Решение Арбитражного суда Пензенской области от 4 октября 2016 г. по делу N А49-2117/2016
г. Пенза |
|
04 октября 2016 г. |
Дело N А49-2607/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 27.09.2016.
Решение изготовлено в полном объеме 04.10.2016.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Бочковой Е.Н., при ведении протокола помощником судьи Зарубиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело в помещении Арбитражного суда Пензенской области: г. Пенза, ул. Кирова, д. 35/39, зал судебных заседаний N 10 дело по иску администрации города Пензы (Маршала Жукова площадь, д. 4, Пенза г., 440600; ОГРН 1025801358945; ИНН 5836010360) к обществу с ограниченной ответственностью "Ключ здоровья" (Ленина ул., д. 42, Заречный г., Пензенская область, 442964; ОГРН 1075837002196; ИНН 5837032423), при участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления муниципального имущества администрации города Пензы (Маршала Жукова ул., д. 4, Пенза г., 440000; ОГРН 1095836002481; ИНН 5836013675)
об освобождении земельного участка
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
установил: администрация г. Пензы обратилась в Арбитражный суд Пензенской области к ООО "Ключ здоровья" с требованием об освобождении земельного участка ориентировочной площадью 4,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 152, занимаемого киоском по продаже питьевой воды "Чистая питьевая вода", киоск металлический, путем демонтажа объекта, в границах, обозначенных:
- Точка 1 находится в 16,0 м к востоку от юго - восточного угла здания по ул. Аустрина, 152;
- Точка 2 находится в 1,2 м к северо - востоку от точки 1;
- Точка 3 находится в 1,2 м к юго - востоку от точки 2;
- Точка 4 находится в 1,2 м к югу от точки 3;
- Точка 5 находится в 1,2 м к юго - западу от точки 4;
- Точка 6 находится в 1,2 м к северо - западу от точки 5 и в 1,2 м к югу от точки 1.
Судебное заседание назначено на 27.09.2016.
Истец не обеспечил явку представителя в судебное заседание, письменно заявил о рассмотрении дела в его отсутствие, просит исковые требования удовлетворить полностью и сообщает, что в соответствии с постановлением администрации г. Пензы от 09.09.16 N 1533/1 "О внесении изменений в постановление администрации г. Пензы от 09.04.05 N 470 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы", адрес спорного земельного участка не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Пензы.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и мете его проведения извещен надлежащим образом.
В ходе рассмотрения дела ответчик исковые требования не признавал, представители ответчика поясняли, что ООО "Ключ здоровья" осуществляет деятельность по розничной продаже артезианской питьевой воды на территории города Пензы через сеть нестационарных торговых павильонов; данная деятельность осуществляется ответчиком в рамках реализации городской программы "Чистая питьевая вода", которая была принята Администрацией г. Пензы в связи с объективной непригодностью для питья воды, подаваемой потребителям по централизованным сетям водоснабжения. В целях урегулирования рассматриваемого спора ООО "Ключ здоровья" обратилось с заявлением в администрацию г. Пензы о включении спорного киоска в "Схему размещения нестационарных объектов на территории г. Пензы".
Определением суда от 31.08.2016 рассмотрение дела было отложено по ходатайству ответчика в связи с отсутствием у него информации о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы спорного земельного участка..
Ранее рассмотрение дела откладывалось, в том числе и на основании ст. 138 АПК РФ.
Суд, принимая во внимание дату принятия иска к производству суда - 26.02.2016, количество проведенных судебных заседаний, признает, что процессуальная возможность урегулировать спор была предоставлена сторонам, требования ст. 138 АПК РФ выполнены.
Заявлений и ходатайств к началу судебного заседания от ответчика не поступило.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, почтовое уведомление в материалах дела.
Неявка надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела участника судебного процесса не препятствует рассмотрению дела по существу в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующему.
Согласно ст. 72 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании задания на проведение проверки от 11.01.2016 N 1, утвержденного распоряжением главы администрации г.Пензы от 11.01.2016 N 2р, специалистами отдела муниципального земельного контроля администрации г.Пензы проведена проверка земельного участка, расположенного в г.Пензе, в районе ул. Аустрина, 152.
Из пояснений представителя истца и акта планового (рейдового) осмотра от 03.02.2016 N 7, составленному по результатам проверки, следует, что в районе ул. Аустрина, 152 на земельном участке ориентировочной площадью 4 кв.м. находящемся в ведении органов местного самоуправления, установлен киоск по продаже питьевой воды "Чистая питьевая вода", торговый киоск по продаже питьевой воды "Чистая питьевая вода" находится в фактическом пользовании ООО "Ключ здоровья" (фототаблица прилагается), правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый торговым киоском по продаже питьевой воды "Чистая питьевая вода", в администрации г. Пензы отсутствуют.
Истцом в обоснование исковых требований также представлены: описание земельного участка от 05.02.2016 N 188, топосъемка земельного участка от 04.02.2016, фотофиксация размещения павильона и уголка потребителя (сведения об ответчике), кадастровый план территории, кадастровый план земельного участка.
Истец пояснил, что торговый павильон не включен в адресный перечень и схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пенза, правоустанавливающие документы на земельный участок у ответчика отсутствуют.
Ответчик, в нарушение со ст. 65 АПК РФ, не представил доказательства наличия права на законное использование спорного земельного участка.
Факт принадлежности киосков ООО "Ключ здоровья" не оспаривается представителем ответчика и подтверждается фотофиксацией, на которой имеется надпись "Ключ здоровья", а также листа информации для потребителя, в которой указано: "Производитель ООО "Ключ здоровья" и юридический адрес: Пензенская область, г. Заречный, ул. Ленина, 42. (специалист Блохина А.А.).
Спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, специалистами МУП "ОГСАГиТИ" составлено описание границ от 04.02.2016 по характерным точкам согласно исполнительной съемке:
- Точка 1 находится в 16,0 м к востоку от юго - восточного угла здания по ул. Аустрина, 152;
- Точка 2 находится в 1,2 м к северо - востоку от точки 1;
- Точка 3 находится в 1,2 м к юго - востоку от точки 2;
- Точка 4 находится в 1,2 м к югу от точки 3;
- Точка 5 находится в 1,2 м к юго - западу от точки 4;
- Точка 6 находится в 1,2 м к северо - западу от точки 5 и в 1,2 м к югу от точки 1.
Ссылаясь на то, что спорные земельные участки относятся к свободным землям, находящимся в ведении органа местного самоуправления и используются ответчиком под размещение киосков без правоустанавливающих документов на землю, то есть самовольно, при этом спорные земельные участки в схему размещения нестационарных торговых объектов не включены, администрация г. Пензы обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Ключ здоровья" об освобождении спорных земельных участков путем демонтажа металлических киосков по продаже питьевой воды "Чистая вода".
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона РФ N 137-ФЗ от 21. 10. 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории поселения, осуществляется органом местного самоуправления данного поселения.
Истец, являющийся органом местного самоуправления, уполномоченным распоряжаться расположенными в границах муниципального образования "Город Пенза" земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, вправе на основании ст. 72 ЗК РФ осуществлять муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского поселения объектов земельных отношений и в случае выявления нарушений требований земельного законодательства вправе требовать защиты своего нарушенного права на основании статей 301-305 ГК РФ.
Спорные земельные участки расположены в границах муниципального образования "Город Пенза" и относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков предусмотрены главой 5.6 Земельного кодекса РФ.
Согласно п/п. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом в силу прямого указания п. 2 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель в целях размещения нестационарных торговых объектов и иных объектов осуществляется без соответствующего разрешения уполномоченного органа.
В соответствии с п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В целях реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Приказа Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области", администрацией г. Пензы принято Постановление от 29.04.2016 N 654 "О порядке проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Пензы".
Согласно данному Постановлению, размещение нестационарного торгового объекта на территории города Пензы осуществляется на основании договора, заключенного по результатам аукциона.
Так, в соответствии с п. 2.1 Порядка отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого аукциона, предметом которого является право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Пензы от 09.04.2015 N 470 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы".
Решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта принимается организатором аукциона на основании заявок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о проведении аукциона, в которых указываются место размещения, площадь, высота, вид, цель использования нестационарного торгового объекта и площадь, предназначенных для их размещения земельных участков (пункт 2.2 Порядка).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельного участка и при отсутствии разрешения уполномоченных органов, но в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной уполномоченным органом и на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам аукциона.
Постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 N 470 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.
Постановлением администрации г. Пензы от 09.09.2016 N 1533/1 внесены изменения в постановление администрации г. Пензы от 09.04.2015 N 470 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы".
В указанную схему включены следующие участки: ул. Аустрина, 152 - торговый павильон, договор аренды земельного участка N 8208 от 17.09.2007 и киоск по реализации кваса по ул. Аустрина, 152.
Спорный земельный участок - ориентировочной площадью 4,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 152, занимаемый киоском по продаже питьевой воды "Чистая питьевая вода", в Схему размещения нестационарных торговых павильонов и киосков на территории г. Пензы не включен.
Таким образом, киоск по продаже питьевой воды размещен ответчиком на спорном земельном участке без законных оснований.
Сам по себе факт обращения ответчика с заявлением о включении спорного земельного участка в Схему размещения, правового значения не имеет, поскольку не влечет возникновения законного пользования.
Для возникновения права на размещение нестационарных объектов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо не только включение земельных участков в Схему размещения, но и наличие договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам аукциона.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В целях реализации принципа правовой определенности все доказательства и доводы должны представляться в суд первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Кодекса).
Из положений ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Отклоняя представленные истцом в обоснование иска доказательства, суд фактически бы исполнил обязанность ответчика по опровержению доказательств, представленных другой стороной, тем самым нарушив такие фундаментальные принципы арбитражного процесса, как состязательность и равноправие сторон, что могло привести к принятию неправильного решения (постановление Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 N 8127/13 по делу N А46-12382/2012).
Нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 N 12505/11 по делу N А56-1486/2010).
Суд, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ рассмотрел настоящее дело по имеющимся доказательствам, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ.
Согласно ст. 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Определяя срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, арбитражный суд исходит из того, что истцом данный срок самостоятельно не определен, а потому признает возможным обязать ответчика демонтировать самовольно установленные металлические киоски по продаже питьевой воды "Чистая питьевая вода" в течение 45 дней после вступления судебного акта в законную силу.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине подлежат отнесению на ответчика.
Истец от оплаты госпошлины освобожден в силу ст. 333.35 НК РФ, госпошлина подлежит взысканию с ответчика непосредственно в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить полностью, судебные расходы отнести на ответчика.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Ключ здоровья" (ОГРН 1075837002196; ИНН 5837032423) в течение 45 дней с даты вступления решения в законную силу за свой счет освободить самовольно занимаемый земельный участок ориентировочной площадью 4,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 152, занимаемый киоском по продаже питьевой воды "Чистая питьевая вода", киоск металлический, в границах, обозначенных: точка 1 находится в 16,0 м к востоку от юго - восточного угла здания по ул. Аустрина, 152; точка 2 находится в 1,2 м к северо - востоку от точки 1; точка 3 находится в 1,2 м к юго - востоку от точки 2; точка 4 находится в 1,2 м к югу от точки 3; точка 5 находится в 1,2 м к юго - западу от точки 4; точка 6 находится в 1,2 м к северо - западу от точки 5 и в 1,2 м к югу от точки 1, путем демонтажа объекта.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ключ здоровья" (ОГРН 1075837002196; ИНН 5837032423) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области в месячный срок со дня его принятия.
Судья |
Е.Н. Бочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.