Интернет. Правовое регулирование*(1)
В настоящее время весьма остро стоит проблема, связанная с правовым регулированием использования Интернета, так как соответствующая законодательная база практически отсутствует. Интернет все больше развивается, прочнее входя в нашу жизнь. Его все чаще используют для совершения сделок. Однако для действий, осуществляемых с помощью Интернета, каких-либо специальных нормативных актов до сих пор не принято. Потребность в урегулировании данной области уже давно назрела, поэтому из создавшейся ситуации был найден следующий выход. К отношениям, связанным с применением Интернета, все чаще применяют текущее российское законодательство.
Возникает вопрос: насколько необходимо регулирование правил пользования Интернетом специальными законодательными актами. Многие авторы утверждают, что издание таких актов вовсе не требуется, объясняя это, например, тем, что Интернет не отличается от средств массовой информации, а является их частью. Но это неверный подход. Получается, что если нет нормативных актов, регулирующих данную проблему, то и не надо - будем пользоваться уже имеющимися.
Думается, что такой взгляд на проблему не приемлем. Во-первых, для того чтобы деятельность, связанная с Интернетом, могла тем или иным способом развиваться, необходимо для начала понять, чем же является Интернет. Необходимо дать ему четкое определение. Очертить круг операций, которые могут выполняться в Интернете. На это могут возразить: "Вот с такого ограничения все и начинается! А Интернет потому и популярен, что в нем нет никаких ограничений". Однако так можно думать, если не знать всей глубины проблемы. А она заключается в том, что с помощью Интернета проводят очень много мошеннических операций. Приведем несколько примеров.
В письме от 20 января 2000 г. N ИБ-02/229 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг информирует, что в сети Интернет появилось большое количество сайтов, которые предлагают отечественным инвесторам возможность торговли акциями американских и иных иностранных эмитентов с использованием сети. Однако такое инвестирование денежных средств на иностранных фондовых рынках сопряжено с риском быть вовлеченным в различного рода мошеннические схемы. Одна из схем - "увеличить и сбросить". Этот вид рыночной манипуляции заключается в извлечении прибыли за счет продажи ценных бумаг, спрос на которые был искусственно сформирован. Манипулятор, называясь инсайдером или осведомленным лицом и распространяя зачастую ложную информацию об эмитенте, создает повышенный спрос на определенные ценные бумаги, способствует повышению их цены, затем продает ценные бумаги по повышенным ценам. После совершения подобных операций цена на рынке возвращается к исходному уровню, а рядовые инвесторы оказываются в убытке. Данная схема используется при недостатке или отсутствии информации о компаниях, ценные бумаги которых редко торгуются.
Другим примером мошенничества может служить "экзотическое предложение", т.е. распространение через Интернет предложения акций костариканской кокосовой плантации, имеющей контракт с сетью американских универмагов, с банковской гарантией получения через небольшой промежуток времени основной суммы инвестиций плюс 15% прибыли. Это предложение также является обманом.
Вот для того чтобы как можно реже ситуации такого рода возникали, необходимо установить ответственность, которая бы касалась именно мошенничества в рамках Интернета.
Однако, как уже было сказано, пока в Российской Федерации такие специальные законодательные акты отсутствуют, а Интернет продолжает функционировать, то регулировать его использование следует на основе уже имеющихся нормативных актов.
Среди нормативных актов, в той или иной степени касающихся регулирования правил применения Интернета, можно назвать следующие.
1. Законы, которые при определенном толковании могут быть применены к разным видам пользования Интернетом:
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации";
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных";
Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах";
Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи";
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене";
Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".
2. Международные договоры:
Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.;
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.;
Женевская всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.;
Стокгольмская конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г.;
Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г.
3. Другие нормативные акты:
Положение о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 265.
4. Письма:
письмо ФКЦБ России от 20 января 2000 г. N ИБ-02/229 "О возможных мошеннических схемах при торговле ценными бумагами с использованием сети Интернет";
письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11 мая 2000 г. N ВГ-6-02/361@*(2)
5. Проекты:
проект Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет";
проект Федерального закона "Об исполнении денежных обязательств по сделкам, совершенным с использованием специальных технологических средств";
проект Федерального закона "Об электронной цифровой подписи".
6. Арбитражная практика:
Постановление ФАС Московского округа от 20 марта 2000 г. по делу N КА-А40/1058-00;
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 мая 2000 г. N А56-787/00;
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 июня 1999 г. по делу N А52/746/99/2;
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 мая 1999 г. по делу N Ф04/945-188/А75-99;
Постановление ФАС Центрального округа от 24 ноября 1999 г. по делу N 192/5.
Кратко остановимся на каждом из указанных актов.
Начнем с Закона РФ "О средствах массовой информации". В настоящее время ведется широкая полемика по вопросу: является или нет Интернет средством массовой информации? Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным до тех пор, пока не будет дано полное корректное определение Интернета. Однако отсутствие законодательной базы позволяет сегодня рассматривать Интернет как СМИ. К такому выводу можно прийти, проанализировав основные характеристики средства массовой информации. Так, средство массовой информации представляет собой периодическое издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации. Поскольку сайт периодически обновляют, он является периодическим изданием. Далее рассмотрим, что понимается под иной формой периодического распространения массовой информации. Согласно ст.24 Закона РФ "О средствах массовой информации" к иным средствам массовой информации относятся периодические распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и хранящихся в их банках и базах данных, а равно иные средства массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Таким образом, Интернет можно отнести к средствам массовой информации.
Что это дает? При налогообложении СМИ предоставляется большое количество льгот и привилегий. Например, согласно п.6 ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль" не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации. В соответствии с подп."э" п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации продукции средств массовой информации. Следовательно, поскольку Интернет подпадает под понятие СМИ, то соответственно сайт подлежит налогообложению подобно средству массовой информации и ему предоставляется ряд льгот, которые установлены для средств массовой информации.
Обратимся теперь к Федеральному закону "О связи" и выясним, можно ли рассматривать Интернет как связь. Согласно этому Закону к федеральной связи относятся все сети и сооружения электрической и почтовой связи на территории Российской Федерации (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи).
В соответствии со ст.2 Закона под сетью электросвязи понимаются технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания.
Интернет можно определить как технологическую систему, обеспечивающую обмен информацией между ЭВМ. В результате к деятельности в Интернете применимо законодательство, которое применяется к связи. Так, согласно Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом налогообложения является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества организации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Согласно Положению о составе затрат N 552 в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются услуги связи, следовательно, услуги, предоставляемые в Интернете, включаются в себестоимость, если связаны с производственной деятельностью. Таким образом, налог на прибыль уменьшается на сумму затрат этих услуг.
Следовательно, Интернет можно рассматривать и как средство массовой информации, и как средство связи. Собственнику сайта более выгодно зарегистрировать сайт как средство массовой информации и не платить налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, т.е. два основных налога, но при этом не забывать хотя бы раз в год менять на этом сайте информацию. Пользователю Интернета выгоднее использовать Интернет в качестве средства связи. В этом случае если Интернет используется в производственной деятельности, то услуги по нему можно отнести на себестоимость и исключить из валовой прибыли и таким образом уменьшить налог на прибыль.
Еще одной проблемой, возникшей на данном этапе развития Интернета, является нарушение авторских прав. После того как произведение размещается на сайте, к нему имеет доступ неограниченное число пользователей Интернета. Произведение часто копируется, и дальнейшее его использование проследить невозможно. Между тем это произведение полностью или частично может публиковаться в печати, на других сайтах уже как собственное, тем самым нарушая авторское право его создателя. Таким образом, существует вероятность возникновения ситуации, когда будет необходимо доказывать свое авторство.
Согласно Закону РФ "Об авторских и смежных правах" для возникновения авторского права не требуется регистрация произведения, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Однако для обеспечения доказательства своего авторства, можно зарегистрировать произведение в соответствующем государственном органе. Так, авторские права можно зарегистрировать в Отделе регистрации программ при Российском агентстве по патентам и товарным знакам, если регистрируются программы, базы данных, продукт интеллектуального труда, подпадающий под понятие "промышленная собственность", и в Российском авторском обществе, если регистрируются литературные, художественные, музыкальные, фотографические, видео- и аудиовизуальные произведения, а также произведения науки и др.
В чем заключается преимущество такой регистрации? РАО и РосПАТЕНТ проводят депонирование и регистрацию авторских произведений, придерживаясь следующей процедуры. Подается заявка на регистрацию авторского произведения с приложением необходимых документов, в том числе оригинала произведения. Зарегистрированный оригинал возвращается вместе со Свидетельством автору, копия произведения и Свидетельства депонируются в архив. Таким образом, если возникают какие-либо споры по поводу авторства произведения, то свидетельство о регистрации подтверждает авторство. Однако необходимо учитывать, что для РАО и РосПАТЕНТа указанная регистрация не является основанием для отслеживания исполнения данного произведения и выплаты гонорара. Она играет только подтверждающую авторство роль, что ведет к избежанию большинства споров, возникающих на этой почве.
Помимо регистрации авторских прав все чаще возникает необходимость зарегистрировать доменное имя. Доменное имя в настоящее время практически отождествляется с названием фирмы или определенного фирменного продукта. Соответственно было бы разумным осуществлять защиту названия доменного имени как такового. Вопрос защиты доменного имени может быть решен с помощью положений Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". В этом случае имя домена следует зарегистрировать как товарный знак или знак обслуживания.
Согласно ст.5 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
Как указывается в ст.5 Закона, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Название сайта вполне соответствует определению, данному Законом товарному знаку. Оно обозначает конкретные услуги: предоставление электронного представительства пользователю на информационном ресурсе, предоставление оперативной информации по определенной тематике и программных продуктов для реализации удаленного доступа к базе данных ресурса.
По названию сайта мы также можем понять, какие товары (услуги) представляются на этом сайте, т.е. имя домена указывает на определенный товар (услугу). Таким образом, понятие "название сайта" соответствует даваемому законом термину "товарный знак".
Помимо защиты доменного имени с помощью регистрации его как товарного знака, возможна регистрация его в базе РосНИИРОС. При регистрации информация о домене и его администраторе заносится в центральную базу данных с целью обеспечения уникальности использования домена, а также получения прав на администрирование.
Однако во избежание самого спора следует регистрировать доменное имя как в базе РосНИИРОС, так и в РосПАТЕНТЕ как товарный знак. Практика судебных споров по этим делам в Российской Федерации уже сложилась. К примеру, в июне 1999 г. киноконцерн "Мосфильм" предъявил иск к НО РосНИИРОС о защите интеллектуальной собственности и запрете использования фирменного наименования. На момент предъявления иска РосНИИРОС делегировал права на использование доменного имени www.Mosfilm.ru третьему лицу, что мешало истцу создать свой сервер с именем, совпадающим с его фирменным наименованием. В результате судебного разбирательства иск был удовлетворен.
В это же время "Истман Кодак Компани" предъявила иск к предпринимателю без образования юридического лица Грундулу А. с участием третьего лица НО РосНИИРОС о пресечении нарушения прав на товарный знак. Истец требовал установить запрет на использование товарного знака "кодак", права на который принадлежат "Истман Кодак Компани", в наименовании доменного имени в сети Интернет - www.kodac.ru. Однако в исковых требованиях истцу было отказано. Таким образом, возможны разные исходы возникающих споров.
Как уже было сказано, нормативных актов, непосредственно регулирующих использование Интернета, в Российской Федерации пока нет. В 2000 г. были выпущены два разъяснительных письма, которые нормативными актами не являются. Письмо ФКЦБ России от 20 января 2000 г. N ИБ-02/229 "О возможных мошеннических схемах при торговле ценными бумагами с использованием сети Интернет" носит, скорее, предупредительный характер, поскольку описывает, какие мошеннические схемы используются в настоящий момент при торговле ценными бумагами с использованием сети Интернет. Письмо МНС России от 11 мая 2000 г. N ВГ-6-02/361@ сообщает порядок налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет.
Сейчас подготовлен проект Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет". Этот Закон должен закрепить правовые основы государственной политики в отношении развития и использования глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Российской Федерации. Им будут определены принципы нормативного регулирования соответствующих общественных отношений в Российской Федерации.
В законопроекте дано определение сети Интернет. Так, сеть Интернет - совокупность общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей, взаимодействие между которыми обеспечивается применением межсетевого протокола с одноименным названием. Раскрываются понятия "пользователь сети Интернет" и "оператор сети Интернет". Пользователь сети Интернет - лицо, имеющее доступ к получению услуг с использованием сети Интернет. Оператор сети Интернет - лицо, оказывающее услуги с использованием сети Интернет.
Однако данный проект еще требует доработки. Ограничиваться его принятием тоже нельзя. В Российской Федерации должно развиваться законодательство об Интернете, в частности, необходим закон, в котором были бы даны основные понятия этой области, урегулированы правоотношения и установлен порядок налогообложения.
А.В. Уханова,
аудиторско-консультационная фирма "ФБК"
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Предлагаем Вашему вниманию две статьи, в которых освещаются разные стороны достаточно сложной проблемы: правовое регулирование использования Интернета и бухгалтерский учет некоторых операций, связанных с ним.
*(2) См.: Новое в бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации//Сб. нормат. док. с коммент.- Вып. 13 (111).- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.- Прим. сост.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru