Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 октября 2004 г. N Ф09-3312/04ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерствафинансов РФ на решение от 26.04.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 09.07.2004 г. Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-351/2004 по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга к Финансовому управлению Администрации Оренбургской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, 3-и лица: ГП "Облжилкомхоз", Главное управление социальной защиты населения Оренбургской области, ОАО "Оренбургоблгаз", МУ по сбору коммунальных платежей, о взыскании 2000075 руб. 05 коп.
В заседании приняли участие представители:
истца - начальник юр. отдела Жуков Д.Г. по доверенности от 05.01.2004 г. N 1-25/02-0001;
3-го лица (ОАО "Оренбургоблгаз") - начальник юр. отдела Горбунова Т.Я. по доверенности от 05.01.2004 г. N 02.
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Права и обязанности присутствующим разъяснены, отводов составу суда и ходатайств не заявлено.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Финансовому управлению Администрации Оренбургской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области о взыскании солидарно 2000075 руб. 05 коп. убытков в виде некомпенсированных средств в связи с предоставлением льгот по оплате газа в соответствии с ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов".
Решением от 26.04.2004 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме. Взысканы в пользу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга (далее - УЖКХ г. Оренбурга) солидарно с Министерства финансов РФ за счет казны РФ и Финансового управления Администрации Оренбургской области за счет средств бюджета области убытки в размере 2000075 руб. 05 коп.
Постановлением от 09.07.2004 г. решение оставлено без изменения.
Министерство финансов РФ с принятыми судебными актами не согласно, просит их изменить в части солидарного взыскания с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу УЖКХ г. Оренбурга суммы убытков, в иске в отношении Министерства финансов РФ отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом ст.ст. 322, 1080 ГК РФ, нарушение ст. 1069 ГК РФ.
Проверив законность принятых судебных актов в порядке ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как усматривается из материалов дела, в 2002 году - январе 2003 года истец на основании ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" предоставлял льготы в размере 50% по оплате за пользование газом инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
В результате недостаточного компенсирования уполномоченными органами из соответствующего бюджета фактически предоставленных инвалидам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (тепловой энергии) у истца образовались убытки в сумме 1162498 руб. 68 коп., которые последний просил взыскать с ответчиков солидарно в судебном порядке.
В соответствии со ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг.
Согласно пунктам 14, 15 ст. 5 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов.
В разделе 2 приложения N 6 к постановлению Администрации Оренбургской области от 10.02.2001 г. N 12-П указано, что финансирование и возмещение расходов, произведенных в связи с предоставлением льгот по 50% скидке на оплату жилищно-коммунальных услуг, осуществляется ГУСЗН Оренбургской области за счет средств федерального и областного бюджета.
Как видно из материалов дела, 18.12.2001 г. во исполнение требований ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" истцом с ОАО "Оренбургоблгаз" был заключен договор N 168, в соответствии с которым инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлялась 50% скидка по оплате газа.
Финансирование истца осуществляло Государственное предприятие "Облжилкомхоз" на основании договора N 50 от 10.04.2002 г. в пределах полученных на эти цели бюджетных средств от ГУСЗН Оренбургской области.
Материалами дела (актами сверки расчетов) подтверждается, что сумма недофинансирования в спорный период составила 28114400 руб., из которых 2000075 руб. 05 коп. - в связи с предоставлением льгот инвалидам по оплате газа.
Суд первой и апелляционной инстанции с учетом всех имеющихся в деле доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование истца не покрывает его расходов, связанных с реализацией указанных льгот.
В соответствии со ст.ст. 15, 16 ГК РФ убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а также размер убытков.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1080 ГК предусматривает, что лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
Удовлетворяя исковые требования солидарно за счет казны РФ и за счет средств казны Оренбургской области, суд первой и апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что некомпенсированные из бюджета соответствующего уровня расходы истца на предоставление льгот составляют его убытки, которые будучи причиненными противоправными действиями либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны РФ и казны субъекта РФ.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном солидарном взыскании убытков отклоняется, так как материалами дела подтверждено, что именно в результате бездействия Министерства финансов РФ и уполномоченных органов государственной власти Оренбургской области, не определивших доли финансирования в полном объеме расходов по компенсированию соответствующих льгот, истцу причинены убытки.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
На основании изложенного решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 26.04.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 09.07.2004 г. арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-351/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 октября 2004 г. N Ф09-3312/04ГК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника