Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Итоги развития и современное состояние сферы реализации государственной программы
1. Транспорт как инфраструктурная отрасль в целом в последние годы удовлетворяет растущий спрос на перевозки пассажиров и грузов.
2. Начиная с 2001 года перевозки пассажиров воздушным транспортом стабильно растут. Если в 2002 году по количеству перевезенных в дальнем следовании пассажиров железнодорожный транспорт почти в 4 раза превосходил воздушный, то к 2004 году эти показатели практически сравнялись, а начиная с 2005 года большее количество пассажиров перевозится воздушным транспортом.
3. Количество пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, приведено в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Количество по годам (тыс. чел.) |
||||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1. |
Количество пассажиров, перевезенных воздушным транспортом |
243 |
276 |
526 |
639 |
665 |
732 |
1098 |
1875 |
1163 |
4. В зависимости от сезона авиаперевозок регулярные рейсы из г. Калининграда выполняют до 14 авиакомпаний (в том числе российских - 7, иностранных - 7). Прямые рейсы выполняются в 13 городов (в том числе по России - в 2 города, по СНГ - в 7 городов, международные - в 4 города).
5. С 2004 года проводится реконструкция аэропорта "Храброво" в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". В результате завершения первой очереди реконструкции аэродрома и проведения работ по усилению взлетно-посадочной полосы, строительству новой рулежной дорожки и увеличению ширины существующих рулежных дорожек, по установке оборудования для повышения категорийности аэродрома расширены возможности по приему магистральных воздушных судов различных типов, а пропускная способность аэродрома увеличилась до 12 взлетов-посадок воздушных судов в час.
6. В 2008 году введена в строй первая очередь аэровокзала площадью 12,4 тыс. кв. м. Обеспечивается пропускная способность до 400 пассажиров в час.
7. С целью повышения доступности перевозок авиационным транспортом с 2011 года реализуется программа субсидирования из федерального бюджета авиаперевозок жителей Калининградской области на основную территорию Российской Федерации. Условия, по которым она осуществляется, регулируются ежегодными постановлениями Правительства Российской Федерации. В 2013 году предусмотрено осуществление воздушных перевозок пассажиров - граждан Российской Федерации - из города Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении по специальному тарифу в салоне экономического класса воздушного судна.
8. Участки Калининградской железной дороги, по которой в Калининградскую область завозится более 80% грузов, входят в состав ответвлений трансъевропейского транспортного коридора N 1-А "Рига - Калининград - Гданьск", обеспечивающего выход грузопотоков в страны Балтии, Польшу, Германию, Финляндию, и трансъевропейского транспортного коридора N 9-Д "Киев - Минск - Вильнюс - Калининград", обеспечивающего выход грузопотоков в центральные и восточные районы страны и соединяющего с портовыми терминалами Калининградской области.
9. Уникальность железной дороги заключается в наличии участков двойной колеи: европейской шириной 1435 мм и российской шириной 1520 мм, которые выходят в Польшу из г. Калининграда до станции Бранево и из г. Черняховска до станции Скандава, что позволяет отправлять и принимать грузы из России и стран СНГ в Европу и в обратном направлении без перестановки колесных пар.
10. В силу сложившихся исторических реалий и особенностей географического положения Калининградской области транспортировка грузов в калининградском направлении напрямую зависит от транзитных политик Литовской Республики и Республики Беларусь.
11. Неблагоприятная ситуация с уровнем железнодорожных тарифов на перевозки грузов в калининградском направлении, в том числе из-за ежегодного постоянного повышения тарифов Прейскуранта 10-01 и пересмотра тарифов в сторону увеличения транзитными Литовской и Белорусской железными дорогами, привела к резкому падению объемов перевозки и перевалки грузов через калининградский транспортный узел.
12. При прочих равных условиях предприятия Калининградской области оказались в дискриминационном положении по отношению к предприятиям, расположенным на основной территории России, по уровню транспортных расходов в цене товара.
13. Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом в калининградском направлении приведен в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Наименование показателя |
Количество по годам (млн. т) |
||||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1. |
Количество грузов, перевезенных железнодорожным транспортом |
18,5 |
18,4 |
19,1 |
19,4 |
18,5 |
12,7 |
15,5 |
14,7 |
13,4 |
14. Данные обстоятельства оказывают отрицательное влияние на экономическое развитие Калининградской области и России в целом и требуют принятия соответствующих решений на уровне Правительства Российской Федерации.
15. Правила и условия, регламентирующие порядок осуществления пассажирских перевозок железнодорожным транспортом между Калининградской областью и основной территорией России, существенно отличаются от правил и условий, регламентирующих внутригосударственные перевозки в Российской Федерации и на территории Таможенного союза.
16. Для следования в (из) Калининградскую(ой) область(и) транзитом через территорию Литовской Республики наземными видами транспорта гражданам Российской Федерации необходимо иметь заграничные паспорта и визы. Наряду с указанными дополнительными требованиями сдерживающими факторами использования данного вида транспорта являются временные задержки, связанные с ожиданием прохождения контрольных процедур в российских и литовских пунктах пропуска при пересечении государственной границы.
17. В федеральном бюджете на соответствующий плановый период предусматриваются субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении между Калининградской областью и другими регионами Российской Федерации.
18. Количество пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования, приведено в таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
Наименование показателя |
Количество по годам (млн. чел.) |
|||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1. |
Количество пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования |
0,74 |
0,64 |
0,61 |
0,60 |
0,54 |
0,58 |
19. Пригородное железнодорожное пассажирское сообщение в Калининградской области осуществляется по следующим направлениям: Зеленоградск, Светлогорск, Пионерский Курорт, Нестеров, Мамоново, Багратионовск, Балтийск, Советск, Черняховск.
20. Действующая сеть пригородного железнодорожного сообщения в Калининградской области связывает все муниципальные образования и обеспечивает в полном объеме потребность населения в пассажирских перевозках.
21. Из общего числа перевозимых пассажиров практически половину составляют льготные категории граждан.
22. Количество пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, приведено в таблице 4.
Таблица 4
N п/п |
Наименование показателя |
Количество по годам (млн. чел.) |
||||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1. |
Количество пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом в пригородном сообщении |
4,56 |
6,01 |
7,00 |
5,43 |
5,64 |
4,92 |
2,55 |
2,66 |
2,71 |
23. В результате проведенной структурной реформы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") из ведения Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - выделено открытое акционерное общество "Калининградская пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "КППК"), которое с 01 января 2011 года осуществляет деятельность по перевозке пассажиров в пригородном сообщении.
24. В течение 2010-2011 годов Правительством Калининградской области и Калининградской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД" проведена работа по оптимизации расходов от деятельности в пригородном сообщении, в результате чего на территории Калининградской области были сокращены параметры расписания движения пригородных поездов с целью уменьшения убытков созданной пригородной компании.
25. Сохранение и развитие пригородного железнодорожного сообщения в Калининградской области имеет большое социальное значение, является необходимым условием для реализации задач, определенных Государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 461-р.
26. В законе об областном бюджете на соответствующий год и на плановый период перевозчику предусматриваются субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления тарифов на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки ниже экономически обоснованного уровня, а также в целях компенсации части потерь в доходах от установления льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся (студентов) образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
27. Порт Калининград является единственным незамерзающим портом России на Балтийском море и имеет выгодное географическое положение - расстояние до крупнейших портов на Балтике составляет от 300 до 700 км. Порт соединен с Балтийским морем Калининградским морским каналом длиной 43 км, шириной 80-150 м и глубиной от 9 до 10,5 м.
28. Габариты участка канала от входных молов в г. Балтийске до терминала закрытого акционерного общества "Содружество-Соя" (23 км) позволяют проходить по нему судам с длиной 205 м и грузоподъемностью до 30 тыс. т.
29. Габариты участка канала от терминала закрытого акционерного общества "Содружество-Соя" до терминалов в г. Калининграде (20 км) позволяют проходить судам с длиной 170 м и грузоподъемностью до 16 тыс. т.
30. В основную номенклатуру грузов, перерабатываемых портовым комплексом Калининградской области, входят нефть и нефтепродукты, уголь, кокс, лесные грузы и грузы лесопереработки (пиломатериалы, фанера, целлюлоза, бумага), черные металлы, ферросплавы, минеральные удобрения (жидкие, навалом и в различной упаковке), рефрижераторные грузы (мясо, рыба, масло, фрукты), зерно, грузы в контейнерах и колесная техника.
31. Порт связан контейнерными линиями с портами Голландии, Великобритании, Германии, Польши и Литвы.
32. На железнодорожном паромном комплексе в г. Балтийске обслуживаются линии Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга и Балтийск - Засниц - Балтийск.
33. Пропускная способность грузовых терминалов порта Калининград составляет более 40,0 млн. т грузов в год. Вместе с тем в результате проведения несбалансированной тарифной политики, не учитывающей географического положения Калининградской области в совокупности с сильной зависимостью конкурентоспособности транспортного комплекса от транзитных тарифных политик железных дорог Литвы и Белоруссии, при общей ежегодной тенденции увеличения объемов перевалки грузов через российские порты объемы перевалки грузов через порт Калининград ежегодно снижаются.
34. Количество грузов, переработанных портовым комплексом, приведено в таблице 5.
Таблица 5
N п/п |
Наименование показателя |
Количество по годам (млн. т) |
||||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1. |
Количество грузов, переработанных портовым комплексом |
14,0 |
14,6 |
15,2 |
15,6 |
15,4 |
12,4 |
13,8 |
13,4 |
12,7 |
35. Дополнительные факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность порта Калининград:
1) наличие Калининградского морского канала длиной 43 км;
2) ограничения по заходу в порт судов грузоподъемностью до 30 тыс. т;
3) одностороннее движение по каналу;
4) ограничения по заходу в канал судов при силе ветра более 15 м/с;
5) необходимость транзитной перевозки грузов по территориям иностранных государств (Литвы и Белоруссии).
36. По территории Калининградской области проходят два ответвления трансъевропейских транспортных коридоров, что позволяет говорить о формальной интеграции Калининградской области в европейскую транспортную систему:
1) N 1-А Рига - Калининград - Гданьск маршрута N 1 Хельсинки - Таллинн - Рига - Каунас - Варшава ("Виа Балтика");
2) N 9-Д маршрута N 9 Киев - Минск - Вильнюс - Каунас - Клайпеда/Калининград.
37. Протяженность ответвления N 1-А Рига - Калининград - Гданьск по территории Калининградской области составляет 164 км. В его состав входят основные трассы области: Гвардейск - Неман (62 км), Калининград - Черняховск - Нестеров на участке Калининград - Талпаки (53 км), Южный обход г. Калининграда (участок 9 км), Калининград - Мамоново-II (пос. Новоселово) - граница Республики Польша (40 км). По этому направлению осуществляются транспортные связи со странами Балтии, г. Санкт-Петербургом, Финляндией, а также с Польшей, Германией и другими странами.
38. Ответвление коридора N 9-Д проходит по главной автомагистрали Калининградской области - автодороге федерального значения "Калининград - Черняховск - Нестеров до границы с Литовской Республикой" протяженностью 142,4 км. При этом участок Калининград - Талпаки (53 км) является совмещенным с ответвлением коридора N 1-А. Данная трасса соединяет международный пограничный переход на границе России с Литвой (Чернышевское - Кибартай) с областным центром, портами и автодорогами, ведущими к границе с Польшей, а также обеспечивает выход грузопотоков в другие регионы Российской Федерации.
39. Общая протяженность автомобильных дорог Калининградской области по состоянию на 01 января 2012 года составляет 6874,7 км, в том числе:
1) федерального значения - 203,8 км - 2 автодороги А-229 "Калининград - Черняховск - Нестеров - граница с Литовской Республикой", А-216 "Гвардейск - Неман - граница с Литовской Республикой";
2) регионального и межмуниципального значения - 4456,4 км (всего 428 автодорог, перечень которых утвержден постановлением Правительства Калининградской области от 10 мая 2011 года N 328 "О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Калининградской области");
3) местного значения - 2222,1 км (согласно данным Калининградстата).
40. Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения по категориям:
1) I категории - 26,7 км;
2) II категории - 127,4 км;
3) III категории - 1208,1 км;
4) IV категории - 2046,3 км;
5) V категории - 1047,9 км.
41. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения в Калининградской области составляет 309 км на 1000 км2 территории и значительно превышает среднероссийский уровень (67 км/тыс. км2).
42. Все дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Калининградской области имеют твердое покрытие и большое количество искусственных дорожных сооружений (мостов, путепроводов, водопропускных труб и т.п.). Всего на автомобильных дорогах общего пользования в Калининградской области числится 686 мостов и 4777 водопропускных труб.
43. Вместе с тем при наличии высокой плотности сети автомобильных дорог Калининградской области около 70% дорог регионального или межмуниципального значения не соответствуют нормативным требованиям современного движения из-за недостаточной ширины проезжей части, малых радиусов поворотов, наличия на обочинах деревьев.
44. Основная доля автомобильных дорог в Калининградской области имеет по одной полосе движения в каждом направлении, что уже сейчас не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность автомобильных дорог, безопасное и высокоскоростное обслуживание современных большегрузных транспортных средств.
45. В условиях постоянно возрастающей автомобилизации населения на фоне диспропорции между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети Калининградской области, не рассчитанной на современные транспортные потоки, возникает проблема дорожно-транспортного травматизма.
46. С учетом социальной остроты проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Калининградской области в 2008-2012 годах реализовывалась целевая программа Калининградской области "Повышение безопасности дорожного движения в 2008-2012 годах", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 21 августа 2008 года N 568.
47. В результате реализации данной программы в 2012 году по сравнению с 2004 годом ежегодное количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 4,8%, число раненых в результате дорожно-транспортных происшествий сократилось на 2,1%, число погибших - на 26%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.