Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть II. Подпрограмма
"Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и
регулирования земельных и имущественных отношений в Калининградской
области на 2003-2007 годы" областной целевой программы
"Создание автоматизированной системы ведения государственного
земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости
на 2003-2007 годы в Калининградской области"
1. Общие положения
Областная целевая подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Калининградской области на 2003-2007 годы" (далее Подпрограмма) разработана во исполнение постановления главы администрации Калининградской области от 09 августа 2002 г. N 392 "Об организации и финансировании работ по разграничению государственной собственности на землю в Калининградской области в 2002 г.".
В основе разработки - положения аналогичной Подпрограммы ФЦП, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 745 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)".
Подпрограмма разработана с учетом федеральных нормативных правовых актов: Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", постановления Правительства Российской Федерации от 04 марта 2002 г. N 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности".
Подпрограмма выполняется совместно с областной целевой Программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2003-2007 годы в Калининградской области" (далее именуется - Программа)
Подпрограмма направлена на реализацию мероприятий по разграничению государственной собственности на землю на территории Калининградской области - отнесению земельных участков к собственности Российской Федерации, Калининградской области и муниципальных образований. В процессе разграничения государственных земель создается автоматизированная система управления недвижимостью и формируются базы данных о земельных участках соответствующей собственности.
Подпрограмма реализуется одновременно с областной целевой Программой, в рамках которой планируется создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, на информационном базисе которых будет функционировать автоматизированная система управления недвижимостью для обеспечения эффективного управления.
Законом Калининградской области от 20 февраля 2006 г. N 728 в раздел 2 настоящей подпрограммы внесены изменения
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Для Калининградской области работы по разграничению государственной собственности на землю, результатом которых явится изменение системы платежей за землю, приобретают особую важность. В связи с этим требуется проведение ряда предварительных мероприятий и подготовительных работ, целью которых должно явиться установление полного перечня земель, которые согласно действующему законодательству могут быть отнесены к областной собственности.
В Агентстве по имуществу Калининградской области сформированы и актуализируются реестры федерального и областного имущества с учетом имеющихся сведений о земельных участках, занимаемых объектами недвижимого имущества областной и федеральной собственности.
Тем не менее, ряд сведений и документов о недвижимом имуществе и о земельных участках различных категорий, на которые у Калининградской области возникает право собственности, рассредоточен в структурных подразделениях Правительства Калининградской области и в ряде федеральных территориальных органов исполнительной власти по направлениям их деятельности.
Для формирования и использования этого информационного базиса требуется провести анализ и систематизацию сведений и документов о каждом земельном участке и объектах недвижимости, на нем расположенных, которые необходимы для отнесения объекта к областной собственности в очевидных случаях, а также при отнесении объекта к областной собственности в спорных случаях. Межведомственное рассредоточение этих сведений и документов требует межведомственной координации и управления, так как обеспечить это в рамках одной ведомственной структуры невозможно.
Использование существующего информационного базиса должно привести к полному учету земельных участков, отнесенных, либо подлежащих отнесению к собственности Калининградской области, и, как следствие, к увеличению доли платежей за землю, поступающих в областной бюджет.
Вопросы управления землей и иной недвижимостью, вопросы создания автоматизированной системы управления недвижимостью не могут решаться без учета количества и качества земель, их стоимости. Поэтому параллельно с реализацией Подпрограммы в рамках проводимой Программы предполагается завершить начатые работы по инвентаризации земель, произвести кадастровую оценку земель в полном объеме, включить эти данные по земельным участкам всех форм собственности и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества - в государственный земельный кадастр. Сведения в нем планируется актуализировать и поддерживать в виде, необходимом для функционирования автоматизированной системы управления недвижимостью.
Подобные работы требуют согласованного по времени и объемам привлечения и концентрации средств федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, требуют четкого межведомственного взаимодействия, координации разноплановых мероприятий нормативно-методического, организационного, производственного, технологического и образовательного характера, и потому могут решаться только программно-целевыми методами.
Законом Калининградской области от 20 февраля 2006 г. N 728 в раздел 3 настоящей подпрограммы внесены изменения
3. Цель и задачи Подпрограммы
Целью Подпрограммы являются разграничение государственной собственности на землю и создание автоматизированной системы, обеспечивающей эффективное управление недвижимостью на уровне Российской Федерации, Калининградской области и муниципальных образований.
Основными задачами Подпрограммы являются:
- проведение землеустроительных работ при разграничении государственной собственности на землю для земельных участков, занимаемых объектами недвижимого имущества областной собственности и постановка их на учет в государственном земельном кадастре;
- проведение подготовительных работ по формированию земельных участков и их перечней, занятых особо охраняемыми территориями, водным фондом, лесами второй группы, фондом перераспределения земель и участками, под поверхностью которых расположены недра, и которые подлежат отнесению к собственности Калининградской области согласно Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю";
- разграничение государственной собственности на землю на земельные участки, подлежащие отнесению к собственности: Российской Федерации, Калининградской области и муниципальных образований; учет разграниченных объектов недвижимости в системе государственного земельного кадастра и в системе государственной регистрации прав; создание автоматизированных баз данных об объектах недвижимости;
- развертывание и внедрение программно-технических комплексов, поддерживающих информационные базы данных по управлению и распоряжению объектами недвижимости, находящимися в собственности: Российской Федерации, областной и муниципальных образований, по контролю за использованием земель и поступлению платежей за землю в бюджеты всех уровней;
- создание автоматизированной системы управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений;
- организация и проведение подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих высококвалифицированное управление землей и иной недвижимостью.
4. Сроки и основные этапы выполнения Подпрограммы
Подпрограмма рассчитана на период 2003-2007 годов и ее реализацию планируется осуществить в три этапа.
На I этапе (2003 год) в рамках работ по ФЦП и Подпрограмме планируется разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих управление недвижимостью, реформирование и регулирование земельных и имущественных отношений, а также разработка системного проекта и специального программного обеспечения автоматизированной системы управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений.
В рамках областной Подпрограммы предусмотрены:
- разработка нормативно-методических документов для правового обеспечения и регулирования регионального процесса разграничения государственной собственности на землю;
- выявление и сбор всех ведомственных рассредоточенных сведений и документов, необходимых для формирования перечней земель, включаемых в заявку на областную собственность;
- развертывание программно-технических комплексов поддержки информационных баз данных о недвижимости и соответствующей информационно-технической инфраструктуры;
- проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в части подготовки сведений и документов о земельных участках государственной (областной) собственности, по формированию границ земельных участков, ввод в автоматизированные базы данных информации о земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на которых расположено недвижимое имущество;
- формирование инфраструктуры, необходимой для обеспечения учебных процессов.
На II этапе (2004 - 2005 годы) планируется завершение формирования нормативно-правовой базы и специального программно-технического обеспечения управления недвижимостью:
- завершение развертывания автоматизированной системы управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений и поддерживающих ее программно-технических комплексов;
- оснащение (на 90%) программно-техническими комплексами, органов по управлению недвижимостью Калининградской области и муниципальных образований и завершение формирования инфраструктуры обеспечения учебных процессов;
- формирование и актуализация баз данный об объектах недвижимости на основе сведений, получаемых в результате инвентаризации и межевания объектов кадастрового учета, межведомственного обмена сведениями;
- формирование автоматизированных баз данных о земельных участках и объектах недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, Калининградской области и муниципальных образований;
- завершение подготовки кадров по разграничению государственной собственности на землю в системе государственного и муниципального управления недвижимостью;
- переподготовка персонала по вопросам правовых основ управления недвижимостью, экономических методов оценки земель и землепользования;
- обучение пользователей автоматизированной системы управления недвижимостью.
На III этапе (2006-2007 годы) проводятся заключительные мероприятия по вводу в действие всех систем:
- завершение реализации основных мероприятий Подпрограммы, в части разграничения государственной собственности земель всех категорий;
- создание информационно-технической базы управления государственной и муниципальной недвижимостью;
- завершение подготовки профессиональных кадров для работы с автоматизированной системой;
- завершение формирования информационно-технической инфраструктуры территориальных органов по управлению землей и недвижимостью;
- полное оснащение программно-техническими комплексами автоматизированной системы управления недвижимостью;
- создание сформированной эффективной информационно-технической системы поддержки процессов управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений.
Законом Калининградской области от 20 февраля 2006 г. N 728 в раздел 5 настоящей подпрограммы внесены изменения
5. Система реализации мероприятий Подпрограммы
Реализация Подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:
1. Проведение подготовительных работ по формированию земельных участков, которые подлежат отнесению к собственности Калининградской области согласно Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю".
Подготовительные работы необходимы для полного учета земельных участков, подлежащих отнесению к областной собственности, разграничению ее с федеральной и муниципальной и включают в себя подготовку первичных сведений и документов о земельных участках, необходимых для внесения их в установленном порядке в перечни земель областной собственности. Мероприятия в разрезе категорий земель и видов земельных участков, исполнителей работ и подготавливаемых документов приведены в таблице 1.
табл. 1
Подготовка сведений и документов о земельных участках
Категории земель и виды земельных участков |
Орган государственной исполнительной власти, ответственный за подготовку |
Результат работ (подготавливаемые документы) |
1. Земельные участки, предоставленные органам государственной власти области, или занимаемые объектами недвижимого имущества органов государственной власти области |
Агентство по имуществу Калининградской области |
Перечни земельных участков, занимаемых органами государственной власти области, или занимаемые объектами недвижимого имущества, находящимися в оперативном управлении органов государственной власти области |
2. Земельные участки, предоставленные областным государственным предприятиям и областным государственным учреждениям, или занимаемые объектами недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление областным государственным предприятиям и областным государственным учреждениям; |
Агентство по имуществу Калининградской области |
Перечни земельных участков, занимаемых областными государственными предприятиями и областными государственными учреждениями, или занимаемые объектами недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение областным государственным предприятиям или оперативное управление областным государственным учреждениям |
3. Земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным областными органами власти |
Агентство по имуществу Калининградской области |
Перечень земельных участков, занимаемых недвижимым имуществом областной собственности некоммерческих организаций, созданных областными органами власти |
4. Земельные участки, занимаемые предприятиями, находившимися до их приватизации в собственности Калининградской области |
Агентство по имуществу Калининградской области |
Перечень земельных участков предприятий, находившихся до их приватизации в собственности Калининградской области |
5. Земельные участки органов и организаций, имеющих недвижимое имущество областной собственности или недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в областной собственности |
Агентство по имуществу Калининградской области |
Перечни земельных участков органов и организаций, имеющих недвижимое имущество областной собственности, или недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в областной собственности |
6. Земли транспорта, занимаемые объектами недвижимого имущества областной собственности |
Агентство по имуществу Калининградской области, министерство развития инфраструктуры Калининградской области |
Перечень земель транспорта, занимаемых объектами недвижимого имущества областной собственности |
7. Земли фонда перераспределения земель, образованного Указом Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" на день введения в действие Земельного кодекса РФ (30.10.2001 г.) |
Агентство по имуществу Калининградской области, министерство сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области |
Перечень земельных участков, включенных в состав фонда перераспределения земель |
8. Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр областного значения |
Министерство сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области, министерство развития инфраструктуры Калининградской области |
1. Перечни участков недр с документами, подтверждающими отнесение полезных ископаемых к соответствующему уровню собственности: - федерального значения, - относимых к общераспространенным, - областного значения, - местного значения. 2. Сведения и документы о сформированных земельных участках, под поверхностью которых расположены недра областного значения |
9. Земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в областной собственности |
Министерство сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области, министерство развития инфраструктуры Калининградской области |
1. Перечни объектов водного фонда федерального, областного и местного значения с документами, подтверждающими их отнесение к соответствующему уровню собственности 2. Сведения и документы о сформированных земельных участках водного фонда областного значения |
10. Земли особо охраняемых территорий областного значения: - природоохранного и рекреационного назначения, - историко-культурного назначения |
Министерство сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области, министерство развития инфраструктуры Калининградской области; Министерство культуры Калининградской области и НПЦ по учету, охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры |
1. Документы о признании территорий особо охраняемыми областного значения, подготовленные в установленном порядке. 2. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Калининградской собственности. 3. Сведения и документы о земельных участках, занятых областными особо охраняемыми территориями. 4. Схема размещения объектов историко-культурного назначения на территории Калининградской области, утвержденная в установленном порядке |
11. Земельные участки, ранее занимаемые внутрихозяйственными лесами, включенными в состав лесного фонда, но не отнесенными к лесам 1-ой группы |
Министерство сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области, министерство развития инфраструктуры Калининградской области |
Перечень земельных участков, ранее занимаемых внутрихозяйственными лесами, включенными в состав лесного фонда, но не отнесенными к лесам 1-ой группы |
2. Проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю, основанных на результатах подготовительных работ и включающих в себя комплекс действий, определенных Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", и постановлением Правительства Российской Федерации от 04 марта 2002 г. N 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности".
В состав этих работ входят: землеустроительные, работы по подготовке, согласованию и утверждению перечней участков; учет земельных участков в ГЗК и регистрация права федеральной, областной и муниципальной собственности на них в учреждении юстиции.
3. Создание информационно-технической инфраструктуры автоматизированной системы управления недвижимостью, в том числе:
- техническое оснащение и ввод в эксплуатацию программно-технических комплексов для органов по управлению имуществом;
- создание инфраструктуры информационного обеспечения управления недвижимостью;
- сопровождение автоматизированной системы управления недвижимостью.
4. Создание единого информационно-коммуникационного пространства органов государственного кадастрового учета, технической инвентаризации, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налоговых органов, органов управления и распоряжения государственной и муниципальной недвижимостью.
Разработка регламентов обмена информацией между автоматизированными базами данных указанных органов.
5. Обучение и переподготовка кадров
Особенностью этих мероприятий является то, что в совокупности с мероприятиями, реализуемыми в рамках Программы, осуществляется массовая подготовка кадрового состава специалистов различных ведомств и служб, осуществляющих на всей территории Калининградской области работы по формированию, технической инвентаризации, кадастровому учету, управлению, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество, налогообложению, эксплуатации программно-технических комплексов и обеспечению информационной безопасности в единой государственной системе учета объектов недвижимости.
Ввиду того, что в рамках соответствующей федеральной подпрограммы планируется использование идентичной по Российской Федерации нормативно-методической базы федерального уровня, единых технических, проектов автоматизированной системы управления недвижимостью, единого программного обеспечения, собственных научно-исследовательских работ в Калининградской области не планируется. Все мероприятия будут включать процедуры освоения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных на федеральном уровне.
Перечень основных мероприятий, необходимых для реализации Подпрограммы, прилагается.
6. Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы
В результате реализации Подпрограммы будет создана информационно-техническая система для обеспечения планомерной и последовательной реализации государственной политики по эффективному использованию земли и иной недвижимости, активному вовлечению их в хозяйственный оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан, формированию банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.
Разграничение государственной собственности на землю оптимизирует процесс регулирования земельных отношений, сформирует дополнительные условия для укрепления федеративных отношений и развития местного самоуправления, структурирует налогооблагаемую базу в сфере земельных платежей. Важнейшим результатом при этом станет обеспечение единого подхода к управлению государственной и муниципальной недвижимостью, придание импульса процессу передачи в частную собственность земельных участков под объектами недвижимости, приватизированными из различных форм собственности, в целях проведения государственной политики по формированию единых объектов недвижимости, а также стимулированию их рационального использования и гражданского оборота.
В результате разграничения земель будет реализован естественный, вытекающий из норм гражданского законодательства принцип: каждый собственник, в том числе и публичный, должен самостоятельно управлять своей собственностью.
В процессе реализации программных мероприятий будут созданы информационно-технические инфраструктуры и автоматизированные базы данных о недвижимости, повышена квалификация управленческих кадров, что обеспечит достижение нового качественного уровня управления недвижимостью.
7. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Объем и источники финансирования Подпрограммы приведены в таблице 2.
Таблица 2
|
Затраты на 2003-2007 (млн. рублей, в ценах 2001 года) |
||||
Всего |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006-2007 годы |
|
Всего по Подпрограмме из них: |
67,36 |
18,44 |
21,71 |
15,49 |
11,72 |
Планируемое сопровождение мероприятий из - федерального бюджета в том числе: |
25,04 |
11,44 |
7,43 |
4,41 |
1,76 |
капитальные вложения |
3,50 |
2,00 |
1,50 |
0,00 |
0,00 |
прочие нужды (всего) |
21,54 |
9,44 |
5,93 |
4,41 |
1,76 |
областного бюджета в том числе: |
42,32 |
7,00 |
14,28 |
11,08 |
9,96 |
капитальные вложения |
4,30 |
0,00 |
2,50 |
1,80 |
0,00 |
прочие нужды (всего) |
38,02 |
7,00 |
11,78 |
9,28 |
9,96 |
Средства, выделяемые из федерального бюджета в 2003-2007 годы, направляются на инвестиции (капитальные вложения) - 3,50 млн. рублей, или 14%, на прочие нужды - 25,04 млн. рублей, или 86%,
Капитальные вложения из федерального бюджета планируется использовать для приобретения средств вычислительной и информационно-коммуникационной техники, программного обеспечения, на развертывание программно-технических комплексов автоматизированной системы управления недвижимостью.
Средства по статье "прочие нужды", выделяемые из федерального бюджета, направляются на реализацию комплекса ресурсоемких мероприятии по разграничению государственной собственности на землю, а также создание информационно-технической инфраструктуры и коммуникационных средств связи в системе управления недвижимостью, ввод их в эксплуатацию, подготовку и переподготовку кадров.
Средства, выделяемые из областного бюджета (43,82 млн. рублей за весь период реализации Подпрограммы), также направляются на инвестиции (капитальные вложения) - 4,3 млн. рублей, или 10%, и на прочие нужды - 39,52 млн. рублей, или 90%.
Капитальные вложения из средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований планируется направить на развертывание и внедрение программно-технических комплексов по управлению недвижимостью. Ввод оборудования будет производиться в комитете по управлению государственным имуществом области и в муниципальных органах по управлению муниципальным имуществом.
Средства областного и местных бюджетов по статье "прочие нужды" предполагается направить на финансирование работ по отнесению земель к собственности Калининградской области и муниципальных образований. Планируется осуществить подготовку и переподготовку кадров в сфере земельных и имущественных отношений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В ходе реализации Подпрограммы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных финансовых возможностей федерального, областного и местных бюджетов.
Законом Калининградской области от 20 февраля 2006 г. N 728 в раздел 8 настоящей подпрограммы внесены изменения
8. Механизм реализации Подпрограммы
Финансирование работ по Подпрограмме за счет средств федерального бюджета производится целевым назначением через регионального руководителя реализации мероприятий соответствующей федеральной целевой Подпрограммы - территориальный орган Минимущества России.
Агентство по имуществу Калининградской области как заказчик Подпрограммы, с учетом финансовых средств, выделяемых на ее реализацию из различных источников, и предварительных результатов выполнения мероприятий Подпрограммы, уточняет указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.
Выполнение мероприятий Подпрограммы организациями и предприятиями осуществляется посредством заключения государственных контрактов между заказчиком и исполнителями программных мероприятий.
Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6.05.1999 г. N 97-ФЗ (за исключением головных исполнителей, определенных в ФЦП).
Заказчик ежегодно направляет в министерство финансов Калининградской области предложения по объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Подпрограммой из областного бюджета.
В зависимости от возможностей областного бюджета допускается изменение бюджетного финансирования Подпрограммы в соотвествии# с законом о бюджете на очередной финансовый год. При этом возможна разработка дополнительных мер по привлечению средств федерального бюджета, внебюджетных источников для реализации мероприятий Подпрограммы.
Согласованные объемы финансирования мероприятий Подпрограммы включаются в проект областного бюджета.
Законом Калининградской области от 20 февраля 2006 г. N 728 в раздел 9 настоящей подпрограммы внесены изменения
9. Организация управления реализацией Подпрограммы и контроль за
ходом ее выполнения
Заказчик Подпрограммы осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными территориальными органами исполнительной власти, Правительством Калининградской области и ее структурными подразделениями и органами местного самоуправления.
Заказчик Подпрограммы обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ и эффективности использования финансовых средств.
Экспертные проверки хода реализации Подпрограммы осуществляются ее заказчиком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.