Проблемы признания юрисдикции Экономического суда СНГ
государствами - членами СНГ
Государства - участники Содружества Независимых Государств (СНГ) полагают, что интеграция в рамках СНГ должна носить экономический характер. В связи с этим первоочередным вопросом считается создание действенной зоны свободной торговли, а переход к реализации других направлений, определенных Договором о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.*(1), - в числе последующих задач.
Многие ученые и политические деятели отмечают весомую роль Суда Европейских сообществ в процессах создания и деятельности ЕС. В рамках же упомянутого Договора о создании Экономического союза основным юридическим органом, который будет рассматривать споры экономического, хозяйственного, экологического и тому подобного характера, признан Экономический суд СНГ (ст. 31 Договора).
Проблемы, которые стоят перед Экономическим судом СНГ, и основные направления совершенствования его деятельности были проанализированы автором в одной из работ*(2), в данной же статье остановимся на иных вопросах.
На состоявшемся 3 декабря 1999 г. заседании Пленума - высшего коллегиального органа Экономического суда СНГ - были обсуждены и одобрены основные направления реформирования Суда. На Пленуме вопрос участия государств - участников СНГ в деятельности Экономического суда вызвал большой интерес и бурное обсуждение, в котором участвовали не только члены Пленума, но также приглашенные главы дипломатических представительств государств - участников СНГ, аккредитованных в Республике Беларусь, и постоянные полномочные представители при уставных органах СНГ.
Дискуссия в основном касалась присоединения Азербайджанской Республики к Соглашению о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г. В названном государстве в соответствии с внутригосударственной процедурой 8 октября 1996 г. был принят Закон "О присоединении к Соглашению о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств" с оговорками, который в установленном порядке был направлен в Исполнительный секретариат СНГ. Последний, в свою очередь, уведомил об этом участников Соглашения о статусе Экономического суда СНГ и попросил их сообщить о своем отношении к сделанным оговоркам. Суть оговорок (они касались Положения об Экономическом суде СНГ) заключалась в следующем.
Во-первых, не признавалась норма о том, что споры рассматриваются Экономическим судом СНГ по заявлению заинтересованных государств. Предлагалось данную норму исключить и добавить новое положение: "В случае отказа одной из Сторон Экономический суд споры не рассматривает". Иными словами, Экономический суд СНГ должен рассматривать споры только с согласия сторон. Предложенная оговорка была аналогична сделанной Республикой Молдова при подписании Соглашения о статусе Экономического суда СНГ.
Во-вторых, не признавалось право Экономического суда СНГ решать спорные вопросы, связанные с толкованием Договора.
В-третьих, не признавалось право Пленума Экономического суда принимать окончательное решение по жалобам. Было предложено добавить следующий текст: "Государства - участники Соглашения, не согласные с решением Пленума Экономического суда, а также в случае нерассмотрения в Экономическом суде споров могут обращаться в международный суд".
По поводу последней оговорки возник ряд вопросов.
Так, если два государства согласились передать конкретный спор на рассмотрение Экономического суда СНГ, непонятно, зачем им обжаловать его решение в международный суд, ведь можно сразу договориться о рассмотрении конфликтов международным судом.
Кроме того, неясно, о каком международном суде идет речь. Если это Международный суд ООН, то он не примет дело к производству и не станет рассматривать по существу спор между этими же сторонами по тому же предмету и по тем же основаниям, если уже имеется решение другого международного суда.
Наконец, не продуман выход из ситуации, при которой решение Экономического суда СНГ не удовлетворяет одну из сторон спора и она хочет обжаловать его в международный суд, а другая не дает на это своего согласия.
Из восьми государств - участников Соглашения о статусе Экономического суда СНГ четыре (Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Узбекистан и Республика Таджикистан) не возразили против присоединения Азербайджанской Республики к Соглашению с такими оговорками.
Республика Армения, считая нецелесообразным такое присоединение Азербайджанской Республики, одновременно сообщила, что в случае принятия упомянутых оговорок Пленумом Экономического суда СНГ она не будет возражать против присоединения.
Республика Беларусь, Российская Федерация и Республика Казахстан возразили против присоединения Азербайджанской Республики к Соглашению о статусе Экономического суда СНГ с предложенными оговорками.
Экономический суд СНГ при подготовке вопроса к рассмотрению на Пленуме направил копии материалов, касающихся присоединения Азербайджанской Республики к Соглашению о статусе Экономического суда СНГ, в Институт государства и права Российской Федерации, в Институт государства и права Республики Казахстан и на кафедру международного права Белорусского государственного университета с просьбой дать соответствующее заключение. Перед учеными были поставлены следующие вопросы:
1.При каких условиях такая форма выражения согласия на обязательность для государства Соглашения, как "присоединение", может быть использована, и соблюдены ли эти условия в данном конкретном случае?
2.Каким образом возражения некоторых государств влияют на возможность участия Азербайджанской Республики в Соглашении с государствами, не возразившими против оговорки?
3.Какой правовой режим и между какими участниками Соглашения установлен с учетом оговорок, сделанных Азербайджанской Республикой?
4.Какие правовые последствия наступают при нарушении сроков, в течение которых государства должны выразить свое отношение к оговоркам Азербайджанской Республики по нормам Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (далее - Венская конвенция) и Правилам процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ?
5.Является ли Азербайджанская Республика участником Соглашения о статусе Экономического суда СНГ?
Полученные заключения существенно отличались друг от друга. В лучшем случае совпадали два ответа на один и тот же вопрос, несмотря на то, что все эксперты руководствовались положениями Венской конвенции.
Пленум ограничился обсуждением проблемы. Однако стало понятно, что в СНГ не урегулирован вопрос об участии государств в различных договорах (с учетом сформулированных оговорок или без них). Он достаточно сложен, и даже Венская конвенция решает его только частично.
Необходимо рассмотреть и вопрос о том, какие государства - члены СНГ признали юрисдикцию Экономического суда СНГ и каким образом они могут разрешать возникшие экономические споры в названном суде. Чтобы найти ответ, следует в первую очередь определить правовую основу создания Экономического суда СНГ, формы и способы признания его юрисдикции государствами, анализируя при этом главным образом положения Устава и других актов СНГ, касающихся Экономического суда, а также Венской конвенции*(3).
Основными правовыми документами, регулирующими создание и деятельность Экономического суда СНГ, являются: Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участниц СНГ от 15 мая 1992 г., Соглашение о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г. и Устав СНГ от 22 января 1993 г.*(4)
Согласно ст. 5 Соглашения от 15 мая 1992 г., главы государств договорились "создать Хозяйственный суд Содружества". Данный документ подписали главы Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова, Республики Узбекистан, Российской Федерации и Украины. При этом Азербайджанская Республика, Украина и Республика Молдова подписали Соглашение с оговоркой об исключении именно ст. 5 Соглашения, которая касалась создания Суда.
Соглашением о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г. главы Республики Узбекистан, Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Республики Молдова установили статус Экономического суда СНГ (образованного в соответствии со ст. 5 Соглашения от 15 мая 1992 г.). Соглашением от 6 июля 1992 г. было утверждено Положение об Экономическом суде СНГ, установлена квота числа судей от государств-участников, определено долевое участие государств-участников по финансированию Суда. При этом Республика Молдова сделала оговорку по п. 3 Положения, касающуюся передачи спора на рассмотрение Экономического суда не на основе одностороннего заявления государства в Суд, а по взаимному согласию обоих спорящих государств.
Основным правовым документом, который положен в основу деятельности СНГ, считается Устав, принятый 22 января 1993 г. решением глав государств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. К данному решению в 1993 г. присоединились Азербайджанская Республика и Грузия, а в 1994 г. - Республика Молдова. В соответствии со ст. 7 Устава членами СНГ являются те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу. По данным Исполнительного комитета СНГ, Устав вступил в силу для перечисленных десяти государств. Устав не вступил в силу для Туркменистана и Украины, не подписавших данный документ.
В Уставе определены цели и задачи СНГ, в том числе мирное разрешение споров и конфликтов между государствами (ст. 2), перечень органов СНГ (раздел 6).
Устав СНГ дает возможность любому государству - члену СНГ заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе (ст. 23).
Статья 43 Устава СНГ оставляет за государствами - учредителями СНГ право при ратификации делать оговорки и заявления по разделу 3 (Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество), по разделу 4 (Предотвращение конфликтов и разрешение споров), по разделу 7 (Межпарламентское сотрудничество), по ст. 28, 30-33, касающимся Координационно-консультативного комитета, Совета министров обороны и Главного командования Объединенных вооруженных сил, Совета командующих пограничными войсками, Экономического суда и Комиссии по правам человека.
Именно ст. 32 раздела 6 Устава отразила роль Экономического суда СНГ, цель его деятельности (обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках СНГ), юрисдикцию (разрешение экономических споров, право толкования соглашений и иных актов СНГ по экономическим вопросам*(5)); там же определено местопребывание Суда (г. Минск). По остальным вопросам функционирования Экономического суда главы государств договорились о том, что "Экономический суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положения о нем, утверждаемым Советом глав государств" (ч.4 ст. 32 Устава).
При подписании Устава СНГ и его ратификации большинство государств не использовало возможности, предусмотренные его ст. 23 и 43. Только Республика Молдова в соответствии со ст. 43 Устава сделала оговорки, исключающие абз. 9 ст.4, ст. 11-15, 30, 31 Устава (они касаются сотрудничества в области оборонной политики и охраны внешних границ, коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества, Совета министров обороны и Главного командования Объединенных вооруженных сил, Совета командующих пограничными войсками).
В свете норм Венской конвенции изложенное позволяет сделать вывод о том, что Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Азербайджанская Республика, Грузия и Республика Молдова являются участницами международного договора - Устава СНГ (подп. "g" п. 1 ст. 2 Конвенции) и согласились на обязательность для себя положений Устава СНГ (ст. 11 Конвенции).
Исходя из принципа pacta sunt servanda, согласно которому каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими выполняться (ст. 26 Конвенции), можно констатировать, что десять государств - участников Устава СНГ признали четыре положения ст. 32 Устава, касающиеся Экономического суда СНГ:
1.Государства - участники Устава СНГ (десять государств) согласились и признали, что Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках СНГ (ч. 1 ст. 32 Устава).
2.Государства - участники Устава СНГ (десять государств) согласились и признали юрисдикцию Экономического суда (ч. 2 и 3 ст. 32 Устава). К ведению Экономического суда было отнесено не только разрешение возникающих экономических споров, но и других споров, отнесенных к ведению Суда другими соглашениями государств - членов СНГ. Одновременно было признано право Экономического суда толковать положения соглашений и иных актов СНГ по экономическим вопросам.
3.Государства - участники Устава СНГ (десять государств) согласились и признали местопребывание Экономического суда в городе Минске (ч. 5 ст. 32 Устава).
4.Государства - участники Устава СНГ (десять государств) согласились и признали, что Экономический суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем (ч. 4 ст. 32 Устава). Здесь можно подразумевать, кроме первых трех согласованных позиций, и остальные вопросы деятельности Суда. К таковым можно отнести порядок формирования и структуру Суда, иммунитеты судей, финансирование, бытовые и организационные вопросы, а также некоторые вопросы судопроизводства, которые должны быть урегулированы в соответствии с утверждаемым Советом глав государств Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем*(6).
Не менее важным представляется вопрос об основах взаимоотношений государств - участников Соглашения от 6 июля 1992 г. (между собой); государств - участников Устава СНГ (между собой); государств - участников и Устава, и Соглашения от 6 июля 1992 г., с одной стороны, и государств - участников Устава, которые не подписали Соглашение от 6 июля 1992 г., с другой стороны.
Государствами - участниками Устава СНГ по вопросу, касающемуся Экономического суда, последовательно были разработаны два основных документа: Соглашение о статусе Экономического суда Содружества от 6 июля 1992 г. и Устав Содружества от 22 января 1993 г.
Круг государств - участников второго документа шире, чем круг участников первого (соответственно десять и восемь государств). Азербайджанская Республика и Грузия, не подписав первоначальный документ - Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, в последующем подписали Устав СНГ, не сделав оговорки относительно ст. 32 Устава. Следовательно, число государств, ранее признавших Экономический суд в рамках Соглашения от 6 июля 1992 г., выросло за счет признания Азербайджанской Республикой и Грузией ст. 32 Устава СНГ.
Пункт 4 ст. 30 Венской конвенции, регулируя вопросы применения последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу, устанавливает, что если не все участники последующего соглашения являются участниками предыдущего, то отношения между государствами регулируются следующим образом. В отношениях между государствами - участниками обоих договоров предыдущий документ применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего документа. В отношениях между государством - участником только одного договора и государством - участником обоих договоров их взаимные права и обязательства регулирует то соглашение, в котором участвуют оба государства.
Данная норма Венской конвенции позволяет сделать вывод о том, что в отношениях между Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан и Республикой Молдова положения Соглашения от 6 июля 1992 г. применяются в случае их совместимости с положениями ст. 32 Устава СНГ от 22 января 1993 г. А в отношениях между Азербайджанской Республикой и Грузией с перечисленными государствами действуют только положения ст. 32 Устава СНГ, регулирующие их взаимные обязательства и права.
Определенного разъяснения требует и вопрос, касающийся формы и способов использования Экономического суда как судебного органа СНГ при разрешении споров и осуществлении толкования норм государствами - участниками Устава СНГ, которые не подписали и не присоединились к Соглашению о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г. Речь в данном случае идет об Азербайджанской Республике и Грузии, которые не имеют квоты судей в Экономическом суде, не финансируют его, не признали односторонние обращения в Суд, порядок судопроизводства и исполнение решений Суда. Сказать здесь можно следующее.
В первую очередь, необходимо учитывать суверенную и добровольную позицию государств, не участвующих в Соглашении о статусе Экономического суда СНГ. Если государство не является участником данного Соглашения, то возникший у него спор с государством - участником Устава СНГ и Соглашения от 6 июля 1992 г. должен рассматриваться в Экономическом суде в соответствии с двусторонним согласованным порядком. Это может быть отдельная утвержденная сторонами процедура рассмотрения дела или одобренный всеми в качестве порядка судопроизводства Регламент Экономического суда.
Регламент Экономического суда содержит особую главу 5, носящую название "Согласительное урегулирование споров" (п. 108-115)*(7). Данная глава Регламента, не регулируя подробно всю согласительную процедуру, предлагает лишь основные правовые подходы к разрешению споров в примирительном производстве*(8).
Государства - участники Устава СНГ имеют возможность принять такой согласительный Регламент Экономического суда на уровне глав правительств или по согласованию с правительствами уполномочить Пленум Экономического суда утвердить такой регламент.
Например, Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций принят Типовой согласительный регламент ООН для разрешения споров между государствами (резолюция 50/50 от 11 декабря 1995 г.). Данный Регламент используется для согласительного разрешения споров между государствами, когда эти государства дали свое прямое согласие на его полное или частичное применение*(9).
В данном случае можно также предложить рассмотрение спора в Экономическом суде в так называемой коллегии - ad hoc Экономического суда, сформированной государствами - сторонами спора.
Следовательно, в силу ч. 2 ст. 32 Устава СНГ порядок рассмотрения экономических споров в Экономическом суде с участием Азербайджанской Республики или Грузии должен быть согласован с другой стороной спора, а именно государством - участником Устава СНГ. Чтобы получить толкование положений Соглашения по экономическим вопросам, в соответствии с ч. 3 ст. 32 Устава СНГ Азербайджанская Республика и Грузия могут в одностороннем порядке направить запрос в Экономический суд СНГ, который в соответствии со своим Регламентом должен дать требуемое толкование.
В конечном счете во всех региональных международных организациях, в первую очередь в Европейских сообществах, решающим условием устойчивого и эффективного функционирования является именно активное, последовательное участие государств в деятельности организации.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что выводы, сделанные в настоящей статье, являются субъективным мнением автора и предлагаются ученым и специалистам-международникам для обсуждения.
Г.В.Симонян,
судья, Секретарь Пленума
Экономического суда СНГ
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1993. N 4. С.20-31.
*(2) См.: Симонян Г.В.Проблемы компетенции Экономического суда СНГ в условиях реформирования СНГ // Вестник ВАС РФ. 1999. N 6. С.103-112.
*(3) См.: Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996. Т. 1. С.67-87.
*(4) См.: Информационный вестник: "Содружество". 1992. N 5. С.11-12; 1992. N 6. С.53-57; 1993. N 1. С.17-29.
*(5) Однако, согласно п. 5 Положения об Экономическом суде СНГ, утвержденного Соглашением о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г., последний осуществляет толкование норм соглашений и актов СНГ по всем, а не только экономическим, вопросам.
*(6) Необходимо отметить, что в настоящее время действует Соглашение о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г. После вступления в силу Устава СНГ Советом глав государств СНГ не утверждено соглашение о статусе Экономического суда СНГ и положение о нем.
*(7) Последняя редакция Регламента Экономического суда СНГ утверждена Пленумом Экономического суда СНГ 10 июля 1997 г.
*(8) Недоработка главы 5 Регламента связана с отсутствием у Экономического суда СНГ практики разрешения споров и нежеланием государств прибегать к этой процедуре. Тем не менее Экономическим судом СНГ еще в 1996 г. был подготовлен отдельный Согласительный и арбитражный регламент, состоящий из 4 разделов, 9 глав и 122 статей.
*(9) См.: Годовой доклад Генерального секретаря ООН о работе ООН в 1996 г. // Нью-Йорк, ООН. 1996. С.54-55.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблемы признания юрисдикции Экономического суда СНГ государствами - членами СНГ
Автор
Г.В.Симонян - судья, Секретарь Пленума Экономического суда СНГ
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 6