Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 января 2003 г. N Ф09-2743/02АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Областного государственного унитарного предприятия "Пермавтодор" на решение от 24.07.02 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.02 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-6941/02 по иску Областного государственного унитарного предприятия "Пермавтодор" к Межрайонной инспекции МНС РФ N 11 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу о признании постановления недействительным.
В заседании суда приняли участие представитель истца: Терехин С.А. по доверенности от 30.12.02 N 364.
Представители ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Разъяснены права и обязанности.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
Областное государственное унитарное предприятие "Пермавтодор" (далее ОГУП "Пермавтодор") обратилось с иском в Арбитражный суд Пермской области к Межрайонной инспекции МНС РФ N 11 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу о признании недействительным постановления от 17.05.02 N 12.
Решением суда от 24.07.02 исковые требования удовлетворены частично. Постановление налогового органа признано недействительным в части обращения взыскания на имущество ОГУП "Пермавтодор" в лице Соликамского ДРСУ на сумму спецналога 0 руб. 40 коп. и пени 205 руб. 39 коп., штрафов 1458 руб. 56 коп., дополнительных платежей по налогу на прибыль 14660 руб., задолженности по страховым взносам и пени в государственные внебюджетные фонды в суммах 2783582 руб. 34 коп. и 5927870 руб. 05 коп. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.09.02 решение суда оставлено без изменения.
Истец - ОГУП "Пермавтодор", с судебными актами в части отказа в иске не согласен, просит иск удовлетворить полностью.
В кассационной жалобе заявитель указывает на нарушение судом ст. ст. 46, 75 НК РФ, ст. 8 Федерального Закона "О введение в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", Постановления Правительства РФ от 28.10.92 N 828 "Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна", Федерального Закона "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы". Постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, на 25.04.02 у ОГУП "Пермавтодор" имелась недоимка по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, дорожные фонды и пени. Налоговым органом налогоплательщику предъявлено требование N 112 о погашении задолженности до 30.04.02 в общей сумме 11724983 руб. 53 коп. Межрайонной инспекцией МНС РФ N 11 по Пермской области и Коми - Пермяцкому автономному округу вынесено решение от 30.04.02 N 545/12 о взыскании недоимки и пени путем направления в банк инкассовых поручений. В связи с отсутствием на счетах общества денежных средств, налоговый орган 17.05.02 принял постановление N 12 о взыскании налога (сбора), пени и штрафа за счет имущества юридического лица.
Считая постановление налогового органа незаконным, ОГУП "Пермавтодор" обратился с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск частично, арбитражный суд исходил из отсутствия со стороны налогового органа нарушений порядка, установленного ст. ст. 46, 47 НК РФ, и правомерности начисления налогов, пеней и штрафов.
Данный вывод суда правильный, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
В соответствии с п. 7 ст. 46 НК РФ и п. 1 ст. 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
При этом для применения ст.47 Налогового кодекса РФ необходимо установить недостаточность или отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика.
Судом установлено, что налоговый орган действовал в соответствии с положениями ст. ст. 31, 45, 46, 47, 69 НК РФ.
В части 5% ставки налога на прибыль, подлежащего уплате в местный бюджет кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Статьей 8 Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2000 "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" внесено изменение в ст. 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которому с 01.01.01 в местные бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам устанавливаемым представительными органам местного самоуправления в размере не свыше 5%.
Поскольку решение Земского собрания Соликамского района от 26.10.2000 N 204 "Об установлении дополнительной ставки налога на прибыль для предприятий и организаций", принятое в пределах представленных ему полномочий, устанавливает зачисление в городской бюджет налога на прибыль по соответствующей ставке и с 01.01.2001, взыскание налога в местный бюджет является правомерным, и оснований для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа в части взыскания названного выше налога не имеется.
До введения в действие гл. 26 части II НК РФ вопросы недропользования и уплаты федерального налога на пользование недрами регулируются Законом РФ "О недрах", который содержит в себе нормы гражданского (абз. 1 ст. 49, абз. 3 ст. 11), налогового законодательства и законодательства о недропользовании.
В соответствии со ст. 39 Закона РФ "О недрах" пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных ст. 40 названного Закона.
Выводы арбитражного суда соответствуют ст. ст. 39, 41, 44 Закона РФ "О недрах", Постановлению Правительства РФ от 28.10.92 N 828 "Об утверждении положения о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна", соответствующим инструкциям и материалам дела.
В соответствии со ст. 44 Закона РФ "О недрах" пользователи недр. осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, производят отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы. При этом размеры отчислений определяются с учетом Федерального закона "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" как установленная доля стоимости фактически добытых и реализованных полезных ископаемых.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные правовые акты по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Таким образом, с учетом п. 2 ст. 7 названного выше закона подлежат применению сроки уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, установленные в соответствии с Инструкцией ГНС РФ от 31.12.96 N 44 "О порядке отчисления и уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы".
Довод заявителя о том, что сроки расчетов по плате за право пользования недрами и отчислений на ВМСБ законодательно не установлены, противоречит вышеназванным нормативным актам. Эти сроки установлены Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти при реализации положений федерального закона.
Начисление пени по налогу на пользователей автодорог соответствует ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ", Закону РФ "О дорожных фондах РФ", п. 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.1992 N 2235-1.
Налоговым органом правомерно доначислена плата за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ, поскольку Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.02 N 284-О признано, что Постановление Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.06.01 N 463) принято во исполнение полномочий, предоставленных Правительству РФ федеральным законом, предусматривает взимание платежей неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права арбитражным судом при рассмотрении спора не допущено.
Указанные обстоятельства переоценке в силу ст. 287 АПК РФ кассационной инстанцией не подлежат.
С учетом изложенного, судебные акты по данному делу - изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 24.07.02 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.02 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-6941/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 января 2003 г. N Ф09-2743/02АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника