Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Международное сотрудничество
на региональном и муниципальном уровнях
56. Вопросы налаживания международного и межрегионального сотрудничества для Калининградской области, в силу ее особенного географического положения, рассматриваются как одно из важнейших направлений деятельности властей эксклавного региона. Эффективное сотрудничество в данной сфере вносит вклад в комплексное решение широкого спектра задач социально-экономического развития.
С целью обеспечения национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе в целом Калининградская область использует различные формы участия в международных процессах. Одной из таких форм является традиционная активная вовлеченность Калининградской области в процессы многостороннего сотрудничества в регионе Балтийского моря.
В частности, с 1993 года Калининградская область активно участвует в выполнении решений глав правительств государств Балтийского моря, а также оказывает поддержку деятельности Совета государств Балтийского моря (далее - СГБМ) по реализации конкретных проектов сотрудничества. Так, в перечень проектных идей России и Европейского союза для совместной реализации на Балтике вошли 4 проекта от Калининградской области, которые были представлены на рассмотрение калининградской стороной в ходе выездного заседания Комитета старших должностных лиц СГБМ 02 декабря 2009 года:
- сотрудничество в энергетической сфере, сохранение и дальнейшее развитие параллельной работы энергосистем Российской Федерации со странами Балтии, совершенствование международной правовой базы путем подписания соглашений в сфере электроэнергетики; реализация инфраструктурных проектов по созданию вставки постоянного тока 500 МВт и ВЛ 400 кВ в Польшу, строительству кабельной линии постоянного тока 500-1000 МВт в Германию, увеличению пропускной способности межгосударственного сечения переменного тока 330 кВ с Литвой, а также реализация проекта по сооружению Балтийской АЭС в Калининградской области;
- развитие Международного молодежного образовательного комплекса "Балтийский Артек";
- развитие на добровольных началах сотрудничества между университетами государств Балтийского моря с учетом инициативы БФУ им. И. Канта об учреждении Балтийского сетевого института права;
- реализация проектов в сфере сохранения биологического разнообразия, охраны и воспроизводства вид рыб Балтийского моря, в том числе в Калининградской области, с учетом имеющихся в этом направлении наработок.
С 2008 года Калининградская область возобновила свое участие в Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (далее - ОССГБМ). Ключевыми стратегическими направлениями работы организации являются транспорт и инфраструктура, морская политика и устойчивое развитие, а также общественное здравоохранение и социальное благосостояние. ОССГБМ проводит свою работу в форме ежегодных конференций представителей субрегионов, на которых принимаются важные политические решения по вопросам развития региона Балтийского моря.
Калининградская область активно участвует в реализации Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю, принятого 15 ноября 2007 года, который позволит значительно уменьшить объем загрязнений Балтийского моря к 2021 году. План действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю рассматривается как совместная экологическая стратегия для стран государств Балтийского моря. В соответствии с Планом, страны-участницы проекта выработают свои национальные программы, которые должны согласовываться друг с другом и общей концепцией, включающей четыре основных направления: эвтрофикацию (избыточное поступление в водоем так называемых "биогенных элементов", в первую очередь, соединений азота и фосфора), опасные вещества, биоразнообразие, морскую деятельность. Для Калининградской области особую актуальность представляют, в частности, проблемы эвтрофикации.
В рамках ХЕЛКОМ на территории Калининградской области был успешно реализован проект "Улучшение защиты Балтийского моря от основных угроз со стороны наземных источников загрязнения: сокращение нагрузки биогенов от сельского хозяйства и риска от опасных отходов" (снижение опасных и сельскохозяйственных сбросов на Балтике - BALTHAZAR).
Особую роль в развитии международного сотрудничества Калининградской области играют межправительственные соглашения с Польшей (от 22 мая 1992 года), Литвой (от 29 июня 1999 года) и Белоруссией (от 14 октября 1999 года), на основе которых созданы и весьма эффективно функционируют российско-польский, российско-литовский и российско-белорусский Советы по сотрудничеству Калининградской области с регионами и ведомствами данных стран. С помощью Советов имеется реальная возможность комплексного решения вопросов сотрудничества по всему спектру проблем, возникающих в ходе приграничного взаимодействия с этими странами, включая и сложные вопросы обустройства инфраструктуры границы.
Большое практическое значение имеет участие Правительства Калининградской области в работе ряда Межправительственных комиссий:
- Российско-Латвийская комиссия по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству;
- Российско-Литовская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству;
- Российско-Польская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству;
- Российско-Шведский наблюдательный комитет по торговле и экономическому сотрудничеству;
- Российско-Итальянский Совет по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству.
57. Особое место в работе Правительства Калининградской области отводится расширению и укреплению двустороннего сотрудничества на межрегиональном уровне. На настоящий момент Калининградская область имеет партнерские отношения с 21 регионом иностранных государств, а именно: 5 уездами Литовской Республики (Клайпедский, Паневежисский, Каунасский, Мариямпольский, Таурагский), 4 воеводствами Республики Польша (Варминьско-Мазурский, Западно-Поморский, Поморский, протокол о намерениях с Подлясским воеводством), регионом Блекинге (Швеция), 2 землями Федеративной Республики Германии (Шлезвиг-Гольштейн, Бранденбург), 4 областями Республики Беларусь (Гродненская область, Гомельская область, Брестская область, Минская область), Итальянской Республики (Автономная область Фриули Венеция Джулия), Королевством Дания (Округ Борнхольм), 2 регионами Китайской Народной Республики (протоколы о намерениях с Правительством провинции Хайнань и Правительством автономной области Нинся), Нидерландами (провинция Гронинген).
58. Правительство Калининградской области полагает, что важным инструментом поддержания положительного имиджа Калининградской области за рубежом, укрепления его политических, культурных и экономических связей, что особенно важно в свете сложившейся мировой финансово-экономической ситуации, является проведение презентаций Калининградской области за рубежом, в том числе в регионах-партнерах. Подобные мероприятия проводись в регионах Польши, Германии, Беларуси, Литвы, Швеции, Италии, Армении, Израиля, Португалии.
59. При этом реализация всех усилий со стороны органов государственной власти Калининградской области по развитию и совершенствованию процессов общеевропейского приграничного и трансграничного взаимодействия не возможна без естественного вовлечения в данный диалог муниципальных образований Калининградской области.
На сегодняшний день международные контакты имеют все городские округа и муниципальные районы Калининградской области. Отдельные города и поселки муниципальных образований являются городами-побратимами городов и населенных пунктов Польши, Литвы, Беларуси, Германии, Швеции, Дании. При этом отношения развиваются как на уровне органов местного самоуправления, так и охватывают многие муниципальные неправительственные организации, деловые круги, учреждения бюджетной сферы.
Основными инструментами развития приграничных отношений для муниципальных образований с ближайшими соседями - литовскими и польскими партнерами выступают договоры об экономическом и социально-культурном сотрудничестве, включая договоры прямого взаимодействия организаций и учреждений сферы образования и социальной защиты, институтов гражданского общества. К концу 2010 года администрации 22 муниципальных образований второго уровня имели 18 договоров об экономическом и социально-культурном сотрудничестве с приграничными территориями Литовской Республики и 74 договора об экономическом и социально-культурном сотрудничестве с городами, гминами и повятами Республики Польша.
60. Муниципальные образования Калининградской области используют и такую форму взаимодействия с сопредельными территориями Польши, Литвы, Беларуси, Латвии, Швеции и Дании, как еврорегиональное партнерство. В настоящее время действуют технические секретариаты еврорегионов:
- "Балтика" - Балтийский муниципальный район в 2010 году, с 2011 года - Правительство Калининградской области (в лице Агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области);
- "Неман" - Гусевский муниципальный район;
- "Лына-Лава" - Багратионовский муниципальный район;
- "Сауле" - Советский городской округ;
- "Шешупе" - Краснознаменский муниципальный район.
Работа каждого еврорегиона предполагает сотрудничество его участников на регулярной основе в рамках постоянно действующих секретариатов, ведущих изучение состояния и осуществляющих разработку предложений по разным сферам хозяйственной и иной деятельности, организующих проведение совместных встреч, мероприятий, конференций, соревнований.
61. Важной составляющей приграничного сотрудничества является участие муниципальных образований Калининградской области в международных программах, позволяющих привлечь внебюджетные средства для решения задач социально-экономического развития. В рамках программы "Соседство" - "Польша, Литва, Калининградская область 2004-2006" по линии Interreg 3-A-TACIS с участием калининградских партнеров подготовлено и реализовано 45 проектов на сумму 8,5 млн. евро.
В 22 проектах партнерами выступили муниципальные образования Калининградской области, что составляет 64% от общего числа реализованных проектов.
В качестве очевидных и ощутимых итогов работы муниципальных образований в рамках программы на 2010 год выступают:
- реконструкция очистных сооружений в городах Гурьевске и Краснознаменске,
- создание комплекса по переработке твердых бытовых отходов в городе Гусеве;
- улучшение музейного дела в городах Советске, Озёрске и Светлогорске;
- организация семинаров и экспедиций с участием специалистов средних школ и учреждений дополнительного образования по тематике речных бассейнов;
- рекомендации по итогам научно-исследовательской работы по повышению эффективности проектирования польдерных систем и эксплуатации польдерных земель сельхозпроизводителями в едином регионе, охватываемом программой Соседства;
- проведение полноценного исследования потенциала развития ветро- и гидроэнергетики;
- организация постоянных контактов в сфере культуры, здравоохранения, туризма.
62. С 2010 года основным финансовым инструментом для развития приграничного сотрудничества является Европейский инструмент Соседства и Партнерства (ЕИСП), который позволяет вести серьезную работу по достижению более устойчивого развития экономики и социальной сферы в регионах, граничащих с Европейским союзом, на основе усиления регионального сотрудничества и кооперации. Программа приграничного сотрудничества ЕИСП "Литва, Польша, Россия 2007-2013" ориентирована на четыре цели:
- содействие экономическому и социальному развитию регионов программ;
- сотрудничество по преодолению общих вызовов;
- обеспечение эффективных и безопасных границ;
- содействие приграничному сотрудничеству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.