Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 марта 2010 г. N Ф09-1536/10-С6 по делу N А60-28005/2009-С2
Дело N А60-28005/2009-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Смирнова А.Ю., судей Семеновой З.Г., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области (далее - министерство) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 по делу N А60-28005/2009-С2 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Горнолыжный комплекс "Гора Волчиха" (далее - общество "ГЛК "Гора Волчиха"), государственному унитарному предприятию Свердловской области "Лесохозяйственное производственное объединение" (далее - предприятие "ЛХПО") о признании договора аренды земельного участка лесного фонда от 30.03.2006 прекратившим свое действие и обязании общества "ГЛК "Гора Волчиха" в месячный срок вернуть участок лесного фонда площадью 191,3 га, расположенный в границах Решетского лесничества Верх-Исетского лесхоза в кварталах N 63, 64, 76, 77, в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства (с учетом отказа от части требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области.
Решением суда от 12.10.2009 (судья Колинько А.О.) в части отказа от требований производство по делу прекращено. В остальной части иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 (судьи Романов В.А., Нилогова Т.С., Снегур А.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Заявитель полагает, что непереоформление договора аренды участка лесного фонда от 30.03.2006 обществом "ГЛК "Гора Волчиха" и неприведение его в срок до 01.01.2009 в соответствие с положениями Лесного кодекса Российской Федерации' сделали данный договор неисполнимым сторонами. По мнению заявителя, срок, установленный ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" для приведения договоров аренды участков лесного фонда, является для министерства пресекательным, после окончания которого министерство не вправе выдавать лесные билеты. Отсутствие лесного билета делает невозможным для общества "ГЛК "Гора Волчиха" фактическое использование арендованного лесного участка. Кроме того, в соответствии со ст. 24, 26, 51, 53, 55, 61, 64, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации с 01.01.2009 арендатор вправе использовать лесной участок только на основании проекта освоения лесов. Поскольку данный проект отсутствует, заявитель полагает, что у общества "ГЛК "Гора Волчиха" прав на использование арендованного лесного участка не имеется. Заявитель также указывает на то, что у него отсутствует возможность произвести перерасчет арендной штаты в связи с непереоформлением обществом "ГЛК "Гора Волчиха" договора аренды участка лесного фонда в установленный законом срок, в результате чего федеральный бюджет несет неоправданные убытки.
Как установлено судами, между государственным учреждением "Верх-Исетский лесхоз" (ныне предприятие "ЛХПО"; арендодатель) и обществом "ГЛК "Гора Волчиха" (арендатор) заключен договор аренды участков лесного фонда от 30.03.2006, в соответствии с условиями которого арендатору в пользование переданы участок лесного фонда в Решетском лесничестве Верх-Исетского лесхоза в кварталах 63, 64, 76, 77, общей площадью 191,3 га, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, на срок 25 лет. Участки переданы обществу "ГЛК "Гора Волчиха" по акту приема-передачи от 30.03.2006.
Договор зарегистрирован в порядке, установленном действующим законодательством, 11.05.2006.
Министерство, ссылаясь на то, что общество "ГЛК "Гора Волчиха" не обратилось с заявлением о переоформлении договора аренды участков лесного фонда от 30.03.2006 в срок до 01.01.2009, предусмотренный ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", обратилось в арбитражный суд с иском о признании данного договора прекратившимся,
Суды отказывая в удовлетворении требований министерства, исходили из того, что оснований считать договор аренды от 30.03.2006 прекратившимся не имеется.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения указанных договоров в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользований участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2008 N 258 (далее - Порядок), переоформление договоров производится на основании заявления лиц, использующих соответствующие лесные участки.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату указанного Приказа следует читать как 4 октября 2007 г.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченный орган выносит решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 (п. 7, 8, 9 Порядка).
Пунктом 12 названного Порядка предусмотрено, что споры, возникающие при приведении договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (заключении договора аренды лесного участка, договора безвозмездного срочного пользования), рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суды, отказывая в иске, обоснованно исходили из того, что прекращение действия существующих договоров аренды участков лесных фондов, в случае если от арендатора в срок до 01.01.2009 не поступило заявление о его переоформлении, законом не предусмотрено.
Возможность прекращения спорного договора в связи с принятием изменений в лесное законодательство разделом 5 договора аренды участка лесного фонда от 30.03.2006, устанавливающим основания для прекращения договора, также не предусмотрена.
С учетом этого суды правомерно отказали в удовлетворении требований о признании названных договоров аренды прекращенными и возврате имущества по основаниям, указанным в иске.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем они подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.10.2009 по делу N А60-28005/2009-С2 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 марта 2010 г. N Ф09-1536/10-С6 по делу N А60-28005/2009-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника