Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 5 июля 2005 г. N 219-П
Областная целевая программа
"Развитие информационного партнерства органов государственной власти
Саратовской области со средствами массовой информации" на 2006-2007 годы
Паспорт программы
Наименование областная целевая программа "Развитие информационного
Программы партнерства органов государственной власти Саратовской
области со средствами массовой информации" на 2006-2007
годы (далее - Программа)
Основание постановление Правительства Саратовской области от 24
разработки марта 2005 года N 102-П "О Плане заседаний
Программы Правительства Саратовской области на второй квартал
2005 года"
Государственный министерство информации и общественных отношений
заказчик области
Основной министерство информации и общественных отношений
разработчик области
Программы
Цели и задачи обеспечение информационной открытости органов
Программы, государственной власти области и права граждан на
важнейшие получение полной и объективной информации с учетом
оценочные актуальных потребностей гражданского общества;
показатели совершенствование механизма взаимодействия органов
исполнительной власти области со средствами массовой
информации через развитие проектной модели реализации
государственного заказа на информирование населения по
социально значимой тематике;
улучшение качества материалов социально значимой
тематики на основе конкурентных отношений среди средств
массовой информации при реализации информационных
проектов, финансируемых за счет средств областного
бюджета;
содействие увеличению объемов материалов в средствах
массовой информации, направленных на решение
государственных задач, через оперативное информационное
сопровождение решений органов государственной власти
области, имеющих высокую социальную значимость;
стимулирование развития социальной журналистики
Сроки и этапы 2006-2007 годы
реализации
Программы
Исполнители министерство информации и общественных отношений
основных области, редакции средств массовой информации (по
мероприятий согласованию)
Объемы и источниками финансирования Программы являются средства
источники областного бюджета в сумме 42 млн. рублей, средства
финансирования внебюджетных источников - прогнозно, не менее 50
Программы процентов от бюджетных затрат
Ожидаемые повышение информированности граждан о деятельности
конечные органов государственной власти области;
результаты увеличение объемов материалов в средствах массовой
реализации информации, освещающих социально значимую тематику,
Программы на 15 процентов;
разработка и реализация не менее 30 информационных
проектов в год;
проведение не менее двух открытых конкурсов информационных
проектов социально значимой тематики
Система контроль за исполнением Программы осуществляет
организации министерство информации и общественных отношений
контроля за области совместно с министерством экономического
исполнением развития и торговли области в соответствии с
Программы постановлением Правительства Саратовской области от 3
июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и
реализации областных целевых программ"
1. Введение
Программа подготовлена в соответствии с Посланиями Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004 и 2005 годах, рассматриваемыми как единая программа действий на ближайшее десятилетие.
Программа основывается на положениях Конституции Российской Федерации о признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, как обязанности государства (статья 2), о свободе мысли и слова, свободе массовой информации и запрещении цензуры (статья 29), а также на Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Цели и задачи Программы сформулированы в соответствии с принципами и правовыми гарантиями федеральной и региональной государственной политики в отношении средств массовой информации (далее - СМИ).
Как отмечено в Послании Президента России В.В.Путина 2005 года, главной политико-идеологической задачей является развитие России как свободного, демократического государства. И ключевая роль в этом процессе принадлежит средствам массовой информации, оказывающим мощное влияние на формирование общественного мнения, уровень материальной и духовной культуры и в целом на развитие общества. При этом, как подчеркнуто в Послании, "возможность получать публичные услуги, публичную информацию должна быть доступна в равной степени всем гражданам страны".
Информационное партнерство органов государственной власти Саратовской области со средствами массовой информации, предусмотренное в данной Программе, основывается на соблюдении принципов справедливости, равноправия, свободы слова и должно быть эффективным проводником государственной политики в обществе.
Программа призвана стать ключевым фактором в системе информирования населения о деятельности и решениях органов государственной власти, имеющих высокую социальную значимость. Она должна быть направлена на обеспечение информационной открытости государственных органов, что позволит гражданам получать больше объективной информации о деятельности государственного аппарата области и поможет им защитить свои интересы. Программа должна обеспечить право граждан на объективную информацию. Это, как отмечено в Послании, "важнейший политический вопрос и он прямо связан с действием в нашей государственной политике принципов свободы и справедливости".
В области уже апробирована система использования бюджетных средств при условии долевого финансирования целевых расходов при организации освещения социально значимых тем, которая положительно зарекомендовала себя при реализации аналогичной программы в 2004-2005 годах.
В рамках реализации областной целевой программы "Развитие информационного партнерства органов государственной власти со средствами массовой информации" на 2004-2005 годы было проведено два открытых конкурса информационных проектов средств массовой информации на лучшее освещение социально значимых тем в 2004-2005 годах. Всего в конкурсах информационных проектов участвовало 279 проектов 70 СМИ. Конкурсной комиссией было принято решение о финансировании в полном объеме или частично 30 проектов 9 телекомпаний в 2004 году и 60 проектов 33 СМИ - в 2005 году. В рамках программы в 2004 году было изготовлено и размещено в эфире около 280 информационно-новостных сюжетов, более 350 теле- и радиопередач, 12 фильмов, организован 5-часовой спортивный телемарафон. Всего участниками программы обеспечено более 190 часов эфирного времени, посвященного вопросам, имеющим высокую социальную значимость. В 2005 году на социально значимую тематику запланировано около 30 часов эфирного времени и не менее 750 тыс. кв.см печатной площади в СМИ области.
Результатом реализации Программы 2006-2007 годов явится существенное повышение объемов и качества материалов в средствах массовой информации, освещающих самые актуальные социально-экономические преобразования, разъясняющих важнейшие решения органов государственной власти. В конечном счете Программа должна повысить уровень информированности граждан о деятельности органов государственной власти и способствовать тому, чтобы в СМИ были в полной мере учтены самые актуальные потребности российского гражданского общества и обеспечены его интересы.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Итоги многочисленных социологических опросов, высказывания авторитетных политиков, публицистов, ученых в области журналистики свидетельствуют о глубоком кризисе российских СМИ новейшего периода, о потере нравственных ориентиров, их низком культурном уровне, преобладании в них продукта, рассчитанного на низкий вкус массового потребителя. Как следствие - потеря уважения со стороны читателей, зрителей, рост недоверия к СМИ со стороны общества.
Саратовские СМИ переживают те же болезненные процессы, что и российская журналистика в целом. Особенностями являются сравнительно невысокие тиражи газет, распространяемых на территории области, выраженная ангажированность, преобладание заказных материалов, отсутствие результативности (действенности), "информационные войны" друг с другом, низкий уровень политической и общей культуры ведения дискуссий, вытеснение со страниц газет и эфирного времени социально значимых тем, недостаточно высокий профессионализм публикаций.
С появлением новых информационных технологий и каналов существенно сокращается доля традиционных СМИ, особенно газетной прессы. На медийном рынке превалируют издания "желтой" тематики.
Продолжается процесс коммерциализации СМИ; при этом предпочтение отдается заказным материалам, позволяющим получать доход, или развлекательным материалам, рассчитанным на непритязательный уровень восприятия потребителей. Размещение таких материалов в электронных СМИ области в настоящее время осуществляется в ущерб детским и молодежным передачам, которые занимают не более 5 процентов общего недельного объема эфирного времени, передач спортивной, культурной и музыкально-развлекательной направленности - не более 3 процентов. В то же время, по итогам социологических исследований большинство респондентов (22 процента) отмечают нехватку на телеканалах культурно-просветительских передач, спортивных передач - 16,4 процента, музыкальных - 13,1 процента. Мониторинг областного эфира показывает, что на саратовских телеканалах преобладают реклама и передачи рекламного и развлекательного характера, объем которых составляет свыше 60 процентов. Информационно-новостные передачи составляют 20 процентов недельного эфира, при этом социально значимая тематика, материалы о реформах и деятельности органов власти представлены недостаточно для решения социальных проблем. Такая ситуация свидетельствует о том, что формирование и повышение уровня социальной ответственности СМИ нуждается в стимулировании со стороны государства.
Реализованные аналогичные программы в 2003 и 2004 годах являлись определенным государственным заказом на изготовление и размещение в СМИ материалов на социально значимую тематику. Однако время реализации большинства поддержанных проектов ограничивалось сроками действия программы.
Именно поэтому одной из задач Программы на 2006-2007 годы является содействие развитию социально ответственной журналистики. В указанный период планируется оказание государственной поддержки преимущественно тем проектам, которые рассчитаны на более длительный период и будут реализовываться после окончания срока действия Программы за счет внебюджетных средств.
В данной ситуации механизм государственного заказа, чем по существу и является Программа, остается необходимой мерой, позволяющей сохранить существующие объемы информации социально значимой тематики.
Приобретенный в ходе реализации аналогичной программы в 2004-2005 годах опыт взаимодействия органов исполнительной власти области со средствами массовой информации требует дальнейшего совершенствования. Эффективное взаимодействие должно осуществляться не только по вопросам здорового образа жизни, патриотического воспитания, охраны семьи и детства, но и в сфере информационного сопровождения реформ.
Следует отметить необходимость создания системы освещения экономических процессов, происходящих в области. Информационная поддержка наиболее привлекательных инвестиционных проектов, деятельности финансовых институтов, коммерческих структур и других субъектов инвестиционного рынка, а также информирование об экономико-географическом, политическом, демографическом, экологическом и социальном положении в регионе обеспечит продвижение области на российском и зарубежном рынках, мобилизует ресурсы для роста экономической активности внутри региона.
3. Цели и основные задачи Программы
Главная цель Программы - обеспечение информационной открытости органов государственной власти и права граждан на получение полной и объективной информации с учетом актуальных потребностей гражданского общества.
К числу других целей относятся:
совершенствование механизма взаимодействия органов исполнительной власти со средствами массовой информации через развитие проектной модели реализации государственного заказа на информирование населения по социально значимой тематике;
улучшение качества материалов социально значимой тематики на основе конкурентных отношений среди средств массовой информации при реализации информационных проектов за счет финансирования из областного бюджета;
содействие увеличению объемов материалов в средствах массовой информации, направленных на решение государственных задач, через оперативное информационное сопровождение решений органов государственной власти, имеющих высокую социальную значимость;
стимулирование развития социальной журналистики.
Задачи Программы определяются ее целями и заключаются в следующем:
осуществить реализацию Программы в два этапа, в ходе которых провести не менее двух открытых конкурсов информационных проектов (в 2006 и 2007 годах) с последующей реализацией победивших проектов;
организовать проведение обучения представителей СМИ - участников проектов, представленных на конкурс, по вопросам выработки системы оперативного информационного сопровождения решения социально значимых вопросов, информирования о ходе реформ и деятельности органов государственной власти области, участия и роли СМИ в социально-экономическом развитии региона.
4. Система программных мероприятий
В рамках Программы планируется осуществить комплекс мероприятий, которые позволят создать систему реализации информационных проектов, направленных на освещение в средствах массовой информации области наиболее значимых тем.
Основные принципы реализации Программы:
развитие партнерских отношений органов исполнительной власти области, бизнес-сообщества, общественных организаций, граждан и средств массовой информации в части создания системы информирования населения по социально-значимым проблемам;
конкурсная основа распределения финансовых средств, направляемых на производство и тиражирование материалов социально значимой проблематики, на основании гласной защиты представляемых проектов;
приоритетность в реализации малозатратных информационных проектов;
приоритетность информационных проектов, предполагающих пролонгацию сроков реализации после окончания действия Программы;
привлечение к реализации Программы максимального количества средств массовой информации вне зависимости от их организационно-правовой формы;
приоритетность во внедрении новых форм информирования населения по проблематике Программы.
Информационные проекты будут реализовываться по следующим тематическим направлениям:
"Гордость Губернии - наши люди";
"Стратегия реформ: время действий";
"Экономика роста";
"Духовность, культура, семья - основа здорового общества";
"Новое поколение: поиск будущего";
"Народы Саратовской области";
"Развитие местного самоуправления".
"Гордость Губернии - наши люди"
В рамках данного направления предполагается оказание финансовой поддержки информационным проектам, освещающим жизнь и деятельность выдающихся личностей Саратовской области, внесших значительный вклад в развитие области, имеющих интересные увлечения и хобби, высокие достижения в науке, культуре, спорте, общественно-политической, религиозной, производственной деятельности.
"Стратегия реформ: время действий"
В рамках данного направления предполагается оказание финансовой поддержки информационным проектам, которые будут направлены на освещение и анализ деятельности органов исполнительной и законодательной власти по совершенствованию экономической и социальной обстановки в области, в том числе хода и результатов реформ.
"Экономика роста"
В рамках данного направления предполагается оказание финансовой поддержки информационным проектам, освещающим стратегически значимые для региона социально-экономические проекты, международные контакты, развитие малого бизнеса на территории области, деятельность финансовых институтов, коммерческих структур, социально направленной деятельности бизнеса, содержащим анализ инвестиционной и экономической ситуации в регионе.
"Духовность, культура, семья - основа здорового общества"
В рамках данного направления предполагается оказание финансовой поддержки информационным проектам, посвященным проблемам духовно-нравственного формирования личности, военно-патриотического воспитания, пропагандирующим семейные ценности, положительные образцы поведения, направленным на профилактику наркомании и алкоголизма, социально опасных заболеваний, противоправных действий.
"Новое поколение: поиск будущего"
В рамках данного направления предполагается оказание финансовой поддержки информационным проектам, посвященным проблемам детей и молодежи, деятельности существующих детских и молодежных объединений, спортивных секций и клубов по интересам, освещающим культурную и спортивную жизнь молодого поколения.
"Народы Саратовской области"
В рамках данного направления предполагается оказание финансовой поддержки информационным проектам, освещающим межнациональные отношения, складывающиеся на территории области, традиции и особенности культуры представителей различных национальностей, деятельность национальных объединений, направленным на поддержание согласия в регионе.
"Развитие местного самоуправления"
В рамках данного направления предполагается оказание финансовой поддержки информационным проектам, посвященным вопросам реформирования местного самоуправления, информирующим население о деятельности органов местного самоуправления, реализации федерального законодательства на территории области.
Всего по указанным направлениям предполагается разработать не менее 30 информационных проектов в год, в реализации которых будут принимать участие областные, районные печатные и электронные СМИ Саратовской области.
В рамках программы планируется проведение шести обучающих семинаров для представителей средств массовой информации, направленных на повышение уровня журналистских работ, с привлечением экспертов, ученых вузов, Союза журналистов России по следующим темам:
"Морально-этические аспекты деятельности СМИ: нормы, реалии, перспективы";
"Социальная журналистика: пути партнерства и саморегуляции";
"Правовые и экономические проблемы СМИ новейшего периода";
"Религиозный фактор в СМИ как процесс становления гражданского общества в России";
"Информационная среда и экономическое развитие области";
"Социокультурные функции СМИ в современном российском обществе".
5. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность использования средств областного бюджета, направленных на реализацию Программы, выражается в повышении качества и увеличении количества материалов на социально значимую тематику. Повышение качества информации будет способствовать усилению интереса и повышению доверия читателей к распространяемым материалам, что предполагает расширение аудитории региональных СМИ.
В ходе внедрения Программы в области будет усовершенствована система оперативного информирования населения о деятельности и решениях органов государственной власти, имеющих высокую социальную значимость, обеспечивающая объективное и полное освещение реализации реформ, повышение действенности информационно-разъяснительной работы в СМИ.
Реализация программных мероприятий позволит наполнить информационное пространство средств массовой информации содержательными материалами по самым различным темам, включая освещение экономических и социальных процессов, информирование о культурной и общественно-политической жизни в области.
В ходе внедрения Программы планируется обеспечить информационный охват не менее 90 процентов населения области, учитывая аудиторию электронных СМИ, периодических печатных изданий, пользователей Интернета.
6. Ресурсное обеспечение Программы
На организацию и проведение мероприятий Программы из областного бюджета необходимо 42 млн. рублей. Планируется привлечение также не менее 21 млн. рублей из внебюджетных источников, бюджетов СМИ.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации возлагается на министерство информации и общественных отношений области, которое осуществляет:
мониторинг исполнения мероприятий Программы;
организацию плановых мероприятий;
экспертизу проектов и хода их реализации с участием представителей общественных организаций.
Министерство информации и общественных отношений области ежегодно осуществляют подготовку и представление информации о ходе реализации Программы в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
8. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Мероприятие | Срок исполнения |
Объем финанси- рования (тыс. рублей) |
Источник финанси- рования |
Ответственные исполнители |
1. | Объявление и проведение открытого конкурса информационных проектов |
ежегодно I квартал |
министерство информации и общественных отношений области |
||
2. | Проведение семинаров среди представителей СМИ: "Морально-этические аспекты деятельности СМИ: нормы, реалии, перспективы"; "Социальная журналистика: пути партнерства и саморегуляции"; "Правовые и экономические проблемы СМИ новейшего периода"; "Религиозный фактор в СМИ как процесс становления гражданского общества в России"; |
2006 год | 600, в т.ч. 300 |
област- ной бюджет |
министерство информации и общественных отношений области |
"Информационная среда и экономическое развитие области"; "Социокультурные функции СМИ в современном российском обществе" |
2007 год | 300 | |||
3. | Реализация информационных проектов |
2006 год | 19700 | област- ной бюджет |
министерство информации и общественных отношений области, редакции средств массовой информации (по согласованию) |
4. | Реализация информационных проектов |
2007 год | 21700 | област- ной бюджет |
министерство информации общественных отношений области, редакции средств массовой информации (по согласованию) |
Итого: | 42000 | област- ной бюджет |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 5 июля 2005 г. N 219-П "О проекте областной целевой программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.