Льготы по налогу на добавленную стоимость и акцизам для религиозных организаций
Налог на добавленную стоимость
Как экономическая категория налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В соответствии с действующим законодательством объектами налогообложения являются:
обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации.
В целях поддержания духовного здоровья общества и социальных мероприятий, проводимых церковными конфессиями, проводится государственная поддержка этой сферы деятельности, что находит отражение и в законодательных актах, касающихся взимания налога на добавленную стоимость. Так, п.п. "н" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 (ред. от 10.02.99 г.) "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость услуг религиозных объединений. Под услугами религиозных объединений следует понимать проведение обрядов и церемоний. От налога на добавленную стоимость освобождаются также изготовление и реализация указанными объединениями предметов культа и религиозного назначения. В то же время реализация, например, природной родниковой воды "Белокурихинская-церковная" в розничную торговую сеть должна облагаться налогом на добавленную стоимость, поскольку вода, разлитая в бутылки и реализуемая через розничную сеть, не является предметом культа и религиозного назначения.
Что касается освященных крашеных яиц, булочек, куличей и т. п., реализованных в канун Пасхи, то в соответствии с указанным пунктом Закона такие товары от налога на добавленную стоимость освобождены в том случае, если они изготовлены и реализуются религиозными объединениями и их организациями.
Согласно п.п. "п" п. 1. ст. 5 Закона N 1992-1 освобождены от налога на добавленную стоимость проведение ритуальных услуг, обрядов и церемоний религиозными организациями, работы по реставрации мест захоронений.
В 1995 г. был принят и введен в действие ряд нормативных документов, направленных на поддержку издания средств массовой информации и книжной продукции, действие которых распространялось с 1 января 1996 г. по 1 января 1999 г. Федеральным законом от 22.10.98 г. N 159-ФЗ продлено до 1 января 2002 г. действие Федерального закона от 1.12.95 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации".
В рамках налогового законодательства действие льготы для средств массовой информации и книжной продукции продлено Федеральным законом от 16.11.98 г. N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах".
В соответствии с действующим законодательством к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобожденной от налога на добавленную стоимость, относится продукция, подпадающая под следующие кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93):
95 3000 - книги и брошюры (95 3140 - литература по религии; 95 3005 - литература учебная);
95 4010 - издания репродукционные;
95 7310 - календари отрывные ежедневные (кроме календарей книжного типа). При этом календари настенные альбомного типа (код 95 4140) облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
К периодической печатной продукции, не облагаемой налогом на добавленную стоимость, следует относить продукцию полиграфической промышленности, подпадающую под кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93):
95 1000 - газеты;
95 2000 - периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники, бюллетени).
Согласно п.п. "я.1" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) от этого налога освобождены работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством.
В соответствии со ст. 1 и 16 Закона РСФСР от 15.12.78 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Российской Федерации и независимо от того, в чьей собственности они находятся, охраняются государством и подлежат государственному учету. Статьей 31 этого Закона определено, что реставрация памятников истории и культуры осуществляется только с ведома специально уполномоченных государственных органов охраны памятников и под их контролем. При этом специально уполномоченным государственным органом охраны памятников в Российской Федерации на основании ст. 9 указанного Закона, в частности, является Министерство культуры Российской Федерации. Поэтому работы, выполненные непосредственно по реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость при наличии организаций (предприятий), осуществляющих эти работы, соответствующих лицензий. На основании п.п. "б" п. 92 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.86 г. N 203, реставрация (в том числе фрагментарная) представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика памятника путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик памятника.
Необходимым условием применения указанных льгот является ведение предприятиями раздельного учета облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость оборотов. Порядок ведения раздельного учета затрат, в том числе накладных расходов, определяется на основании Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 9.12.98 г. N 60н, и оформляется организационно-распорядительным документом руководителя организации (предприятия). В этом документе может быть предусмотрено распределение затрат (и сумм налога на добавленную стоимость) пропорционально каким-либо критериям: фонду оплаты труда, прямым затратам, любым натуральным показателям и т.д. Общехозяйственные затраты при производстве облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость видов продукции (работ, услуг) могут также распределяться и пропорционально объему каждого вида продукции в общем объеме реализации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8.05.96 г. N 685 (ред. от 3.04.97 г.) "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 г. N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 2.02.98 г. N 108) с 1 января 1997 г. для всех плательщиков налога на добавленную стоимость при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг (как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и освобожденных от данного налога) является обязательным составление счетов-фактур, а также ведение книги продаж, книги покупок и журналов учета выдаваемых и получаемых счетов-фактур. Поэтому при оформлении счетов-фактур предприятиями, осуществляющими производство и реализацию продукции, оказание различных видов услуг, следует строго руководствоваться вышеназванными нормативными документами.
При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм НДС и на них делается надпись или ставится штамп "Без НДС".
По товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога на добавленную стоимость, суммы налога, уплаченные поставщикам по таким товарам (работам, услугам), возмещению из бюджета (зачету) не подлежат, а относятся на издержки производства и обращения.
В целях применения налога на добавленную стоимость территория стран СНГ и Российской Федерации рассматривается как единая территория. Вместе с тем расчеты между хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость по ставке 20%, несмотря на то что по отдельным товарам на территории Российской Федерации применяются пониженные ставки налога на добавленную стоимость или товары полностью освобождены от уплаты данного налога.
Суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным ресурсам (работам, услугам), приобретенным на территории Российской Федерации и использованным при производстве товаров, предназначенных для реализации на территории государств - участников СНГ, подлежат возмещению из бюджета в общеустановленном порядке.
При реализации товаров на экспорт суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам за материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги производственного назначения, использованные при производстве экспортной продукции, возмещаются в порядке, предусмотренном п. 21 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с п. 22 указанной инструкции льгота по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров предоставляется экспортеру на основании перечня необходимых документов, в том числе при наличии выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, если иное не предусмотрено законодательством. Согласно п. 35 данной инструкции указанные документы представляются налогоплательщиком в налоговые органы в срок не позднее 180 дней с даты оформления грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта региональной таможней.
Льготы по акцизам
Акцизы представляют собой косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 6.12.91 г. N 1993-1 "Об акцизах" (в ред. от 10.02.99 г.) акцизами по ставке 15% облагаются ювелирные изделия. Проектом Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах", принятым Государственной Думой 17 марта 1999 г. в третьем чтении, предполагается снизить эту ставку до 10%.
В целях исполнения Федерального закона "Об акцизах" в инструкции Госналогслужбы России от 10.08.98 г. N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов", согласованной с Минфином России и ГТК России и зарегистрированной в Минюсте России 6.10.98 г. (регистрационный номер 1630) дано определение, какие изделия относятся к группе ювелирных (пп. 1, 3). В соответствии с указанной инструкцией к ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами, относятся изделия, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и (или) в декоративных и иных целях, для выполнения различных ритуалов и обрядов, монеты, памятные, юбилейные и другие знаки и медали (за исключением монет, имеющих статус законного платежного средства и прошедших эмиссию, государственных наград, медалей, знаков отличия, статус которых определен федеральными законами или указами Президента Российской Федерации, а также законами или иными нормативными актами государств - участников Содружества Независимых Государств), изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга, недрагоценных материалов со вставками из драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
Вместе с тем законодательством (п. 4.4 инструкции N 47) предусмотрена льгота для ювелирных изделий, используемых в религиозных целях. Так, не облагаются акцизами ювелирные изделия (за исключением обручальных колец), являющиеся предметами культа и религиозного назначения, приобретаемые храмами и другими культовыми учреждениями у налогоплательщиков по договорам, в которых предусмотрено, что эти изделия предназначены для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении.
Сумма акциза определяется плательщиком самостоятельно. При этом сумма акциза в расчетных документах на подакцизные товары в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных и др.) выделяется отдельной строкой.
В.В. Шилина,
главный специалист
Департамента налоговой политики
Минфина России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71