила 10800 рублей. В 2 раза увеличилась выручка от реализации сельскохозяйственной продукции и составляет около 800 млн. рублей.
Вместе с тем в агропромышленном комплексе района сохраняется ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли.
Основными причинами относительно медленного развития агропромышленного комплекса района являются финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также засуха 2010 г. (в районе погибло более 80% посевных площадей сельскохозяйственных культур), которые негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе района, динамике развития сельскохозяйственного производства.
В числе проблем следует выделить:
закредитованность большинства сельхозпредприятий не позволяет привлекать краткосрочные и инвестиционные кредиты для осуществления проектов обновления и расширения производства. Из-за недостатка финансовых средств по ряду инвестиционных проектов не выдерживаются запланированные сроки сдачи в эксплуатацию строящихся объектов;
опережающий рост цен на промышленную продукцию, энергоресурсы по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию;
отток трудоспособного населения, особенно молодежи, низкий уровень заработной платы работников (71,3% от средней заработной платы по экономике республики), сокращение численности сельского населения.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства становится приоритетным направлением аграрной экономической политики района.
Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации Программы социального развития села, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
Без дальнейшего использования программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит по угрозу выполнение задач социально-экономического развития района. Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подкреплена:
взаимосвязью целевых установок устойчивого развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития России в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;
долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;
высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующим привлечения средств государственной поддержки.
В связи с этим, устойчивое развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений Госпрограммы, инструментом реализации которых является настоящая Программа.
II. Основные цели и задачи Программы
Настоящая Программа является инструментом реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р. В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.
С учетом целевых установок Концепции, реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующих целей:
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;
формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Достижение целей Программы будет осуществляться с учетом следующих подходов:
- комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования (схемой территориального планирования муниципального района и генеральными планами сельских поселений);
- преимущественное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых развивается агропромышленное производство, реализуются или имеются планы по реализации инвестиционных проектов в агропромышленной сфере;
- использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий программы, включая средства населения и организаций.
Реализация Программы будет осуществляться поэтапно.
Первый этап 2014 - 2017 годы. К завершению первого этапа Программы предполагается, что будет достигнут более высокий уровень развития агропромышленной отрасли, определяющий более высокие требования к качеству социальной среды жизнедеятельности в сельской местности.
В этой связи второй этап реализации Программы (2018 - 2020 годы) предполагает наращивание темпов комплексного развития сельских поселений согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности.
Для достижения целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий в рамках реализации Программы предусматривается решение следующих задач:
1) в области создания комфортных условий жизнедеятельности - повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, и удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов, востребованных, преимущественно, для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.
Целевыми индикаторами решения указанных задач являются:
ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
ввод в действие плоскостных спортивных учреждений в сельской местности;
ввод в действие учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
ввод в действие распределительных газовых сетей в сельской местности;
ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности;
2) в области активизации участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения - грантовая поддержка местных инициатив по решению отдельных общественно значимых вопросов местного значения, разработанных и реализуемых с участием граждан, проживающих в сельской местности.
Целевым индикатором решения указанной задачи является количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку;
3) в области формирования позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни - поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий путем участия в проведения отдельных мероприятий республиканского значения (конкурсов, спортивных соревнований).
Целевым индикатором указанной задачи является количество реализованных мероприятий по популяризации сельского образа жизни.
Обоснованием необходимости решения поставленных задач в сфере устойчивого развития сельских территорий для достижения целей Программы является:
неблагоприятная демографическая ситуация, оказывающая существенное влияние на формирование трудового потенциала в сельской местности;
низкий уровень обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктурой в сельской местности;
низкий уровень развития рынка жилья в сельской местности и доступности для сельского населения решения проблемы по улучшению жилищных условий;
непривлекательность сельской местности как среды обитания и рост миграционных настроений, в том числе среди сельской молодежи;
низкий уровень социальной активности сельского населения, не способствующий формированию активной гражданской позиции;
отсутствие в обществе позитивных взглядов на значимость и перспективы развития сельских территорий, не способствующее повышению привлекательности сельской местности.
Значения целевых индикаторов по годам реализации Программы приведены в приложениях N 3 к Программе.
III. Мероприятия Программы
Перечень мероприятий Программы сформирован с учетом комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования развития сельских территорий на основе документов территориального планирования.
В состав Программы включены следующие мероприятия:
1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
2. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры:
а) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
б) развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
в) развитие газификации в сельской местности;
г) развитие водоснабжения в сельской местности.
3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Целями мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:
предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Мордовия и местного бюджета на строительство и приобретение жилья в сельской местности;
использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;
увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.
На реализацию указанного мероприятия предусматривается выделение из федерального и республиканского бюджетов - до 2020 года 73,0 млн. рублей, из местного бюджета 1,1 млн. руб. в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов соответственно 62,5 млн. рублей и 0,9 млн. рублей. Для софинансирования строительства (приобретения) жилья предусматривается привлечь за счет внебюджетных источников 31,0 млн. рублей, в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов - 27,3 млн. рублей.
За период реализации Программы предусматривается ввести 3816 кв. метров общей площади жилых помещений в сельской местности, в том числе 3240 кв. метров для молодых семей и молодых специалистов.
Целевые индикаторы реализации мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, представлены по годам реализации Программы в приложении N 3 к Программе.
Из общего объема финансирования до 2020 года предусматривается использовать на развитие в сельской местности:
плоскостных спортивных сооружений - 2900,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 870,0 тыс. рублей, средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации - 2030,0 тыс. рублей;
учреждений культурно-досугового типа - 45000,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 11500,0 тыс. рублей, средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации - 31500,0 тыс. рублей;
распределительных газовых сетей - 7000,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2100,0 тыс. рублей, средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации - 3500,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 1400,0 тыс. рублей;
локальных водопроводов - 14000,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4200,0 тыс. рублей, средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации - 8400,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 1400,0 млн. рублей.
Распределение объемов финансирования мероприятий по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении N 2 к Программе.
За период реализации Программы предусматривается ввести 2,0 тыс. кв. м плоскостных спортивных учреждений, 180 мест учреждений культурно-досугового типа, 7 км распределительных газовых сетей, 14 км локальных водопроводов.
Целевые индикаторы мероприятия по годам реализации Программы представлены в приложении N 3 к Программе.
Решение задачи по созданию условий для устойчивого развития сельских территорий предполагает активизацию человеческого потенциала, проживающего на этих территориях, формирование установки на социальную активность и мобильность сельского населения.
В этой связи целями реализации мероприятия по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, являются:
активизация участия сельского населения в решении вопросов местного значения;
мобилизация собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов граждан, их объединений, общественных организаций, предпринимательского сообщества, муниципальных образований на цели местного развития;
формирование и развитие в сельской местности институтов гражданского общества, способствующих созданию условий для устойчивого развития сельских территорий.
Гранты предоставляются на реализацию проектов, отобранных на конкурсной основе субъектом Российской Федерации. Порядок проведения конкурсного отбора проектов для получения грантов устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Обязательными для всех субъектов Российской Федерации критериями конкурсного отбора проектов местных инициатив являются:
востребованность - проект должен быть направлен на решение наиболее значимой проблемы сельского сообщества и отвечать интересам широкого круга его представителей;
достижимость - цели проекта должны быть потенциально достижимыми в рамках реализации проекта, а задачи - выполнимы;
локальность и краткосрочность - реализация проекта должна осуществляться в границах отдельно взятого сельского поселения в течение не более одного года;
малозатратность - реализация проекта не должна быть связана со значительными вложениями средств и должна быть увязана с максимальным размером гранта;
социальное партнерство - в реализации проекта должны принимать участие инициаторы проекта и другие заинтересованные группы населения, в том числе молодежь, проживающие в сельском поселении;
социальный эффект - реализация проекта должна обеспечивать улучшение социальной среды обитания в сельском поселении.
Приоритетными направлениями предоставления грантов является реализация проектов в области:
благоустройства сельских поселений (формирование единого архитектурно-планировочного решения сельского поселения с учетом историко-культурных традиций, создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок и др.);
экологической реабилитации сельских территорий (очистка озер, рек, лесных насаждений и др.);
сохранения и восстановления природных ландшафтов, историко-культурных памятников, храмов;
поддержки национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел, развития сельского туризма;
оздоровления социальной среды в сельской местности (борьба с алкоголизацией населения, наркоманией и правонарушениями, пропаганда здорового образа жизни);
нравственного и патриотического воспитания молодежи, проживающей в сельском поселении, организации досуга по интересам, в том числе для молодых семей;
проведения смотров-конкурсов коллективов народного творчества, художественной самодеятельности, центров досуга и детского творчества.
