Об изменениях и дополнениях к инструкции
"По применению закона Российской Федерации "О плате за землю"
Изменения и дополнения N 6, вносимые в инструкцию Госналогслужбы России от 17.04.95 г. N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Инструкция N 29), направлены на приведение инструкции в соответствие с вступившим в силу с 1 января 1999 г. Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая). В частности, изменяются форма расчета по земельному налогу, порядок проведения налоговых проверок и зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога. Федеральными законами от 29.12.98 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", от 22.02.99 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 26.11.98 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 5.07.99 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в примечание к разделу III Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 6.01.99 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", от 27.05.98 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.10.98 г. N 1254 "Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", от 30.12.98 г. N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" установлены порядок применения коэффициента 2 к ставкам налога за земельные участки, не используемые по назначению, проведения индексации ставок земельного налога в 1999 г., уточнены льготы по уплате земельного налога. С учетом поправок, внесенных в указанные законодательные акты, в Инструкцию N 29 были внесены изменения, утвержденные приказом МНС России от 20.08.99 г. N АП-3-04/273 и зарегистрированные Минюстом России 20.09.99 г. N 1908.
Порядок заполнения сводной налоговой декларации
по земельному налогу
В соответствии с требованиями части первой Налогового кодекса Российской Федерации изменилась форма сводного расчета по земельному налогу. В связи с этим изменениями и дополнениями N 6 к Инструкции N 29 были внесены существенные поправки в форму расчета земельного налога, указанную в приложении 1 к Инструкции и соответственно в таблицы N 1-4 данного приложения.
Налоговая декларация заполняется плательщиком земельного налога и должна представляться ежегодно до 1 июля в государственную налоговую инспекцию по месту нахождения объекта налогообложения. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. Налоговые органы не вправе отказать в принятии декларации и обязаны по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о ее принятии и дату представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.
Если объекты обложения юридического лица расположены на территории, обслуживаемой несколькими государственными налоговыми инспекциями, в каждую из инспекций представляется налоговая декларация за те объекты, которые находятся на территории, обслуживаемой этими налоговыми органами. В таком случае налогоплательщик одновременно представляет в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете, сводную декларацию, составленную из нескольких деклараций. Если на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, находятся несколько объектов налогообложения, а именно земельные участки, занятые строениями, сооружениями, жилыми домами и нежилыми строениями, то допускается представление одной сводной налоговой декларации по земельному налогу по всем объектам налогообложения. При этом к декларации должны прилагаться таблицы (приложение 1, таблицы N 1-4) с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку и жилому дому, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с тем, что находятся в различных зонах градостроительной ценности территории города, поселка и курортных районов. Такой же порядок устанавливается и при обложении земель сельскохозяйственного назначения для тех налогоплательщиков, которые указаны в ст. 4 Закона Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю", в связи с различными категориями земель, видами и подвидами угодий.
Налогоплательщик в налоговой декларации по земельному налогу перечисляет по отдельности все земельные участки в зависимости от их целевого использования с указанием адреса каждого объекта налогообложения. Информацию о нахождении земельных участков в различных оценочных зонах, а также величины ставок по землям различного целевого использования налогоплательщик выписывает из решений соответствующих органов местного самоуправления. Эти решения, как правило, должны быть опубликованы в местной печати, а копии решений в обязательном порядке должны находиться в местных комитетах по земельным ресурсам, в налоговых органах и финансовых управлениях городской или районной администрации. Приведем пример формы заполнения сводной налоговой декларации по земельному налогу (цифры условные).
В верхней части сводной налоговой декларации указываются:
- наименование налогового органа - "Государственная налоговая инспекция по г. Липецку";
- наименование налоговой декларации - "Сводная налоговая декларация по земельному налогу на 1999 год";
- полное название юридического лица - "Акционерное общество "Коммунар";
- адрес юридического лица и номер его телефона- "ул.Свободы, 12, 76-25-80";
- расчетный счет, номер, в каком отделении банка - "40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства".
В декларации указываются объекты налогообложения. В данном примере здесь записано, что это земельные участки под пашней, сенокосами, пастбищами, под зданиями конторы сельхозпредприятия, механической мастерской, котельной, складом материальных ценностей, жилыми домами, магазином для торговли сельскохозяйственной продукцией, животноводческими фермами.
В графе "Площадь земельного участка (га, кв. м)" указываются площади всех земельных участков. В данном примере общая площадь земельных участков под сельхозугодьями составила: 5000 га + 1200 га + 2000 га = 8200 га. Здесь же приведены площади под жилыми домами сельхозорганизации; под магазином для торговли сельхозпродукцией; земельных участков под зданием конторы, мехмастерской, котельной, складом материальных ценностей; под животноводческими фермами.
Средняя ставка налога за сельхозугодья составила 5,8 руб./га (47600 руб. : 8200 га), где 47600 руб. - общая сумма земельного налога за сельхозугодья (пашня, сенокосы, пастбища), 8200 га - общая площадь земельных участков под сельхозугодьями.
Ставка земельного налога за участки в сельской местности под зданием конторы АО, механической мастерской, котельной, складом материальных ценностей, жилыми домами, магазином для торговли сельскохозяйственной продукцией, находящимся на балансе АО, - 6 коп. за 1 кв. м в 1999 г. Основанием для применения таких ставок налога является часть 2 ст. 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю", которая устанавливает, что земельный налог за участки, предоставленные юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой ст. 6 Закона) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере 6 коп. за 1 кв. м. Ставка земельного налога за земельный участок под животноводческими фермами, находящимися за чертой села, - 5,8 руб. за 1 га, рассчитана по средней ставке за сельхозугодья.
Общая сумма земельного налога за земельные участки под сельскохозяйственными угодьями (пашня, сенокосы, пастбища) составила 47600 руб. в год (40000 руб. + 3600 руб. + 4000 руб.).
Далее указывается сумма земельного налога за земельные участки под зданием конторы, механической мастерской, котельной, складом материальных ценностей; под жилыми домами, находящимися на балансе совхоза; под магазином для торговли сельхозпродукцией; под животноводческими фермами. Общая сумма земельного налога за все налогооблагаемые объекты сельскохозяйственной организации составила 48528 руб. (47600 руб. + 480 руб. + 270 руб. + 58 руб.).
Строка "Итого" рассчитывается по общей сумме земельного налога за все земельные участки.
Часть земельных участков или вся площадь земельного участка организации может подлежать льготному налогообложению. В связи с этим в отдельных строчках декларации перечисляются объекты, полностью или частично льготируемые, и рассчитывается общая сумма предоставленных налоговых льгот по данному объекту. В связи с тем что налогоплательщик сам должен представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам, в декларации необходимо подробно указать, на каком основании эти земли подлежат льготному налогообложению. В приведенном примере льготные объекты не указаны.
Важно правильно отразить в налоговой декларации суммы земельного налога, подлежащие уплате в разные сроки. Если органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления установили свои сроки уплаты налога, в налоговой декларации сумма земельного налога распределяется равными долями по каждому сроку уплаты, установленному по решениям органов власти.
В налоговой декларации суммы земельного налога по каждому сроку уплаты за земли городов, поселков и сельхозугодья согласно Закону Российской Федерации "О плате за землю" распределяются на соответствующие уровни бюджетов, а именно на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В 1999 г. средства от уплаты земельного налога и арендной платы должны направляться на бюджетный счет органов федерального казначейства, которые в свою очередь направляют их по всем уровням бюджетов согласно причитающимся в федеральный бюджет долям земельного налога и арендной платы.
По строке "Всего подлежит уплате земельного налога" записывается "48528 руб. в следующие сроки: до 15 сентября 1999 г. - 24264 руб.". В данном примере сельхозорганизации придется уплатить половину суммы, причитающейся к уплате: 48528 руб. : 2 = 24264 руб.
По строке "в том числе в федеральный бюджет" записывается "7140 руб.". Эта сумма налога указывает на то, что в федеральный бюджет территориальными органами федерального казначейства должен быть перечислен земельный налог в размере 30% общей суммы налога за сельскохозяйственные угодья: (47600 руб. : 2) х 30% = 7140 руб.
По строке "в бюджет субъекта Российской Федерации" записывается "2380 руб.". В рассматриваемом примере эта сумма налога рассчитывается исходя из положений ст. 19 Закона Российской Федерации "О плате за землю", предусматривающей, что долю средств от земельного налога за сельхозугодья, перечисляемую на бюджетные счета субъектов Российской Федерации, устанавливают органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. При этом на мероприятия, централизованно выполняемые субъектом Российской Федерации, перечисляется не более 10% от суммы средств земельного налога административного района. Таким образом, сумма налога, подлежащая перечислению субъекту Российской Федерации, составила 2380 руб. (47600 руб. : 2) х 10%.
По строке "в бюджет соответствующего органа местного самоуправления" записывается "14744 руб.". В связи с тем что сумма земельного налога за сельскохозяйственные угодья в размере 30% перечисляется в федеральный бюджет, а в размере 10% - субъекту Российской Федерации, следующие 60% следует перечислить в бюджет соответствующего органа местного самоуправления. Таким образом, сумма земельного налога за сельхозугодья, подлежащая перечислению в бюджет органа местного самоуправления, составит 14280 руб. (47600 руб. : 2) х 60%. За земельные участки под зданием конторы, механической мастерской, котельной, складом материальных ценностей, жилыми домами, магазином для торговли сельскохозяйственной продукцией, животноводческой фермой сумма налога, составляющая 928 руб., должна направляться в размере 100% в бюджет органов местного самоуправления, так как за эти земли не перечисляются средства, поступающие от взимания земельного налога, в федеральный бюджет и в бюджет субъектов Российской Федерации. Значит, сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет органа местного самоуправления, составит 464 руб. (928 руб. : 2) х 100%. Общая сумма налога, направляемого в бюджет органа местного самоуправления, - 14744 руб. (14280 руб. + 464 руб.).
По строке "до 15 ноября 1999 г." записывается "24264 руб.", "в том числе в федеральный бюджет" - "7140 руб.", "в бюджет субъекта Российской Федерации" - "2380 руб.", "в бюджет соответствующего органа местного самоуправления" - "14744 руб.". Поскольку в данном примере рассматриваются два срока уплаты земельного налога - 15 сентября и 15 ноября, то по второму сроку суммы земельного налога, перечисляемые в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, повторяют суммы налога, уплачиваемые по первому сроку уплаты.
Чтобы правильно и полно учесть площади земельных участков, уточнить их расположение в определенной зоне города или района, налогоплательщику следует получить визу уполномоченного представителя районного или городского комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Визу представителя комитета налогоплательщик получает до сдачи декларации в налоговый орган.
В нижней части сводной налоговой декларации по земельному налогу указывается дата составления - 25 июня 1999 г.
Сводная налоговая декларация по земельному налогу подписывается руководителем предприятия (организации) и главным (старшим) бухгалтером.
Следует отметить, что изменилась форма платежного извещения об уплате земельного налога физическими лицами. Если ранее в одном извещении были упомянуты земельный налог, налог на строение, помещение и сооружение, на транспортные средства, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, то теперь по земельному налогу заполняется отдельное налоговое уведомление.
Форма налогового уведомления по земельному налогу состоит из двух частей. Верхняя часть заполняется налоговым органом, отрезается по обозначенной линии и остается в налоговом органе. Вторая часть заполняется налоговым органом и вручается налогоплательщику. В налоговом уведомлении на уплату земельного налога указываются наименование налогового органа, его код, фамилия, имя, отчество налогоплательщика, адрес, по которому находится земельный участок, принадлежащий плательщику. Далее записываются счет получателя, учреждение банка, корреспондентский счет. Должно быть указано, на основании какого действующего на территории Российской Федерации налогового законодательства налогоплательщику следует уплатить земельный налог. Затем в налоговом уведомлении на уплату земельного налога приводятся наименование объекта налогообложения, его место нахождения, расчет налоговой базы (площадь земельного участка в квадратных метрах или в гектарах, ставки налога за 1 га или 1 кв. метр и сумма земельного налога). Сумма налога указывается по соответствующим срокам уплаты и соответствующим уровням бюджетов. В отличие от прежнего платежного извещения суммы земельного налога распределяются по видам использования земель. В нижней части налоговой декларации записывается пеня за просрочку исполнения обязанности по уплате земельного налога в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Порядок предоставления льготы по земельному налогу
отдельным категориям плательщиков
В изменениях и дополнениях N 6 к Инструкции N 29 уточнены льготы по земельному налогу. Учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности, санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, учреждения уголовно-исполнительной системы в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" освобождаются от уплаты земельного налога. До 1995 г. в законодательстве Российской Федерации не было четкого определения понятия "учреждение". С 1 января 1995 г. в России действуют нормы части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Пунктом 2 ст. 50 ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В связи с этим указанные в ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" льготы по уплате земельного налога должны предоставляться только самостоятельной организации (юридическому лицу), если ее деятельность носит некоммерческий характер и финансируется самой организацией.
Уточнены льготы по налогу для военнослужащих. Ранее в Инструкции N 29 делалась ссылка на Закон Российской Федерации от 22.01.93 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих". При рассмотрении вопроса об освобождении от уплаты земельного налога военнослужащих, претендующих на получение льготы, следует руководствоваться Федеральным законом от 27.05.98 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В ст. 2 этого Закона указано, что к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. Определено также, что офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих. При наличии у военнослужащего удостоверения воинской части, справки рай(гор)военкомата, пенсионного удостоверения ему предоставляется льгота по уплате земельного налога.
Следует иметь в виду, что при определении льготы по уплате земельного налога военнослужащим основанием для этого могут служить Федеральный закон от 31.05.96 г. N 61-ФЗ "Об обороне" и Указы Президента Российской Федерации от 14.12.93 г. N 2140 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации", от 10.03.97 г. N 197 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 620 "Об образовании Пограничных войск Российской Федерации" и внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации", в соответствии с которыми к категории военнослужащих относятся военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации и Войск гражданской обороны Российской Федерации; военнослужащие системы органов федеральной службы безопасности; Федеральной пограничной службы Российской Федерации; Федеральной службы охраны Российской Федерации; Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации; других федеральных органов исполнительной власти и воинских формирований, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба; военные строители военно-строительных отрядов Министерства обороны Российской Федерации; военнослужащие других министерств и ведомств Российской Федерации. Напомним, что существуют еще категории льготников, имеющих непосредственное отношение к военнослужащим. Например, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, так же, как и военнослужащие, освобождаются от уплаты земельного налога. Льготы по уплате земельного налога могут быть предоставлены не всем членам семей военнослужащих, а лишь тем, которые потеряли кормильца при исполнении военнослужащим служебных обязанностей. Основанием для предоставления льготы будет являться пенсионное удостоверение, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения.
Изменениями и дополнениями N 6 уточнены льготы, предоставляемые в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС и аварией на производственном объединении "Маяк". В связи с этим следует отметить, что льготы по земельному налогу пострадавшим в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС в настоящее время предоставляются по нормам Закона Российской Федерации от 15.05.91 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с учетом изменений). В Инструкции N 29 приведен перечень граждан, пострадавших в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС и имеющих льготы по земельному налогу, среди которых указаны и такие граждане, как постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение и постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Федеральным законом от 5.07.99 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в примечание к разделу III Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изменены условия, по которым предоставляются льготы по земельному налогу указанным категориям граждан. Теперь гражданам, постоянно проживавшим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 г. до 1 января 1991 г., выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания, льготы могут предоставляться исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне, исчисленного с начала проживания в этой зоне до выезда из нее, при условии, что указанные граждане не получили благоустроенное жилье на новом месте жительства или ссуду, а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС. При этом документы, подтверждающие неполучение гражданами на новом месте жительства указанного жилья или ссуды, выдаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, чтобы получить льготу по земельному налогу, гражданам, постоянно проживавшим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, выехавшим из них, а затем вернувшимся в названные зоны для постоянного проживания следует принимать во внимание перечисленные выше условия.
Федеральный закон от 26.11.98 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" внес существенные изменения в определение льготной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации. Эти изменения вошли в качестве раздела в изменения и дополнения N 6 к Инструкции N 29. Правом на льготу по земельному налогу могут воспользоваться две категории граждан. Первая - граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р.Теча, и ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации. Вторая - это граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча. Следует подчеркнуть, что в изменениях и дополнениях N 6 к Инструкции N 29 как первая категория граждан, получивших заболевания вследствие аварии на объединении "Маяк", так и вторая категория граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии, дополнены еще определенным кругом льготников. С 30 ноября 1998 г., т.е. с момента опубликования Федерального закона N 175-ФЗ, право на льготу по земельному налогу имеют военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1957-1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также те, которые были заняты на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль р. Теча в 1949-1956 гг. Кроме того, с 30 ноября 1998 г. льготой по земельному налогу могут воспользоваться граждане, проживавшие в 1949-1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в р.Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр), а также граждане, проживавшие в 1949-1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр). А гражданам, проживавшим в населенных пунктах и добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, льгота по земельному налогу может быть предоставлена при условии, что средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр), т.е. условие предоставления льготы для такой категории граждан с введением в действие Федерального закона N 175-ФЗ изменилось, так как ранее им льгота предоставлялась при условии получения среднегодовой эффективной дозы облучения свыше 1 мЗв, приходящейся на 20 мая 1993 г.
Пример. Гражданин, проживавший в 1949-1956 гг. в населенном пункте, подвергшемся радиации вследствие сбросов радиоактивных отходов в р. Теча и получивший дозу облучения свыше 35 сЗв, уплатил земельный налог за 1998 г. в сумме 90 руб. В связи с тем что Федеральным законом N 175-ФЗ, вступившим в силу с 30 ноября 1998 г., гражданину предоставлена льгота по уплате земельного налога, годовая сумма налога должна быть пересчитана и возвращена налогоплательщику из расчета за 32 дня. Таким образом, сумма земельного налога, подлежащая возврату налогоплательщику, составит 7 руб. 89 коп. (90 руб. : 365 дней х 32 дня).
Основанием для предоставления льгот указанным категориям граждан являются специальные удостоверения инвалидов, удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки, удостоверения участников ликвидации аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, выданные в соответствии с Положениями, разработанными Госкомчернобылем России и МЧС России и соответствующими министерствами и ведомствами и зарегистрированными в Минюсте России.
Уточнены льготы по земельному налогу для предприятий, а также граждан, занимающихся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования. Федеральный закон от 6.01.99 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" определил, что народный художественный промысел - это одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. Территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы, является местом традиционного бытования народного художественного промысла. Большое значение при предоставлении льготы юридическим лицам имеет ссылка в указанном Законе на то, что к организациям народных художественных промыслов относятся юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют 50%. Кроме того, отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При предоставлении льгот по земельному налогу следует иметь в виду, что к изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применять творческое варьирование типовых образцов данных изделий. Подробный перечень таких изделий приведен в Федеральном законе от 6.01.99 г. N 7-ФЗ.
Уточнены льготы по земельному налогу для государственных органов охраны природы. Если ранее в Инструкции N 29 делалась ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.93 г. N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды", то теперь, для того чтобы получить льготу по земельному налогу, государственным органам охраны природы следует обратиться к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.98 г. N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды", которым установлено, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: МПР России, Минсельхозпрода России, Госкомзема России, Госкомрыболовства России, Роскартографии, Рослесхоза, Росгидромета, ФПС России, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Пример. Средневолжское аэрогеодезическое предприятие вошло в Перечень предприятий, учреждений, организаций и территориальных органов, передаваемых в ведение Федеральной службы геодезии и картографии России. В связи с этим на предприятии считают, что не должны уплачивать земельный налог. Права ли налоговая инспекция, привлекая его к уплате земельного налога? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.98 г. N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды". В соответствии с постановлением Федеральная служба геодезии и картографии России и ее территориальные органы отнесены к специально уполномоченным государственным органам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.12.98 г. N 1429 "Вопросы федеральной службы геодезии и картографии" установлено, что Федеральная служба геодезии и картографии России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в области геодезической и картографической деятельности и наименований географических объектов. В связи с этим можно сделать вывод о том, что Федеральная служба геодезии и картографии России и ее территориальные органы на местах не являются плательщиками земельного налога. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.12.98 г. N 1429 утвержден Перечень предприятий, учреждений, организаций и территориальных органов, передаваемых в ведение Федеральной службы геодезии и картографии России из ведения упраздненного Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В связи с тем что предприятия и организации Роскартографии, в данном случае Средневолжское аэрогеодезическое предприятие, указанное в Перечне, является в соответствии со своим уставом самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, и не отнесено к специально уполномоченным государственным органам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, то оно не освобождается от уплаты земельного налога. Таким образом, действия налоговых органов в привлечении к уплате земельного налога данного предприятия правомерны.
Последняя категория льготников, упомянутая в изменениях и дополнениях N 6 к Инструкции N 29, - это учреждения и органы уголовно-исполнительной системы. Перечень предприятий, учреждений и организаций МВД России, входящих в уголовно-исполнительную систему России, был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 9.07.94 г. N 814 "Об утверждении Перечня предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящих в уголовно-исполнительную систему". В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы и передачей уголовно-исполнительной системы МВД России в ведение Минюста России постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.98 г. N 1254 "Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" на учреждения, органы, предприятия и подразделения уголовно-исполнительной системы Минюста России распространено действие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы МВД России, в части, касающейся их. С 1 июня 1999 г. на Минюст России возложено осуществление на подведомственных объектах разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. В связи с этим право на льготу по земельному налогу имеют входящие в уголовно-исполнительную систему следственные изоляторы, специальный следственный изолятор "Лефортово"; предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы: центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта; строительно-монтажные управления; центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия; автомобильные и железнодорожные хозяйства; жилищно-коммунальные хозяйства; межобластные, республиканские, краевые и областные больницы для осужденных, лечебные учреждения и лечебно-оздоровительные комплексы для обслуживания персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей; научно-производственные объединения, проектно-технологические институты и центры нормативно-исследовательских работ. Следует еще раз отметить, что все перечисленные учреждения и организации отнесены к системе Минюста России и имеют право на льготу по земельному налогу.
Индексация ставок земельного налога
В связи с индексацией ставок земельного налога в 1999 г. изменениями и дополнениями N 6 к Инструкции N 29 уточнены размеры земельного налога за земли определенного целевого назначения отдельных категорий плательщиков. Необходимость изменений размеров земельного налога была вызвана тем, что ежегодно начиная с 1995 г. ставки и средние размеры земельного налога повышались в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, а в 1997 г. - Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год". В 1998 г. ставки и размеры земельного налога не индексировались. В 1999 г. к ставкам налога по основным категориям земель должен быть применен повышающий коэффициент согласно Федеральному закону от 22.02.99 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год". Из смысла ст.15 указанного Закона, обязывающего произвести индексацию ставок налога, следует, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
Поскольку Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год" обязал провести в 1999 г. индексацию ставок земельного налога, изменениями и дополнениями N 6 к Инструкции N 29 установлен минимальный размер земельного налога за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также под дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, который составил в 1999 г. не менее 12 коп. за 1 кв. м (п. 16 Инструкции N 29). Минимальный же размер земельного налога за земли, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства в границах городской (поселковой) черты, составил в 1999 г. не менее 6 коп. за 1 кв. м.
Пример. Акционерное общество открытого типа (АООТ) содержит на своем балансе 4 жилых дома. Площадь земельного участка под каждым из них составляет 1000 кв. м (площадь участков под четырьмя жилыми домами - 4000 кв. м). АООТ расположено в городе с численностью населения 350 тыс. чел. Какую сумму земельного налога в 1999 г. должно уплатить АООТ за земельные участки под жилыми домами?
Прежде всего следует определить, относятся ли жилые дома к жилищному фонду. Законом Российской Федерации от 24.12.92 г. N 4218-1 (в ред. от 10.02.99 г.) "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) дано определение жилищного фонда. Это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома - специальные дома для престарелых, и т.д. Налог за земли, занятые жилищным фондом в границах городской черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городе, но не менее 12 коп. за 1 кв. м в 1999 г. (п. 16 Инструкции N 29).
В том случае, если ставка земельного налога в городе, где расположено АООТ, сложилась в размере 2 руб. за 1 кв. м в 1999 г., льготная ставка в размере 3%, применяемая к землям, занятым жилищным фондом, составит 6 коп. за 1 кв. м (2 руб. х 3%). В таком случае для расчета земельного налога принимается размер налога, а именно 12 коп. за 1 кв. м.
Таким образом, сумма земельного налога, которую уплатит АООТ в 1999 г. за земельный участок под жилыми домами, составит 480 руб. (4000 кв. м х 12 коп.).
___________________________________________________
Государственная налоговая инспекция пог. Липецку
(наименование налогового органа)
Приложение 1
к Инструкции Госналогслужбы России
от 17 апреля 1995 г. N 29
Сводная налоговая декларация по земельному налогу на 1999 г.
Акционерное общество "Коммунар" (сельскохозяйственная организация)
Полное название юридического лица
ул. Свободы, 12, 76-25-80
Адрес и номер телефона
40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства"
Расчетный счет, номер, в каком отделении банка
Перечень объектов налогообложения и его местонахождение (адрес) |
Площадь земельного участка (га, кв. м) |
Ставка за 1 га или за 1 кв. м |
Сумма земельного налога (руб., коп.) |
1. Пашня | 5000 га | 8 руб./га | 40000 руб. |
2. Сенокосы | 1200 га | 3 руб./га | 3600 руб. |
3. Пастбища | 2000 га | 2 руб./га | 4000 руб. |
Итого сельхозугодий | 8200 га | 5,8 руб./га | 47600 руб. |
4. Жилые дома, находящиеся на балансе АО |
4500 кв. м | 6 коп./кв. м | 270 руб. |
5. Магазин для торговли сельхозпродукцией, находящийся на балансе АО |
2000 кв. м | 6 коп./кв. м | 120 руб. |
6. Земельные участки в сельской местности под зданием конторы АО, мехмастерской, котельной, складом материальных ценностей |
8000 кв. м | 6 коп./кв. м | 480 руб. |
7. Животноводческие фермы за чертой села (по средней ставке сельхозугодий |
10 га | 5,8 руб./га | 58 руб. |
Итого | 48528 руб. |
Всего подлежит уплате земельного налога 48528 руб. в следующие
сроки:
до 15 сентября 1999 г. - 24264 руб.
в том числе в федеральный бюджет 7140 руб. (30% от сельхозугодий)
в бюджет субъекта Российской Федерации 2380 руб. (10% от
сельхозугодий)
в бюджет соответствующего органа местного самоуправления 14744 руб.
(60% от сельхозугодий + средства за земли, не подлежащие перечислению в
федеральный бюджет)
до 15 ноября 1999 г. - 24264 руб.
в том числе в федеральный бюджет 7140 руб.
в бюджет субъекта Российской Федерации 2380 руб.
в бюджет соответствующего органа местного самоуправления 14744 руб.
"25" июня 1999 г.
Руководитель предприятия (организации) Пономарева А.М.
Главный (старший) бухгалтер Носов О.В.
Изменениями и дополнениями N 6 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 г. N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Инструкция N 29) приведены в соответствие с Федеральным законом от 22.02.99 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" размеры земельного налога за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота) (п. 14 Инструкции N 29). Размер земельного налога в 1999 г. составляет 6 коп. за 1 кв. м. Органы местного самоуправления могут увеличить эти ставки в 2 раза, тогда за 1 кв. м площади в сельской местности надо уплачивать 12 коп.
Пример. Площади земельных участков под отдельно стоящими зданиями почты и аптеки, расположенными в сельском населенном пункте, составляют соответственно 100 и 80 кв. м. Какую сумму земельного налога следует уплатить за них в 1999 г.?
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимался со всей площади земельного участка в размере 3 коп. за 1 кв. м в 1998 г. Как уже было отмечено, в 1999 г. повышающий коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога за все земельные участки, за исключением земель сельскохозяйственного назначения. В связи с этим за рассматриваемые в примере объекты сумма земельного налога составит 10,8 руб. (100 кв. м х 6 коп.) + (80 кв. м х 6 коп.).
Если учесть, что органы местного самоуправления района приняли решение о повышении ставок налога (в соответствии с частью 3 ст. 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю"), сумма земельного налога составит 21,6 руб. (10,8 руб. х 2).
В изменениях и дополнениях N 6 Инструкции N 29 речь идет и о размерах налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской (поселковой) черты (п. 17 Инструкции N 29). В связи с тем что в 1999 г. не предусмотрено применение повышающего коэффициента 2 к ставкам земельного налога за земли, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, земельный налог за указанные земли и находящиеся в пределах городской, поселковой черты остается на уровне ставок 1997-1998 гг. и устанавливается в 1999 г. в размере 6 коп. за 1 кв. м.
Пример. Огородническое товарищество "Урожай", состоящее из 100 членов, расположено в черте поселка городского типа. Площадь земельного участка - 80 000 кв. м, из них земли общего пользования - 20 000 кв. м. В том случае если выполняется условие, что все члены товарищества получили свидетельства на право собственности на землю и являются в связи с этим самостоятельными плательщиками налога, земельный налог в 1999 г. в отношении граждан за выделенные им земли устанавливается в размере 6 коп. за 1 кв. м (п. 17 Инструкции N 29). Но в этом случае к землям общего пользования такого товарищества в 1999 г. применяется коэффициент 2 и земельный налог устанавливается за земли общего пользования в размере 12 коп. за 1 кв. м. В связи с этим правление товарищества рассчитает земельный налог за земли общего пользования самостоятельно и уплатит налог за эти земли 2400 руб. (20 000 кв. м х 12 коп.). За земли, на которые выданы документы членам огороднического товарищества (по 600 кв. м каждому), налогоплательщики сами могут уплатить налог в следующем размере: 600 кв. м х 6 коп.= 36 руб. Со всех членов товарищества сумма налога составит 3600 руб. (600 кв. м х 6 коп. х 100 чел.).
Общая сумма земельного налога равняется 6000 руб. (2400 руб. + 3600 руб.).
Нередко возникают вопросы о порядке применения в 1999 г. коэффициента 2 к ставкам налога за земли лесного фонда при исчислении лесных податей, а также к ставкам налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог. В связи с этим напоминаем, что в Федеральном законе N 36-ФЗ нет положений о том, что увеличение ставок земельного налога в 2 раза в 1999 г. не применяется в отношении земельных участков лесного фонда.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых производится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню. К тому же налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере 5% от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.99 г. N 867 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" такие минимальные ставки применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации. Указанные минимальные ставки включают налог на земли лесного фонда, который составляет 5% размера минимальной ставки (п.2 Общих положений).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 36-ФЗ увеличены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, в 1,4 раза. Таким образом, увеличение сумм налога за земли лесного фонда, на которых производится заготовка древесины, в связи с введением Федеральным законом N 36-ФЗ коэффициента 2 к действовавшим в 1998 г. ставкам земельного налога (ст. 15) не производится.
Прежде чем перейти к вопросу о применении коэффициента 2 к ставкам земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, следует еще раз напомнить, что согласно ст. 15 Федерального закона N 36-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2. В связи с этим к ставкам земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, в 1999 г. применяется повышающий коэффициент 2, поскольку земли полосы отвода железных дорог не являются землями сельскохозяйственного назначения, и лишь при расчете земельного налога за полосу отвода применяется доля в размере до 25% ставки земельного налога, устанавливаемой за сельскохозяйственные угодья. Рассчитывая за 1999 г. сумму земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода, следует сначала применить коэффициент 2 к ставкам земельного налога за земли сельскохозяйственных угодий, а затем уже к этой сумме применить долю в размере 25%.
Порядок применения повышающего коэффициента к неиспользуемым
или используемым не по назначению землям
Порядок применения коэффициента 2 к ставкам земельного налога за земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, установлен Федеральным законом от 29.12.98 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Основанием для взимания повышенной платы являются решения органов исполнительной власти местного самоуправления соответствующих территорий, выносимые по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству района, города. Такие решения должны направляться в налоговые органы в целях применения при налогообложении повышающего коэффициента к земельным участкам, не используемым по назначению. При этом основным признаком отнесения участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению для указанных целей является осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с использованием участка, в целях, не предусмотренных правоустанавливающими документами, или в целях наряду с основной, не предусмотренной законодательством и иными нормативными актами. Неиспользование сельскохозяйственных угодий в течение трех лет, что проявляется в отсутствии признаков осуществления хозяйственной деятельности, связанной с сельскохозяйственным использованием земель, а также неиспользование участка, предназначенного для производственного, жилищного и иного строительства в течение трех лет, если иной срок не предусмотрен договором на создание объекта или законодательством, также будут являться причинами, по которым можно отнести земли к неиспользуемым по назначению.
Пример. Сельскохозяйственная организация получила в 1994 г. документ на право пользования земельным участком площадью 3000 га. Целевое его использование определено в свидетельстве на право собственности на землю, в котором указано, что площадь участка в размере 2000 га выделена организации под пашню, остальная площадь приходится на пастбища и сенокосы. Земельные участки под полевым севооборотом площадью 50 га не использовались по назначению и оказались заброшенными. Земельный налог за 1950 га площади под пашней должен уплачиваться по ставкам земельного налога, сложившимся в 1999 г., а за 50 га пашни, не используемой в течение последних трех лет, земельный налог должен быть уплачен с применением к ставкам коэффициента 2. Следует иметь в виду, что увеличение ставок земельного налога в 1999 г. в 2 раза за земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, а именно за 50 га пашни, проводится с учетом их индексации в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и федеральными законами о бюджете.
Следует отметить, что в целях правильного применения коэффициента 2 к земельным участкам, используемым не по назначению, вносится дополнение к Порядку ведения списка плательщиков земельного налога, утвержденному Госкомземом России 17 октября 1995 г. по согласованию с Госналогслужбой России. Указанный Порядок дополняется еще приложением 5 (Список юридических лиц - плательщиков земельного налога, облагаемых в двукратном размере за неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земельные участки) и приложением 6 (Список физических лиц - плательщиков земельного налога, облагаемых в двукратном размере за неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земельные участки). Основанием для включения в списки по указанным формам являются решения органов исполнительной власти местного самоуправления о взимании повышенной платы за неиспользование или нецелевое использование земельных участков. В списках указываются почтовый адрес или кадастровый номер земельного участка, номер оценочной зоны или зоны градостроительной ценности, категория земель и цель использования земельного участка, а кроме того, - вид права на землю плательщика земельного налога. В списках кроме основных данных о плательщиках указываются номера первичного списка и записи в нем о плательщике, номер и дата принятия решения органа исполнительной власти местного самоуправления о взимании повышенного налога, а также площадь участка, подлежащая удвоенному налогообложению, и размер двукратной ставки налога. Графы заполняются в порядке, аналогичном применяемому для первичного списка, идентификационные номера налогоплательщиков указываются в графе по представлению их налоговыми органами.
Порядок зачисления платы за землю в доходы бюджетов
Российской Федерации
Уточнен порядок зачисления земельного налога и арендной платы за землю в доходы бюджетов Российской Федерации, а также средств от продажи государственных и муниципальных земель. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (Общие положения), утвержденными приказом Минфина России от 25.05.99 г. N 38н, средства, поступающие от продажи земли в собственность граждан, а также от продажи земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, зачисляются в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 2040000 "Доходы от продажи земли и нематериальных активов".
Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, за земли городов и поселков, а также за другие земли несельскохозяйственного назначения отнесена к группе "Неналоговые доходы" (код 2000000), подгруппе "Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности" (код 2010000). Зачисляется в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 2010201 - арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения; по коду 2010202 - арендная плата за земли городов и поселков, по коду 2010203 - арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения.
Земельный налог отнесен к группе "Налоговые доходы" (код 1000000) в подгруппу "Платежи за пользование природными ресурсами" (код 1050000). Зачисляется в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 1050701 земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения, по коду 1050702 - земельный налог за земли городов и поселков, по коду 1050703 - земельный налог за другие земли несельскохозяйственного назначения.
Порядок пересмотра обложения и уплаты
измененных сумм земельного налога
Согласно изменениям и дополнениям N 6 из Инструкции N 29 исключен раздел, определяющий порядок пересмотра обложения и уплаты доначисленных или уменьшенных сумм налога. Изменения связаны с принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно Кодексу сумма излишне уплаченного налога засчитывается в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврата тому же налогоплательщику. А производится зачет или возврат суммы излишне уплаченного земельного налога налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога при условии, что со дня обнаружения такого факта не прошло более одного месяца.
Чтобы произвести зачет суммы излишне уплаченного налога и его возврат, требуется письменное заявление налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В заявлении налогоплательщик указывает, что делать с излишне уплаченной суммой налога, - возвратить ему, зачесть к уплате по другим налогам или зачесть к предстоящей уплате этого же земельного налога. При отсутствии заявления налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет данной суммы в счет недоимки по другим налогам. При отсутствии недоимки по другим налогам эта сумма будет перенесена в лицевой счет плательщика на следующий год в счет уплаты земельного налога.
Если в заявлении приводится требование о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога, то налоговые органы производят возврат в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган (если в дальнейшем данное лицо перестало быть плательщиком налога в этом налоговом органе, например в случае переезда в другой регион) может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет начиная с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога налоговый орган принимает на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а суд - в порядке искового судопроизводства.
Порядок проверки расчетов по земельному налогу
Изменен порядок, в соответствии с которым осуществляются проверки расчетов по земельному налогу. Если ранее такие проверки осуществлялись на основании Методических указаний о порядке проведения документальной проверки расчетов юридических лиц по соблюдению ими налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет земельного налога (приложение к письму Госналогслужбы России от 13.07.93 г. N НП-6-02/228), то с принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации при проведении проверок расчетов по налогу следует руководствоваться нормами, установленными Кодексом, используя и указанные Методические указания.
Расчеты по земельному налогу проверяются при камеральной налоговой проверке, проводимой по месту нахождения налогового органа на основе налоговой декларации по земельному налогу и документов, представленных налогоплательщиком, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, и при выездной налоговой проверке в организации государственными налоговыми инспекторами. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году проведения проверки. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога.
В целях выявления возможных ошибок, допущенных при составлении расчетов, необходимо выяснить, правильно ли указана площадь земельных участков по сравнению с расчетом истекшего года, правильно ли применены ставки, исчислены платежи и распределены начисленные суммы по срокам уплаты, приложены ли к расчетам справки, разработочные таблицы форм N 1-4 к Инструкции N 29. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При выездной налоговой проверке с выходом на место правильность исчисления земельного налога проверяется по документам, удостоверяющим право собственности, владения или пользования земельными участками. К таким документам прежде всего относятся государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования землей, содержащие данные о площади участков земли, предоставленной в собственность, владение или пользование, об их количественной характеристике, чертеж границ этих земель, список участков с особым режимом использования земель: по санитарно-защитным зонам, землям природоохранного, водоохранного, рекреационного значения с указанием кадастрового номера участка на чертеже. Указанная форма государственного акта утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.91 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей". При проверке следует использовать и свидетельство о праве собственности на землю, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.92 г. N 177 "Об утверждении форм Свидетельства о праве собственности на землю, Договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и Договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения". Далее можно принять во внимание и свидетельство на право собственности на землю, форма которого утверждена Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в редакции указов Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2287 и от 25.01.99 г. N 112).
В ходе проведения проверок могут использоваться в качестве контрольных материалов данные ежегодного статистического отчета формы N 22 "О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам, землепользователям и собственникам", составляемого соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, а также землеотводные дела, которые ведутся управлениями архитектуры и градостроительства районов, городов. В них содержатся материалы геодезических съемок земельного участка, предоставленного землепользователю, указаны площадь территории и ее привязка, технико-экономические показатели, площадь застройки, решения органов местного самоуправления об отводе земельных участков т.д. При отсутствии документов на землю могут использоваться списки юридических лиц - плательщиков земельного налога и арендной платы, подготовленные районными и городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на основе данных государственного земельного кадастра согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 4.09.95 г. N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю".
При проверке расчетов юридических лиц, еще не получивших документы, удостоверяющие право на землю, по согласованию с местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право, а именно решения соответствующих органов о предоставлении земель, имеющиеся чертежи, планы земельных участков и т.д.
При проверке следует определить правильность применения ставок земельного налога в связи с возможным наличием объектов, подлежащих налогообложению по разным ставкам. При проверке полноты включения в расчет земельных участков, обслуживающих жилищный фонд, другие строения и сооружения, необходимо по документам первичного учета этих строений и сооружений (инвентаризационная опись, карточки, книги, оборотная ведомость к счету 01 "Основные средства") установить их наличие и местоположение.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее чем через два месяца после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен по установленной форме акт налоговой проверки. Подписывают его представители налоговых органов и руководитель проверяемой организации либо индивидуальный предприниматель либо их представители. В акте налоговой проверки должны быть указаны подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также даны выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Министерством Российской Федерации по налогам и сборам устанавливаются требования по составлению акта налоговой проверки. Порядок проведения выездных налоговых проверок и вынесения решения по ним установлен Инструкцией МНС России от 31.03.99 г. N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов", утвержденной приказом МНС России N ГБ-3-16/66.
Р.Г.Габбасов,
Н.В.Голубева,
советники налоговой службы I ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71