Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 марта 2006 г. N Ф09-1230/06-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции от 04.10.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 15.12.2005 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-7175/05 по заявлению закрытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "М-Ресурс" (далее - общество) к инспекции о признании частично недействительным ее решения.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 31.03.2004 N 13-07/7904 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде взыскания штрафа в сумме 10 583 руб. 80 коп. за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также предложения уплатить данный налог в сумме 52919 руб. 15 коп. и пени в сумме 21586 руб. 70 коп.
Решением суда первой инстанции от 04.10.2005 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.12.2005 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и неправильное применение им ст. 169, 171, 172 Кодекса. По мнению инспекции, общество не имело права применять вычеты по НДС в 2001 и 2002 гг. при отсутствии на момент их применения счетов-фактур, оформленных а соответствии с требованиями, установленными п. 5 ст. 169 Кодекса.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества, по результатам которой вынесено решение от 31.03.2005 N 1307/7904. Согласно данному решению общество, в частности, привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 10583 руб. 80 коп., ему доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 52919 руб. 15 коп. и соответствующая сумма пеней.
Основанием для принятия данного решения послужили выводы инспекции о завышении обществом вычетов по НДС в 2001 и 2002 гг. на 52919 руб. 15 коп. в связи с несоответствием счетов-фактур, предъявленных поставщиками на указанную сумму, требованиям, установленными подп. 2 и 3 п. 5 ст. 169 Кодекса.
Принимая судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций исходил из того, что фактическая уплата обществом НДС поставщикам материалами дела подтверждена, а нарушения требований п. 5 ст. 169 Кодекса, допущенные при заполнении счетов-фактур, не могут являться основанием для отказа в возмещении сумм НДС, поскольку они являются несущественными и были впоследствии исправлены.
Выводы судов нельзя признать обоснованными.
В соответствии со ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для производственной деятельности, иных операций, признаваемых объектами налогообложения, перепродажи.
Согласно ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
В силу ст. 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса.
В п. 2 ст. 169 Кодекса законодатель императивно установил, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных налогоплательщику сумм НДС к вычету или возмещению.
Отсутствие счетов-фактур, предусмотренных ст. 169 Кодекса, препятствует реализации налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг) права на налоговые вычеты в соответствующем налоговом периоде на суммы НДС, уплаченные поставщикам.
Аналогичные последствия влекут наличие у покупателя товаров счетов-фактур, оформленных продавцами с нарушением установленного порядка: такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных продавцами товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету или возмещению.
При неправильном оформлении продавцами счетов-фактур налогоплательщик в силу п. 1, 2 ст. 169, п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 173 и п. 4 ст. 176 Кодекса может предъявить к вычету указанный в таких счетах-фактурах НДС (при соблюдении иных условий реализации права на налоговые вычеты) только после получения от поставщика исправленного счета-фактуры.
Как видно из материалов дела, в ходе налоговой проверки инспекция запросила у общества документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов за указанный период, в том числе счета-фактуры и книгу покупок.
Счета-фактуры, представленные обществом в подтверждение правомерности применения в 2001 и 2002 гг. вычетов по НДС уплаченному поставщикам, не соответствовали требованиям, установленными подп. 2 и 3 п. 5 ст. 169 Кодекса, поскольку в них не были указаны адреса налогоплательщика и покупателя, а также грузоотправителя и грузополучателя.
Отражение в счетах-фактурах названий городов, в которых находятся соответствующие организации, судами необоснованно признано в качестве указания адресов, поскольку не позволяет определить их местонахождение.
Таким образом, на момент проведения налоговой проверки и вынесения инспекцией оспариваемого решения общество не подтвердило свое право на применение налоговых вычетов по НДС за 2001-2002 гг. в сумме 52919 руб. 15 коп., следовательно, доначисление указанной суммы произведено инспекцией правомерно.
Тот факт, что счета-фактуры впоследствии (в ином налоговом периоде) были исправлены и представлены в суд, не влияет на законность принятого инспекцией решения о доначислении налога за соответствующие периоды 2001-2002 гг.
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение суда первой инстанции от 04.10.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 15.12.2005 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-7175/05 отменить.
В удовлетворении требований, заявленных закрытым акционерным обществом "Научно-производственное предприятие "М-Ресурс", отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "М-Ресурс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб., по кассационной жалобе - в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 марта 2006 г. N Ф09-1230/06-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника