Особенности исчисления, уплаты и перечисления в бюджет земельного налога в 1999 году
Законом Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 (с изменениями на 22.02.99 г.) "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) установлена платность землепользования. Законом введены земельный налог, арендная плата за землю и нормативная цена земли.
Земельный налог в соответствии с действующей в настоящее время ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определен как местный налог.
Земельные участки, земельные доли, части земельных участков, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование (аренду), являются объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы. А если более конкретно, то это: земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам, другим государственным сельхозпредприятиям) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства; земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства; земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства; земельные наделы, предоставленные отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства; земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики; земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также сельхозугодья в составе лесного фонда; земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности; земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.
Уплачивают земельный налог организации (предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая международные неправительственные организации, совместные предприятия с участием юридических лиц Российской Федерации и иностранных юридических лиц и граждан, иностранные юридические лица), а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.
Совершенно различна методика определения ставок земельного налога по городам, рабочим, курортным и дачным поселкам, сельскохозяйственным угодьям, лесному и водному фондам, землям промышленности, частному сектору. Ставки земельного налога принимаются Законом N 1738-1, ежегодно индексируются Правительством Российской Федерации (индексация проводилась в 1995-1996 гг.) или федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год (индексировались ставки в 1997 г. и 1999 г.).
Однако конкретные ставки налога дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территорий органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Принимаются решения по этим вопросам как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне районов. Органами местного самоуправления городов также дифференцируются ставки налога по градостроительным зонам городов.
Расчет ставок земельного налога для налогоплательщиков производится на основе средних ставок согласно приложению 2 (табл. 1, 2, 3 ) к Закону. Средние ставки земельного налога с одного гектара пашни, установленные согласно приложению 1 (табл. 1) к Закону, с учетом благоприятных условий размещения земельных участков применяют на местах с повышением, устанавливаемым органами местного самоуправления, которым в соответствии с частью 3 ст. 6 Закона предоставлено право повышать ставки налога в сельской местности, но не более чем в два раза.
В каком же порядке уплачивается земельный налог в 1999 г.?
Отметим, что, как и прежде, основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. До выдачи таких документов используются ранее выданные государственными органами документы на право собственности, владения или пользования земельным участком. Учет налогоплательщиков и начисление земельного налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Налоговые органы вручают гражданам платежные извещения об уплате налога не позднее 1 августа.
Не изменились и сроки уплаты налога. Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог в текущем году равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября. А органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий могут устанавливать другие сроки.
Следует обратить внимание, что юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет (налоговую декларацию) причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
Скоро наступят сроки уплаты налога, в связи с этим рассмотрим на примере, по какой форме представляют налогоплательщики налоговую декларацию по земельному налогу в налоговые органы в 1999 г.
Сводная налоговая декларация по земельному налогу на 1999 г.
Акционерное общество открытого типа "Руслан"
Полное название юридического лица
ул. Ленина, 10
Адрес и номер телефона
40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства"
Расчетный счет номер, в каком отделении банка
Перечень объектов налогообложения и его местонахождение (адрес) |
Площадь земельного участка (га, кв. м) |
Ставка за 1 га или за 1 кв. м |
Сумма земельного налога (руб.,коп.) |
1. Производственный 25000 кв. м 1,4 руб./кв. м 35 000 руб.
корпус ул. Ленина, 10 (зона N3)
2. Жилые дома:
3 дома по ул. 16000 кв. м 0,12 руб./кв. м 1920 руб.
Пушкина (зона 3)
2 дома по ул. 11000 кв. м 0,12 руб./кв. м 1320 руб.
Калинина (зона 4)
1 дом по ул. 4800 кв. м 0,12 руб./кв. м 576 руб.
Маяковского (зона 5)
3. Дом культуры ул. 2100 кв. м 1,4 руб./кв. м 2940 руб.
Ленина, 12 (зона 3)
4. Физкультурно- 2400 кв. м 1,2 руб./кв. м 2880 руб.
оздоровительный комплекс, ул. Васильева, 50 (зона 4)
5. Ведомственная 1804 кв. м 1,0 руб./кв. м 1804 руб.
гостиница, ул. Качалова (зона 5).
6. Склад для 2000 кв. м освобожден от уплаты
хранения средств налога п. 13 ст. 12
мобилизационного Закона Российской
назначения, Федерации "О плате за
ул. Мира, 72 землю"
Итого 46 440 руб
Всего подлежит уплате земельного налога 46440 руб. в следующие сроки: до 15 сентября 1999 г. - 23 220 руб. в т.ч. в федеральный бюджет 6966 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации 4644 руб. в бюджет соответствующего органа местного самоуправления 11 610 руб. до 15 ноября 1999 г. - 23 220 руб. в т.ч. в федеральный бюджет 6966 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации 4644 руб. в бюджет соответствующего органа местного самоуправления 11 610 руб.
"25" июня 1999 г.
Руководитель предприятия (организации)
Главный (старший) бухгалтер
Справочно: В сельском районе (Первомайском) данная организация имеет дом отдыха, занимающий земельный участок площадью 10 га, и подсобное сельскохозяйственное подразделение (цех-ферму по откорму молодняка крупного рогатого скота и свиней с общей земельной площадью 120 га, из них 80 га пашни и 40 га пастбища). Налоговая декларация по данным земельным участкам представляется отдельно в Госналогинспекцию по Первомайскому району.
Напомним, что данная декларация заполняется самим налогоплательщиком земельного налога (юридическими лицами) и им же представляется в налоговый орган по месту нахождения облагаемых объектов не позднее 1 июля. По вновь отведенным земельным участкам среди года декларация представляется в течение месяца с момента их предоставления.
Если объекты обложения юридического лица расположены на территории, обслуживаемой несколькими налоговыми органами, то в каждый из них представляется декларация за те объекты обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой этими налоговыми органами. В данном случае налогоплательщик одновременно представляет в налоговую инспекцию, где состоит на учете, сводную декларацию, составленную из нескольких деклараций, представленных налоговым органам.
Сводная декларация используется налоговым органом при проверке правильности определения величины облагаемой налогом прибыли и стоимости имущества, а также будет способствовать улучшению взаимодействия в работе налоговых органов.
При наличии на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, нескольких объектов налогообложения (земельных участков, земель, занятых строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми домами) отдельных расчетов (деклараций) по каждому объекту не составляется, а представляется один сводный расчет (сводная декларация) на все объекты обложения с приложением к нему таблиц формы N 1 - 4 об исчисленных суммах налога по каждому объекту, подлежащему налогообложению, а по землям, занятым государственным, муниципальным, общественным, кооперативным жилищным фондом, а также нежилым фондом, - отдельно по каждому жилому дому и объекту, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с их нахождением в разных зонах градостроительной ценности территории города или поселка и курортных районов. Такой же порядок устанавливается и при обложении земель сельскохозяйственного назначения тех налогоплательщиков, которые указаны в ст. 4 Закона N 1738-1, в связи с различными категориями земель, видами и подвидами угодий. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте.
Налоговые органы не вправе отказать в принятии декларации и обязаны по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика. В первой части налоговой декларации налогоплательщик перечисляет по отдельности все земельные участки в зависимости от целевого их использования с указанием адреса каждого объекта налогообложения, так как данные объекты расположены в зонах различной градостроительной ценности территории, а земли, отведенные по видам деятельности, могут облагаться по различным ставкам налога. Следует отметить, что рассчитываются дифференцированные ставки по зонам города на базе средней ставки налога.
Зонирование территории по градостроительной ценности производится с учетом следующих факторов: доступность к центру города (поселка), местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения; уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории; уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения; эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная ценность территории; состояние окружающей среды; инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; рекреационная ценность территории; другие. При этом разница между ставками территориальных зон составляет не менее 5% среднегородской ставки.
Информацию о нахождении земельных участков в различных оценочных зонах, а также величины ставок по землям различного целевого использования налогоплательщик выписывает из решений соответствующих органов местного самоуправления. Эти решения, как правило, должны быть опубликованы в местной печати, а копии решений в обязательном порядке должны находиться в местных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству, в налоговых органах и финансовых управлениях городской или районной администрации.
Далее в налоговой декларации указываются площадь земельного участка в гектарах или квадратных метрах, ставки налога за 1 га или за 1 квадратный метр и сумма земельного налога в рублях. По строке "Итого" рассчитывается общая сумма земельного налога за все земельные участки. Часть земельных участков или в целом вся площадь земельного участка организации может подлежать льготному налогообложению.
