Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 31 января 2005 г. N Ф09-215/04ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления Курганской области на решение от 11.06.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2004 г. Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-1695/2003 по иску ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева" Северо-Казахстанское нефтепроводное управление (филиал) к Финансовому управлению Курганской области о взыскании убытков в сумме 23374 руб. 40 коп. К участию в деле в качестве третьего лица привлечены: 1. Администрация Курганской области, 2. Администрация Макушинского района.
В судебном заседании присутствовали представители:
Финансового управления Курганской области - главный специалист Исакова Т.Л. по доверенности N 08-39 от 29.10.2004 г.;
ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева" юрисконсульт Иваничкин Д.П. по доверенности N 10-26-503 от 27.12.2004 г.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы. Явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Права и обязанности разъяснены, отводов составу суда не заявлено, ходатайств не поступило.
ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им Д.А. Черняева" обратилось в арбитражный суд Курганской области с иском к Финансовому управлению Курганской области с иском о взыскании, согласно уточнению, убытков в сумме 23374 руб. 40 коп.
Решением от 30.07.2003 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2003 г. решение оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 12.02.2004 г. решение и постановление апелляционной инстанции отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении решением от 10.06.2004 г. иск удовлетворен частично, с Финансового управления Курганской области в пользу ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева" в лице Северо-Казахстанского нефтепроводного управления (филиал) взысканы убытки в размере 10838 руб. 93 коп., в удовлетворении остальной части отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2004 г. решение изменено, иск удовлетворен: с Финансового управления Курганской области в пользу ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева" в лице Северо-Казахстанского нефтепроводного управления (филиал) взыскано 24710 руб. 09 коп.
Ответчик - Финансовое управление Курганской области - с решением и постановлением апелляционной инстанции не согласен, просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права (ст.ст. 195, 196, 199, 200, 1069 ГК РФ) и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал ее доводы.
Проверив законность решения и постановления апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены судебных актов не усматривает.
Как следует из материалов дела, ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева" в лице Северо-Казахстанского нефтепроводного управления (филиала) оказывает услуги населению по теплоснабжению и электроснабжению, осуществляет техническое обслуживание закрепленного за ним жилищного фонда. В 1999-2000 годах истцом во исполнение ФЗ "О ветеранах" предоставлялись льготы указанной категории граждан в виде 50% скидки с оплаты коммунальных услуг и жилья.
В обоснование исковых требований истцом представлен акт сверки между Макушинским районным бюджетом и "НПС "Суслово" Северо-Казахстанского управления по состоянию на 30.11.2002 г. по оплате льгот по предоставленным коммунальным услугам согласно ФЗ "О ветеранах", сведения о предоставленных льготах по коммунальным услугам ветеранам труда, ведомости на оприходование средств от квартплаты, акты сверок по оплате льгот по предоставленным коммунальным услугам согласно ФЗ "О ветеранах".
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что исковые требования о взыскании убытков за период 1999 год по март 2000 года включительно в сумме 12535 руб. 47 коп. заявлены за пределами исковой давности, что является основанием для отказа в удовлетворении иска в указанной части. Представленное истцом платежное поручение N 093 от 13.03.2003 г. суд счел ненадлежащим доказательством признания долга должником за период 1999 год - март 2000 года, указав, что данное обстоятельство свидетельствует о продолжении договорных отношений сторон и оплате должником текущих платежей. В части взыскания суммы 10838 руб. 93 коп. суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению, указав, что возмещение расходов на реализацию прав и льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг должно производиться за счет средств бюджета Курганской области, размер предоставленных льгот подтверждается материалами дела.
Изменяя решение и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что, утверждая бюджет на текущий год, соответствующее публичное образование с учетом положений действующего законодательства об установлении льготного режима в отношении определенных категорий граждан, принимает на себя обязанность по компенсированию организациям, фактически предоставляющим льготы, расходов от предоставления установленных льгот и определяет размер сумм, необходимых для покрытия расходов хозяйствующих субъектов. При этом публичное образование в лице соответствующих органов вправе устанавливать порядок распределения и доведения выделенных средств до хозяйствующих субъектов. Поскольку в период с 01.01.2000 г. по 31.12.2000 г. не были разработаны установленные компетентным органом публичной власти сроки финансирования мероприятий по предоставлению отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что нормативный акт о бюджете соответствующего публичного образования действует в течение календарного года - с 01.01 по 31.12 включительно, финансирование соответствующих расходов по компенсированию льгот от предоставления ветеранам жилищно-коммунальных услуг могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года, а о нарушении своего права на возмещение компенсаций от предоставления льгот в 2000 году из соответствующего бюджета истец должен был узнать не ранее 01.01.2001 г. Поскольку исковое заявление подано в суд 26.03.2003 г., суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что срок исковой давности истцом не пропущен и удовлетворил иск в полном объеме. При этом суд апелляционной инстанции также указал, что течение срока исковой давности прервалось подписанием акта сверки от 30.11.2002 г.
Данные выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд правомерно исходил из того, что материалами дела доказан факт ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации - Курганской областью - возложенных на него обязанностей по соответствующему финансированию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах". Правильно судом определен и источник погашения возникшей задолженности - бюджет Курганской области, поскольку ст. 10 указанного Закона возмещение расходов на реализацию прав и льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств субъектов Российской Федерации.
Таким образом, взыскание убытков от предоставления льгот ветеранам должно производиться за счет средств бюджета Курганской области.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.02.2001 г. N 88 утвержден порядок возмещения в 2001 году расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом "О ветеранах" за счет средств областного бюджета. Согласно пункту 3 Порядка возмещения в 2001 году расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом "О ветеранах" за счет средств областного бюджета, главам администраций районов и городов рекомендовано в установленном порядке определять уполномоченный орган, на который будет возложена работа по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам. Уполномоченный орган осуществляет работу по финансированию расходов за предоставленные ветеранам льготы, производит перечисление средств, получаемых из областного бюджета на оплату расходов предприятиям и организациям, непосредственно осуществившим предоставление льгот по платежным документам, подтверждающим предоставление льгот и понесенных расходов.
До принятия указанного постановления порядок возмещения расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом "О ветеранах" Администрацией (Правительством) Курганской области урегулирован не был, на момент подписания актов сверок между финансовым отделом Макушинского района, Макушинской районной администрацией и НПС "Суслово" Северо-Казахстанского нефтепроводного управления ОАО "Уралосибнефтепровод" специально уполномоченный орган, на который была возложена работа по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, не был определен. Однако ФЗ "О ветеранах" возмещение затрат от предоставления льгот отдельным категориям граждан не ставится в зависимость от определения такого порядка.
Поскольку субъектом Российской Федерации - Курганской областью - допущено нарушение возложенных на него Федеральным Законом обязанностей, выразившихся в ненадлежащем и несвоевременном финансировании расходов от предоставления льгот, является обоснованным вывод арбитражного суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска (ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ).
Кроме того, вывод суда апелляционной инстанции о том, что иск заявлен в пределах срока исковой давности, также является правильным.
Из дела видно, что компетентным органом публичной власти не были установлены сроки финансирования мероприятий по предоставлению отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным Законом "О ветеранах". Следовательно, право на получение денежных средств на компенсирование расходов от предоставления льгот за 1999 и 2000 годы следует считать нарушенным с момента истечения соответствующего финансового года.
В материалах дела имеется акт сверки по оплате льгот по предоставленным коммунальным услугам согласно ФЗ "О ветеранах", подписанный Макушинским районным бюджетом и "НПС "Суслово" Северо-Казахстанского управления по состоянию на 30.11.2002 г., согласно которому задолженность составляет 23374 руб. 40 коп.
В спорный период порядок возмещения расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным Законом "О ветеранах" Администрацией (Правительством) Курганской области урегулирован не был, на момент подписания указанного выше акта сверки специально уполномоченный орган, на который была возложена работа по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам определен также не был. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно указал на перерыв срока исковой давности для предъявления требований о взыскании расходов от предоставления льгот за 1999 и 2000 годы подписанием акта сверки от 30.11.2002 г.
Суд кассационной инстанции полагает, что арбитражным судом фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам.
С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Курганской области законно обоснованно отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 11.06.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2004 г. Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-1695/2003 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 января 2005 г. N Ф09-215/04ГК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника