Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Порядку принятия решений
о разработке районных целевых
программ, их формирования и реализации
Методические рекомендации
по разработке и реализации районных целевых программ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены руководствуясь Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2012 N 817 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2013 N 26871) с целью методологического обеспечения разработки и реализации программ, разрабатываемых для решения значимых проблем муниципального образования и направленных на повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Камызякский район" (далее - программы).
1.2. В Методических рекомендациях представлены рекомендуемые для включения в программы основные разделы и возможные направления реализации данных программ.
1.3. Требования к содержанию, порядку разработки и реализации муниципальных целевых программ устанавливаются соответствующими правовыми актами администрации МО "Камызякский район".
2. Содержание (состав) программ
2.1. В программу рекомендуется включать следующие основные разделы:
- паспорт программы;
- характеристику проблемы, на решение которой направлена программа;
- основные цели и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения;
- мероприятия программы;
- обоснование ресурсного обеспечения программы;
- механизм реализации программы, включающий в себя механизм управления программой, распределение сфер ответственности;
- оценка социально-экономической эффективности программы.
Программа может содержать иные разделы, необходимые для ее эффективной, полной и своевременной реализации, с учетом специфики формирования программных документов в муниципальном образовании.
2.1.1. Паспорт программы может содержать следующую информацию пункты:
- наименование программы (полное и сокращенное);
- заказчик программы;
- ответственный исполнитель;
- цели и задачи программы;
- важнейшие целевые индикаторы и показатели;
- сроки и этапы реализации программы;
- объемы и источники финансирования программы;
- ожидаемые результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности.
2.1.2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа:
Технико-экономическое обоснование программы - содержит характеристику проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития муниципального образования, оценку экономической целесообразности программного решения проблемы на муниципальном уровне, описание основных рисков.
При описании основных сфер деятельности рекомендуется использовать количественные показатели, характеризующие сложившийся порядок осуществления бюджетных расходов по соответствующим направлениям, и обозначить перечень мер, которые могут способствовать повышению эффективности бюджетных расходов. Значения количественных показателей рекомендуется представлять в динамике за последние три года.
Описание основных проблем рекомендуется осуществлять с указанием на факты и явления, порождающие данные проблемы. Для каждого случая должна приводиться аргументация, поясняющая, каким образом соответствующий фактор или явление могут быть изменены.
Описание текущей ситуации целесообразно представлять с оценкой финансовых потерь бюджета муниципального образования, которых можно избежать путем реализации мероприятий программы.
2.1.3. Основные цели и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения
Программа может содержать одну или несколько целей ее реализации.
В программе рекомендуется указать перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели программы. Перечень задач формируется исходя из принципа их необходимости и достаточности для достижения цели программы и ожидаемых результатов ее реализации.
Задачи рекомендуется формулировать как задания по достижению к установленному сроку определенных результатов, необходимых для достижения цели программы.
Не рекомендуется использовать в формулировках цели и задач:
- специальные термины, затрудняющие понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере бюджета и финансов;
- термины, понятия и выражения, которые допускают неоднозначное толкование;
- указания на иные цели, задачи и результаты, являющиеся следствиями реализации программы.
Система целевых индикаторов и показателей основана на анализе возможных видов деятельности в рамках каждой из задач программы, а также мероприятий программы, под которые разработаны показатели, характеризующие эффективность реализации программы.
В рамках каждого из направлений выделяются целевые группы, на которые направлена работа по реализации мероприятий программы, поскольку это отвечает критериям, обозначенным в программе.
Такая система позволяет оценить в течение года, в каких направлениях ведется работа по решению задач программы, каково соотношение финансирования по задачам, какова степень вовлеченности целевых групп в проекты, выполняемые в рамках программы, насколько деятельность по проектам соответствует этапам программы.
2.1.4. Основные мероприятия программы
Мероприятия рекомендуется представлять по основным направлениям реализации программы в разрезе поставленных задач.
Названия мероприятий целесообразно сформулировать таким образом, чтобы создавалось максимально полное представление о специфике, масштабе и содержании действий, которые планируется осуществить в рамках реализации программы.
Наименования мероприятий, сроки их исполнения и ответственных исполнителей рекомендуется оформлять в виде плана, являющегося приложением к программе.
В случае, если муниципальная программа предполагает достижение определенных результатов в сфере муниципальных финансов, в программе целесообразно отразить механизмы и меры, стимулирующие и обеспечивающие достижение данных результатов органами местного самоуправления.
2.1.5. Ресурсное обеспечение программы - содержит обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы. При этом учитываются затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные разработки, капитальное строительство, подготовку и переподготовку кадров, модернизацию технологии, создание элементов инфраструктуры, производственно-эксплуатационные нужды и другое. Определяются сроки и источники финансирования затрат.
Данный пункт раздела может включать в себя обоснование возможности привлечения помимо средств бюджета муниципального образования "Камызякский район" средства федерального и регионального бюджетов, средства бюджетов других муниципальных образований района с описанием механизма привлечения этих средств для реализации мероприятий программы, а также расчеты материальных и трудовых ресурсов.
2.1.6. Механизм реализации программы, включающий в себя механизм управления программой, распределение сфер ответственности.
Механизм реализации программы включает в себя:
стратегическое планирование и прогнозирование;
применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов муниципального уровня), способствующих решению задач программы на всех уровнях исполнительной власти;
организационную структуру управления реализацией программы (обеспечение согласованности звеньев всех уровней управления, определение их состава и функций). Важнейшим элементом реализации программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки программы. Принятие управленческих решений в рамках программы осуществляется с учетом информации, поступающей от исполнителей мероприятий программы. Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации программы является неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
Устанавливается следующий механизм управления реализацией программы.
Заказчик - в ходе ее реализации:
осуществляет координацию деятельности разработчиков программы по подготовке и реализации мероприятий программы, а также по анализу рационального использования ими средств бюджета;
организует текущее управление реализацией программы;
организует мониторинг хода реализации программы;
несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий программы и эффективного использования средств, выделяемых на эти цели;
организует внедрение информационных технологий для управления реализацией программы и контроля за ходом ее выполнения, в том числе организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации программы, финансировании ее мероприятий.
2.1.6. Оценка социально-экономической эффективности программы
Проведение оценки эффективности реализации РЦП осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым администрацией МО "Камызякский район".
В программу рекомендуется включать положения, касающиеся оценки эффективности ожидаемых результатов ее реализации, которая может осуществляться на основе:
- установленных показателей реализации программ, по которым планируются позитивные изменения;
- отдельных количественных показателей, использованных при описании текущей ситуации (проблем);
- иных показателей, определенных программой и характеризующих достижение целей программы.
Методика оценки эффективности программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности по итогам реализации программы и должна быть основана на оценке результативности программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования.
В рамках методики оценки эффективности программы может предусматриваться алгоритм установления пороговых значений целевых индикаторов (показателей) программы. Пороговые значения целевых индикаторов (показателей) программы на очередной год устанавливаются ответственным исполнителем программы до начала соответствующего года и не могут быть изменены в течение года. Превышение (недостижение) таких пороговых значений свидетельствует об эффективной (неэффективной) реализации программы.
В программе может быть предусмотрена система показателей, необходимых для осуществления мониторинга реализации программы с учетом достижения целей и решения поставленных задач.
2.1.7. Титульный лист к программе должен содержать следующую информацию:
наименование программы;
наименование ответственного исполнителя;
дата составления проекта программы.
Титульный лист подписывается ответственным исполнителем по программе (руководителем органа местного самоуправления, руководителем отраслевого структурного органа администрации) или его заместителем.
3. Направления реализации программ
В качестве основных направлений реализации программ могут рассматриваться:
а) развитие муниципальной службы, в том числе:
- развитие и совершенствование кадровой политики посредством внедрения эффективных кадровых технологий, направленных на повышение профессиональной компетентности, расширение кадрового потенциала муниципальной службы;
- повышение эффективности работы с кадровым резервом на муниципальной службе;
- обеспечение замещения вакантных должностей муниципальной службы преимущественно на конкурсной основе;
- обеспечение соблюдения муниципальными служащими основных принципов и правил служебного поведения муниципальных служащих, установленных кодексом этики и служебного поведения муниципальных служащих;
- предупреждение коррупции, выявление и разрешение конфликтов интересов на муниципальной службе и после ухода с нее;
- введение системы оплаты труда муниципальных служащих в зависимости от эффективности результатов их работы;
- совершенствование системы предоставления основных и дополнительных гарантий на муниципальной службе;
- внедрение современных механизмов стимулирования муниципальных служащих;
- повышение престижа муниципальной службы и авторитета муниципальных служащих
- организация работы по повышению квалификации и профессиональной переподготовке муниципальных служащих;
- обеспечение правового, организационно-методического и аналитического сопровождения вопросов развития муниципальной службы;
- организация участия в семинарах по основным вопросам деятельности органов местного самоуправления;
- устранение избыточных и дублирующих функций органов местного управления
б) информатизация муниципального образования, в том числе:
- разработка и внедрение муниципальных информационных систем;
- интеграция муниципальных информационных систем в информационное пространство Астраханской области и Российской Федерации;
- развитие единой муниципальной сети передачи данных на территории;
- внедрение новых информационных технологий в практику управленческой деятельности;
- создание единого информационного пространства органов государственной власти и органов местного самоуправления для обеспечения оперативного и эффективного управления социально-экономическими процессами;
- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления;
- повышение качества и эффективности муниципального управления органов местного самоуправления с использованием информационных технологий;
- обеспечение информационной безопасности.
в) развитие физической культуры и спорта, в том числе:
- создание условий для укрепления здоровья людей, с целью привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышения уровня их физической подготовленности;
- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом по месту жительства за счет обеспечения доступности физкультурно-спортивных услуг всем слоям и категориям населения;
- увеличение числа спортивных сооружений;
- популяризация массовых видов спорта и спорта высших достижений;
- укрепление материально-технической базы спортивных объектов.
г) социальное развитие села, в том числе:
- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры муниципальных образований;
- расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
- закрепление на селе молодых специалистов по наиболее востребованным специальностям;
- обеспечение устойчивого градостроительного развития территорий сельских поселений.
д) поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе:
- развитие системы предоставления финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;
- расширение масштабов предоставления информационной, образовательной и консультационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;
- повышение уровня информированности населения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
- совершенствование нормативной базы, регламентирующей деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций.
е) муниципальная поддержка молодой семьи, в том числе:
- предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;
- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья;
- укрепление молодой семьи, повышение рождаемости путем решения жилищных проблем.
ё) здоровье и образование, в том числе:
- создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников;
- обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья школьников;
- формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
ж) содержание и ремонт общеобразовательных учреждений, в том числе:
- создание необходимых условий для улучшения качества образования;
- обеспечение безопасных условий образовательного процесса;
- сохранение жизни и здоровья учащихся и педагогов;
- снижение эксплуатационных затрат на техническое обслуживание.
з) оздоровление детей во время школьных каникул, в том числе:
- достижение нового качества отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
- обеспечение равенства доступа к услугам каникулярного отдыха, оздоровления и трудовой занятости всех социальных групп детей;
- оптимизация системы управления каникулярным отдыхом детей.
и) организация горячего питания учащихся начальных классов в общеобразовательных учреждениях, в том числе:
- разработка научно обоснованных рационов питания с учетом сезонности и возрастных особенностей учащихся начальных классов. Внедрение новых технологий приготовления блюд и форм обслуживания;
- укрепление материально-технической базы школьных столовых, лаборатории производственного обучения и оснащение их современным холодильным оборудованием;
- обеспечение высокого качества и безопасности питания детей общеобразовательных учреждений;
- организация просветительской работы по вопросам здорового питания школьников;
к) развитие системы дошкольного образования, в том числе:
- удовлетворение потребности населения местами в дошкольных учреждениях;
- совершенствование нормативно-правовой базы деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- повышение качества дошкольного образования, расширение услуг, в том числе платных;
- укрепление материально-технической базы;
- обеспечение безопасности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ);
- обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;
- повышение педагогического мастерства и качества труда педагогических и других работников ДОУ;
л) внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности, в том числе:
- повышение экономической эффективности регулирования отношений между производителями и потребителями коммунальных услуг;
- повышение уровня жизни населения за счет уменьшения оплаты за потребленные коммунальные услуги;
- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
- оптимизация схемы энергоснабжения населенных пунктов;
- обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для муниципальных нужд;
- заключение муниципальных контрактов на оказание энергосервисных услуг;
- проведение энергетических обследований;
- осуществление типовых мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам энергетических обследований.
м) подготовка к отопительному периоду, в том числе:
- создание благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности жилищно-коммунального комплекса;
- привлечение инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального комплекса;
- обеспечение населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением затрат.
н) развитие туризма, в том числе:
- научное и кадровое обеспечение развития отрасли "туризм";
- содействие повышению качества туристских услуг;
- осуществление рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование имиджа Камызякского района, и представление его на туристском рынке;
- развитие инфраструктуры туризма в муниципальном образовании;
- формирование современной нормативной правовой базы развития туризма;
- формирование позитивного имиджа Камызякского района, создание и продвижение бренда района на областном и российском рынках.
о) развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе:
- реализация эффективной кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
- повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства и уровня информированности о государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства.
п) развитие дорожного хозяйства, в том числе:
- развитие транзитного потенциала муниципального образования;
- повышение технического уровня транспортно-эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения, обеспечивающее безопасность перевозок;
- снижение транспортной дискриминации.
р) обеспечение пожарной безопасности, в том числе:
- усиление работы по предупреждению пожаров среди населения в жилом секторе, особенно среди лиц злоупотребляющих алкоголем и неблагополучных семей, состоящих на учете;
- оснащение муниципальных учреждений современными установками автоматической пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- оснащение муниципальных учреждений аварийным эвакуационным освещением;
- обеспечение муниципальных учреждений средствами индивидуальной защиты органов дыхания и индивидуальными спасательными устройствами;
- оборудование оконных проемов в муниципальных учреждений распашными или легко съемными решетками;
- проведение огнезащитной обработки сгораемых конструкций в муниципальных учреждений;
- обеспечение надлежащего состояния системы противопожарного водоснабжения в муниципальных учреждений;
- формирование системы обучения мерам пожарной безопасности в учреждениях, на предприятиях и в быту.
с) осуществление профилактики правонарушений и усиление борьбы с преступностью, в том числе:
- нормативно-правовое обеспечение профилактических мероприятий;
- повышение уровня межведомственного взаимодействия, направленного на усиление профилактики пьянства, алкоголизма, наркомании, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, проявления терроризма и экстремизма, незаконной миграции, ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах;
- формирование позитивного общественного мнения о деятельности правоохранительных органов и общественных формирований правоохранительной направленности.
т) укрепление антитеррористической защищенности муниципальных учреждений образования и культуры, в том числе:
- усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы (учреждений культуры и образования);
- повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма;
- сведение к минимуму проявлений терроризма на территории муниципального образования.
В программы могут быть включены положения, предусматривающие реализацию мероприятий по иным направлениям.
Конкретные направления реализации программ рекомендуется формировать исходя из программных целей и задач, приоритетности отдельных направлений для муниципального образования с учетом необходимости реализации соответствующих мероприятий в установленные сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.