Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 ноября 2005 г. N Ф09-3729/05-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 ноября 2011 г. N Ф09-5758/11 по делу N А50-26737/2010
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2011 г. N 17АП-4760/11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2008 г. N Ф09-8189/08-С6
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2008 г. N 17АП-2604/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 февраля 2008 г. N Ф09-452/08-С6
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2007 г. N 17АП-7284/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Департамента имущественных отношений Пермской области на постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 23.08.2005 по делу N А50-2267/05-Г21 по иску Российской общественной физкультурно-спортивной организации "Юность России" (далее - РОФСО "Юность России") к Департаменту имущественных отношений Пермской области, государственному управлению Федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (далее - ГУ ФРС по Пермской области), администрации г. Перми, Пермской региональной физкультурно-спортивной организации "Юность России" (далее - ПРФСО "Юность России") о признании права собственности на недвижимое имущество и признании государственной регистрации недействительной.
В судебном заседании приняли участие представители:
истца - Серов А.В. (доверенность от 24.01.2005 N 16);
Департамента имущественных отношений - Уральцов А.В., консультант (доверенность от 20.09.2005 N 69);
ПРФСО "Юность России" - Тихомиров Д.С., адвокат (доверенность от 01.11.2004).
Представители ГУ ФРС по Пермской области, администрации г. Перми, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
РОФСО "Юность России" обратилась в Арбитражный суд Пермской области с иском о признании за ней права собственности на домовладение, расположенное в г. Перми по ул. Лумумбы, д. 2.
Истец в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил признать за ним право собственности на здание дома спорта, гараж, здание павильона-раздевалки, стадион с трибунами и теннисную площадку, а также просил признать недействительной регистрацию права собственности на указанное имущество за ПРФСО "Юность России".
К участию в деле в качестве ответчиков истец привлек ГУ ФРС по Пермской области, администрацию г. Перми, администрацию Пермской области, ПРФСО "Юность России".
Определением от 17.03.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент имущественных отношений Пермской области.
Определением от 22.04.2005 произведена замена ответчика: вместо администрации Пермской области к участию в деле привлечен Департамент имущественных отношений Пермской области.
Решением суда первой инстанции от 05.05.2005 (резолютивная часть от 29.04.2005) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.08.2005 решение отменено, иск удовлетворен. Суд признал право собственности РОФСО "Юность России" на домовладение под инв. N 11700, состоящее из здания дома спорта; гаража, здания павильона-раздевалки, а также право собственности на стадион с трибунами и теннисную площадку, расположенные в г. Перми по ул. Лумумбы, д. 2. Признана недействительной регистрация за ПРФСО "Юность России" права собственности на здание павильона-раздевалки (кадастровый номер 59-00/4-000-011869-003), здание гаража (кадастровый номер 59-00/4-000-011869-002), здание дома спорта (кадастровый номер 59-00/4-000-011869-001).
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Департамент имущественных отношений Пермской области просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, истцом не доказан факт возведения спорных объектов за счет собственных средств, а также факт передачи ему данного имущества на основании постановления Президиума Центрального Совета Всесоюзного добровольного спортивного общества "Трудовые резервы" (далее - Президиум ЦС ВДСО "Трудовые резервы") от 26.12.1990 (протокол N 9). Кроме того, заявитель оспаривает местонахождение спорных объектов по адресу: г. Пермь, ул. Лумумбы, д. 2. Заявитель, ссылаясь на п. 2 ст. 19 Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР", приказ республиканского совета ВДСО "Трудовые резервы" от 31.12.1990 N 194 считает, что спорное имущество как возведенное за счет средств государственного бюджета является государственной собственностью.
Проверив законность обжалуемого постановления в порядке, предусмотренном ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, распоряжением Совета Министров СССР от 02.11.1959 N 3108 ЦС ВДСО "Трудовые резервы" переданы все действующие и строящиеся спортивные сооружения (стадионы, бассейны, спортивные базы и др. бывшего Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР (т. 1, л.д. 71).
Во исполнение распоряжения Совета Министров СССР от 02.11.1959 N 3108 приказом Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР от 27.11.1959 N 332 ЦС ВДСО "Трудовые резервы" переданы ранее находившиеся в ведении Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР республиканские, краевые, областные и городские советы общества, в том числе Пермский областной совет ДСО "Трудовые резервы" (т. 1, л.д. 72-77).
На основании постановления от 26.12.1990 протокол N 9 п. 1 Президиума ЦС ВДСО "Трудовые резервы" "О передаче основных фондовРоссийскому республиканскому совету общества" в собственность Российского республиканского совета ВДСО "Трудовые резервы" (далее - Россовет ВДСО "Трудовые резервы") были переданы спортивные сооружения, в том числе учебно-спортивная база в г. Перми, по состоянию на 01.01.1991 согласно приложению N 1 (т. 1, л.д. 26-29).
Во исполнение указанного постановления приказом от 31.12.1990 N 194 Россовет ВДСО "Трудовые резервы" принял названные спортивные сооружения в собственность (т. 1 л.д. 31-34).
Приказом от 19.04.1991 N 54 "О реорганизации первичных организаций, находящихся в структуре РОФСО "Юность России" ВДСО "Трудовые резервы" назначило свои правопреемником Российскую республиканскую ФСО "Юность России".
На основании постановления от 26.12.1990 протокол N 9 п. 1 Президиума ЦС ВДСО "Трудовые резервы" по акту приема-передачи основных и оборотных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов от 13.05.1991 ВДСО "Трудовые резервы" передало Российскому республиканскому совету ФСО "Юность России" имущество на общую сумму 24362,6 тыс. руб., в том числе учебно-спортивную базу и стадион с трибуной в г. Перми (т. 1, л.д. 10, 19).
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не доказал свое право собственности на объекты недвижимости, расположенные в рамках домовладения по адресу: г. Пермь, ул. Лумумбы, д. 2. При этом судом был сделан вывод о том, что все построенные и принятые на свои балансы ВДСО "Трудовые резервы" и его структурными подразделениями в союзных республиках и областях спортивные сооружения (стадионы, бассейны, спортивные базы и др. аналогичные объекты) были построены за счет средств государственного бюджета.
По результатам рассмотрения исковых требований судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка представленным истцом доказательствам и сделан правильный вывод о том, что на основании ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации истец является собственником спорных объектов недвижимости. Застройщиком спорного строительного комплекса, расположенного в г. Перми, по ул. Лумумбы, д. 2, являлось областное ВДСО "Трудовые резервы".
Так, согласно Уставу ВДСО "Трудовые резервы" финансирование общества осуществлялось по союзному бюджету Министерством финансов СССР и обеспечивалось по плану материально-технического снабжения, устанавливаемому Госпланом СССР в пределах утвержденных обществу ассигнований. Вышестоящим советом финансировалось и обеспечивалось материально-техническое снабжение подведомственных организаций в пределах утвержденного им бюджета и плана материально-технического снабжения (т. 2, л.д. 67).
В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 82 "Об общественных объединениях" имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других, не запрещенных законом, поступлений.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что имущественный комплекс, расположенный в г. Перми, по ул. Лумумбы, д. 2, был построен за счет государственных средств, нельзя признать обоснованным, поскольку доказательств этого в материалах дела не содержится (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иных оснований, предусмотренных ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникновения права собственности на спорное имущество у Пермской областной ФСО "Юность России" не имеется.
Таким образом, суд кассационной инстанции признает правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что регистрация права собственности на спорное имущество, расположенное в г. Перми, по ул. Лумумбы, д. 2, за Пермской областной ФСО "Юность России" неправомерна.
В удовлетворении кассационной жалобы следует отказать, постановление суда апелляционной инстанции - оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление суда апелляционной инстанции от 23.08.2005 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-2267/05-Г21 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Пермской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 ноября 2005 г. N Ф09-3729/05-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника