Постановление Арбитражного суда Свердловской области
от 24 августа 2004 г. N А60-10688/2004-С2
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2004 г. N Ф09-3783/04ГК настоящее постановление отменено
Апелляционная инстанция Арбитражного суда Свердловской области в составе: председательствующего, судей, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, при участии:
от истца: Косенко С.М. - начальник отдела прав. обеспеч. комитета по юр. работе по дов. N 01-19-3128 от 29.12.2003 г., Свиридова Е.А. гл. специалист отд. прав, обеспеч. комитета по юр. работе по дов. N 01-19-11 от 06.01.2004 г.,
от ответчика: Змеев И.В. гл. специалист отдела судеб, защиты по дов. N 01-40/77 от 15.08.2003 г., Севастьянова М.А. - зам. начальника управления по дов. N 01-85-15 от 01.06.2004 г.,
от 3-его лица: Абрамова Ю.Ю. - ю/к по дов. от 01.06.2004 г., Ковалев Л.А. - адвокат по дов. от 28.05.2004 г.
Рассмотрела в заседании апелляционную жалобу истца - Администрации г. Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2004 г. по делу N А60-10688/2004-С2 по иску Администрации г. Екатеринбурга к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области, Правительству Свердловской области, третье лицо на стороне ответчиков: ООО "Спортивный комплекс "Уктус" о признании незаконной регистрации права собственности на земельный участок.
Администрация г. Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области, Правительству Свердловской области, третье лицо на стороне ответчиков: ООО "Спортивный комплекс "Уктус" о признании незаконной регистрации права собственности на земельный участок площадью 4490000 кв.м, кадастровый номер: 66:41:0000000:0030 (земли Уктусского лесопарка).
Решением от 16.06.2004 г. в удовлетворении исковых требований отказано, поскольку земли Уктусского лесопарка относятся к категории особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Законность и обоснованность принятого решения проверена в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ по апелляционной жалобе Администрации г. Екатеринбурга, которая с решением не согласна, просит его отметить, поскольку считает, что зарегистрированный земельный участок относится к землям поселений и в установленном порядке не был переведен из этой категории в какую-либо другую.
Кроме того, режим особо охраняемых территорий не распространяется на леса, расположенные в черте города, так как лесопарки могут находиться только на землях лесного фонда, входящих в 1 группу лесов. Спорный земельный участок к землям лесного фонда не относиться.
Заявитель апелляционной жалобы также полагает, что при регистрации земельного участка Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нарушены требования ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Ответчики и третье лицо с доводами заявителя, изложенными в апелляционной жалобе, не согласны, просят решение оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил.
В соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленных Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец, обращаясь с данным иском в суд, правомерно считает, что обладает правом на судебную защиту своих нарушенных интересов, поскольку земельный участок, на котором находиться Уктусский лесопарк согласно, кадастровому учету относится к землям поселений, и данный участок находиться в границах Муниципального образования "г. Екатеринбург".
Таким образом, довод ответчиком о том, что истец не может обращаться с таким иском в суд, так как его права и законные интересы не нарушены, подлежит отклонению.
Обращаясь с данным иском в суд, истец просит признать незаконной регистрацию права собственности на земельный участок площадью 4490000 кв.м, кадастровый номер: 66:41:0000000:0030 (земли Уктусского лесопарка) за Свердловской областью.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законом, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности и которые были приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
30.09.2003 г. Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, категории: земли поселений, целевое использование: земли под лесопарками, площадь: 4490000 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, участок находиться в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", кадастровый номер: 66:41:0000000:0030, за Свердловской областью. Основанием возникновения права собственности явилось постановление правительства Свердловской области N 41-ПП от 17.01.2001 г.
Данное Постановление Правительством Свердловской области было принято со ссылкой на Закон Российской Федерации от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Областной закон от 13.12.1995 г. 35-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области".
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное и местное значение, а в силу ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Таким образом, статус особо охраняемых природных территорий не является определяющим для определения права собственности, а именно: собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.
Следовательно, отнесение земель к особо охраняемым природным территориям автоматически не порождает для вышеуказанных субъектов право собственности на эти земли.
Поскольку спорный земельный участок в силу Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" не отнесен исключительно к собственности субъекта Федерации и право на данный участок субъектом Российской Федерации не приобретено по основаниям, предусмотренным Гражданского кодекса Российской Федерации, собственность на земельный участок может возникнуть только в порядке разграничения государственной собственности.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" (п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 6 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" установлен порядок разграничения государственной собственности на землю.
Доказательств соблюдения данного порядка при отнесении спорного земельного участка к собственности субъекта Российской Федерации, ответчики не представили.
Кроме того, согласно кадастрового плана на спорный земельный участок, данный участок относится к категории земель поселений.
Согласно ст. 54 Закона Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области" лесопарки - это часть лесов государственного лесного фонда, входящая в 1 группу лесов.
Доказательств перевода земель из одной категории в другую, т.е. земель поселений в земли государственного лесного фонда, ответчиками также не представлено.
При таких обстоятельствах, Свидетельство о государственной регистрации права N 66 АВ 819085 от 30.09.2003 г. содержит противоречивые сведения, не соответствующие требованиям ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 54 Закона Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях" и ст.ст. 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку лесопарки в силу закона не могут находиться на землях поселений, тогда как в Свидетельстве содержится именно такое указание.
Таким образом, Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области произвело регистрацию права собственности на земельный участок, категории: земли поселений, целевое использование: земли под лесопарками, площадь: 4490000 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, участок находиться в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", кадастровый номер: 66:41:0000000:0030, за Свердловской областью в отсутствие оснований возникновения права собственности.
Постановление Правительства Свердловской области N 41-ПП от 17.01.2001 г. не может быть признано основанием возникновения права собственности в силу прямого указания закона п. 1 ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку постановление не относится к федеральному закону. Ссылка на то, что данное постановление было принято в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Областным законом от 13.12.1995 г. 35-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области", судом во внимание не принимается, так как ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возникновение права собственности в силу признания таковой федеральным законом, а не иным правовым актом. Как уже было установлено, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" не установлено, что лесопарки как особо охраняемые природные территории, находятся исключительно в собственности субъекта Российской Федерации. Никакой гражданско-правовой сделки также не имело место, помимо прочего не возникло, и право собственности за Свердловской областью и в силу разграничения государственной собственности.
При таких обстоятельствах, исковые требования о признании незаконной государственной регистрации права собственности Свердловской области на земельный участок площадью 4490000 кв.м, кадастровый номер: 66:41:0000000:0030 (земли Уктусского лесопарка) подлежат удовлетворению, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 269, 271, п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 16.06.2004 г. отменить.
Признать незаконной государственную регистрацию права собственности Свердловской области на земельный участок площадью 4490000 кв.м, кадастровый номер: 66:41:0000000:0030 (земли Уктусского лесопарка).
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через суд, принявший данное постановление.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Свердловской области от 24 августа 2004 г. N А60-10688/2004-С2
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2004 г. N Ф09-3783/04ГК настоящее постановление отменено