Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации области
от 22 марта 1999 г. N 103
Программа
обеспечения занятости молодежи и подростков Астраханской области на 1999 год
Паспорт программы
Наименование программы |
|
Программа обеспечения занятости молодежи и подростков Астраханской области на 1999 год |
Основание для разработки Программы |
|
постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.97 N 746 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (1998 - 2000 годы)", постановление Астраханского областного Представительного Собрания от 24.09.98 N 292 "О программе реализации государственной молодежной политики на территории Астраханской области на 1998 - 2000 годы", Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Закон Астраханской области "О государственной молодежной политике в Астраханской области" |
Государственный заказчик |
|
департамент ФГСЗН по Астраханской области |
Основные разработчики |
|
департамент ФГСЗН по Астраханской области комитет по делам молодежи администрации области Астраханская молодежная биржа труда |
Основные исполнители |
|
департамент ФГСЗН по Астраханской области, комитет по делам молодежи администрации области Астраханская молодежная биржа труда |
Основные цели Программы |
|
содействие трудоустройству молодежи, повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, снижение уровня безработицы |
Сроки реализации Программы |
|
1999 год |
I. Введение
В условиях нормально развивающейся экономики сфера занятости населения является сферой реализации способностей, знаний и умений человека. В последние годы спад производства, финансовая нестабильность и, как результат, финансовый кризис создали условия социального выживания. Большое количество конкурентоспособных и профессионально подготовленных людей или высвобождаются, или вынуждены работать не по специальности.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно отражается на состоянии молодежной среды, снижает сегодня значимость молодежи как основы будущего общества.
В этой связи, одним из важнейших направлений политики занятости является предвидение и смягчение социально-нравственных и других негативных последствий безработицы среди молодежи.
Программа обеспечения занятости молодежи и подростков Астраханской области на 1999 год разработана департаментом ФГСЗН по Астраханской области совместно с комитетом по делам молодежи администрации Астраханской области, Астраханской молодежной биржей труда на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.97 N 746 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (1998 - 2000 годы)", постановления Астраханского областного Представительного Собрания от 24.09.98 N 292 "О программе реализации государственной молодежной политики на территории Астраханской области на 1998 - 2000 годы" и Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
II. Цели и задачи Программы
Закон "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 13) относит молодежь к гражданам, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.
Возрастные границы этой социально-демографической группы общества определяются в интервале 14 - 29 лет, в возрасте, когда у человека происходят главные события в жизни: завершение общего образования, выбор профессии, получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, формирование новых отношений с социальными институтами.
Социальная напряженность на рынке труда молодежи объясняется рядом факторов:
1. Недостаток у молодежи профессиональной подготовки является для работодателей существенной причиной отказа в приеме на работу.
2. Необходимость предоставления ряда льгот, предусмотренных КЗОТом в отношении подростков, молодежи, совмещающих работу с учебой, создает неудобства для работодателей.
3. Трудовая нестабильность молодежи: увольнения в связи с призывом в Вооруженные Силы, поступлением в профессиональные образовательные учреждения; отпуска молодых женщин в связи с рождением ребенка и другие.
Цель программы:
- содействие трудоустройству молодежи;
- повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
- снижение уровня безработицы;
- финансовая поддержка студентов и учащейся молодежи через организацию их временной занятости;
- снижение уровня преступности в молодежной среде (за счет обеспечения занятости).
Основные задачи программы:
- содействие в расширении сферы приложения труда молодежи, создание условий для самореализации и трудоустройства путем поиска и подбора работы, в том числе через специализированные службы трудоустройства молодежи в соответствии с индивидуальными потребностями молодого человека;
- развитие молодежного предпринимательства и самозанятости, прежде всего в сельских районах области;
- оказание социальной, экономической поддержки безработной молодежи, содействие ей во временной занятости, переобучении и трудоустройстве;
- создание благоприятных условий для вторичной (временной) занятости учащихся и студентов.
III. Рынок труда молодежи
В Астраханской области насчитывается свыше 236 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет. Из них 202,9 тысячи человек - в трудоспособном возрасте, что составляет 34,5% от населения трудоспособного возраста. В 1999 году прогнозируется увеличение численности молодежи на 2,3%.
В экономики области занято свыше 82 тысяч человек.
На рынке труда в 1999 году окажется свыше 48 тысяч человек в возрасте до 29 лет, из них 3 тысячи человек - выпускники общеобразовательных школ, не продолжающие образование, и от 4,0 до 4,4 тысячи человек - выпускники высших, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ, получившие свободное распределение. Ежегодно невостребованными на рынке труда оказываются 20% выпускников.
Снижение жизненного уровня населения, особенно наименее социально защищенных слоев населения, обуславливает необходимость вторичной занятости молодежи для получения дополнительного источника дохода. Доля учащейся молодежи, желающей работать в свободное от учебы время, составляет выше 36% от обратившейся в службу занятости молодежи.
По прогнозу в 1999 году в службу занятости за содействие в трудоустройстве обратится 20,3 тысячи молодежи, что составит свыше 40% от всех обратившихся.
Планируется трудоустроить, используя различные формы активной политики занятости (резервирование рабочих мест, молодежная практика, сезонные, общественные работы, организованный набор, организация собственного дела), 9,6 тысячи молодежи.
Уровень трудоустройства молодежи составит 36,7%.
Услугами профориентации и психологической поддержки воспользуются 15,1 тысячи человек, на профессиональное обучение будет направлено 1,7 тысячи человек.
Всеми мероприятиями программы обеспечения занятости молодежи и подростков будет охвачено 26,4 тысячи человек.
На конец прогнозируемого года численность безработной молодежи составит 6,3 тыс. человек и возрастет по сравнению с началом года на 14,5%.
Уровень молодежной безработицы на конец 1999 года увеличится на 0,4 процентных пункта по сравнению с 1998 годом и составит 3,1%.
IV. Поддержка молодежи на рынке труда
4.1. Профессиональная ориентация
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка молодежи преследует цель практически помочь ей в процессе профессионального самоопределения, когда необходимо не только учитывать личностные особенности, склонности, способности, но и формировать в себе умение быть конкурентоспособным, социально защищенным в современных рыночных отношениях.
Примерно 35 - 45% молодежи характеризуется социальной дезадаптацией, социальной апатией, инфантилизмом. В их число входят молодые люди, страдающие различными формами психических заболеваний, умственной отсталостью, инвалиды. Все они нуждаются в разносторонней психологической поддержке.
С помощью психологической поддержки каждый молодой человек может успешно решить свои жизненно важные проблемы, связанные с профессиональным становлением и успешным поиском работы, трудоустройством и адаптацией в социальной среде.
Основные направления профориентационной работы и психологической поддержки:
- информирование всех категорий молодежи, обратившейся в службу занятости, о мире профессий, рынке труда, его основных тенденциях, о поведении на рынке труда, возможностях обучения, трудоустройстве;
- профессиональная ориентация и психологическая поддержка несовершеннолетней молодежи, не имеющей профессии (в том числе школьников и детей группы риска), подбор подходящих профессий, формирование мотивационных установок относительно профессиональной учебы, трудовой деятельности, формирование психологической защищенности, культуры общения, коррекция поведения;
- профессиональный отбор молодежи в учебные заведения, определение профессиональной пригодности к конкретному виду профессиональной деятельности с учетом имеющихся профессиональных интересов, психофизических особенностей, навыков и возможностей трудоустройства по выбранной профессии;
- профессиональная ориентация и психологическое консультирование выпускников общеобразовательных школ и профессиональных образовательных учреждений на основе договоров с департаментом общего и профессионального образования администрации области и учебными заведениями;
- психологическая поддержка - оказание различных видов психологической помощи.
В 1999 году будет продолжена работа по укреплению и расширению методической базы профориентации и психологической поддержки молодежи. Услугами профконсультантов-психологов воспользуются 15115 молодых людей.
4.2. Профессиональное обучение
Проблемы социально-экономического положения молодежи, особенно выпускников образовательных учреждений, обусловлены общей экономической ситуацией и во многом они связаны с вопросами их профессионального становления.
Основная цель профессионального обучения:
- повышение конкурентоспособности молодежи;
- расширение возможностей в трудоустройстве;
- сокращение периода вынужденной безработицы.
Основные задачи профессионального обучения:
- проведение маркетинговых исследований с целью расширения перечня профессий (включая профессий народных промыслов);
- координация объемов и профилей подготовки в учреждениях профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда;
- взаимное информирование образовательных учреждений, службы занятости, работодателей и населения в целях обеспечения опережающей подготовки кадров для инвестируемых отраслей экономики;
- организация дополнительного профессионального обучения учащихся и студентов с целью получения профессии, позволяющей им трудоустроиться в свободное от учебы время, а также по окончании учебного заведения в случае невостребованности его основной профессии на рынке труда;
- обучение молодежи навыкам самостоятельного поиска работы.
Приоритетное направление профессионального обучения безработной молодежи в современных условиях - организация обучения основам предпринимательской деятельности и профессиям, позволяющим заняться индивидуальной трудовой деятельностью, а также сочетание данных форм подготовки в единый процесс.
По прогнозу на профессиональное обучение через службу занятости в 1999 году будет направлено 1715 молодых людей, в том числе 386 подростков.
Предусматривается, что молодежь (до 18 лет), впервые ищущая работу, должна получать профессию или специальность, как правило, в профессиональных образовательных учреждениях до начала трудовой деятельности.
4.3. Содействие в трудоустройстве
Главным в вопросе трудоустройства молодежи и подростков является взаимодействие службы занятости с работодателями всех форм собственности по созданию банка вакансий как постоянных, так и временных рабочих мест.
По прогнозу в 1999 году, используя различные активные направления политики в области занятости (квотирование рабочих мест, содействие в организации собственного дела, организация временной занятости), из числа молодежи и подростков будет трудоустроено 9599 человек.
|
Численность (человек) |
Источники финансирования |
Постоянная работа: |
|
|
- вакантные рабочие места |
3221 |
- |
- квотируемые рабочие места |
14 |
- |
- резервируемые рабочие места |
469 |
- |
- за счет содействия в организации собственного дела |
125 |
- |
- за счет территориального перераспределения рабочей силы |
131 |
- |
- новые рабочие места |
12 |
- |
Временная работа: |
|
|
- общественные работы |
435 |
Местный бюджет, средства ГФЗН, средства предприятий |
- временные (сезонные) |
595 |
Средства предприятий |
- "Молодежная практика" |
38 |
Областной бюджет, средства ГФЗН, средства предприятий |
- временная занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет |
4680 |
Областной, местный бюджет, средства ГФЗН, средства предприятий |
Содействие занятости молодежи и подростков по городам и районам области приведено в приложении 2.
Квотирование и резервирование рабочих мест
Квотирование и резервирование рабочих мест является дополнительной возможностью обеспечения занятости молодых людей, нуждающихся в особой поддержке. К ним относятся выпускники общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений, профессионального образования, выпускники детских домов, дети, окончившие вспомогательные школы, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных семей, сироты, молодые люди, уволенные из рядов Вооруженных Сил России по окончании срочной службы, лица, освобожденные из исправительно-трудовых учреждений.
Квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи в возрасте от 18 лет осуществляется в соответствии с постановлением главы администрации Астраханской области то 27.01.98 N 20 "О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях".
Резервирование вакантных рабочих мест будет осуществлено на договорной основе с предприятиями всех форм собственности.
В 1999 году будет трудоустроено в соответствии с установленными квотами 14 человек, на резервируемые рабочие места - 469 человек.
Содействие развитию предпринимательства, самозанятости
Молодежное предпринимательство является одной из альтернативных возможностей обеспечения занятости молодых людей и одновременно способствует формированию у молодежи современного экономического мышления, адаптации к условиям рыночной экономики.
В целях поддержки предпринимательской инициативы предполагается:
- тестирование безработной молодежи с целью выявления возможностей их деятельности в качестве предпринимателей;
- оказание организационно-правовой помощи по составлению бизнес-планов, регистрации предпринимательской деятельности, ведению финансовой документации;
- обучение основам предпринимательства;
- сотрудничество с организациями, содействующими развитию малого предпринимательства;
- оказание содействия в предоставлении льгот при регистрации предпринимательской деятельности;
- организация работы секции "Свое дело" при "Клубе ищущих работу" для лиц, желающих заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью с ориентацией на развитие ремесленных производств и народных промыслов, надомный труд и семейное предпринимательство.
Наиболее распространенные виды индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности:
- общественное питание и торгово-закупочная деятельность;
- бытовые услуги населению (ремонт бытовой техники, автотранспорта, парикмахерские и косметологические услуги, прокат и реализация видеокассет);
- изготовление и реализация изделий народных промыслов;
- ремонтно-строительные работы;
- автотранспортные услуги;
- переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.
В целях реализации основных мероприятий по развитию предпринимательства служба занятости осуществляет тесное взаимодействие с органами местного самоуправления, регистрационной палатой, государственной налоговой инспекцией.
В 1999 году 125 человек из числа безработной молодежи организует собственное дело, в том числе 35 - после обучения основам предпринимательской деятельности.
Использование территориальной мобильности рабочей силы.
В целях снижения напряженности на местном рынке труда и увеличения возможности трудоустройства молодежи старше 18 лет, в том числе выпускников образовательных учреждений профессионального образования, службой занятости будет использоваться общероссийский банк данных вакансий через межрегиональную информационную систему.
Предполагается продолжить работу по организационному набору молодежи на предприятия области и в других регионах России.
Содействие в трудоустройстве молодежи по организационному набору будет оказано 131 человеку.
Организация новых рабочих мест
С целью расширения возможностей гарантированного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в 1999 году будет продолжена деятельность по участию в создании новых рабочих мест.
Содействие в трудоустройстве на новые рабочие места будет оказано 12 безработным гражданам из числа молодежи.
Кроме того, предполагается трудоустройство молодежи на новые рабочие места в рамках реализации проектов Федеральной целевой программы социально-экономического развития Астраханской области на 1997 - 2000 годы.
Организация общественных работ и временной занятости.
Временное трудоустройство является одной из форм, способствующих приобретению трудовых навыков у молодежи, начинающих трудовую деятельность, материальной поддержке, сохранению мотивации к труду длительно безработных граждан в период активного поиска работы, а также смягчению общей ситуации на рынке труда.
Общественные работы являются одним из приоритетных направлений активной политики занятости и осуществляются в соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ".
Общественные работы организуются на основе договоров о совместной деятельности между органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями и представляют собой реальную возможность временного трудоустройства молодежи на дополнительно организованные рабочие места.
Организация общественных работ предполагается, в основном, в социальной сфере (больницах, домах престарелых, по обслуживанию инвалидов и ветеранов войны), а также для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ.
Финансирование общественных работ будет осуществляться из средств предприятий, местных бюджетов и средств Государственного фонда занятости населения.
В 1999 году в общественных работах примут участие 435 человек.
Сезонные работы, как наиболее распространенная форма временной занятости в сельскохозяйственных отраслях производства и на перерабатывающих предприятиях пищевой и рыбной промышленности, также будут использованы для трудоустройства 595 человек из числа молодежи.
Организация временной занятости несовершеннолетней молодежи в возрасте от 14 до 18 лет является одной из действенных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков и способствует адаптации их к трудовой деятельности.
Специальные рабочие места для трудоустройства подростков планируется организовать в летний период и в свободное от учебы время. В этих целях будет продолжена совместная работа службы занятости с местными органами исполнительной власти, комиссиями по делам несовершеннолетних, комитетом по делам молодежи администрации области, Астраханской молодежной биржей труда и ее филиалами. Взаимодействие с АМБТ осуществляется на договорной основе и в рамках данной Программы.
Преимущество при трудоустройстве будет предоставляться детям-сиротам, подросткам из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подросткам, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Основные направления временной занятости подростков:
- озеленение и благоустройство территорий;
- развитие лесопарков и зон отдыха;
- оказание помощи при ремонте зданий школ и училищ;
- восстановление объектов историко-культурного назначения;
- уход за престарелыми и инвалидами;
- сельскохозяйственные работы;
- работа в детских дошкольных учреждениях, детских реабилитационных центрах, библиотеках, музеях.
Подбор специальных временных рабочих мест осуществляется с учетом ограничений по использованию труда несовершеннолетних граждан, определенных КЗоТ РФ (глава XII). Режим работы несовершеннолетних граждан устанавливается в соответствии с главой IV КЗоТ РФ.
В 1999 году будет оказано содействие во временной занятости 4680 подросткам, в том числе через АМБТ и ее филиалы - 3900.
Молодежная практика
Учитывая низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда, отсутствие у нее необходимой квалификации и трудовых навыков, в 1999 году планируется продолжить работу в рамках программы "Молодежная практика" для выпускников образовательных учреждений профессионального образования на основании приказа ФСЗ России от 24.01.96 N 18 "Об изменении "Положения об организации временной занятости безработной молодежи - "Молодежная практика", а также организовать производственную практику для студентов в соответствии с планом мероприятий по поддержке студентов высших и средних учебных заведений, утвержденным распоряжением главы администрации Астраханской области от 19.11.98 N 1483-р.
Программа "Молодежная практика" предусматривает трудоустройство выпускников учебных заведений, зарегистрированных в службе занятости, на временные рабочие места (сроком на 6 месяцев), что позволяет молодым людям приобрести профессиональные умения и навыки, создает благоприятные условия для трудоустройства на постоянную работу.
В рамках данной программы предполагается трудоустроить 38 выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
Организация производственной практики предусматривает создание ученических рабочих мест для трудоустройства учащихся и студентов в целях приобретения ими профессиональных навыков по основной профессии (по профилю обучения) или по дополнительной рабочей профессии.
В 1999 году предполагается организовать производственную практику для 50 человек из числа учащихся и студентов.
Социальная адаптация в "Клубах ищущих работу"
Дополнительное повышение шансов трудоустройства, преодоление негативных последствий безработицы, социальная адаптация длительно безработных граждан, формирование навыков самостоятельного поиска работы, восстановление мотивации к труду - все это успешно решается через реализацию специальных программ содействия занятости населения "Клуб ищущих работу" и "Новый старт".
В течение года примут участие в программах "Клуб ищущих работу" и "Новый старт" 621 человек.
Будут продолжены занятия в группах "После службы на работу" для уволенных из Вооруженных Сил России, "Старт в профессию" для молодежи с ориентацией на трудоустройство в рамках программы "Молодежная практика".
Ярмарка вакансий
В целях предоставления молодежи дополнительной возможности самостоятельно подобрать работу, встретиться непосредственно с работодателем, узнать условия и режим труда, ознакомиться с банком свободных рабочих мест, имеющих в службе занятости и АМБТ, получать информацию о профессиональном обучении, а также консультацию юриста и психолога, будет продолжено проведение ярмарок вакансий.
V. Финансовое обеспечение программы
На реализацию мероприятий Программы предусматривается финансирование из средств ГФЗН в сумме 1337 тысячи рублей, в том числе на организацию временной занятости несовершеннолетней молодежи (оплату труда) - 51,0 тысячи рублей, организацию и проведение для безработной молодежи и студентов общественных работ (оплату труда) - 81 тысяча рублей, организацию "Молодежной практики" для выпускников учебных заведений (оплату труда) - 5 тысяч рублей, профессиональное обучение молодежи - 1200 тысяч рублей.
Затраты из средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы производятся в пределах суммы, предусмотренной на программу социальной защиты населения Астраханской области на 1999 год.
<< Назад |
Приложение 1 >> Приложение 1 |
|
Содержание Постановление главы администрации Астраханской области от 22 марта 1999 г. N 103 "О Программе обеспечения занятости молодежи... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.