Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 26 августа 2011 г. N 460-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Противодействие коррупции в Саратовской области" на 2012-2014 годы
30 декабря 2011 г., 2 июля, 3 сентября, 18 декабря 2012 г., 8 ноября, 25 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2013 г. N 739-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Противодействие коррупции в Саратовской области" на 2012-2014 годы (далее - Программа) |
|
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Саратовской области от 31 мая 2011 года N 147-Пр "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Противодействие коррупции в Саратовской области" на 2012-2014 годы" |
|
Государственный заказчик |
управление делами Правительства области |
|
Основной разработчик Программы |
отдел по противодействию коррупции при Правительстве области |
|
Цели и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
Цель программы - совершенствование системы профилактики проявлений коррупции. Задачи Программы: обеспечение условий для проведения антикоррупционного мониторинга; подготовка квалифицированных специалистов для реализации антикоррупционной политики; повышение эффективности реализации мер по противодействию коррупции органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления области. Важнейшие оценочные показатели: количество опросов общественного мнения; количество государственных гражданских служащих, прошедших обучение по программам повышения квалификации; количество антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов области и проектов нормативных правовых актов области; количество методических рекомендаций для органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области по вопросам реализации антикоррупционной политики и выполнения требований антикоррупционного законодательства |
|
Сроки и этапы реализации Программы |
2012-2014 годы |
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
отдел по противодействию коррупции при Правительстве области, управление делами Правительства области, управление кадровой политики и государственной службы Правительства области, аппарат Губернатора области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области |
|
Объем и источники финансового обеспечения Программы |
общий объем финансового обеспечения Программы составляет 744,5 тыс. рублей, из них: 2012 год - 203,0 тыс. рублей, 2013 год - 225,5 тыс. рублей, 2014 год - 316,0 тыс. рублей. Финансирование Программы осуществляется из средств областного бюджета |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
обеспечение необходимых условий для проведения антикоррупционного мониторинга в области; повышение квалификации не менее 44 государственных гражданских служащих органов исполнительной власти области, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции; проведение не менее 4650 антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов области и проектов нормативных правовых актов области; подготовка для органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области не менее 6 методических рекомендаций по вопросам реализации антикоррупционной политики и выполнения требований антикоррупционного законодательства |
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляет управление делами Правительства области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ" |
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2013 г. N 739-П в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Разработка долгосрочной областной целевой программы "Противодействие коррупции в Саратовской области" на 2012-2014 годы обусловлена актуальностью противодействия коррупции как на территории области, так и в целом в Российской Федерации, а также тем, что в 2011 году заканчивается действие областной целевой программы "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2011 годы", утвержденной Законом Саратовской области от 2 августа 2007 года N 147-ЗСО.
Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года отметил, что борьба с коррупцией остается нашей общей принципиальной задачей. Коррупция сопутствовала государству на протяжении всей его истории в той или иной форме и степени. По данным международной организации Трансперенси Интернешнл, индекс восприятия коррупции за 2010 год показывает, что почти три четверти из 178 государств, включенных в исследование, набрали менее чем по 5 баллов по 10-балльной шкале (1 балл - самый высокий уровень восприятия коррупции). Такие результаты свидетельствуют о серьезности и глобальности проблемы.
Коррупция имеет глубокие экономические и социальные корни. Поэтому для снижения ее уровня, ограничения возможностей для совершения коррупционных правонарушений нужны системные, комплексные меры.
Результаты мониторинга коррупционной ситуации на территории области показывают, что количество фактов получения взятки в 2010 году практически оставалось на уровне 2009 года, то есть 118 случаев по сравнению со 119 в предыдущем году. По этому показателю область остается на средних позициях в Приволжском федеральном округе, занимая 6 место.
Вместе с тем отмечается снижение количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности за получение взятки, из числа государственных и муниципальных служащих, а также сотрудников подведомственных организаций и учреждений. По данным правоохранительных органов, в 2010 году привлечено 74 таких лица, то есть на 20 процентов меньше чем в 2009 году (99 человек).
Из общего числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за получение взятки в 2010 году, сотрудники федеральных органов и учреждений составили 27 человек (36,5 процента от общего количества), областных органов и учреждений - 9 человек (12,1 процента), муниципальных - 38 (51,4 процента).
В 2010 году возросло количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за дачу взятки, и достигло 77 человек по сравнению с 64 в 2009 году. Этот результат дает положительный эффект в борьбе с коррупцией в области. Важность его обусловлена тем, что сами граждане, давая взятки, тем самым поощряют коррупционеров и способствуют дальнейшему распространению взяточничества.
По данным прокуратуры области, всего в 2010 году следователями следственных подразделений области возбуждено 421 уголовное дело о преступлениях коррупционной направленности (в аналогичный период 2009 года - 336). Наиболее часто встречающимися составами таких преступлений на территории области являются получение должностным лицом взятки, превышение, злоупотребление должностными полномочиями и дача взятки.
Судами области в 2010 году рассмотрено с вынесением приговора по статье 290 УК РФ (получение взятки) 68 уголовных дел (2009 год - 71), по статье 291 (дача взятки) - 84 уголовных дела (2009 год - 64).
Всего по данным прокуратуры области, судами области в 2010 году рассмотрено по первой инстанции о преступлениях коррупционной направленности с вынесением обвинительного приговора 225 уголовных дел в отношении 227 лиц (в аналогичный период 2009 года - 186 дел в отношении 188 лиц).
Опрос общественного мнения для оценки уровня коррупции, выявления правовых норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявления коррупционных сфер деятельности в 2010 году в рамках областной целевой программы "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2011 годы" проведен в связи с оптимизацией бюджетных расходов в 2010 году только по г. Саратову. По данным Центра социальных исследований "РОСС-XXI век" только 6,1 процента опрошенных считают, что, несмотря на наличие коррупции, ситуация в целом находится под контролем органов правопорядка (в 2009 году по г. Саратову - 4,8 процента). При этом 48 процентов опрошенных считают, что коррупция поразила все структуры власти, включая правоохранительные органы (в 2009 году по г. Саратову - также 48 процентов). Эти показатели вызывают тревогу, поскольку отражают мнение населения по вопросу о состоянии коррупции.
Выражая мнение о стратегии борьбы с коррупцией, 84 процента опрошенных полагают, что для успешной борьбы необходимо прежде всего усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления (в 2009 году по г. Саратову - 73 процента). При значительном количестве ставших известными фактов коррупции этот показатель отражает степень озабоченности населения состоянием коррупции и желание минимизировать ее уровень радикально и в короткие сроки. Среди других эффективных мер по противодействию коррупции опрошенные выделили обеспечение доступа к информации о деятельности органов власти для граждан и СМИ (56 процентов опрошенных), публикации и передачи антикоррупционной направленности в газетах, по радио и телевидению (54 процента опрошенных), правовое просвещение, повышение правовой культуры населения (64 процента опрошенных), "телефоны доверия" для информирования о фактах коррупции (64 процента опрошенных).
См. Регламент рассмотрения заявлений и обращений граждан на предмет наличия в них информации о фактах коррупции со стороны государственных служащих министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденный приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 17 марта 2008 г. N 35
Как положительное явление отмечается тенденция изменения отношения населения к вопросу о поведении человека в ситуации, когда у него вымогают взятку. Считают, что в этом случае необходимо заявить в вышестоящий орган, 18 процентов опрошенных (13 процентов по г. Саратову в 2009 году); уведомить правоохранительные органы - 23 процента (в 2009 году - 17 процентов); не давать взятку и добиваться соблюдения закона - 25 процентов (в 2009 году - 22 процента). При этом снижается количество считающих, что необходимо дать взятку, если "цена вопроса" существеннее ее суммы: 24 процента опрошенных по сравнению с 28 процентами в 2009 году. Однако сама по себе эта цифра остается значительной и, несомненно, вызывает тревогу. В связи с изложенным остается актуальной проблема изменения сознания населения, его терпимого отношения к взятке и скептического отношения к способности органов государственной власти, правоохранительных органов эффективно противодействовать коррупции.
Федеральным законом "О противодействии коррупции" предусмотрено, что противодействие коррупции осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами в пределах их полномочий. При этом противодействие коррупции включает в себя как борьбу с коррупцией, относящуюся к компетенции правоохранительных органов, так и профилактику коррупции.
Правительством области с 2007 года на системной основе реализуется комплекс мероприятий антикоррупционной направленности. Прежде всего, за прошедший период, в порядке опережающего законотворчества в области создана и поддерживается в актуальном состоянии необходимая для противодействия коррупции нормативно-правовая база.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2007 года N 377-Пр утвержден План мероприятий органов исполнительной власти Саратовской области по реализации антикоррупционной политики на 2007-2011 годы. В соответствии с названным Планом утверждены и реализуются планы по противодействию коррупции во всех органах исполнительной власти области.
По инициативе и при содействии Правительства области в муниципальных районах и городских округах области в 2007-2008 годах приняты и реализуются муниципальные программы по противодействию коррупции. В 2009 году также по инициативе и при содействии Правительства области планы мероприятий по противодействию коррупции приняты в городских и сельских поселениях области. Правительством области на постоянной основе оказывается методическая помощь органам местного самоуправления области в реализации муниципальных программ и планов по противодействию коррупции.
Важным направлением антикоррупционной политики является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области и их проектов. В области эта процедура реализуется на постоянной основе с 2007 года. Во исполнение Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Правительством области обеспечено проведение этой экспертизы всеми органами исполнительной власти области в отношении принимаемых ими нормативных правовых актов. Также при активной методической поддержке Правительства области эта процедура реально внедрена в органах местного самоуправления области. Кроме того, Правительством области обеспечены благоприятные условия для проведения независимой антикоррупционной экспертизы: на сайтах органов исполнительной власти области созданы по единому стандарту специальные разделы для публикации проектов нормативных правовых актов.
Правительством области принимаются и иные меры антикоррупционной направленности. В результате этих мер обеспечено своевременное выполнение требований федерального и областного законодательства о противодействии коррупции, ведомственных и муниципальных планов противодействия коррупции.
Основной объем мероприятий антикоррупционной направленности осуществляется органами исполнительной власти области в рамках их функциональных обязанностей, во исполнение принятых планов по реализации антикоррупционной политики, без дополнительного финансирования из областного бюджета, в том числе:
в соответствии с законодательством осуществляется работа по получению информации о доходах государственных гражданских служащих области;
анализируются обращения граждан на предмет наличия в них информации о возможных фактах коррупции со стороны государственных гражданских служащих области;
осуществляется контроль за своевременным исполнением документов;
определяются перечни коррупционных правонарушений в сфере деятельности органа исполнительной власти области, с которыми граждане сталкиваются наиболее часто ("бытовая" коррупция), разрабатываются меры по устранению условий для их проявления;
обеспечивается функционирование официальных Интернет-сайтов в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
размещается на Интернет-сайтах органов исполнительной власти области информация о мероприятиях в сфере реализации антикоррупционной политики;
размещается в сети Интернет информация о кадровой политике органов исполнительной власти области;
внедряются элементы антикоррупционного просвещения населения при оказании государственных услуг, в том числе обеспечивается доступность для граждан информации о полном перечне услуг, предоставляемых бесплатно и на платной основе, доступность информации обо всех условиях предоставления услуг;
размещаются в местах оказания государственных услуг адреса и номера телефонов, по которым можно сообщить о коррупционных правонарушениях государственных гражданских служащих и работников подведомственных учреждений;
организуются плановые мероприятия по противодействию коррупции в подведомственных учреждениях;
в должностные регламенты государственных гражданских служащих органов исполнительной власти области внесены дополнения об обязательном уведомлении представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений;
регламентирован порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений, организации проверки этих сведений и регистрации уведомлений;
разработаны и утверждены перечни должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (перечни должностей, функциональные обязанности которых связаны с коррупционными рисками);
созданы и функционируют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих области и урегулированию конфликта интересов; в состав названных комиссий включены (по согласованию) представители институтов гражданского общества;
принимаются меры по контролю за деятельностью сотрудников, осуществляющих разрешительные, инспектирующие, контролирующие функции;
принимаются меры по обеспечению сменяемости должностных лиц при проведении внеплановых проверок;
принимаются меры по совершенствованию в соответствии с законодательством процедур, условий и механизмов государственных закупок;
проводятся разъяснительно-профилактические мероприятия антикоррупционной направленности с государственными гражданскими служащими области в ходе совещаний и тематических бесед;
приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения антикоррупционной экспертизы принимаемых органами исполнительной власти области нормативных правовых актов и их проектов;
в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами осуществляется на постоянной основе антикоррупционная экспертиза;
реализованы мероприятия по обеспечению условий для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти области, в том числе, на Интернет-страницах органов исполнительной власти области на официальном портале Правительства области созданы специальные разделы для размещения проектов.
Вместе с тем для проведения ряда мероприятий по реализации антикоррупционной политики требуется дополнительное финансирование. Такие мероприятия выполнялись в рамках областной целевой программы "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2011 годы".
Реализация названной программы позволила в 2007 году, до принятия Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" провести независимую антикоррупционную экспертизу 312 действующих нормативных правовых актов области, в том числе независимой экспертизой охвачены все действующие законы области за период с 1996 года по июль 2007 года.
Проведено 6 опросов общественного мнения для оценки уровня коррупции, выявления норм в законодательстве области, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявления коррупционных сфер деятельности. Результаты опросов используются для планирования антикоррупционных мероприятий органов исполнительной власти области, для предоставления соответствующей информации в правоохранительные органы области.
Создана выделенная телефонная линия "телефона доверия" для получения информации от граждан о фактах коррупции в целях использования органами исполнительной власти области и правоохранительными органами области для проведения мероприятий антикоррупционной направленности. Для создания названной телефонной линии приобретен компьютер в комплекте, многофункциональный факс, проведена кампания на телевидении с целью информирования общественности об открытии "телефона доверия".
Осуществлена публикация 20 статей в СМИ и выпуск 11 телесюжетов информационно-пропагандистской направленности. Подготовлено 5 тематических видеороликов социальной рекламы антикоррупционной направленности. Реализовано 170 прокатов названных видеороликов на различных телевизионных каналах.
Изданы общим тиражом 12 тыс. экземпляров и распространены бесплатно в г. Саратове и области: брошюра, направленная на профилактику коррупционных правонарушений при проведении капитального ремонта многоквартирных домов в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", брошюры "Если у Вас вымогают взятку" и "Если Вам угрожает рейдерство" - в комплекте с календарем информационно-агитационной направленности тиражом 2 тыс. экземпляров.
Вместе с тем в связи с оптимизацией бюджетных расходов финансирование программы было сокращено, и предусмотренные мероприятия выполнены не в полном объеме. В частности, не представилось возможным повышение квалификации на базе вузов государственных гражданских служащих органов исполнительной власти области, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
В связи с актуальностью проблемы коррупции Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и изложен в новой редакции Национальный план противодействия коррупции - со сроком реализации в 2010-2011 годах. Указом предусматривается дальнейшее утверждение Национального плана противодействия коррупции на отдельные периоды и реализация его, в том числе, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 декабря 2012 г. N 749-П раздел 2 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
2. Основная цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Целью долгосрочной областной целевой программы "Противодействие коррупции в Саратовской области" на 2012-2014 годы является совершенствование системы профилактики проявлений коррупции.
Названной цели соответствуют следующие задачи:
обеспечение условий для проведения антикоррупционного мониторинга;
подготовка квалифицированных специалистов для реализации антикоррупционной политики;
повышение эффективности реализации мер по противодействию коррупции органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления области.
Реализация названной Программы планируется в период с 2012 по 2014 годы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 декабря 2012 г. N 749-П в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3. Перечень программных мероприятий
В рамках Программы планируется осуществить следующий комплекс мероприятий:
организация и проведение опросов общественного мнения для оценки уровня коррупции, выявления недостатков в областном законодательстве, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявления коррупционных сфер деятельности, подготовка сводного отчета;
организация повышения квалификации государственных гражданских служащих органов исполнительной власти области, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;
проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области и проектов нормативных правовых актов области;
проведение комплексного анализа реализации органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления области антикоррупционной политики и выполнения требований антикоррупционного законодательства;
подготовка методических рекомендаций для органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области.
Система (перечень) программных мероприятий представлена в приложении N 1 к Программе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2013 г. N 739-П в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 744,5 тыс. рублей.
По годам реализации финансирование составляет:
Год |
Всего (тыс. рублей) |
2012 |
203,0 |
2013 |
225,5 |
2014 |
316,0 |
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при составлении проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства Саратовской области от 8 ноября 2013 г. N 612-П раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке управлением делами Правительства области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ".
Управление делами Правительства области ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в министерство экономического развития и инвестиционной политики области сведения о финансировании Программы и фактическом использовании денежных средств. Ежегодно государственный заказчик Программы до 1 февраля представляет в министерство экономического развития и инвестиционной политики области отчеты о ходе реализации Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Показатели оценки эффективности реализации мероприятий Программы отражены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.