Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 апреля 2006 г. N Ф09-2232/06-С3
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2007 г. N 6183/07
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2007 г. N Ф09-2070/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шабровские электрические сети" (далее - ООО "Шабровские электрические сети") на решение суда первой инстанции от 02.11.2005 (резолютивная часть от 27.10.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 24.01.2006 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-24860/05-С9.
В судебном заседании приняли участие представители:
ООО "Шабровские электрические сети" - Решетников И.В. (доверенность от 11.11.2005 N 14/05);
Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом (далее - комитет) - Барабанова Н.И. (доверенность от 10.01.2006 N 56).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ООО "Шабровские электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения комитета от 05.08.2002 N 1231а и сводного акта приема-передачи муниципального имущества от Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Горнощитское" (далее - ЕМУП "Горнощитское") в состав местной (муниципальной) казны.
Решением суда первой инстанции от 02.11.2005 (резолютивная часть от 27.10.2005) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.01.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ООО "Шабровские электрические сети" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, указанных в ст. 49, 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЕМУП "Горнощитское" создано в соответствии с решением комитета от 14.12.1995 и зарегистрировано постановлением главы администрации г. Екатеринбурга от 14.12.1995 N 886/1.
Во исполнение решения был заключен договор от 28.12.1995 N 234 о закреплении за ЕМУП "Горнощитское" на праве хозяйственного ведения имущества стоимостью 61,432 млн руб. сроком действия до 28.12.1996.
В дальнейшем между комитетом и ЕМУП "Горнощитское" подписан договор от 20.06.1997 N 707304 о закреплении муниципального имущества общей остаточной стоимостью 100495667,9 тыс. руб. (согласно приложению N 1 к договору) в хозяйственном ведении истца. Дополнительными соглашениями к договору N 1, 2 остаточная стоимость передаваемого имущества была изменена по состоянию на 01.04.1998 и 01.04.1999.
На основании решений комитета от 25.10.1999 N 1963, от 06.12.1999 N 2250, от 26.09.2000 N 100 истцу дополнительно к ранее переданному имуществу было передано на праве хозяйственного ведения следующее имущество: сети горячего водоснабжения, согласно приложению N 1; тепловые сети, согласно приложению N 2; водопроводные сети, согласно приложению N 35; канализационные сети, согласно приложению N 4; водозаборное сооружение и водопроводная башня, согласно приложению N 5; канализационная насосная станция, согласно приложению N 6; основные производственные фонды, согласно приложению N 7; жилищный фонд, согласно приложению N 1; встроенно-пристроенные помещения, согласно приложению N 2; сооружения внешнего благоустройства, согласно приложению N 3; сети горячего водоснабжения, согласно приложению N 4; водопроводные сети, согласно приложению N 5; канализационные сети, согласно приложению N 6; нежилое здание бывшего фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, с. Верхнемакарово, ул. Чкалова, д. 13.
Дополнительным соглашением N 3 к договору от 20.06.1997 стороны внесли изменения в договор в части дополнительно передаваемого имущества и определили общую остаточную стоимость переданного имущества по состоянию на 01.06.2000.
Решением комитета от 05.08.2002 N 1231а часть имущества, закрепленного за истцом, была изъята у него ответчиком и принята в состав муниципальной казны. Во исполнение данного решения стороны подписали сводный акт приема-передачи муниципального имущества, приложения N 1-5 к нему, накладные от 30.08.2002 и авизо от 30.08.2002.
В августе 2004 года в связи с невозможностью удовлетворения требований кредиторов в отношении ЕМУП "Горнощитское" была возбуждена процедура банкротства, определением Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2004 по делу N А60-23750/04-С4 на предприятии было введено конкурсное производство.
Полагая, что решением комитета от 05.08.2002 N 1231а у ЕМУП "Горнощитское" было неправомерно изъято все имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, что лишило предприятие возможности вести хозяйственную деятельность, привело к банкротству предприятия и невозможности погашения перед заявителем долга за потребленную тепло- и электроэнергию, последний обратился в суд с требованием о признании решения и сводного акта недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что право хозяйственного ведения на имущество, переданное ЕМУП "Горнощитское" для осуществления хозяйственной деятельности, не было зарегистрировано в установленном порядке, следовательно, такое право на это имущество у муниципального предприятия не возникло. Передача в состав местной казны муниципального имущества, права хозяйственного ведения на которое у ЕМУП "Горнощитское" не возникло, не нарушила прав и законных интересов этого предприятия, а также иных лиц, в том числе кредиторов предприятия.
Данные выводы судов следует признать ошибочными, поскольку при рассмотрении дела не было учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон) настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Федеральный закон официально опубликован в "Российской газете" N 145 от 30.07.1997.
Договор от 28.12.1995 N 234 о закреплении за ЕМУП "Горнощитское" на праве хозяйственного ведения имущества стоимостью 61,432 млн. руб. был заключен до вступления в силу Федерального закона, следовательно, при " отсутствии государственной регистрации права хозяйственного ведения за истцом оснований полагать, что данное право не возникло, не имеется.
На момент дополнительной передачи имущества на основании решений ЕКУГИ от 25.10.1999 N 1963, от 06.12.1999 N 2250, от 26.09.2000 N 100 Федеральный закон вступил в силу, регистрирующие органы были сформированы. поэтому право хозяйственного ведения ЕМУП "Горнощитское" на данное имущество подлежало регистрации.
Из материалов дела следует, что регистрация права хозяйственного ведения на дополнительно переданное имущество в установленном законом порядке произведена не была, следовательно, право на данное имущество у истца не возникло.
Однако оспариваемая передача имущества была совершена сводным актом приема-передачи муниципального имущества, в который вошло как имущество переданное на праве хозяйственного ведения до вступления в силу Федерального закона, так и после.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене как принятые по неполно исследованным обстоятельствам, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки и разрешить спор в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 02.11.2005 (резолютивная часть от 27.10.2005) и постановление апелляционной инстанции от 24.01.2006 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-24860/05-С9 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 апреля 2006 г. N Ф09-2232/06-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника