Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1.1. Проблемы борьбы с вирусом африканской чумы свиней
На территории Российской Федерации АЧС среди домашних свиней распространяется с июля 2008 года. За период 2008 - 2014 гг. пало и вынужденно убито при ликвидации АЧС более 200 тысяч голов свиней. Таким образом, в настоящее время сложилась принципиально новая ситуация, когда АЧС - одна из самых опасных и специфичных болезней животных, приобрела, по признанным Всемирной организацией здравоохранения животных (МЭБ) признакам и характеристикам, статус эндемической (постоянно присутствующей на территории страны) болезни для Российской Федерации. Это означает, что на территории ряда регионов России сложилось стационарное неблагополучие по АЧС и это заболевание стало фактором, постоянно и резко негативно влияющим на состояние одной из важнейших отраслей сельского хозяйства - промышленного свиноводства, - и на связанные с ним области хозяйствования.
За период с 2008 г. по настоящее время АЧС зарегистрирована на территории 36 субъектов Российской Федерации. В эндемически неблагополучных зонах ("Север" и "Юг") продолжается распространение болезни среди домашних и диких свиньей. За период с июля 2008 г. по декабрь 2014 г. было зарегистрировано 16 случаев выноса болезни за пределы эндемически неблагополучных зон. Сейчас Россия находится на грани новой волны распространения, которая может затронуть всю европейскую часть территории Российской Федерации. Отмечается тенденция роста заболевания АЧС свиней в личных подсобных хозяйствах граждан и даже на "закрытых" свинокомплексах. При этом доля вспышек АЧС вследствие скармливания свиньям непроваренных пищевых отходов по данным Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) составляет 45%.
Высокую озабоченность вызывают популяции диких кабанов, способных в течение нескольких дней распространить вирус АЧС на сотни километров от места их заражения. На территории Российской Федерации только за последние 3 года было зарегистрировано 193 случая африканской чумы свиней в популяции диких кабанов.
По оценке Россельхознадзора, с учетом складывающейся ситуации, высоко вероятен вынос инфекции в виде отдельных очагов в любой из субъектов РФ. В зону риска в первую очередь включены 19 регионов Европейской части РФ, до настоящего времени свободных от вируса африканской чумы свиней. При этом прямые потери по свинопоголовью могут составить до 300 000 голов (~560 - 700 млн. руб.), а на мероприятия по ликвидации вспышек - до 380 млн. руб. Непрямые потери (бюджеты всех уровней + потери бизнес-сообщества) - до 6,7 млрд. руб., включая потери от ограничений торговли и перевозок продукции свиноводства, другой продукции животноводства и растениеводства.
Агропромышленный комплекс (АПК) Республики Мордовия производит 13% валового регионального продукта и обеспечивает занятость 20% населения. АПК выделен в качестве одного из основных приоритетов экономической политики региона. В соответствии с Постановление Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. N 404 (ред. от 08.12.2014) "О Государственной программе Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (вместе с "Подпрограммой "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства", "Подпрограммой "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства", "Подпрограммой "Развитие мясного скотоводства", "Подпрограммой "Поддержка малых форм хозяйствования", "Подпрограммой "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие", "Подпрограммой "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения", "Подпрограммой "Обеспечение реализации государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы").
В части основных показателей "Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" прогнозируются: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2012 г. - 123,5%, в том числе продукции растениеводства - 123,1%, продукции животноводства - 123,7%. Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,8 - 3%. Увеличение продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве. К 2020 г. Республика Мордовия планирует удвоить поголовье скота и птицы. Численность свиней составит 800 тыс. голов (2014 г. - 299,1 тыс. голов).
Реализации планов не должны помешать проблемы в обеспечении ветеринарного благополучия Республики Мордовия. Следует исходить из того, что при оптимистичном варианте развития событий на искоренение АЧС в России потребуется не менее 5 - 8 лет, а при пессимистичном - десятки лет. Поэтому АЧС следует рассматривать как долгосрочную проблему, требующую реализации нормативно-правовых, организационных, технических, финансовых и других решений.
1.2. Состояние свиноводства и анализ рисков возникновения африканской чумы свиней в Республике Мордовия
Вероятность заноса и распространения вируса африканской чумы свиней в Республику Мордовия определяется рядом обстоятельств:
- Мордовия расположена в центре европейской части России, на перекрестке важнейших путей из Центра в Поволжье, на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию;
- Мордовия имеет высокую численность восприимчивой к вирусу АЧС популяции домашних свиней, в 2014 г. - 299,1 тыс. голов, причем половина поголовья сосредоточена в 5 районах, занимающих всего 20% площади республики;
- более 20% свинопоголовья в республике рассредоточена в 16 тыс. личных подворий граждан и КФХ, где уровень исполнения ветеринарно-санитарных правил ниже, чем в крупных свиноводческих хозяйствах.
В последние годы в республике значительное развитие получила отрасль свиноводства. За период с 2006 по 2014 годы на территории Мордовии успешно реализованы инвестиционные проекты по строительству свиноводческих комплексов в ООО "Моргинское", ОАО "Агрофирма "Норов", ЗАО "Агро-Козловка", ООО "Селищинское", ЗАО "Мордовский бекон", ООО "Мордовский племенной центр".
В 2000 - 2014 годах во всех категориях хозяйств республики поголовье свиней увеличилось практически в 2 раза - с 163,7 тыс. голов до 299,1 тыс. голов (диаграмма 1).
Всего в 2014 году сельхозпроизводителями всех категорий хозяйств Республики Мордовия произведено более 52 тыс. тонн мяса свинины в живом весе, в том числе в общественном секторе - 39,8 тыс. тонн. В настоящее время ведется активное строительство новых свинокомплексов ООО "Мордовский племенной центр", в том числе товарная ферма на 4800 свиноматок, площадки откорма из 15 корпусов по 2200 голов, площадки доращивания из двух корпусов по 9152 головы, репродуктор из трех корпусов на 4800 свиноматок. В 2015 году мощности по производству мяса свинины увеличатся до 60 тыс. тонн в живом весе.
Без реализации в комплексе мероприятий федеральными, республиканскими органами власти и учреждениями, органами местного самоуправления, собственниками свинопоголовья Республики Мордовия невозможно сохранить достигнутый уровень развития отрасли, предупредить занос болезни, выявить ее в кратчайшие сроки, ограничить распространение, уничтожить очаги инфекции и обеспечить организацию и соблюдение карантинных мероприятий, тем самым обеспечить сохранность поголовья свиней на крупных свинокомплексах.
Диаграмма 1
В то же время на территории Мордовии расположены объекты трудно контролируемых силовых структур, где выращивают свиней для внутреннего потребления с использованием остатков пищи.
Кроме этого, расчетная численность восприимчивой популяции дикого кабана в республике значительна и составляет более 1900 голов.
Не в полной мере решены проблемы лабораторной диагностики АЧС, создания запасов дезинфектантов и обновления соответствующих технических средств, подготовки материальных и людских ресурсов для ликвидации возможных очагов инфекции, организации и обеспечения необходимых мероприятий в случае заноса инфекции на территорию республики.
Необходимость ведомственной поддержки Программы диктуется особым статусом инфекции в мире, как наносящей значительный экономический и социальный ущерб.
Одним из возможных факторов, способствующих возникновению и распространению вируса АЧС и других особо опасных инфекционных заболеваний является уровень организации утилизации и переработки биологических отходов.
В республике имеется 2 завода по утилизации биологических отходов - ГУП РМ "Саранский ветеринарно-санитарный утилизационный завод" и ООО "Юбилейное". ГУП РМ "Саранский ветеринарно-санитарный утилизационный завод" находится на грани закрытия, не работает на полную мощность из-за износа оборудования. Предприятие обеспечивает лишь до 30% утилизации биологических отходов от необходимого объема.
Недостаточный контроль за сферой образования биологических отходов, отсутствие действенной системы их учета и анализа циркуляции на всех уровнях их образования, отсутствие механизма выявления некачественной и опасной продукции животного происхождения на ранних этапах ее образования, или другими словами, в момент трансформации в биологические отходы. Все это создают угрозу распространения эпидемий и загрязнения окружающей среды.
В настоящее время в Республике Мордовия активно развивается отрасль животноводства, что способствует образованию большого объема биологических отходов, которые необходимо утилизировать в оптимально короткие сроки.
Правила сбора и утилизации биологических отходов регламентированы ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469).
Проблема утилизации биологических отходов остро стоит в большинстве регионов Российской Федерации. Есть регионы, где проблема решена благодаря имеющемуся заводу по утилизации биоотходов (ветсанутильзавод). Но в большинстве случаев происходит уничтожение путем сброса в биотермические ямы, скотомогильники, либо сжиганием, в лучшем случае, в крематориях.
Техническая и технологическая модернизация имеющихся ветсанутильзаводов позволяет:
утилизировать отходы в соответствии с санитарно-экологическими нормами, не нанося вред окружающей среде;
производить белок животного происхождения для корма - ценный источник энергии в рационе животных и птицы.
Поиск новых эффективных способов переработки вторичного сырья в пищевой промышленности является весьма актуальной проблемой. К биологическим отходам пищевой и перерабатывающей промышленности принято относить ветеринарные конфискаты, непищевые отходы и малоценные в пищевом отношении продукты, получаемые при переработке рыбы, птицы, скота и других животных, отходы производства пищевой, технической и специальной продукции, а также трупы скота и птицы, допущенные к переработке органами ветеринарно-санитарного надзора. Эти отходы были и остаются ценным вторичным сырьем. Одно из направлений их использования - производство кормов животного происхождения, кормового и технического жира.
Средний уровень промышленной переработки вторичного сырья в пищевой промышленности на сегодняшний день едва превышает 60% от общего объема, хотя большая часть этих отходов законодательно запрещена к захоронению.
В ГУП РМ "Саранский ветеринарно-санитарный утилизационный завод" используется морально и физически устаревшая, старая технология и старое оборудование. В результате не обеспечивается необходимый уровень утилизации биологических отходов.
Ужесточение экологического законодательства настоятельно требует внедрения безотходных, энергосберегающих и экологически безопасных технологий, поэтому утилизация и переработка отходов отрасли животноводства становится все более очевидной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.