Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации МО г. Энгельс
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
от 25 октября 2010 г. N 743
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования город Энгельс на период с 2011 до 2020 года"
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования город Энгельс на период с 2011 до 2020 года" |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; - распоряжение Правительства Саратовской области от 12 февраля 2010 года N 35 "О подготовке долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года" |
Заказчик Программы |
Управление ЖКХ администрации муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области |
Основные разработчики Программы |
Управление ЖКХ администрации муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области |
Основная цель Программы |
Обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности экономики муниципального образования город Энгельс и снижения энергоёмкости муниципального продукта (МП) на 40% по сравнению с 2007 годом. Ускорение перехода коммунального комплекса и объектов бюджетной сферы на энергоэффективные технологии, повышение надежности топливо- и энергообеспечения, снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения в среднем на 3-5% ежегодно, улучшение социально-бытовых условий жизни населения |
Основные задачи Программы |
- повышение эффективности энергопотребления в системах коммунальной инфраструктуры, бюджетной сфере и жилищном секторе, в том числе за счёт запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - создание системы нормативного правового, финансово-экономического и организационного механизмов энергосбережения для обеспечения на этой основе перехода коммунального комплекса муниципального образования на энергосберегающий путь развития; - повышение надежности топливо- и энергообеспечения; - снижение внутреннего потребления энергоресурсов в бюджетной сфере за счет энергосбережения на 3-5% ежегодно; - завершение оснащения объектов бюджетной сферы и других потребителей энергоресурсов приборами и системами учета и регулирования потребления энергоресурсов; - сокращение расходов местного бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений; - увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; - повышение качества жизни населения, снижение доли затрат на энергообеспечение; - уменьшение негативного воздействия на окружающую среду |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2020 годы, в том числе: I этап - 2011-2015 годы; II этап - 2016-2020 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- обеспечение за счёт реализации мероприятий Программы снижения потребления ТЭР в жилищно-коммунальном комплексе и бюджетной сфере не менее чем на 15,0% на первом этапе (к 2015 г.) и на 23,7% на втором этапе (к 2020 г.); - обеспечение за счёт реализации мероприятий Программы годовой экономии первичной энергии в размере не менее 58,25 тыс. тонн условного топлива (далее - т у.т.) на первом этапе в 2015 г. и 120,64 тыс. т у.т. за весь период действия Программы |
Перечень основных направлений Программы |
Основными направлениями Программы являются: - повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системе коммунальной инфраструктуры; - модернизация системы теплоснабжения муниципального образования город Энгельс, экономически обоснованный перевод жилых домов на индивидуальное отопление; - модернизация систем наружного освещения муниципального образования город Энгельс; - реконструкция объектов бюджетной сферы с реконструкцией систем отопления, внутреннего и уличного освещения; - оснащение узлами учета и регулирования расхода энергоносителей объектов бюджетной сферы и жилищно-бытового сектора |
Исполнители основных мероприятий |
- исполнительные органы государственной власти, организации коммунального комплекса, находящиеся на территории муниципального образования город Энгельс; - подрядные организации (исполнители) отдельных мероприятий, определенные на конкурсной основе |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования, всего - 550,576 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет - 40,622 млн. руб.; областной бюджет - 140,356 млн. руб.; средства местного бюджета - 89,112 млн. руб.; внебюджетные источники - 280,486 млн. руб. |
Механизм реализации и система организации контроля за исполнением Программы |
Механизм реализации Программы заключается в планировании, реализации и мониторинге выполнения программных мероприятий государственным заказчиком, контроле за достижением целевых индикаторов и показателей и выделенных ресурсов для реализации мероприятий Программы. Контроль за исполнением Программы осуществляет управление ЖКХ администрации муниципального образования город Энгельс |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Снижение энергоемкости МП за счет энергосбережения на 40% до 2020 года (по отношению к 2007 году), оснащение потребителей системами учета и регулирования энергоресурсов, реконструкция и модернизация оборудования предприятий жилищно-коммунального комплекса и организаций бюджетной сферы. Выполнение предусмотренных в программе энергосберегающих мероприятий позволит обеспечить: - суммарную экономию первичной энергии в размере не менее 145,63 тыс. т у.т. на I этапе (2011-2015 годы) и не менее 457, 24 тыс. т у.т. за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы); - экономию природного газа в размере не менее 115,1 млн. куб. м на I этапе (2011-2015 годы) и не менее 518,5 млн. куб.м за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы); - экономию электроэнергии в размере не менее 5,0 млн. кВт-ч на I этапе (2011-2015 годы) и не менее 22,6 млн. кВт-ч за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы); - экономию тепловой энергии в размере не менее 466 тыс. Гкал на I этапе (2011-2015 годы) и не менее 1512 тыс. Гкал за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы); - существенное ограничение выбросов парниковых газов: - годовое снижение выбросов парниковых газов к 2015 году - 71,2 тыс. т; к 2020 году - 160,2 тыс. т; - суммарную экономию затрат на потребление ТЭР всеми потребителями энергоресурсов: - в 2011-2015 годах - 290 млн. руб.; - в 2011-2020 годах - 914,48 млн. руб. (в текущих ценах); - годовую экономию средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов: - к 2015 году - 0,23 млн. руб.; - к 2020 году - 0,52 млн. руб. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
1.1. Краткая социально-экономическая характеристика муниципального образования город Энгельс
В соответствии с решением Энгельсского городского Совета от 29 ноября 2005 года N 15/01 "Об утверждении Устава муниципального образования город Энгельс" муниципальное образование город Энгельс образовано Законом Саратовской области от 27 декабря 2004 года N 106-ЗСО и наделено статусом городского поселения, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
Муниципальное образование город Энгельс является административным центром Энгельсского муниципального района Саратовской области, входящим в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации. Площадь муниципального образования - 121,06 кв.км.
В территориальный состав муниципального образования город Энгельс входят населенные пункты: город Энгельс, поселок Плодосовхоз, поселок Прибрежный.
На 1 января 2010 года численность постоянного населения муниципального образования город Энгельс составила 209000 чел. Численность трудоспособного населения составляет 133426 чел.
Структуру органов местного самоуправления составляют: Энгельсский городской Совет депутатов (представительный орган), Глава муниципального образования город Энгельс (высшее должностное лицо), администрация муниципального образования город Энгельс (постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган).
Экономика
Муниципальный внутренний продукт (МП) МО составил в 2007 году 22,62 млрд. руб., в 2008 году - 24,13 млрд. руб. и в 2009 году - 23,24 млрд. руб.
Экономика МО представлена двумя примерно равноценными секторами хозяйственной деятельности:
- первичный сектор (обрабатывающая промышленность, строительство, энергетика) - наиболее мощное звено в хозяйственном комплексе. В первую очередь, это относится к весьма сложной по своей структуре обрабатывающей промышленности, особенно машиностроению, значение которых выходит далеко за пределы не только города, но и области в целом;
- вторичный сектор (транспорт, связь, финансы, торговля, образование, здравоохранение, рекреационная деятельность и другие виды производственных и социальных услуг) обеспечивает функционирование первичного сектора экономики.
Доходная часть бюджета муниципального образования город Энгельс на 1 января 2010 года исполнена в сумме 553,4 млн. руб. Расходная часть бюджета муниципального образования город Энгельс Саратовской области по состоянию на 1 января 2010 года исполнена в сумме 540,6 млн. рублей. Наибольший удельный вес в расходах бюджета занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 62,2% от общих расходов, или 336,3 млн. руб. На финансирование социальной сферы направлено 0,8%, или 4,5 млн. руб.
Промышленность
Промышленность является доминирующей отраслью сферы материального производства муниципального образования город Энгельс.
Число действующих крупных и средних организаций по видам экономической деятельности:
- добыча полезных ископаемых - 2 ед.;
- обрабатывающие производства - 175 ед.;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 39 ед.
Ряд промышленных предприятий МО входит в число крупнейших предприятий Саратовской области, каждое производит продукции более чем на 1 млрд. рублей в год. К их числу относятся: ООО "Хенкель - Юг", ОАО "Трансмаш", ОАО "Роберт Бош Саратов", ОАО "Завод металлоконструкций", ЗАО "Энгельсский трубный завод". На их долю приходится более 45% от общего объема отгруженной продукции района. В перечне сложных проблем, стоящих перед промышленным сектором экономики муниципального образования город Энгельс, выделяется высокая степень износа основных фондов.
Объем отгруженной продукции собственного производства, работ и услуг крупными и средними промышленными предприятиями в 2009 году составил 85 млрд. руб.
Строительство
Строительным комплексом в 2009 году введено в эксплуатацию 160,2 тыс. кв.м жилья. Из общего объема введенного жилья 601 индивидуальный жилой дом общей площадью 77,9 тыс. кв.м, построен населением за счет собственных средств и кредитов.
Объем подрядных работ по крупным и средним предприятиям в 2009 году составил 3318,1 млн. руб.
Потребительский рынок
На территории муниципального образования город Энгельс действуют 1389 объектов потребительского рынка. Объекты розничной торговли в количестве 783 ед. (общей площадью более 162,5 тыс. м) составляют 56,4% всего потребительского рынка.
Социальная сфера
Районный центр - муниципальное образование город Энгельс, находясь в непосредственной близости к областному, принимает на себя часть функций регионального уровня. Так, на территории города находятся специализированные медицинские учреждения областного уровня, учреждения сферы образования и культуры.
Здравоохранение
Система здравоохранения в муниципальном образовании город Энгельс представлена различными видами учреждений: поликлиниками, больницами, врачебными амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами, аптеками, станциями и больницей скорой медицинской помощи и др. На территории муниципального образования город Энгельс расположены: больница скорой медицинской помощи, городская больница, перинатальный центр, детская больница, районная больница, четыре поликлиники, две детские поликлиники, станция скорой медицинской помощи, центр медицинской профилактики, стоматологическая поликлиника.
Образование
Образовательная сеть на территории муниципального образования представлена 31 дошкольным образовательным учреждением, 48 дневными государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, 5 средними специальными учебными заведениями и 2 вузами.
На территории муниципального образования город Энгельс работают 5 средних специальных учебных заведений. В них обучается 5,6 тыс. учащихся. При условии сохранения современного уровня охвата контингента лиц школьного возраста общеобразовательным процессом в системе государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений количество учащихся в них прогнозируется в диапазоне от 21,3 тыс. до 24,9 тыс. чел. к 2025 году.
Физкультура и спорт
Сеть физкультурно-спортивных объектов муниципального образования город Энгельс представляет собой систему, состоящую из трех основных подразделений: сооружения сети общего пользования, сооружения общеобразовательных учреждений и объекты различных видов общественного обслуживания.
Муниципальное имущество
Балансовая стоимость муниципального имущества муниципального образования город Энгельс по состоянию на 1 января 2010 года составила 3676409385 рублей.
Площадь объектов, находящихся в муниципальной собственности
Наименование показателя |
Кв.м |
Площадь объектов, находящихся в муниципальной собственности - всего, в том числе |
577765,01 |
- жилищный фонд |
553330,90 |
- казна (без жилищного фонда) |
6202,70 |
- в оперативном управлении |
5455,42 |
- в хозяйственном ведении |
12775,99 |
Количество земельных участков, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс, являющихся объектами налогообложения, - 20759 единиц.
Жилищный комплекс
Общий жилищный фонд МО составляет 4797,1 тыс. кв.м. Количество жилых домов 16060, в том числе многоквартирных - 1170, из них в собственности ЖСК и ТСЖ - 115. Частных домовладений - 14890.
1.2. Анализ энергопотребления за 2007-2010 годы и основные целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Годовое потребление первичных видов энергетических ресурсов муниципальным образованием город Энгельс за последние два года снизилось с 342,74 до 336,58 тыс. т у.т. При этом энергоемкость муниципального продукта (МП) возросла за тот же период с 14,20 кг у.т./тыс. руб. до 14,48 кг у.т./тыс. руб. Анализ данных по потреблению ТЭР за последние годы свидетельствует о небольшом ежегодном росте потребления ТЭР со среднегодовым темпом 2,0-2,5%. Исключение составил 2009 год, в котором произошел спад потребления ТЭР.
В структуре потребления ТЭР преобладающее значение занимает природный газ. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов всеми категориями потребителей в 2009 году характеризуется следующими показателями: на электроэнергию приходится 38,03 тыс. т у.т. (8,5% общего потребления энергоресурсов); тепловую энергию - 105,09 тыс. т у.т. (23,5% общего потребления энергоресурсов) и природный газ - 334,45 тыс. т у.т. (68,0% общего потребления энергоресурсов).
Основными потребителями топливно-энергетических ресурсов на территории муниципального образования город Энгельс являются предприятия ЖКХ, население, бюджетные организации.
Бюджетные учреждения, расположенные на территории муниципального образования город Энгельс, потребляют около 0,4% тепловой энергии и 0,45% электроэнергии. Доля тепловой энергии, потребляемой бюджетными учреждениями по приборам учета, составляет 16,5%. Основным потребителем ТЭР в бюджетной сфере являются объекты образования, на остальные объекты приходится значительно меньшая доля.
Доля тепловой энергии, потребляемой жилыми домами, составляет 39,9%, а многоквартирными домами - 28,5%. Доля электроэнергии, потребляемой жилыми домами, составляет 30,8%, а многоквартирными домами - 25,8%.
Решение проблем энергосбережения в Энгельсском муниципальном районе в предыдущий период осуществлялось в соответствии с областными целевыми программами "Энергосбережение Саратовской области" на 1998-2005 годы и "Энергоэффективность Саратовской области" на 2006-2010 годы, в которых получили развитие следующие направления:
- модернизация систем теплоснабжения;
- модернизация систем наружного освещения;
- оснащение потребителей приборами контроля и системами учета энергоресурсов в организациях и учреждениях бюджетной сферы, жилищном секторе.
Общий объём финансирования программных мероприятий по Энгельсскому муниципальному району (семь муниципальных образований) только из областного бюджета за период 1999-2009 годы превысил 50 млн. рублей. От проведенных мероприятий по энергосбережению экономия топливно-энергетических ресурсов составила более 80 тыс. тонн условного топлива по Энгельсскому муниципальному району.
Настоящая Программа в отличие от программ предыдущих лет направлена на системную работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Мероприятия Программы охватывают жилищно-коммунальное хозяйство и бюджетную сферу и должны стать инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов.
В настоящее время очевидны следующие проблемы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности:
- значительный износ основных фондов систем энергообеспечения до 60 процентов, высокая аварийность оборудования, обусловленная исчерпанием его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;
- значительная протяженность тепловых и водяных сетей;
- повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;
- низкая платежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных схем и систем энергоснабжения;
- отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения;
- нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии.
Реализация мероприятий Программы направлена на расширение и активизацию деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности, вовлечение в этот процесс и поддержку инициатив муниципальных структур, всех слоев населения и хозяйствующих субъектов, внедрение и распространение на местах практики комплексного и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Энергоёмкость МП на территории муниципального образования город Энгельс в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в большинстве развитых стран. Уровни энергоёмкости производства промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2-2,0 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5-4,0 раза. Удельный расход энергии на отопление 1 кв.м площади жилых зданий в 2000-2009 годах практически не изменился и (при приведении к сходным климатическим условиям) оставался в 1,5 раза выше, чем в странах Западной Европы.
Муниципальное образование город Энгельс располагает техническим потенциалом повышения энергоэффективности, который составляет более 40 процентов от уровня потребления энергии. Повышение энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов экономического роста.
Низкая энергоэффективность порождает низкую конкурентоспособность промышленного производства. В условиях экономического кризиса 2008-2009 годов высокие удельные расходы энергоресурсов в промышленности дополнительно возросли из-за падения загрузки производственных мощностей более быстрыми темпами, чем снижалось энергопотребление. В итоге доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности выросла, а конкурентоспособность промышленного производства упала, что существенно осложняет её выход из кризиса.
Низкая энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на муниципальный бюджет и снижает финансовую стабильность. Более 60% расходов местного бюджета уходит на оплату в той или иной форме жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых неэффективными коммунальными системами общественных зданий, жилых домов с высокими тепловыми потерями.
Низкая энергоэффективность приводит к перерасходу топлива, порождает высокий уровень загрязнения окружающей среды и выбросов парниковых газов, наносит вред здоровью населения.
Реализации потенциала энергосбережения мешают барьеры, которые имеют очень разную природу: ценовые и финансовые; барьеры, связанные со структурой и организацией экономики и рынка; институциональные барьеры; социальные; культурные; поведенческие и так далее. Практически все они устранимы с помощью целевых мер политики по повышению энергоэффективности.
При комплексном подходе к реализации энергосберегающих мероприятий должна быть выполнена намеченная в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" цель по снижению к 2020 году энергоёмкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом.
Повышение энергоэффективности всех предприятий, учреждений, жилищного фонда требует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии в этой области, координации усилий органов исполнительной и законодательной власти, совместной работы федеральных, региональных органов власти и местного самоуправления, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса.
Задача кардинального повышения уровня энергоэффективности может быть решена только программно-целевыми методами.
Решение основных задач Программы носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и её развития на новой технологической базе.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" показатели эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за 2007-2009 годы приведены в приложении N 1.
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергоэффективности муниципального образования город Энгельс до 2020 года рассчитаны по методике, разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
При расчете значений целевых показателей в сопоставимых условиях учитывается изменение структуры и объемов потребления энергетических ресурсов, связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В основу расчета целевых показателей энергоэффективности положено условие снижения энергоемкости муниципального продукта к 2020 году на 40% относительно уровня 2007 года.
Расчет значений целевых показателей Программы муниципального образования город Энгельс выполнен в соответствии с методикой, реализующей постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности произведен по следующим группам:
группа А - общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
группа B - целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
группа C - целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;
группа D - целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
группа E - целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;
группа F - целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе.
Результаты расчета целевых показателей Программы приведены в приложении N 2.
2. Основная цель и задачи Программы, сроки и этапы её реализации
В муниципальном образовании город Энгельс, как и по всей Саратовской области, сохраняется тенденция неэкономного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Продолжается рост тарифов на ТЭР, при этом по отдельным прогнозным оценкам тарифы на углеводородное сырье, включая топливо, к 2015 году достигнут европейского уровня. Положение осложняется увеличением потребления ТЭР населением и учреждениями бюджетной сферы.
На повышение эффективности энергоиспользования негативное влияние оказывают повсеместно допускаемые значительные потери энергоресурсов. Недостаточно налажен контроль и учет использования топлива, тепловой и электрической энергии в отраслях экономики, на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и в бюджетной сфере.
Программа, разрабатываемая на основании Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направлена на создание системы технических, нормативных правовых, финансово-экономических и организационных механизмов энергосбережения для обеспечения перехода экономики муниципального образования город Энгельс на энергосберегающий путь развития, повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры, сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, снижение годового потребления энергоресурсов в бюджетной сфере за счет энергосбережения, сокращение расходов местного бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений, увеличение внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, улучшение социально-бытовых условий жизни населения на основе использования комплекса инвестиционных механизмов и мер государственной поддержки. В Программе сформированы конкретные направления реализации энергосберегающей политики, механизмы финансирования инвестиционных проектов, меры по стимулированию потребителей энергоресурсов. Программа призвана стать комплексным инструментом проведения в жизнь энергосберегающей политики в МО и решения задач повышения энергоэффективности в бюджетной сфере и жилищном комплексе.
