Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 июля 2004 г. N Ф09-2725/04АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Перми на решение от 25.02.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 26.04.2004 г. Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-36242/03 о признании недействительным ненормативного акта налогового органа в части.
В судебном заседании присутствовал представитель заявителя - Аристов Е.В., юрист, дов. от 12.02.2003 г.
Представители инспекции, уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
ОАО "Табачная фабрика "Астра" обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по Ленинскому району г. Перми N 05/647/702а дсп от 15.12.2003 г. в части взыскания налога на рекламу в сумме 1464 руб., соответствующих пени и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, акцизов на табачную продукцию в сумме 50151 руб., пени в сумме 2728 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 10030 руб., налога на прибыль и пени, доначисленных в связи с выплатой работникам денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 11505 руб. 23 коп., завышения амортизационных отчислений по табакорезательным станкам на сумму 16275 руб. 16 коп., необоснованного включения в состав расходов стоимости сока выданного работникам, использующим в работе компьютеры в размере 16455 руб. 80 коп.
Решением суда от 25.02.2004 г. требования заявителя удовлетворены частично. Решение налогового органа признано недействительным в части взыскания налога на рекламу в сумме 1464 руб., акцизов на табачную продукцию в сумме 50150 руб., соответствующих пени и штрафов по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.04.2004 г. решение суда оставлено без изменения.
Инспекция с судебными актами в части удовлетворения требований заявителя не согласна, просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность судебных актов в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения в суд послужило проведение выездной налоговой проверки Инспекцией МНС РФ по Ленинскому району г. Перми в 2003 г., по результатам которой было вынесено решение от 15.12.2003 г. о привлечении ОАО "Табачная фабрика "Астра" к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 637 руб. за неполную уплату налога на рекламу за 2002 г., и в сумме 10030 руб. за неполную уплату акцизов на табачные изделия за 2002-2003 гг. Кроме того, принято решение о доначислении сумм налога на рекламу в сумме 3133 руб. и недоимки по акцизам в размере 50151 руб. и соответствующих пени.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды исходили из отсутствия у налогового органа правовых оснований для включения командировочных расходов сотрудников, связанных с организацией промоушин-акций и размещением рекламных материалов в рамках проводимой рекламной компании, с участием сотрудников в выставке, в том числе расходов на проезд, суточных, стоимости проживания, в налогооблагаемую базу по налогу на рекламу. Кроме того суд указал, что налоговым органом не доказано то обстоятельство, что обществом реализовывался подакцизный товар.
Согласно ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы" налог на рекламу относится к местными налогам, уплачиваемым юридическими и физическими лицами, рекламирующими свою продукцию, и устанавливается представительными органами местного самоуправления.
В силу п. 3 Положения "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу", утвержденного Решением Пермской городской Думы N 148 от 27.11.2001 г. объектом налогообложения являются услуги по рекламе. Налоговая база налога на рекламу включает в себя стоимость работ (услуг) по производству, размещению и распространению рекламы, выполненных плательщиками собственными силами; стоимость услуг (работ) по производству, размещению и распространению рекламы, оказанных (выполненных) в интересах плательщика рекламопроизводителями и рекламораспространителями. Кроме того, данным положением (п. 3.2) установлен перечень расходов, подлежащих включению в налоговую базу по налогу на рекламу. С учетом того, что командировочные расходы сотрудников, связанные с организацией промоушин-акций и размещением рекламных материалов в рамках проводимой рекламной компании, с участием сотрудников в выставке прямо в данном перечне не указаны, суд правомерно указал на отсутствие оснований для включения данных расходов в налогооблагаемую базу.
Вместе с тем, вывод суда относительно признания недействительным акта налогового органа в части доначисления акциза, соответствующих сумм пени и штрафа, нельзя признать обоснованным.
Согласно ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами признается реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 181 НК РФ к подакцизным товарам относится табачная продукция. Статьей 193 НК РФ установлены налоговые ставки для налогообложения подакцизных товаров, в том числе определены ставки акциза на виды табачных изделий.
Из материалов налоговой проверки следует, что в проверяемом периоде обществом осуществлялась продажа табачной продукции - некондиционных сигарет. С учетом того, что налогоплательщиком не доказано, что реализуемая продукция не соответствует качеству, непригодна к употреблению и является отходами производства, налоговый орган обоснованно начислил акциз в соответствии со ст. 193 НК РФ. Тот факт, что налогоплательщиком в счетах-фактурах был указан подакцизный товар, как некондиционные сигареты, не является основанием для признания данной операции неподлежащей налогообложению (ст.ст. 181, 183 НК РФ).
В связи с изложенным, судебные акты Арбитражного суда Пермской области в вышеуказанной части подлежат изменению.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 25.02.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 26.04.2004 г. Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-36242/03 изменить в части признания недействительным решения N 05/647/702а ДСП от 15.12.03 г. ИМНС РФ по Ленинскому району г. Перми в части взыскания акцизов на табачную продукцию в сумме 50150 руб., соответствующих пени и штрафов по п. 1 ст. 122 НК РФ. В указанной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с ОАО "Табачная фабрика "Астра" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 450 руб.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы" налог на рекламу является местным налогом, уплачиваемым юридическими и физическими лица, рекламирующими свою продукцию, который устанавливается представительными органами местного самоуправления.
По мнению Общества, налоговый орган неправомерно включил в налогооблагаемую базу по налогу на рекламу командировочные расходы сотрудников, связанные с организацией промоушин-акций и размещением рекламных материалов в рамках проводимой рекламной компании, с участием сотрудников в выставке, в том числе расходы на проезд, суточные, стоимость проживания.
Указанный спор возник из-за различного понимания налоговым органом и Обществом расходов, которые включаются в налогооблагаемую базу по налогу на рекламу.
Суд указал, что правовых оснований для включения вышеперечисленных расходов в налогооблагаемую базу по налогу на рекламу нет. При этом указал, что согласно п.3 Положения "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу", утвержденного Решением Пермской городской Думы от 27.11.2001 N 148, объектом налогообложения налогом на рекламу являются услуги по рекламе. Налоговая база по данному налогу включает стоимость работ (услуг) по производству, размещению и распространению рекламы, которые плательщик выполняет своими силами, а так же которые в его интересах выполняют рекламопроизводители и рекламораспространители.
Пунктом 3.2 Положения установлен перечень расходов, которые подлежат включению в налоговую базу по налогу на рекламу.
Проанализировав данную норму, суд сделал вывод, что вышеперечисленные расходы, включенные налоговым органом в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, прямо в данном перечне не указаны.
На основании вышеизложенного, суд поддержал позицию Общества, состоявшиеся по делу судебные акты (решение в постановление апелляционной инстанции) в указанной части оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2004 г. N Ф09-2725/04АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника