Об установлении размеров ставок налога на игорный бизнес в Саратовской области см. Закон Саратовской области от 31 октября 2003 г. N 64-ЗСО
Руководителям МРИ, ИМНС России
по Саратовской области
В связи с возникающими у налоговых органов области вопросами о действующих нормативно-правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность граждан и юридических лиц, использующих игровые автоматы, УМНС России по Саратовской области сообщает следующее:
1. В соответствии со ст. 364 НК РФ:
- игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг;
- организатор игорного заведения, в том число букмекерской конторы (далее в настоящей главе - организатор игорного заведения), - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе;
- игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
Приказом Госстандарта России от 24.01.2000 N 22 "О принятии Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу" более детально характеризуется понятие "игровой автомат", устанавливается обязательность испытания игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа игрового автомата, а также порядок принятия решения об утверждении типа и выдачи соответствующего сертификата. Кроме того, установлено, что контроль за соответствием игровых автоматов с денежным выигрышем утвержденному типу осуществляется органами Государственной метрологической службы, аккредитованными Госстандартом России. В приложении N 1 перечислены требования к игровым автоматам с денежным выигрышем.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вероятно, имеется в виду приложение N 3 приказа Госстандарта РФ от 24 января 2000 г. N 22 "О принятии Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу"
Так,# например, игровой процесс должен быть случайным, т.е. результат игры не должен зависеть от результатов предшествующих игр, а также от игры других игроков.
Технологически заложенный средний процент денежного выигрыша должен быть не ниже 75%.
Игровой автомат должен быть оснащен не менее чем двумя электромеханическими счетчиками, сохраняющими информацию об уплаченных и выплаченных монетах или средств, их заменяющих, а также другую информацию, позволяющую проконтролировать правильность расчетов с игроками. При этом на счетчиках должны быть идентификационные надписи, определяющие назначение счетчика, а также надпись о цене деления, учитывая, что цена деления входного и выходного счетчика может быть только одинаковая.
Части игровых автоматов, определяющие ход игры, должны быть надежно защищены от манипулирования с целью мошенничества. Для этих целей центральный блок управления (игровая плата), а также электромеханические счетчики должны иметь соответствующие места для пломбировки.
Конструкция и расположение мест пломбировки должны полностью исключить вскрытие без повреждения пломбировки и т.д.
2. Согласно ст. 365-366 НК РФ:
налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат,
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
3. Лицензирование деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - "Закон") и Положением о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 N 525 (далее - "Положение").
Лицензирующим органом в соответствии с п.п. "м" п. 2 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 326 является Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму.
Порядок лицензирования деятельности по организации и содержанию тотализаторов (посреднической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по организации приема ставок от участников взаимных пари и выплате выигрышей) и игорных заведений, в том числе букмекерских организаций (букмекеров), являющихся организаторами-участниками основанных на риске игр регулируется Положением.
Срок действия лицензии на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений - 5 лет.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений являются:
а) комплектование штата игорных заведений сотрудниками не моложе 18 лет:
б) игорные заведения не могут быть размещены в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность;
в) наличие у руководителя (одного из руководителей) игорного заведения стажа работы в сфере игорного бизнеса не менее 3 лет;
г) наличие у игорного заведения документа, подтверждающего соответствие используемых игорным заведением игровых автоматов с денежным или иным выигрышем утвержденному типу игровых автоматов;
д) обеспечение условий личной безопасности участников взаимных пари, игроков и посетителей тотализатора и игорного заведения;
е) соблюдение правил организации проведения взаимных пари и основанных на риске игр, утверждаемых в установленном порядке лицензирующим органом.
Примечание: Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
- наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица;
- фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
- лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и места (мест) нахождения тотализатора и (или) игорного заведения;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
в) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
г) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
е) сведения о квалификации сотрудников соискателя лицензии.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган при осуществлении лицензирования имеет право провести проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, срок проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных выявленных нарушений.
Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) лицензируемая деятельность;
в) сведения о лицензиате с указанием его кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационного номера налогоплательщика:
- наименование, место нахождения (с указанием мест нахождения обособленных подразделений), место нахождения помещения, используемого для осуществления лицензируемой деятельности, - для юридического лица;
- фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, место нахождения помещения, используемого для осуществления лицензируемой деятельности, - для индивидуального предпринимателя;
г) перечень установленного в игорном заведении игрового оборудования с указанием его количества и производителя;
д) номер лицензии и дата принятия решения о предоставлении лицензии;
е) срок действия лицензии;
ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
и) основание и дата аннулирования лицензии.
Примечание: Ни Законом, ни Положением не предусмотрена обязанность организации и лицензирующего органа включить в лицензию сведения о фактическом местонахождении объектов игорного бизнеса.
В соответствии со ст. 13 Закона лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Лицензирующий орган может аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
4. Согласно п. 2 ст. 366 НК РФ и письму МНС России от 15.03.2004 N 22-0-10/425@ "О постановке на учет в налоговом органе объектов налогообложения налогом на игорный бизнес" налогоплательщик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения данным налогом не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
Обособленным подразделением организации согласно п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, оборудование организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, стационарных рабочих мест вне места ее нахождения является созданием обособленного подразделения, и, следовательно, организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
Учитывая изложенное, объект налогообложения налогом на игорный бизнес подлежит постановке на учет (должен быть зарегистрирован) в налоговом органе по месту нахождения организации (при использовании объекта налогообложения по месту нахождения организации) или месту нахождения обособленного подразделения организации (при использовании объекта налогообложения по месту нахождения обособленного подразделения организации).
При этом уплата налога на игорный бизнес при наличии у организации обособленного подразделения как имеющего отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, так и не имеющего их, должна производиться по месту нахождения обособленного подразделения организации,# по ставке, установленной в соответствии со ст. 369 НК РФ на территории субъекта Российской Федерации по месту осуществления организацией деятельности в сфере игорного бизнеса, через обособленное подразделение.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на территории субъекта Российской Федерации по месту своего жительства, а также на территории других субъектов Российской Федерации, обязан поставить все имеющиеся объекты налогообложения налогом на игорный бизнес на учет в налоговом органе по месту своего жительства.
При этом уплата налога на игорный бизнес в вышеуказанных случаях должна производиться индивидуальным предпринимателем по месту жительства индивидуального предпринимателя по ставке, установленной законодательными органами данного субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в отношении игровых автоматов следует иметь в виду, что в случае, если игровой автомат расположен вне места нахождения организации (места нахождения обособленного подразделения организации), постановка на учет данного объекта налогообложения налогом на игорный бизнес осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации.
Согласование места размещения игровых автоматов с органами государственной власти и местного самоуправления законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Однако размещение игровых автоматов на территориях (в помещениях) магазинов, рынков, земельных участков и т.п., принадлежащих не собственнику и не арендатору игрового автомата, должно осуществляться в соответствии с требованиями гражданского законодательства (ГК РФ) на основании соответствующих договоров: аренды, безвозмездного пользования (ссуды), простого товарищества и т.п., заключаемыми с собственниками территорий (помещений).
5. Ставки налога согласно ст. 369 НК РФ устанавливаются субъектом Российской Федерации.
С 01.01.2004 по 01.09.2004 Законом Саратовской области от 31.10.2003 N 64-ЗСО установлены следующие размеры ставок налога на игорный бизнес:
- за один игровой стол - 50000 рублей;
- за один игровой автомат - 3200 рублей;
- за одну кассу тотализатора - 50000 рублей;
- за одну кассу букмекерской конторы - 50000 рублей.
С 01.09.2004 по настоящее время Законом Саратовской области от 23.07.2003 N 38-ЗСО установлены следующие размеры ставок налога на игорный бизнес:
- за один игровой стол - 50000 рублей;
- за один игровой автомат - 5000 рублей;
- за одну кассу тотализатора - 50000 рублей;
- за одну кассу букмекерской конторы - 50000 рублей.
Следует отметить, что перечисленные размеры ставок не максимальны.
Примечание: Согласно cт. 369 НК РФ субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размеры ставок в следующих пределах:
- за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;
- за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;
- за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей.
6. В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ "Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами".
На основании п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Перечень видов деятельности, осуществление которых возможно только при наличии специального разрешения (лицензии), установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензирование некоторых видов деятельности регулируется и другими федеральными законами.
Согласно ст. 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, признается уголовно наказуемым преступлением.
Примечание: Крупным ущербом, доходом признаются ущерб, доход в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей.
Поводами для возбуждения уголовного дела являются, в том числе: заявление или сообщение о преступлении (ст.ст. 140-144 УПК РФ).
Предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 171 УК РФ, на основании ст. 151 УПК РФ, производится дознавателем, следователем органа внутренних дел.
Согласно п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), признается административно наказуемым правонарушением.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, поступившие из государственных органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ст. 28.1 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, на основании ст. 28.3 КоАП РФ, могут быть возбуждены должностными лицами органа внутренних дел.
В качестве примера можно привести постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.06.2004 по делу N А82-1488/2004-16, принятое по результатам рассмотрения заявления УВД Ярославской области.
В названном постановлении суд указал, что на основании п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" организация и содержание тотализаторов и игорных заведений подлежат лицензированию.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена в части 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприниматель Большовцева Е.А. в торговых центрах города Ярославля осуществляла игорный бизнес без лицензии на право осуществления данной деятельности.
Суд правомерно отклонил ссылку Большовцевой Е.А. на наличие лицензии на осуществление игорного бизнеса у Мареновой Ю.И., с которой она заключила договор простого товарищества, поскольку согласно ст. 7 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" вид деятельности, на осуществлении которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
При таких обстоятельствах суд, полно и всесторонне оценив представленные в дело доказательства, пришел к правильному выводу о совершении Большовцевой Е.А. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем правомерно привлек ее к ответственности за данное правонарушение.
Советник налоговой службы Российской Федерации I ранга |
П.А.Ивакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС РФ по Саратовской области от 16 ноября 2004 г. N 06-06/012680@ "О нормативно-правовых актах, регулирующих игорный бизнес"
Текст письма официально опубликован не был