Цели Программы:
- обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности экономики муниципального образования город Энгельс и снижения энергоёмкости муниципального продукта на 40% по сравнению с 2007 годом. Ускорение перехода коммунального комплекса и объектов бюджетной сферы на энергоэффективные технологии, снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения в среднем на 3-5% ежегодно, улучшение социально-бытовых условий жизни населения;
- обеспечение надежного бесперебойного энергоснабжения объектов муниципального образования;
- сокращение потребления ТЭР объектами бюджетной сферы и жилищно-коммунального комплекса за счет применения современного энергоэффективного оборудования и технологий;
- привлечение финансовых средств из различных источников в сферу модернизации энергообеспечения района;
- вовлечение различных групп населения в энергосбережение.
Осуществление данной Программы позволит решить следующие ключевые задачи:
- создание системы технических мер, нормативного правового, финансово-экономического и организационного механизмов энергосбережения для обеспечения на этой основе перехода экономики муниципального образования город Энгельс на энергосберегающий путь развития;
- переход к энергосберегающим технологиям в обеспечении энергоресурсами населения;
- сокращение потерь энергоресурсов при транспортировке до потребителя;
- снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, природного газа и воды;
- завершение оснащения объектов бюджетной сферы и других потребителей энергоресурсов приборами и системами учета энергоресурсов;
- повышение уровня технических знаний у населения и отдельных категорий работников бюджетной сферы в вопросах экономии энергии;
- стимулирование внедрения энергосберегающих мероприятий;
- повышение качества жизни населения, снижение доли затрат на энергообеспечение;
- уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
Для достижения целей Программы муниципальными органами управления энергетическим хозяйством предусматривается в рамках действующего законодательства:
- проведение активной энергосберегающей политики;
- формирование системы управления энергосбережением.
В интересах решения указанных задач предусматривается осуществить координацию деятельности органов исполнительной власти муниципального образования с органами исполнительной власти Энгельсского муниципального района, Правительством Саратовской области и энергоснабжающими организациями, обеспечивая:
- оптимизацию объемов потребления энергоносителей;
- введение в действие системы финансово-экономических рыночных механизмов, мер стимулирования, государственно-частной финансовой поддержки энергосбережения;
- принятие необходимых нормативных актов муниципального уровня с целью повышения эффективности развития жилищно-коммунального комплекса.
Сроки реализации Программы: 2011-2020 годы, в том числе:
- I этап - 2011-2015 годы - обеспечение перехода на энергоэффективный путь развития;
- II этап - 2016-2020 годы - развитие по энергоэффективному пути.
Ежегодно параметры реализации и целевые показатели - индикаторы Программы уточняются. Не позднее конца 2014 года параметры реализации Программы для второго этапа должны быть уточнены.
3. Система программных мероприятий
Специфика повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) требует выделения следующих направлений по реализации программных мероприятий:
- повышение энергоэффективности в теплоснабжении и коммунальном хозяйстве;
- повышение энергоэффективности в жилищном секторе;
- повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы и сферы услуг;
- ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности.
С учётом сведений и результатов расчета целевых показателей муниципального образования город Энгельс (приложения N 1 и N 2) для каждого из направлений сформирована система мероприятий и целевых индикаторов повышения энергоэффективности с выделением этапов реализации Программы в 2015 году и 2020 году.
Основные программные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности учитывают комплекс энергосберегающих проектов, прорабатываемых в настоящее время под руководством Министерства экономического развития Российской Федерации:
- "Считай, экономь и плати" (бережливая модель потребления энергоресурсов, установка приборов учёта);
- "Новый свет" (поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства);
- "Энергоэффективный квартал" (реализация в нескольких городах тиражируемых программ повышения энергоэффективности);
- "Малая комплексная энергетика" (внедрение оборудования для локальной энергетики);
- "Энергоэффективный социальный сектор" (тиражируемые программы повышения энергоэффективности и энергосбережения школ, поликлиник и больниц);
- "Инновационная энергетика" (использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии).
3.1. Повышение энергоэффективности в теплоснабжении и коммунальном хозяйстве
Типовые технические мероприятия, реализуемые на объектах теплоснабжения и в коммунальном хозяйстве к 2020 году, должны обеспечить: снижение удельного расхода топлива на котельных до 169,0 кг у. т./Гкал; снижение удельного расхода электроэнергии на котельных до 12,0 кВт.ч/Гкал; снижение доли потерь в тепловых сетях до 12,5%; существенное повышение эффективности системы уличного освещения за счёт доведения доли энергоэффективных светильников до 95%.
Типовые технические мероприятия включают:
- замену и строительство новых тепловых сетей с использованием нового современного энергоэффективного оборудования;
- вывод из эксплуатации тепловых сетей, в том числе за счёт децентрализации и перевода на индивидуальное и поквартирное отопление;
- использование телекоммуникационных IT-систем централизованного технологического оперативного управления системами теплоснабжения;
- обеспечение устойчивой и экономичной работы тепловых сетей и источников тепловой энергии, качества отопления и горячего водоснабжения потребителей за счёт проведения комплексной автоматизации тепловых пунктов с выведением основных параметров на диспетчерские пункты управления системой теплоснабжения;
- замену 50% светильников уличного освещения на энергоэффективные к 2015 году и замену еще 35% к 2020 году (с учётом существующего 10% уровня эффективных светильников - выход к 2020 году на уровень 95%).
Типовые организационные мероприятия включают:
- создание нормативной основы, обеспечивающей скоординированное развитие систем централизованного и децентрализованного теплоснабжения, позволяющей в полной мере использовать их преимущества;
- введение управления системами централизованного теплоснабжения поселений через единого теплового диспетчера;
- введение методов оценки инвестиционных проектов в сфере теплоснабжения на основе интегрированной региональной энергоэффективности теплоснабжения;
- совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения, поощряющей экономию, переход к расчётам потребителей тепловой энергии с теплоснабжающими организациями на основе двухставочных тарифов, стимулирование потребителей через реализацию механизмов тарифной политики к установке приборов учёта;
- повышение качества теплоснабжения, введение показателей качества тепловой энергии, режимов теплопотребления и условий осуществления контроля их соблюдения как со стороны потребителей, так и со стороны энергоснабжающих организаций, с установлением размера санкций за их нарушение, разработку и введение типовых договоров теплоснабжения;
- обеспечение системного подхода при оптимизации работы систем теплоснабжения путем реализации комплексных мероприятий не только непосредственно в тепловых сетях (наладка, регулировка, оптимизация гидравлического режима и т.д.), но и в системах теплопотребления, непосредственно в зданиях (утепление строительной части зданий, проведение работ по устранению дефектов проекта и монтажа систем отопления и т.д.);
- разработку и реализацию комплексных программ "Энергоэффективный город", "Энергоэффективный квартал", "Энергоэффективный дом";
- проведение энергетического аудита объектов теплоснабжения и коммунального хозяйства с периодичностью не менее 1 раза в 5 лет;
- реализацию типового проекта "Надёжные сети" - мероприятия по модернизации и реконструкции тепловых сетей с применением новейших технологий и снижения на этой основе затрат на транспорт тепла, использование предварительно изолированных труб высокой заводской готовности с высокими теплозащитными свойствами, герметично изолированной теплоизоляцией от увлажнения извне и с устройством системы диагностики состояния изоляции, обеспечение применения вместо сальниковых компенсаторов сильфонных, исключающих утечки теплоносителя;
- совершенствование государственного нормирования и контроля технологических потерь в тепловых сетях при передаче тепловой энергии на основе использования современных норм проектирования тепловых сетей.
За счёт реализации этого комплекса мер в теплоснабжении и коммунальном хозяйстве годовая экономия первичной энергии достигнет: к 2015 году - 7,29 тыс. т у.т.; к 2020 году - 12,03 тыс. т у.т., а суммарная экономия первичной энергии: в 2011-2015 годах - 36,45 тыс. т у.т.; в 2011-2020 годах - 60,12 тыс. т у.т.
Перечень основных мероприятий Программы по направлению в теплоснабжении и коммунальном хозяйстве приведен в приложении N 3.
3.2. Повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы и сферы услуг
Технические мероприятия, реализуемые на объектах бюджетной сферы и сферы услуг, обеспечивают решение задачи снижения удельного расхода энергии на 1 кв.м площади этих объектов на 15% к 2015 году и на 24,5% к 2020 году и включают:
- оснащение приборами учёта тепловой энергии, природного газа и электроэнергии всех объектов бюджетной сферы и сферы услуг;
- проведение энергетического аудита 1 раз в 5 лет на всех объектах бюджетной сферы;
- проведение энергетического аудита в организациях сферы услуг (добровольного или обязательного, в соответствии с действующим законодательством);
- строительство всех новых зданий по СНиП "Энергоэффективность в зданиях", в которых вводятся требования к снижению удельного расхода энергии на цели отопления;
- повышение доли бюджетных зданий и зданий сферы услуг, подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту;
- утепление не менее 47 тыс. кв.м зданий бюджетной сферы и 28 тыс. кв.м прочих зданий сферы услуг;
- замена старых отопительных котлов в индивидуальных системах отопления бюджетных зданий и зданий сферы услуг;
- повышение эффективности систем освещения бюджетных зданий и зданий сферы услуг;
- закупки энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности для организаций бюджетной сферы за счёт введения соответствующих требований в законодательство о закупке товаров для государственных и муниципальных нужд.
За счёт реализации этого комплекса мер в бюджетной сфере и сфере услуг годовая экономия первичной энергии достигнет к 2015 году - 0,6 тыс. т у.т., к 2020 году - 1,4 тыс. т у.т., а суммарная экономия первичной энергии составит в 2010-2015 годах - 1,6 тыс. т у.т., в 2010-2020 годах - 7,2 тыс. т у.т.
Перечень основных технических мероприятий Программы в бюджетной сфере и сфере услуг приведен в приложении N 3.
3.3. Повышение энергетической эффективности в жилищном секторе
Типовые технические мероприятия, позволяющие снизить удельный расход энергии в расчёте на 1 кв.м площади жилых домов:
- реализация типового проекта "Расчёт по факту", включающего мероприятия по переходу на оплату коммунальных услуг населением на основе показаний приборов учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных жилых зданиях;
- проведение добровольного энергетического аудита;
- оснащение жилых зданий, присоединенных к системам централизованного энергоснабжения, подомовыми и поквартирными коммерческими приборами учёта и регулирования потребления энергии;
- создание автоматизированных систем мониторинга потребления и экономии энергоресурсов и воды в управляющих компаниях и товариществах собственников жилья муниципальных образований;
- реализация типового проекта "Энергоэффективный микрорайон", включающего мероприятия по модернизации и реконструкции жилых и общественных зданий с применением новейших технологий и снижению на этой основе затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению;
- строительство новых жилых зданий по СНиП "Тепловая защита зданий", в которых вводятся требования к снижению удельного расхода энергии на цели отопления на 15% с 2011 года, еще на 15% с 2015 года и еще на 10 % в 2020 году;
- реализация типового проекта "Теплый дом", предусматривающего снижение потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах по итогам проведения комплексного капитального ремонта;
- повышение доли многоквартирных жилых зданий, подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту, до 30% к 2020 году с введением требования снижения удельного расхода на цели отопления по итогам ремонта не менее чем на 30%. Предусматривается капитальный ремонт в 2011-2020 годах жилых зданий площадью не менее 696 тыс. кв.м;
- утепление не менее 5% квартир (23,1 тыс. кв.м) и площади мест общего пользования в многоквартирных зданиях, не подлежащих капитальному ремонту, к 2015 году и 10% (46,2 тыс. кв.м) к 2020 году (установка пластиковых стеклопакетов, теплоотражающих пленок и прокладок для окон, теплоотражающих экранов за радиаторами, доводчиков дверей, остекление лоджий, промывка систем отопления, установка современных радиаторов и термостатических вентилей, общедомовых систем регулирования подачи тепловой энергии и другое);
- реализация типового проекта "Экономный свет" - мероприятия по замене ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства в жилых зданиях для сокращения расходов на оплату электроэнергии населением;
- повышение эффективности систем внутридомового и квартирного освещения (включая проведение замены ламп накаливания на компактные люминесцентные или светодиодные лампы с доведением их доли в структуре источников света до 83% при сокращении доли ламп накаливания до 17%);
- повышение энергоэффективности крупных электробытовых приборов (стимулирование замены холодильников, морозильников и стиральных машин со сроком службы выше 15 лет на новые энергоэффективные модели класса А и выше (замена 5 тыс. единиц в период 2011-2015 годов и 11 тыс. единиц в период 2016-2020 годов), а также стиральных машин (замена 6 тыс. единиц в 2011-2015 годов и 12 тыс. единиц в период 2016-2020 годов)).
За счёт реализации этого комплекса мер в жилищном секторе годовая экономия первичной энергии достигнет: к 2015 году - 2,6 тыс. т у.т., к 2020 году - 5,8 тыс. т у.т., а суммарная экономия первичной энергии: в 2011-2015 годах - 6,4 тыс. т у.т., в 2011-2020 годах - 28,8 тыс. т у.т.
Перечень основных технических мероприятий Программы в жилищном секторе приведен в приложении N 3.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Необходимый объём финансирования Программы - 814260 тыс. рублей (в ценах 2010 года).
Источники финансирования Программы и распределение денежных средств по годам представлены в таблице 4.1.
Таблица 4.1. Источники исполнения программы (тыс. руб.)
Источники финансирования по годам |
Всего |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
федеральный бюджет (прогнозно) |
40622 |
62 |
10 |
110 |
220 |
220 |
8500 |
8400 |
8400 |
7400 |
7300 |
областной бюджет |
140356 |
486 |
590 |
600 |
840 |
840 |
28700 |
28200 |
28000 |
27000 |
25100 |
местный бюджет (прогнозно) |
89112 |
13192 |
10060 |
1720 |
2320 |
2620 |
12000 |
12000 |
11800 |
11700 |
11700 |
внебюджетные средства (прогнозно) |
280486 |
59350 |
46727 |
18800 |
25917 |
29692 |
20000 |
20000 |
20000 |
20000 |
20000 |
Всего: |
550576 |
73090 |
57387 |
21230 |
29297 |
33372 |
69200 |
68600 |
68200 |
66100 |
64100 |
Система программных мероприятий на 2011-2020 годы представлена в приложении 3.
5. Организация управления по реализации Программы и контроль за ходом ее исполнения
Реализация Программы предусматривает государственную поддержку. Практика оказания такой поддержки энергоэффективным проектам показала целесообразность использования долевого участия для финансирования настоящей Программы.
Государственная поддержка осуществляется на основе:
- возмещения части расходов на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности (проектов) в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- предоставления инвестиционного налогового кредита, полученного для повышения энергоэффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- предоставления права применения хозяйствующими субъектами повышающих коэффициентов к установленной норме амортизационных отчислений;
- софинансирования мероприятий долгосрочных региональных целевых программ.
Информационное обеспечение работ по повышению энергоэффективности в сфере потребления энергоресурсов на муниципальном уровне предусматривает:
- создание системы сбора исходных данных по использованию энергоресурсов на муниципальном уровне;
- контроль технических и финансовых результатов выполнения Программы;
- мониторинг энергопотребления в муниципальной бюджетной сфере, включая учёт и распределение выделяемых энергоресурсов;
- разработку системы поддержки принятия решений по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности для руководителей предприятий и организаций.
Одной из важнейших составляющих управления процессом энергосбережения является проведение мониторинга выполнения программных мероприятий.
Целями мониторинга являются:
- получение систематизированной информации о выполнении программных мероприятий по энергосбережению, внедрению современных приборов учёта и регулирования расхода энергоресурсов, поиск резервов экономии топлива и энергии;
- выявление динамики показателей энергоэффективности в отраслях экономики и бюджетной сфере, определение положительных тенденций и "узких мест";
- анализ выполнения целевых показателей Программы для выработки соответствующих рекомендаций по их достижению и реализации необходимых технических решений.
Данные мониторинга используются для подготовки решений заказчика, выработки рекомендаций хозяйствующим субъектам.
Для информационного обеспечения Программы предусматривается выполнение следующих первоочередных мероприятий:
- создания и введения в действие системы информационного обеспечения мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- разработки и осуществления мер по широкой популяризации экономии энергоресурсов среди населения и в бизнесе, поддержки деятельности общественных организаций в этой сфере.
Текущее управление и контроль реализации Программы осуществляются заказчиком - управлением ЖКХ администрации муниципального образования город Энгельс.
Заказчиком совместно с исполнителями Программы формируется детализированный организационно-финансовый план выполнения мероприятий по реализации Программы, обеспечивающих реализацию типовых проектов Программы. План уточняется не реже одного раза в год на основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов. Перечень проектов, реализуемых в рамках Программы, корректируется и, при необходимости, дополняется. С этой целью формируется база данных по предполагаемым проектам Программы.
Выбор исполнителей проектов и мероприятий Программы, финансируемых за счёт бюджетных средств, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также на основе конкурентного отбора инвестиционных проектов, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
В механизме реализации Программы на всех стадиях предусмотрено использование современной системы экспертизы, позволяющей отбирать наиболее перспективные проекты для финансирования, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения заказов, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов в структурообразующих направлениях Программы основываются на принципах объективности, компетентности и независимости.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы, перечень целевых показателей
Принципиальными особенностями Программы являются комплексность и дифференцирование мероприятий по секторам жилищно-коммунального комплекса, бюджетной сферы и жилого сектора и по формам реализации.
Конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации Программы определены по каждому мероприятию.
Анализ мероприятий, планируемых при выполнении Программы, показал, что при их реализации не происходит ухудшения исходного состояния окружающей среды и не требуется проведение восстановительных и рекультивационных работ.
Экономическая эффективность мероприятий Программы в связи со спецификой решаемых проблем может быть прямой и косвенной.
При этом под результатами реализации программных мероприятий понимается достижение следующих показателей, определяющих её эффективность:
- снижение к 2020 году энергоёмкости муниципального продукта муниципального образования город Энгельс за счёт реализации мероприятий программы на 40%;
- снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном комплексе, бюджетной сфере и жилом секторе не менее чем на 15% (к 2015 году) и на 23,7% (к 2020 году);
- обеспечение за счёт реализации мероприятий Программы годовой экономии первичной энергии в размере не менее 58,25 тыс. т у.т. на первом этапе в 2015 году и 120,64 тыс. т у.т. на втором этапе в 2020 году;
- обеспечение за счёт реализации мероприятий Программы суммарной экономии ТЭР в объеме 145,00 тыс. т у.т. на первом этапе в 2015 году и 457,24 тыс. т у.т. за весь срок реализации программы (2011-2020 годы);
- получение годовой экономии при приобретении энергоресурсов всеми потребителями, ЖКХ и бюджетной сферы: в 2015 году - 193 млн. рублей; в 2020 году - 434 млн. рублей (в текущих ценах);
- обеспечение суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов: в 2011-2015 годах - 486 млн. рублей; в 2011-2020 годах - 2173 млн. рублей (в текущих ценах);
- достижение годового снижения выбросов парниковых газов к 2015 году - 64,56 тыс. т экв. СО2, к 2020 году - 148,34 тыс. т экв. СО2.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, базируется на основных положениях Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 года N ВК 477) и постановления Правительства Саратовской области от 16 ноября 2009 года N 572-П "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения" и определяется экономией бюджетных средств на оплату энергоносителей учреждениями бюджетной сферы и коммунального хозяйства, а также снижением расходов на дотирование энергопотребления населением. Суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов составит в 2011-2015 годах - 0,58 млн. рублей и в 2011-2020 годах - 2,61 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.