Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Информатизация Саратовской
области на 2008-2010 годы"
Областная целевая программа
"Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы"
28 декабря 2007 г., 7 февраля, 2 июля 2008 г.
Законом Саратовской области от 2 июля 2008 г. N 177-ЗСО в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Паспорт областной целевой программы "Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы"
Наименование Программы - областная целевая программа "Информатизация
Саратовской области на 2008-2010 годы" (далее
- Программа)
Основания для разработки - распоряжение Правительства Саратовской
Программы области от 6 марта 2007 года N 44-Пр "О
разработке проекта областной целевой
программы "Информатизация Саратовской области
на 2008-2010 годы", федеральная целевая
программа "Электронная Россия (2002-2010
годы)", утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 28
января 2002 года N 65, Концепция региональной
информатизации до 2010 года, одобренная
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р,
Концепция информатизации Саратовской области
до 2010 года, одобренная постановлением
Правительства Саратовской области от 8
декабря 2006 года N 388-П
Государственный заказчик - министерство экономического развития и
- координатор Программы торговли области
Основной разработчик - министерство экономического развития и
Программы торговли области
Государственные - министерство здравоохранения и социальной
заказчики Программы поддержки области, министерство
здравоохранения области, министерство
социального развития области, министерство
информации и печати области, министерство
культуры области, министерство по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
области, министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства области,
министерство образования области, министерство
сельского хозяйства области, министерство
промышленности и энергетики области,
министерство лесного, охотничьего и рыбного
хозяйства области, управление делами
Правительства области, комитет по координации
и контролю закупок для государственных нужд
области, комитет охраны окружающей среды и
природопользования области, управление
кадровой политики и государственной службы
Правительства области, управление по
обеспечению работы мировых судей Правительства
области, управление специальной документальной
связи и мобилизационной работы Правительства
области, Главное управление МЧС России по
Саратовской области (по согласованию)
Цель Программы - обеспечение устойчивого уровня
социально-экономического развития области и
повышение качества жизни населения на основе
широкого внедрения и использования средств
информационно-коммуникационной сферы всеми
структурами органов государственной власти
области и органов местного самоуправления,
населением и хозяйствующими субъектами области
Задачи Программы - обеспечение условий для повышения
эффективности и более широкого использования
информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в ключевых областях
социально-экономической и культурной жизни
области;
повышение качества государственного
управления в органах исполнительной власти
области;
создание платформы и развитие инфраструктуры
"электронного правительства" области для
предоставления государственных услуг населению
и организациям, а также для реализации функций
органов государственной власти области и
органов местного самоуправления;
обеспечение развития инфраструктуры
использования ИКТ, расширения спектра и
повышения качества предоставления услуг в
сферах образования, культуры, здравоохранения,
социального обеспечения населения и других
приоритетных сферах;
разработка нормативных правовых актов,
закрепляющих политику органов государственной
власти области в сфере информатизации и
регламентирующих процессы развития и
использования ИКТ в области;
обеспечение единой системы управления
процессом информатизации области;
совершенствование механизма финансирования
процесса информатизации области;
создание инфраструктуры информационной
безопасности области, обеспечивающей, в
частности, надежное функционирование областных
информационных систем и предоставляемых на их
основе услуг;
создание системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации государственных
гражданских служащих области по работе с
современными ИКТ;
реализация механизмов участия всех
заинтересованных сторон в разработке
региональной политики, программ и проектов,
направленных на развитие и использование ИКТ;
повышение уровня информированности населения
области о преимуществах использования ИКТ;
расширение использования информационных
технологий в законодательной деятельности
Оценочные показатели - 1. Показатели повышения качества жизни
Программы населения:
доля государственных услуг, представленных в
сети "Интернет", процент от общего количества
услуг;
повышение качества образования на основе
автоматизации и информатизации основных
управленческих процессов в учреждениях
образования, использования медиатеки
электронных образовательных ресурсов;
повышение доступности и качества
предоставления медицинских услуг населению на
основе современных ИКТ;
повышение доступности информации о медицинских
услугах за счет создания электронной
нормативной правовой и справочной системы,
WEB-портала здравоохранения области;
повышение эффективности и качества социального
обслуживания населения в государственных и
коммерческих организациях;
доля граждан, использующих многофункциональную
унифицированную социальную карту жителя
области (далее - социальная карта), процент от
общего числа граждан, имеющих право на ее
получение;
повышение качества обслуживания в библиотеках
и музеях области, а также квалификации
специалистов библиотек и музеев в сфере
внедрения и использования ИКТ.
2. Показатели повышения уровня
социально-экономического развития области по
сферам:
а) законодательная деятельность,
государственное управление и местное
самоуправление:
повышение качества и эффективности
законодательной деятельности, государственного
управления и местного самоуправления на основе
внедрения и использования современных ИКТ;
доля рабочих мест в органах исполнительной
власти области, включенных в корпоративную
информационную систему;
количество центров обработки данных;
количество администраций муниципальных районов
и городских округов области, подключенных к
защищенной системе передачи данных;
количество разработанных правовых актов,
регламентирующих сферу информатизации области;
количество сотрудников органов государственной
власти области, прошедших программы
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации в сфере ИКТ;
б) образование:
повышение квалификации сотрудников учреждений
образования;
количество рабочих мест в учреждениях
образования, подключенных к единой
образовательной информационной системе;
в) здравоохранение:
доля учреждений здравоохранения, подключенных
к единому центру обработки данных и сбора
информации;
доля учреждений здравоохранения, информация о
которых представлена на WEB-портале
здравоохранения области;
г) социальное обеспечение населения:
количество автоматизированных систем,
позволяющих получать льготы и иную социальную
помощь по социальной карте;
д) культура:
доля записей в электронных каталогах
общедоступных (публичных) библиотек, доступ к
которым обеспечен через сеть "Интернет", от
общего объема библиотечных фондов области;
количество предметов основного фонда областных
музеев, внесенных в электронный каталог;
е) жилищно-коммунальное хозяйство:
повышение оперативности и стабильности в
работе предприятий жилищно-коммунального
хозяйства области;
доля предприятий жилищно-коммунального
хозяйства области, использующих в своей
деятельности единую информационную базу
данных;
ж) экология, защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций:
доля органов государственной власти области и
органов местного самоуправления, использующих
геоинформационную систему в своей
деятельности, процент от общего количества
органов власти области, в деятельности которых
целесообразно использование геоинформационной
системы;
информационное наполнение отраслевых блоков
базы данных геоинформационной системы в рамках
разработки специализированной
геоинформационной системы области;
з) промышленность, предпринимательство:
повышение эффективности и
конкурентоспособности промышленного
производства в области за счет упрощения
поиска и обмена информацией субъектами
процесса промышленного производства;
доля научно-исследовательских и промышленных
предприятий и организаций области, информация
о продукции, технологиях, потребностях и
предложениях которых присутствует в областной
базе данных продукции и технологий или в
областной базе данных инновационных
технологий, процент от общего числа
научно-исследовательских и промышленных
предприятий и организаций области;
доля производителей, поставщиков и
потребителей товаров, работ и услуг,
осуществляющих взаимодействие через
информационно-маркетинговый центр области,
процент от общего числа участников размещения
заказов для государственных и муниципальных
нужд;
и) аграрный сектор:
повышение эффективности сельскохозяйственного
производства и качества государственного
управления агропромышленным сектором экономики
области за счет обеспечения доступа всех
заинтересованных субъектов к наиболее полным
актуальным информационным ресурсам в сфере
АПК;
количество участников проекта внедрения
системы "АГРОИНФО";
к) обеспечение правосудия:
доля судебных участков мировых судей области,
использующих в своей работе ГАС "Правосудие",
от общего количества судебных участков в
области
Сроки реализации - 2008-2010 годы
Программы
Исполнители основных - министерство экономического развития и
мероприятий Программы торговли области, министерство здравоохранения
области, министерство социального развития
области, министерство информации и печати
области, министерство культуры области,
министерство образования области, министерство
по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям области, министерство строительства
и жилищно-коммунального хозяйства области,
министерство сельского хозяйства области,
министерство промышленности и энергетики
области, министерство лесного, охотничьего и
рыбного хозяйства области, управление делами
Правительства области, управление кадровой
политики и государственной службы
Правительства области, управление по
обеспечению работы мировых судей Правительства
области, управление специальной документальной
связи и мобилизационной работы Правительства
области, комитет охраны окружающей среды и
природопользования области, комитет по
координации и контролю закупок для
государственных нужд области, органы местного
самоуправления (по согласованию), органы
социальной поддержки (по согласованию),
учреждения здравоохранения области (по
согласованию), учреждения высшего
профессионального образования области (по
согласованию), областная универсальная научная
библиотека (по согласованию), областная
библиотека для детей и юношества
им. А.С.Пушкина (по согласованию),
государственные учреждения культуры
"Саратовский областной музей краеведения" (по
согласованию), "Государственный музей
К.А.Федина" (по согласованию), "Саратовский
государственный музей боевой славы" (по
согласованию), научно-производственный центр
по историко-культурному наследию (по
согласованию), редакции средств массовой
информации (по согласованию), судебные участки
мировых судей области (по согласованию),
областная Дума, ГУСО "Эксплуатация и
обслуживание зданий", Главное управление МЧС
России по Саратовской области (по
согласованию)
Объем и источники - объем финансирования мероприятий Программы
финансирования составляет 670133,0 тыс. рублей, в том числе:
Программы из областного бюджета - 520133,0 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (прогнозно)
- 150000,0 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - реализация Программы позволит:
результаты реализация обеспечить повышение эффективности
Программы законодательной деятельности, государственного
управления и местного самоуправления,
открытости и гласности принятия решений, а
также эффективности предоставления
государственных услуг;
сформировать эффективную систему нормативного
правового регулирования процесса
информатизации области;
обеспечить единую систему управления процессом
информатизации области;
обеспечить ускорение процессов информационного
обмена в экономике и обществе в целом, в том
числе между гражданами и органами
государственной власти области;
осуществить опережающую разработку и внедрение
типовых комплексных информационных систем на
основе новых информационных технологий;
повысить уровень защищенности органов
государственной власти области, предприятий и
населения области от преступлений и актов
терроризма, совершаемых с использованием ИКТ;
обеспечить целостность и достоверность
информации, используемой населением и
организациями, органами государственной власти
области;
обеспечить наличие высококвалифицированных
специалистов по управлению информационными
ресурсами и ИКТ в государственном управлении;
создать предпосылки для преодоления
информационного неравенства по возможности
доступа граждан к информации;
обеспечить возможность получать полные
комплексные информационные услуги
(медицинские, образовательные и др.) с
использованием современных ИКТ
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением осуществляется государственным заказчиком -
Программы координатором Программы и государственными
заказчиками Программы в соответствии с
постановлением Правительства Саратовской
области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке
разработки и реализации областных целевых
программ".
Введение
В настоящее время в Российской Федерации реализуется федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р одобрена Концепция региональной информатизации до 2010 года. В соответствии с федеральным законодательством создаются региональные программы развития информатизации субъектов Российской Федерации. Они определяют основные приоритеты, принципы и направления реализации единой политики в сфере информатизации, создают условия построения регионального информационного пространства как составной части глобального российского и международного пространства.
Для Саратовской области актуальна проблема перехода к информационному обществу.
Сущность информационного общества определяет ряд взаимосвязанных процессов:
информация и знания выступают важным ресурсом социально-экономического развития;
рынок информации и знаний приравнивается к рынкам природных ресурсов, труда и капитала;
стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации;
развитая информационная инфраструктура определяет национальную и региональную конкурентоспособность;
развитие и активное внедрение во все сферы деятельности современных ИКТ существенно меняют модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
В настоящее время уровень информатизации является одним из существенных факторов успешного социально-экономического развития и конкурентоспособности области как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Опыт последних лет показывает, что решение таких задач, как развитие экономики, повышение эффективности государственного управления, выполнение многих социальных программ, невозможно без привлечения информационных технологий.
Активное развитие и широкое применение ИКТ являются на сегодняшний день важными факторами для повышения уровня социально-экономического развития области, обеспечения достижения целей реформирования органов государственной власти области, создания необходимых условий для включения области в процесс перехода к информационному обществу.
В настоящее время в области сложилась достаточно благоприятная ситуация для проведения работ в сфере информатизации органов власти, образовательных и медицинских учреждений, органов социальной защиты населения и учреждений культуры, закладываются основы создания современной информационно-технологической и организационной инфраструктуры информатизации. Тем не менее следует отметить и ряд проблем:
недостаточность нормативной правовой базы области, способствующей развитию и использованию ИКТ;
наличие большого количества разнородных информационных ресурсов и систем в органах власти области, не обладающих единым управлением и возможностью оперативного информационного взаимодействия, отсутствие единых стандартов по их формированию и внедрению;
дублирование мероприятий по информатизации, реализуемых в рамках областных целевых программ и ведомственных программ по информатизации;
отсутствие у большей части населения и организаций области возможности доступа к информации и социально значимым услугам с помощью использования ИКТ;
отсутствие атмосферы доверия при использовании ИКТ и обеспечение информационной безопасности информационных систем, информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры;
недостаточность развития информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие населения, организаций и органов государственной власти области.
Указанные проблемы нельзя решить без комплексного подхода в рамках единой программы.
Настоящая Программа разработана в целях совершенствования процесса информатизации области в соответствии с целями модернизации государственного управления и социально-экономического развития области, проведения единой политики информатизации на территории области.
Разработка Программы осуществлялась с учетом основных положений Концепции информатизации Саратовской области до 2010 года, одобренной постановлением Правительства Саратовской области от 8 декабря 2006 года N 388-П (далее - Концепция информатизации Саратовской области до 2010 года).
Законом Саратовской области от 7 февраля 2008 г. N 34-ЗСО в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию настоящего Закона
2. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Целью Программы является обеспечение устойчивого уровня социально-экономического развития области и повышение качества жизни населения на основе широкого внедрения и использования средств информационно-коммуникационной сферы всеми структурами органов государственной власти области и органов местного самоуправления, населением и хозяйствующими субъектами области.
Задачи Программы включают в себя:
обеспечение условий для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в законодательной деятельности, ключевых сферах социально-экономической и культурной жизни области;
повышение качества государственного управления в органах исполнительной власти области;
создание платформы и развитие инфраструктуры "электронного правительства" области для предоставления государственных услуг населению и организациям, а также для реализации функций органов государственной власти области и органов местного самоуправления;
обеспечение развития инфраструктуры использования ИКТ, расширения спектра и повышения качества предоставления услуг в сферах образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения населения и других приоритетных сферах;
разработка нормативных правовых актов, закрепляющих политику органов государственной власти области в сфере информатизации и регламентирующих процессы развития и использования ИКТ в области;
обеспечение единой системы управления процессом информатизации области;
совершенствование механизма финансирования процесса информатизации области;
создание инфраструктуры информационной безопасности области, обеспечивающей, в частности, надежное функционирование областных информационных систем и предоставляемых на их основе услуг;
создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих области по работе с современными ИКТ;
реализация механизмов участия всех заинтересованных сторон в разработке региональной политики, программ и проектов, направленных на развитие и использование ИКТ;
повышение уровня информированности населения области о преимуществах использования ИКТ.
Мероприятия Программы не дублируют мероприятия иных областных целевых программ.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период с 2008 года по 2010 год и не требует выделения этапов.
3. Система мероприятий Программы
В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим основным направлениям.
3.1. Использование ИКТ для развития области
3.1.1. "Электронное правительство" области
В соответствии с Концепцией информатизации Саратовской области до 2010 года одним из основных направлений реализации государственной политики в сфере информатизации является создание "электронного правительства" области, под которым понимается комплекс государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а также объединяющей общей информационно-технологической инфраструктуры области.
Разработка и внедрение архитектуры "электронного правительства" области должны осуществляться в соответствии с задачами административной реформы в области. Очевидно, что реализация основных направлений административной реформы, таких, как модернизация системы информационного обеспечения органов власти, повышение качества и результативности их деятельности, совершенствование системы предоставления государственных услуг, а также взаимодействия власти и общества, невозможна без широкого использования ИКТ.
Реализация мероприятий Программы предполагает создание и внедрение корпоративной информационной системы (далее - КИС), а также WEB-решения, базирующегося на основе КИС, интегрированного с официальным порталом Правительства области и реализующего специфические функции взаимодействия с гражданами и организациями.
Внедрение КИС в деятельность органов власти области позволит создать единую базу для информатизации и интегрировать в нее уже имеющиеся информационные системы, а также поэтапно подключать новые. При проектировании новых информационных систем органов власти области должны учитываться требования интеграции и использования единой базы ключевых понятий и классификаторов, что обеспечит исключение дублирования и противоречивости данных разных информационных систем, а также возможность получения консолидированной статистики.
Кроме того, важным фактором является интеграция данных о пользователях информационных систем, составляющих КИС, с кадровой информацией. Это позволит фиксировать в системах информацию о сотрудниках, которые произвели те или иные действия в информационной системе, определенные управленческие решения. Фиксация таких сведений позволит повысить ответственность сотрудников органов власти области, увеличит прозрачность принятия их решений, что в конечном счете должно обеспечить повышение качества государственного управления.
Для повышения доступности функций "электронного правительства" области для населения целесообразно использовать "информационные киоски" - специализированные терминалы, установленные в общественных учреждениях.
Разработка WEB-составляющей КИС позволит реализовать отдельные мероприятия административной реформы в сфере предоставления государственных услуг, взаимодействия органов власти области с населением и организациями, обеспечения открытости деятельности органов власти области на основе предоставления доступа к необходимой информации для массовых пользователей через WEB-интерфейс в соответствии с правами доступа:
поиск документов пользователя по содержанию, по атрибутам, а также просмотр документов по различным целевым иерархиям;
получение актуальных данных о государственных гражданских служащих области в открытом доступе - должностных инструкций и прочее;
получение данных об организационной структуре Правительства области;
предоставление государственных услуг в электронном виде.
По мере развития КИС и внедрения новых задач можно будет развивать функции WEB-прртала.
В соответствии с Концепцией информатизации Саратовской области до 2010 года в рамках Программы предусматривается реализация четырех основных элементов "электронного правительства" области:
интеграционная подсистема "электронного правительства" области, включающая КИС и ее WEB-составляющую;
функциональная подсистема, которую в первую очередь формируют информационный портал предоставления государственных услуг области, интегрируемый с WEB-составляющей КИС, информационная система предоставления государственных услуг, не требующих идентификации заявителя, электронные административные регламенты - предоставление государственных услуг в электронном виде;
информационно-аналитическая подсистема, предусматривающая разработку и внедрение информационной системы программно-целевого планирования, информационной системы ведомственного и межведомственного планирования, информационной системы мониторинга эффективности и результативности областных целевых программ, информационной системы мониторинга эффективности и результативности предоставления государственных услуг, административного моделирования предоставления государственных услуг;
общая информационно-технологическая инфраструктура "электронного правительства" области, которая формируется на основе создания защищенной системы передачи данных органов государственной власти области и органов местного самоуправления (включая использование существующей корпоративной сети Правительства области, сетей передачи данных ГАС "Выборы", а также аренду цифровых каналов передачи данных, создания системы защищенных центров хранения и обработки данных органов исполнительной власти области, приобретения и установки двух "информационных киосков", обеспечения лицензионной чистоты программного обеспечения органов исполнительной власти области.
Законом Саратовской области от 7 февраля 2008 г. N 34-ЗСО настоящий раздел дополнен главой 3.1.1.1, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию настоящего Закона
3.1.1.1. Информатизация законодательной деятельности области
Постоянное совершенствование и развитие федерального и регионального законодательства определяет необходимость повышения уровня информационно-технологической поддержки законодательной деятельности в области.
В настоящее время завершен начальный этап информатизации областной Думы. Создана локальная компьютерная сеть, используются правовые информационные системы, внедрена система электронного документооборота, обеспечен коллективный доступ пользователей в сеть "Интернет", эксплуатируется электронная почта, применяется комплексное решение для учета и управления "Предприятие" и "Зарплата и кадры", разработан и внедрен комплекс технических средств для мониторинга теле- и радиопередач. С 1999 года работает официальный сайт Саратовской областной Думы www.srd.ru. Систематически проводятся опросы его посетителей по различным аспектам, связанным с деятельностью областной Думы. Работает общественная интернет-приемная, в которой граждане могут получить квалифицированные ответы на интересующие их вопросы.
Вместе с тем существует и ряд проблем: компьютерная техника, длительное время эксплуатируемая в структурных подразделениях областной Думы, физически изношена, программное обеспечение системы электронного документооборота устарело и не позволяет решать новые задачи информатизации законодательной деятельности.
В рамках реализации мероприятий Программы предполагается решение задач, связанных с заменой устаревшей компьютерной техники, обеспечением лицензионной чистоты программного обеспечения и обновлением системы электронного документооборота.
Обновление программного обеспечения системы электронного документооборота и расширение числа ее пользователей позволят перейти от задач подготовки различного вида документов, ведения электронного архива нормативных правовых актов области, регистрации и контроля за исполнением входящей и исходящей корреспонденции к управлению процессами создания и работы с документами. Система должна расширить информационное взаимодействие комитетов, депутатов, сотрудников аппарата областной Думы и повысить эффективность их работы в законодательной деятельности. Она должна предоставить возможность улучшения подготовки заседаний областной Думы и комитетов, рабочих совещаний, парламентских слушаний.
Установка в здании областной Думы "информационного киоска" для свободного доступа к информационным ресурсам областной Думы позволит обеспечить доступность сведений о деятельности законодательного органа государственной власти области.
3.1.2. "Электронное образование"
Развитие информационных систем в сфере образования, направленное на повышение качества и доступности образовательных услуг, является одним из приоритетов в сфере информатизации области.
Концепция информатизации Саратовской области до 2010 года предусматривает развитие научно-образовательной информационной среды области.
В сфере информатизации образования области в настоящее время созданы предпосылки для качественных изменений содержания образования и управления образованием:
реализуется национальный проект, в рамках которого осуществляется подключение школ к сети "Интернет";
на территории области реализуется проект национального фонда подготовки кадров в сфере повышения квалификации руководителей школ в сфере ИКТ;
разработан и запущен в эксплуатацию региональный информационно-образовательный портал министерства образования области.
Вместе с тем существует ряд проблем:
отсутствие единой инфраструктуры сбора, хранения, обработки и анализа информации в сфере образования;
сложность обеспечения оперативного обмена данными между отдельными автоматизированными системами сферы образования;
отсутствие возможности оперативного мониторинга развития сферы образования;
отсутствие единой нормативной правовой, организационной и методической базы функционирования и использования информационных систем.
Реализация мероприятий настоящей Программы позволит решить все перечисленные проблемы, а также создать единое информационно-коммуникационное пространство в сфере образования области путем развития сервисов и ресурсов регионального информационно-образовательного портала министерства образования области, разработки централизованных каталогов образовательных ресурсов и медиатек, обеспечения внешнего информационного обмена с заинтересованными организациями на основе принятых стандартов.
Кроме того, непосредственное влияние на повышение качества образования в области окажут автоматизация и информатизация основных управленческих процессов в учреждениях образования, организация обучения сотрудников областных учреждений образования работе с созданными информационными системами и повышения их квалификации.
Законом Саратовской области от 28 декабря 2007 г. N 304-ЗСО в настоящую главу внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
3.1.3. "Электронное здравоохранение"
Развитие информационных систем в сфере здравоохранения, направленное на повышение качества и доступности медицинских услуг для населения, является одним из приоритетов в сфере информатизации области.
В сфере здравоохранения области в настоящее время используются различные информационные системы и базы данных, содержащие значительные объемы информации по вопросам здравоохранения, сбор которой осуществляется учреждениями здравоохранения. Данные информационные системы носят узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение определенных функций и решение задач. Построенные по вертикальному принципу, информационные системы привязаны к существующей структуре министерства здравоохранения области и подведомственных организаций.
Организация единого информационного пространства участников сферы здравоохранения области, а также оснащение министерства здравоохранения области и лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) области аппаратными, системными и прикладными программными средствами позволят создать условия для повышения доступности и качества предоставления медицинских услуг населению области на основе современных ИКТ.
Внедрение автоматизированной информационно-аналитической системы в пилотных ЛПУ области даст возможность апробировать для последующего внедрения во всех учреждениях здравоохранения технологии создания единой инфраструктуры сбора, хранения, обработки и анализа данных в сфере здравоохранения, комплексной системы безопасности передачи и хранения персонифицированной информации, оперативного обмена данными между отдельными автоматизированными системами, а также их сопоставления и анализа для получения полной, достоверной и актуальной информации о состоянии сферы здравоохранения.
Для повышения степени информированности населения о медицинских услугах, предоставляемых учреждениями здравоохранения области, будет обеспечено создание электронной нормативной правовой и справочной системы, WEB-портала сферы здравоохранения области.
3.1.4. Информатизация в сфере социального обеспечения населения
В рамках реформирования социальной сферы большое значение в настоящее время имеет внедрение передовых и прогрессивных стандартов социального обслуживания населения на основе введения электронной социальной карты гражданина.
В настоящее время министерством здравоохранения и социальной поддержки области реализуется областная целевая программа "Создание автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" на 2006-2007 годы.
В результате к концу 2007 года во всех территориальных органах министерства будет внедрен программный комплекс "Электронный социальный регистр населения области" и созданы базы данных льготных категорий граждан. Для реализации принципа адресной социальной помощи необходимо разработать и внедрить социальную карту.
Технология многофункциональных социальных электронных карт позволит использовать социальную карту как банковскую при расчетах за услуги ЖКХ (с учетом/без учета компенсаций), льготный проезд на городском и пригородном транспорте, лекарства и медицинские услуги с учетом прав на социальную помощь, а также как идентификационную карту для подтверждения прав на получение социальной помощи и в качестве электронного полиса обязательного медицинского страхования. Технология позволит одновременно работать и с федеральными, и с региональными льготами, вводить любые изменения и дополнения к данным, имеющимся на карте. При этом социальная карта должна достаточно просто адаптироваться к изменениям нормативной правовой базы в области социальной поддержки населения.
Одной из важнейших функций социальной карты является обеспечение надежной идентификации граждан при поддержке электронного документооборота между гражданами и государственными органами разных уровней, предоставлении государственных информационных услуг и доступе к государственным информационным ресурсам.
Формирование прозрачного механизма оказания социальной помощи за счет внедрения социальных карт позволит повысить эффективность и качество социального обслуживания населения; создать систему безналичных расчетов путем вовлечения в нее значительной части населения области за счет постепенного перевода социальных выплат на социальные карты; обеспечить целевое адресное использование средств, выделяемых на реализацию различных социальных программ, а также создаст предпосылки для организации межрегионального взаимодействия систем социальных карт различных субъектов Российской Федерации.
Возможны следующие сферы перспективного применения социальной карты:
взаимодействие граждан с "электронным правительством" области;
санкционированный доступ к информационным ресурсам;
налогообложение граждан;
миграционные процессы и трудоустройство;
страхование граждан;
использование в системах контроля доступа;
электронная торговля.
3.1.5. Информатизация в сфере культуры
Саратовская область обладает богатым культурным наследием. На ее территории расположены 12 театров, 5 концертных организаций, 26 государственных музеев, 1061 публичная (общедоступная) библиотека, 1224 учреждения культурно-досугового типа, 2 парка, 589 киноустановок, консерватория, 7 средних специальных учебных заведений культуры и искусства, 105 муниципальных учреждений дополнительного образования детей (детских музыкальных, художественных школ и детских школ искусств), государственный цирк.
Одним из наиболее важных факторов сохранения и развития культурного потенциала области является процесс информатизации в сфере культуры, обеспечивающий свободный доступ к мировому, национальному и областному культурному наследию на основе использования современных ИКТ.
По состоянию на 1 января 2007 года в результате реализации мероприятий различных областных целевых программ, направленных на внедрение информационных технологий в деятельность учреждений культуры, 96 общедоступных (публичных) библиотек области оснащены компьютерной техникой, что составляет лишь 9 процентов от их общего числа; 23 общедоступные (публичные) библиотеки области имеют доступ к сети "Интернет", что составляет лишь 2,2 процента от их общего количества.
Несомненно, наиболее важными и значимыми задачами в настоящее время являются наиболее полная компьютеризация и проведение работ по подключению к различным информационным сетям областной универсальной научной библиотеки (далее - ОУНБ) и областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина, что позволит обеспечить свободный доступ населения к их информационным ресурсам, в том числе возможность одновременной доставки оперативной информации большому количеству пользователей, предоставления информации по запросам читателей в режиме реального времени, а также создать условия для проведения телемостов, видеоконференций.
Использование ИКТ в деятельности музеев, в экспозициях которых обычно выставляется не более одного-, двух процентов коллекций, позволит предоставить доступ ко всем коллекциям с помощью размещения электронных иллюстрированных каталогов в сети "Интернет".
В 2006 году доля музейных фондов, внесенных в электронный каталог от общего объема музейных фондов, равнялась 24 процентам.
Таким образом, для сохранения и развития культурного потенциала области необходимо обеспечить государственным учреждениям культуры "Саратовский областной музей краеведения", "Саратовский государственный музей боевой славы", "Государственный музей К.А.Федина" и "Музей Л.А.Кассиля" возможность дальнейшего формирования электронных каталогов фондовых коллекций и музейных документов. Также первоочередной задачей для музеев области является включение музейных коллекций в базу данных Государственного электронного каталога Музейного фонда Российской Федерации, что обеспечит свободный доступ населения к уникальным музейным ресурсам: фондовым коллекциям, имеющим мировое значение, выставочной, научно-просветительской и научно-исследовательской деятельности музеев области.
Кроме того, реализация мероприятий Программы позволит:
повысить качество обслуживания в библиотеках и музеях области, а также квалификацию специалистов библиотек и музеев в сфере внедрения и использования ИКТ;
организовать обмен и распространение опыта по внедрению компьютерных технологий в библиотеках, координацию деятельности библиотек по обеспечению свободного доступа пользователей к информационным ресурсам;
расширить коммуникативные возможности музеев области;
снизить затраты на эксплуатацию локальных вычислительных сетей библиотек области;
минимизировать затраты на формирование электронных каталогов библиотек области;
повысить качество и надежность работы программного обеспечения, используемого для автоматизации музейных процессов;
обеспечить сохранность культурного и библиотечно-информационного наследия.
3.1.6. "Электронное жилищно-коммунальное хозяйство"
Одним из приоритетных направлений информатизации области является развитие информационных систем в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Развитие данного направления позволит улучшить качество и оперативность предоставления информации по вопросам, связанным с жилищно-коммунальным хозяйством области.
В настоящее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства области используются различные информационные системы и базы данных, содержащие большие объемы информации, сбор которой осуществляется его предприятиями. Данные информационные системы носят узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение конкретных функций и решение задач.
С целью повышения качества, эффективности и оперативности предоставления информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства области в рамках Программы необходимо создать единую информационную базу данных и систему сбора и анализа информации. Это позволит обеспечить сбор, хранение и обработку информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства области, возможность ее передачи между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, предприятиями ЖКХ и администрациями муниципальных районов области, возможность оперативного обмена данными между отдельными автоматизированными информационными системами, их сопоставления и анализа для получения полной, достоверной и актуальной информации.
3.1.7. Создание информационно-маркетингового центра области
Процесс формирования заказов для государственных нужд области имеет устойчивое динамическое развитие, которое сопровождается ростом информационных потоков между государственными заказчиками и поставщиками. Традиционные методы взаимодействия участников размещения заказов для государственных нужд области вызывают большое число сбоев, ошибок, потери информации, что сказывается на качестве и сроках их выполнения. Создание в сети "Интернет" информационно-маркетингового центра области (далее - ИМЦ) обеспечит формирование и поддержку постоянных информационных потоков актуальной конъюнктурной информации об объектах и о субъектах товарных рынков. Эта информация будет доступна для всех граждан, хозяйствующих субъектов и органов государственной власти области.
Создание ИМЦ обеспечит решение следующих задач:
информационно-маркетинговое, консультационное и аналитическое обеспечение и обслуживание органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления при планировании и реализации областных и муниципальных программ и проектов социально-экономического развития;
координация ценообразования при проведении электронных закупок для государственных и муниципальных нужд;
предоставление производителям, поставщикам и потребителям товаров, работ и услуг комплексного информационного обеспечения для решения маркетинговых задач по изучению объектов и субъектов рынка, определению его потенциальной емкости, конъюнктуры цен, объемов текущего спроса и предложения, каналов продвижения продукции и услуг, а также по распространению информации о собственной продукции, об услугах и потребностях, автоматизированному подбору поставщиков, партнеров и потребителей;
предоставление участникам рынка возможности организовывать и проводить электронные закупки продажи на конкурентной основе в виде прямых и обратных электронных аукционов;
обеспечение формирования для всех участников рынка трансграничного межотраслевого электронного информационного пространства равнодоступного, прямого и автоматизированного информационного взаимодействия для решения своих хозяйственно-экономических задач;
развитие системы электронной торговли в области;
создание благоприятных условий для повышения уровня информационного обеспечения товарного рынка области;
обеспечение роста объемов взаимной торговли, улучшение структуры товарооборота, восстановление и развитие производственных и научно-технических связей;
создание актуальной базы данных среднерыночных цен области.
ИМЦ должен реализовывать следующие функции:
информационное обслуживание участников рынка;
консультационное обслуживание участников рынка;
маркетинговое обслуживание участников рынка;
обслуживание в сфере электронной торговли;
рекламное обслуживание участников рынка;
обслуживание в сфере инвестиционного проектирования;
коммуникационное обслуживание участников рынка.
Предпочтительной технологической основой создания ИМЦ является расширение границ использования автоматизированной информационной системы по электронным торговым площадкам, которое:
является составной частью единого решения (полностью совместимого) по электронным закупкам для государственных нужд области;
обладает всеми необходимыми функциональными возможностями и положительным опытом практического использования.
Реализация проекта создания ИМЦ направлена на формирование эффективных механизмов по обеспечению товарообмена как между предприятиями области, так и с их контрагентами в других регионах и странах.
ИМЦ будет предоставлять сведения о товаропроизводителях, спросе и предложении на товары, работы и услуги с товарных рынков области. В систему управления базой данных "Цены на товары и услуги" ИМЦ будет импортировать данные из прайс-листов производителей и поставщиков о ценах на территории области по основной номенклатуре видов товаров.
В ИМЦ будет реализована возможность подготовки и передачи массивов данных в OLAP-приложение для формирования и графического пространственного представления сравниваемых показателей.
В рамках проекта создания ИМЦ будут разработаны нормы и правила, направленные на предупреждение недобросовестных действий со стороны поставщиков и потребителей электронных услуг.
Реализация проекта создания ИМЦ обеспечит положительный мультипликативный эффект по следующим направлениям:
развитие малого и среднего бизнеса;
развитие цивилизованной конкуренции;
повышение прозрачности торговых операций;
развитие отраслевой специализации;
развитие и укрепление прямых межрегиональных партнерских связей.
Создав ИМЦ, органы государственной власти области получат эффективный экономический инструмент мониторинга состояния экономики области. За счет наличия актуальной конъюнктурной информации и полной информационной совместимости ИМЦ с системой "Госзакупки" станут возможными более эффективные планирование и проведение размещения государственного и муниципального заказов.
Средний и малый бизнес получит возможность направлять больше средств на повышение качества своей продукции и услуг за счет существенного сокращения расходов на проведение самостоятельной рекламно-маркетинговой деятельности, передав часть этих функций в ИМЦ на постоянной основе или используя подобные услуги ИМЦ периодически.
Работы по проекту включают предпроектную подготовку, создание концепции проекта и технического задания, поставку всего необходимого программного и технического обеспечения, его настройку и ввод в эксплуатацию, а также подготовку персонала, оказание методических и консультационных услуг.
3.1.8. Многоцелевая геоинформационная система области
Мероприятия Программы направлены на решение одной из важнейших проблем оптимизации управленческой деятельности: поиск наиболее оптимальных вариантов управления разнообразными территориальными структурами и процессами с минимальными временными и материальными затратами.
Разработка геоинформационных систем (далее - ГИС), которые отвечали бы разнообразным потребностям государственных и муниципальных служб, позволяли на практике принимать обоснованные решения по управлению территориями, учитывали все многообразие действующих факторов (природных, социальных, политических, экономических, культурно-исторических, этнологических, демографических и др.), является серьезной и до сих пор во многом не решенной проблемой.
В меньшей степени это связано с возможностями программно-технического комплекса ГИС. Существующие коммерческие ГИС-оболочки и современные технические средства в достаточной степени обеспечивают решение широкого круга территориальных задач. Более серьезными проблемами являются:
отсутствие общепринятой методологии комплексного территориального анализа, отвечающей поставленным целям;
отсутствие концепции и опыта создания многоцелевой, многоуровневой полномасштабной геоинформационной системы, связывающей воедино отраслевые информационные ресурсы территориальных структур разных уровней: от региональных до локальных (область, район, населенный пункт);
отсутствие цифровых карт разного территориального охвата, разных масштабов и разного тематического содержания;
нехватка квалифицированных пользователей конечных ГИС-продуктов на местах;
малочисленность специалистов-геоинформатиков, способных поддерживать и развивать ГИС.
Ранее неоднократно предпринимались попытки создать действующую ГИС области, однако ни одна система не была сдана в эксплуатацию. Основной причиной этого является отсутствие централизованного подхода, так как поставленная задача не может быть решена силами отдельного ведомства.
Мероприятия настоящей Программы направлены на создание оригинальной методологии и ГИС-технологии анализа и синтеза пространственно распределенной геоэкологической, геодемографической и социально-экономической информации, информации, относящейся к чрезвычайным ситуациям, различного территориального и отраслевого иерархического уровня для реализации мероприятий, обеспечивающих устойчивый экономический рост при стабильной экологической обстановке и положительных социальных и демографических процессах.
Создание многоцелевой, многоуровневой полномасштабной геоинформационной системы - "ГИС - Саратовская область" (с модулями "область - муниципальный район/городской округ") позволит связать воедино отраслевые информационные ресурсы муниципальных районов и городских округов области, а также отдельных территорий области, имеющих важное социально-экономическое, рекреационное, природоохранное значение.
Сведенные в единую географическую информационную систему картографические, космические, статистические, текстовые и аэроматериалы создадут условия для объективной и комплексной характеристики структур и процессов на территории области, сделают возможными непрерывный мониторинг экономической, социальной, демографической, экологической ситуаций в области, мониторинг чрезвычайных ситуаций и опасных природных процессов, разработки сценариев территориального развития как области, так и ее муниципальных образований. Кроме того, полномасштабная ГИС области, включающая самую разнообразную тематическую информацию, станет основой создания многочисленных научно-справочных, коммерческих, учебных и специальных картографических продуктов.
В результате формирования и развития единой комплексной "ГИС - Саратовская область" будут решены следующие задачи:
обеспечение областных и муниципальных структур взаимосвязанной информацией, необходимой для их производственной деятельности и принятия решений по управлению территориями, повышения качества и согласованности принимаемых ими решений;
создание и поддержание необходимого для устойчивого развития области уровня информационного потенциала;
совершенствование методологии устойчивого развития административно-территориальных образований на основе применения геоинформационных технологий и методов пространственно-временного анализа природно-ресурсной, экологической и социально-экономической информации, информации, относящейся к чрезвычайным ситуациям;
формирование экологических и социально-экономических показателей устойчивого развития муниципальных образований области: сельское и городское поселение, муниципальный район, городской округ.
В ходе реализации Программы будут разработаны:
концепция, методология, структура и содержание комплексной многоуровневой и многоцелевой ГИС для решения задач управления областью и ее муниципальными образованиями;
методология комплексного геоинформационного территориального анализа геоэкологических, геодемографических и социально-экономических структур и процессов, информации, относящейся к чрезвычайным ситуациям;
алгоритмы решения различных регионально-планировочных и градостроительных задач на основе специализированных блоков ГИС;
цифровые картографические основы различных масштабов открытого содержания территории области; территорий отдельных муниципальных образований области; отдельных участков территорий, значимых в промышленном, рекреационном или других отношениях; городов Саратов и Балаково;
базы отраслевых данных по объектам изучения;
варианты специализированных ГИС области ("Информационная система защиты населения и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Информационная система охраны окружающей среды и управления природными ресурсами", "Туристские и рекреационные ресурсы");
ГИС муниципальных районов, ГИС городов Саратов и Балаково ("Медико-географическая ГИС", "ГИС городское население", "ГИС - градоэкология");
ГИС отдельных участков территории области ("Национальный парк "Хвалынский", "Нефтяные месторождения ООО "Саратовнефтегаз");
мультимедийный географический атлас для школы, научно-справочные эколого-географический и медико-географический атласы области.
Результаты работы позволят апробировать концептуальную и методическую основу комплексного геоэкологического, геодемографического и социально-экономического изучения территории области с применением ГИС-технологий.
Имея электронную карту области, каждая служба сможет проводить анализ имеющейся в их распоряжении информации в территориальном аспекте.
Внедрение ГИС области поможет реализовать права граждан на получение информации, доступ к которой не может быть ограничен в соответствии с законодательством.
3.1.9. Информатизация деятельности мировых судей области
В настоящее время в работе мировых судей области используются различные системы и базы данных, содержащие юридическую и статистическую информацию, документооборот локального характера. Единая информационная система отсутствует. Это приводит к неточностям и ошибкам в работе.
Учитывая необходимость включения мировых судей области в единое информационное пространство судов общей юрисдикции в рамках внедрения государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (далее - ГАС "Правосудие"), осуществляется комплексное решение вопросов автоматизации процессов судебного производства.
ГАС "Правосудие" позволит организовать систему сбора данных судебной статистики, обеспечить доступ по каналам связи к информационным системам "Право", "Судебная практика", "Судейское сообщество", "Судебная экспертиза", решить иные задачи по информатизации деятельности мировых судей области, связанные с поставкой программно-технических средств и подготовкой региональных проектов объединения судебных участков мировых судей области в единое информационное пространство. Система предназначена для автоматизации процессов судебного производства, сбора и обработки первичной судебной статистики на участках мировых судей области, в районных и областных судах общей юрисдикции, военных судах и Верховном Суде Российской Федерации и обеспечивает полнофункциональную информационную поддержку всех стадий прохождения и рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел.
Оптимизация деятельности судебных участков мировых судей области на основе применения ИКТ и специализированного программного обеспечения ГАС "Правосудие" будет достигнута путем:
обеспечения автоматизации формирования судебных документов на всех этапах прохождения дела у мирового судьи, документирования технологического процесса ведения судебного производства в соответствии с законодательством;
создания единого полного электронного банка данных по делам и судебным решениям мировых судей области, электронного архива дел, а также обеспечения его сохранности;
оперативного предоставления мировым судьям области, секретарям судебного заседания и судебного участка полной и достоверной информации по движению дел и участникам судебного процесса, а также реализации механизма передачи дел между инстанциями в электронном виде в минимальные сроки с помощью удобных и легких в использовании информационных средств;
обеспечения формирования регламентированных статистических отчетов о деятельности мировых судей области;
получения готовых документов сложной структуры по индивидуально настроенным шаблонам и обеспечения поддержки создания мировыми судьями области собственных отчетов и приложений с помощью средств формирования процессуальных документов пользователями информационной системы;
обеспечения возможности предоставления аналитических справок руководству суда по качеству работы персонала и состоянию рассматриваемых дел;
обеспечения создания эффективной справочной службы мировых судей области для предоставления информации по запросам граждан, судов и организаций с использованием сети "Интернет", что позволит сократить время на получение указанной информации, а также повысит ее достоверность;
создания и обновления нормативной справочной информации.
В ГАС "Правосудие" предусмотрена также возможность интеграции системы и программ обеспечения аудио- и видеозаписи залов судебного заседания. Аудио- и видеозаписи залов судебного заседания используются для формирования цифровой видеозаписи и фонограммы судебного заседания и управления процессом, а также для подготовки протоколов судебных заседаний.
Данная ГАС позволяет решать задачи обмена необходимой исходной информацией по рассматриваемому делу, записывать, просматривать и прослушивать необходимые фрагменты судебных заседаний, связывать их с данными дела, архивировать материалы аудио- и видеозаписи на резервный носитель, управлять шаблонами протоколов судебных заседаний.
ГАС "Правосудие" повысит эффективность работы аппарата судебных участков мировых судей области и обеспечит повышение уровня достоверности информации, содержащейся в процессуальной документации, а наличие аудио- и видеозаписывающей аппаратуры в зале судебного заседания позволит улучшить культуру общения участников судебного процесса.
3.1.10. Информатизация агропромышленного комплекса области
Саратовская область входит в число развитых в аграрном отношении регионов Российской Федерации. Однако развитие агропромышленного комплекса области, как и в других регионах России, существенно сдерживается состоянием производственной инфраструктуры вообще и отсутствием возможности осуществления современного информационного обмена в частности. В особой мере это проявляется на предприятиях, производящих растениеводческую и животноводческую продукцию, расположенных в сельской местности и удаленных от магистральных каналов связи.
В условиях вступления России в ВТО развитие инфраструктурных сетей (транспорт, связь, логистика) становится основной нелимитированной формой государственной поддержки аграрного сектора. В настоящее время рядом федеральных и областных целевых программ предусмотрено интенсивное развитие магистральных каналов информационной связи с доведением их до всех районных центров области. Благодаря этому создается информационно-транспортная инфраструктура, максимально приближенная ко всем сельским предприятиям. В этой связи на первый план выходит проблема создания и использования целостной системы информационных ресурсов, ориентированных на потребности как сельских товаропроизводителей, так и органов государственного регулирования этого сектора экономики области.
Разработка и внедрение единой системы информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса области "АГРОИНФО" позволят обеспечить построение единой системы сбора, обработки, хранения, обмена и передачи информации, внедрение современных информационных технологий в повседневную деятельность всех предприятий и организаций, участвующих в сельскохозяйственном производстве и регулировании аграрного сектора экономики области.
Настоящей Программой предусмотрены такие первоочередные мероприятия для разработки "АГРОИНФО", как проведение научно-исследовательских и научно-методических работ, техническое и рабочее проектирование составных частей и системы в целом. В рамках научно-исследовательских и научно-методических работ будет разработана нормативная, техническая, организационная, методическая и информационная база применения информационных технологий в АПК, в том числе:
технология дистанционного on-line консалтинга ("поле - консультант", "ферма - консультант") с применением WEB-средств;
библиотека электронных (интерактивных) методических указаний и рекомендаций по технологическим вопросам для предприятий АПК;
состав и структура баз данных различного назначения;
состав и структура серверов системы;
состав и порядок предоставления информационных услуг;
общесистемные стандарты форматов и моделей предоставления данных;
нормативные правовые и методические материалы по обеспечению информационного взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления при формировании и предоставлении электронных информационных услуг отрасли АПК.
В то же время имеющийся информационный потенциал научных, учебных и производственных организаций АПК наряду с информационными ресурсами областных и районных органов государственного регулирования в сфере АПК позволит по мере появления технических средств вести информационное наполнение системы, то есть ее поэтапное внедрение.
Практическое внедрение системы "АГРОИНФО" будет вестись параллельно с разработкой ее отдельных составляющих с постепенным расширением возможностей всех абонентов. Для предоставления всем заинтересованным субъектам наиболее полной и актуальной информации необходимо разработать и внедрить иерархическую сеть WEB-порталов АПК.
В результате реализации Программы повысятся эффективность сельскохозяйственного производства и качество государственного управления агропромышленным сектором экономики области за счет обеспечения доступа всех заинтересованных субъектов к наиболее полным актуальным информационным ресурсам в сфере АПК.
3.1.11. Информатизация научно-промышленного комплекса области
Промышленность - это ключевая отрасль экономики области. Расширение и модернизация промышленного производства, увеличение выпуска конкурентоспособной промышленной продукции становятся основой для развития других отраслей экономики и стабилизации социальной сферы области. Сегодня региональная промышленная политика прежде всего ориентирована на формирование условий для расширения масштабов промышленного производства и реализации качественной конкурентоспособной продукции, создание принципиально новой импортозамещающей и экспортоориентированной наукоемкой инновационной продукции.
В этих условиях особое значение для промышленных предприятий области приобретает проблема своевременного обмена актуальной и достоверной информацией и ее анализа. При этом необходимо выделить следующие разделы информации, в обмене которой заинтересованы предприятия:
предлагаемая предприятиями продукция (комплектующие и конечные продукты);
потребности предприятий в сырье и комплектующих;
технологические предложения предприятий.
Для решения этой проблемы необходимо разработать и создать на уровне области единую структурированную Интернет-базу данных продукции и технологий промышленных предприятий области с возможностью интеллектуального поиска, дополнения и редактирования информации предприятиями области.
Область также является крупным научно-техническим и образовательным центром. В настоящее время исследования и разработки выполняют 57 промышленных и научных организаций. Однако серьезной проблемой, препятствующей активному внедрению на промышленных предприятиях области современных технологий и материалов, является отсутствие обмена информацией между разработчиками и промышленными предприятиями. У промышленных предприятий нет информации о существующих научных разработках, которые можно применить в их производстве, а научно-исследовательские предприятия и организации не знают о потребностях промышленных предприятий в новых технологиях и материалах.
Первым этапом решения этой проблемы должно стать создание областной базы данных новых технологий по следующим направлениям:
потребности предприятий в новых технологиях и материалах;
научные разработки, готовые к промышленному внедрению;
патенты и инновационные разработки.
Научно-исследовательские и промышленные предприятия и организации области должны иметь доступ к этой базе через сеть "Интернет" с возможностью интеллектуального поиска, дополнения и редактирования информации.
В результате реализации Программы будут разработаны областная база данных продукции и технологий промышленных предприятий и областная база данных инновационных технологий, что позволит повысить эффективность и конкурентоспособность промышленного производства в области за счет упрощения поиска и обмена информацией субъектами процесса промышленного производства.
3.2. Общесистемные мероприятия Программы
3.2.1. Совершенствование нормативной правовой базы области в сфере информатизации
Основным и необходимым условием реализации процессов развития информационного общества в области, регулирования отношений в сфере разработки и использования ИКТ является наличие нормативной правовой базы, определяющей основы регулирования отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации.
Информатизация в области регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами области.
Действующие на сегодняшний день нормативные правовые акты области не полностью регламентируют отношения в сфере информатизации области. В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий требуется постоянное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу информатизации.
На основе изучения и анализа действующей нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения в сфере информатизации, необходимо определить и реализовать меры по ее совершенствованию. Это позволит создать систему нормативных правовых актов области, отвечающую требованиям единой политики в сфере информатизации области и создающую предпосылки для развития и широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов государственной власти области и органов местного самоуправления с гражданами и организациями.
Кроме того, будет создана система управления государственными информационными ресурсами информационно-коммуникационного сектора с учетом необходимости обеспечения информационной безопасности и активного включения области в процесс перехода к информационному обществу.
3.2.2. Обеспечение информационной безопасности в области
Программные мероприятия по обеспечению информационной безопасности в области направлены на создание благоприятных условий для формирования вызывающих доверие систем электронного взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления с населением и хозяйствующими субъектами области и содействие обеспечению информационной безопасности информационных систем, имеющихся у населения, организаций и предприятий области.
В рамках реализации Программы предполагаются разработка концепции информационной безопасности в области, проектирование и создание систем и средств защиты информации и мониторинга информационной безопасности в органах исполнительной власти области, развитие систем безопасности органов исполнительной власти области с использованием средств биометрической аутентификации и электронных ключей, внедрение информационных систем для обеспечения возможности криптографической аутентификации пользователей и использования электронной цифровой подписи при электронном обмене данными.
Реализация Программы позволит сформировать обоснованную, интегрированную систему подходов к обеспечению информационной безопасности в области, определить стратегию создания, функционирования и развития комплексной системы информационной безопасности в области, обеспечить использование криптографической аутентификации пользователей и электронной цифровой подписи при электронном обмене данными.
3.3. Развитие человеческого потенциала в сфере использования ИКТ
Законом Саратовской области от 7 февраля 2008 г. N 34-ЗСО в настоящую главу внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию настоящего Закона
3.3.1. Подготовка государственных гражданских служащих области к использованию ИКТ
Переход области к информационному обществу невозможен без решения задачи повышения качества подготовки специалистов в сфере практического использования ИКТ по различным категориям, отраслям и сферам деятельности. В настоящее время уже завершен процесс компьютеризации органов государственной власти области, что требует наличия соответствующих квалификационных навыков у государственных гражданских служащих области в сфере применения современных ИКТ. Широкое развитие ИКТ и их проникновение во все сферы жизни общества требуют подготовки не только соответствующих специалистов в рамках профессиональных образовательных программ, но и квалифицированных пользователей.
Однако на сегодняшний день остаются нерешенными такие вопросы, как:
отсутствие комплексных программ подготовки кадров в сфере ИКТ;
отсутствие минимальных типовых квалификационных требований в сфере использования ИКТ;
недостаточное финансирование мероприятий по обучению и повышению квалификации;
низкая мотивация сотрудников в освоении новых информационных технологий.
В рамках реализации Программы предполагается разработать и реализовать программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственной гражданской службы области для работы с современными ИКТ, организовать профессиональное обучение и сертификацию сотрудников служб информатизации законодательного органа государственной власти области и органов исполнительной власти области, автоматизировать некоторые процессы приема на работу на конкурсной основе.
Реализация мероприятий настоящей Программы позволит увеличить число квалифицированных пользователей информационной среды в сфере государственной гражданской службы области путем обучения и переобучения свыше 400 государственных гражданских служащих области, а также путем внедрения и использования современных ИКТ при приеме на государственную гражданскую службу.
3.3.2. Проведение кампании по разъяснению преимуществ использования ИКТ для социально-экономического развития области
Успешная интеграция области в информационное общество в значительной мере зависит от поддержки реализации настоящей Программы органами государственной власти области и органами местного самоуправления, населением и деловыми кругами области.
Необходимыми условиями формирования такой поддержки являются обеспечение достаточной информированности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, населения и предприятий области об особенностях и преимуществах использования современных ИКТ во всех сферах деятельности, а также обеспечение учета их компетенции, интересов и опыта при разработке и реализации государственной политики в сфере информатизации области.
Для выполнения этих условий необходимо в рамках реализации Программы провести кампанию по разъяснению преимуществ использования ИКТ, включающую:
проведение информационно-просветительской кампании в печатных средствах массовой информации;
подготовку и проведение цикла телевизионных передач "Развитие информационно-коммуникационного пространства Саратовской области";
организацию и проведение совещаний, конференций и выставок по вопросам, связанным с реализацией Программы, с участием представителей органов власти области, населения, специалистов в сфере ИКТ.
Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить:
повышение степени использования населением области ИКТ в повседневной жизни;
регулярное освещение в средствах массовой информации хода реализации Программы;
широкое обсуждение хода работ по реализации Программы представителями всех заинтересованных сторон, обеспечение поддержания постоянного диалога по вопросам определения приоритетных направлений развития и использования ИКТ в области;
стимулирование развития многостороннего сотрудничества и заинтересованности предпринимательства и научно-образовательного сообщества области в участии в разработке и реализации государственной политики в сфере информатизации;
обеспечение эффективной интеграции знаний и обмена передовым практическим опытом в сфере развития и использования ИКТ, расширение круга специалистов, вовлеченных в реализацию Программы;
формирование эффективной государственной политики в сфере информатизации, учитывающей интересы всех заинтересованных сторон;
своевременное выявление проблем в процессе выполнения программных мероприятий и определение путей их решения в процессе открытых дискуссий.
Законом Саратовской области от 7 февраля 2008 г. N 34-ЗСО в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию настоящего Закона
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы финансируются за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников. Предполагаемый объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 670133,0 тыс. рублей, в том числе:
из областного бюджета - 520133,0 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (прогнозно) -150000,0 тыс. рублей.
Суммарные расходы на реализацию мероприятий содержатся в приложении 1 к Программе.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа достигнутых результатов и с учетом реальных возможностей областного бюджета.
С целью привлечения средств федерального бюджета на реализацию мероприятий настоящей Программы планируется участие в конкурсах, проводимых в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", и других федеральных целевых программах и проектах по информатизации.
5. Механизм реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляется на основе системного подхода, предполагающего комплексность, конкурсность, делегирование функций, взаимодействие и координацию деятельности всех субъектов, заинтересованных в развитии информационного общества в области.
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
Государственный заказчик - координатор Программы обеспечивает контроль за соответствием мероприятий Программы единой политике в сфере информатизации области, задачам модернизации государственного управления и социально-экономического развития области, осуществляет общую координацию и контроль за ходом выполнения Программы.
Для эффективной реализации мероприятий Программы создан Межведомственный совет по информатизации в Саратовской области. Функции совета заключаются в разработке предложений по вопросам информатизации области, осуществлении межведомственной координации и мониторинга выполнения мероприятий Программы, проведении экспертизы государственных проектов в сфере внедрения и использования ИКТ для их включения в Программу, рассмотрении других вопросов, связанных с процессами построения "электронного правительства" области и информатизации области.
Управление и контроль за исполнением конкретных мероприятий Программы возлагаются на основных исполнителей, ответственных за реализацию соответствующих мероприятий Программы.
Основные исполнители мероприятий Программы представляют государственному заказчику - координатору Программы годовые планы реализации мероприятии Программы и ежеквартальные отчеты об их исполнении.
Государственный заказчик - координатор Программы совместно с другими государственными заказчиками Программы разрабатывает и направляет в министерство финансов области сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год.
Реализация Программы осуществляется на .основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области, заключаемых государственными заказчиками со всеми исполнителями программных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Технические задания для размещения государственных заказов области по реализации мероприятий Программы подлежат обязательному согласованию с министерством экономического развития и торговли области. Основной задачей указанного согласования является создание условий для обеспечения возможности совместимости и взаимодействия информационных систем органов исполнительной власти области, а также предупреждения их дублирования.
Государственные заказчики Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы, состав исполнителей ее мероприятий.
Законом Саратовской области от 7 февраля 2008 г. N 34-ЗСО в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию настоящего Закона
6. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация мероприятий Программы окажет комплексное воздействие на все сферы экономики и общественной жизни области.
Предусмотренные Программой меры обеспечат кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти области, создадут принципиально новые возможности для мониторинга процессов во всех сферах общественной жизни и принятия своевременных решений по их регулированию.
Государственная поддержка информатизации на основе внедрения целевых программных методов управления позволит осуществить опережающую разработку и внедрение типовых комплексных информационных систем на основе новых информационных технологий, в результате чего будет обеспечена методологическая, информационная, техническая и программная совместимость информационных систем области между собой.
Реализация мероприятий Программы обеспечит повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, открытости и гласности принятия решений органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а также эффективности предоставления государственных услуг области и, как следствие, рост числа граждан и организаций, использующих ИКТ во взаимоотношениях с органами государственной власти области и органами местного самоуправления.
Развитие информационной безопасности повысит уровень защищенности органов государственной власти области, предприятий и населения области от преступлений и актов терроризма, совершаемых с использованием ИКТ, а также обеспечит целостность и достоверность информации, используемой населением и организациями, органами государственной власти области.
Реализация Программы позволит сформировать эффективную систему нормативного правового регулирования процессов информатизации области, способствующую ускорению темпов развития сферы ИКТ, движению области к информационному обществу и созданию единого информационного пространства.
Значительное место в Программе уделено мероприятиям по подготовке государственных гражданских служащих области к работе с современными ИКТ, в результате чего будут обеспечены увеличение числа квалифицированных пользователей информационной среды, а также наличие высококвалифицированных специалистов по управлению информационными ресурсами и ИКТ в государственном управлении.
Развитие ИКТ создаст предпосылки для преодоления информационного неравенства по возможности доступа населения области к информации.
Эффективность реализации мероприятий Программы характеризуется следующими качественными и количественными показателями:
1. Показатели повышения качества жизни населения:
доля государственных услуг, представленных в сети "Интернет", процент от общего количества услуг;
повышение качества образования на основе автоматизации и информатизации основных управленческих процессов в учреждениях образования, использования медиатеки электронных образовательных ресурсов;
повышение доступности и качества предоставления медицинских услуг населению на основе современных ИКТ;
повышение доступности информации о медицинских услугах за счет создания электронной нормативной правовой и справочной системы, WEB-портала здравоохранения области;
повышение эффективности и качества социального обслуживания населения в государственных и коммерческих организациях;
доля граждан, использующих социальную карту, процент от общего числа граждан, имеющих право на ее получение;
повышение качества обслуживания в библиотеках и музеях области, а также квалификации специалистов библиотек и музеев в сфере внедрения и использования ИКТ.
2. Показатели повышения уровня социально-экономического развития области по сферам:
а) законодательная деятельность, государственное управление и местное самоуправление:
повышение качества и эффективности законодательной деятельности, государственного управления и местного самоуправления на основе внедрения и использования современных ИКТ;
количество центров обработки данных;
количество администраций муниципальных районов и городских округов области, подключенных к защищенной системе передачи данных;
количество разработанных правовых актов, регламентирующих сферу информатизации области;
количество сотрудников органов государственной власти области, прошедших программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в сфере ИКТ;
б) образование:
повышение квалификации сотрудников учреждений образования;
количество рабочих мест в учреждениях образования, подключенных к единой образовательной информационной системе;
в) здравоохранение:
доля учреждений здравоохранения, подключенных к единому центру обработки данных и сбора информации;
доля учреждений здравоохранения, информация о которых представлена на WEB-портале здравоохранения области;
г) социальное обеспечение населения:
количество автоматизированных систем, позволяющих получать льготы и иную социальную помощь по социальной карте;
д) культура:
доля записей в электронных каталогах общедоступных (публичных) библиотек, доступ к которым обеспечен через сеть "Интернет", от общего объема библиотечных фондов области;
количество предметов основного фонда областных музеев, внесенных в электронный каталог;
е) жилищно-коммунальное хозяйство:
повышение оперативности и стабильности в работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства области;
доля предприятий жилищно-коммунального хозяйства области, использующих в своей деятельности единую информационную базу данных;
ж) экология, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
доля органов государственной власти области и органов местного самоуправления, использующих ГИС в своей деятельности, процент от общего количества органов власти области, в деятельности которых целесообразно использование ГИС;
информационное наполнение отраслевых блоков базы данных ГИС в рамках разработки специализированной ГИС области;
з) промышленность, предпринимательство:
повышение эффективности и конкурентоспособности промышленного производства в области за счет упрощения поиска и обмена информацией субъектами процесса промышленного производства;
доля научно-исследовательских и промышленных предприятий и организаций области, информация о продукции, технологиях, потребностях и предложениях которых присутствует в областной базе данных продукции и технологий или в областной базе данных инновационных технологий, процент от общего числа научно-исследовательских и промышленных предприятий и организаций области;
доля производителей, поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг, осуществляющих взаимодействие через ИМЦ, процент от общего числа участников размещения заказов для государственных и муниципальных нужд;
и) аграрный сектор:
повышение эффективности сельскохозяйственного производства и качества государственного управления агропромышленным сектором экономики области за счет обеспечения доступа всех заинтересованных субъектов к наиболее полным актуальным информационным ресурсам в сфере АПК;
количество участников проекта внедрения системы "АГРОИНФО";
к) обеспечение правосудия:
доля судебных участков мировых судей области, использующих в своей работе ГАС "Правосудие", от общего количества судебных участков в области.
Значения количественных показателей и сроки их достижения содержатся в приложении 2 к Программе.
Эффективная реализация мероприятий Программы достигается путем регулярного приведения ее в соответствие с целями социально-экономического развития области, принимаемыми в ходе административной реформы решениями, а также результатами мониторинга информатизации области и использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
Информатизация области должна стать важнейшим фактором формирования эффективной региональной управленческой системы, призванной объединить всех заинтересованных участников процесса регионального социально-экономического развития в целях создания комфортной среды для жизнедеятельности населения области при комплексном повышении уровня его благосостояния.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.