Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 декабря 2003 г. N Ф09-3525/03ГК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2004 г. N Ф09-2008/04ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Оренбургской области (далее - Межрайонная инспекция МНС РФ N 4 по Оренбургской области) на определение от 26.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2003 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-2995/03 по иску Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Оренбургской области к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Лесной", ООО "Орская мельница" о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие представитель СПК "Лесной" - Стыценков М.М., доверенность от 15.01.2003.
Процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
Межрайонная инспекция МНС РФ N 4 по Оренбургской области обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к СПК "Лесной", ООО "Орская мельница" о признании договора уступки права требования от 15.01.2003, соглашения о погашении задолженности от 24.01.2003 и договора аренды от 25.01.2003 недействительными в соответствии со ст.ст. 169, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Межрайонная инспекция МНС РФ N 4 по Оренбургской области уточнила предмет иска, обратившись с требованием о признании договора уступки права требования от 15.01.2003, соглашения о погашении задолженности от 24.01.2003 и договора аренды от 25.01.2003 недействительными в силу ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации как имеющих мнимый характер, без намерения создать соответствующие юридические последствия. Уточнение предмета иска принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 26.06.2003 производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2003 определение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Истец - Межрайонная инспекция МНС РФ N 4 по Оренбургской области - в кассационной жалобе просит проверить законность определения и постановления, считает свое обращение в суд в качестве истца правомерным, при этом ссылается на нарушение своих прав как взыскателя денежных средств в пользу бюджетов за счет имущества налогоплательщика.
Законность судебных актов проверена в порядке ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по договору уступки права требования от 15.01.2003, соглашению о погашении задолженности от 24.01.2003 СПК "Лесной" приобрел у ООО "Юрская мельница" право требования от третьего лица уплаты задолженности в сумме 3756046,63 рублей, передав взамен ООО "Орская мельница" скот на указанную сумму. На основании договора аренды от 25.01.2003 скот, принадлежащий ООО "Орская мельница", был передан в аренду СПК "Лесной".
Полагая, что договор уступки права требования от 15.01.2003, соглашение о погашении задолженности от 24.01.2003 и договор аренды от 25.01.2003 носят мнимый характер и направлены на сокрытие имущества СПК "Лесной" с целью уклонения от уплаты налогов и сборов, Межрайонная инспекция МНС РФ N 4 по Оренбургской области на основании п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", ст.ст. 169, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилась в суд с требованием о признании указанных сделок недействительными.
Арбитражный суд Оренбургской области прекратил производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия у налоговых органов права на предъявление исков о признании недействительными гражданско-правовых договоров.
Сделки названные в статьях 169, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о признании недействительными таких сделок, как и других ничтожных сделок, может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
Представляя интересы государства, налоговая инспекция считает необходимым доказывать наличие пороков гражданско-правовой сделки в самостоятельном процессе, с привлечением в качестве ответчиков сторон сделки, с целью избежать сокрытия налогоплательщиком имущества от принудительного взыскания.
Нормы статей 2, 27, 40, 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают возможность обращения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов в арбитражный суд с исками или заявлениями в случаях предусмотренных Федеральным законом.
Федеральный закон от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" в редакции от 22.05.2003 предоставляет право налоговым инспекциям обращаться в судебные органы с исками о признании сделок недействительными и обращении в доход государства полученного по таким сделкам (п. 11 ст. 7 ФЗ).
Аналогичная норма содержится в Указе Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 в редакции от 19.07.2001.
Согласно статье 7 Федерального закона N 147-ФЗ от 31.07.1998 "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 Федерального закона N 147-ФЗ, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса, и подлежат приведению в соответствие с нею. В статье 2 данного федерального закона отсутствует указание на то, что положения п. 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах российской Федерации" утрачивают силу.
Оснований для признания нормы, содержащейся в п. 11 ст. 7 Федерального Закона N 135-ФЗ, противоречащей норме ст. 31 Налогового кодекса определяющей полномочия налоговых органов по осуществлению функций во властных отношениях, связанных с установлением и взиманием налогов, не имеется.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 11 статьи 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I
В силу ст. 120, 125 Конституции Российской Федерации признание Федерального закона недействующим в той или иной его части не входит в компетенцию арбитражных судов (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 16.06.1998 N 19-П).
В Определении Конституционного суда Российской Федерации, принятого уже после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, указано на наличие у налоговых органов права на предъявление исков о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам на основании п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, прекращение производства по делу по иску, предъявленному налоговой инспекцией на основании п. 11 ст. 7 Федерального Закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" не отмененного и не признанного недействующим нельзя признать обоснованным.
При таких обстоятельствах определение о прекращении производства по делу и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, дело - направлению для рассмотрения по существу.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Определение от 26.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2003 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-2995/03отменить, дело передать на новое рассмотрение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 120, 125 Конституции Российской Федерации признание Федерального закона недействующим в той или иной его части не входит в компетенцию арбитражных судов (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 16.06.1998 N 19-П).
В Определении Конституционного суда Российской Федерации, принятого уже после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, указано на наличие у налоговых органов права на предъявление исков о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам на основании п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, прекращение производства по делу по иску, предъявленному налоговой инспекцией на основании п. 11 ст. 7 Федерального Закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" не отмененного и не признанного недействующим нельзя признать обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2003 г. N Ф09-3525/03ГК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника