Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 5 июня 2009 г. N 741 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
Приложение
к решению Собрания Балаковского муниципального района
Саратовской области
от 25 декабря 2007 г. N 335
Муниципальная целевая программа
"Молодежь Балаковского муниципального района" на 2008-2010 годы
13 мая 2008 г., 5 июня 2009 г., 17 августа 2010 г.
Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 17 августа 2010 г. N 2966 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт муниципальной целевой программы "Молодежь Балаковского муниципального района" на 2008-2010 годы
Наименование Программы |
- муниципальная целевая программа "Молодежь Балаковского муниципального района" на 2008-2010 годы (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
- постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации"; распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 года N 1760-р "Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в РФ"; Закон Саратовской области от 9 октября 2006 года N 94-ЗСО "О молодёжной политике в Саратовской области"; Закон Саратовской области от 23 июля 1998 года N 38-ЗСО "О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений"
|
Муниципальный заказчик Программы
|
- администрация Балаковского муниципального района |
Разработчик Программы |
- управление по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму администрации Балаковского муниципального района
|
Основные исполнители мероприятий Программы |
- управление по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму администрации Балаковского муниципального района; комитет здравоохранения администрации БМР Балаковского муниципального района; управление культуры администрации Балаковского муниципального района; комитет образования администрации Балаковского муниципального района
|
Цель Программы |
- создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Балаковского муниципального района, развития ее потенциала в интересах Балаковского муниципального района
|
Задачи Программы |
- вовлечение молодежи в процессы создания и популяризации информации, обеспечивающей конструктивную ценностную ориентацию молодежи и формирование образа успешного молодого россиянина; формирование механизмов вовлечения молодых людей в общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни россиян; развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию волонтерского труда молодежи; развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самоопределения и самообеспечения молодежи на рынке труда; укрепление института молодой семьи, пропаганда ответственного родительства; вовлечение и обеспечение участия молодежи в общественно-политической жизни общества, выявление и продвижение продуктов инновационной деятельности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
|
Сроки реализации Программы
|
- 2008-2010 годы
|
Объемы и источники финансирования |
- Общий объем средств, необходимых для реализации Программы в 2008-2010 годах, составляет 992,0 тыс. руб. (прогнозно), в том числе: 2008 год - 466,0 тыс. руб. (прогнозно); 2009 год - 327,0 тыс. руб. (прогнозно); 2010 год - 199,0 тыс. руб. (прогнозно). Финансирование осуществляется в пределах утвержденного бюджета Балаковского муниципального района на очередной финансовый год по соответствующим отраслям бюджетной сферы
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- увеличение числа трудоустроенных лиц в возрасте 16-30 лет; сокращение среди молодежи количества ВИЧ- инфицированных; уменьшение количества разводов среди молодежи; увеличение числа молодых людей - членов молодежных и детских общественных объединений социальной направленности; уменьшение количества преступлений, совершенных молодыми людьми; увеличение количества молодых людей, получивших психологическую помощь
|
Контроль за исполнением Программы |
- Контроль за исполнением Программы осуществляется администрацией Балаковского муниципального района
|
Оценка эффективности реализации Программы |
- В ходе реализации Программы, для ее оценки и корректировки эффективности, планируется проведение ежеквартального мониторинга. По окончании реализации Программы предусмотрено проведение исследований, позволяющих сделать качественную оценку реализации задач Программы. Мониторинг и оценка реализации Программы будет осуществляться управлением по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму администрации Балаковского муниципального района в соответствии с Приложением N 2 к настоящей Программе
|
1. Введение
Программа разработана в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года N 1760-р "Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации", Законом Саратовской области от 9 октября 2006 года N 94-ЗСО "О молодёжной политике в Саратовской области", Законом Саратовской области от 23 июля 1998 года N 38-ЗСО "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Программа является средством реализации органами местного самоуправления системы мер правового, организационно-управленческого, социально-экономического, информационного характера, направленных на создание необходимых условий для самореализации молодых граждан, выбора ими своего жизненного пути, ответственного участия во всех сферах жизнедеятельности муниципального района.
Программа включает в себя перечень мероприятий по следующим разделам:
· "Молодежная информационная сеть "Новый взгляд";
· "Доброволец";
· "Карьера";
· "Команда";
· "Подготовка и повышение квалификации кадров для работы с молодежью";
· "Укрепление материально-технической базы" учреждений, подведомственных управлению по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму администрации Балаковского муниципального района.
Программа ориентирована преимущественно на молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
2.1. Состояние развития молодежных информационных и коммуникационных технологий (обоснование раздела "Молодежная информационная сеть "Новый взгляд")
Российская молодежь начала XXI века, усваивая идеи, взгляды, ценности рыночной экономики, имеет дело с неоднозначными и противоречивыми по своим результатам процессами. Не является исключением и молодежь Балаковского муниципального района, численность которой составляет 59923 человека, при общем населении 220000 человек.
В настоящий момент на территории Балаковского муниципального района расположены 20 учреждений среднего профессионального и высшего образования, в которых обучается 15812 человек.
Благодаря расширению сети филиалов учебных заведений, молодежь может получать профессиональное и/или дополнительное образование, повышать и расширять свой информационный уровень. Однако этого недостаточно для получения и освещения информации, касающейся жизни молодежи.
На территории Балаковского муниципального района недостаточно развивается сеть информационных коммуникаций. Открыт сайт молодежного парламента Балаковского муниципального района, который нельзя охарактеризовать как активный. Не развита социальная реклама, направленная на формирование здорового образа жизни, позитивных ценностей, создание образа успешного молодого россиянина.
На решение этих проблем направлены мероприятия раздела "Молодежная информационная сеть "Новый взгляд".
2.2. Состояние развития волонтерского движения (обоснование раздела "Доброволец")
История добровольческого или волонтерского движения в жизни нашего города уходит корнями к 1999 году. Именно тогда была сертифицирована Министерством образования Российской Федерации и Департаментом по молодежной политике в рамках деятельности экспериментального центра при МУ ЦКО ДМ "Молодежная инициатива" первая в Балаково волонтерская программа "Организация волонтерского движения в области общественного здравоохранения в подростково-молодежной среде "Поколение 2000". На Всероссийском конкурсе "Молодежь России" указанная программа являлась дважды номинантом 2 и 3 степени.
С тех пор во многих организациях социальной сферы стали возникать волонтерские команды, что говорит о потребности молодежи в самореализации и осознании собственной востребованности в жизни общества.
Однако деятельность волонтерских команд носит несистематический характер, что не позволяет оценить эффективность работы и спрогнозировать потребность в добровольческой помощи. Для решения этой проблемы управлением по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму администрации Балаковского муниципального района в октябре 2007 года было разработано Положение о проведении Акции "Волонтерская бригада".
Надо отметить, что целью волонтерского движения в первую очередь является системное вовлечение молодежи в многообразные социальные практики и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности через организацию добровольческой деятельности. Это значит понимание добровольчества в широком смысле.
В результате реализации мероприятий по разделу "Доброволец" сформируется открытая и доступная для молодых людей система поддержки инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни. Кроме того, молодые люди получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в жизни общества.
2.3. Состояние развития условий для реализации профессионального потенциала молодежи и формирования ее деловой активности (обоснование раздела "Карьера")
Государство и общество несут серьезные экономические затраты и ресурсные потери в процессе обретения гражданами собственного места на рынке труда в результате несбалансированного развития рынков образовательных услуг и труда. В первую очередь данная проблема актуальна для молодежи.
Однако проблемы носят не только материальный характер, т.е. недостаточное финансирование для оплаты труда подростков и молодежи, но и недостаточное количество форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения, ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда.
Именно на разработку и внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи направлен раздел "Карьера".
2.4. Состояние демографической ситуации (обоснование раздела "Молодая семья")
По данным Балаковского отдела ЗАГС средний возраст заключающих брак - 18-30 лет (для женщин 18-24 года, для мужчин 24-30 лет).
Количество зарегистрированных браков в 2006 году на 59 больше по сравнению с 2005 годом, тогда как количество разводов увеличилось на 104.
Однако в 2007 наблюдается положительная динамика в соотношении количества браков и разводов.
Демографическая ситуация на территории Балаковского муниципального района отражает общую проблему снижения уровня рождаемости по всей стране.
Это говорит о необходимости формирования у молодых людей позитивного и осмысленного отношения к институту семьи, ответственного отношения к родительским обязанностям.
На помощь в решении данных проблем направлена деятельность по разделу "Молодая семья".
2.5. Состояние реализации молодежных инициатив, участие молодежи в общественной и общественно-политической жизни (обоснование раздела "Команда")
На территории Балаковского муниципального района осуществляют свою деятельность детские и молодежные общественные организации и объединения. Наиболее известные из них: городская общественная организация "Экозащита", Саратовское региональное отделение Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании", "Феникс 21 век", Балаковское отделение всероссийской общественной организации "Детские и молодёжные социальные инициативы", "Лидер" - профессионального лицея N 38, "БЭП" медицинского училища, общественно-политическая организация "Молодая гвардия".
Осуществляет деятельность Молодежный парламент (постановление Главы БМО N 5059 от 30.12.2004 г.), с 19 мая 2007 года начал работу "Совет молодежных общественных организаций".
Однако деятельность многих молодежных общественных организаций и объединений разрозненна. Это обусловлено недоработками в организации слаженной работы молодежных общественных организаций и объединений, хотя работа в этом направлении уже ведется "Советом молодежных общественных организаций".
Между властью и молодежью практически не осуществляется прямое информационное взаимодействие, более того, по данным исследований, в своем большинстве молодежь не испытывает доверия к информации и проектам, исходящим от власти.
Избежать подобных ситуаций помогут разработанные модели и программы лидерской подготовки молодежи, обучение основам менеджмента и управления некоммерческими организациями, стратегиям ведения предвыборной борьбы, что повлияет на состояние мотивации молодежи к участию в выборах всех уровней.
Раздел "Команда" направлен на привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества.
2.6. Состояние развития и использования потенциала талантливой молодежи и продуктов ее инновационной деятельности (обоснование раздела "Успех в твоих руках")
Талантливая молодежь, то есть молодежь, мотивированная на достижение успеха с использованием творческого, инновационного подхода, - основной стратегический ресурс государства.
Специалисты, способные находить эффективные решения, проявлять инициативу, востребованы во всех сферах социальной практики. Однако у талантливой молодежи нет возможности проявить себя в области социального и предпринимательского творчества.
Раздел "Успех в твоих руках" направлен на выявление и продвижение талантливой молодежи и использование продуктов ее инновационной деятельности.
2.7. Состояние качества среды жизнедеятельности молодых людей (обоснование раздела "Шаг навстречу")
Необходимо отметить, что в городе Балаково есть молодые люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
По данным Главного специалиста по ВИЧ-инфекции города и района на сегодняшний день зарегистрировано 2153 случая заражения ВИЧ-инфекцией. Наиболее поражаемая группа - это молодежь в возрасте от 30 лет. Преобладает половой путь инфицирования. И если в предыдущие годы до 87% составлял инъекционный путь, то на сегодняшний день 90,5% половой путь, причем среди адаптированной части населения.
Данные говорят о необходимости проведения профилактической работы на предприятиях и продолжения работы профилактических программ во всех учебных заведениях города. Также необходимо развивать социальную рекламу в СМИ и местах массового отдыха молодежи.
Данные отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав показывают, что в 2006 году рост количества правонарушений среди несовершеннолетних (по сравнению с 2005 годом) составил 18,5%. За 9 месяцев 2007 года наблюдается снижение числа совершенных преступлений несовершеннолетними на 13,7%.
В рамках деятельности Кризисной службы при МУ ЦКО ДМ "Молодежная инициатива" работают группы: "Возрождение" (группа взаимопомощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, - 20 чел.), "А-А" (группа взаимопомощи анонимных алкоголиков и наркоманов - 50 чел.), "Аланон" (группа взаимопомощи для созависимых людей - 25 чел.).
В настоящее время есть острая необходимость в открытии групп взаимопомощи для родственников ВИЧ-позитивных людей, открытии Социального бюро для молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы, в том числе и для несовершеннолетних.
На интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, популяризацию в молодежной среде идей толерантности и содействия подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, направлен раздел "Шаг навстречу".
Исходя из вышеизложенного стоит отметить, что реализация молодежной политики на территории Балаковского муниципального района осуществляется в условиях:
· не достаточно развитой сети информационных коммуникаций и полного отсутствия для молодежи в средствах массовой информации теле-, радиопередач, направленных на формирование здорового образа жизни;
· не достаточно развитой системы поддержки молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи в сфере улучшения качества жизни;
· низкого уровня формирования у молодых людей позитивного и осмысленного отношения к институту семьи (за 9 мес. 2007 г. зарегистрировано 860 разводов);
· низкой мотивации молодежи для участия в общественно-политической жизни общества, управления и самоуправления;
· дисбаланса в престижности различных сфер творческой активности, выявлении и продвижении продуктов инновационной деятельности молодежи;
· высокого уровня преступности среди несовершеннолетних (за 9 мес. 2007 года общее количество правонарушений - 676);
· заболеваемости ВИЧ-инфекцией среди молодежи (за 9 мес. 2007 года зарегистрировано 54 случая ВИЧ-инфицирования среди молодежи от 15 до 30 лет);
· слабой материально-технической оснащенности детско-подростковых клубов и центров;
· высокого дефицита кадров (за 9 мес. 2007 года трудоустроено 94 подростка);
· ограниченности средств местного бюджета, направляемых на финансирование мероприятий по реализации молодежной политики.
3. Цели и задачи Программы
Цель:
· создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах Балаковского муниципального района.
Задачи:
· вовлечение молодежи в процессы создания и популяризации информации, обеспечивающей конструктивную ценностную ориентацию молодежи и формирование образа успешного молодого россиянина;
· формирование механизмов вовлечения молодых людей в общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни россиян; развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи;
· развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самоопределения и самообеспечения молодежи на рынке труда;
· укрепление института молодой семьи, пропаганда ответственного родительства;
· вовлечение и обеспечение участия молодежи в общественно-политической жизни общества, выявление и продвижение продуктов инновационной деятельности молодежи;
· интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Достижение указанных целей и задач будет осуществляться в рамках реализации разделов, составляющих Программу.
4. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в 2008-2010 годах.
Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 17 августа 2010 г. N 2966 в раздел 5 настоящей программы внесены изменения
5. Перечень мероприятий и ресурсное обеспечение Программы
Перечень мероприятий реализации Программы представлен в виде таблицы с указанием мероприятий программы, сроков исполнения объемов финансирования, ответственных за исполнение и ожидаемых результатов (Приложение N 1 к настоящей Программе).
Общий объем средств, необходимых для реализации Программы в 2008-2010 годах, составляет 992,0 тыс. руб. (прогнозно), в том числе:
2008 год - 466,0 тыс. руб. (прогнозно);
2009 год - 327,0 тыс. руб. (прогнозно);
2010 год - 199,0 тыс. руб. (прогнозно).
Финансирование осуществляется в пределах утвержденного бюджета Балаковского муниципального района на очередной финансовый год по соответствующим отраслям бюджетной сферы.
Объем финансирования Программы из бюджета Балаковского муниципального района подлежит ежегодному уточнению.
6. Механизм реализации Программы и организация контроля за ходом ее выполнения
Управление по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму администрации Балаковского муниципального района осуществляет организацию, координацию работ по реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.
Совместно с исполнителями основных разделов ежегодно осуществляет подготовку и предоставление финансового отчета о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в Контрольно-счетную палату Балаковского муниципального района, а также в Собрание Балаковского муниципального района для утверждения.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления Балаковского муниципального района.
7. Оценка эффективности реализации Программы
В ходе реализации Программы для ее оценки и корректировки эффективности планируется проведение ежеквартального мониторинга. По окончании реализации Программы предусмотрено проведение исследований, позволяющих сделать качественную оценку реализации задач Программы. Мониторинг и оценка реализации Программы будут осуществляться управлением по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму администрации Балаковского муниципального района в соответствии с Приложением N 2 к настоящей Программе.
Реализация задач Программы предполагает достижение следующих результатов:
· увеличение числа трудоустроенных лиц в возрасте 16-30 лет;
· сокращение среди молодежи количества ВИЧ-инфицированных;
· уменьшение количества разводов среди молодежи;
· увеличение числа молодых людей - членов молодежных и детских общественных объединений социальной направленности;
· уменьшение количества преступлений, совершенных молодыми людьми;
· увеличение количества молодых людей, получивших психологическую помощь.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.