В связи с этим в отдельных строчках декларации перечисляются объекты, полностью или частично льготируемые, и рассчитывается общая сумма предоставленных налоговых льгот по данному объекту. В связи с тем что налогоплательщик сам должен представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам, в декларации необходимо подробно указать, на каком основании эти земли подлежат льготному налогообложению.
Кроме того, в декларации указываются земельные участки, предоставленные организациями, имеющими льготы по земельному налогу, другим юридическим или физическим лицам в пользование (аренду), так как за такие земли также должен начисляться и уплачиваться земельный налог. В рассматриваемом примере по строке 6 налоговой декларации записаны площади земель (2000 кв. м) под склад для хранения средств мобилизационного назначения. Сумма земельного налога за данный склад не вошла в общую сумму налога за все объекты обложения.
В связи с этим возникает вопрос, на основании чего земельный участок под склад для хранения средств мобилизационного назначения льготируется. Напомним, что согласно п. 13 ст. 12 Закона N 1738-1 предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Для правильного отражения в налоговой декларации льготной категории плательщиков следует напомнить, что согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 26.02.97 г. N 31-ФЗ (с изменениями на 16.07.98 г.) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов, не взимаются. А в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 26.02.97 г. N 29-ФЗ (с изменениями на 9.01.98 г.) "О федеральном бюджете на 1997 год" были освобождены от платы за землю в 1997 г. предприятия и организации за земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов), снаряжательные базы, аэродромы и другие объекты особого назначения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако же Федеральными законами от 26.03.98 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" и от 22.02.99 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" такой льготы не было предусмотрено.
Налоговые отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля за их уплатой, осуществляются в настоящее время в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), вступившей в действие с 1 января 1999 г. Статьей 56 Кодекса определено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщикам сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Поэтому освобождение от уплаты земельного налога, арендной платы и иных платежей за пользование землей на условиях, предусмотренных п. 4 ст.15 Закона N 31-ФЗ, может быть осуществлено только в том случае, если эти положения будут отражены в Законе N 36-ФЗ или в Законе N 1738-1.
Кроме того, из рассматриваемого примера видно, что по строкам 3 и 4 налоговой декларации в перечень объектов налогообложения включены дом культуры и физкультурно-оздоровительный комплекс, которые находятся на балансе акционерного общества. За эти объекты данное акционерное общество должно уплатить земельный налог, несмотря на то что согласно п. 10 ст. 12 Закона N 1738-1 учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования освобождаются от уплаты земельного налога, а уплачивается земельный налог данным акционерным обществом за такие объекты по следующим основаниям.
Следует иметь в виду, что данная норма была введена в действие Законом Российской Федерации от 16.07.92 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России". Руководствуясь этим пунктом Закона и учитывая социальную незащищенность объектов социально-культурного назначения и спортивного профиля, налоговые инспекции ранее не требовали уплаты налога за земли под зданиями дома культуры и земельными участками под объектами физкультурно-оздоровительного комплекса, являющимися структурными подразделениями организации.
Однако с введением в действие части первой Гражданского кодекса (ГК РФ) учреждением в настоящее время признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В связи с этим указанная в п.10 ст.12 Закона N 1738-1 льгота по земельному налогу должна предоставляться только самостоятельной организации (учреждению) культуры, а также физкультурно-оздоровительному комплексу, если деятельность этих организаций носит некоммерческий характер и финансируется самой организацией, в данном случае акционерным обществом "Руслан", или из бюджета. Таким образом, не может быть предоставлена льгота за земли, занятые под зданиями дома культуры и объектами физкультурно-оздоровительного комплекса как структурных подразделений данного акционерного общества.
Вернемся к сводной налоговой декларации. Налогооблагаемая площадь земли и сумма земельного налога, подлежащая уплате, определяются в результате вычитания из строки декларации "Всего" данных строки "Итого".
В декларации указываются суммы земельного налога, подлежащие уплате в различные сроки. В связи с этим напомним, что в соответствии с Законом N 1738-1 суммы налога уплачиваются равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога, например ежеквартально. В этом случае в налоговой декларации сумма земельного налога распределяется равными долями по каждому сроку уплаты, установленному органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. С целью достижения правильности и полноты учета площадей земельных участков, расположения их в определенной зоне города или района, оценки единицы площадей налогоплательщику желательно получить визу уполномоченного на то представителя районного или городского комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Визу представителя комитета получает налогоплательщик до сдачи декларации представителю налогового органа. Налоговая декларация составляется и подписывается руководителем организации и главным (старшим) бухгалтером.
Чтобы заполнить раздел в налоговой декларации (расчета), касающийся распределения земельного налога по уровням федерального бюджета, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимо напомнить следующее.
В соответствии с Законом N 1738-1 (в редакции Федерального закона от 9.08.94 г. N 22-ФЗ) был утвержден порядок централизации средств в федеральный бюджет, согласно которому все поступающие в уплату земельного налога денежные средства зачислялись в доход (на счет) районного (городского) бюджета с последующими перечислениями в бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет. Органы исполнительной власти многих субъектов Российской Федерации в нарушение ст. 19 Закона не обеспечивали своевременного и полного перечисления земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственных угодий в федеральный бюджет. За 1993-1997гг. выполнение бюджетных назначений федерального бюджета не превышало 40%.
В целях обеспечения полного поступления платы за землю в федеральный бюджет предполагалось изменить порядок централизации в федеральный бюджет средств от земельного налога и арендной платы путем внесения соответствующих изменений в ст. 18 и 19 Закона N 1738-1, распространив на плату за землю общий порядок распределения органами федерального казначейства налогов между бюджетами различных уровней. Однако был принят Федеральный закон от 25.07.98 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", который возложил функции распределения платы за землю на самих налогоплательщиков. Законом было установлено, что юридические и физические лица должны направлять средства от платы за землю тремя платежными поручениями на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации и на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственных угодий. За остальные земли налогоплательщик должен направлять одним платежным поручением средства от платы за землю на бюджетные счета сельских и районных органов местного самоуправления для дальнейшего направления этих средств в определенной доле субъекту Российской Федерации.
Установленный порядок зачисления платы за землю в соответствии с названным выше Законом увеличил трудозатраты по обработке платежных документов, так как всем налогоплательщикам указанного налога должны быть открыты три лицевых счета, а каждому плательщику - физическому лицу необходимо вручить три извещения вместо одного. Кроме того, втрое увеличивалось количество проводимых в лицевые счета налогоплательщиков платежных поручений. Согласно данному порядку в 1998 г. бюджетные назначения федерального бюджета были выполнены лишь на 56%.
С учетом указанных трудностей ст. 13 Закона N 36-ФЗ было определено, что плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в 1999 г. должны перечислять указанные средства в полном объеме на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства Минфина России, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
В результате установленного порядка в федеральный бюджет Российской Федерации за январь-апрель 1999 г. поступило платежей в сумме 420 млн руб., что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составило 180% и значительно уменьшились трудозатраты по обработке платежных поручений.
Со своей стороны Минфин России довел до территориальных органов федерального казначейства перечень налогов и сборов, подлежащих зачислению на отдельный лицевой счет с символом отчетности банка 01 балансового счета 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства", и нормативы их распределения по уровням бюджетной системы, в который включены земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения и за земли городов и поселков, а также арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения и за земли городов и поселков. Таким образом, начиная с 1 апреля 1999 г. средства, поступающие от взимания земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения (сельхозугодья), подлежат зачислению платежным поручением плательщика в полном объеме на счет 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" для последующего их распределения по уровням бюджетной системы Российской Федерации. В свою очередь органы федерального казначейства направят плату за земли городов, поселков в следующих долях:
30% в федеральный бюджет;
20% субъекту Российской Федерации;
50% в бюджет города или поселка.
За земли сельхозугодий в федеральный бюджет направят в долях, установленных согласно приложению 1 к Закону N 1738-1, а в бюджет субъекта Российской Федерации - до 10% согласно ст. 19 Закона Российской Федерации "О плате за землю". В рассматриваемом примере поступивший земельный налог от АООТ "Руслан" по первому сроку уплаты в сумме 23220 руб. органы федерального казначейства направят в федеральный бюджет в сумме 6966 руб., субъекту Российской Федерации в сумме 4644 руб. и в бюджет города - в сумме 11610 руб. По второму сроку уплаты распределение суммы земельного налога по уровням бюджетов аналогично первому сроку уплаты налога.
Что касается такого субъекта Российской Федерации, как город Москва, то в связи с отсутствием в г. Москве в органах федерального казначейства распределительного счета 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" рекомендуется установить для арендной платы за землю аналогичный по всем налогам порядок уплаты, а именно двумя платежными документами, так как причитающиеся федеральному бюджету средства, поступающие от уплаты арендной платы, в размере 30% должны зачисляться на счет 40102 "Доходы федерального бюджета", а 70% остаться в бюджете города.
В связи с тем что акционерное общество имеет на своем балансе жилые дома, необходимо к сводной налоговой декларации представить дополнительно табл. 3 по определению земельного налога за земли городов и поселков городского типа, занятые государственным, муниципальным, общественным, кооперативным жилищным фондом и нежилым фондом. Приведем пример расчета.
Таблица по определению земельного налога за земли городов и поселков городского типа, занятые государственным, муниципальным, общественным, кооперативным жилищным фондом и нежилым фондом
/------------------------------------------------------------------\
| N | Название |Номер|Площадь | Зона | Ставка налога за |Сумма |
|п/п| улицы, |дома |земель- |градост-| 1 кв. м |налога,|
| |переулка, | | ного |роитель-| | руб. |
| | площади, | |участка,| ной | | |
| | где | |обслужи-|ценнос- | | |
| |находится | |вающего | ти, | | |
| |жилой дом | | жилой |города, |------------------| |
| | или | | дом | |базо-| 3 % |приня-| |
| | объект | | или |поселка | вая | от | тая | |
| |налогооб- | |другой | | |базо-|ставка| |
| | ложения | |объект | | | вой | | |
| | нежилого | | | | | | | |
| | фонда | | | | | | | |
|---+-----------+-----+--------+--------+-----+-----+------+-------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|---+-----------+-----+--------+--------+-----+-----+------+-------|
| 1 | Улица | 36 | 6000 | 3 | 1,4 |0,042| 0,12 | 720 |
| | Пушкина | 38 | 5000 | 3 | 1,4 | | 0,12 | 600 |
| | | 40 | 5000 | 3 | 1,4 |0,042| 0,12 | 600 |
| | | | | | |0,042| | |
|---+-----------+-----+--------+--------+-----+-----+------+-------|
| 2 | Улица | 2 | 6000 | 4 | 1,2 |0,036| 0,12 | 720 |
| | Калинина | 4 | 5000 | 4 | 1,2 | | 0,12 | 600 |
| | | | | | |0,036| | |
|---+-----------+-----+--------+--------+-----+-----+------+-------|
| 3 | Улица | 10 | 4800 | 5 | 1,0 |0,03 | 0,12 | 576 |
| |Маяковско- | | | | | | | |
| | го | | | | | | | |
|---+-----------+-----+--------+--------+-----+-----+------+-------|
| | Всего по | | | | | | | 3816 |
| |жилищному | | | | | | | |
| | фонду | | | | | | | |
\------------------------------------------------------------------/
Примечание. По данной форме таблицы производится и расчет суммы льгот земельного налога, предоставленных органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления согласно ст. 13 и 14 Закона N 1738-1.
Законодательством установлено, что налог за земли, занятые жилищным фондом в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 12 коп. за один кв. м. в 1999 г. В рассматриваемом примере ставки земельного налога за 1 кв. м сложились по третьей оценочной зоне города в размере 0,042 руб. за 1 кв. м, по четвертой зоне - 0,036 руб. за 1 кв. м, а по пятой зоне - 0,03 руб. за 1 кв. м. Поэтому за основу принимаем утвержденный законодательством минимальный размер ставок 0,12 руб. за 1 кв. м. Всего сумма земельного налога по жилищному фонду акционерного общества, которую оно должно внести в бюджет, составила 3816 руб.
В нашем примере объекты налогообложения (производственный корпус, жилые дома, дом культуры, физкультурно-оздоровительный комплекс, ведомственная гостиница) находятся в одном административном районе и обслуживаются одним налоговым органом (кроме дома отдыха и подсобного хозяйства). Вместе с тем во многих случаях земельные участки крупных организаций находятся не только на территории одного субъекта Российской Федерации, а зачастую расположены по всей территории России. В связи с этим отметим, что централизованно представляют налоговые декларации налоговым органам отдельно по каждому административному району и уплачивают земельный налог в бюджеты соответствующих органов местного самоуправления организации, объекты обложения и линии коммуникаций которых проходят через указанные административные районы, например:
отделения железных дорог МПС России - за земли, занятые железнодорожными путями и полосами отчуждения, железнодорожными станциями, вокзалам; органы, уполномоченные управлять автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации (департаменты, комитеты, дорожные фонды, автодоры и другие юридические лица, на балансе которых находятся указанные автомобильные дороги), - за земли, занятые этими автомобильными дорогами;
акционерные общества энергетики и электрификации Минтопэнерго России, на балансе которых находятся электрические сети напряжением 0,38 - 1150 кВ, - за земли, занятые под опорами указанных воздушных линий электропередач, и земли, занятые наземными сооружениями кабельных линий электропередач, подстанциями, переключательными, распределительными и секционирующими пунктами и другими сооружениями;
предприятия по транспортировке нефти и газа,
нефтегазодобывающие объединения (управления) Минтопэнерго России, на балансе которых находятся нефтепроводы, газопроводы, - за земли, занятые этими сооружениями и полосами отчуждения;
государственные эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи, за земли, занятые этими линиями и полосами отчуждения;
организации жилищно-коммунального хозяйства, на балансе которых находится государственный, муниципальный жилищный фонд и нежилой фонд всего города (в городах с районным делением), - за земли, обслуживающие эти строения.
Следует особо подчеркнуть, что в колонке "Ставки за 1 га или за 1 кв. м" сводной налоговой декларации, представляемой налогоплательщиком в налоговые органы, ставки налога по всем объектам обложения должны указываться с учетом проводимой согласно ст. 15 Закона N 36-ФЗ индексации ставок земельного налога в 1999 г. В связи с этим напомним, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
В связи с этим Законом не предусмотрено применение повышающего коэффициента 2 в 1999 г. к ставкам земельного налога за земли акционированных сельскохозяйственных предприятий, колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов, а также сельскохозяйственных предприятий индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе).
Также Законом не предусмотрено применение коэффициента 2 в 1999 г. к ставкам земельного налога за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.
А вот земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой ст. 6 Закона N 1738-1) целей взимается со всей площади земельного участка в размере 6 коп. за 1 кв. м в 1999 г., т.е. ставки земельного налога в 1999 г. за эти земли и по таким категориям налогоплательщиков увеличиваются по отношению к ставкам налога, сложившимся в 1998 г. в 2 раза.
Далее Законом предусмотрено, что налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 12 коп. за 1 кв. м. в 1999 г., что, кстати, и отмечено ранее в рассматриваемом примере налоговой декларации.
Что касается личного подсобного хозяйства в границах городской (поселковой) черты, то налог за эти земли взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 6 коп. за 1 кв. м. в 1999 г., т.е. в данном случае ставки налога не индексируются в 1999 г.
Отметим также, что налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской, поселковой черты устанавливается в размере 6 коп. за 1 кв. м в 1999 г.
Следует обратить внимание на то, что к ставкам земельного налога за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, за земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, а также за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, в 1999 г. применяется повышающий коэффициент 2.
В приведенном примере в сводной налоговой декларации по земельному налогу, которую представляет в налоговые органы акционерное общество в 1999 г. за такие объекты, как производственный корпус, дом культуры, физкультурно-оздоровительный комплекс, ведомственная гостиница, жилые дома, ставки земельного налога указаны с учетом проводимой индексации ставок в 1999 г. Таким образом, например, ставки налога за земли жилых домов приведены в декларации из расчета 12 коп. за 1 кв. м, тогда как ставки налога за аналогичные земельные участки составляли в 1998 г. не менее 6 коп. за 1 кв. м.
При приеме налоговой декларации налоговые органы обязательно проверяют правильность исчисления и применения ставок земельного налога. Чтобы определить, правильно ли указаны в декларации ставки налога за земли под производственный корпус акционерного общества, необходимо привести описание того, как складываются или рассчитываются ставки налога в 1999 г.
Предположим, что акционерное общество находится в городе, численность населения которого 300 тыс. человек. Город расположен в Центральном районе России. За базу исчисления принимается средняя ставка земельного налога для поселений с численностью от 250 до 500 тыс. человек, которая находится в табл. 1 приложения 2 к Закону N 1738-1 на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, и столбца, соответствующего данной численности населения. Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в табл. 1 приложения 2 к Закону, должны были применяться в 1994 г. с коэффициентом 50. В связи с этим в 1994 г. средняя ставка налога составляла:
2,0 руб./кв.м х 50 = 100 руб./ кв. м в расчете на год.
Ставки земельного налога ежегодно индексировались: в 1995 г. применялся коэффициент 2, в 1996 г. - 1,5, в 1997 г. - 2. В 1998 г. ставки не индексировались, в 1999 г. в соответствии с Законом N 36-ФЗ применяется коэффициент 2. В связи с этим ставка налога за земли под производственный корпус складывается в следующем размере: 2,0 руб. / кв. м х 50 х 2 х 1,5 х 2 х 2 = 1200 руб. /кв. м в ценах 1997 г., а в масштабе действующих цен - 1,20 руб./ кв. м. Необходимо иметь в виду, что эта ставка - средняя в целом по городу.
Учитывая, что производственный корпус находится в 3-й градостроительной зоне, акционерное общество заплатит земельный налог за земли под данным объектом в 1999 г. по ставке не по 1,2 руб./кв. м., а по 1, 4 руб./кв. м.
Таким образом, сумма земельного налога, которую необходимо отразить в налоговой декларации по производственному корпусу, составит:
25 000 кв. м х 1,4 руб./кв. м = 35 000 руб.
На практике часто возникает вопрос, какие ставки земельного налога применять для исчисления налога при изменении границы территории, на которой находятся налогооблагаемые объекты. В случае если населенный пункт в течение года относится к другой категории поселений или передается в административном отношении в подчинение другого органа местного самоуправления, или его территория включается в состав территории другого населенного пункта, вопрос о применении ставок земельного налога решается следующим образом:
при отнесении в течение года населенного пункта к другой категории поселений, например в соответствии с действующим законодательством сельский населенный пункт отнесен к рабочему поселку или городу либо рабочий поселок отнесен к городу, земельный налог в текущем году взимается с налогоплательщика по ранее установленным для этих населенных пунктов ставкам налога, а в следующем году - по ставкам, установленным для вновь образованных указанных выше городских поселений;
при упразднении населенного пункта и включении его территории в состав другого населенного пункта, например рабочий поселок, где земельный налог взимается по ставке 30 коп. за 1 кв. м., в мае включен в черту города - областного центра, где действует более повышенная ставка за счет его статуса, развития социально-культурного потенциала, на территории упраздненного населенного пункта новая ставка земельного налога должна применяться со следующего года.
Правильность исчисления налогоплательщиком земельного налога проверяется налоговыми органами по документам, удостоверяющим право собственности, владения или пользования земельными участками, а также по планам и другим документам, отражающим данные о площади земельных участков, к которым относятся государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, содержащие данные о площади участков земли, предоставленной в собственность, владение или пользование, об их количественной характеристике, чертеж границ этих земель, список земельных участков с особым режимом использования земель (санитарно-защитные зоны, земли природоохранного, водоохранного, рекреационного и историко-культурного значения) с указанием кадастрового номера участка на чертеже. Для сведения сообщаем, что форма государственного акта утверждена постановлением Совмина РСФСР от 17.09.91 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
Свидетельство о праве собственности на землю (в котором указываются площадь земельного участка, целевое использование земель, состав угодий), форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.92 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", также будет являться документом, удостоверяющим право собственности земельным участком.
Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в редакции указов от 24.12.93 г. N 2287, от 25.01.99 г. N 112) утверждена форма свидетельства на право собственности на землю, в котором указываются местоположение земельного участка, категория земель, цель использования, виды угодий, ограничения в использовании и обременение земельных участков.
При отсутствии правоустанавливающих документов могут использоваться списки юридических лиц - плательщиков земельного налога и арендной платы, подготовленных районными и городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на основе данных государственного земельного кадастра согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 4.09.95 г. N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.92 г. N 177 утверждена форма договора аренды земель, где арендодателями земельных участков являются соответствующие органы местного самоуправления и собственники земли (граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности), сдающие в аренду для сельскохозяйственного использования другим юридическим лицам или гражданам временно неиспользуемые ими сельскохозяйственные угодья, находящиеся в их собственности, в котором указываются общая площадь и план земель, переданных в аренду, их экспликация и список земельных участков с особым режимом их использования.
Договор временного пользования землей, в котором указываются общая площадь земельных участков, предоставленных во временное пользование, план земельных участков, их экспликация, форма которого утверждена постановлением N 177, является документом, удостоверяющим право пользования земельным участком. Документы, устанавливающие право на землю, должны иметь регистрационный номер согласно книге учета и выдаче их, ведущейся местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
В случае отсутствия документов, удостоверяющих право на землю, по согласованию с местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право (решения соответствующих органов о предоставлении земель, материалы по обмеру земельных участков, градостроительная документация, планово-картографические материалы и другие материалы, имеющиеся в органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, бюро технической инвентаризации и у самих землепользователей).
При проверке полноты включения в расчет (декларацию) земельных участков можно использовать данные статистического отчета формы N 22 "О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам, землепользователям и собственникам", составляемого соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, в котором содержатся обобщенные данные о площади земель в гектарах как в целом по сельскохозяйственным угодьям, так и по их видам, лесного и водного фондов, земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения и другие данные по категориям землевладельцев, землепользователей и собственников в административных границах района, города, области, края, округа, республики. Эти данные государственного учета земель должны содержаться и в годовых отчетах колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий, представляемых ими в налоговые органы, а также имеется и у других юридических лиц, обязанных представлять статистический отчет по форме N 22. Используются также и землеотводные дела, которые ведутся управлениями архитектуры и градостроительства районов, городов, в которых содержатся геодезические съемки земельного участка, предоставленного землепользователю, площадь территории и ее привязка, технико-экономические показатели, площадь застройки, решения органов местного самоуправления об отводе земельных участков, заключения соответствующих контролирующих служб, а также инвентаризационные дела на жилые дома бюро технической инвентаризации.
Для проверки полноты включения в расчет (налоговую декларацию) земельных участков, обслуживающих жилищный фонд, другие строения и сооружения, можно также по документам первичного учета этих строений и сооружений (инвентаризационная опись, карточки, книги, оборотная ведомость к счету 01 "Основные средства") установить их наличие и местоположение (адрес), сопоставить их с данными обособленного учета земельных участков на этом счете, определить правильность применения ставок налога в зависимости от их целевого назначения и местоположения.
В случае если налогоплательщик или его законный представитель не представили в установленный срок налоговой декларации в налоговые органы по месту нахождения земельных участков, то в соответствии со ст. 119 части первой НК РФ это влечет за собой взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации (расчета), за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 25% указанной суммы. Если декларация налогоплательщиком представлена в срок за период с 1 июля по 31 июля, штраф за ее непредставление к налогоплательщику не предъявляется, если декларация представлена за период с 1 августа по 31 августа, то взыскивается штраф в размере 5% суммы налога; за период с 1 сентября по 30 сентября взыскивается штраф в размере 10%, за период с 1 октября по 31 октября взыскивается штраф в размере 20%; за период с 1 ноября по 30 ноября взыскивается штраф в размере 25% суммы налога.
Нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, т.е. неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, влекут взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
В заключение следует отметить, что зачисляются земельный налог и арендная плата в 1999 г. в доходы бюджетов Российской Федерации как за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, так и за земли городов и поселков на основании Бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 6.01.98 г. N 1н "О Бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции приказа Минфина России от 4.03.99 г. N 17н). Согласно приложению 2 к приказу N 1н средства, поступающие от продажи земли в собственность граждан, а также от продажи земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, зачисляются в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 2040000 "Доходы от продажи земли и нематериальных активов".
Земельный налог отнесен к группе "Налоговые доходы" (код 1000000), подгруппе "Платежи за пользование природными ресурсами" (код 1050000). Зачисляются в доходы бюджетов Российской Федерации:
по коду 1050701 - земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения;
по коду 1050702 - земельный налог за земли городов и поселков;
по коду 1050703 - земельный налог за другие земли несельскохозяйственного назначения.
Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков, а также за другие земли несельскохозяйственного назначения отнесена к группе "Неналоговые доходы" (код 2000000), подгруппе "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности" (код 2010300). Зачисляются в доходы бюджетов Российской Федерации:
по коду 2010201 - арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;
по коду 2010202 - арендная плата за земли городов и поселков;
по коду 2010203 - арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения. Таким образом, согласно приказу N 17н изменились коды, по которым зачисляется арендная плата в доходы бюджетов Российской Федерации.
Р. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга
Н. Голубева,
советник налоговой службы I ранга
"Финансовая газета" N 28, 29, 30, июль 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71