Опережающее профессиональное обучение граждан,
высвобождаемых из организаций
Действующее законодательство достаточно полно регулирует вопросы высвобождения работников при ликвидации юридических лиц, сокращении численности или штата, определяет взаимные права и обязанности работодателя и работника, устанавливает меры социальной защиты высвобождаемых. Однако все эти меры направлены на то, чтобы только смягчить последствия тех решений, в результате которых без работы остаются квалифицированные кадры. А ведь еще на стадии принятия решения о структурной перестройке организации, реорганизации и модернизации производства можно разработать и осуществить меры, позволяющие сохранить квалифицированных работников, сэкономив при этом денежные ресурсы. Одна из таких мер - опережающее профессиональное обучение граждан, высвобождаемых из организаций, для обеспечения их занятости.
В целях урегулирования механизма опережающего профессионального обучения указанной категории граждан Министерство труда и социального развития Российской Федерации 17.02.2000 г. приняло постановление N 18 "Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения по содействию работодателям в опережающем профессиональном обучении граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости" (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком опережающее профессиональное обучение граждан представляет собой их обучение до наступления срока расторжения трудового договора между работником и работодателем с целью получения работником новой (смежной) профессии (специальности) либо повышения квалификации.
Для успешного проведения работы по опережающему профессиональному обучению работников органы службы занятости должны получить от работодателей определенную информацию. Предоставление ее в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 20.04.96 г. N 36-ФЗ) и КЗоТ РФ является обязательным. Работодатели:
своевременно, не менее чем за три месяца, информируют органы службы занятости о возможных массовых увольнениях с указанием численности и категорий работников, которых они могут коснуться, и сроков, в течение которых их намечено осуществить;
сообщают органам службы занятости не позднее чем за два месяца сведения о предстоящем высвобождении каждого работника с указанием его профессии, специальности, квалификации.
Указанные сведения представляются по формам, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5.02.93 г. N 99. Следует отметить, что данные сведения работодатели обязаны представлять в органы службы занятости независимо от того, будут ли они сотрудничать по вопросам опережающего профессионального обучения.
Содействие работодателям органами службы занятости может быть оказано, в частности, путем:
проведения групповых и индивидуальных консультаций с высвобождаемыми работниками по вопросам, связанным с их обучением и последующим трудоустройством;
проведения совместно с работодателем анкетирования среди высвобождаемых работников для определения численности и профессионально-квалификационного состава работников, нуждающихся в соответствующем профессиональном обучении, в целях их занятости в данной организации;
предоставления организациям на договорной основе профориентационных услуг, учебно-программной документации, современных эффективных технологий и методик обучения.
К гражданам, высвобождаемым из организаций и нуждающимся в опережающем профессиональном обучении, относятся лица:
которым невозможно подобрать подходящую работу по имеющимся у них профессиям, специальностям, уровню квалификации как в данной, так и в других организациях;
которым необходимо изменить профессию, специальность, род занятий в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
которые утратили способность к выполнению работы по прежней профессии, специальности.
Органы службы занятости при необходимости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее профессиональное обучение граждан за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
В Порядке приводятся понятия полной и частичной компенсации затрат на опережающее профессиональное обучение граждан. Под полной компенсацией понимается возмещение расходов, фактически понесенных работодателем в соответствии с утвержденной им и согласованной с органом службы занятости сметой затрат на опережающее профессиональное обучение указанной категории граждан. Под частичной компенсацией понимается возмещение расходов, понесенных работодателем по одному или нескольким видам затрат, предусмотренных сметой, либо возмещение определенной доли расходов от суммы всех затрат, предусмотренных сметой.
В Порядке указано, какие расходы могут включаться работодателем в смету затрат на опережающее профессиональное обучение для последующей компенсации со стороны органов службы занятости. К таким расходам могут относиться:
оплата труда педагогических работников образовательных учреждений, специалистов, непосредственно осуществляющих теоретическое и производственное обучение;
затраты на приобретение учебных планов, образовательных профессиональных программ, учебно-методических материалов, технических средств обучения;
оплата труда членов квалификационных комиссий по аттестации лиц, закончивших профессиональное обучение;
расходы на аренду необходимых для проведения обучения учебно-производственных площадей, аренду и приобретение оборудования, других материальных ресурсов;
иные расходы, связанные непосредственно с осуществлением опережающего профессионального обучения.
Транспортные расходы и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных организациями на опережающее профессиональное обучение в другую местность, в смету затрат не включаются.
Для рассмотрения вопроса о возможности компенсации затрат работодатель представляет в орган службы занятости ряд документов. Среди них заявление о необходимости компенсации с указанием численности граждан, нуждающихся в обучении, и размера компенсаций, обоснование необходимости полной или частичной компенсации, список работников, нуждающихся в обучении, с указанием имеющихся специальностей, профессий, уровня квалификации, а также профессий, специальностей, по которым оно будет осуществляться, смету затрат, документы, подтверждающие возможность занятости граждан по окончании обучения. Отсутствие документов, подтверждающих занятость граждан по окончании обучения, может явиться основанием для отказа органов службы занятости в компенсации затрат. Это не единственное основание для отказа, которое может последовать со стороны органа службы занятости. Еще одно основание - отсутствие средств фонда занятости на указанные цели.
Решение о полной или частичной компенсации затрат принимает руководитель органа службы занятости. На основании принятого решения заключается соответствующий договор.
Компенсация работодателям затрат на опережающее обучение осуществляется по окончании обучения. При этом средства перечисляются непосредственно работодателям. Предварительное перечисление средств не допускается.
В случаях досрочного прекращения гражданами обучения без уважительных причин, а также расторжения трудового договора между работодателем и обучающимся затраты на обучение указанных граждан не компенсируются.
И. Шкловец,
заместитель руководителя Правового департамента
Минтруда России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71