На реализацию указанного мероприятия в рамках Программы по направлению предусматривается направить 8,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 4,15 млн. рублей и средств бюджета субъекта Российской Федерации 4,15 млн. рублей.
Распределение объемов финансирования мероприятия по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении N 2 к Программе.
В результате реализации мероприятия по грантовой поддержке местных инициатив прогнозируется осуществление 4 проектов. Распределение количества реализованных проектов по годам реализации Программы представлено в приложении N 1 к Программе.
IV. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы
Формирование предпосылок для устойчивого развития сельских территорий является базовым условием для стабильного наращивания объемов сельскохозяйственного производства.
Использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельской местности будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы местных бюджетов. Программа носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и содействие улучшению жилищных условий сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности и наряду с другими государственными мерами содействия улучшения демографической ситуации способствуют увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности.
Эффективность реализации Программы оценивается на основе показателей, значения которых по годам реализации Программы приведены в приложении N 4 к Программе.
Реализация мероприятий Программы к 2020 году позволит обеспечить:
улучшение жилищных условий 57 сельских семей, в том числе 50 молодых семей и молодых специалистов;
увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 2,0 тыс. кв. метров;
улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 180 мест;
повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений газом - до 95,2 процента, водой - до 85,5 процента;
повышение гражданской активности и участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения путем поддержки 4 проектов местных инициатив;
повышение общественной значимости развития сельских территорий в общенациональных интересах и привлекательности сельской местности для комфортного проживания и приложения труда.
Приложение N 1
к муниципальной целевой программе
"Устойчивое развитие сельских территорий
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года"
Мероприятия
муниципальной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
(тыс. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы) | ||||||||
|
Срок исполнения |
Объем финансового обеспечения - всего |
В том числе: |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты |
|||
за счет средств федерального бюджета |
за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации |
за счет средств внебюджетных источников |
||||||
I. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия) | ||||||||
1. |
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности (кв. метров): 954 882 774 540 342 216 108 |
2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год |
24327,0 22932,0 20511,0 14680,0 14355,0 6048,0 3078,0 |
11409,0 10756,0 9622,0 6840,0 6734,0 2836,0 1444,0 |
5618,0 5292,0 4737,0 3369,0 3312,0 1396,0 710,0 |
7300,0 6884,0 6152,0 4471,0 4309,0 1816,0 924,0 |
Орган местного самоуправления |
Повышение доступности улучшения жилищных условий для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов |
2. |
в том числе для молодых семей и молодых специалистов (кв. метров): 738 810 612 540 270 216 54 |
2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год |
18819,0 21060,0 16218,0 14680,0 12375,0 6048,0 1539,0 |
8826,0 9878,0 7608,0 6840,0 5805,0 2836,0 722,0 |
4346,0 4860,0 3746,0 3369,0 2855,0 1396,0 355,0 |
5647,0 6322,0 4864,0 4471,0 3715,0 1816,0 462,0 |
|
|
II. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры | ||||||||
Инвестиционные мероприятия | ||||||||
1. Развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности (государственный заказчик - (Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия) | ||||||||
1.1. |
Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений (тыс. кв. метров): 1,5 0,5 |
2015 год 2018 год |
2400,0 500,0 |
720,0 150,0 |
1680,0 350,0 |
- - - - - - - |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РМ, Министерство спорта и физической культуры Р М, администрация Краснослободского муниципального района, органы местного самоуправления |
Создание условий для занятий физкультурой и спортом в сельской местности |
2. Развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности (государственный заказчик - Министерство культуры Республики Мордовия) | ||||||||
2.1. |
Ввод в действие учреждений культурно-досугового типа (мест): 120 60 |
2016 год 2017 год |
30000,0 15000,0 |
9000,0 4500,0 |
21000,0 10500,0 |
- - - - - - - |
Минкультуры РМ, Минсельхозпрод РМ, органы исполнительной власти РМ, администрация Краснослободского муниципального района, органы местного самоуправления |
Повышение уровня обеспеченности учреждениями культурно-досугового типа в сельской местности |
3. Развитие газификации в сельской местности (государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия) | ||||||||
3.1. |
Ввод в действие распределительных газовых сетей (км): 3,0 4,0 |
2018 год 2020 год |
3000,0 4000,0 |
900,0 1200,0 |
1500,0 2000,0 |
600,0 800,0 |
Минсельхозпрод Республики Мордовия, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления |
Повышение уровня газификации сетевым газом в сельской местности |
4. Развитие водоснабжения в сельской местности (государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Республики Мордовия) | ||||||||
4.1. |
Ввод в действие локальных водопроводов (км): 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 |
2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год |
2000,0 2000,0 2000,0 2000,0 2000,0 2000,0 2000,0 |
600,0 600,0 600,0 600,0 600,0 600,0 600,0 |
1200,0 1200,0 1200,0 1200,0 1200,0 1200,0 1200,0 |
200,0 200,0 200,0 200,0 200,0 200,0 200,0 |
Минсельхоз России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления |
Повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой |
5. Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности (государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Республики Мордовия) | ||||||||
5.1. |
Количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок по компактную жилищную застройку (единиц): |
|
|
|
|
|
Минсельхоз Республики Мордовия, органы местного самоуправления |
Создание условий для развития жилищного строительства в сельской местности |
III. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности (государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Республики Мордовия) | ||||||||
Прочие расходы | ||||||||
1. |
Количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку (единиц): 1 1 2 1 1 1 1 |
2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год |
500,0 2000,0 3300,0
2500,0 |
250,0 1000,0 1650,0
1250,0 |
250,0 1000,0 1650,0
1250,0 |
- - - - - - - |
Министерство сельского хозяйства Республики Мордовия органы местного самоуправления |
Активизация участия сельских сообществ в решении вопросов местного значения |
Приложение N 2
к муниципальной целевой программе
"Устойчивое развитие сельских территорий
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года"
Средства
выделяемые на реализацию муниципальной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
(млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы) | ||||||||||
|
I этап - всего |
В том числе: |
II этап - всего |
В том числе: |
Всего 2014 - 2020 годы |
|||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
Капитальные вложения - всего |
53400,0 |
2000,0 |
4400,0 |
32000,0 |
17000,0 |
13500,0 |
5500,0 |
2000,0 |
6000,0 |
68900,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
16620,0 |
600,0 |
1320,0 |
9600,0 |
5100,0 |
4050,0 |
1650,0 |
600,0 |
1800,0 |
20670,0 |
консолидированный бюджет Республики Мордовия |
37980,0 |
1200,0 |
2880,0 |
22200,0 |
11700,0 |
7450,0 |
3050,0 |
1200,0 |
3200,0 |
45430,0 |
внебюджетные источники |
800,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
2000,0 |
800,0 |
200,0 |
1000,0 |
2800,0 |
За счет средств федерального бюджета: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
образование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
физическая культура и спорт |
720,0 |
0 |
720,0 |
0 |
0 |
150,0 |
150,0 |
0 |
0 |
870,0 |
культура |
13500,0 |
0 |
0 |
9000,0 |
4500,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
13500,0 |
газификация |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2100,0 |
900,0 |
0 |
1200,0 |
2100,0 |
водоснабжение |
2400,0 |
600,0 |
600,0 |
600,0 |
600,0 |
1800,0 |
600,0 |
600,0 |
600,0 |
4200,0 |
комплексная застройка |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
образование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
физическая культура и спорт |
1680,0 |
0 |
1680,0 |
0 |
0 |
350,0 |
350,0 |
0 |
0 |
2030,0 |
культура |
31500,0 |
0 |
0 |
21000,0 |
10500,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
31500,0 |
газификация |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3500,0 |
1500,0 |
0 |
2000,0 |
3500,0 |
водоснабжение |
4800,0 |
1200,0 |
1200,0 |
1200,0 |
1200,0 |
3600,0 |
1200,0 |
1200,0 |
1200,0 |
8400,0 |
комплексная застройка |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
образование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
физическая культура и спорт |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
культура |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
газификация |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1400,0 |
600,0 |
0 |
800,0 |
1400,0 |
водоснабжение |
800,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
600,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
1400,0 |
комплексная застройка |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, - всего |
82450,0 |
24327,0 |
22932,0 |
20511,0 |
14680,0 |
23481,0 |
14355 |
6048,0 |
3078,0 |
105931,0 |
в том числе молодых семей и молодых специалистов |
67777,0 |
18819,0 |
21060,0 |
16218,0 |
14680,0 |
19962,0 |
12375,0 |
6048,0 |
1539,0 |
87739,0 |
грантовая поддержка местных инициатив |
5800,0 |
500,0 |
2000,0 |
3300,0 |
0 |
2500,0 |
2500,0 |
0 |
0 |
8300,0 |
Всего |
143650,0 |
26827,0 |
29332,0 |
55811,0 |
31680,0 |
39481,0 |
22355,0 |
8048,0 |
9078,0 |
183131,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
58147,0 |
12259,0 |
13076,0 |
20872,0 |
11940,0 |
16314,0 |
9634,0 |
3436,0 |
3244,0 |
74461,0 |
консолидированный бюджет Республики Мордовия |
59896,0 |
7068,0 |
9172,0 |
28587,0 |
15069,0 |
14118,0 |
7612,0 |
2596,0 |
3910,0 |
74014,0 |
внебюджетные источники |
25607,0 |
7500,0 |
7084,0 |
6352,0 |
4671,0 |
9049,0 |
5109,0 |
2016,0 |
1924,0 |
34656,0 |
Приложение N 3
к муниципальной целевой программе
"Устойчивое развитие сельских территорий
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года"
Основные целевые индикаторы
Муниципальной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
|
Единица измерения |
I этап - всего |
В том числе: |
II этап - всего |
В том числе: |
Всего 2014 - 2020 годы |
|||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности |
кв. метров |
3150 |
954 |
882 |
774 |
540 |
666 |
342 |
216 |
108 |
3816 |
в том числе для молодых семей и молодых специалистов |
кв. метров |
2700 |
738 |
810 |
612 |
540 |
540 |
270 |
216 |
54 |
3240 |
Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений |
единиц |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
Ввод в действие учреждений культурно-досугового типа |
мест |
180 |
0 |
0 |
120 |
60 |
0 |
0 |
0 |
0 |
180 |
Ввод в действие распределительных газовых сетей |
километров |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
3 |
0 |
4 |
7 |
Ввод в действие локальных водопроводов |
километров |
8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
2 |
2 |
14 |
Количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку |
единиц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку |
единиц |
3 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
4 |
Приложение N 4
к муниципальной целевой программе
"Устойчивое развитие сельских территорий
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года"
Показатели
эффективности реализации муниципальной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
|
Единица измерения |
I этап - всего |
В том числе: |
II этап - всего |
В том числе: |
Всего 2014 - 2020 годы |
|||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
Доля семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы, в общем числе семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности |
процентов |
- |
13,0 |
13,8 |
14,0 |
14,2 |
- |
14,3 |
14,4 |
14,5 |
- |
Доля молодых и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия в рамках Программы, в общем числе семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности |
процентов |
- |
13,1 |
13,8 |
14,2 |
14,4 |
- |
14,5 |
15,0 |
15,2 |
- |
Обеспеченность сельского населения плоскостными спортивными сооружениями |
тыс. кв. метров на 10 тыс. человек |
- |
30,1 |
31,1 |
31,1 |
31,1 |
- |
31,4 |
31,4 |
31,4 |
- |
Обеспеченность сельского населения учреждениями культурно-досугового типа |
мест на 1 тыс. человек |
- |
300 |
300 |
308 |
312 |
- |
312 |
312 |
312 |
- |
Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом |
процентов |
- |
94,5 |
94,6 |
94,7 |
94,8 |
- |
94,9 |
95,0 |
95,2 |
- |
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой |
процентов |
- |
84,5 |
84,7 |
84,8 |
85,0 |
- |
85,2 |
85,4 |
85,5 |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 16 июля 2013 г. N 341 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Краснослободского муниципального района на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Краснослободский Вестник" от 16 июля 2013 г. N 38
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 17 апреля 2018 г. N 132
Изменения вступают в силу с 17 апреля 2018 г.
Текст приводится без учета названных изменений
Постановление Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 16 ноября 2017 г. N 396
Изменения вступают в силу с 16 ноября 2017 г.