Решение Калининградского областного суда от 9 февраля 2007 г. N 3-16/2007
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N 71-Г07-3 настоящее решение оставлено без изменения
Калининградский областной суд в лице судьи С.А.А.
при секретаре - М.И.А.
с участием прокурора - С.М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям К.Н.С., В.А.Э., М.О.А., Ж.Г.К., С.В.И., Т.А.M. о признании недействующим пункта 3 части 1 статьи 1 Закона Калининградской области "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области" N 76 от 15 ноября 2006 года,
у с т а н о в и л :
15 ноября 2006 года Калининградской областной Думой был принят Закон Калининградской области N 76 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области", которым в пункте 3 части 1 статьи 1 изменены меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Калининградской области, вступающий в силу с 1 января 2007 года.
К.Н.С., В.А.Э., М.О.А., Ж.Г.К., С.В.И., Т.А.M. обратились в суд с заявлениями о признании недействующим пункта 3 части 1 статьи 1 названного Закона, ссылаясь на то, что они являются лицами, подвергшимися политическим репрессиям и впоследствии реабилитированными. Размер установленной оспариваемым Законом ежемесячной денежной компенсации в 1200 руб. недостаточен для того, чтобы компенсировать ранее установленные льготы в натуральной форме, что, по их мнению, не соответствует статье 16 закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года, преамбуле и статье 153 Федерального закона N 122-ФЗ, а также положениям части 2 ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 Протокола Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека. Кроме того, этим Законом не предусмотрены льготы на снижение на 50% оплаты коммунальных услуг для членов семьи реабилитированного лица, совместно с ним проживающих.
В судебном заседании В.А.Э., М.О.А., Ж.Г.К., С.В.И., Т.А.M. заявленные требования поддержали, изложив в их обоснование аналогичные доводы. Кроме того, дополнительно сослались на то, что Правительством Калининградской области при подготовке законопроекта и расчете размера денежной компенсации неправомерно за основу были взяты среднее количество поездок в месяц ветеранов труда, средняя стоимость оплаты услуг ЖКХ на один квадратный метр, а также занижена компенсация стоимости лекарств и зубопротезирования.
К.Н.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Правительства Калининградской области - С.Е.А. и Калининградской областной Думы - К.Ю.С. не согласились с доводами заявлений и просили в их удовлетворении отказать, изложив свои возражения в письменных отзывах.
Выслушав пояснения заявителей, представителей Правительства Калининградской области и Калининградской областной Думы, заключение прокурора об оставлении заявлений без удовлетворения, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки жертв политических репрессий (п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона).
В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, установление мер социальной поддержки, форм предоставления социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, находится в компетенции субъекта Российской Федерации.
Следовательно, изменение формы предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан, с натуральной, на денежную, произведенное оспариваемым Законом осуществлено в пределах компетенции Калининградской области как субъекта Российской Федерации.
Согласно изменениям, внесенным в Закон Российской Федерации N 1761-1 от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" Федеральным законом РФ N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст. 16 Закона РФ в редакции Федерального закона N 122-ФЗ).
Статьей 6 Закона Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области" N 473 от 16 декабря 2004 года были установлены следующие меры социальной поддержки:
1) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в пределах социальной нормы жилья, установленной правительством Калининградской области, в том числе для совместно проживающих членов семей;
2) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (в пределах нормативов потребления услуг, установленных органами местного самоуправления), в том числе для совместно проживающих членов семей; лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, лицам, пострадавшим от политических репрессий и совместно проживающим членам семей, живущим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
3) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных);
4) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;
5) внеочередное бесплатное пользование при, выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы; бесплатное оказание медицинской помощи в областных учреждениях здравоохранения;
6) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социального обслуживания на дому;
7) ежемесячная денежная выплата в размере 300 руб. (часть 1).
Лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, являющиеся пенсионерами или инвалидами, имеют право:
а) на бесплатную установку телефона;
б) на бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда (часть 2).
Пунктом 3 части 1 ст. 1 оспариваемого Закона N 76 в статье 6 вышеуказанного Закона N 473#
- подпункты 1, 2, 3, 4 пункта 1 признаны утратившими силу;
- подпункт 7 пункта 1 изложен в следующей редакции: "взамен предоставлявшихся в натуральном виде отдельных мер социальной поддержки ежемесячная денежная выплата в размере 1200 рублей";
- первый абзац пункта 2 после слов "имеют право" дополнен словами "получать возмещение затрат";
- в подпункте "а" пункта 2 слово "бесплатную" исключено;
- в подпункте "б" пункта 2 слово "бесплатный" исключено.
Таким образом, Законом Калининградской области N 76 от 15 ноября 2006 года реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, были заменены ежемесячной денежной выплатой в размере 1200 руб. следующие виды льгот, ранее предоставлявшиеся в натуральной форме:
1) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальной квартире - занимаемой жилой площади);
2) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг;
3) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;
4) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных).
Как следует из преамбулы Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года настоящим Законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранов труда.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения льготных категорий граждан на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом никаких конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и размерах денежных компенсаций Федеральный закон N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года не содержит.
В силу положений статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно представленным Правительством области сведениям расходы на реализацию закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2004 году составили 11800000 руб., в соответствии с Законом Калининградской области "Об областном бюджете на 2006 год" на возмещение предоставленных льгот и ежемесячную денежную выплату в 2006 году было выделено 19019106,26 руб., а Законом Калининградской области "Об областном бюджете на 2007 год" предусмотрено выделение на предоставление данной категории граждан (1597 человек) мер социальной поддержки 24672000 руб.
С учетом этого суд приходит к выводу о том, что Закон области N 76 от 15 ноября 2006 года не ухудшает условий предоставления соответствующих льгот и, соответственно, не противоречит приведенным положениям Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года.
Сама по себе замена ранее предоставлявшихся льгот в натуральном виде на ежемесячную денежную компенсацию не может свидетельствовать о противоречии оспариваемого Закона области федеральному законодательству. Полномочия по осуществлению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, переданы субъектам Российской Федерации.
Доводы заявителей о том, что расчет размера ежемесячной денежной компенсации должен быть произведен, исходя из фактических затрат конкретного лица (в частности - по оплате коммунальных услуг, проезду в транспорте), а в противном случае должны быть предоставлены льготы в натуральном виде, не основаны на законе, поскольку Методика расчета ежемесячной денежной выплаты ни федеральным, ни областным законодательством не установлена.
Расчет размера ежемесячной денежной выплаты с учетом средней стоимости оплаты услуг ЖКХ на один квадратный метр и среднемесячного количества поездок федеральному законодательству не противоречит.
Доводы заявителей о том, что Законом области не предусмотрены льготы по 50%-ной оплате коммунальных услуг для членов семьи реабилитированного лица, совместно с ним проживающих, необоснованны. Поскольку данная льгота с 1 января 2005 года не предусмотрена и федеральным законодательством.
Ссылки заявителей на занижение компенсации стоимости лекарств и зубопротезирования не могут быть приняты во внимание, поскольку эта компенсация не включена в размер ежемесячной денежной выплаты, установленной оспариваемым Законом области.
Установление оспариваемым Законом о замене права на бесплатную установку телефона и на бесплатный проезд один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - иным транспортом со скидкой 50% стоимости проезда, на возмещение затрат также не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права заявителей, учитывая их право на полное возмещение таких затрат.
Кроме того, суд полагает, что доводы заявителей о несоответствии Закона области N 76 от 15 ноября 2006 года в оспариваемой части статье 1 Протокола Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека о защите права собственности, не имеют существенного правового значения, поскольку оспариваемый Закон не регулирует отношения, связанные с защитой права частной собственности.
Суд также принимает во внимание, что в заявлениях граждан имеется ссылка на Постановление Конституционного Суда РФ N 5-П от 15 мая 2006 года по делу о проверке конституционности статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, которое касается другого предмета правового регулирования.
Само по себе содержание Определение# Конституционного Суда РФ N 353-О от 11 июля 2006 года не свидетельствует о несоответствии оспариваемого Закона области федеральному законодательству.
Что касается соответствия оспариваемого Закона области положениям статьи 55 Конституции Российской Федерации, то согласно п.п. "а" п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", п. 3 ст. 251 ГПК РФ рассмотрение данного вопроса относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку Закон Калининградской области в оспариваемой части не противоречит действующему федеральному законодательству, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявлений К.Н.С., В.А.Э., М.О.А., Ж.Г.К., С.В.И., Т.А.M. о признании недействующим пункта 3 части 1 статьи 1 Закона Калининградской области "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области" N 76 от 15 ноября 2006 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение составлено 12 февраля 2007 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 9 февраля 2007 г. N 3-16/2007
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании