Федеральным законом от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской федерации "Об основах налоговой системы в Российской федерации" определены товары (работы, услуги), не облагаемые налогом с продаж. В перечне этих товаров предусмотрены лекарства без разделения их по назначению и по сфере применения, включая ветеринарию.
Законами отдельных регионов по-разному трактуется термин "лекарства". В связи с этим деятельность нашего предприятия по обеспечению животноводческого сектора, хозяйств агропромышленного комплекса медицинскими и ветеринарными препаратами (лекарственными препаратами, применяемыми организациями для выращивания и содержания скота, птицы и пр., а также населением - в ветеринарных целях для домашних животных) подлежит налогообложению налогом с продаж в одном регионе и не облагается в другом.
Облагаются ли налогом с продаж лекарственные препараты, применяемые в ветеринарных целях?
В соответствии с п.3 ст.20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 (ред. от 08.07.99) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость реализуемых за наличный расчет товаров (работ, услуг), указанных в абзаце втором данного пункта, а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. При установлении налога с продаж законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации Законом N 2118-1 предоставлено право определения льгот по данному налогу, установления дополнительного перечня товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.
Следовательно, расширение и уточнение перечня товаров (работ, услуг) первой необходимости, реализация которых не облагается налогом с продаж, согласно Закону N 2118-1 находится в ведении субъектов Российской Федерации. Поэтому при реализации товаров (работ, услуг) на территории каждого субъекта Российской Федерации необходимо учитывать установленные в регионе особенности по исчислению данного налога, по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации.
Согласно Закону N 2118-1 стоимость лекарств не является объектом налогообложения по налогу с продаж.
Термин "лекарство" был определен в терминологическом словаре (термины и смысловое содержание определений основных понятий в области лекарственных средств и клинической фармакологии), утвержденном приказом Минздрава СССР от 02.07.80 N 692. Под этим термином понималось фармакологическое средство, разрешенное уполномоченным на то органом соответствующей страны в установленном порядке для применения с целью лечения, предупреждения или диагностики заболевания у человека или животного.
Федеральным законом от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Федеральный закон о лекарственных средствах) и отраслевым стандартом "Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения", утвержденным приказом Минздрава России от 29.02.2000 N 82 (далее - отраслевой стандарт), определены термины "лекарственные средства" и "лекарственные препараты". Под ними соответственно понимаются "вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, микроорганизмов, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий" и "дозированные лекарственные средства" "в определенной лекарственной форме" (согласно отраслевому стандарту) или "готовые к применению" (из определения Федерального закона о лекарственных средствах).
Понятие лекарственного средства также было определено в действовавшем ранее Положении о ведении классификатора лекарственных средств, утвержденном приказом Минздрава России от 19.05.98 N 167.
Министерство здравоохранения Российской Федерации является единственным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за осуществление государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств в Российской Федерации. На него в соответствии со ст.10 Федерального закона о лекарственных средствах возложены полномочия по государственной регистрации лекарственных средств. В настоящее время официальным изданием Министерства здравоохранения Российской Федерации с этой целью является Государственный реестр лекарственных средств (по состоянию на 1 января 2000 г.), предназначенный для использования приведенных в нем данных в работе федеральных органов исполнительной власти, органов управления здравоохранением, учреждений здравоохранения, аптечных учреждений, предприятий оптовой торговли и предприятий, производящих лекарственные средства.
Таким образом, основанием для предоставления льготы по налогу с продаж по лекарственным средствам, получившим регистрационное удостоверение Министерства здравоохранения Российской Федерации, является помещение их в Государственный реестр лекарственных средств Минздрава России.
Минимальный перечень лекарств, не подлежащих налогообложению налогом с продаж, которые не могут быть исключены законодательными и нормативными актами субъектов Российской Федерации из перечня льготируемых товаров, определенных в п.3 ст.20 Закона N 2118-1, соответствует списку лекарственных средств, занесенному в раздел II главы 1 частей I и II Государственного реестра лекарственных средств. При этом изделия медицинского назначения, а также лекарственные препараты, используемые в ветеринарных целях, не включены в закрепленный на федеральном уровне перечень товаров, стоимость которых не облагается данным налогом.
Вместе с тем налог с продаж является региональным налогом, который устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации. Поэтому законодательные органы отдельных регионов могут воспользоваться своим правом установления дополнительного перечня товаров, не облагаемых данным налогом, и счесть возможным распространить льготу по уплате налога с продаж, например на расширенный перечень лекарственных средств и изделия медицинского назначения.
Следует также иметь в виду особенность налога с продаж (регионального налога), льготы по которому, установленные законодательным органом власти одного субъекта Российской Федерации, могут не являться таковыми на территории другого региона, не установившего идентичные льготы своим региональным законом.
М.А.Высоцкий,
советник налоговой службы II ранга
1 ноября 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99