Решение Калининградского областного суда от 17 июня 2008 г. N 3-17/08
Калининградский областной суд в лице судьи - С.А.А.
с участием прокурора - К.М.Ю.
при секретаре - С.Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.С.К., С.Г.Б., М.Н.П., А.В.М., Ш.B.C., Я.Л.В., А.Л.Г., Щ.Г.И., Д.Г.А., К.И.В. о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Калининградской области от 8 апреля 2008 года N 235 "О внесении изменения в Закон Калининградской области "О ежемесячной доплате к государственной пенсии",
у с т а н о в и л :
Законом Калининградской области от 24 декабря 2007 года N 212 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии", официально опубликованным 27 декабря 2007 года и вступившим в силу с 1 января 2008 года, установлены основания назначения и размер доплаты к государственной пенсии за государственную службу.
Законом Калининградской области от 8 апреля 2008 года N 235 "О внесении изменения в Закон Калининградской области "О ежемесячной доплате к государственной пенсии", официально опубликованным 15 апреля 2008 года и вступившим в силу со дня его официального опубликования, действие Закона области от 24 декабря 2007 года N 212 распространено на правоотношения, возникшие с 24 октября 2005 года.
М.С.К., С.Г.Б., М.Н.П., А.В.М., Ш.B.C., Я.Л.В., А.Л.Г., Щ.Г.И., Д.Г.А., К.И.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании Закона Калининградской области от 8 апреля 2008 года N 235, ссылаясь на то, что он не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, ст.ст. 6, 78, 79, 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Определению Конституционного Суда РФ от 3 апреля 2007 года N 332-О-П и нарушает их право на дополнительное обеспечение к трудовой пенсии, поскольку фактически лишает их права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при том, что такая доплата им была определена и выплачивалась до 1 ноября 2005 года.
В судебном заседании М.С.К., М.Н.П., Ш.B.C., К.И.В., Щ.Г.И. заявленные требования поддержали.
С.Г.Б., А.В.М., Я.Л.В., А.Л.Г., Д.Г.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении разбирательства дела не представили, остальные заявители не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие, в связи с чем суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся заявителей (ч. 3 ст. 167, ч. 2 ст. 252 ГПК РФ).
Представители Калининградской областной Думы - К.А.В. и Губернатора Калининградской области - С.Е.А. просили в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый Закон области не нарушает прав заявителей и не противоречит нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.
Выслушав пояснения заявителей, представителей Калининградской областной Думы и Губернатора Калининградской области, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.
До 1 ноября 2005 года всем заявителям была назначена и выплачивалась ежемесячная доплата к пенсии за государственную службу, с 1 ноября 2005 года выплата данной доплаты была прекращена на основании Закона Калининградской области от 13 октября 2005 года N 664 "О внесении изменений в отдельные законы Калининградской области и признании утратившими силу отдельных законов Калининградской области".
На основании Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 332-О-П положения п. 3 ст. 4 и ст. 6 Закона Калининградской области от 13 октября 2005 года N 664 были признаны не подлежащими применению постольку, поскольку они являются основанием для произвольной отмены ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности государственной службы Калининградской области, которым эта доплата была установлена ранее и выплачивалась.
Этим же Определением Конституционного Суда Российской Федерации законодателю Калининградской области предписано установить в течение шести месяцев с момента официального опубликования настоящего Определения нового правового регулирования дополнительного обеспечения к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности государственной службы Калининградской области, которым ранее была назначена и выплачивалась ежемесячная доплата к пенсии за государственную службу в соответствии с Законом Калининградской области от 18 декабря 2002 года N 211 "О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии за государственную службу".
В дальнейшем Законом Калининградской области от 24 декабря 2007 года N 212 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии" ежемесячная доплата установлена в размере, обеспечивающем доведение уровня государственных пенсий до прожиточного минимума для пенсионеров в Калининградской области, определяемого в установленном порядке (ст. 2).
Из официально опубликованного комментария к названному Закону области следует, что он принят во исполнение Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 332-О-П.
Поскольку размер получаемой заявителями трудовой пенсии превышает прожиточный минимум для пенсионеров в Калининградской области, выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии всем заявителям прекращена на основании Закона Калининградской области от 24 декабря 2007 года N 212 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии".
Заявители утверждают, что Определение Конституционного Суда РФ N 332-О-П не исполнено, а Закон Калининградской области от 24 декабря 2007 года N 212 регулирует порядок назначения и размер доплаты к государственной пенсий лицам, которым ранее такая доплата не назначалась и не выплачивалась, в связи с чем законодателю Калининградской области, по их мнению, надлежит принять нормативный правовой акт, устанавливающий лицам, замещавшим должности государственной службы Калининградской области, которым ранее была назначена и выплачивалась ежемесячная доплата к пенсии за государственную службу, новое правовое регулирование порядка выплаты такой доплаты, чему препятствует Закон Калининградской области от 8 апреля 2008 года N 235, который фактически и нарушает права заявителей.
Вместе с тем, Закон Калининградской области от 13 октября 2005 года N 664 (которым отменена ежемесячная доплата к государственной пенсии за, государственную службу) вступил в силу с 24 октября 2005 года, а Закон Калининградской области от 24 декабря 2007 года N 212 (которым изменен ранее установленный размер доплаты к трудовой пенсии за государственную службу) вступил в силу с 1 января 2008 года, имел место пробел в правовом регулировании отношений, связанных с выплатой такой доплаты в период времени с 24 октября 2005 года по 31 декабря 2007 года.
В целях устранения такого пробела в правовом регулировании оспариваемым заявителями Законом области от 8 апреля 2008 года N 235 действие Закона области от 24 декабря 2007 года N 212 распространено на возникшие с 24 октября 2005 года правоотношения.
Заявителями не оспариваются положения ст. 2 Закона Калининградской области "О ежемесячной доплате к государственной пенсии", которым установлен размер указанной доплаты.
Заявителям было разъяснено право дополнить либо изменить заявленные требования, такое право не было реализовано заявителями по их на то усмотрению.
По смыслу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ суд связан предметом заявленных требований.
Принимая во внимание, что сам по себе оспариваемый заявителями Закон Калининградской области от 8 апреля 2008 года N 235 размер дополнительного обеспечения к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности государственной службы Калининградской области, которым ранее была назначена и выплачивалась ежемесячная доплата к пенсии за государственную службу, не устанавливает и регламентирует порядок вступления в силу иного нормативного правового акта (Закона Калининградской области от 24 декабря 2007 года N 212), суд приходит к выводу о том, что Законом Калининградской области от 8 апреля 2008 года N 235 права и свободы заявителей не нарушены.
Утверждение заявителей о том, что действие Закона Калининградской области от 24 декабря 2007 года N 212 распространяется только на отношения, связанные с первоначальным назначением доплаты к государственной пенсии к государственной службе, а новое правовое регулирование дополнительного обеспечения к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности государственной службы Калининградской области, которым ранее была назначена и выплачивалась ежемесячная доплата к пенсии за государственную службу, отсутствует до настоящего времени, суд полагает необоснованным при том, что категория граждан, которым установлена такая доплата в соответствии со статьей 1 Закона области от 24 декабря N 212, охватывает категорию граждан, которым данная доплата была установлена ранее действовавшим законодательством, в частности, статьей 3 Закона Калининградской области от 18 декабря 2002 года N 211.
На основании ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными, правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
По смыслу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ нормативный правовой акт может быть признан недействующим полностью или в части только в случае его несоответствия федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Порядок принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта не нарушены.
Довод заявителей о несоответствии оспариваемого Закона области от 8 апреля 2008 года N 235 Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд считает необоснованным.
Утверждение заявителей о несоответствии Закона области от 8 апреля 2008 года N 235 положениям Конституции Российской Федерации не подлежит проверке при рассмотрении настоящего дела в силу ч. 3 ст. 251 ГПК РФ.
Поскольку Закон Калининградской области от 8 апреля 2008 года N 235 не нарушает права заявителей и сам по себе не противоречит нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления М.С.К., С.Г.Б., М.Н.П., А.В.М., Ш.B.C., Я.Л.В., А.Л.Г., Щ.Г.И., Д.Г.А., К.И.В. о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Калининградской области от 8 апреля 2008 года N 235 "О внесении изменения в Закон Калининградской области "О ежемесячной доплате к государственной пенсии" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской# областной суд в течение 10 суток.
Мотивированное решение составлено 20 июня 2008 года.
Судья Калининградского областного суда |
А.А. Струкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 17 июня 2008 г. N 3-17/08
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании