69. В марте 1992 г. предприятие приватизировано, при этом способом приватизации являлась "аренда помещения с правом выкупа через год". 24 июня 1993 г. был заключен договор купли-продажи имущества и после полной оплаты стоимости помещения 28 июня 1993 г. Фондом имущества г. Москвы предприятию было выдано свидетельство о праве собственности. На баланс предприятия данное помещение было передано бывшим балансодержателем только 25 марта 1996 г. на основании акта приемки-передачи основных средств.
Когда предприятие обязано принять на баланс вышеуказанное помещение?
При заключении договора аренды с правом выкупа основные средства, используемые предприятием, приходуются на счет 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства" в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (далее - План счетов).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" предприятия, имеющие долгосрочно арендуемые основные средства, уплачивают с него налог на имущество, также, согласно п. 24 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.90 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (N ВГ-9-Д), на такие основные средства начисляется износ, который учитывается арендатором на счете 02-2 "Износ долгосрочно арендуемых основных средств".
Согласно п. 3 ст. 27 Закона РФ от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", право собственности у предприятия при приватизации объектов государственной, муниципальной собственности возникает с момента регистрации договора купли-продажи. Как правило, подтверждением регистрации договора купли-продажи являлась выдача свидетельства о праве собственности, оформленного Фондом имущества.
Таким образом, право собственности у предприятия, заключившего договор купли-продажи помещения с Фондом имущества, возникает с момента выдачи ему свидетельства о праве собственности, т. е. с 28 июня 1993 г.
В соответствии с основным требованием ведения бухгалтерского учета, закрепленного в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", предприятия обязаны вести учет собственного имущества обособленно от имущества других юридических лиц.
При этом все основные средства, принадлежащие предприятию на праве собственности и находящиеся в эксплуатации, подлежат учету на счете 01 "Основные средства".
Порядок оприходования имущества в состав основных фондов предусмотрен п. 40 Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденного письмом Минфина СССР от 07.05.76 N 30 (далее - Положение). Принятие имущества производится на основе акта приемки-передачи. Акт о приемке-передаче вместе с необходимой документацией передается для оформления в бухгалтерию предприятия.
При этом, согласно п. 4 письма Минфина РФ от 29.10.93 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете операций в жилищно-коммунальном хозяйстве", после продажи предприятие-покупатель отражает стоимость приобретенного нежилого помещения в бухгалтерском учете по дебету счета 01 "Основные средства", корреспондирующегося с кредитом счета 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства", а износ с субсчета 02-2 списывается на субсчете 02-1.
Таким образом, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета... и Положением, предприятия могут оприходовать помещение как собственное основное средство только после оформления акта приемкипередачи, который будет свидетельствовать о вводе в эксплуатацию основных средств.
Но несмотря на отсутствие такого документа, помещение, принадлежащее предприятию на праве собственности, в соответствии с требованием законодательства обязательно должно быть учтено на счетах предприятия.
Согласно преамбуле Инструкции по применению Плана счетов..., в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, предприятия могут дополнять ее, соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, в ситуации, описанной в вопросе, на наш взгляд, следует поступить следующим образом.
При получении свидетельства о собственности на помещение, подтверждающего тот факт, что данное имущество является собственностью предприятия несмотря на отсутствие акта приемки-передачи помещения, предприятие обязано отразить данное помещение в своем бухгалтерском учете, например, по дебету счета 01-1 "Выкупленные основные средства, не оформленные актом приемки-передачи", причем запись должна датироваться 28 июня 1993 г. (дата выдачи свидетельства о праве собственности).
При получении акта приемки-передачи помещения соответственно производится следующая проводка:
Д-т счета 01 - К-т счета 01/1 - передача основных средств, оформленных в соответствии с актом приемки-передачи.
Р. Алексахина
Выпуск 2, январь 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".