Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 сентября 2005 г. N Ф09-3805/05-С2
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 мая 2006 г. N Ф09-3490/06-С7
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 марта 2005 г. N Ф09-839/05АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 18.03.2005 г. и постановление суда апелляционной инстанции от 27.05.2005 г. Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-18434/04.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Асадуллин М.Н. (доверенность от 25.01.2005 г. N 2200/00609);
общества с ограниченной ответственностью "Башкиргаз" (далее - общество, налогоплательщик) - Севостьянов А.Н. (доверенность от 19.07.2005 г. N 249). Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 29.06.2004 г. N 220/07287 в части акцизов и санкций за 2002-2003 гг., начисленных по итогам выездной налоговой проверки (акт от 20.02.2004 г.).
Инспекция обратилась со встречным заявлением о взыскании с общества соответствующих санкций.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2005 г. требования общества удовлетворены полностью, в удовлетворении встречного заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.05.2005 г. решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция, просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, поводом для начисления акциза в сумме 793864 руб. за 2002 г. и 1265867 руб. за 2003 г. послужило неучтение обществом в налогооблагаемой базе стоимости природного газа (минерального сырья), в отношении которого в указанных налоговых периодах были заключены соглашения о переводе долга.
Признавая правомерными действия общества, суды руководствовались ст.ст. 194, 195 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), гл. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что оснований для исчисления акциза у налогового органа не имелось.
Вывод судов является правильным, он соответствует обстоятельствам дела и закону.
Согласно п. 5 ст. 194 Кодекса сумма акциза по подакцизному минеральному сырью исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям реализации подакцизного минерального сырья, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду. В силу п. 1 ст. 195 Кодекса дата реализации подакцизного минерального сырья определяется как день его оплаты.
Таким образом, в предмет доказывания по данному вопросу входят обстоятельства, свидетельствующие об исполнении обязательства по оплате минерального сырья и прекращении этого обязательства.
Наличие указанных обстоятельств налоговым органом не подтверждено. Заключение соглашений о переводе долга, на которые ссылался налоговый орган в акте проверки и решении, в соответствии с гл. 26 Гражданского Кодекса Российской Федерации не является основанием прекращения обязательства оплатить товар продавцу, а, следовательно, и не доказывает факт оплаты сырья.
При отсутствии доказательств, свидетельствующих об оплате газа, суды обоснованно признали начисление акциза незаконным.
В отношении 74282 руб. акциза суды при рассмотрении материалов дела установили, что инспекцией налог начислен на сумму, составляющую стоимость услуг открытого акционерного общества "Газ-Сервис" (ГРО) по поддержанию соответствующего уровня давления газа. В силу ст. 181 Кодекса эти услуги не подлежат обложению акцизом. Таким образом, суды обоснованно удовлетворили требования общества, признав незаконным решение инспекции в части доначисления указанной суммы налога.
Не соглашаясь с судебными актами, налоговый орган утверждает, что сумма налога исчислена им от суммы, составляющей стоимость реализованного природного газа. Учитывая, что ссылка налогового органа не подтверждена материалами дела и направлена на переоценку установленных судами обстоятельств, она не может быть принята во внимание и отклоняется.
Начисление 24879498 руб. за 2002 г. и 15353293 руб. за 2003 г. акциза произведено налоговым органом на сумму платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Удовлетворяя заявленные требования по данному вопросу, суды руководствовались ст.ст. 40, 188 Кодекса и исходили из того, что определение налоговой базы по акцизу следует производить без включения в нее платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Вывод судов является правильным, соответствует действующему законодательству и основан на материалах дела.
Согласно п. 1 ст. 188 Кодекса налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при нии, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость.
При этом в силу Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", регулируемая оптовая цена на газ - это утвержденная в установленном порядке цена на газ, по которой он должен реализовываться на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям. Цена на снабженческо-сбытовые услуги, определяемая данным нормативным актом, формируется как плата за данные услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, и принимается сверх регулируемой оптовой цены на газ.
Таким образом, по смыслу закона и правил формирования регулируемой цены на газ плата за снабженческо-сбытовые услуги не учитывается в налоговой базе по акцизу на природный газ.
Доводы инспекции по данному вопросу основаны на неверном толковании закона, поэтому отклоняются.
Доначисление акциза в суммах 618583 руб., 4542709 руб., 181968 руб., 20133647 руб., 95283675 руб. произведено налоговым органом со стоимости газа, реализованного населению. Данное обстоятельство установлено судами, подтверждается материалами дела и налоговым органом не опровергнуто.
Поскольку операции по реализации газа населению в силу ст. 183 Кодекса не подлежат обложению акцизом, а доводы, изложенные в кассационной жалобе по данным вопросам сводятся к переоценке обстоятельств дела, установленных судами, оснований для их принятия и изменения судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение суда первой инстанции от 18.03.2005 г. и постановление суда апелляционной инстанции от 27.05.2005 г. Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-18434/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 сентября 2005 г. N Ф09-3805/05-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника